Банкротство

Порядок расчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов

08.06.2020

С 2020 года порядок обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) претерпел изменения. Напомним, к ТКО относятся непосредственно отходы, производимые физическим лицом и товары, утратившие характеристики. Утилизация таких отходов регламентируется федеральным законом 89-ФЗ.

Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве

Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.

Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально.

Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.

По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.

Противоречия в законе: что относится к ТКО

В перечень коммунальных отходов не включен мусор, образующийся на придомовой территории. В Федеральном классификаторе каталога отходов есть перечень, утвержденный Росприроднадзором. Он регламентируется приказом №242 и включает в себя:

  • уличный мусор;
  • отходы растительные, образующиеся при уходе за зелеными насаждениями;
  • мусор и смет от уборки объектов благоустройства, скверов, парков, зон отдыха.

В законе №89-ФЗ отсутствует упоминание о мусоре, который образуется на придомовой территории. В связи с этим возникает противоречие, и региональные операторы отказываются вывозить уличный мусор и смет. Верховный суд и антимонопольная служба однозначно относят такой мусор к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация придомовых отходов входит в обязанности региональных операторов.

Что содержит новая форма отчетности по ТКО

Статистическая форма отчетности по отходам утверждена приказом Росстата №766 от 12.12.2019.

Содержит следующие сведения об отходах:

  • образование;
  • обработка;
  • вывоз;
  • утилизация;
  • размещение;
  • обезвреживание.

Новая форма 2-ТП предоставляется региональным оператором, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами каждый отчетный период, но не позднее 1 февраля.

Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО

Разъяснение по услуге «обращение с ТКО»

Как обращаться с «обращением с ТКО»?

В феврале 2019 года жители Подмосковья впервые получили квитанции на оплату услуги  «обращение с ТКО». Новая строка в платежных документах – это часть масштабной реформы всей системы утилизации и переработки мусора, стартовавшей в Московской области. Изменения в порядке обращения с отходами повлекли за собой и изменения в порядке оплаты этой услуги.

Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»?

В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию отходов в регионе, каждый – в своем кластере.

Их перечень утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ.

Однако для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (ТСЖ, жилищный кооператив), если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.

  • В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?»
  • Плата за вывоз мусора входила составной частью в плату за содержание жилого помещения, однако с января 2019 года порядок изменился: вывоз мусора из категории жилищных услуг перешел в коммунальные, не входит в расчет стоимости содержания помещения и отражается в платежных документах отдельной строкой – «обращение с ТКО».
  • Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получит житель, зависит от места его проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым

Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО».

Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры.

В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».

Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт». Абонент вправе оплачивать услуги «электроснабжение» и «обращение с ТКО» вместе или отдельно, перечисляя средства напрямую на расчетные счета поставщиков услуг, номера счетов которых указаны в платежных документах.

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов?

Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), объема накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.

Объем накопления отходов, в свою очередь, в Московской области складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных» к площади жилого помещения, а не к количеству зарегистрированных жильцов.

В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО»  указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: объем накопления (0,114 куб. м на кв. м) умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).

Льготы.

Обращение с ТКО – коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций.

Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты (единые выплатные центры).

В свою очередь, органы соцзащиты производят выплаты компенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан.

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений?

Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома. Скидка в размере 70%  установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.

  1. Калькулятор стоимости услуги «Обращение с ТКО».
  2. На сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области размещен калькулятор размера платы за услугу.
  3. Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома?

Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почте ecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора.

Также абонент может обратиться в клиентский офис МосОблЕИРЦ с заявлением о внесении изменений в лицевой счет плательщика и предоставить документы, определяющие площадь помещения. 

Что делать, если услуга «обращение с ТКО» оказывается ненадлежащим образом (мусор не вывозится, вывозится нерегулярно, нет баков для раздельного сбора отходов)?

При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Законодательство устанавливает возможность перерасчета платы за услугу при нарушении ее качества.

В этом случае необходимо направить претензию в адрес поставщика услуги (это может быть управляющая организация или региональный оператор) с обоснованным требованием перерасчета.

