Авторское право на дизайн обуви
Дизайнеры, в том числе одежды, обуви и аксессуаров, сталкиваются со сложностями при защите своей интеллектуальной собственности в России. Так, до сих пор нет единого мнения о том, как эффективнее охранять и защищать дизайн. Вопрос, в каком случае авторское право может прийти на помощь дизайнерам, все еще остается открытым.
Дискуссия о том, охраняется ли авторским правом дизайн одежды, обуви и аксессуаров, не утихает уже не одно десятилетие не только в России, но и во всем мире.
Существует мнение, что в России все же не стоит надеяться только на авторское право, а лучше подстраховаться, зарегистрировав дизайн в качестве промышленного образца или объемного товарного знака, так как судебная практика до сих пор не выработала критерии того, в каком случае дизайн одежды может считаться произведением дизайна и, как следствие, охраняться авторским правом.
В отсутствие разработанной судебной практики каждое новое решение суда, затрагивающее данный вопрос, представляется практикообразующим.
Так, Арбитражный суд города Москвы недавно разрешил спор о нарушении авторских прав на выкройки швейных изделий и тексты, описывающие процесс раскроя, моделирования и пошива.
Данное дело (№ А40-60319/2018) станет одним из немногих, где суд попытался ответить на вопрос о критериях охраноспособности дизайна.
Суть спора и позиция суда
Компания ООО «Грассер» предлагает онлайн-курсы по кройке и моделированию швейных изделий. Компания обратилась с иском к Степановой Ольге – разработчику курса Cut&Sew Base и ООО «БидФокс», посчитав свои права нарушенными ввиду того, что рабочая тетрадь к курсу Cut&Sew Base, который также посвящен кройке и моделированию швейных изделий, содержит заимствованные тексты и выкройки.
Истец просил суд взыскать с ответчиков компенсацию в размере 1 700 000 рублей и обязать удалить с веб-сайтов курс Cut&Sew Base.
Ответчики возражали против удовлетворения исковых требований и указывали на то, что выкройки и тексты, права на которые истец считает нарушенными, в принципе не охраняются в качестве объектов авторского права.
Тексты являются описанием стандартных действий про раскрою и моделированию швейных изделий, а выкройки являются чертежом, который невозможно построить каким-либо иным образом.
Кроме того, разработчики курса Cut&Sew Base указывали, что тексты и выкройки не тождественны, а совпадение отдельных слов и выражений обусловлено использованием стандартной отраслевой терминологии.
Арбитражный суд города Москвы согласился с позицией ответчиков и полностью отказал в удовлетворении исковых требований, обосновав свое решение следующим:
- При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат,который создан творческим трудом. В ГК РФ не содержится определения таких понятий, как «творческий труд», «результат творческой деятельности» и «произведение». Вместе с тем, исходя из общепринятого понимания, под творчеством подразумевается интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее неизвестного. Таким образом, произведение, созданное творческим трудом, обладает такими признаками, как новизна и оригинальность.
- Сама идея, концепция, организационное решение (в данном деле – идея раскроя определенного изделия, моделирования и устранения дефектов раскроя) авторским правом не охраняется на основании пункта 5 статьи 1259 ГК РФ (но может в теории охраняться инструментами патентного права или в качестве секрета производства (ноу-хау)). В то же время, форма выражения идеи (текст с описанием того, как скроить, смоделировать определенное изделие и схема выкройки) теоретически может охраняться авторским правом, но только в том случае, когда такая форма выражения (текст и схема выкройки) создана творческим трудом, то есть обладает новизной и оригинальностью именно с точки зрения изложения материала.
- Тексты истца не отвечают признакам произведения как объекта авторского права (новизны, творческого характера создания произведения, оригинальности (уникальность, неповторимость) произведения). Тексты истца состоят из стандартных описаний типичных действий по кройке, моделированию и устранению недостатков кроя.
