Выплаты

Кто Является Субъектом Персональных Данных В 2023 Году

Консультация эксперта

Закон о персональных данных ужесточили. Штрафы увеличились. Обрабатывать персональные данные без согласия субъекта нельзя. Новостные ленты пестрят страшными заголовками. Но что на самом деле относится к персональным данным, помимо фамилии, имени и отчества? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье нашего эксперта Анастасии Чекмаревой.

***

Определение персональных данных 

Начнём с основы. Определение можно найти в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу.

В редакции 2011 года закон содержал перечень:

  • Фамилия, имя, отчество
  • Дата и место рождения
  • Адрес
  • Семейное положение
  • Социальное положение
  • Имущественное положение
  • Образование
  • Профессия
  • Доходы
  • Другая информация о гражданине

В действующей редакции список не конкретизирован, в него входит вся информация, по которой можно определить субъекта прямо или косвенно.  

Важно понимать, что не вся информация, которая относится к физическому лицу, будет считаться персональными данными, а только та, которая помогает идентифицировать субъекта. Например, адрес проживания сам по себе к таким данным не относится, но в связке с другой информацией, которая позволяет определить субъекта, его уже можно будет по определению к ним отнести.

Категории персональных данных 

Среди всей информации, по которой можно определить субъекта, в законе выделено несколько особых категорий.

Специальные: раса, национальность и религия; политические и философские взгляд, здоровье, подробности личной жизни, судимости и др.

Биометрические: физиологические и биологические особенности человека. К ним относятся: отпечатки пальцев, генетическая информация, рисунок радужной оболочки глаз, образцы голоса, фотографии. 

По таким категориям важна привязка к личности. Например, мужчина, рост 180 см, вес 75 кг – это неперсональные данные. Гражданина по такой информации   идентифицировать невозможно. Но если добавить фамилию, имя, отчество – это биометрические персональные данные.

Ещё один пример, когда для прохода в офис сотрудники используют отпечаток пальца или радужную оболочку глаза. Для обработки такой информации необходимо согласие субъекта.

Вся остальная информация, по которой можно определить субъекта, также может быть отнесена к персональным данным. Отличие выделенных категорий в том, что к их обработке установлены особые требования.

Например, согласие должно быть всегда в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

По сведениям, которые в эти категории не попадают, такая форма согласия не всегда обязательна.

В 2021 году была выделена ещё одна категория: персональные данные, разрешённые для распространения. Это информация, которую сам субъект разрешил распространять. Обратите внимание, это не та информация, которую граждане публикуют, например, в социальных сетях. На распространение должно быть получено отдельное согласие от субъекта.

Рассмотрим на примерах, какая информация является персональными данными, а что к ним отнести нельзя с точки зрения закона и судебной практики. 

Кто Является Субъектом Персональных Данных В 2023 Году

Паспортные данные

Информацию в паспорте можно поделить на две категории.

Сведения о владельце паспорта: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и др. Тут ответ однозначный. Информация прямо относится к гражданину и может его идентифицировать, соответственно, это персональные данные.

  • Данные паспорта как бланка: серия, номер, дата выдачи, наименование выдавшего органа, код подразделения.
  • По вопросу, являются ли серия и номер паспорта персональными данными, существуют две позиции судов
  • Из вышесказанного следует, что серию и номер паспорта отдельно суды не всегда признают персональными данными, но в совокупности с другой информацией, по которой можно определить субъекта, они всегда будут считаться таковыми.
  • Остальная информация в паспорте: наименование органа, выдавшего паспорт, код подразделения, дата выдачи — к персональным данным не относится, так как определить по ней субъекта невозможно.  

ИНН

На вопрос, является ли ИНН персональными данными, нет однозначного ответа.

С одной стороны, Минфин России неоднократно давал разъяснения, что ИНН к ним не относится, а используется исключительно для того, чтобы упорядочить учёт налогоплательщиков внутри системы налоговых органов.

По мнению ведомства, ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков (6 знаков) и контрольное число (2 знака).

Персональные данные и их виды: для тех, кому нужно быстро разобраться | Блог VK Cloud

Никакого строгого списка или перечня персональных данных нет. Обычно получается, что для того, чтобы данные можно было считать персональными, нужно их с чем-то сочетать, например, с ФИО или паспортными данными.

