Частые вопросы

Действие секты на территории рф

Выясните, существует ли организация легально, и следите за последствиями посещения родственником сомнительной общины

Действие секты на территории рф

В редакцию «АГ» с вопросом обратилась женщина: «Мама попала в секту. Что делать?»

В законодательстве РФ термин «секта» не встречается. Это скорее бытовое название религиозной общины, имеющей плохую репутацию.

В России есть запрещенные религиозные организации, которые признаны ведущими экстремистскую деятельность: «Свидетели Иеговы», организации, связанные с некоторыми исламистскими и языческими течениями, и др.

А еще есть религиозные общины, которые по традиции называют сектами: баптисты, пятидесятники и др. К таким организациям мы можем относиться с любовью, пониманием или предубеждением. Как бы там ни было, закон к ним претензий не имеет.

Если вашего родственника вербует запрещенная в России организация, то нужно обращаться в правоохранительные органы (полицию или органы госбезопасности).

Вовлечение людей в деятельность экстремистских организаций, в том числе религиозных, является нарушением уголовного закона. Если же родственник стал, например, баптистом и вам это не нравится, то правоохранители тут не смогут ничем помочь.

В нашей стране Конституцией провозглашена свобода совести – каждый выбирает себе веру по собственному усмотрению.

В любом случае прежде всего стоит выяснить, существует ли интересующая вас организация легально. Если вы знаете ее название или адрес, можно через сайт ФНС получить сведения о ней, указанные в Едином госреестре юридических лиц.

Можно обратиться в территориальные органы Министерства юстиции – они осуществляют контроль за деятельностью религиозных объединений. Кроме того, в нашей стране существует немало центров, борющихся с деструктивными религиозными организациями. Этим занимаются и миссионерские отделы епархий Русской православной церкви.

Там тоже можно получить нужные сведения. Так вам удастся собрать первичную информацию об организации, в которую попал ваш родственник.

При этом важно внимательно наблюдать за последствиями посещения родственником сомнительной общины. Если человека там склоняют продавать свое имущество и передавать деньги лидерам секты, бесплатно на них работать, запугивают, незаконно вовлекают туда детей и т.д., самое время обратиться с жалобой в полицию или органы прокуратуры.

Эволюция развития сект и религиозных движений в России

Действие секты на территории рф

«Исчезновение» советского режима и свойственной ему системы идеологических представлений, так или иначе интегрирующих советское общество, привело к глубочайшему кризису социальной идентификации населения. По опросам, проводимым ВЦИОМ с 1993 по 2003 гг., именно социальные ценности потерпели (в ходе распада советского общества) наибольший ущерб. До сих пор в качестве основных ценностей у жителей России фигурируют такие, как: семья, материальное благополучие, благополучие близких. На них приходится более 73% ответов респондентов. Более отдаленные ценности (территориальное сообщество, страна, политические ценности и т. д.) существенно отстают. Они составляют менее 13% от всех ответов.

После того, как президент Горбачёв снял все ограничения на религиозность, вчерашние советские люди ринулись в различные секты и духовные центры. Распад совместно разделяемых представлений, произошедший в 90-е гг.

в нашей стране, привел к катастрофическому падению уровня доверия между социальными агентами, исчезновению доверия между государством и обществом. В этой ситуации и происходит расцвет религиозных движений и групп.

До настоящего времени ни одна из универсальных религий не смогла полностью занять место исчезнувшей советской идеологии, восстановить социальную и онтологическую идентичность индивида, обеспечить необходимый уровень доверия. В эту «брешь» и вторгаются нетрадиционные религии.

По существу, ни одна из традиционных религий не оказалась готова к выполнению роли основного социального интегратора.

Вместе с тем, потребность в основаниях доверия в различении «своего» и «чужого» (с распадом СССР и его идеологической основы — «коммунизма») не стала меньше. Напротив, именно в этих условиях потребность в «другом» стала основной.

Эта потребность и удовлетворялась в религиях. Можно выделить несколько источников распространения нетрадиционных религий в постсоветской России.

Во-первых, это существовавшие в позднесоветский период подпольные и полуподпольные религиозные учреждения. В эту эпоху они выступали моральной основой для социального протеста против советской идеологии.

Представители кришнаитов, свидетелей Иеговы и т. п. отказывались от участия в политической жизни страны, службы в армии и другое, шли в тюрьмы. Этот диссидентский период их существования создавал в 80 — 90-е гг.

для этих религиозных групп «ореол» мученичества, делал их привлекательными.

Во-вторых, это появившиеся в 80 — 90-х гг. ХХ в. движения, связанные с появлением новой для советского человека сферой жизни — с приватностью. Здесь наиболее показательной является система П.К. Иванова «Детка», ориентированная на отказ от греховной социальной жизни и «возврат к природе».

Распад публичных ценностей и норм привел к актуализации ценностей индивидуальных, прежде всего, витальных. Это и сделало движение крайне популярным. К подобному типу движений (хотя религиозность в них сомнительна, но элемент веры налицо) можно отнести поклонников целителей Чумака и Кашпировского.

Именно Кашпировский первый запустил экстрасенсорную вакханалию в России, а потом её подхватили протестантские и неохаризматические секты. Именно индивидуальное здоровье заменяет здесь «спасение» в традиционных религиях. Но индивидуальное здоровье (как и иные приватные ценности) тоже не смогло выступить значимой формой социальной интеграции.

Несмотря на значительное число «адептов» этих движений, большие группы здесь не сформировались.