Если исполнителем услуги «обращение с ТКО» по договору является управляющая организация, она выдвигает требования о перерасчете непосредственно в адрес регионального оператора.

По вопросам условий предоставления услуги «обращение с ТКО» и порядку вывоза мусора жители Московской области могут обращаться напрямую к своему региональному оператору  +7 800 511 76 72

По вопросам обращения с отходами можно звонить на «горячую линию»  Министерства ЖКХ Московской области 8 495 123 36 46. Кроме того, на сайте Министерства размещены ответы на часто задаваемые вопросы по раздельному сбору мусора.

Предельные единые тарифы за обращение с ТКО

http://mgkh.mosreg.ru/deyatelnost/obrashenie-s-tvyordymi-kommunalnymi-otkhodami

Калькулятор расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО

С октября с.г. Правительством Московской области утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

С нового года в единых платежных документах появится отдельная коммунальная строка «вывоз коммунальных отходов», размер суммы в этой строке будет зависеть от нескольких факторов, в том числе, от того, где в Подмосковье проживает плательщик жилищно-коммунальных услуг.

Читайте также:  Что делать дольщикам, если застройщик объявлен банкротом? Долевое строительство. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ

Расчет стоимости услуг регионального оператора за вывоз коммунальных отходов складывается из нескольких величин. Во-первых, из базовой единицы измерения, она зависит от категории отходообразователей, это могут быть как собственники многоквартирного жилого фонда, индивидуального жилищного строительства, так и торговые сети, соц. учреждения и т.д.

, поэтому данная величина измеряется либо в квадратных метрах жилья, либо в сотрудниках и рабочих местах. Во-вторых, в формулу расчета входит норматив накопления в кубических метрах, он устанавливается на год уполномоченным органом, на 2019г. утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования московской области от 02.10.

2018 № 607-РМ «Об утверждении норм накопления ТКО».

«Размер платы за услуги своего регионального оператора по вывозу ТКО зависит от того, на какой территории / кластере производятся отходы. У каждого кластера имеется свой региональный оператор, для которого установлен предельный экономически обоснованный единый тариф за обращение с ТКО. К примеру, собственник, проживающий в двухкомнатной квартире площадью 54 кв.м.

в многоквартирном жилом доме, расположенном в Воскресенске (тариф 787 руб./м.куб.), будет платить на 101,52 руб. больше, рост платы составит всего 1,16%. Кстати, узнать к какому кластеру принадлежит район жители могут на сайтах своих администраций, — продолжает Евгений Хромушин.

Всего в Подмосковье выделено семь кластеров, по количеству региональных операторов, прошедших региональный конкурсный отбор.

Алексинский кластер обслуживается ООО «Экопромсервис», Воскресенский — ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», Каширский кластер обслуживается ООО «Каширский региональный оператор», Ногинский — ООО «Хартия», Рузский — ООО «Рузский региональный оператор», Сергиево-Посадский — ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» и Чеховский кластер обслуживает ООО «МСК-НТ». (см. таблицу 1).

ПРИМЕР: собственник, проживающий в двухкомнатной квартире площадью 54 кв.м. в многоквартирном жилом доме, расположенном в Воскресенске (кластер Воскресенский — тариф 787 руб./м.куб.), будет платить из расчета: 8 733 руб.

 (размер ЕПД) — 302,4 руб. (5,6 руб. – тариф, утвержденный на сегодня в Воскресенске х 54 кв.м.) + 403,92 (7,48 руб / кв.м – актуальный тариф рег оператора х 54 кв.м) = 8 834,52 руб. (+101,52 руб.

) , размер платы за ТКО увеличится всего на 1,16%.

Отметим, что с нового года Подмосковье переходит на новую систему обращения с отходами, в т.ч, раздельный сбор твердых коммунальных отходов, с января каждый собственник квартиры или частного домовладения лично или через свою управляющую организацию обязан заключить договор с компанией — региональным оператором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Переход будет осуществлён на двухконтейнерную систему сбора ТКО: в каждом дворе и домовладении на специально оборудованных контейнерных площадках появятся разноцветные серые и синие баки-контейнеры со специальной маркировкой: с бананом для мокрых / органических отходов и с бутылкой для сухих отходов.