- Выкройка – это деталь будущего швейного изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани или других материалов. По сути, выкройка представляет собой чертеж. Выкройка также содержит необходимую информацию (на чертеже обозначаются конструктивные линии (боковые, линии вытачек, переда, середины изделия), указывается направление нити-основы, обозначается линия талии (точками Т, Т1, Т2), линия бедер (точками Б, Б1, Б2), линия низа изделия (точками Н, Н1, Н2). Данные обозначения (Т, Б, Н) также являются стандартными и используются всеми учебными пособиями по кройке и моделированию изделий.
- Выкройки истца представляют собой чертежи выкроек самых распространенных и простых моделей (юбка-карандаш, юбка-татьянка, юбка-русалка, рукав-реглан, цельнокроеный рукав). Схожие инструкции по крою и моделированию таких моделей вместе с практически тождественными схемами выкроек содержатся в большинстве учебных пособий ввиду технической невозможности построить выкройку иным образом.
- Модели изделий (юбка-карандаш, юбка-татьянка, юбка-русалка) не являются оригинальными, являются самыми простыми и распространенными моделями изделий, а сами выкройки истца (то есть рисунки, чертежи) выполнены без признаков творческого характера, не являются оригинальными по манере их исполнения (например, не выполнены в оригинальных цветах или в оригинальной манере).
- Сравнительный анализ показывает, что ответчики не копировали тексты и выкройки истца. В текстах истца и ответчиков может совпадать основная идея и последовательность действий, необходимых для раскроя и моделирования изделия (что не может не совпадать, так как раскрой и моделирование требуют выполнения определенных действий в определенной последовательности и не допускают вариативности), но не форма выражения этой идеи – используются различные слова и предложения. Совпадение некоторых слов и выражений обусловлено стандартной терминологией, принятой в отрасли. Данный довод подтверждается тем, что схожие инструкции по кройке и моделированию швейных изделий содержатся в других учебных пособиях.
Истец не согласился с данным решением и обжаловал его в апелляционном суде, на этот раз заявляя, что суд первой инстанции должен был рассматривать весь учебный материал в качестве составного произведения (статья 1260 ГК РФ). Суд апелляционной инстанции, однако, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Анализ позиции суда
Суд указал, что выкройки самых базовых моделей (например, юбки-солнце, юбки-карандаш или брюк-клеш) не охраняются авторским правом, что справедливо.
Выкройки данных изделий содержатся во всех базовых учебниках технологии и журналах, посвященных кройке и шитью.
Действительно, выкройку юбки-карандаш нельзя построить каким-либо иным образом, так как в противном случае, это будет уже какая-то другая юбка.
В то же время, представляется, что выкройки нестандартных и необычных моделей швейных изделий заслуживают правовой охраны.
Так, отдельные уникальные дизайнерские решения, к примеру, платье с необычным шлейфом или тремя рукавами,вполне могут рассматриваться в качестве объектов авторского права.
В таком случае и дизайн самого изделия, его эскизы и его выкройка будут охраноспособны, а их копирование будет незаконным.
Представляется, что и касательно текстов, описывающих какие-либо алгоритмы, целесообразно руководствоваться той же логикой.
В том случае, если описывается определенный алгоритм или последовательность действий, используется стандартная терминология, а в создание текста не вкладывается именно творческий труд, то такой текст не будет охраняться в качестве объекта авторского права.
Однако, к примеру, если пусть и базовые действия по кройке и моделированию описаны оригинальным образом (например, в стихах), то в таком случае автор может претендовать на охрану.
Здесь возникает, однако, другая проблема.
Так как объекты авторского права не подлежат регистрации и не проходят какую-либо экспертизу (в отличии, к примеру, от товарных знаков и промышленных образцов, правовая охрана которых предоставляется по решению Роспатента после проведения экспертизы на охраноспособность), то вопрос о том, является ли определенный текст или выкройка объектом авторского права, будет решать суд уже в том случае, когда спор попадет на рассмотрение суда.
