Установлены ли какие-то сроки для заключения гражданином Узбекистана, привлеченным к работе в порядке организованного набора, трудового договора после его прибытия в Российскую Федерацию?
- Большинство работодателей привлекают к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан, из стран Содружества Независимых Государств, а именно граждан: Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Молдавии.
- Работодатели, при найме иностранных граждан, обязаны учитывать определенные нормы и правила, в целях соблюдения миграционного законодательства и избежание нарушений и штрафов.
- Рассмотрим, порядок привлечения иностранных граждан из стран СНГ, к осуществлению трудовой деятельности на основании патента.
- Основы
Согласно ч.1 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.
2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), желающие привлечь к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке не требующем получения визы, может осуществить прием на работу, при условии, если данный иностранный гражданин законно находится на территории Российской Федерации, достиг восемнадцатилетнего возраста, оформил и получил патент на осуществление трудовой деятельности.
Это означает, что работодатель имеют право осуществить прием на работу иностранного гражданина, исключительно при наличии у каждого иностранного гражданина патента на осуществления трудовой деятельности.
Важно отметить, что согласно ч.16 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину был выдан патент.
Например: Если организации, находиться в г. Москва, то она имеете право принять на работу иностранного гражданина получившего патент исключительно в г. Москве.
Также важно отметить, что согласно ст. 18.
15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина патента, если такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы, патент, — влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
— на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
- Таким образом, принимая на работу иностранного гражданина из стран Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Молдавии, работодатель в обязательном порядке необходимо убедиться в наличии у данного иностранного гражданина действующего патента полученного в том же регионе, в котором находиться ваша организация (в котором ИГ будет осуществлять трудовую деятельность).
- Оформление трудового договора с иностранным гражданином.
- Согласно статье 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации, между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 указанного Кодекса, — срочный трудовой договор, а именно:
- Срочный трудовой договор заключается:
- — на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
- — на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
- — для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
- — с лицами, направляемыми на работу за границу;
- — для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
- — с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
- — с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
- — для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;
- — в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;
- — с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;
- — с гражданами, направленными для прохожденияальтернативнойгражданской службы;
- — в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
- По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:
- — с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек);
- — с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным впорядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;
- — с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные врайонах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
- — для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
- — с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- — с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- — с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- — с лицами, получающими образование по очной форме обучения;
- — с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- — с лицами, поступающими на работу по совместительству;
- При заключении трудового договора иностранный гражданин должен представить управляющей компании, в которую он устраивается на работу, помимо документов, предусмотренных статьей 65 Трудового кодекса, еще и следующие документы:
- — договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином;
- — действующий патент.
К сведению работодателя: Согласно ч.5 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
- Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца.
- При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
- Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
- В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
- Важно отметить, что при заключении трудового договора, иностранные гражданене предъявляют документа воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В документе трудового договора заключенного с иностранным гражданином, работодатель должен указать дополнительные сведения согласно ст. 327.2 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно сведения о выданном патенте.
Также, наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 Трудового кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с иностранным работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Уведомление УФМС о заключении либо расторжении (прекращение) трудового договора.
Заключив трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, работодатель(заказчик работ или услуг) в течение 3 рабочих дней с даты заключения (расторжения) соответствующего договора обязана уведомить об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (УФМС) в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельностьсогласно ч.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
К сведению
Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя?
Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.
Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».
Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства.
Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение.
Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания – штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).
Об ответственности работодателя за нарушения в миграционной сфере читайте в статье «Нарушения миграционного законодательства»
В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане.
Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт.
При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.
Категория иностранных граждан | Регистрация по месту жительства | Миграционный учет по месту пребывания |
Постоянно проживающие (ВНЖ) | + | + |
Временно проживающие (РВП) | + | + |
Временно пребывающие | — | + |
В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.
За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.
Подробнее о сроках пребывания без постановки на миграционный учёт читайте в статье «Срок пребывания без постановки на миграционный учёт».
Однако на что следует обратить внимание.
В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями.
Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ.
Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу, в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора, при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.