Какие бывают виды персональных данных

В Постановлении правительства №1119 перечислены категории персональных данных. Всего их четыре: общие (или общедоступные), специальные, биометрические и иные.

Общие персональные данные

К ним законодательство о персональных данных относит базовые личные данные: ФИО, место регистрации, информация о месте работы, номер телефона, email. Обычно эти данные и так известны некоторым другим людям, могут быть опубликованы в общедоступных источниках. Например, о месте работы человека могут знать его друзья в социальных сетях.

Специальные персональные данные

Информация о личности человека: расовая и национальная принадлежность, политические, религиозные и философские взгляды, состояние здоровья, подробности интимной жизни, информация о судимостях.

Специальные категории персональных данных отличаются от общих тем, что обычно находятся в закрытом доступе. Их можно узнать только лично у человека, либо сделав официальный запрос в больницу, полицию или суд. Чаще всего сообщать эти данные человек не обязан, они — его личное дело.

Биометрические персональные данные

Это физиологические или биологические особенности человека, которые используют для установления его личности. К ним могут относиться фотографии, отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация.

Однако все эти данные не всегда являются биометрическими. Согласно разъяснению правительства, они становятся такими, только если вы храните их с целью идентификации личности. Например, если на проходной стоит камера с распознаванием лиц, фотографии сотрудников будут биометрическими данными — именно по ним вы определяете личность человека.

А если к личному делу сотрудника или профилю клиента прикреплена его фотография — эти данные не биометрические. Вы не используете их для идентификации, а уже знаете, кому принадлежит фото, и просто дополняете им информацию.

То же самое касается других подобных данных, в том числе медицинских. Если их используют просто для сбора информации о пациенте, они не биометрические, а общие или специальные.

В эту категорию ПДн относят всё, что нельзя отнести к общедоступным, специальным или биометрическим данным: принадлежность к определенной социальной группе, к примеру, членство в клубе, или корпоративные данные, например, то, что хранится в бухгалтерии: зарплата, периоды отпусков, стаж и так далее.

Иные данные сложнее всего отличить от специальных. Разница следующая:

  1. Специальные данные характеризуют человека как личность, часто человеку важно, чтобы посторонние их не знали.
  2. Иные данные — это просто дополнительная информация, они часто могут меняться.

Кто такие оператор и субъект персональных данных

В законе о защите персональных данных упоминаются оператор и субъект ПДн. Разберемся, кто это такие.

Оператор ПДн — компания, которая собирает, хранит, обрабатывает и распространяет персональные данные. Чтобы понять, является ли компания оператором, нужно разобраться, что такое хранение и обработка персональных данных:

  1. Хранение персональных данных по 152-ФЗ — это когда вы держите данные у себя, например, записали на свой сервер или в базу данных в облаке. Кстати, если данные на бумаге, и вы держите их в папках и архивах, то тоже занимаетесь хранением персональных данных.
  2. Обработка персональных данных — любые действия с ними: запись, извлечение, анализ, изменение, передача и даже удаление. Даже если вы просто собираете данные, вы их уже обрабатываете.

Субъект персональных данных — это любой человек, персональные данные которого получил оператор. Например, вы заполнили в магазине анкету на карточку постоянного покупателя — вы стали субъектом ПДн, а магазин — оператором ваших персональных данных.

В компаниях данные разных субъектов ПДн обрабатывают по-разному. Например, доступ к данным сотрудников имеют одни люди, а к данным клиентов — другие. Поэтому при составлении правил работы с данными в компании выделяют разные категории субъектов персональных данных, например: сотрудники, клиенты, стажеры, представители клиентов, родственники сотрудников.

Кратко: Кто является оператором персональных данных? Тот, кто собирает ПДн, хранит их у себя на серверах, анализирует, изменяет и передает.

Кто является субъектом персональных данных? Тот, чьи данные хранит или обрабатывает оператор ПДн.

Как оператор обязан защищать персональные данные

Согласно 152-ФЗ оператор должен обеспечить защиту персональных данных. Степень защиты зависит от типа данных:

  1. Общедоступные нуждаются в самой слабой защите — их довольно легко получить, обычно их не скрывают.
  2. Иные данные нужно защищать чуть сильнее — они известны меньшему кругу лиц.
  3. Биометрические данные защищают еще серьезнее, поскольку их можно использовать для идентификации человека.
  4. В самой серьезной защите нуждаются специальные данные — их часто можно использовать, чтобы навредить человеку.
Читайте также:  После Приостановления Срок Исковой Давности В 2023 Году

Для защиты персональных данных по 152-ФЗ оператор должен построить защищенную IT-инфраструктуру и следить, чтобы ПДн всегда были доступны, не потерялись и не попали в руки посторонних.