Данное обстоятельство не способствует определенности: как узнать, стоит ли подавать иск против схожего дизайна? Что если дизайнеру кажется, что созданный им дизайн крайне оригинален и даже уникален, а суд решит иначе? Как рассчитать шансы на успех и принять решение о том, стоит ли обращаться в суд?
В настоящий момент единственной возможной стратегией представляется анализ существующей правоприменительной практики. Сегодняшний подход судов таков: авторским правом может охраняться оригинальный дизайн изделий. Поэтому перед подачей иска о нарушении авторских прав на дизайн изделия стоит ответить на следующие вопросы:
1. Как был придуман дизайн? Чем вдохновлялся автор? Насколько сильно отличается созданный дизайн от тех, которые служили источником вдохновения?
2. Есть ли на рынке схожие модели?
В том случае, если у дизайна нет аналогов и ответчик не сможет продемонстрировать суду, что данная модель является распространенной и производится на протяжении определённого времени различными компаниями (как это удалось сделать ответчикам в вышеуказанном деле), иск имеет больше шансов на успех.
***
Ольга Степанова, разработчик курса Cut&Sew:
Когда я начинала создавать свой проект, то совершенно не задумывалась о юридической стороне вопроса. Я использовала классические методики, популярные книги, те знания и навыки, которым обучают студентов в институтах. Так делали все, а некоторые школы даже брали чужие картинки известных брендов, публиковали их на своем сайте и продавали выкройки данных платьев клиентам.Ольга Степанова (Cut&Sew)Сначала мы сформировали инструкцию для учеников, используя картинки из популярных старых учебников и книг. Впоследствии мы отрисовали с дизайнером свои иллюстрации самостоятельно, изменив детали и полностью переделав структуру. Казалось,что в начале пути все это неважно, ведь потом мы исправили и картинки и выдержки из старых учебников заменили своими. Но именно это послужило причиной иска нашей конкурентки. Фактически наши конкуренты обвинили нас в копировании у них текстов и иллюстраций, которые они сами когда-то также скопировали из старых учебников и книг. Нам пришлось поднимать архивы, искать данные классические учебники в библиотеках и доказывать суду, что данные иллюстрации были взяты из этих классических учебников, а не у нашего конкурента, и что это стандартные выкройки и описания, которые содержатся практически во всех учебниках, а, следовательно, не подлежат охране авторским правом. В данный момент я создаю новый проект и теперь понимаю, как важно с самого начала прорабатывать иллюстрации, тексты, графику, видео и фото материалы. Получать оплату за свой продукт необходимо только на официальный счет компании. Также желательно регистрировать товарный знак сразу же. Не стоит надеяться, что когда-нибудь в будущем вы исправите эти «мелочи». Именно они могут разрушить все то, что вы строили в своем бизнесе потом и кровью.
Модное право: интеллектуальная собственность в индустрии моды — n’RIS
Мир fashion-ритейла стремительно меняется: многие иностранные компании покидают Россию, российские чиновники советуют торговым центрам обратить внимание на местных дизайнеров, бренды уходят в маркетплейсы, а правительство разрешает параллельный импорт товаров.
Это открывает новые возможности для предпринимателей и делает особенно актуальными вопросы защиты интеллектуальной собственности. Материал будет полезен дизайнерам, владельцам модных домов, продавцам маркетплейсов и покупателям одежды и обуви.
Защита интеллектуальных прав дизайнеров и модных домов
Консультант по вопросам бизнеса, проработавший более 25 лет с крупнейшими модными брендами (Givenchy, Valentino, Vivienne Westwood, John Galliano), Хью Девлин, рассказывает, что правовые споры в сфере моды чаще всего возникают из-за неправильно составленных договоров.
