Банкротство

Ограничения при приеме на госслужбу

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание.

Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Ограничения при приеме на госслужбу

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ограничения при приеме на госслужбу

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе. Г. А. Корнийчук Государственные служащие. Особенности регулирования труда

В понятие «государственная служба» входит три ее вида – военная, правоохранительная и гражданская. Самый популярный вид – гражданская государственная служба — сегодня привлекает много желающих посвятить себя ей. Причин, по которым это происходит, насколько.

Основная, пожалуй, стабильность, которой не может похвастаться ни одно коммерческое предприятие, даже самое успешное на сегодняшний день.

Это касается не только того, что ваше рабочее место не будет сокращено, но и своевременных выплат по зарплате, в которые входят многочисленные надбавки и премии, в сумме они могут быть в несколько раз больше установленного оклада.

Государственные служащие, как никакие другие, защищены и в социальном плане – оплачиваемый отпуск и больничный им гарантирован. Отпуск, кроме того, составляет не 28 рабочих дней, как у большинства работающих, а в полтора раза больше. Кроме того, государственные предприятия обеспечивают работников социальным пакетом и гарантируют предоставление льгот.

Для работы в госструктуре необходимо соответствовать определенным требованиям к образованию, квалификации и стажу.

Немаловажное значение имеет и престижность госслужбы .

Чем выше статус государственного предприятия, тем выше и статус его работников, но даже на местах руководители и сотрудники этих предприятий обзаводятся многочисленными полезными связями, поскольку имеют возможность влиять на деятельность многих предприятий. Плюсом является и возможность продвижения по карьерной лестнице.

Минусы работы в государственных структурах

Несмотря на такие серьезные преимущества, нередко в СМИ можно увидеть объявления о имеющихся вакансиях в государственных структурах. Текучка кадров во многих из них также велика. Объясняется это большими объемами бумажной работы, с которой не все могут справиться.

Специалисты заняты составлением отчетности, прогнозов, работой с письмами и обращениями. Не каждый амбициозный человек, имеющий на руках востребованную специальность, выдержит такую рутинную работу, а ею занимаются все – от рядовых сотрудников до начальников отделов.

В отличие от коммерческих структур, специалисты в госструктурах особой выгоды не приносят, поэтому для продвижения по карьерной лестнице чаще всего достаточно быть лояльным руководству.

Читайте также:  Получение налогового вычета при смене статуса налогового резидента

Кроме того, на самом деле, нарушения Трудового кодекса практикуются в государственных организациях сплошь и рядом. Руководство вправе объявлять авралы и требовать переработки, которую никто не собирается учитывать.

Личные планы сотрудников не очень-то волнуют руководителей, сотрудники не защищены от произвола руководства, поскольку боятся потерять место. Чем дольше работает сотрудник, тем выше у него дополнительные выплаты, и тем больше он дорожит своим рабочим местом.

По статистике, почти половина нынешних студентов стремится попасть на госслужбу
.

И это объяснимо: пусть зарплаты там не самые большие, зато имеется возможность стабильной работы и карьерного роста, а также неплохой соцпакет.

Легче всего попасть на госслужбу со студенческой скамьи — через практику в вузе. Однако специалист с опытом тоже имеет шанс стать государственным служащим, пройдя конкурс на замещение вакантной должности.

Инструкция

Если вы студент, то попробуйте устроиться на практику в государственное учреждение. Как правило, сами вузы предлагают студентам пройти практику именно в государственных учреждениях.

Однако если вуз вам помогать не захочет, то вы сможете найти такую практику самостоятельно. Зайдите на сайт любого госучреждения и позвоните в отдел кадров. Наверняка место для практиканта там найдется, ведь вам же не надо платить .

Если вы хорошо себя зарекомендуете, то в дальнейшем сможете работать там после окончания вуза.

Опытному специалисту или выпускнику, не проходившему практику в госучреждении , можно попробовать поискать вакансии таких учреждений на сайтах по поиску работы. Их обычно бывает немного, но они встречаются. Если вы выберете этот путь, то вам следует обратить внимание на сайт www.superjob.ru
, поскольку там эти вакансии встречаются чаще всего.