Кроме защиты данных, оператор обязан собирать, обрабатывать и передавать данные куда-либо только с согласия их владельца, а также отчитываться о сборе данных и мерах защиты перед государством.

То, какую защиту нужно обеспечить персональным данным, зависит от уровня защищенности (УЗ), установленного законом. Его определяют с учетом того, какие данные вы храните и что может им угрожать.

Всего уровней защищенности четыре: данные с УЗ-3 и УЗ-4 можно без проблем хранить в публичном облаке, аттестованном по 152-ФЗ, для УЗ-2 и УЗ-1 нужны особые условия, не все провайдеры могут их предоставить.

В публичном облаке MCS можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе MCS.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства.

При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Категории персональных данных — специальные ПДн и иные категории субъектов ПД по ФЗ 152

Все без исключения операции, связанные с обработкой персональных данных в ИСПДн, предполагают следование требованиям ФЗ-152 и другим нормативно-правовым актам, касающимся использования ПДн.

В частности, любой организации придется принимать определенные меры технической и организационной безопасности, предварительно определив уровень защищенности ИСПДн (до 2013 года было разделение на классы), что предусматривает Постановление Правительства РФ № 1119. Чтобы понять, насколько эффективно система нейтрализует факторы, приводящие к несанкционированному доступу и применению личных сведений субъектов ПДн, нужно определить, какие категории персональных данных вы обрабатываете. Этот параметр наравне с типом УБ и другими показателями повлияет на причисление ИС к 1, 2, 3 или 4 уровню.

Установленные законом категории обрабатываемых персональных данных

Разделение ПДн необходимо для того, чтобы устанавливать отдельные правила обработки и защиты для информации разного характера, а также наказания организаций, которые их нарушают. Действующее российское законодательство предусматривает 4 категории обрабатываемых ПДн:

  • общедоступные;
  • биометрические;
  • специальные;
  • иные.

Несмотря на внесение различных изменений, четко прописаны только три первые группы, а вот в отношении последней нет конкретики. Перед операторами стоит задача понять, с какими сведениями они работают, и только потом устанавливать степень защищенности ИС.

Категория общедоступных ПДн

Отличительной особенностью таких персональных данных является возможность их получения неограниченным кругом лиц. Они присутствуют в открытых источниках, например, справочниках и иных документах, при этом гражданин должен предварительно дать свое согласие на размещение. В соответствии с классификацией ФЗ-152 в данную категорию персональных данных входят:

  • имя, фамилия и отчество субъекта;
  • место, где человек родился или проживает;
  • возраст;
  • профессия, образование;
  • месяц, год и число рождения;
  • электронная почта;
  • телефонный номер и т.д.

Нужно учитывать, что если гражданин не согласен с тем, что информация о нем общедоступна, то он имеет право потребовать её удалить из источника путем подачи заявления. Также это может быть сделано при выдаче соответствующего решения государственного органа либо суда.

Биометрические ПДн

Практически на любом предприятии есть система охраны и видеонаблюдения, а также ограничения доступа на территорию либо в отдельные помещения. В качестве идентификатора лиц, которые имеют право находиться в определенных зонах или выполнять определенные действия, выступают, как правило, фотографии, отпечатки пальцев или рисунок сетчатки глаза.

Эти и другие физиологические особенности входят в категорию биометрических ПДн, а их использование в обязательном порядке требует получения письменного согласия владельцев.

Документ не требуется только, если речь идет об использовании данных в целях обеспечения государственной безопасности, работы госструктур, а также осуществлении правоохранительной деятельности.

Работая с такими сведениями, оператору нужно брать в расчет ограничение по условиям обработки — их разрешено собирать, дополнять, хранить и т.д. только до тех пор, пока не достигнута цель обработки или не прошел срок, прописанный в подписанном субъектом разрешении.

Что является специальной категорией персональных данных?