«Большинство людей думают, что в сфере моды приходится защищать права на товарный знак или дизайн, хотя таких случаев немного. Чаще всего возникают споры в отношении договорного права. Каждый раз, когда у дизайнера есть отношения с покупателем, консультантом или фрилансером, это контракт. Дизайнерам важно в них разбираться.
Большая проблема, что люди подписывают то, чего не понимают», — считает эксперт.
В сотрудничестве дизайнера с инвесторами эксперт также советует внимательно читать договор и убедиться, что ваши взгляды на будущее совпадают. «Сделка LVMH с Дж. У. Андерсоном и Николасом Кирквудом, сделка Kering с Кристофером Кейном были заключены после шести месяцев переговоров…» — делится Девлин.
Промышленный шпионаж
Это любая информация о новой коллекции, ее производстве, или маркетинговых стратегиях дизайнера, попавшая в руки конкурентов до реализации на рынке авторами.
Консультант по администрированию с большим опытом работы в фэшн-индустрии, Мерлин Хернандес, сообщает, что такая утечка «может сократить цикл жизни коллекции и снизить ее ценность». Эксперт считает, что промышленный шпионаж в мире моды распространен. Часто это случается, когда компания привлекает стороннего производителя.
В России проблема регулируется ст. 183 УК РФ. За незаконное получение и обнародование коммерческой, налоговой или банковской тайны, человека ждет серьезное наказание. Это лишение свободы до 2 лет, штраф до 500 тыс. рублей, исправительные работы до 2 лет и отстранение от любых руководящих должностей на всю жизнь.
Основные способы нарушений интеллектуальной собственности в индустрии моды
Менеджер отдела защиты брендов в LVMH (Louis Vuitton, Moët, Hennessy) и вице-председатель комитета по интеллектуальной собственности Франко-российской торгово-промышленной палаты, Жорж Жофруа, рассказывает, что за последние годы в России увеличилось количество дел, связанных с контрафактными товарами. Он поясняет, что это связано с повышением активности комитета.
Контрафакт нарушает исключительные права на товарный знак. Помимо этого, злоумышленники могут нарушить авторское право, а также право на патент, которым защищают промышленный образец и право на секрет производства (ноу-хау).
Защита интеллектуальной собственности на дизайн одежды, галантереи и аксессуаров
Авторское право
Согласно п. 1 ст. 1255 ГК РФ, авторские права — это это комплекс прав, которыми обладает автор произведения литературы, науки и искусства. Они появляются в момента создания произведения, не требуют регистрации и закрепляют за автором:
- Личные неимущественные права. Возможность создать произведение, указать свое имя или остаться анонимным, опубликовать его, а также право защитить произведение, в случае посягательств на него со стороны
- Имущественные права или исключительное право. Автор или его правопреемники могут разрешать или запрещать другим пользоваться произведением автора. А также получать материальное вознаграждение за это
Напомним, чтобы авторское право действовало в отношении вашего произведения, оно должно быть выражено в объективной форме: иллюстрация, макет, видеоряд. Идеи, концепции и методы авторским правом не защищаются.
Авторское право в дизайне
Произведения графики, дизайна, изобразительного и декоративно-прикладного искусства будут объектами авторского права. Защита на них действует всю жизнь автора и еще 70 лет после его смерти.
В России небольшая судебная практика по вопросам авторского права в области дизайна. Примеры в законе доказывают, что дизайн одежды или изделия (перчаток, очков, сумок) является объектом авторского права.
То же самое касается дизайна на тканях. Например, в 2013 году российский суд принял решение в пользу истца, который пожаловался на нарушение исключительного права на дизайн постельного белья конкурентом.
Практика других стран
В США одежда не защищается авторским правом, так как не считается предметом творчества. Без специальной регистрации охраняется дизайн тканей, ювелирных изделий и пряжек.
В Европейском Союзе действует акт Community Design Protection Regulation 2002, который охраняет дизайн одежды, галантереи и аксессуаров по умолчанию.