В-третьих, это «импортированные» в 90-е г. ХХ в. религиозные учения. К ним можно отнести ряд новохристианских сект, пришедших в Россию вместе с иностранными миссионерами и относительно серьезным финансовым ресурсом. К такого рода объединениям можно отнести Белое братство.

Притягательность этих религиозных движений определялась их иностранностью. В ситуации идеологической растерянности начала 90-х гг. «иностранное происхождение» этих сект воспринималось как залог их истинности и подлинности.

Однако откровенно асоциальный характер большей части этих объединений привел к их достаточно быстрому запрету.

В-четвертых, в контексте поиска «национальной идеи» возникают секты неоязычников. Растерянность христианства «традиционных конфессий» обосновывалась их чуждостью национальной традиции, соответственно, делалась попытка исторической реконструкции дохристианских верований (например, волхвы).

Эти поиски, хотя и отчасти приобретшие массовость в рамках ролевых движений, в качестве религиозных объединений не состоялись.

Тем не менее, на основе данных учений сформировался ряд религиозных объединений, имеющих довольно сильное влияние на общество (например, учение родноверов, имевшее серьезные противоречия с русской православной церковью).

Конечно, данная классификация не претендует на полноту. Отметим лишь общие характеристики сектанства: ассоциальность, тоталитаризм, локальность, активное миссионерство. Собственно, в конце 90-х гг. в условиях относительной материально-финансовой стабилизации популярность мистическо-религиозных движений идет на спад.

Отчасти это связано с тем, что наиболее радикальные движения были запрещены, а их руководители были осуждены за уголовные преступления. Менее радикальные НРД были более или менее институционализированы (процедура официальной регистрации, создание подразделений во властных структурах по работе с религиозными организациями и т.

д.).

Секты в России имеют свою отличную от общемировой историю развития. Большинство процессов, приведших к духовным поискам внутри страны, вызвали появление многочисленных сект.

В истории нетрадиционных религиозных движений в России можно выделить несколько этапов: дохристианский (до Х в.); XV — XVI вв. -апокалипсические учения; XVII в. — раскол православной церкви; конец XVIII в.

— крестьянские протестные религиозные движения; конец XIX -начало XX вв.; 20 — 30 гг. XX в. — катакомбный этап существования прохристианских учений; 70 — 80 гг. XX в. — латентный период существования нетрадиционных религий в России; 90 гг. XX в.

— период максимального развития новых религий в России.

К первым известным проявлениям сектантства в России можно отнести языческие секты. Достоверных сведений в период до X в. о языческих сектах не существует, но то сопротивление, которое они оказывали христианизации

Руси, убедительно доказывает, что как явление русское сектантство (в виде языческих — волховских сект) существовало и в дохристианский период Российского государства.

В дохристианский период на Руси языческие секты характеризовались стремлением к крайним формам язычества с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения.

После крещения Руси языческие секты разделились на два вида: первый вид — это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жесткое учение; второй вид — это секты, которые, являясь языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальные функции, стали пассивно противостоять насаждению новой для Руси религии. С момента признания православного христианства государственной религией в России появляются еретические христианские секты отечественного и иностранного происхождения, с которыми государство вело активную борьбу.

Некоторые религиозные мыслители (в какой-то мере) справедливо предполагают, что базой русского сектантства следует считать стремление людей к праведной жизни по божьим заповедям, а различие сект состоит в том, какой подход в учении преобладает — рационалистический или мистический. Так же исследователи, в частности Н. Симаков, справедливо полагают, говоря о появлении отечественных сект и влиянии из-за рубежа на процесс развития сектантства в России, что «… насаждение сектантства было … сильным средством для ослабления духовного и государственного организма России». Деятельность различных организаций после принятия на Руси в качестве государственной религии христианства можно считать (во многих случаях) антисоциальной и даже преступной, когда речь идёт о противостоянии этих организаций и официальной церкви.

Во второй половине XIV в. в новгородско-псковских землях возникла секта стригольников-стрижников (название происходит, вероятно, либо от особой стрижки адептов секты, либо связано с ремеслом одного из основателей секты Карпа — «стригаля сукна», т. е. ремесленника-суконщика).

Официально эта секта (и ей подобные) строила свою идеологию на осуждении негативных явлений в православной церкви и попытках примирить язычество с христианством. Истинное же учение, по мнению некоторых историков (например, К.Н. Тихонравова), заимствовано у западной секты бичевальщиков-фанатиков, призывавших истязать себя во искупление грехов.

Бичевальщики возникли во время одной из эпидемий чумы в Европе и протестовали против учения и обрядов католической церкви. Одни исследователи считают учение (ересь) стригольников реформаторским, другие — предостерегают от принятия этой секты и сектантства в целом как от исключительно «прогрессивного явления».

Социально опасная во многих случаях деятельность стригольников позволяет считать их сектой не только с точки зрения богословия, но и с точки зрения светской науки.

Основная причина распространения сект в то время -апокалипсические ожидания в связи с наступлением седьмого тысячелетия (по древнеславянскому летоисчислению — 1492 г.).

В конце XV века в г. Новгороде киевский еврей Схария (астролог и каббалист) из Литвы принёс учение, представляющее собой смесь иудейства и христианства, и создал псевдохристианскую секту жидовствующих, адепты которой проникли даже ко двору Московского князя.

Секту характеризовали высокая степень самоорганизации и стремление к общинному хозяйствованию, что позволило адептам выжить в крайне неблагоприятных политических и экономических условиях. Одним из главных постулатов учения секты была идея антитринитарии (отвергающая догмат о Божественной Троице), возникшая во II — III вв.