Далее отходы будут вывозится региональными операторами, различными по составу отходов мусоровозами.

«Осознанный переход собственников на раздельный сбор отходов, будет сопровождаться яркой информационной кампанией по региональному и муниципальному телевидению в прессе и социальных сетях, так как он не возможен без понимания человеком конкретных преимуществ нового подхода, без знания каждым того, какова дальнейшая судьба мусора после того как его увезли на сортировку, вплоть до захоронения на полигоне и рекультивации», — сообщил Евгений Хромушин, министр ЖКХ Московской области.

Для того, чтобы как минимум вдвое уменьшить объёмы захоронения ТКО, в регионе сегодня ведется интенсивная работа по строительству новых современных комплексов и заводов по переработке отходов.

Два современных комплекса по сортировке и переработке ТКО уже построены и работают в Зарайске и Серебряных прудах, третий комплекс будет введен в эксплуатацию в Рошале конце этого года.

Всего в Московской области по программе Правительства Московской области будет введено в эксплуатацию 16 предприятий по переработке ТКО, в том числе 12 комплексов с применением технологии глубинной сортировки и 4 завода с использованием технологии термического обезвреживания и попутной выработкой электроэнергии.

«На сегодня два завода в Зарайске и Серебряных прудах уже введены в эксплуатацию, они сортируют сухие отходы и компостируют мокрые органические отходы.

Новые, высокотехнологичные предприятия по переработке ТКО позволят Московской области решить главную задачу, во-первых, сократить объём захоронения ТКО фактически в два раза, так как все твёрдые коммунальные отходы будут поступать на заводы по переработке отходов.

Половина из них будет полностью перерабатываться, в том числе 20% отходов — полезные фракции (металл, стекло, пластик, бумага) получат «вторую жизнь» и отправятся на производство новых товаров из вторсырья. 30% — органические или пищевые отходы подвергнутся компостированию.

А вот вторая половина ТКО, так называемые не перерабатываемые «хвосты», после обезвреживания, подвернутся бережному захоронению. Во-вторых, с 2021 года будут направляться на заводы переработки ТКО, применяющих технологию термической обработки. Все это позволит в ближайшие годы полночью закрыть устаревшие полигоны», — заключил Евгений Хромушин.

Таблица 1.

№ п/п Зона деятельности Региональный оператор Предельные единые тарифы руб./куб.м. без НДС
1 Алексинская ООО «Экопромсервис» 744,33
2 Воскресенская ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» 656,06
3 Каширская ООО «Каширский региональный оператор» 729,94
4 Ногинская ООО «Хартия» 616,39
5 Рузская ООО «Рузский региональный оператор» 791,30
6 Сергиево-Посадская ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» 721,75
7 Чеховская ООО «МСК-НТ» 663,78

МосОблЕИРЦ разъясняет порядок начислений и расчетов за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в городском округе Домодедово

  • 4 апреля 2019

    Что изменилось? С 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключается из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Услуга «обращение с ТКО» переходит из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой.

    Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»? В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию отходов в Московской области.

    Их перечень утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ.

    В Домодедово услуги по вывозу мусора осуществляет ООО «Каширский региональный оператор».

    Для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги «обращение с ТКО» остается управляющая организация, если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.

    В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?» Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получает абонент, зависит от места его проживания.

    Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.

    Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО».

    Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры.

    В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».

    Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт».

    Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов? Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), норматива накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.

    Объем накопления отходов, в свою очередь, складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных» к площади жилого помещения.

    В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: тариф умножается на объем накопления (0,114 куб. м на кв. м), умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).

    Для жителей Домодедово все данные по произведенным оплатам за предыдущие месяцы (периоды) будут учтены при расчете начислений и отразятся в платежных документах, которые жители получат в первых числах мая.

    Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений? Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома.

    Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.