Регистрация товарного знака
Товарный знак
Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак (ТЗ) — обозначение, служащее для индивидуализации товаров или услуг предпринимателей и организаций.
https://www.youtube.com/watch?v=DAoSXeD5Jpg\u0026t=37s
Товарным знаком может быть текст, изображение, 3D или другое обозначение. Его нужно зарегистрировать в Роспатенте, при этом важно подать заявку первым. После регистрации на него действует исключительное право.
Охрана распространяется на определенные классы товаров, в отношении которых зарегистрирован ТЗ.
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) насчитывает 34 класса для товаров (с 1-го по 34-й) и 11 классов для услуг (с 35-го по 45-й).
Товарный знак в мире моды
Регистрация в Роспатенте занимает от 10 месяцев. Поэтому этот способ защиты подходит не всем. Например, он не подходит для так называемой «быстрой моды», когда ассортимент марки обновляется несколько раз в сезон.
Цвет, форма и упаковка в качестве товарного знака
ТЗ распространяется на форму продукта, дизайн или элементы модных изделий. Главное условие: они должны стать узнаваемыми до момента подачи заявки на регистрацию ТЗ.
Так, в 2012 году красный цвет подошвы на контрасте с основным цветом обуви туфель Christian Louboutin был зарегистрирован в России как товарный знак по системе международной регистрации.
В 2016 году в Руководстве по регистрации товарных знаков появились критерии, которым должен соответствовать цвет как средство индивидуализации. Тем самым Роспатент признал возможность регистрации цвета как товарного знака. После этого компания производитель ювелирных изделий, парфюмерии и аксессуаров, Tiffany & Co зарегистрировала бирюзовый цвет в качестве товарного знака.
- Цвет, зарегистрированный в качестве ТЗ, также будет работать только в отношении определенных классов товаров и услуг.
- Имя в качестве товарного знака
- Дизайнеры часто регистрируют свои имена в качестве ТЗ: Джанни Версаче, Луи Виттон, Гуччио Гуччи.
- По российским законам имена собственные также могут быть зарегистрированы в качестве ТЗ, но есть исключения: нельзя использовать имена знаменитостей без их согласия, популярные сочетания (Иван Иванов), а использование иностранных имени и фамилии придется долго обосновывать, это может быть расценено как введение в заблуждение.
Имя дизайнера часто регистрируют как товарный знак. Если ТЗ владеет компания, а не дизайнер, то он не сможет продавать одежду под своим именем самостоятельно. Например, это случилось с Паоло Гуччи и Полом Франком.
И компании, и дизайнеру нужно обговорить порядок использования дизайнером своего имени, если тот покинет компанию.
Дизайнеры могут сохранить имя за собой, если зарегистрируют ТЗ на себя и передадут компании права на использование имени по лицензионному соглашению только на время сотрудничества.
Патент на промышленный образец для защиты внешнего вида изделия
Внешний вид изделия может быть защищен патентом на промышленный образец. Он регистрируется как изображение и запрещает другим создавать изделия, которые будут внешне напоминать ваш объект.
Чтобы получить охрану, внешний вид изделия должен соответствовать двум условиям: быть новым и оригинальным.
- изделие считается новым, если до даты регистрации товара в качестве промышленного образца его внешний вид (совокупность всех его элементов) не стал общедоступным
- изделие признается оригинальным, если его внешний вид (совокупность всех его элементов) был разработан творческим путем. А также в мире нет похожего изделия, которое производит такое же впечатление, что и оригинальное
Процесс получения патента небыстрый: Роспатент одобрит заявку минимум через 10 месяцев после подачи. В случае одобрения патент выдается на 5 лет с правом продления. Максимальный срок действия охраны исключительного права на промышленный образец — 25 лет.
Если хотите зарегистрировать промышленный образец после обнародования, то сделайте это не позднее 12 месяцев со дня публикации.