и возродившаяся в эпоху Реформации в Европе, подрывающая идеологическую базу официальной церкви — государственной религии. Некоторые исследователи считают учение секты первым русским проявлением протестантизма.

Старообрядческое движение разделилось на два направления: поповщину (тех, кто признавал необходимость священников), которую вполне обоснованно считают конструктивной формой старообрядчества; беспоповщину (тех, кто отвергал необходимость существования священников).

Именно в беспоповщине образовались согласия, по своей сути являющиеся сектами, пропагандирующими крайние формы спасения от антихриста (государственной власти) путём самосожжения или закапывания себя в землю (как во время переписи 1897 г.).

Читайте также:  Расстояние от гаража до границы участка и жилого дома соседей

Пропаганда идеи допустимости самосожжений (в случае преследования со стороны власти) велась беспоповцами вплоть до XX в. (самосожжения отмечались на Саянах ещё в 1940 г.).

В результате реформ патриарха Никона происходит раскол православной церкви, что способствует появлению все новых и новых сект.

В конце XVII в. из беспоповского старообрядчества выделились (по определению правоохранительных органов) «вреднейшие секты» поморского, федосеевского и филипповского толков, отвергавшие брак и нетерпимо относящиеся к государственной власти.

Поморскую секту основал на реке Выге в Поморье Данила Викулин в 1694 г., поэтому сектантов называли ещё и «даниловцами».

Учение секты не позволяло вступать в брак, который потерял, по учению секты, смысл (так же, как и наличие личного имущества и отдельной пищи) в связи с ожиданием скорого конца света. Государственную власть сектанты отрицали.

В секте поддерживалась строгая дисциплина и аскеза. Из поморской секты выделились одни из самых радикальных толков беспоповщины -федосеевский и филипповский.

Федосеевская секта была организована новгородским беспоповцем Феодосием Васильевым, проповедовавшим в 90-х гг. XVII века.

В секте в духе агрессивной беспоповщины проповедовались строгий аскетизм, непримиримое отношение к государственной власти и иным вероисповеданиям. От адептов секты требовали соблюдать обет безбрачия, при этом считалось, что «…

разврат, несомненно, лучше брака вне церкви, не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасёшься». За чадородие сектантов отлучали от общины.

Благочестивые съезды сектантов в XIX в. превращались в биржевые съезды. Капитал сект приумножался, но их полному процветанию мешала идеология самих сект, устанавливающая запрет на брак, поэтому законных наследников представители сект не имели, это разрушало их организацию. Только в период 1920 — 1950 гг. произошёл стихийный переход сект федосеевского толка к брачному состоянию.

Филипповская секта получила название по имени своего лидера Филиппа, который обвинил руководство поморской секты в сговоре с государственной властью. Отделившись от Выговской обители, он «… увлёк за собой некоторое количество её членов», которые были недовольны «нововводствами» по примирению с миром. Филипповцы упрекали федосеевцев в том, что они «.

не спешат пострадать за веру, не стремятся к мученической смерти» подобно поморцам. В 1873 г. 70 адептов секты сожгли себя при попытке прекратить её деятельность. Однако история секты на этом не закончилась, подобно поморцам и федосеевцам, филипповцам пришлось «. поневоле …

подчиниться некоторым условиям общежития, представлявшимся, со строгой точки зрения, делом антихриста».

В XVIII в. Евфимий, убедившись в «существовании скрытаго компромисса» и разладе «между теорией и практикой» поморцев и федосеевцев, создал секту странников-бегунов, получившую позднее официальное название «Истинно православные христиане странствующие».

Сектанты пропагандировали идеи спасения от «антихриста», под которым подразумевалась государственная власть, путём разрыва социальных связей. Совершённые на благо секты преступления (воровство, грабительство и даже убийство) не считались грехом.

Странники-бегуны не признавали никаких компромиссов. Однако «… постепенно они стали склоняться к признанию собственности», а затем и брака «. в форме фактического сожительства, а потом и в форме благословенного сектой».

На смену радикальному сектантству пришло сектантство рациональное, что привело к ревизии учений практически всех сект беспоповского направления.

Боева Елена Сергеевна — преподаватель кафедры социальной работы и психологии ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

Литература и источники:

1. Балагушкин, Е. Нетрадиционные религии в современной России2. Клибанов, А. И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. — 1917 г.) / А. И. Клибанов. — 1965.3. Зубов, А. Б. История религий: доисторические и внеисторические религии : курс лекций. — М., 1997.4. Зырянов, П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX- начале XX вв. — М, 1999.

5. Баркер, А. Новые религиозные движения / А. Баркер. — СПб., 1997.

Секты и запрещенные движения: Что делать если завлекают в секту или незаконное движение

Таким образом, секта — это всегда нарушение прав и законности соответственно относительно того или иного гражданина нашей страны.

Стоит ли в который раз говорить относительно того, что именно непосредственно секта является примером незаконных действий относительно конкретной личности и ее свободы согласного той или иной позиции соответственно действующему законодательству нашего государства непосредственно.

Не так давно на территории Российской Федерации был принят Федеральный Закон относительно преступных действия организаторов сект и относительно качественного пресечения такого типа незаконной деятельности непосредственно на территории нашей страны соответственно.

Таким образом, есть смысл в том, чтобы поговорить более подробно относительно того, каким образом мошенники могут и проникают в сознание близких нам людей, каким образом ведется непосредственное командование такими группами.

Мы поговорим более детально относительно того, как вы можете узнать относительно причастности ваших близких к таковым сектам.

