Административное Правонарушение Рассматривается В Суде В 2023 Году
Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.
Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.
Выделим его отличительные черты:
- краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
- отсутствие стороны обвинения;
- большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.
В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности.
Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел.
Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.
Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:
- порядок производства;
- порядок исполнения решений должностных лиц;
- подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).
Перечислим главные принципы административного производства:
- законность;
- состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
- гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
- объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
- равенство сторон перед законом;
- эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).
Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.
К таким обстоятельствам относят следующие:
- отсутствует событие правонарушения;
- нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
- нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
- издан акт амнистии;
- положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
- истек срок давности;
- нарушитель скончался;
- материалы дела передали прокурору.
Участниками административного производства являются:
- нарушитель;
- пострадавший;
- законные представители сторон;
- защитник;
- уполномоченный по правам бизнесменов;
- свидетели;
- понятые;
- специалисты и эксперты;
- переводчики;
- прокурор.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:
- возбуждение дела;
- рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
- вынесение постановления;
- исполнение решения;
- при необходимости — пересмотр вердикта.
Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:
- обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
- поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
- заявление пострадавших;
- сообщения в СМИ.
Считается, что дело возбуждено, когда:
- составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
- составлен протокол или постановление прокурора;
- вынесено определение о возбуждении дела.
Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.
Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:
- дату и место оформления;
- должность и ФИО должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
- письменное объяснение подозреваемого.
Обратите внимание!
Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.
Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:
- относится ли дело к его компетенции;
- грамотно ли составлен протокол;
- не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
- есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
- поданы ли от сторон ходатайства.
После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:
- место и время рассмотрения;
- данные о вызове сторон;
- указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
- сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
- информацию о передаче материалов по подведомственности.
Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.
Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.
Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.
Обратите внимание!
Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.
Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.
Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.
Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства.
Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года.
Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:
- должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
- определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
- проверяются полномочия представителей, защитника;
- должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
- сторонам объясняют права и обязанности;
- рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.
Рассмотрение дела могут отложить, если:
- судья заявил отвод;
- отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
- необходимы дополнительные материалы по делу;
- нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
- дело передано по подведомственности.
Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:
- было ли событие административного правонарушения;
- кто его совершил, и какие факты на это указывают;
- виновен или невиновен гражданин;
- есть ли факторы, смягчающие ответственность;
- характер и размер ущерба;
- обстоятельства, исключающие производство по делу.
Обратите внимание!
Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.
Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:
- дату и место рассмотрения материалов дела;
- наименование госоргана и состав;
- обстоятельства случившегося;
- сведения о явившихся участниках;
- результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
- показания участников;
- исследованные документы.
Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.
Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:
- должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
- дата рассмотрения и место;
- данные о правонарушителе;
- обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
- ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
- решение об административном правонарушении;
- порядок обжалования постановления об административном правонарушении.
Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.
Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.
Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.
Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.
При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:
- вынесенное ранее решение обжаловано;
- дело возбуждено прокурором;
- дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.
Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.
Обратите внимание!
Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.
Резюме
Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.
Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:
- возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
- рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
- исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
- пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Облсуд назвал причину снижения административных дел в 10 раз
Всплеск количества нарушений был связан с пандемией новой коронавирусной инфекции.
ИА «Орелград»
В Орловской области в первой половине 2023 года в районные суды по первой инстанции поступило на рассмотрение 789 дел об административных правонарушениях.
Как сообщили в пресс-службе Орловского облсуда, это в 7 раз ниже аналогичного показателя первой половины 2022 года, когда в суды поступило 5816 дел указанной категории. В первой половине 2021 года таких дел было еще больше – 8570.
То есть текущий показатель более чем в 10 раз уступает цифрам двухлетней давности.
Впрочем, феномен в облсуде объяснили довольно просто. Оказывается, в 2021 и 2022 годах был зафиксирован значительный рост числа административных дел, обусловленный пандемией новой коронавирусной инфекции. Напомним, что власти Орловской области ввели особый режим.
В частности, были введены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Например, гражданам надо было соблюдать режим самоизоляции и масочный режим, организации должны были оборудовать свои помещения специальными дезинфицирующими приборами и средствами и т.д.