В данную группу входят:

  • сведения, касающиеся состояния здоровья;
  • гендерная и расовая принадлежность;
  • сведения интимного характера, включая сексуальную ориентацию и все, что касается половой жизни;
  • философские воззрения;
  • религиозные убеждения;
  • политические взгляды и т.д.

Для обработки специальных категорий персональных данных требуется выполнение одного из условий:

  • получение письменного согласия установленного законом образца;
  • использование сведений, опубликованных в общедоступных источниках самим гражданином;
  • вступление в силу международных договоренностей;
  • выполнение действий в рамках судебного производства или по решению суда;
  • возникновение риска для жизни и здоровья субъекта либо окружающих людей;
  • обработка информации в рамках деятельности общественной либо религиозной организации.

Категория иных персональных данных

Четкого определения, какие сведения могут быть отнесены в эту группу, в нормативно-правовой документации нет. Указано только, что речь идет о ПДн, не относящихся к предыдущим категориям. То есть оператору, чтобы идентифицировать информацию как «иную», придется убедиться в том, что она не является биометрической, общедоступной или специальной.

Категории субъектов персональных данных

В процессе установления уровня защищенности, что требуется каждому оператору ИСПДн, необходимо проанализировать не только особенности обрабатываемой личной информации, но и определиться с категориями субъектов ПДн.

В широком представлении под субъектами подразумеваются граждане, которых можно идентифицировать, используя те или иные виды касающихся их сведений.

Но если говорить о расчете итогового показателя, который отображает способность ИС нейтрализовать угрозы, то здесь правительственное Постановление № 1119 устанавливает две категории:

  • лица, которые не являются штатными или внештатными сотрудниками организации;
  • лица, связанные с компанией трудовыми взаимоотношениями.

В дополнение к этому при расчете уровня защищенности нужно будет определиться с количеством граждан, чьи ПДн обрабатываются — меньше или больше 100 000 субъектов. После этого останется установить типы актуальных угроз, и можно приступать к разработке организационно-технических мероприятий, направленных на защиту от неправомерных действий с персональными данными.

Новые правила для операторов персональных данных: обзор изменений с 1 марта 2023 г

С 1 марта 2023 года произошли изменения законодательства в области персональных данных. Расскажем про новые требования к компаниям

С начала марта 2023 года вступили в силу нововведения в части обработки персональных данных актуальные для любого бизнеса: 

  • о порядке уничтожения персональных данных, 

Расскажем в статье о новых требованиях и дадим рекомендации к их соблюдению.     

Доказательства уничтожения на 3 года

Вступили в силу Требования к подтверждению уничтожения персональных данных (действуют до 1 марта 2029 года). Ранее порядок фиксации факта уничтожения персональных данных определялся операторами самостоятельно. 

С 1 марта операторы персональных данных должны при уничтожении персональных данных составлять специальный документ — Акт об уничтожении персональных данных.

Ранее компании уже могли применять подобный документ в своей практике, в том числе по рекомендации Роскомнадзора, но теперь его составление стало обязательным, и к нему предъявляются определенные требования. Такой Акт составляется как в случае уничтожения материальных (бумажных) носителей, содержащих персональные данные (обработка без использования средств автоматизации), так и в случае уничтожения персональных данных, содержащихся в информационных системах персональных данных (обработка с использованием средств автоматизации). Акт об уничтожении, помимо прочего, должен содержать перечень категорий уничтоженных персональных данных, наименование уничтоженного материального носителя, содержащего персональные данные, с указанием количества листов в отношении каждого материального носителя (в случае обработки персональных данных без использования средств автоматизации); наименование информационной системы персональных данных, из которой были уничтожены персональные данные (в случае обработки персональных данных с использованием средств автоматизации); способ и причину уничтожения персональных данных.

При обработке данных с использованием средств автоматизации подтверждением уничтожения персональных данных также является выгрузка из журнала регистрации событий в информационной системе персональных данных (наряду с актом). При этом если в выгрузке невозможно указать какие-либо сведения, их можно отразить в акте. В этой ситуации подтверждением будут оба способа, независимо от способа обработки персональных данных.

Минимальный срок хранения актов об уничтожении персональных данных и выгрузок из журнала регистрации событий составляет 3 года.