Далее в данной статье нашего официального ресурса мы более подробно рассмотрим проблематику вопроса относительно того, какая ответственность предусмотрена за деятельность секты на территории Российской Федерации, а также поговорим о том, каким именно образом можно притянуть к ответственности таких организаторов данного движения.

Что такое секта и как такое объединение определить?

Слово «секта» часто слышат и употребляют в своей жизни практически все, однако, стоит отметить тот факт, что грамотного определения данному термину многие дать так и не могут.

Соответственно и есть необходимость в том, чтобы непосредственно все вещи назвать своими именами.

Таким образом, секта — это, как правило, в большинстве своем религиозная община, в которой подавляются свободы человека и навязываются совершенно новые каноны и учения относительно того, каким образом человеку стоит жить и каким правилам стоит следовать на практике.

Стоит отметить тот факт, что до настоящего времени огромное количество социологов упорно работают относительно того, чтобы дать термину «секта» более-менее внятное объяснение.

Сложность состоит в том, что далеко не все религиозные общины можно сразу же относить непосредственно к разряду сект и далеко не все секты являются именно религиозными, не редко можно встретить также и идеологические общины и так далее.

Если смотреть относительно данного вопроса со стороны церкви, то любое отклонение от конкретной веры принято считать сектой и ересью.

Однако и такую позицию достаточно сложно назвать правильной в силу того, что айкидо, ушу, фен-шуй, буддизм и многое другое принято считать по церковным канонам соответственно сектантскими движениями и учениями непосредственно, что как мы уже говорили раньше, далеко не является правильным решением относительно проблематики указанного выше в данной статье вопроса.

Стоит отметить также тот факт, что секты, как непосредственное движение — это далеко не изобретение современного мира и такого рода движения были практически всегда на протяжении всей истории нашего человечества.

Таким образом, мало кто знает, но начало православного движения во главе с Иисусом — это тоже в те времена считалось сектой и не признавалось церковью того времени и только через много лет секта превратилась в вероисповедание и стала признаваться современной церковью.

Как заманивают мошенники в ряды секты?

Как правило, обычному человеку достаточно сложно попасть в ряды секты, если такой человек может легко и просто отказываться от лженаучных суждений, мыслить критично и отдавать отчет относительно собственных действий, в какой бы ситуации или жизненном обстоятельстве такой человек не находился. Однако, важно отметить тот факт, что в ряды таких организаций соответственно очень легко попадают как раз те люди, которые столкнулись с жизненными обстоятельствами не самого приятного характера и являются не только морально достаточно уязвимыми, но и легко поддаются внушению.

Исследования показали, что деятельность указанных религиозных объединений зачастую сопровождается негативными последствиями, различного рода злоупотреблениями свободой совести и вероисповедания, которые отличает следующее: их совершение обусловлено религиозной доктриной, т.е. существует причинно-следственная связь между системой исповедуемых идей, требованиями, нормами и ценностями религиозной группы и поведением посетителей таких организаций непосредственно.

Таким образом, наиболее выгодными вариантами относительно адептов указанных организаций служат люди, которые непосредственно в силу жизненных обстоятельств как раз оказались одинокими, но обладают имуществом (движимым или недвижимым), финансовыми сбережениями и другими вещами, которые могут принести организаторам указанного движения финансовую выгоду или же доход любого типа.

Стоит ли говорить, что такие адепты секты обрабатываются в первую очередь и становятся особенными членами данной общины. Такой ход применяется для того, чтобы человека было проще одурачить и заставить его принести выгоду общине.

Кроме того, главной задачей такой организации является непосредственная «обработка» прихожан таким образом, чтобы они не только легко могли отказаться от всего, что у них есть в пользу общины, но и с удовольствием выполняли безукоризненно все приказы и команды организаторов движения соответственно.

Незаконность деятельности секты

Стоит отметить тот факт, что относительно данного вопроса есть достаточно много споров и грань относительно непосредственной ответственности организаторов такого движения перед законом соответственно достаточно тонкая и на практике не всегда так просто заставить таких указанных преступников отвечать за собственные злодеяния и поступки, о законности которых не может быть и речи.

Выше в данной статье нашего официального ресурса мы уже говорили относительно того, что существует Федеральный Закон «О незаконности действий сект на территории Российской Федерации».

Согласно данному документу, никто не имеет права осуществлять такой деятельности соответственно и никто не имеет законного права влиять на свободу слова и мысли человека, никто не имеет права нарушать права, границы и свободы другого человека, а потому именно действия секты являются незаконными, чего нельзя сказать о простых религиозных течениях, что попросту несколько отличаются от официальной религии относительно современной церкви соответственно.

Можно ли привлечь к ответственности секту?

На самом деле саму секту достаточно сложно привлечь к непосредственной ответственности перед законодательством нашего государства, однако, можно сделать попытку относительно привлечения организаторов такого течения, что сделать на практике будет на порядок легче и несколько проще относительно юридической точки зрения относительно проблематики данного вопроса.

Стоит отметить непосредственно тот факт, что относительно действий религиозных течений, которые просто несколько отличаются непосредственно от традиционной официальной религии законодательство нашего государства ничего не имеет против.

А потому просто притянуть к ответственности организаторов секты, за непосредственную организацию непосредственно какого-либо конкретного движения будет достаточно сложно и очень проблематично соответственно.

Не так давно на территории Российской Федерации был принят Федеральный Закон относительно преступных действия организаторов сект и относительно качественного пресечения такого типа незаконной деятельности непосредственно на территории нашей страны соответственно.