    Читайте также:  Претензия туроператору на возврат денег: образец и порядок подачи претензии

    Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома? Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почте ecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора – г. Домодедово ул. Текстильщиков д.1 Б офис 201

    • Также абонент может обратиться в клиентский офис МосОблЕИРЦ с заявлением о внесении изменений в лицевой счет плательщика и предоставить документы, определяющие площадь помещения.
    • Основания для перерасчета платы за услугу «обращение с ТКО». Законодательство предусматривает перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе по следующим основаниям:
    • — в связи с временным отсутствием потребителя;
    • — в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами.

    Размер платы за услугу «обращение с ТКО» в Московской области определяется исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающий. Таким образом. перерасчет платя за услугу в связи с временным отсутствием потребителя в помещении не предусмотрен.

    Во втором случае, когда коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывалась за расчетный период в неполном объеме или не оказывалась вовсе, потребитель вправе требовать изменения платы вплоть до полного освобождения от ее внесения — в соответствии с положениями глав IX, X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов (утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

    При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя и направляет претензию с обоснованным требованием перерасчета. Исполнителем услуги, в зависимости от договорных условий, может быть управляющая организация или региональный оператор по обращению с ТКО.

    На основании обоснованного требования потребителя исполнитель услуги производит корректировку потребленного объема услуги и направляет соответствующую информацию в адрес платежного агента – МосОблЕИРЦ, с указанием необходимости проведения перерасчета.

    На основании этой информации МосОблЕИРЦ формирует платежный документ с актуальной информацией по услуге «обращение с ТКО».

    Льготы.

    Услуга по обращению с ТКО переводится из жилищной в коммунальную

    Утверждены правила оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядок заключения договоров на ее оказание и порядок расчетов, а также исключение из состава содержания общего имущества в многоквартирном доме сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Соответствующее Постановление Правительства от 27 февраля 2017 года №232 инициировано Минстроем России.

    Согласно документу, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов вводится отдельная глава, посвященная взаимоотношениям потребителей, управляющих организаций и регионального оператора по обращению с ТКО. Одновременно услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов исключаются из состава работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и соответственно из состава платы за жилищную услугу.

    «Постановление Правительства вносит изменения в жилищное законодательство: услуги по обращению с ТКО переводятся из жилищной в коммунальную. Теперь к утилизации отходов будут применяться правила и требования наравне с другими коммунальными услугами. Это относится и к обязанностям потребителей, и к обязанностям управляющих компаний.

    Подчеркну, что это не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета», — прокомментировал Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

    Так, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении (более 5 полных календарных дней подряд) осуществляется перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО в общем порядке.

    Министр пояснил, что также документом определен порядок расчета размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    По умолчанию он будет вычисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

    При этом, региональные власти могут принять решение об оплате коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения.

    • При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размер платы может определяться исходя из фактического количества контейнеров с сортированными и несортированными отходами, что позволит снизить общий размер платы за оказанную услугу.
    • Замглавы ведомства Андрей Чибис добавил, что принятием Постановления вводятся параметры качества услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за несоблюдение которых региональный оператор несет ответственность, а также отметил, что при расчете предельного индекса, который ограничивает размер коммунальных услуг, теперь будет учитываться и обращение с отходами.
    • Изменения, утвержденные постановлением, будут применяться со дня начала деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

    Минстрой разъяснил, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО

    • Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 февраля 2020 г. N 2823-ОГ/04 «О разъяснении вопросов, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами»
    • Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение по вопросам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), и сообщает следующее.
    • Частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

    — Реклама —

    Порядок заключения договора предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО).

    Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил № 354.

    В соответствии с положениями жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил № 354).

    В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.

    В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

    Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

    При этом следует отметить, что согласно положениям статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

    № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

    Указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (далее — Правила № 505).

    Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, в соответствии с которым коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

    • нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
    • количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

    Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.

    Согласно пункту 148 (30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО — расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

    При принятии органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о раздельном накоплении ТКО на соответствующей территории субъекта Российской Федерации в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, должна быть сформирована схема потоков ТКО с учетом введения раздельного накопления ТКО в установленном порядке.

    Отмечаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

    Читайте также:  Увольнение учителя спортивной школы

    Как рассчитать плату за обращение с ТКО

    С 1 января 2019 года порядок расчета платы за услугу по вывозу мусора изменился. Дело в том, что вывоз ТБО перешел в коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Для трех регионов изменения перенесли, остальным разрешили действовать по ситуации. В рекомендации мы разобрали три способа расчета платы за услугу, по каждому привели примеры.

