Жалобы

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

  • В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
  • В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.
  • Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер.

Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки.

Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст.

47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

  1. Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.
  2. Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            
  3.  Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК).

Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем.

Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Читайте также:  Можно ли оспорить вступившее в силу завещание

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Учителей оставили после уроков

Сегодня в России начинаются необычные весенние каникулы — из-за карантина дату их окончания определят региональные власти. Если ситуация не изменится, то большинство детей не вернется в школу, а продолжит обучение из дома.

Как узнал “Ъ”, руководство ряда школ обязало преподавателей даже во время каникул ежедневно приходить в классы, чтобы подготовить процесс дистанционного обучения. Вести онлайн-уроки преподавателям также предлагают из пустых классов.

Учительский профсоюз говорит об угрозе для здоровья преподавателей и указывает, что из-за онлайн-образования нагрузка на учителей сильно выросла.

Министерство просвещения объявило, что 23 марта большинство российских школ уходят на каникулы. Отметим, что это не касается школ, где учатся по триместрам (каникулы начнутся 1 апреля) и по системе «пять недель учебы — неделя отдыха» (там возьмут перерыв с 6 апреля).

Когда каникулы закончатся, решить должны регионы, но крайним сроком установлено 12 апреля. Впрочем, в Петербурге, Ленобласти и Чувашии уже заявили, что школьники должны вернуться к занятиям 30 марта. Но это не означает, что ученики снова сядут за парты — их будут учить дистанционно.

Подготовить этот процесс школы должны как раз за время перерыва.

Из-за этого, как выяснил “Ъ”, во многих учебных заведениях преподавателей обязали приходить на работу даже во время каникул: готовиться к дистанционному обучению заранее. Такие школы не собираются и позже переводить учителей на «удаленку».

«Коллеги говорят, что в некоторых московских школах их знакомых учителей отпустили домой, но вот у нас категорически нет,— сетует учитель школы в ЮАО.— Даже беременным не разрешили просто взять и работать из дома, им предложили написать отпуск». «У нас дистанционное обучение поделили на две части.

Электронную, когда мы должны будем просто в классе сидеть каждый день и загружать в интернет задания, и онлайн — каждый преподаватель не менее одного раза в две недели должен провести видеоурок на платформе Zoom,— рассказала учительница школы.— Нас даже не спросили, готовы ли мы каждый день делать это из школы.

Просто поставили перед фактом: «Вы все поняли?»». «Зачем в школах-то заниматься, у них что, стены святые?» — недоумевает другой столичный преподаватель.

Четыре учителя из разных московских школ независимо друг от друга заявили “Ъ”, что их руководство объяснило необходимость вести дистанционное обучение «рекомендациями департамента образования города Москвы». В департаменте не смогли оперативно ответить на запрос “Ъ”.

«У нас нет такого ограничения,— заявила “Ъ” директор московской школы №158 Зоя Чернышева.— Учителя в XXI веке имеют возможность заниматься онлайн, давать задания и вести уроки из дома и тем более удаленно прикреплять материалы к «Московской электронной школе»».

Директор одной из крупных школ в ЦАО напомнила “Ъ”, что каникулы не касаются детских садов, которые тоже могут входить в структуру образовательных комплексов. Кроме того, родители многих учеников первых-четвертых классов работают вне дома и не могут найти кого-то для присмотра за детьми в это время.

Для таких учащихся школа даже на время каникул организует «дежурные группы». «Получается, что у нас учителя заняты во всех уровнях образования, мы должны обеспечить бесперебойное обучение детей»,— сказала директор.

По ее словам, если учитель «категорично» хочет работать во время эпидемии только из дома, то такой вопрос будет рассмотрен индивидуально, «если не помешает учебному процессу».

Преподаватели нескольких школ Санкт-Петербурга подтвердили “Ъ”, что их заставили находиться в здании и во время каникул, и после них. По решению родителей часть детей все же продолжат посещать учебное заведение после каникул, и опрошенные “Ъ” учителя этим крайне недовольны.

По их словам, это подвергает опасности здоровье детей и учителей, и к тому же придется один урок фактически вести дважды. «У меня пять человек будут сидеть в классе, я им должна провести урок, а потом придумать задание для удаленщиков,— жалуется преподаватель.

— Да еще меня просят записать на видео урок, на что совсем нет времени. Это двойная работа, за которую нам не платят».

В некоторых пермских школах педагоги будут ходить во время каникул в школу, чтобы освоить технологии для удаленных уроков. «Каждому выдали планшеты, два дня учились работать с ресурсами, прикреплять задания. Это все небыстро, некоторые не знают, какие кнопки жать,— говорит преподаватель гимназии №7.— Самые большие трудности будут с проверкой.