Напомним, что уничтожение персональных данных – это действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных (например, шредирование или иная утилизация документов, содержащих персональные данные).  Уничтожение персональных данных осуществляется оператором персональных данных, в том числе:

  • по достижении целей обработки соответствующих персональных данных или в случае утраты необходимости в достижении этих целей 
  • в случае, когда обработка персональных данных является по каким-либо причинам неправомерной (например, когда Роскомнадзор принял решение об отказе в трансграничной передаче персональных данных иностранным лицам)
  • в случае получения требования от субъекта персональных данных об уничтожении его персональных данных в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки
  • в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных
Читайте также:  Ответственность За Налоговые Правонарушения Установлена В 2023 Году

Таким образом, правильное составление актов и выписок обезопасит оператора персональных данных от претензий со стороны Роскомнадзора и субъектов персональных данных в спорных случаях, так как подтвердит, что определенные персональные данные им больше не обрабатываются.

Если персональные данные не будут уничтожены по требованию субъекта персональных данных или Роскомнадзора, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, на организацию может быть наложен штраф до 90 000 рублей (ч.5 ст. 13.11 КоАП РФ). Акт об уничтожении как раз и будет служить доказательством выполнения такой обязанности.

  • «Несмотря на избыточность требований к фиксации факта уничтожения персональных данных (большое количество информации в актах, длительность хранения документов), рекомендуем компаниям утвердить внутренний документ (регламент), который будет регулировать вопросы уничтожения персональных данных, а также утвердить форму (шаблон) акта об уничтожении»
  • Дарья Петрова, юрисконсульт
  • Оставьте свои контакты, и мы направим Вам Форму Акта об уничтожении персональных данных:

Заявка отправлена!

Уведомление об изменениях в срок

В соответствии с новыми требованиями оператор персональных данных обязан уведомить Роскомнадзор об изменениях ранее предоставленных им сведений об обработке персональных данных, которые произошли в течение месяца, в срок не позднее 15 числа следующего месяца. Уведомление подается в отношении всех изменений.

Уведомлять нужно об изменении сведений, которые содержались в уведомлении об обработке (начале обработки) персональных данных, которое является основанием для включения в реестр операторов персональных данных.

Ранее уведомление об изменениях (в виде информационного письма) подавалось не позднее 10 рабочих дней с момента такого изменения. Рекомендуем компаниям регулярно производить анализ процессов обработки персональных данных с целью их актуализации, в том числе в реестре операторов персональных данных. Это важно в связи с тем, что Роскомнадзор при проведении проверки сравнивает данные, содержащиеся в реестре операторов персональных данных (данные в уведомлении и информационных письмах об изменениях), с содержанием внутренних документов оператора. Обычно подача информационных писем об изменении сведений об обработке персональных данных внутри компании возлагается на лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных (руководитель или иной сотрудник).

За непредоставление уведомления об изменениях на организацию может быть наложен штраф до 5 000 рублей (ст.19.7 КоАП РФ).

Начали действовать Требования к оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона «О персональных данных» (действуют до 1 марта 2029 года).  В соответствии с данным документом, оценка вероятного вреда осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных, или специальной комиссией, созданной оператором. 

Ответственное лицо или комиссия для целей оценки вреда определяет одну из степеней вреда, который может быть причинен субъекту персональных данных в случае нарушения Закона о персональных данных: высокую, среднюю или низкую.

Для определения степени вреда учитываются различные факторы, в частности:

  • обработка биометрических персональных данных или специальных категорий персональных данных (о расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждениях и др.)
  • обработка персональных данных несовершеннолетних
  • обезличивание персональных данных, в том числе для оказания специализированных услуг (скоринг, прогнозирование поведения потребителей)
  • поручение обработки персональных данных иностранным лицам или сбор данных с использованием баз, находящихся за рубежом
  • распространение персональных данных на веб-сайте
  • продвижение товаров и услуг путем прямых контактов с потребителями с использованием собственных баз персональных данных
  • получение согласия на обработку персональных данных посредством реализации на официальном сайте функционала, не предполагающего дальнейшую идентификацию и (или) аутентификацию субъекта персональных данных и другие факторы.

В случае если по итогам проведенной оценки вреда установлено, что субъекту персональных данных могут быть причинены различные степени вреда, подлежит применению более высокая степень вреда.

Результаты оценки должны фиксироваться Актом оценки вреда. 

Рекомендуем компаниям утвердить внутренний документ (регламент), который будет регулировать вопросы оценки возможного вреда внутри компании, периодичность её проведения и круг ответственных лиц, а также утвердить форму (шаблон) акта оценки вреда. 