«Значительное снижение количества поступивших дел об административных правонарушениях и нагрузки судей по сравнению с прошлыми аналогичными периодами обусловлено отменой нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации», — объяснили в облсуде.
Иными словами, снижение статистики последовало за отменой самых жестких ограничительных мер, связанных с распространением новой короновирусной инфекции.
Добавим, что в первом полугодии 2023 года мировыми судьями Орловской области было рассмотрено 13 821 дело об административных правонарушениях, что на 12 процентов ниже аналогичного показателя 2022 года. В предыдущем году мировыми судьями было рассмотрено 15 729 дел об административных правонарушениях. Для сравнения, в 2021 году таковых было 15 944.
«Из числа рассмотренных в первом полугодии 2023 года дел подвергнуты наказанию 12 097 лиц, что составляет 86,9 процента», — резюмирует пресс-служба Орловского областного суда.
ИА «Орелград»
- административное правонарушение
- Телеграм
Особенности рассмотрения дела об административном правонарушении в суде: сроки, подсудность, порядок и сама процедура
Порядок рассмотрения административных правонарушений отличается от гражданских и уголовных. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с ходом судебного заседания по административным делам.
Как проходит суд по административному правонарушению
Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=ygV50JDQtNC80LjQvdC40YHRgtGA0LDRgtC40LLQvdC-0LUg0J_RgNCw0LLQvtC90LDRgNGD0YjQtdC90LjQtSDQoNCw0YHRgdC80LDRgtGA0LjQstCw0LXRgtGB0Y8g0JIg0KHRg9C00LUg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D
До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.
Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:
- судья представляет правонарушителя;
- разъясняет ему его права и обязанности;
- принимает ходатайства, если они есть;
- принимает отводы.
После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.
Ведется ли протокол судебного заседания
Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.
В законе не указано, что ведение документа запрещено. Если есть такая необходимость, судья может попросить секретаря вести протокол при ознакомлении с административным делом.
Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.
Неявка в суд по административному нарушению
Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.
Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.
Например, если человека привлекают за управлением авто в состоянии опьянения и он не явился на процесс, то дело просто рассмотрят без его участия. А если привлекают гражданина за неуплату алиментов, то в данном случае могут оформить его принудительный привод или назначить штраф.
Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят:
- Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
- Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
- Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
- Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
- Долгая командировка.
- Проблемы с транспортным сообщением.
Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.
Если участник оповещен вовремя, но не явился в суд без причины, судья может вынести решение заочно на основании показаний и доказательств, имеющихся в деле. Решение выносится без ответчика, если нет причин неявки или они неуважительны, нарушитель умышленно тянет с завершением производства.
Отложение судебного разбирательства по делу об АП
Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.
Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно:
- Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
- Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
- Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.
Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.
Когда рассмотрение дела переносят в другой суд
Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если:
- правонарушитель или его представитель ходатайствует о передаче дела в суд по месту регистрации или адресу проживания;
- если выявлены нарушения правил подсудности по принятии дела;
- если один или несколько судей предоставили отвод или дальнейшее рассмотрение дела в этом суде невозможно. Передает административное дело в такой ситуации вышестоящий суд.
Суд общей юрисдикции передаст дело в арбитражный суд, если в ходе рассмотрения доказательств выяснится, что дело относится к подсудности арбитражного суда по закону.
Чтобы передать дело в другой суд, судья выносит определение. Его можно обжаловать. Передача производится по окончании периода обжалования определения. Если участник процесса подаст частную жалобу, решение выносится после решения суда по этому обращению.
Сколько длится судебное заседание по административному делу
Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:
- Состава правонарушения.
- Признания ответчиком вины.
- Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
- Наличия и объема доказательств.
- Наличия и числа ходатайств и других факторов.
Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=YAHIAQE%3D
При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.
Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях
Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:
Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.
Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.
Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.
Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.
Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.
Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.
Для вызова свидетелей на заседание нужно предоставить суду ходатайство.
При наличии доказательств, отсутствующих в материалах дела, подготовьте ходатайство об истребовании.
К доказательствам относят:
- записи видеокамер;
- свидетельства очевидцев и т.д.