Сложно вносить какие-то правки в работу, особенно если ее прислали не в Word, а сфотографировали рукописный текст. Видеоуроки тоже планируем. Для учебного процесса это лучше, конечно, чем просто выкладывать задания. Но мне как педагогу будет сложно говорить в пустоту — дети меня видеть будут, а я их нет».

Директор воронежской школы №102 Алексей Фактор подтвердил, что преподаватели должны будут посещать школу. «Учителя — это люди с высокой гражданской ответственностью. В свою очередь, мы закупили для них маски, дистанционный термометр»,— сказал он. Возможность работать из дома будет предоставлена «в заявительном порядке».

А вот директор екатеринбургской гимназии №10 Алексей Бабетов сам рекомендовал учителям работать удаленно: «Учителя могут приходить по одному-два человека, чтобы забрать методические материалы для урока. Предполагается, что на время дистанционной формы обучения в школе будут находиться четыре-пять сотрудников».

По его мнению, главной проблемой дистанционного обучения является методика преподавания. «Мы планируем давать по три урока в день, потому что ученикам самостоятельно сложнее разобраться в материале. Также необходимо разработать памятки для родителей о том, как они должны организовать время своих детей.

А также для учителей, которые стараются давать как можно больше домашнего задания и материала, чтобы наверстать программу»,— рассказал он, отметив, что дистанционное образование сложнее всего будет вести для первых и вторых классов, где дети самостоятельно с учебной программой справиться не могут, а также в пятых и шестых классах, где необходима методическая помощь учителей.

Двое учителей школ Ростова-на-Дону, с которыми удалось пообщаться “Ъ”, рассказали, что руководство еще не сообщало им о продлении каникул и переходе на дистанционное обучение. «Мы читали новости в СМИ и соцсетях, но все еще ждем официальных заявлений от начальства.

Пока спокойно работаем по плану»,— рассказала “Ъ” одна из собеседниц.

В министерстве образования региона сообщают, что в настоящее время ведомство ждет документы от федеральных властей, после получения которых сотрудники смогут подготовить распоряжения для местных образовательных учреждений.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал “Ъ”, что к ним уже поступали от учителей жалобы на требование находиться в школе во время дистанционного обучения. «Проблема не только в том, что учителям придется подвергать свое здоровье опасности,— говорит господин Луховицкий.

— В некоторых школах может просто не хватить компьютеров, чтобы каждый учитель вел весь день уроки онлайн и проверял задания». Профсоюз составил для учителей типовое заявление с просьбой перевести на работу дистанционно. Организация отмечает, что онлайн-обучение приведет к дополнительной нагрузке на преподавателей.

«У меня было сегодня пять уроков перед экраном, потом я должен проверять весь вечер задания,— говорит господин Луховицкий.— Логично, что такая работа должна быть оплачена дополнительно». Письмо с предложениями профсоюз направил главе Минпросвещения Сергею Кравцову.

В Минпросвещения “Ъ” заявили, что «каждый регион сейчас разъясняет тонкости работы исходя из ситуации внутри региона».

Напомним, ранее “Ъ” сообщал, что к новому формату обучения претензии есть и у родителей: не во всех семьях есть возможность обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов.

Читайте также:  Расторжение брака между гражданами разных стран

Проблемы возникли также в семьях, где родители работают удаленно и используют для этого домашний компьютер.

Помимо этого, родители жалуются на возросшую нагрузку из-за дополнительного объяснения материала детям и помощи в выполнении домашнего задания, которое детям дистанционно присылают в большем объеме.

Анна Васильева; Анастасия Реутова, Екатеринбург; Олег Дилимбетов, Санкт-Петербург; Екатерина Артемова, Пермь; Андрей Прах, Воронеж; Кристина Федичкина, Ростов-на-Дону

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

Последние новости о коронавирусе в России

Читать далее

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права школьников?

Должны ли учителя дежурить в школе в период самоизоляции

Какое право имеют учителя заставлять ребенка дежурить по классу или школе, убирать пришкольную территорию? Могут ли охранники не пускать ученика на занятия, если ребенок пришел «не в той» одежде или без сменки?

И самое главное, должны ли родители сдавать деньги на нужды класса и школы? Рассказывают юристы.

Конечно, многим родителям хочется, чтобы у детей были и новые парты, и интерактивная доска. Однако, лучше, когда такие закупки идут через родительский комитет или попечительский совет. Каждому внесшему деньги должен быть доступен отчет о собранных суммах и их целевом использовании (собрано денег столько-то, на парты затрачено столько-то, приложены сканы чеков и другие доказательства).