    Порядок изменения платы за содержание жилья

    С момента, как в вашем регионе начнет действовать региональный оператор по обращению с ТКО, исключите расходы на вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения. Коммунальную услугу по обращению с ТКО укажите в платежном документе отдельной строкой.

    Размер расходов по вывозу ТБО определите по смете работ и услуг по содержанию общего имущества МКД или по расшифровке к плате за жилое помещение, которую утвердил орган местного самоуправления. Уменьшите плату за содержание жилого помещения пропорционально составляющей расходов на вывоз ТБО.

    Внимание: порядок предоставления КУ по обращению с ТКО и расчета платы за нее регламентирован главой ХV(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

    Договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО не является договором ресурсоснабжения, его считают специальным видом договора предоставления КУ.

    Такой договор регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

    Вы можете не уменьшать размер платы за содержание жилья на сумму вывоза мусора в двух случаях:

    •          если такое решение примут собственники помещений на общем собрании;
    •          если в договоре управления есть условие о возможности перераспределить составляющую платы по вывозу мусора на другие работы по содержанию общего имущества дома.

    Об изменениях предупредите жителей за 30 дней до выставления квитанции.

    Порядок оплаты услуги по обращению с ТКО

    Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регоператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из трех способов: по количеству граждан, по площади помещения или дифференцированно. Порядок расчетов для каждого региона определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.

    Способ 1. Расчет платы по количеству граждан

    Способ 1. Расчет платы по количеству граждан. При таком способе плату рассчитывают на каждого гражданина, который проживает в помещении.

    Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников квартиры.

    Такой порядок установлен пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

    Пример: расчет платы по количеству граждан

    УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

    •          тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
    •          годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 2,6 куб. м/чел.;
    •          количество потребителей, которые проживают в квартире № 30, – 3 чел.

    Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:

    650,4 × (2,6 : 12) × 3 = 409,75 руб.

    Размер платы за ТКО – 409,75 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

    Чтобы установить, сколько граждан проживает в квартире, можно провести осмотр помещения и составить по его результатам акт. Пример такого акта мы показали на рисунке.

    Способ 2. Расчет платы по площади помещения

    Способ 2. Расчет платы по площади помещения. В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.

    Пример: расчет платы по площади помещения

    УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

    •          тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
    •          годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 0,087 куб. м;
    •          площадь квартиры № 30 – 65 кв. м.

    Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:

    650,4 × (0,087 : 12) × 65 = 306,5 руб.

    Размер платы за ТКО составил 306,5 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

    Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов

    Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов. При раздельном сборе ТКО плату определяйте по объему контейнеров.

    В расчете используйте сумму объемов всех контейнеров, которые предназначены для раздельного сбора.

    Просчитанный объем умножайте на тариф и количество проживающих лиц или площадь помещения – в зависимости от способа расчета, который утвержден в вашем регионе.

    Пример: расчет платы при раздельном накоплении ТКО

    УО нужно рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

    •          тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
    •          количество зарегистрированных в квартире № 30 лиц – 3 чел.;
    •          расчетное количество лиц, которые могут получать услугу, – 200 чел.;
    •          три контейнера объемом 0,8 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период;
    •          пять контейнеров объемом 1,1 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период.

    Чтобы определить объем мусора, УО сложила объемы всех контейнеров, которые вывез регоператор:

    (3 × 0,8) + (5 × 1,1) = 7,9 куб. м.

    Затем тариф, полученный объем вывезенного мусора и соотношение количества проживающих в квартире к общему количеству всех жителей в МКД перемножили:

    650,4 × 7,9 × (3 : 200) = 77,07 руб.

    Размер платы за ТКО – 77,07 руб. Такую плату УО выставит только за расчетный период. В следующем месяце размер платы нужно рассчитать снова исходя из объема вывезенного мусора.