Шаг 3. Приходите в суд заблаговременно.
Перед началом заседания отключите телефон. Предоставьте секретарю паспорт и доверенность при представлении интересов ответчика.
На заседании ведите себя корректно:
- Обращайтесь к суду «уважаемый суд» или «ваша честь». Все другие обращения будут восприниматься, как неуважение.
- Пререкаться в суде недопустимо. За это могут оштрафовать.
- Не вмешивайтесь в действия любого из участников заседания, в том числе судьи.
- Не мешайте ходу дела.
- Исполняйте все требования судьи.
Порядок рассмотрения предполагает выслушивание аргументов и доказательств сторон, оценка их судом и вынесение Постановления.
Если вы не можете получить необходимые доказательства, можно ходатайствовать в суде об их истребовании. Суд может как отказать, так и удовлетворить в ходатайстве. Чтобы не проиграть дело, обратитесь за помощью к адвокату.
Как убедить судью смягчить наказание
У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.
Например, нарушение закона матерью-одиночкой достаточный факт для смягчения наказания.
Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.
Какой суд рассматривает административные правонарушения
Дела по административным правонарушениям рассматривают мировые суды. Исключение составляют административные дела следующего характера:
- Суды общей юрисдикции рассматривают дела, если одна из сторон – физическое лицо.
- Районный суд рассматривает дело, если по нему установлено административное расследование или в качестве наказания предусмотрена приостановка деятельности, увольнение или высылка за рубеж.
- Районный суд также занимается рассмотрением дел по нарушению законов о собраниях и митингах, культурно-исторических ценностей и неповиновении работникам госслужб.
Заключение
Теперь вы точно знаете, как проходит суд по административному правонарушению. Соберите доказательства в свою защиту, явитесь в судебный орган по приглашению и подтвердите свою невиновность. Строго следуйте правилам и при необходимости обратитесь за помощью к адвокатам.
Обжалование вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции
Процедура, порядок и сроки обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных нарушениях регламентированы гл. 30 КоАП (ст. ст. 30.12 — 30.19).
Больше правовой информации и околоправовых новостей на нашем Дзен-канале АНО «Глобус»
Данная стадия обжалования выступает в качестве альтернативы такой стадии как обжалование постановлений, не вступивших в законную силу, поскольку не содержит ограничений в виде установления срока, в течение которого можно обжаловать постановление, вступившее в законную силу. Т.е.
жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана и спустя 5-10 лет. Но за одним исключением: обжалованы в порядке, регламентированном ст. 30.
12 КоАП РФ, могут быть только постановления и решения по делам об административных правонарушениях, принятые судебными органами.
https://www.youtube.com/watch?v=6tzXJrt61og\u0026pp=ygV50JDQtNC80LjQvdC40YHRgtGA0LDRgtC40LLQvdC-0LUg0J_RgNCw0LLQvtC90LDRgNGD0YjQtdC90LjQtSDQoNCw0YHRgdC80LDRgtGA0LjQstCw0LXRgtGB0Y8g0JIg0KHRg9C00LUg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D
Не могут быть обжалованы в указанном порядке вступившие в законную силу постановления несудебных органов и должностных лиц, если они не были обжалованы в суд.
Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что по смыслу статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 19, 19.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 23.
2 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» кассационные суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ осуществляют пересмотр судебных актов нижестоящих судов.
Поскольку Конституция Российской Федерации и названные Федеральные конституционные законы наделяют перечисленные выше суды полномочиями по контролю за деятельностью нижестоящих судов, то предметом их проверки могут быть только лишь акты, принимаемые судами.
Право на обжалование вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях предоставлено лицам, указанным в ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, а именно: лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законным представителям физического или юридического лиц, защитнику и представителю.
Кроме того, вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление (ч. 4 ст. 30.
12 КоАП РФ), а вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье (ч. 5 ст. 30.12 КоАП РФ).
При этом, судебная практика исходит из буквального толкования указанных норм, полагая, что право на обжалование принадлежит конкретному должностному лицу, которое вынесло постановление или направило дело на рассмотрение судье.