В модной индустрии дизайнеры часто регистрируют в качестве промышленных образцов сумки, ювелирные изделия, оправы для очков и флаконы для парфюма.
Секрет производства, ноу-хау и коммерческая тайна
Секрет производства
Согласно ст. 1465 ГК РФ, секрет производства — это любые сведения об объекте интеллектуальной деятельности в промышленной сфере, а также о том, как конкретная компания ведет бизнес. Чтобы стать охраняемыми, сведения должны соответствовать трем критериям:
- предполагать извлечение выгоды в силу своей неизвестности другим
- быть недоступными третьим лицам
- компания делает все возможное для сохранения их в тайне (например, подписывает с сотрудниками и партнерами контракт о неразглашении информации или вводит полноценный режим коммерческой тайны)
Секретом производства в индустрии моды может быть состав обработки для ткани, клиентская база, контакты поставщиков. Например, в компании Zara секретом производства или ноу-хау будет IT-система, которая сокращает цикл производства новой одежды в компании до одного месяца, когда конкурентам нужно от 4 месяцев до года.
Коммерческая тайна
В Федеральном законе «о коммерческой тайне» коммерческая тайна представляет из себя режим секретности, который позволяет ее обладателю получить материальную выгоду: заработать, сэкономить или удержаться на рынке.
https://www.youtube.com/watch?v=DAoSXeD5Jpg\u0026t=120s
В зарубежной и российской практике много судебных споров по поводу нарушения коммерческой тайны. Например, Louis Vuitton выдвинула иск на 500 тыс. долларов к бывшему вице-президенту французского модного дома. Он перешел работать к конкурентам, и компания посчитала, что этим бывший сотрудник нарушил обязательства об отказе от конкуренции и неразглашении информации.
Как максимально защитить авторские права на свои изделия
Можно использовать перечисленные способы правовой охраны в комплексе, это называется многослойной охраной. В качестве примера можно приведем обычные джинсы.
Название бренда джинс можно зарегистрировать как товарный знак. Потом ввести на предприятии режим коммерческой тайны и охранять уникальный состав для обработки ткани в качестве ноу-хау или секрета производства.
Если ваши джинсы имею оригинальную и новую форму — ее можно запатентовать в качестве промышленного образца, а если вы правообладатель специального паттерна для джинс — как объект авторского права. Последний не требует регистрации, но для надежности лучше зафиксировать авторство в онлайн-сервисе для депонирования n’RIS.
В случае копирования сертификат о депонировании может стать одним из доказательств вашего исключительного права.
Заключение
Моду можно отнести к промышленной собственности (промышленный образец) и к авторскому праву (создано творческим трудом).
Если авторское право возникает по умолчанию и в теории не требует регистрации, то промышленный образец для защиты нужно запатентовать.
Заявка на регистрацию внешнего вида изделия может обрабатываться Роспатентом в течение долгого времени, что не всегда актуально, ведь срок жизни модели вещи может ограничиваться одним сезоном.
Российская индустрия моды сегодня находится еще на этапе развития. Для того, чтобы одежду отечественных производителей покупали, бизнесу нужно решить несколько проблем: менеджерские, логистические, маркетинговые и, разумеется, надо уметь управлять интеллектуальной собственностью и защищать ее.
Защитить авторские права
Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения.
Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.
Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.
Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.
Статья о компенсации за нарушение авторских прав
Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.
????
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Попробовать бесплатно
1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения
Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.
Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.
Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.
К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.
Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.
2. Депонировать произведение
Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.
Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.
Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.
Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.
3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста
У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей.
Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.
4. Письмо себе
Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления.
Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление.
Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.
5. Публикация в соцсетях и блогах
Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©.
Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.
Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.
Как дизайнеру защитить своё имя и работы: всё про авторское право на дизайн. Часть 1 — Право на vc.ru
Многие дизайнеры до сих пор уверены, что защитить права на свои произведения невозможно. Если заказчик не оплатил работу, дизайн используют без согласия или в договоре прописано, что работу нельзя взять в портфолио — с этим ничего не сделать. Разбираемся, как обстоят дела на самом деле.
