Дисциплинарные Взыскания За Коррупционные Нарушения В 2023 Году
В традиционной адаптационной встрече с вновь принятыми работниками университета 06 мая 2022 года по приглашению советника ректора Ольга Загвязинской приняла участие представитель прокуратуры города Тюмени юрист 1 класса Анастасия Семёнова. Тезисы ее выступления предлагаем вашему вниманию.
Определение понятия «коррупция» содержится в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон).
Названная статья не подразделяет виды совершенных коррупционных деяний на правонарушение и преступление. Ответственность за коррупцию предусмотрена в зависимости от субъекта его совершившего – для физических (ст.
13 Федерального закона) и юридических (ст.14 Федерального закона) лиц.
Так, за совершение коррупционных правонарушений для физических лиц предусмотрено наступление уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для юридических лиц предусмотрено применение мер административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений.
Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
При этом Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных уголовных составах, большинство из них объединено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Среди преступлений коррупционной направленности наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Из приведенного в ст.
290 УК РФ понятия «получение взятки» следует, что «взятка» – это принимаемые должностным лицом материальные ценности за действия либо бездействие в интересах взяткодателя, которые должностное лицо имеет право либо обязано совершить, с целью ускорить решение вопроса или решить его в положительном ключе, либо за совершение незаконных действий, то есть действий или бездействия, которые это лицо не может или не должно совершить в силу закона или своего служебного положения. На общественную опасность такого преступления и квалификацию содеянного непосредственно влияет размер взятки. Так, если она не превышает 10 тысяч рублей, то это мелкая взятка, ответственность за которую предусмотрена ст. 291.2 УК РФ. Наказание за данное преступление предусматривает до 1 года лишения свободы. Если же размер взятки превышает 10 тысяч рублей, то деяние квалифицируется по ст. 290 УК РФ, где срок лишения свободы предусмотрен до 15 лет.
Как в теории, так и в практике нередко возникает вопрос о разграничении понятий «взятка» и «подарок». Основным критерием, разграничивающим взятку и подарок, является безвозмездность последнего. Взятка, в свою очередь, всегда носит возмездный характер — она в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие.
Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества (если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица), а также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями, их превышения, либо совершение ими служебного подлога (если эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду).
Привлечение к административной ответственности должностных лиц происходит в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В отличие от УК РФ, правонарушения должностных лиц не объединены здесь в специальную главу.
КоАП РФ содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, например, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями КоАП РФ, одна из которых (ст. 19.28) предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц. Так, статья 19.28 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 000 000 руб. (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 000 000 руб.). Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.
Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.
Кроме того, для всех должностных лиц, государственных и муниципальных служащих действующим федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе», предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции.
К числу дисциплинарных взысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи с утратой доверия.
Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушения установленных законов запретов и ограничений.
К числу коррупционных проявлений в образовательной сфере можно отнести оказание вопреки запрету, установленному ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим работником лицам, у него обучающимся, услуг по репетиторству. Подобные действия могут привести к возникновению у преподавателя конфликта интересов.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения. Нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов, в случаях непринятия последним мер по его предотвращению или урегулированию, может повлечь расторжение с ним трудового договора в соответствии с п. 7.1. ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Естественным способом избежать ответственности за коррупционное правонарушение является неукоснительное соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей всеми, на кого такие обязанности возложены законодательством.
Ответственность за нарушение гражданским служащим должностных обязанностей
Не все знают, как детально регламентирована служебная деятельность и ответственность чиновников. Законодательство тщательно прописывает права и все виды ответственности за проступки — от замечания до увольнения за грубые нарушения гражданским служащим своих должностных обязанностей или неподачу декларации о доходах.
Госслужащие имеют особый статус в системе управления общественным сектором страны. Для понимания их статуса, условий работы и ответственности, почему высок риск потери работы даже за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, следует понимать правовые условия их занятости.
В соответствии с п. 1–3 ст. 10 ФЗ-79 государственным служащим является гражданин:
- осуществляющий профессиональную деятельность на федеральных и региональных должностях гражданской службы;
- получающий денежное содержание от нанимателя (Российская Федерация или субъект Российской Федерации) за счет бюджетов федерального и регионального уровня соответственно.
Система госслужбы включает в себя (ст. 2 ФЗ-58):
- государственную гражданскую службу (федеральные и региональные чиновники);
- военную службу;
- государственную службу иных видов (например, сотрудники правоохранительных органов и Росгвардии).
Правовое положение чиновника определяется соответствующим федеральным законом о виде службы. Отдельные законы регулируют военную службу, службу в правоохранительных органах, труд в избирательных комиссиях, надзорных органах и пр. Названные законы устанавливают (п. 4 ст. 10 ФЗ-79):
- служебные обязательства и ограничения;
- правила служебного поведения;
- ответственность;
- порядок разрешения служебных споров и конфликта интересов.
Должностные обязанности госслужащего зависят от занимаемой должности. Но есть обязанности, которые выполняют все чиновники без исключения.