Таким образом, привлечь к ответственности организацию или же непосредственно конкретную личность (группу людей) можно только в том случае, если с их непосредственной стороны было осуществлено какое-либо незаконное действие относительно другого конкретного человека или же относительно нескольких человек соответственно. Относительно уголовной ответственности соответственно конкретной ответственности за организацию секты можно обратиться только к статье 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Однако, непосредственную причастность того или иного человека к данной ответственности будет достаточно сложно доказать в процессуальном порядке. А потому есть смысл в том, чтобы поговорить относительно того, по каким еще статьям можно привлечь к ответственности непосредственно организаторов сектантских движений.

Стоит отметить тот факт, что непосредственная ответственность относительно организации общины и/или непосредственного движения, которое подавляет волю и свободы участников, уголовно наказывается посредством, как уже было сказано выше, посредством статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Однако, это далеко не единственный способ наказать непосредственно злоумышленников законным способом процессуального порядка.

Таким образом, притянуть к ответственности указанных личностей можно и с помощью и других статей законодательства нашего государства соответственно. Квалифицировать действия таких организаций можно и как обман, мошенничество, экстремизм и убытки относительно конкретного человека. Таким образом, и наказание будет соответствующим положениям законодательства нашего государства.

Также организаторов сектантского движения можно привлечь к уголовной ответственности по статьям 137, 138, 139, 282, 239 УК РФ. Такая ответственность наступает как следствие подавление воли и свободы выбора того или иного человека соответственно. Ответственность такого типа является уголовной и преследуется по закону с возможными последствиями в виде непосредственного лишения свободы.

Читайте также:  Признание гражданина ограниченно дееспособным

Помощь юриста в процессуальном порядке против организаторов секты

  • Стоит отметить, что справедливо будет сказать относительно того, что поддержка профессионала своего дела — это практически всегда и практически в любом из случаев отличное решение, ведь таким образом вы можете не только получить поддержку, но и сможете получить максимальное количество относительно желаемого результата вашего процессуального дела соответственно.
  • Стоит ли говорить, что даже простая консультация у такого профессионала поможет вам определить перспективы конкретно вашего случая и соответственно разработать стратегию дальнейших действий для получения лучшего результата относительно данной ситуациии соответственно.

В завершение: как защитить себя от секты?

Стоит ли говорить о том, что проблематика вопроса относительно желания каждого человека защитить как себя, так и своих близких от негативного влияния таких движений, как секты — это вполне логичное и совершенно нормальное желание, которое уж точно не стоит в себе подавлять? Таким образом, секта — это всегда нарушение прав и законности соответственно относительно того или иного гражданина нашей страны. Стоит ли в который раз говорить относительно того, что именно непосредственно секта является примером незаконных действий относительно конкретной личности и ее свободы согласного той или иной позиции соответственно действующему законодательству нашего государства непосредственно.

Не так давно на территории Российской Федерации был принят Федеральный Закон относительно преступных действия организаторов сект и относительно качественного пресечения такого типа незаконной деятельности непосредственно на территории нашей страны соответственно.

Таким образом, секта — это, как правило, в большинстве своем религиозная община, в которой подавляются свободы человека и навязываются совершенно новые каноны и учения относительно того, каким образом человеку стоит жить и каким правилам стоит следовать на практике.

  1. Важно! По всем вопросам вовлечения в секты и в незаконные движения, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  2. Звоните 8-800-777-32-63.
  3. Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Нам нужны ваши деньги: список популярных сект и чем они опасны

Сектантские учения, как бы их ни запрещали, до сих пор популярны. Люди под влиянием сектантов отдают все свои деньги, недвижимость и другие ценные вещи. Тем более сегодня сектанты могут называться как угодно: от школы духовного развития до языковых курсов.

В августе 2017 года Минюст РФ признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны. Также были громкие скандалы с участниками другого движения — саентологии. Список самых опасных сект, а также как понять, что ваши близкие люди могли поддаться влиянию опасных учений, читайте в нашей рубрике «Вопрос-ответ».

Согласно данным организации, в 2015 году наибольшее число активных «возвещателей» в мире достигало 8 220 105 человек. В России до недавнего времени, согласно официальной статистике, насчитывалось 175 тысяч активных верующих этой организации.

Официальную регистрацию на территории нашей страны «Свидетели Иеговы» получили в 1991 году. Уже в декабре 2011 года в России в отношении этой секты велось расследование девяти уголовных дел по статье 282 УК РФ. Их обвиняли в «действиях, направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам отношения к религии».

Суть такова: существует один Бог – Иегова. Особый акцент делается на имени Бога. Члены секты отказываются от переливания крови даже в самые критические моменты. Многие эксперты называют «Свидетелей» прежде всего финансовой пирамидой. Они существуют за счет постоянно вовлекаемых новичков. Проповедников снабжают специальными брошюрами «Как завести разговор с незнакомцем на библейскую тему».

15 марта 2017 года Министерство юстиции подало в Верховный суд РФ иск о признании религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской, запрете её деятельности и ликвидации.

Богородничников (Церковь Божией Матери Державная)

Членов этой секты не так много. В основном это женщины. Причем женщины юного и пожилого возрастов. Это наиболее агрессивная религиозная организация. Женщины завещают свои квартиры духовным «отцам», жертвуют драгоценности, отдают все сбережения.

Суть учения: откровение Божией Матери, якобы переданное через Береславского. «Богородичным Центром» предлагается учение о «третьем завете». Они говорят, что Новый Завет неверен.