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит. При этом в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Внося деньги, вы должны быть уверены, что средства поступят по назначению. Этому способствуют:

  • Устав школы, предусматривающий, что источником формирования ее имущества и финансовых ресурсов могут быть не только городская казна и внебюджетные средства, но и средства добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
  • Отлаженная система приема пожертвований и их фиксации, например, школьный приказ о порядке приема пожертвований.
  • Отсутствие принуждения (например, пункт приказа устанавливает принцип добровольности пожертвований).
  • Документальное согласие благотворителя на оказание помощи (благотворители заключают с администрацией договор о пожертвовании).
  • Отсутствие санкции для родителей (недопуск ребенка в школу, к занятиям, отчисление ребенка).
  • Финансовые отчеты с подробной информацией о поступлении и расходовании средств, доказательства целевого расходования денежных средств, использование денег исключительно на улучшение условий для получения детьми образования.

Важно! Благотворительность – это ваше право, а не обязанность. Любые денежные сборы — будь то сбор средств за охрану школы, услуги дополнительной уборщицы, на новые шторы, ремонт — акт доброй воли родителей. Школа может только просить сделать пожертвование, но не принуждать к внесению денег.

За учебники платить не нужно

В п. 1 ст. 35 Закона об образовании говорится, что пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания в обычном (некоммерческом) учебном заведении — бесплатное.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований… бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

За дополнительные занятия — в зависимости от обстоятельств

Согласно п.1 и 2 ст. 101 Закона об образовании, школы вправе оказывать платные образовательные услуги.

  • И с физическими, и с юридическими лицами должен быть заключен договор об оказании платных образовательных услуг.
  • В договоре должны быть четко прописаны необходимые дополнительные услуги и расценки на каждую из них.
  • Деньги за услуги должны проходить через школьную бухгалтерию. У того, кто платит за них, должны оставаться документы об оплате (чеки, квитки об оплате через банк).

Ни в коем случае платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Если школа берет с вас деньги за то, что уже оплачено из бюджета, деньги вам должны быть возвращены!

Если вас не устраивает качество закупленной одежды, или если вы считаете, что форма от поставщика/ производителя некачественная, отправьте ее на экспертизу.

Учителей принуждают дежурить на входе в школу с термометром. Это законно?

Термометрия в школах вызывает много вопросов. Кто-то из родителей считает ее бессмысленной, кто-то — даже опасной. Но, так или иначе, каждое утро в школах на входе детей встречает учитель с градусником в руке. А есть ли правовые основания принуждать педагогов к подобным дежурствам? Разбираемся вместе с Юрием Варламовым, юристом профсоюза «Учитель».

Вопрос: Сейчас в школах учителей принуждают дежурить за час до начала уроков с термометром (то, что это время не оплачивается, — особая тема для недовольства). Я не исключение. Меня с мокрыми ногами после дождя поставили на вход с сильным сквозняком.

Пока я измеряла температуру для галочки (вся эта липовая система направлена только на избежание штрафов, и никакой безопасностью тут не пахнет, ибо градусник стабильно показывает 33–35 градусов, что невозможно!), я сама простудилась, и у меня поднялась температура. Уроки я еле-еле отвела, на следующий день слегла с болью в горле, кашлем. Потратила немало средств на лекарства, плюс из-за больничного у меня будет меньше зарплата.

С каких пор из-за подобной липовой заботы о здоровье под прицелом Роспотребнадзора школы стали пренебрегать здоровьем учителей? У нас в школе уже 9 человек на больничном, работать некому. Есть ли правовое основание принуждать учителей стоять на входе с градусниками?

Ответ: В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11.05.

2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» к другой части педагогической работы преподавателя относятся периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

В этом же документе говорится о том, для каких целей такие дежурства организуются: в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Как следует из прямого толкования этих положений приказа, привлечь учителя к процессу термометрии при организации дежурства нельзя

Более того, в следующем же пункте этого приказа говорится о временных пределах привлечения к дежурству педагога: «В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия». Соответственно, требование приходить в школу за час до начала занятий также не будет соответствовать законодательству.

Сам по себе факт проведения термометрии в образовательных учреждениях г. Москвы основан на применении временных требований к организации работы образовательных организаций в условиях сохранения риска распространения коронавирусной инфекции (утв. Приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 21 августа 2020 г. № 269).

В свою очередь, приказ опирается в своих требованиях прежде всего на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.½.4.

3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Таким образом, Департамент образования совершенно правомерно возложил на образовательные организации ответственность за проведение термометрии в зданиях. Однако это не значит, что директор школы вправе бесплатно и без дополнительного письменного согласия привлекать для выполнения этой работы учителей.

Представляется, что единственным законным способом обеспечить выполнение этого требования с точки зрения соблюдения трудовых прав учителей было бы либо возложение дополнительных обязанностей на дежурного администратора, либо (после истребования письменного добровольного согласия) на учителей.