Ответственность конкретно за непроведение оценки вреда законодательством не установлена, но в случае выявления нарушения при проверке Роскомнадзора его необходимо будет устранить, о чем организации может быть выдано соответствующее предписание.

Правильное сообщение об утечке

Вступил в силу Порядок взаимодействия Роскомнадзора и операторов персональных данных в рамках ведения реестра учета инцидентов в области персональных данных.

Операторы должны уведомлять Роскомнадзор о фактах неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав субъектов персональных данных.

Предусмотрено 2 вида уведомлений – первичное и дополнительное. Первичное уведомление (предоставляется в течение 24 ч) должно содержать информацию о произошедшем инциденте, его предполагаемых причинах, возможном вреде субъекту персональных данных и мерах по его устранению, а дополнительное (предоставляется в течение 72 ч) — о результатах внутреннего расследования инцидента с указанием виновных лиц (если они выявлены). Если Роскомнадзор посчитает, что данные, предоставленные оператором в уведомлении некорректны или недостаточны, то он вправе запросить дополнительные сведения. Оператор предоставляет их в течение 3-х рабочих дней. В случае если Роскомнадзор самостоятельно выявляет утечку базы данных, принадлежащих конкретному оператору, то он направляет требование о предоставлении уведомления. При этом оператор может в уведомлениях (первичном и дополнительном), которые предоставляются по требованию Роскомнадзора, указать о том, что он не выявил факта утечки с приложением доказательств (в том числе результатов внутреннего расследования, оформленного актом). Рекомендуем компаниям утвердить внутренний документ (регламент), который будет регулировать вопросы выявления инцидентов утечки персональных данных, их профилактику и круг ответственных лиц, а также утвердить форму (шаблон) акта проведения внутреннего расследования. Это позволит, в частности, соблюсти достаточно короткие сроки для сообщения Роскомнадзору о фактах утечки.

За непредоставление уведомлений об утечке на организацию может быть наложен штраф до 5 000 рублей (ст.19.7 КоАП РФ).

Для исключения нарушений законодательства о персональных данных и экономии времени рекомендуем доверить процесс профессионалам. Наши юристы в сфере персональных данных отслеживают все изменения закона и имеют богатый опыт сопровождения бизнеса по вопросам охраны персональных данных. Мы проконсультируем вас и составим все необходимые документы, учитывающие требования закона и рекомендации Роскомнадзора.

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group:

Разъяснения к Федеральному закону о внесении изменений в ФЗ “О персональных данных” (№ 266 от 14.07.2022)

Федеральный закон № 266-ФЗ от 14 июля 2022 вносит множество изменений в основной закон о работе с персональными данными № 152-ФЗ. Изменения касаются всех участников процесса — от операторов и сторонних обработчиков персональных данных (ПДн) до регуляторов и органов государственной власти.

Закон № 266-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее № 266-ФЗ) получился достаточно объёмным — 46 страниц.

При этом одни нововведения радикально меняют правила игры для компаний, другая часть имеет второстепенный характер и не потребует существенных изменений в процессах, третья — так или иначе уже вошла в практику, но была зафиксирована «в бумаге». В этой статье мы проанализируем пункты, которые абсолютно точно должны учитывать компании в своей деятельности.

Их не очень много, но общую картину подходов к защите персональных данных они поменяли достаточно заметно.

1. Необходимо детализировать перечень персональных данных

Одно из первых изменений в законе касается состава персональных данных, которые оператор получает от субъекта и передаёт на обработку третьим лицам. Если раньше закон требовал указывать только действия, которые будут совершаться с данными, и цели обработки, то теперь нужно чётко прописывать перечень данных.

Это касается и поручений на обработку ПДн, которые оператор даёт третьим лицам, и прямого взаимодействия с субъектом данных — ему теперь нужно сообщить состав обрабатываемых персональных данных, если они получены не от самого субъекта.

Это достаточно логичное нововведение — субъект должен быть в курсе, с какими именно его данными проводятся операции. В рамках нашей проектной практики мы всегда рекомендовали заказчикам указывать такой перечень, теперь это нужно делать в обязательном порядке.

2. Роскомнадзор должен знать обо всех случаях обработки ПДн

Это коснётся практически всех — меняется логика уведомлений Роскомнадзора, которые раньше во многих случаях можно было не отправлять.