Если это лицо по какой-либо причине (болезнь, командировка, увольнение) не может реализовать свое право на обжалование, административный орган вправе оспорить постановление и(или) решение по делу только путем обращения к прокурору соответствующего уровня с просьбой о принесении протеста на соответствующее решение.
Прокурор вправе принести протест независимо от участия в деле, при этом на вступившее в законную силу постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и их заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорами военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорами, Главным военным прокурором и их заместителями.
Жалобы на постановления, вступившие в законную силу, согласно ст. 30.13 КоАП РФ подаются в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, и правомочны их рассматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции, их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.
В случае несогласия с постановлением суда кассационной инстанции, вынесенным по жалобе, судебные акты по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ, где жалоба подлежит рассмотрению Председателем Верховного Суда РФ, его заместители либо по их поручению судьей Верховного Суда РФ.
Таким образом, Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе только в случае, если они были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции.
Повторная же подача жалоб по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу судебные акты по делу об административном правонарушении не допускается, а сама жалоба возвращается лицу, ее подавшему (часть 3 статьи 30.15 и часть 4 статьи 30.16).
В связи с образованием в судебной системе Российской Федерации кассационных судов общей юрисдикции были изменены положения статьи 30.13 КоАП РФ, определяющие суды, рассматривающие жалобы, на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
При этом количество судебных инстанций, пересматривающих вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях, не изменилось.
Само по себе изменение судебной системы не порождает право обратиться с жалобой в новый суд у тех лиц, которые уже реализовали свое право обратиться в суд, ранее выступавший в качестве той же судебной инстанции.
https://www.youtube.com/watch?v=6tzXJrt61og\u0026pp=YAHIAQE%3D
Таким образом, в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении уже ранее являлась предметом рассмотрения председателем или заместителем краевого суда, то рассмотрение аналогичной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается. В такой ситуации возможна только подача жалобы в Верховный Суд РФ, решение которого будет являться окончательным.
Жалоба на постановление, вступившее в законную силу, должна содержать: наименование суда, в который подается жалоба; сведения о лице, подавшем жалобу; сведения о других участниках производства; указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов; доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра судебных актов; перечень материалов, прилагаемых к жалобе; подпись лица, подавшего жалобу.
К жалобе должны быть приложены: копия постановления и копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены; копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы по числу других участников производства.
Необходимо иметь в виду, что прилагаемые к жалобе копии обжалуемых судебных постановлений (решений), должны быть заверены надлежащим образом, т.е. заверены судом, их вынесшим, что является общеправовым процессуальным требованием (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 2974-0).
В случае несоблюдения вышеназванных требований к содержанию, а также в случае подачи жалобы лицами, не указанными в статье 30.12 КоАП РФ, подачи повторной жалобы в тот же суд и по тем же основаниям, обжалования актов несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения, жалоба возвращается без рассмотрения.
Если судья придет к выводу о соответствии жалобы требованиям закона, то он выносит определение о её принятии к рассмотрению и извещает об этом лиц, участвовавших в деле, предоставляя им возможность ознакомиться с жалобой и подать возражения.
Жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова заинтересованных лиц в судебное заседание.
Судья вправе истребовать дело и проверить его как исходя из доводов жалобы, так и в полном объеме независимо от доводов жалобы, Жалоба должна быть рассмотрена не позднее двух месяцев со дня поступления, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
- По результатам рассмотрения жалобы может быть внесено постановление: 1) об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения; 2) об изменении обжалуемого судебного акта; 3) об отмене судебных актов и возвращении дела на новое рассмотрение; 4) об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.
- Изменение вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении возможно в том случае, если допущенные ранее судами нарушения норм законодательства об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
- Отменить постановление по делу об административном правонарушении и о возвратить дело на новое рассмотрение возможно только в случае существенного нарушения процессуальных норм, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.
5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановление, решение, являются основанием для отмены судебных актов и прекращения производства по делу.
Наиболее частой причиной прекращения производства кассационным судом общей юрисдикции является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия.