Это международное религиозно-философское течение родом из США. Оно было основано в начале 1950-х писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом.

Саентологи уверены, что их учение делает людей счастливыми, потому что помогает повышать их «личностный рост». При этом обучение у саентологов стоит очень дорого, курс обойдется в сотни тысяч долларов.

Обычным людям такое не по карману, так что в секту пытаются втянуть бизнесменов, предпринимателей и любых других состоятельных людей.

Эксперты считают, что общий доход саентологии составляет 3-5 миллионов долларов США в день. Также специалисты уверены, что, поскольку главный офис находится в Америке, то все доходы российских бизнесменов отправляются за океан.

Церковь саентологии имеет бизнес-интересы в самых разных секторах экономики — от гостиничного бизнеса до банкинга. Так что саентология — это в первую очередь бизнес, перед которым стоит задача зарабатывать деньги. И деньги немалые.

Кроме того, саентологи не пьют таблетки и всячески агитируют против их применения. Также они категорически против психиатрии как науки в любых ее проявлениях.

Неопятидесятники или харизматы

Одна из самых скандальных сект. Ее члены цитируют Ветхий Завет. Главный акцент на ту часть, где речь идет о десятине (пожертвование в размере 10-й части от дохода).

Во время общих собраний пастыри вводят людей в состояние транса, гипноза. Для всех последователей это божья благодать. Эксперты говорят, что от подобного учения развивается зависимость, очень похожая на наркоманию и алкоголизм. В качестве пожертвования люди отдают деньги, драгоценности и даже одежду.

Это течение было популярно в России в 90-х годах прошлого века. Суть течения — «отвержение христианской культуры через поклонение сатане». Само их существование объясняется тем, что Сатана представляется его приверженцами могущественнее, чем Бог и добрые силы, и имеющим больше возможностей предоставить им желаемое.

С 2003 года МВД России следит за деятельностью людей, поклоняющихся дьяволу.

Течение было основано в 1966 году в Нью-Йорке выходцем из Индии. Он называл себя Шрила Свами Прабхупада. Эксперты говорят, что Шрила вел агитацию в основном среди хиппи и наркоманов. Важно, что индуизм кришнаитов не признает.

Суть учения: творец мира — бог Кришна. Основная цель адептов — любить Кришну супружески. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны и станут его наложницами. Причем все — и женщины, и мужчины.

Кришнаиты ходят по улицам и уговаривают прохожих купить их литературу. Курят благовония, готовят индийскую еду, носят индийскую одежду. 1728 раз в день повторяют мантру.

Это довольно закрытая организация, которая оберегает от «нечистых» свое учение. Как проповедуют сами члены организации, они создают «экологические» поселения, которые разбросаны по всей России.

История становления «Анастасии» началась в 1995 году. Некий Пузаков, который взял фамилию Мегрэ, написал книгу. В ней он описал, как якобы встретил в тайге сверхженщину Анастасию, род которой всегда жил отдельно от всего человечества.

Сектанты заставляют вновь прибывших продавать квартиры и селиться на земле, сажать кедры (в них спасение России). Женщины должны рожать на земле, без врачей.

Право поселиться в общине, как утверждают эксперты, стоит 30 тысяч долларов.

Кто рискует оказаться в секте

Риск попасть в секту есть у каждого человека. В основном это касается тех людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию: смерть близкого человека, банкротство, развод, неприятности на работе и так далее. В это время человеку необходима поддержка и гарантия, что все будет хорошо, говорят психологи.

Адептов различных течений учат определять, какому человеку нужна помощь. Дальше сектант подходит к человеку и заводит нужный разговор.

Иногда сектантами становятся «из любопытства». Это касается в первую очередь успешных бизнесменов, которые многого добились в жизни и теперь хотят овладеть каким-то сверхзнанием.

Также адептами различных учений становятся люди с нездоровой психикой. Кстати, даже родственники не всегда могут понять, что человек болен и ему нужна помощь психиатра или психолога.

Что делать, если близкий человек попал в секту?

Если ваш близкий человек стал членом секты, то его нельзя разубеждать или ругать. Об этом сектанта-новичка будут предупреждать его новые наставники. Тем самым вы еще больше убедите его в правильности выбора и окончательно испортите отношения.

Сохраняйте доверительные отношения. Доверие необходимо. Только в этом случае человек будет прислушиваться к вашему мнению.

Обратитесь за помощью к специалисту-психологу.

Если эта секта запрещена в России, стоит обратиться за помощью в правоохранительные органы.

После выхода из секты человеку потребуется помощь. Это и поддержка близких людей, помощь психолога или психиатра, иногда помогают разговоры со священником.

Обращаемся к читателям портала Amic.ru: если у вас есть истории о том, как вы или ваши близкие пострадали от сектантов, присылайте их на почту [email protected] или оставляйте в х. Анонимность гарантируем.

Как в России государство борется с сектами

22 сентября в Красноярском крае задержали руководителей одной из самых старых сект в России. Церковь последнего завета, которую основал бывший милиционер Сергей Тороп, или «община Виссариона», существовала с 1990-х годов.

Примерно с того же времени в России продолжается борьба с так называемыми новыми религиозными организациями, несмотря на то, что специального наказания за создание секты российским законами не предусмотрено. Редакция Полит.

ру изучила хроники государственной антисектантской кампании и ее механизмы.

Первые громкие уголовные дела против создателей сект стали появляться в начале 2000-х. В январе 2002 года в Приморье вынесли приговор русским членам секты «Аум Синрикё», обвиняемым в подготовке терактов в Японии.