{«id»:355501,»gtm»:null}
Ко мне на консультацию пришла Ксения Гаврилова, у нее своя проектно-строительная компания: они с коллегами создают архитектурные и урбанистические проекты, дизайн помещений и ландшафтный дизайн.
На моем опыте дизайн воруют даже чаще, чем пиратят онлайн-курсы: «ну это же просто картинки».
А самое главное — шансов, что автор действительно обратится в суд, очень мало, и нарушители это понимают.
Как выяснилось в ходе консультации, вопросы авторского права у дизайнеров лежат намного глубже, чем воровство их произведений. Там и непонимание, что любую работу можно взять в портфолио, даже если NDA, и полная уверенность в том, что авторское право в России не работает.
На консультации я рассказала Ксении о том, как дела обстоят на самом деле и мы решили вместе написать эту статью — полное руководство по авторским правам для дизайнеров, фотографов, архитекторов и всех причастных. Вопросы задала Ксения и дополнительно мы опросили специалистов этой сферы в социальных сетях.
Примерно с этой формулировки начала беседу Ксения. И практически все дизайнеры с архитекторами, которых мы просили в социальных сетях рассказать, с какими проблемами по авторскому праву они сталкивались в работе, были уверены в том же самом.
В Гражданском кодексе написано, что автор — это человек, который лично своим творческим трудом создал произведение. Произведение — это любой объект, который существует: на бумаге, в виде трехмерного макета или может воспроизводиться на цифровых носителях. То есть, то, что у автора в голове — не произведение, а если человек действительно создал объект — он охраняется авторским правом.
Авторское право в России и в любой другой стране действительно не работает, если им не пользоваться.
Если сам автор ничего не делает для своей защиты или боится, что требуя свои законные права он потеряет клиентов, рынок не изменится.
Но если знать, какие у вас есть права, как их защищать и чего требовать, всё работает. Поэтому давайте разбираться.
У автора есть имущественные и неимущественные права. Имущественные права автор может продать или передать. Неимущественные права неотчуждаемы, это значит, что автор даже если захочет — не сможет от них отказаться.
- право авторства — автор имеет право признаваться автором произведения, говорить, что именно он создал этот объект;
- право на имя — автор на свое усмотрение может подписывать произведение и его экземпляры своим именем, псевдонимом или не подписывать;
- право на обнародование — автор на свое усмотрение может обнародовать свое произведение или запретить его использовать в открытых источниках;
- право на защиту — никто, кроме автора, без его согласия не имеет право изменять или искажать произведение, использовать в своих целях и совершать с ним любые другие действия, на которые автор не давал согласие.
Эти права навсегда остаются с вами, даже если вы продали дизайн, передали заказчику фото или построили готовый объект по дизайн-проекту и этот объект находится дома у заказчика. Вы все равно можете показывать фотографии и говорить, что автор — вы.
- право на воспроизведение — именно автор решает, где, как и при каких условиях можно показывать и воспроизводить произведение;
- право на распространение — автор может любым способом распространять, передавать или дарить свое произведение;
- право на импорт — автор может создавать копии своего произведения и распространять их любым способом;
- право на публичный показ и исполнение — автор может самостоятельно или с помощью публичных каналов коммуникации, например, через СМИ и соцсети, показывать свои произведения;
- право на перевод, сюда же отнесем и другие возможности видоизменения произведений — никто без согласия автора не может вносить изменения в дизайн, даже фильтр на фото накладывать нельзя, если автор не давал согласия.
Изначально все права на произведение принадлежат автору. Имущественные права по договору автор может передать клиенту. Если по договору какие-то права автор не передал заказчику — права остаются у автора. Даже после передачи имущественных прав автор может отозвать свое согласие, правда ему придется возместить все расходы и убытки заказчика.