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по телефонам:
- 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Telegram)
Статистика ВС: главные цифры первого полугодия 2023 года — новости Право.ру
За шесть месяцев Президиум Верховного суда рассмотрел 1286 представлений и жалоб по уголовным делам — это почти на 65% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1992). На судебных заседаниях изучили 49 дел, затрагивающих 55 человек. В результате удовлетворили жалобы и представления в отношении 42 человек. Приговор отменили четверым — дела отправили на новое рассмотрение.
По новым или вновь открывшимся обстоятельствам Президиум удовлетворил представления в отношении 30 человек: в 28 случаях обошлось без отмены решения суда или изменения квалификации преступления или наказания, а двум людям частично отменили приговоры и оставили в силе менее тяжкое обвинение.
В отношении 25 человек отменили продление срока содержания под стражей. Одному осужденному отменили приговор — дело прекратили по реабилитирующим основаниям, так как его необоснованно репрессировали по политическим мотивам.
Апелляционная коллегия ВС
В первом полугодии Апелляционная коллегия рассмотрела 342 административных, 33 уголовных и четыре гражданских дела. Решения по административным делам обычно оставляли без изменения: из 298 рассмотренных дел решение отменили только по одному (после отказа от иска), а одно дело прекратили. В трех спорах коллегия изменила или отменила вынесенные определения.
Что касается уголовных дел, то по жалобам на изменение территориальной подсудности спора рассмотрели 30 дел в отношении 106 человек, о продлении срока ареста — три дела в отношении десятерых лиц. Жалобы на изменение подсудности удовлетворили по двум делам в отношении 20 человек. Остальные обращения коллегия отклонила. По гражданским делам все определения оставили в силе.
Коллегия по административным делам
Коллегия изучила 457 исков в первой инстанции (заседания провели по 106), 5200 жалоб и представлений в кассационной инстанции (заседание прошли по 125) и 4460 жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях (по ним провели 401 заседание).
В сравнении с данными за первые шесть месяцев 2022 года, виден рост числа обращений в кассационную инстанцию (4824 годом ранее). Жалоб и протестов тоже стало больше — в прошлом году их было 4103.
Коллегия по гражданским делам
В кассационном порядке гражданская коллегия рассмотрела 35 543 жалобы и представления. Это больше, чем годом ранее (31 733). По 352 гражданским делам кассационные жалобы и представления удовлетворены. Отменили 107 решений: в 106 случаях дела направили на новое рассмотрение, а по одному спору вынесли новое решение.
Практика Одежда из ЦУМ и разногласия с чиновниками: гражданские позиции ВС за июнь
По 182 делам отменили апелляционные определения без отмены решения суда первой инстанции — это в полтора с лишним раза превышает прошлогодний показатель (110). А в 24 делах отменили определения кассационных судов общей юрисдикции без отмены решений первой и апелляционной инстанций.
Коллегия по уголовным делам
Уголовная коллегия ВС в кассационном порядке рассмотрела 15 802 представления и жалобы (21 083 в 2022-м). Судебные заседания прошли по 383 уголовным делам. Коллегия удовлетворила жалобы и представления по 151 делу в отношении 183 человек. Отменили приговоры для 23 осужденных.
Приговоры еще 54 лиц изменили. 44 осужденным смягчили наказание, при этом квалификацию содеянного не изменили.
Коллегия по экономическим спорам
В кассационной инстанции коллегия изучила 23 358 жалоб и представлений (в 2022 их было 20 387, в 2021 — 39 967, в 2020 — 33 470), а судебные заседания прошли по 240 делам. По итогам рассмотрения коллегия отменила 121 решение и 39 определений судов первой инстанции, 29 решений апелляционных судов и 29 кассационных постановлений.
Дисциплинарная коллегия
В дисциплинарную коллегию за шесть месяцев поступило 70 обращений. В 60 случаях их вернули заявителям. Судьи приняли решения по 11 заявлениям: по одному делу требования удовлетворили, другое дело — прекратили, а в остальных случаях в удовлетворении требований отказали.
Источник: обзор статистических данных о рассмотрении в Верховном суде в первом полугодии 2023 года административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел.
- Екатерина Ткаченко
- Наталья Релина
,