В 2016 году Верховный суд запретил деятельность этой организации в России как террористической.

Уголовные дела продолжаются до сих пор: в 2018 году на скамью подсудимых попал Михаил Устьянцев, которого следователи считают организатором «террористического сообщества» — объединения последователей религиозной секты «Аум Синрике» в Москве и Петербурге. 

В 2007 году возбудили дело против основателя пензенской секты «Горний Иерусалим» Петра Кузнецова, который вместе с 35 последователями «ушел под землю» в ожидании конца света. 

Читайте также:  Определение места жительства детей после развода родителей

В 2008 году Таганский суд Москвы приговорил к 11 годам заключения «целителя» Григория Грабового по делу о мошенничестве. Он вышел на свободу по УДО через два года — в марте 2010. В 2016 году Европейский суд по правам человека в Страсбурге назначил Григорию Грабовому компенсацию в €2,4 тысячи за время, проведенное в СИЗО в ожидании рассмотрения судом уголовного дела.

Трижды — в 1999, 2004 и 2008 годах — к ответственности пытались привлечь создателя оккультной тоталитарной секты «Ашрам Шамбала» Константина Руднева. В 2013 году его всё же приговорили к 11 годам заключения за изнасилование и подготовку к сбыту наркотиков в особо крупном размере. 

В 2012 году президент Владимир Путин заявил, что госструктуры должны усовершенствовать нормативно-правовую базу для контроля за деятельностью «тоталитарных» сект. Заметное усиление антисектантской борьбы пришлось на 2014–2015 годы, и самым массовым объектом этой кампании стали «Свидетели Иеговы». 

Церковь Виссариона

Лидеров церкви — самого Виссариона (Сергея Торопа), Вадима Редькина и Владимира Ведерникова — задержали в Красноярском крае 22 сентября. Они подозреваются в нарушении ч. 1 ст.

239 УК (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением) и пп. «а», «б» ч. 3 ст.

111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью организованной группой в отношении двух и более лиц).

По версии следствия, в период с 1991 года по 22 сентября 2020 года лидеры «виссарионовцев» «в целях извлечения дохода от религиозной деятельности привлекали денежные средства граждан, а также применяли к ним психологическое насилие, в результате длительного воздействия которого части последователей религиозной организации причинен тяжкий вред здоровью».

В феврале 2020 года в общине проходили обыски по делу о мошенничестве в местной школе «Истоки». В деле нет обвиняемых (статья 159 УК).

В августе съемочная группа РЕН ТВ хотела снять общину под прикрытием — журналист выдавал себя за бизнесмена, который собирается сделать пожертвование. Но виссарионовцы не поверили, забрали всю технику и мобильные телефоны.

В итоге СК возбудил дело по статье 144 УК РФ (воспрепятствование законной деятельности журналиста).

«Свидетели Иеговы» 

Закрывать и ликвидировать отделения этой организации суды начали еще в начале 2000-х. Претензии государства к руководителям общины сводились к тому, что последние принуждают своих единоверцев к разрушению семьи, нарушают их права и свободы, склоняют к отказу от медицинской помощи и от военной службы.  

20 апреля 2017 года Верховный суд РФ по иску Минюста признал организацию экстремистской и запретил деятельность 395 отделений, дав старт конвейеру дел по 282-й статье УК в отношении ее членов.

И хотя в 2019 году Владимир Путин назвал «чушью» уголовное преследование «Свидетелей Иеговы», за участие в этой организации до сих пор дают реальные сроки.

К 20 февраля 2019 года количество уголовных дел достигло 120. 

В 2020 году репрессии в отношении «Свидетелей Иеговы» усилились, отмечают в правозащитном центре «Сова». Известно как минимум о восьми приговорах только за первое полугодие. 9 июня житель Пскова Геннадий Шпаковский получил 6,5 лет колонии — это самый большой срок из всех, которые в России получали иеговисты (3 августа его заменили на условный).

«Свидетели Иеговы» — движение, которое появилось в США в 1870-х годах. Основателем считается фермер Чарльз Тейз Расселл: сначала он организовал движение «Исследователи Библии», а 1881 году — общество «Сторожевая башня Сиона». После его смерти в 1916 году общество возглавил Джозеф Резерфорд, который в 1931 году переименовал его в «Свидетелей Иеговы».

В основе движения лежит строгий монотеизм. Его адепты считают, что существует только один бог — Иегова. Как писал социолог и исследователь религии Роман Лункин, именно Резерфорду «принадлежит идея, что Иегова выражает свою волю через строго иерархическую и авторитарную по сути руководящую корпорацию».

В России «Свидетели Иеговы», по мнению Лункина, «заняли нишу одного из самых массовых околохристианских новых религиозных движений». Первые общины появились в 1920-х годах, при СССР деятельность движения была запрещена, многие последователи были репрессированы или высланы в Среднюю Азию.

Сейчас «Свидетели Иеговы» считают, что в сегодня в России они имеют более 175 тысяч последователей.

Дело саентологов

В 2016 году Минюст потребовал закрыть Саентологическую церковь Москвы. Представители ведомства были против того, что слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак: это, по их мнению, нарушало закон о свободе вероисповедания: религию может распространять религиозная организация, а не коммерческое партнерство.

В 2017 году началось и «дело саентологов». Пятерых последователей Рона Хаббарда, включая духовного лидера петербургской Саентологической церкви Ивана Мацицкого, подозревают в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст.

282.1 УК), в возбуждении ненависти или вражды организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК) и в незаконном предпринимательстве (пп. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК). 18 августа 2020 года суд начал рассматривать дело по существу.

 

Как сообщала ФСБ, уголовное дело против саентологов возбудили из-за «многомиллионных заработков» на продаже прихожанам просветительских программ. Затем следователи нашли в деятельности церкви экстремизм.

И хотя заработки саентологов не нравятся правоохранительным органам, их организации не признаны нежелательными и не запрещены как террористические или экстремистские. 

Путь Орды и солнцепоклонники

Продолжалась борьба и с оккультными сектами. В 2017 году в Москве, Оренбурге и Смоленске возбудили уголовные дела против последователей экзотической организации «Эллэ-Аят», созданной на основе учения выходца из Казахстана Фархата Абдуллаева.

Его последователи верят, что любой недуг можно исцелить, если каждый день смотреть на солнце, пить соленый чай и читать особое заклинание. По оценкам представителей силовых ведомств, в Москве численность секты составляла на тот момент 3–4 тыс. человек, в других регионах России и странах СНГ действовали десятки филиалов.

В мае 2019 года Самарский областной суд признал группу экстремистской. 

Отдельную проблему для российской правоохранительной системы создали последователи казахской секты «Ата Жолы» (известной также как «Орда» и «Путь предков»).

Адепты этого учения лечат все болезни путем общения с духами предков, избиением кожаной плеткой и платными паломническими турами в степи Казахстана.

В России с 2013 года организация включена в Федеральный список экстремистских организаций и запрещена в нескольких регионах, но ячейки «Орды» открываются по всей стране под другими названиями.

Против создателей этих ячеек неоднократно возбуждали уголовные дела в Башкирии, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях. В марте 2020 года в Челябинске к реальным срокам приговорили троих человек, из-за которых 43-летняя жительница региона получила серьезное психическое расстройство. Каждый раз правоохранителям приходится доказывать, что новая организация — это клон запрещенной.

Проект Мизулиной

В 2016 году сенатор Елена Мизулина утверждала, что в России действует около 500 сект, при этом в 2015–2016 годах под запрет попали 52 организации в 24 регионах. В 2017 году она возглавила в Совете Федерации рабочую группу по борьбе с «деструктивными сектами».

Сенаторы собирались разработать проект поправок, которые позволили бы ввести в законодательство понятие «секта».

Примерно в то же время депутат Госдумы Владимир Сысоев предложил добавить в законодательство такое определение деструктивной секты: «религиозная, неорелигиозная группа или организация, причинившая (причиняющая) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемая в потенциальной опасности причинения такого вреда».

Законопроект должны были подготовить к ноябрю 2017 года, позднее крайним сроком называли весну 2019 года.

Поправки не представили до сих пор, известно лишь, что они коснутся Законов «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ. 

Действия религиозных сект на территории России

Ряд сект используют множество прикрытий и ипостасей, чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы.

Наиболее показательны в этом отношении Церковь Сайентологии (центры Дианетики, Хаббард-колледжи, Нарконон) и Церковь Унификации (секта Муна).

Последняя имеет десятки дочерних организаций, скрывающих свою связь с материнской структурой в целях более эффективной вербовки.

Деструктивной, т.е.

опасной и разрушительной для личности, делают группу не заявляемые открыто религиозные верования, политические или «психотерапевтические» концепции (хотя и в них можно найти немало опасных элементов), а то, что группа (культ) делает с личностью, т.е. многократный и многоуровневый обман и широкое использование психологического насилия, которое во многих случаях нередко сопровождается физическим и сексуальным насилием, шантажом, вымогательством и т.п.

Преступный характер религиозных сект в своей основной, подводной части, хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными последствиями, как, гибель 923 человек, членов Народного храма в Гайане в 1978 году, 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 году, еще 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 году, едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993 года, 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум Синрике в Токио в 1995 году. Несомненно, что именно культовый характер ряда экстремистских политических организаций на Ближнем Востоке (например, организация «Хамаc») объясняет непрерывное производство террористов-камикадзе, взрывающих мины на себе.

Многие тоталитарные секты, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба своим членам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы, вплоть до государственных заговоров, как это было в случае секты Аум Синрике. Уже в 30 городах России действуют центры так называемой «Дианетики», вербовочной структуры церкви Сайентологии, получившей определение германских государственных органов как «криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора», а некоторые ее адепты в Греции подозреваются в шпионаже.

К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно отнести, опираясь на различные источники и свидетельства, следующие группы и организации: Церковь Унификации (Мунисты); Церковь Сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцедентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Лайфспринг (Lifespring); АУМ Синрике; «Белое братство»; «Богородичный центр» (Марианская церковь); Церковь последнего завета (Виссарион); Шри Чинмой; «Дети бога» («Семья любви»); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других.

К ним относятся большое количество ежедневно возникающих и исчезающих групп и группочек оккультно-мистического и псевдопсихотерапевтического характера под водительством «мини-мунов».

Благодаря легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается законом «О свободе совести и религиозных организация», в последние пять лет на территории России появилось значительное число зарубежных и доморощенных сект тоталитарного типа.

«По данным общественной организации «Комитет по спасению молодежи», в различные культовые новообразования, которых в России насчитывается много десятков, уже вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, из них в возрасте до 18 лет — около 500 тысяч, 18-25 лет — около миллиона». Современные секты в России / Под ред. С. Прокофьева. — СПб., 1994.

Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту, что представляет самостоятельную социальную проблему.