Самые частые кейсы — при обработке данных сотрудников и при заключении с субъектом договора, который не предусматривает распространение и передачу персональных данных третьим лицам.

Читайте также:  Сторонами В Административном Деле Являются В 2023 Году

Кроме того, предусматривались случаи, когда ПДн включали в себя только ФИО субъекта или оператор собирал данные для организации однократного пропуска на территорию оператора и др.

Всё это теперь исключается из закона. Новая редакция оставляет всего два сценария, когда обрабатывать данные можно без ведома Роскомнадзора:

  1. Работа государственных информационных систем по охране безопасности и общественного порядка.
  2. Обработка ПДн без каких-либо средств автоматизации.

Эти ситуации такие редкие, что их можно опустить. Абсолютному большинству компаний следует подготовить новые уведомления.

3. Логика документации исходит от целей обработки

Это очень важное нововведение, которое потребует значительных изменений у многих организаций.

Теперь, когда оператор разрабатывает документы, определяющие его политику в отношении обработки персональных данных, например, локальные акты или организационно-распорядительную документацию, то для каждой цели обработки следует перечислять целый набор сведений — от перечня ПДн и сроков их обработки до порядка их уничтожения. Полный список сведений достаточно обширный и приведён в пункте 10 № 266-ФЗ.

Мы же можем только порадоваться за своих заказчиков, поскольку iTPROTECT уже 5 лет разрабатывает документы именно по таким «лекалам».

Другим компаниям следует внимательно пересмотреть свою документацию и удостовериться, что она расписана в соответствии с целями обработки ПДн.

Наша практика показывает, что в большинстве случаев документация формируется в связи с субъектами или же всё отдельно — субъекты, цели, действия. Теперь Роскомнадзор, инициатор изменений, явно указал, какой подход является предпочтительным и верным.

Кстати, это касается и уведомлений из предыдущего пункта. Они теперь тоже зависят от целей — категории персональных данных и субъектов, правовые основания обработки, перечень действий с ПДн в документ включать не нужно. Здесь тоже есть много деталей, которые можно почитать в пункте 14 (б) № 266-ФЗ.

4. Последствия нарушений и борьба с утечками

Новый закон устанавливает порядок оценки негативных последствий, которые могут наступить для субъектов ПДн из-за нарушений № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.

Раньше единого взгляда на такую оценку не было, операторы с интеграторами разрабатывали собственные методы. Теперь в законе прописано, что проводить её нужно по требованиям Роскомнадзора.

Конкретные требования пока не анонсированы — будем следить за новостями от регулятора.

В пункте 11 мы видим воплощение в реальность давних ожиданий всего рынка. Теперь оператор персональных данных обязан обеспечивать взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА).

При этом необязательно интегрироваться технически — как нам сообщает регламент самой ГосСОПКА, сообщить об инциденте можно и по телефону, и по почте.

Порядок передачи информации в дальнейшем определят совместно федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные органы безопасности.

Возможность введения штрафов пока только обсуждается, но в любом случае всем операторам ПДн лучше обновить свои инструкции для ответственных за обработку персональных данных лиц. Что считать инцидентом, а что нет, — этот вопрос пока открыт, так как здесь ситуация может сильно отличаться от одной компании к другой.

Также, наконец, произошло то, о чём много говорили в последние месяцы: необходимо сообщать Роскомнадзору обо всех утечках в течение 24 часов. А в течение 72 часов оператор персональных данных обязан уведомить о результатах внутреннего расследования по инциденту и виновниках утечки, если таковые есть. Последствия пока не обозначены, но почти наверняка будут определены позднее.

Также стоит отметить, что перед регулятором нужно отчитываться об устранении фактов противоправной обработки ПДн. Этот момент тоже необходимо отразить в инструкциях.

5. Ужесточается трансграничная обработка ПДн

Седьмой пункт № 266-ФЗ кардинально меняет вопрос регулирования передачи персональных данных за границу, и эти обновления нужно внимательно изучить всем компаниям, которые в своих процессах сталкиваются с такими задачами. Здесь много важных деталей. Например, что оператор может / не может / должен делать до начала обработки ПДн или как Роскомнадзор решает, куда можно / нельзя передавать данные.

Например, добавляется обязанность оператора запрашивать у иностранных обработчиков персданных сведения об их защите. Также нужно отдельно уведомлять Роскомнадзор о трансграничной обработке ПДн.