    Внимание: тариф на услугу по обращению с ТКО ФАС может признать незаконным

    Комиссия ФАС признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО. В ходе проверки инспекторы выявили, что в тариф заложили затраты на сжигание мусора и завысили численность персонала регоператора. В результате тариф превысил экономически обоснованный уровень.

    Службу по тарифам обязали устранить нарушения и установить обоснованный размер тарифа.

    Подобные проверки обоснованности предъявляемых населению сумм для оплаты услуг за вывоз ТКО проводят по всей стране. Во многих областях тарифы уже снизили.

    Порядок перерасчета платы

    В двух случаях придется сделать перерасчет платы по услуге по обращению с ТКО: житель отсутствовал в помещении и услугу оказали некачественно. Рассмотрим каждый случай подробно.

    Перерасчет в связи с временным отсутствием. Сделайте перерасчет платы, если житель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд. Плату уменьшите на основании:

    •          письменного заявления жителя о перерасчете. Такое заявление житель должен подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру;
    •          документа, который подтвердит отсутствие жителя в помещении. Это может быть, например, копия командировочного удостоверения, счет об оплате проживания в гостинице, справка из стационара и т. д.

    Такой порядок установлен пунктами 148(22), 148(44) Правил № 354.

    Перерасчет в связи с оказанием некачественной услуги. Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Такое право закреплено в пункте 148(45)Правил № 354.

    Основанием для перерасчета платы станет акт, которым зафиксировали факт ненадлежащего оказания услуги.

    Перерасчет платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет ее регоператору. Если регоператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, обратитесь в надзорные органы. Жалобу на ненадлежащие услуги рассмотрят:

    •          Росприроднадзор – если региональный оператор нарушает условия лицензии или создает проблемы в области экологии и охраны окружающей среды;
    •          Роспотребнадзор – при нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил;
    •          государственный орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором, – проверит нарушения условий соглашения по обращению с ТКО;
    •          региональная энергетическая комиссия – установит, были ли нарушения в области обоснованности тарифов на услуги регионального оператора.

    Расчеты с регоператором

    Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО имеет две составляющие – объем услуги и тариф на нее. Размер тарифа, который применяют в расчетах с УО или ТСЖ, должен соответствовать тарифу для потребителей (п. 148(28) Правил № 354).

    Методику определения объема вывоза ТКО утверждает орган государственной власти субъекта РФ. Утвержденная методика становится основой при определении условий договора между управляющей МКД организацией и региональным оператором.

    Объем или массу ТКО определяют одним из способов:1

    •          по нормативам накопления ТКО, которые выражаются в количественных показателях объема;
    •          исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

    Такой порядок определен подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 № 505.

    Региональный оператор по обращению с ТКО может нарушать правила и требовать от вас дополнительного участия в его деятельности. Чтобы не брать на себя лишнего, требуйте нормативного обоснования новых обязанностей. В таблице мы перечислили основные требования регоператора, с которыми столкнулись ваши коллеги.

    Таблица. Как реагировать на неправомерные требования регоператора

    Действие регионального оператора по обращению с ТКО Ответ управляющей МКД организации
    Требует предоставить паспорта отходов Откажите регоператору. Управляющая МКД организация не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. УО или ТСЖ такие отходы не вырабатывают
    Запрашивает персональные данные собственников помещений Откажите регоператору. Передать персональные данные можно только после получения письменного согласия собственников. Это следует из статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Исключение: переход на прямые договоры. В этом случае у управляющих МКД организаций есть право передавать информацию о собственниках помещений. Для такой передачи согласия не понадобится
    Требует предоставить информацию о контейнерных площадках Предоставлять такую информацию – ваше право, а не обязанность. Как правило, процедуру передачи данных между контрагентами оговаривают в условиях договора
    Оплатить КР на СОИ Откажите регоператору. Законодательство не предусматривает понятие КР на СОИ в части обращения с ТКО
    Требует подписать типовой договор без рассмотрения протокола разногласий Обратитесь в суд. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер только для региональных операторов (ч. 1 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Поэтому остальные участники отношений могут претендовать на изменение условий договора (ст. 445 ГК)

    Первоисточник: НО «Ассоциации предприятий ЖКХ Чувашской Республики»