Общие для чиновников ограничения и запреты
Общий перечень ограничений и запретов, которые предписаны гражданским служащим, изложен в статьях 16 и 17 ФЗ-79. Кратко об основных ограничениях, регулирующих поступление и нахождение на гражданской службе, — ст. 16. Гражданин не принимается (теряет возможность продолжать службу) в случае:
- Признания или ограничения дееспособности решением суда.
- Осуждения к наказанию приговором суда, наличия неснятой или непогашенной судимости.
- Отказа от процедуры оформления допуска к гостайне.
- Наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу.
- Близкого родства с гражданским служащим, если присутствует подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
- Выхода из гражданства РФ, наличия или приобретения гражданства другого государства.
- Предоставления ложных сведений или документов при поступлении.
- Представления/непредоставления ложных данных об имуществе, доходах, обязательствах имущественного характера.
- Утраты доверия к гражданскому служащему со стороны представителя нанимателя в оговоренных законом случаях.
- Уклонения от военной службы по призыву без законных оснований.
- Непредоставления сведений для размещения информации в сети Интернет.
Действуют для чиновников и прямые запреты. Перечислены они в ст. 17 ФЗ-79.
Запреты и ограничения, установленные антикоррупционным законодательством
Большое значение имеет эффективная профилактика и предотвращение коррупционных нарушений. Определение коррупции законодатель дает в абз. 2–3 ст. 1 ФЗ-273 и понимает под ней:
- злоупотребление служебным положением, дачу, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, иное незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды — денег, ценностей, имущества, услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо предоставление выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
- совершение коррупционных действий от имени или в интересах юридического лица.
Справка. Как было отмечено выше, одной из мер противодействия коррупции являются запреты и ограничения, налагаемые на госчиновников. Запреты являются общими для всех госслужащих.
Они приведены выше и регламентированы в ст. 17 ФЗ-79, ст. 12 ФЗ-273.
Дополнительно лицам, замещающим государственные должности, нельзя иметь счета и пользоваться фининструментами иностранных банков и предписывается такие счета закрыть (№ 79-ФЗ от 07.05.2013).
Изменения в ТК РФ: смягчили ответственность за совершение коррупционных действий
Президент РФ подписал поправки в ТК РФ, смягчающие дисциплинарную ответственность работников государственных корпораций и публично-правовых компаний за совершение коррупционных действий. Рассказываем, что изменилось для данной категории работников и в каких случаях они смогут избежать ответственности за несоблюдение антикоррупционных запретов и ограничений.
Суть изменений в ТК РФ
Федеральный закон от 10.07.2023 № 319-ФЗ, вступающий в силу с 21 июля 2023 года, определяет условия и порядок освобождения работников государственных корпораций, государственных компаний и внебюджетных фондов от дисциплинарной ответственности за совершение нарушений коррупционной направленности.
Для этого закон вносит изменения в действующие редакции ст. 349.1 и 349.2 ТК РФ, регламентирующие особенности труда данной категории работников.
В соответствии с законом работники государственных компаний, предприятий и внебюджетных фондов будут освобождаться от дисциплинарной ответственности за коррупционные нарушения, допущенные в результате форс-мажора.
В настоящее время для указанных работников установлен целый комплекс обязанностей, ограничений и запретов, которые они обязаны соблюдать и исполнять в целях предотвращения конфликтов интересов и недопущения коррупционных действий.
Например, работникам госкомпаний и внебюджетных фондов, а также членам их семей сейчас запрещено хранить деньги и ценности в иностранных банках, а также скрывать сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Нарушение этих запретов, причем независимо от конкретных обстоятельств совершения данных нарушений, влечет применение к работникам госкомпаний и корпораций мер дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ).
По новым правилам нарушение и несоблюдение антикоррупционных запретов и ограничений не смогут являться основанием для увольнения, если указанные нарушения произошли вследствие не зависящих от работника обстоятельств (форс-мажора). Такими обстоятельствами признаются чрезвычайные и непредотвратимые условия, которые нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть.
К обстоятельствам форс-мажора закон относит (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
- стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган);
- пожары;
- массовые заболевания (эпидемии);
- забастовки;
- военные действия;
- террористические акты;
- запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами и органами местного самоуправления.
Не станут считаться форс-мажором обстоятельства, которые относятся к регулярно повторяющимся и прогнозируемым событиям и явлениям (например, снегопад в зимнее время года или обледенение – в весеннее и т.д.), а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий самого работника.
Новые нормы об освобождении от дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных запретов и ограничений распространяются на работников:
- государственных корпораций;
- публично-правовых компаний;
- государственных компаний;
- государственных внебюджетных фондов;
- организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
- организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Если работник указанных организаций, фондов и компаний докажет, что коррупционное нарушение произошло из-за форс-мажора, его освободят от дисциплинарной ответственности и не уволят за несоблюдение законных ограничений и запретов (новая редакция ст. ст. 349.1 и 349.2 ТК РФ).