Этот же срок – 7 рабочих дней – следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.
Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников.
Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.
Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.
Что такое – принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.
- «Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона):
- — гражданин Российской Федерации,
- — постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,
- — юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,
- — федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,
- — дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,
- — международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,
- у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».
Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.
- Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:
- «Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
- Смысл постановки на миграционный учёт – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится – не имеет значения.
Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту.
Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае – это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.
При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.
Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан.
По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает.
Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.
Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.
Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию.
В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии.
Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки.
В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания – не существует.
Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321, однако не увенчались успехом.
Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.
В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие — документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.
В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.
Итак, первое с чем вы столкнётесь – будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании.
Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства.
Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.
- Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:
- — учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);
- — устав (редко);
- — одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);
- — ИНН (всегда);
- — ОГРН (всегда);
- — приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);
- — копия паспорта ген. директора (почти всегда);
- — доверенность на представителя;
- — приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);
- — копия паспорта представителя (редко);
— правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).
Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это – приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны – юридического лица.
Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое.
Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.
Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.
- Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:
- — заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;
- — заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);
— паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);
— миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется.
Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);
С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г., Судебное решение от 04 марта 2016 г., Судебное решение от 06 июля 2015 г.
- — патент;
- — все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);
- — отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);
- — трудовой договор;
- — уведомление о заключении трудового договора.
Особенности привлечения к труду иностранных граждан
Порядок привлечения к труду иностранных граждан установлен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с положениями указанного закона иностранный гражданин может быть принят на работу в Российской Федерации, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е.
имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в Российской Федерации, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.
Работников-иностранцев можно разделить на тех, кто проживает на территории Российской Федерации постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение на временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания). Кроме того, правовой статус иностранных работников отличается в зависимости от порядка пересечения ими государственной границы (в визовом либо безвизовом порядке).
Иностранным гражданам, имеющим вид на жительство либо разрешение на временное проживание, при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент.
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации на основании виз, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии обыкновенной рабочей визы. При наличии туристической, частной и иных видов виз иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность не вправе.
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность на основании патента.
Для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязан обратиться в органы внутренних дел. Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, получить патент могут лишь те иностранные граждане, которые в миграционной карте указали в качестве цели въезда «работу». При этом следует отметить, что срок пребывания указанной категории иностранцев продлевается на срок действия патента.
Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Форма и порядок направления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11.
Статьями 18.15, 18.16, 18.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения требований федерального законодательства при привлечении к труду иностранных граждан.
Иностранные работники: обязанности работодателей по уведомлению госорганов
Одной из обязанностей работодателей, использующих труд иностранных граждан, является необходимость предоставлять определенную информацию, связанную с иностранными работниками, в соответствующие государственные органы.
Но на практике даже у самого добросовестного работодателя применение норм законодательства вызывает немало вопросов.
Из-за большого количества регламентирующих процедуру информирования правовых норм и множества определяющих ее факторов разобраться в том, кто и о чем, в какие сроки и по какой форме должен предоставлять сведения, далеко не просто. Поэтому мы свели всю необходимую информацию в одном материале.
Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы.
На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что предоставление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов…
Федеральный закон от 25.07.2002 г.
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
П. 1 ст.
13 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Федеральным законом № 115-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами регламентируются правовое положение иностранных граждан, их права и обязанности при пребывании на территории Российской Федерации, а также устанавливаются права и обязанности физических и юридических лиц, которые взаимодействуют с иностранными гражданами в период их пребывания на территории РФ. В частности, регламентированы права и обязанности работодателей, использующих труд иностранцев, и установлена ответственность за неисполнение или недобросовестное исполнение таких обязанностей.
Работодателем, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных граждан на основании заключенных с ними трудовых договоров.
К работодателям фактически приравнены заказчики работ (услуг), которыми являются физические или юридические лица, получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных граждан на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
При этом основное правило установлено п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ: работодатель или заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на их привлечение и использование.
Исключение из данного правила предусмотрено п. 9 ст. 13.