Посетите также сайты государственных учреждений. На этих сайтах, так же, как и на сайтах компаний, встречаются вакансии. Однако чтобы устроиться, вам придется пройти не просто собеседование, а конкурс на замещение вакантной должности. От обычного собеседования он отличается тем, что вам придется собрать довольно

Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти ( , законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  1. Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  2. Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет.

Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет.

Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  1. , обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Ограничения при приеме на госслужбу

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Как поступить на государственную гражданскую службу?

Ограничения при приеме на госслужбу

К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:

  1. Человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  2. Он должен быть гражданином России и хорошо владеть языком. Второго гражданства быть не должно.
  3. Гражданин, претендующий на пост госслужащего, не должен иметь судимостей.
  4. Ряд заболеваний не позволяет устроиться на государственную службу: психические расстройства, заболевания, отражающиеся на умственных способностях.
  5. Человек не должен иметь тесных родственных связей с потенциальным руководителем.

Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.

  1. Первый этап – предоставление своих документов. Конечно, это нужно делать не в любое желаемое время, а лишь после того, как на сайте или в печатном издании был объявлен конкурс. Госслужащие не любят разглашать информацию о вакансиях, поэтому узнать что-то заранее будет крайне трудно.
  2. Второй этап – оценка и отбор кандидатов. Этим занимается специальная комиссия, выбранная соответствующим государственным органом. Первым делом рассматриваются все документы, предоставленные кандидатами, а затем уже проводят другие отборочные мероприятия: собеседование, анкетирование, реферат и прочее. После рассмотрения и тестирования всех кандидатов комиссия голосует.

Кандидат может быть или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.

Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала:

Понятие и виды государственной службы РФ

Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Каждый вид государственной службы,
в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

Принципы госслужбы

Основные принципы чего-либо – это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы
, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

  • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
  • соответствие законам (законность);
  • верховенство прав и свобод человека;
  • единый законодательный подход к организации госслужбы;
  • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
  • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
  • некоторые другие.

Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации
включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации.

При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения.

Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Читайте также:  Верховный Суд установил запрет на отъем единственного жилья у должников – банкротов

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба – это один из видов государственной службы
РФ
. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы
. Это:

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института – круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы
гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации.

Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти.

Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы
, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений.

Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы.

К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

Военная служба

Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы
. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства.

Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны.

Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

3. Об установлении государственным гражданским служащим режима работы (службы), отличного от установленного служебным распорядком государственного органа

Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.

При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.

Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.

  • При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.
  • В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).
  • Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.

Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.

При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.

В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г.

№ 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.

Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.

При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.

Читайте также:  Учет службы в МВД при оформлении страховой пенсии по старости

В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г.

№ 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

Порядок и условия поступления на госслужбу

Порядок и условия поступления на государственную гражданскую службу в ФАС России основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  • Вопросами обеспечения прохождения государственной гражданской службы в ФАС России занимается Управление государственной службы.
  • На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.
  • Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»
  • Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

  1. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

  2. Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
  3. Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
  4. Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности для замещения:
  5. а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  6. б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки; в) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требования к стажу.
  7. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
  8. Поступление на государственную гражданскую службу в ФАС России осуществляется:

Конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФАС России

заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

О документах для поступления на госслужбу

 Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в ФАС России:

Порядок поступления на государственную гражданскую службу | Министерство экономического развития Российской Федерации

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство экономического развития Российской Федерации определены законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, не имеющие установленных законодательством Российской Федерации ограничений для поступления на государственную гражданскую службу и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Информация о порядке проведения конкурса и перечне необходимых документов представлена в разделе Конкурсы.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» определены следующие квалификационные требования к должностям гражданской службы:

  • обеспечивающие специалисты (специалист 1 разряда, старший специалист 1 разряда) — профессиональное образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты старшей группы (главный и ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты ведущей группы (консультант, ведущий консультант, советник, ведущий советник, заместитель начальника отдела) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты главной группы (референт, начальник отдела) — высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
  • руководители высшей группы (заместитель директора департамента, директор департамента) – высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.

К таким обстоятельствам относятся:

  • признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Нормативные правовые акты по вопросам поступления на государственную гражданскую службу и её прохождения:

13 ноября 2019 Ссылка: https://www.economy.gov.ru/material/gosudarstvennaya_grazhdanskaya_sluzhba/poryadok_postupleniya/ Вид шрифта: Межбуквенный интервал: Размер шрифта: Цвет сайта: Изображения: