Сбил пешехода насмерть: какая ответственность грозит и можно ли избежать наказания, когда есть состав преступления, квалификация и факторы, которые влияют на определение меры наказания
Ответственность за сбитого насмерть на дороге пешехода наступает в том числе и вне зависимости от вины водителя. А при её наличии автолюбителя в 2021 году могут ждать наказания как по КоАП РФ, так и по уголовному кодексу.
Обо всех статьях законов за наезд на человека на пешеходном переходе и переходящего дорогу в неположенном месте, в том числе если водитель был пьяный, скрылся с места происшествия, совершил наезд на велосипедиста, а также ударил 2 и более лиц, рассказываем в статье ниже.
Что делать в первую очередь?
Порядок действий регулирует раздел 2 ПДД, и вам следует выполнить следующие обязанности в хронологическом порядке:
- немедленно остановить автомобиль,
- включить аварийную сигнализацию,
- осмотреть сбитого пешехода и вызвать скорую помощь,
- оказать первую помощь; обратите внимание, ПДД обязывают водителя в любом случае это сделать, но ошибка, которая усугубит состояние человека, может грозить вам увеличения срока наказания; сами правила оказания первой помощи, разумеется, выходят за рамки данной статьи, их вы можете прочитать из официального пособия Минздрава РФ,
- вызвать сотрудников ГИБДД по универсальным номерам: 102 или 112,
- если состояние пешехода требует неотлагательного вмешательства медиков, а самого человека можно перемещать (отсутствуют подозрения на перелом позвоночника и другие состояния), то его следует отправить на попутной или отвезти на своей машине в больницу, а затем вернуться на место ДТП.
Смертельное ДТП с пешеходом – что говорит законодательство?
Законодательную базу можно сгруппировать по 2 основным направлениям регулирования:
- правила поведения участников дорожного движения: предписания, запреты и указания,
- ответственность за нарушения этих правил: как водителя за сбитого насмерть пешехода при наличии или отсутствии его вины, так и самого пешехода.
Итак, первая группа практически исчерпывающе диктуется Правилами дорожного движения. В частности, ключевыми в наиболее распространённых ситуациях смертельных ДТП выступают следующие пункты:
- общий пункт 1.3 ПДД, обязывающий каждого участника дорожного движения соблюдать правила, относящиеся к ним,
- пункт 1.5 предписывает во всех случаях действовать на дороге таким образом, чтобы не создавать опасность для движения,
- «универсальный» пункт 10.1 – именно его приписывают чаще всего водителям, которые не успели остановиться перед пешеходом и сбили его насмерть,
- 4.1 обязывает пешехода двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, и только в исключительных случаях – по обочинам, надевать светоотражающие жилеты в определённых случаях,
- 4.3 – переходить дорогу по пешеходному переходу и только в исключительных случаях, вне их,
- 2.6 обязывает водителя вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП пешеходу.
Чаще всего такие аварии происходит:
- при неуступлении дороги пешеходу на переходе,
- на тротуаре, когда автовладелец не справляется с управлением,
- на проезжей части дороги на трассе в тёмное время суток (часто с участием пьяных пеших участников движения),
- во дворах и на парковках при движении задни ходом грузовым транспортом,
А вот вторая группа наказаний уже более обширна, и именно о ней мы и поговорим далее.
Что грозит водителю за сбитого пешехода?
Рассмотрим сначала ситуацию, когда вина водителя установлена.
Обратите внимание, что установлена она должна быть сотрудниками ГИБДД, судом или следственными органами – только официальное постановление означает виновность в каком-либо нарушении, но и само это нарушение не всегда является причиной ДТП.
Например, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте, и на его со смертельным исходом совершил наезд пьяный водитель, то само состояние опьянения ещё не означает автоматическую вину автолюбителя…
По меньшей мере до тех пор, пока экспертиза не установит, к примеру, что будь водитель трезв, то время его реакции позволило бы избежать ДТП или смягчить его последствия (пешеход бы не погиб, а получил тяжкий вред здоровью). В этом случае вина может быть обоюдной либо полностью лечь на сбитого пешехода.
Водитель, конечно же, понесёт наказание за пьяное вождение, но смерть пешеходу причинило не это.
Теперь давайте перейдём непосредственно к статьям законодательства, актуального на 2021 год.
Ответственность по КоАП?
Итак, раз уж мы сначала рассматриваем ситуации, когда в наезде на пешехода виноват водитель, то, увы и ах, но по Административному кодексу такое нарушение не квалифицируется. Самая жёсткая статья КоАП России предусмотрена за причинение средней тяжести вреда здоровью – часть 2 статьи 12.24. А за лёгкий наезд назначается часть 1 этой нормы.
В целом же, при сбитом насмерть пешеходе или причинении вреда его здоровью (или других людей) водителю грозит как бы двойная ответственность:
- непосредственно за нарушение ПДД (но не за все нарушения есть наказания – например, за нарушение пункта 10.1 нет, а за выезд на встречку – лишение прав),
- за причинение вреда здоровью или смерть человека – уже как результат ДТП.
Уголовная ответственность
- Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.
- Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.
- В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:
- принудительные работы на срок до 4 лет,
- лишение свободы до 5 лет.
Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2021 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания.
Сколько дадут, если водитель был пьяный?
Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.
Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:
За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании. Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения.
Если сбили двух пешеходов и более насмерть
В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:
- принудительные работы до 5 лет,
- лишение свободы до 7 лет.
Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.
А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.
Велосипедист – тоже пешеход?
В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.
Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.
Если водитель не виноват?
Итак, второй случай в обсуждаемой нами ситуации – это когда вина полностью легла на пешехода. И да, даже если тот умер в результате этого, виновность автоматически не переходит на других людей – законодательство так не работает.
Таким образом, водителю может ничего не грозить в плане уголовной и даже административной ответственности. Но есть одно «но»!
Теперь плохие новости: даже при отсутствии вины в ДТП водитель автомобиля будет нести ответственность при причинении вреда пешеходу как владелец источника повышенной опасности. То есть страховка ОСАГО при наличии оплатит расходы на погребение и выплату родственникам сбитого насмерть пешехода.
Увы, но таков закон! Статья 1079 Гражданского кодекса указывает, что вне зависимости от виновности водитель возмещает вред, причинённый его машиной… Да, даже если он ничего не нарушал.
То есть возмещение вреда у обеих сторон будет выглядеть следующим образом:
- ОСАГО водителя (или он сам, если страховки на автомобиль нет) выплачивает в пределах лимита 500 000 рублей выплату ближайшим родственникам сбитого пешехода,
- наследники последнего выплачивают имущественный ущерб за повреждённый при этом автомобиль, а также за вред здоровью водителю, если он был причинён.
Обратите внимание, как работает эта статья, согласно судебной практике 2021 года, с велосипедами:
- автомобиль является источником повышенной опасности (ИПО) к велосипеду и пешеходам (в том числе на обычных или электросамокатах, гироскутерах и прочем оборудовании),
- велосипед является ИПО по отношению к пешеходу.
То есть если велосипедист допускает наезд на пешехода по вине последнего, то владелец двухколёсного несёт также ответственность.
Какие права у пешехода?
Разумеется, сбитый человек при наличии вины водителя имеет полное право на возмещение причинённого ему ущерба – причём, как здоровью, так и имуществу (если пострадал телефон, одежда). В нашем случае право требования с водителя при совершённом наезде со смертельным исходом переходит к ближайшим родственникам следующим образом:
- если на автомобиль была страховка ОСАГО, то родственникам пешеходам дадут 500 тысяч рублей, из которых 25 000 – на погребение,
- если действующего полиса не было, то вред возмещается с водителя по суду.
Но учтите, что ждать выплату придётся долго – как страховая, так и иные регулирующие возмещение органы выдадут любое решение по делу исключительно после проведения судебно-медицинской экспертизы и суда над виновным водителем, а это может затянуться на год и более.
Какое наказание за ДТП со смертельным исходом
О том, какое наказание за ДТП со смертельным исходом предусмотрено виновникам, интересуются многие водители. Аварии с летальными последствиями считаются тяжелыми преступлением, поэтому за них грозит уголовная ответственность.
На окончательное решение суда могут повлиять различные факторы отягощающего и смягчающего характера. Ввиду этого следует рассмотреть основные меры наказания за ДТП со смертельным исходом и обстоятельства, оказывающие влияние на приговор.
Правовые нормы
Ответственность водителя за смерть участников ДТП определяется действующими нормативными документами. Наказание зависит многих аспектов, главным из которых является тяжесть нанесенного ущерба.
Уголовный кодекс
264-ая статья ук рф о ДТП со смертельным исходом содержит сведения о том, что грозит виновнику в происшествии с летальным исходом.
В этом нормативно-правовом документе описаны меры наказания, которые предусматриваются за лишение жизни участника дорожного движения по неосторожности либо на фоне умышленных действий. Здесь же представлены главные признаки преступления, на основании которых автомобилиста считают виновным. В статье УК РФ о ДТП с летальным исходом также рассматриваются меры в отношении лиц, спровоцировавших ДТП с несколькими погибшими.
Определение вины
Не все случаи с летальными последствиями на дорогах расцениваются как преступление. Например, известны ситуации, когда у водителей ТС при движении происходила остановка сердца, вследствие чего автомобиль терял управление. В таком случае нельзя признать виновными в авариях третьих лиц, которые находились в непосредственной близости от пострадавшего.
Важно знать! Чтобы подтвердить состав преступления, сотрудниками правоохранительных органов проводится комплексное расследование. Оно предусматривает ряд мероприятий и экспертиз, позволяющих определить взаимосвязь между действиями водителя и результатами происшествия.
Причины аварий с летальными последствиями
По статистике, трагедии чаще всего происходят из-за грубых нарушений ПДД. Общепринятые правила, соблюдение которых обязательно для каждого водителя, предназначены для того, чтобы сократить число ДТП в целом. Аварии с погибшими – это свидетельство того, что ПДД нарушались.
К факторам, сопутствующим происшествию, относятся:
- Вождение ТС в состоянии опьянения;
- Нарушение скоростного режима;
- Движение на запрещающий сигнал светофора;
- Несоблюдение правил пересечения пешеходных переходов;
Плохое качество дорожного покрытия, разметки;
- Технические неисправности ТС;
- Неиспользование ремней безопасности.
Таким образом, к гибели на дороге могут привести многочисленные причины. Провоцирующие факторы определяются при изучении места происшествия. В дальнейшем эти данные влияют на ответственность за ДТП со смертельным исходом.
Меры наказания
Ознакомившись со статьей 264 УК РФ о ДТП, можно выяснить, что грозит водителю, если он будет признан виновным в преступлении, которое ему инкриминируется. За смерть в результате ДТП, даже по неосторожности, автомобилиста ждет гражданская и уголовная ответственность.
Внимание! В первом случае речь идет о компенсации урона пострадавшей стороне. При нанесении телесных повреждений, которые привели к гибели потерпевшего, водитель должен будет возместить моральный ущерб. Обычно такую выплату осуществляет страховая компания, где виновник оформлял полис ОСАГО.
Уголовная ответственность предусматривает следующие варианты наказания:
- Если водитель был трезв. Лишение свободы до 4 лет или исправительные работы, конфискация прав до 3 лет. Исключается возможность занимать определенные должности.
- Если виновник пьяный. В таких случаях грозит тюремное заключение на срок до 7 лет. Минимальный период ограничения свободы – 2 года. После выхода на волю водителю запретят садиться за руль и занимать определенные должности еще на 3 года.
- ДТП с несколькими погибшими. Если нарушение ПДД привело к гибели больше одного человека, но при этом виновник был трезвым, ему грозит до 7 лет тюрьмы. В данном случае учитывается множество обстоятельств, в том числе количество жертв. Если водитель был пьян, то за ДТП повлекшее смерть человека дадут до 9 лет.
Следует отметить, что виновник аварии может быть признан нетрезвым не только при условии, что он перед происшествием употреблял алкоголь. Если он отказался пройти медицинское освидетельствование, его автоматически считают пьяным.
Отягощающие и смягчающие обстоятельства
При проведении следственных мероприятий учитываются факторы, которые сопутствовали ДТП. Во многих случаях они влияют на исход дела и окончательный приговор в отношении виновника.
В этих целях проводится комплекс экспертиз и проверок, направленных на определение деталей происшествия.
Если будет доказано, что водитель не имел возможности предотвратить столкновение, он может быть освобожден от уголовной ответственности.
В число обстоятельств, смягчающих вину, входят следующие:
- Беременность;
- Наличие маленьких детей или близких родственников, которые нуждаются в уходе;
- Добровольное возмещение материального и морального ущерба.
Важно знать! Иногда смягчающими обстоятельствами признаются неблагоприятные погодные условия, нарушения ПДД со стороны пострадавших. Также к этой категории относятся плохое качество покрытия, неправильная работа светофоров, отсутствие дорожных знаков.
Более суровое наказание грозит при наличии отягощающих факторов:
- Водитель предпринял попытку скрыться с места ДТП;
Виновник ездил с недействительными правами или без них;
- Авария произошла по причине превышения скоростного режима;
- Водитель не пропустил пешехода на зебре или поехал на запрещающий сигнал светофора;
- В ДТП пострадали несовершеннолетние;
- Виновник задержан в состоянии опьянения.
Также отягощающим обстоятельством считаются случаи аварий с участием водителя, имеющего подобные приводы в прошлом. Вышеописанные критерии указывают на то, что виновник является злостным нарушителем и заслуживает наказания. Таким образом, последствия ДТП со смертельным исходом для водителя зависят от наличия смягчающих и отягощающих обстоятельств.
Возможно ли примирение
Если стороны пришли к соглашению, виновник происшествия может избежать наказания. Однако это реально лишь при условии, что пострадавшие не имеют каких-либо претензий к водителю. Автомобилист, спровоцировавший смертельное ДТП, должен возместить ущерб, после чего возможна договоренность о примирении.
Внимание! Сторона потерпевших подает соответствующее заявление в суд или правоохранительные органы. Заключенное соглашение должно отражать все причины и детали такого решения. В результате этого, следственные меры в отношении виновного прекращаются, и он освобождается от наказания.
ДТП с летальным исходом – распространенное явление, которое происходит из-за несоблюдения ПДД и других факторов. В большинстве случаев водители признаются виновными в произошедшем. За смерть человека вследствие дорожной аварии предусмотрена уголовная ответственность. Наказание представляет собой тюремный срок, исправительные работы и ряд других ограничений.
Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью, смерть, смерть двух и более лиц, в состоянии опьянения. Комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
Юридическая энциклопедия «МИП» » адвокат по уголовным делам » Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью Записаться на консультацию
Содержание
Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.
Судебная практика
Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).
Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Субъект преступления
Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).
Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Отличие от смежных составов
В силу пункта 1.
2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Основания для отмены приговора либо возврата дела прокурору
При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.
Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.
Признанные эксперты по статье 264 УК РФ
Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.
Основные причины ДТП
Превышение скорости
Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %.
Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.
1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.
Отсутствие технической возможности остановки транспортного средства
Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).
При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Судебная автотехническая экспертиза
По всем преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ в обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза, которая отвечает на целый ряд вопросов, имеющих значение для расследования уголовного дела и последующего наказания виновного лица. В частности, экспертиза дает ответ на вопросы о скорости автомобиля в момент ДТП, тормозном пути, наличия либо отсутствия технической возможности остановки транспортного средства и др.
Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием.
Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения).
При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.
Нередко суды ставят перед экспертами вопросы, не совсем относящимися к компетенции автоэкспертов. В подобных случаях заинтересованное лицо имеет право ходатайствовать о назначении и проведении повторной экспертизы.
Квалифицирующие признаки (отягчающие обстоятельства)
Повлекшее смерть потерпевшего, либо смерть двух и более лиц
Нередко в результате ДТП причиняется не только тяжкий вред здоровью, но наступает смерть потерпевшего. Это может быть наезд на пешехода, либо столкновение автомобилей, в результате которого водитель либо пассажиры одного из участников ДТП погибают.
Ответственность за причинение смерти в результате ДТП установлена в части 3 и 4 статьи 264 УК РФ. За причинение смерти двум и более лицам – по части 5 и 6 статьи.
Санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права управления. Как показывает судебная практика, в 70% случаев виновным лица назначается реальное лишение свободы.
Особо это касается случаев совершения преступления в состоянии опьянения.
В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).
Совершенное в состоянии опьянения
В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
ДТП в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения – наиболее общественно опасное нарушение ПДД, поскольку в состоянии опьянения у виновного лица отсутствует должная реакция на дорожную обстановку, он не осознает своих действий, в связи с чем, как правило, наступают более значимые последствия.
При назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.
Анализ судебной практики показывает, что практически во всех случаях виновному лицу назначается реальное лишение свободы, даже несмотря на примирение с потерпевшим лицом и заглаживании причиненного вреда.
№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам
Лишение прав как дополнительное наказание
В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.
При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.
Как уже говорилось выше, в случае осуждения лица за совершение ДТП в состоянии опьянения либо повлекшее смерть потерпевшего, закон предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права управления.
Умышленное причинение вреда здоровью
В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.
Так, приведем пример. Так, Б., работая трактористом на заводе, испытывал личную неприязнь к К., который периодически высказывал свое недовольство в работе Б., поскольку последний часто приходил на работу пьяный. При этом К. стал требовать у Б.
деньги, чтобы не сообщать руководству о данных фактах, которые были известны только ему. Подождав удобный момент, когда К. вышел из одного из цехов завода, Б. подъехал к нему на тракторе и резко надавил на педаль акселератора, и переехал его. Он полученных травм К. скончался.
В ходе следствия Б. утверждал, что перепутал педали акселератора и педаль тормоза, и такое у него уже бывало неоднократно. То есть никакого умысла на причинение смерти у него не было. Следствием было собрано достаточно доказательств виновности Б.
в совершении именно умышленного убийства, и последний был осужден на 9 лет лишения свободы.
Освобождение от уголовной ответственности за примирением сторон
Освобождение от уголовной ответственности по данному составу возможно за примирением сторон.
Как показывает судебная практика, прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда.
При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.
В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Что грозит, если сбил пешехода на пешеходном переходе: ответственность по закону
Нарушение правил дорожного движения довольно часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Следствием таких событий становится причинение вреда как имуществу граждан, так и их здоровью.
Одним из вариантов аварии является столкновение с пешеходом, пересекающим проезжую часть в положенном месте.
Наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе, которое ожидает автомобилиста, будет существенно зависеть от обстоятельств произошедшего, а также того, каковы были действия собственника транспортного средства сразу после столкновения.
Что будет при наезде на пешехода
Последствия наезда на пешехода могут иметь непредсказуемый характер, поскольку мера наказания будет зависеть от того, какие повреждения получил участник дорожного движения, переходивший трассу или находившийся в ином месте.
Следует знать! Степень ответственности за наезд на пешехода, согласно законодательным и регулирующим нормам, может быть административной, гражданско-правовой или уголовной.
ДТП с участием пешехода, несмотря на достаточную степень регулирования движения, четкое разграничение участков для движения ТС и пересечения дороги пешеходами, – наиболее частый тип ДТП. Одним из важных моментов даже при самом тяжелом последствии – смерти участника ДДП – является то, каким образом повел себя автомобилист, виновный в аварии.
Это интересно! Согласно статистике, более 85% аварий с участием пешехода после разбирательства приводит к тому, что виновным лицом является автомобилист.
Мера наказания
Что грозит, если сбил человека на пешеходном переходе? Нормативная база, определяющая степень ответственности и несение наказания в РФ, – это УК, КоАП и ГК. В соответствии с кодексами возможна:
- Уголовная ответственность, которая предусматривает наиболее тяжелые меры наказания, такие как ограничение свободы или ее лишение сроком до 9 лет. Рассматривается вина водителя по статье 264 УК РФ.
- Административная ответственность, определяющая вину автомобилиста при достаточно легких формах травм пострадавшего. Рассматривается статьей 12.24 КоАП.
- Гражданско-правовая ответственность, предусматривающая компенсацию вреда потерпевшему (морального и физического ущерба). Определяется на основании положений, прописанных в статьях 1079 и 1094 ГК РФ.
Кто выписывает штраф за парковку на газоне
Необходимые действия при аварии
Если сбил человека на пешеходном переходе, ответственность будет выражаться в меньшей форме при выполнении всех необходимых действий, определенных пунктами действующего ПДД. Так, автомобилист должен осуществить следующие шаги:
- Немедленно остановить транспортное средство и не покидать место аварии до момента приезда сотрудников ГИБДД или решения сложившейся ситуации «полюбовно».
- Оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.
- Вызвать скорую помощь, если это необходимо.
- Сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.
- Постараться не перемещать ТС до момента фиксации последствий аварии.
- При наличии такой возможности собрать показания свидетелей.
Важная информация! При разборе последствий ДТП показания свидетелей очень важны для обеих сторон – как виновной, так и потерпевшей. Исходя из них определяется мера наказания и возможность компенсации причиненного вреда пострадавшему лицу.
Смягчающие обстоятельства
Несмотря на то, что ответственность при сбивании пешехода на пешеходном переходе может быть даже уголовной, имеются также смягчающие обстоятельства, уменьшающие меру наказания. Среди них выделяются следующие:
- пешеход перед непосредственным столкновением находился вне зоны видимости. К примеру, достаточному обзору мешало стоящее маршрутное транспортное средство;
- автомобилист, виновный в дорожно-транспортном происшествии, ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения;
- имела место добровольная компенсация причинения вреда пострадавшему лицу;
- пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;
- участник ДД переходил дорогу на регулируемом пешеходном переходе, но в то время, как на светофоре горел запрещающий для него движение сигнал.
Следует знать! Большинство смягчающих обстоятельств, которые могут присутствовать при наезде на участника дорожного движения в ходе привлечения к административной ответственности, рассматриваются статьей 4.2 КоАП РФ.
В качестве наказания при условии причинения легкого или среднего вреда может применяться штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение прав сроком на 2 года.
Правильная парковка задним ходом в гараж
При условии, что в процессе разбирательства будут выявлены и другие нарушения, к общему наказанию будут прибавляться и другие, также определяемые в соответствии с КоАП РФ. Это могут быть проезд на запрещающий сигнал светофора, отсутствие полиса ОСАГО, превышение допустимой скорости движения, непредоставление преимущества пешеходу на переходе и т. д.
Возмещение причиненного ущерба
При несении гражданско-правовой ответственности основной мерой наказания будет необходимость компенсации пострадавшему:
- упущенного заработка на время его нетрудоспособности;
- расходов, связанных с лечением и восстановлением здоровья;
- понесенного морального вреда.
Важная информация! При возникновении необходимости получить моральную компенсацию потерпевшая сторона должна знать, что страховка ОСАГО не предусматривает погашение такого рода выплат. Получить их можно в случае согласия виновной стороны или при условии вынесения соответствующего решения суда.
Уголовное наказание
Уголовная ответственность автомобилиста, сбившего участника ДД на пешеходном переходе, определяется при условии, что пешеход получил тяжелые телесные повреждения или погиб. Наказанием чаще всего служит лишение свободы, которое может выражаться в следующей форме:
- при причинении тяжкого вреда здоровью в соответствии со статьей 264 УК РФ водитель, виновный в аварии, может быть лишен свободы или арестован сроком на 6 месяцев;
- при условии причинения тяжкого вреда и том обстоятельстве, что автомобилист находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, срок лишения свободы может составить 4 года;
- если последствием наезда на пешехода стала смерть одного человека, виновному автомобилисту грозит нахождение в тюрьме сроком до 5 лет;
- при условии, что смерть пешехода наступила при отягчающих обстоятельствах, таких как состояние алкогольного опьянения, продолжительность лишения свободы будет составлять до 7 лет.
Важно! Наиболее тяжелой формой наказания будет являться ситуация, при которой действия водителя повлекли за собой смерть двух и более лиц. В этом случае ему будет грозить до 9 лет тюрьмы.
Дорожно-транспортное происшествие в большинстве случаев становится следствием игнорирования действующих правил дорожного движения.
Если водитель стал участником аварии, в которой на пешеходном переходе пострадал пешеход, ни в коем случае не стоит покидать место происшествия. Подобные действия могут повлечь за собой более тяжелую форму наказания.
Выполнение всех шагов, предписанных ПДД, содействие следствию и добровольное возмещение ущерба станут факторами, которые помогут смягчить наказание.
Парковка для владельцев парковочных разрешений
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
8 (800) 350-29-83 — Регионы России
8 (499) 938-45-81 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 — Санкт-Петербург и Лен. обл.
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!