На какие действия распространяется освобождение от ответственности
С 21 июля 2023 года при наличии форс-мажора работники госкомпаний смогут избежать увольнения по факту коррупции за совершение, в частности, следующих действий (ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ):
- участие в деятельности коммерческой организации;
- осуществление предпринимательской деятельности;
- участие в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц;
- получение в связи с исполнением трудовых обязанностей от иных юридических и физических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений и отдыха;
- использование имущества работодателя в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей;
- разглашение сведений конфиденциального характера, ставших известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- получение от иностранных государств и международных организаций наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) без письменного разрешения работодателя;
- использование должностных полномочий в интересах политических партий и других общественных объединений;
- вхождение в состав иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
- осуществление оплачиваемой деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, иностранных организаций или иностранных граждан;
- владение иностранными счетами и банковскими вкладами в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
Совершение всех перечисленных выше действий в результате форс-мажора не повлечет увольнения и привлечения к иным мерам дисциплинарной ответственности при выполнении работниками ряда обязательных условий.
Условия для освобождения от ответственности за коррупционные нарушения
Работник госкомпании, нарушивший то или иное антикоррупционное требование, сможет избежать привлечения к дисциплинарной ответственности (в том числе и увольнения) только при условии, что он незамедлительно сообщит о допущенном нарушении в дисциплинарную комиссию работодателя. Сообщить о данном факте работнику нужно в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении форс-мажора, препятствующего соблюдению антикоррупционных ограничений и запретов.
Для этого работник должен направить в комиссию уведомление о коррупционном нарушении с приложением документов, подтверждающих факт наступления не зависящих от него обстоятельств.
Если форс-мажор препятствует своевременной подаче уведомления о коррупционном нарушении, такое уведомление разрешается представить в комиссию не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения действия обстоятельств форс-мажора (ч. 6 ст.
13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Получив от работника уведомление, дисциплинарная комиссия приступит к проверке действий работника, которые привели к коррупционному нарушению. Если комиссия установит причинно-следственную связь между возникновением обстоятельств форс-мажора и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений, запретов и требований, работника освободят от дисциплинарной ответственности.
При этом сам работник должен устранить коррупционное нарушение и его последствия в течение одного месяца со дня прекращения действия форс-мажора (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). В противном случае дисциплинарной ответственности за коррупционное нарушение уже избежать не удастся.
Ответственность за коррупционные правонарушения » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:
- мошенничество (статья 159);
- присвоение или растрата (статья 160);
- коммерческий подкуп (статья 204);
- злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
- нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
- внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
- превышение должностных полномочий (статья 286);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
- получение взятки (статья 290);
- дача взятки (статья 291);
- посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
- служебный подлог (статья 292);
- провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
- подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).
За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- принудительные работы;
- ограничение свободы;
- лишение свободы на определенный срок.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения
К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:
- Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
- Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
- Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
- Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
- Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
- Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
- Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
- Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
- Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
- Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
- Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
- Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
- Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
- Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
- Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
- Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:
- административный штраф;
- административный арест;
- дисквалификация.
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
Порядок привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения
За коррупционное правонарушение к государственному служащему можно применить только те дисциплинарные взыскания, которые определены законом. В отдельных случаях можно уволить в связи с утратой доверия.
Чтобы зафиксировать совершенное госслужащим коррупционное правонарушение необходимо провести проверку. Она проводится на основании докладной записки, рапорта или иного документа, полученного от уполномоченного лица кадровой службы или от органов и организаций, перечисленных в п. 10 Положения о проверке на госслужбе, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.
Госслужащий вправе представлять материалы, давать пояснения, которые приобщаются к материалам проверки.
По итогам проверки составляется доклад о результатах проверки. Поскольку законодательством форма этого документа не предусмотрена, можно составить его произвольно.
Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить. Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации.
- Если госслужащий признал факт совершения коррупционного правонарушения, с его согласия взыскание может быть применено в упрощенном порядке. В этом случае для привлечения к ответственности достаточно следующих документов:
- • доклада подразделения кадровой службы, которое отвечает за профилактику коррупционных правонарушений;
- • письменного объяснения госслужащего.
- Упрощенный порядок не применяется при увольнении в связи с утратой доверия.
- В акте о наложении дисциплинарного взыскания нужно указать тот вид взыскания, который решено применить к госслужащему.
- При применении взысканий учитываются:
- • характер коррупционного правонарушения;
- • тяжесть правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено;
- • соблюдение госслужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
- • исполнение госслужащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также результаты исполнения госслужащим должностных обязанностей.
В качестве основания применения взыскания в акте указывается ст. 59.1 или ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе.
В течение пяти дней со дня издания акта о применении взыскания его копия вручается госслужащему под расписку.
За совершение коррупционного правонарушения госслужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (ч. 3 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, ч. 4 ст. 193 ТК РФ)
Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?
Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.
3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.
При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.
2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
- За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
- – замечание,
- – выговор,
- – предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности – увольнение в связи с утратой доверия.
Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.
Так, в силу ст. 59.
3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
- С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
- За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.
- Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
В частности, в силу п. 7.1 ст.
81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. — Прокурор разъясняет! — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Администрации Шалинского городского округа
2 июня 2021
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
В соответствии со статья 59.
3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания в виде замечания, выговора, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнения в связи с утратой доверия применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
При применении указанных взысканий учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона«О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию он считается не имеющим взыскания.
- Помощник прокурора района
Шамарин С.П.
Назад к списку