Это самостоятельный документ, выступает в качестве дополнения к стандартному оповещению о самом факте обработки, в нём необходимо прописывать даты обработки персданных и оценку условий по сохранению конфиденциальности данных за рубежом.

Форму документа, обязанности ответственного, например, по подготовке и отправке его регулятору и другие, связанные с трансграничной передачей данных, тоже нужно прописывать в организационных документах.

Здесь же отмечу, что в законе появляется новая шестая статья: если оператор поручает обработку иностранным физическим и юридическим лицам, эти третьи лица тоже несут ответственность перед субъектом.

Какие последствия эта ответственность понесёт для иностранных юрлиц, пока непонятно, ведь федеральный закон не является трансграничным и не распространяется на другие страны.

Но тем не менее, такая норма теперь есть.

6. Взаимодействие со сторонними обработчиками ПДн

Детализированы меры, которые оператор может принимать в отношении третьих лиц, которым он передаёт персональные данные — появляется утверждённая законом возможность убедиться, что данные остаются в безопасности при обработке.

Теперь такие организации обязаны в течение периода работы с ПДн по запросу оператора «предоставлять документы и иную информацию» для подтверждения того, что меры по защите действительно были приняты.

Это касается и иностранных лиц из предыдущего пункта.

В прежней редакции № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливалась следующая цепочка ответственности: оператор отвечает за безопасность данных перед субъектом, а сторонние обработчики — перед оператором. Теперь же сказано, что сторонний разработчик обязан обеспечивать безопасность ПДн при обработке, и что он должен уведомлять оператора о случаях неправомерной обработки данных.

Основной вывод для компаний — ранее составленные поручения на обработку персданных нужно скорректировать.

7. Срок ответа субъектам ПДн становится меньше

Пункт 8 устанавливает, насколько быстро нужно ответить субъекту ПДн на запрос по поводу «уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения».

Теперь отреагировать на них необходимо в течение 10 рабочих дней (до этого статья 20 № 152-ФЗ позволяла готовить ответ в течение 30 дней). При этом уточняется, что обозначенный срок можно продлить, направив «мотивированное уведомление с указанием причины».

Ещё одно небольшое нововведение заключается в том, что субъект теперь может, помимо прочего, запрашивать информацию о способах исполнения оператором своих обязанностей.

В своей проектной практике мы всегда готовим для заказчиков отдельный регламент работы с субъектами персональных данных, в котором прописывается порядок ответов на запросы и предоставления такой информации. Соответственно, при наличии подобных регламентов в организации — необходима их корректировка.

8. Изменение работы с биометрическими данными 

Пункт под номером 6 дополняет статью 11 № 152-ФЗ, которая касается биометрических данных. Теперь оператор не вправе отказывать в обслуживании субъекту, если тот отказывается предоставлять свою биометрию.

На это нововведение стоит обратить особое внимание банкам, которые используют в своих приложениях вход по отпечатку пальца или FaceID. Если клиент не желает это использовать, отказать в услугах нельзя.

К тому же нередко биометрические данные собираются для контроля доступа, например, на территорию предприятия — теперь заставлять сотрудников сдавать свои отпечатки пальцев или создавать 3D-модель лица официально нельзя.

На практике этот момент можно с легкостью обойти, поэтому данный пункт можно отнести к не самым существенным. Однако на уровне согласия на обработку персданных лучше прописывать необязательность сдачи биометрических данных.

Если в вашей организации этот момент уже учтён, то и документы менять не придётся.

Когда мы начнём жить по-новому

Изменения вступают в силу не сразу и не одновременно.

Изменения в регулировании трансграничной передачи ПДн, сроках подтверждения факта удаления ПДн, введение новых механизмов уведомлений, оценки последствий по методике Роскомнадзора начнут действовать с 1 марта 2023 года. Другие нормы заработают уже 1 сентября. Подробности о том, когда какие пункты станут актуальными — написано в статье 6 этого закона.

Подводя итог, можно отметить, что времени остаётся не очень много, но и работа тоже предстоит вполне подъёмная. По своему опыту могу сказать, что значительная часть требований так или иначе уже была реализована в практических процессах. По крайней мере, мы в своих проектах зачастую уже работали по логике, которая теперь закреплена законодательно.