1 Федерального закона № 115-ФЗ, которым установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Кроме этого обязательного уведомления Федеральный закон № 115-ФЗ и ряд других нормативных актов устанавливают обязанность работодателей, привлекающих иностранных работников, предоставлять определенную информацию в следующие государственные органы:
- Налоговые органы по месту своего учета.
- Государственную инспекцию труда (ГИТ) по соответствующему субъекту Российской Федерации.
- Органы службы занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
- Территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС).
- Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
- Территориальные органы Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Остановимся на правилах уведомления подробнее и рассмотрим основания, сроки, объем и форму направления работодателем сведений, связанных с привлечением иностранных работников.
Налоговые органы по месту учета работодателя
Подпункт 4 п. 8 ст.
18 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня:
- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
- либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
- либо получения иностранным гражданином разрешения на работу;
- либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
- либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют как те работодатели, которые пригласили иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, так и те работодатели, которые заключили с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в общем порядке.
О каких работниках? Сведения предоставляются в налоговые органы по месту учета работодателя в отношении любых категорий иностранных работников: как приглашенных в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, так и прибывших в порядке, не требующем получения визы, а также иностранных работников, временно проживающих на территории Российской Федерации.
В какой срок? Рассматриваемой нормой предусмотрен перечень событий, о которых работодатель должен известить налоговые органы по месту своего учета в течение 10 дней с момента их наступления.
При этом в период трудовых отношений с каждым отдельным иностранным работником могут наступить несколько и даже все из указанных событий.
На практике нередко возникает вопрос: необходимо ли информировать налоговые органы о каждом из указанных событий или достаточно уведомить их один раз – о том событии, которое наступило в конкретной ситуации раньше всего по времени? Федеральная налоговая служба до настоящего времени никак не прокомментировала эту норму, и работодатели чаще всего направляют информацию в налоговые органы каждый раз при наступлении любого из указанных в перечне событий.
По какой форме? Форма уведомления действующим законодательством не установлена, и работодатели представляют в налоговые органы уведомления в произвольной форме. В связи с этим в целях единообразного применения работодателями нормы подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральная налоговая служба письмом от 24.08.2007 г.
№ ГИ-6-04/676@ поручила управлениям ФНС России по субъектам РФ разместить на информационных стендах в нижестоящих налоговых органах примерную форму уведомления о привлечении и использовании иностранных работников.
Одновременно ФНС России рекомендовала работодателям использовать приведенную в письме форму при представлении уведомления в налоговые органы.
ГИТ по соответствующему субъекту РФ
Пункт 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г.
№ 681, предусматривает, что работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Роструда) сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Минздравосоцразвития России.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном указанным постановлением Правительства РФ порядке получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
То есть те работодатели, которые привлекают иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, указанное уведомление в ГИТ по субъекту РФ направлять не обязаны.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
В какой срок? Сведения направляются в ГИТ в месячный срок со дня заключения трудового договора. Обратите внимание, что речь идет именно о дате заключения трудового договора, а не о дате фактического начала работы работником.
По какой форме? Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2008 г.
№ 610н утверждена представляемая работодателями в ГИТ по субъекту Российской Федерации форма сведений о заключении работодателем трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
Органы службы занятости населения в соответствующем субъекте РФ
1. Пункт 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г.
№ 681, предусматривает, что работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России и ФМС.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном указанным постановлением Правительства РФ порядке получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
В какой срок? Сведения направляются в органы службы занятости населения в месячный срок со дня привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. В п.
13 указанных Правил дана именно такая формулировка, и на практике у работодателей может возникнуть вопрос, что считать датой привлечения иностранного работника к трудовой деятельности – момент заключения трудового договора или дату фактического начала работы, если она «отложена» сторонами трудовых отношений и работник обязан приступить к работе намного позже даты заключения трудового договора? Однако в утвержденной форме представления сведений указано, что сведения предоставляются в месячный срок именно с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.
По какой форме? Форма бланка представления сведений о привлечении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы, утверждена совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФМС РФ от 26.10.2007 г. № 670/421.