В любом случае выполнение таких дополнительных обязанностей должно сопровождаться соответствующими компенсационными выплатами.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Рабочее время педагогов

На первый взгляд, с рабочим временем педагогов все просто — 18 часов нагрузки в неделю на ставку плюс методические часы. Но есть классное руководство, другие дополнительные обязанности, работа в каникулы и карантин. Разбираемся, что входит в рабочее время педагога и как его контролировать.

Что входит в рабочее время педагога?

Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов. Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536

Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.

Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?

Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами.

Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор.

Читайте также:  В школе просят предъявить паспорт и СНИЛС родителей

При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.

  • В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.
  • В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.
  • В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.
  • В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.

В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.

Что с переработками?

Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.

Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?

Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.

Как быть с «окнами»?

Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.

Как считается участие в проведении ЕГЭ?

Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.

Как педагоги работают в каникулы и карантины?

Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов.

Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе.

Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.

А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели доу?

Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.

Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди.

Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать.

Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.

Заведование кабинетом. Должен ли учитель делать ремонт сам?

Статьи

Внеурочная деятельность

Обязан ли педагог нести ответственность за свой кабинет по «всем фронтам», то есть не только оформлять кабинет плакатами и расставлять стеллажи по собственному желанию, но и докупать мебель и делать в классе ремонт? Рассматриваем понятие «заведование кабинетом» с юридической точки зрения.

22 марта 2019

Во-первых, определим, что скрывается под фразой «заведование кабинетом». Ответственность за конкретную классную комнату предполагает определённые действия в этом кабинете. Например, педагогу надлежит следить за состоянием указанного помещения и, в случае выявления недостатков, поломок или кражи, в письменном виде докладывать о данных фактах администрации учреждения.

Во избежание неприятных инцидентов вернее всего будет писать служебные записки в двух экземплярах: один документ для администрации, второй (с пометкой факта приёма администрацией первой записки) — для преподавателя.

В случае непредвиденных разногласий всегда можно будет оперировать тем фактом, что учитель должным образом и своевременно поставил в известность главу учреждения о проблемах в школьном кабинете.

Заведуя кабинетом, преподаватель должен справляться с организацией пространства в кабинете согласно требованиям закона.

Учитель ответственен в оформлении комнаты, то есть расставляет мебель по своему усмотрению, подбирает и размещает необходимые для обучения стенды и плакаты и т.п.

Покупка оборудования, покраска стен, прибивание плинтусов и любого рода ремонт кабинета не входит в обязанности преподавателя. Требования усовершенствовать кабинет (в любом смысле) за счёт учителей не законны.

Если глава школы продолжает настаивать на том, что «кабинет учителя — и ремонт учителя», следует в ответ потребовать у администрации должностные обязанности с чётким указанием, что ремонт закреплённого за педагогом кабинета является его ответственностью.

Причём право требовать подобные документы есть у любого работника согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, ст.

62: «по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно».

Дополнительная работа — дополнительный договор

Необходимо упомянуть, что заведование кабинетом — это отдельная работа, и работа эта не входит по умолчанию в должностные обязанности педагога.

Следовательно, если учитель собирается принимать на себя ответственность по заведованию классной комнатой, ему нужно написать заявление на согласие выполнять работу по заведованию кабинетом и подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Относительно такой дополнительной работы в Трудовом кодексе РФ имеются следующие положения (ст. 60.2. ТК РФ «Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором»):

  • «С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
  • Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
  • Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
  • Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня».

Также интересы учителя защищены и в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. № 536 г. Москва «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». П. 2.

3 Приказа гласит о том, что «другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • … графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ)».

Материальная ответственность: кто кому должен?

Разобравшись с сутью заведования кабинетом и правилами оформления устройства на дополнительную работу, наконец определим понятие материальной ответственности. Ведь если администрация требует от учителя выполнить ремонт/купить мебель и т.д. в кабинет — это прямое указание на то, что педагог является материально-ответственным лицом. Но так ли это?

Обратимся к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

В Приложении № 3 (Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества) указываются все виды работ, при выполнении которых может вводиться материальная ответственность, и в этом перечне отсутствует вид такой работы, как «заведование кабинетом».

Соответственно и требовать от учителя денежные «вложения» в кабинет незаконно.

Естественно, мы не рассматриваем те случаи, когда что-либо в кабинете испорчено или утеряно по вине учителя.

Если работодатель может доказать вину своего работника в умышленной (или по неосторожности) порче/утере вещей, педагог несёт материальную ответственность.

Виноватому в инциденте учителю придётся либо вернуть, либо возместить за свой счёт «пострадавшую» вещь вне зависимости от своей должности, стажа или характера выполняемой работы.

#ADVERTISING_INSERT#