Строительная компания изменила проект здания и заплатила 1,5 миллиона архитекторам за нарушение авторских правООО ПСК «Азурит» создало для ООО «УК Сити» архитектурный проект строительства Культурно-развлекательного комплекса с устройством парка в Подмосковье. Исключительные права по договору «УК Сити» не получали, поэтому компания должна использовать проект только в том виде, как приняла его у «Азурита».
Вскоре у «УК Сити» появилась необходимость внести изменения в проект и компания обратилась не к ПСК «Азурит», а к своим партнерам. Внесли изменения в проект, построили здание и «Азурит» обратился в суд с требованием взыскать с «УК Сити» 1,5 миллиона рублей за нарушение своих авторских прав.
Суды всех инстанций, вплоть до Верховного суда РФ, встали на сторону истца. «УК Сити» заплатит компенсацию в размере 1 500 000 руб. за то, что в проектное решение ПСК «Азурит» внесли изменения без согласия авторов.
При работе с крупными клиентами ситуации, когда заказчик в договоре не забирает себе исключительные права на произведение, редкость. Как правило, юристы на стороне клиента наоборот требуют слишком много, например, запрещают исполнителю брать работу в портфолио и говорить, что он — автор.
Такие ситуации происходили и с Ксенией.
Она разрабатывает архитектурные решения для знаменитостей, госкомпаний и по договору не имеет права говорить, что автор проекта она или ее команда.
Получается интересно: множество недобросовестных конкурентов берут фотографии ее проектов из интернета или других источников себе в портфолио. И ничего.
А команда Ксении не может взять работу в портфолио по договору, более того, предъявить требования конкурентам тоже не может.
Ксения: У меня есть друг, который не смотря на запрет по договору все равно выкладывает фотографии готовых проектов в Инстаграм. Что будет, если к нему придут заказчики с требованием заплатить штраф по договору?
— У автора есть возможность ссылаться на 4 часть ГК РФ и защищать свое право на имя. Право автора на имя неотчуждаемо, непередаваемо и любое требование запретить автору называться автором ничтожно. Даже по договору.
Отдельные условия могут быть, если автор работает на проекте, который защищен NDA, об этом поговорим позже. Если нет отдельно подписанного соглашения о неразглашении и фактически объект находится в открытом доступе, ничего страшного не будет, если взять дизайн в портфолио.
В рекламных целях использовать нельзя: нельзя показывать проект в роликах на ТВ, на баннерах, в том числе и в интернете. Так автор нарушит право на воспроизведение, которое передал заказчику. Но просто положить проект в портфолио можно, даже если настраиваете таргет в Инстаграм с портфолио или льете трафик на сайт.
Я хочу обозначить рамки, которые сейчас для рынка не совсем очевидны. Для авторского права неважно, где, как и для кого автор создавал произведение. Важен сам объект и автор. А потом он этот объект действительно по договору передает вместе с имущественными правами и утрачивает возможность как-то еще им распоряжаться.
Автор всегда остается автором, а значит, если он не нарушает смежные права других авторов, если он не нарушает режим конфиденциальности, то спокойно может брать в портфолио созданный им дизайн и говорить, что он — автор.
— Но если мы будем брать в портфолио каждую работу без согласия заказчиков, получится, что они к нам не пойдут. Люди не хотят, чтобы желтые СМИ начали обсуждать «Смотрите, какие дорогущие хоромы отгрохал этот депутат или селебрити».
— Здесь важно увидеть разницу между «Смотрите, какой классный проект мы сделали» и «Смотрите, какой загородный дом для летнего отдыха за 125 миллионов долларов мы построили Ивану Иванову». То есть, вы можете говорить, что создали объект, но для кого вы его создали, как человек будет его использовать и какую сумму вам заплатили, разглашать нельзя.
Лучше всего прописывать право брать работу в портфолио прямо в договоре, так уже делают многие дизайнеры и архитекторы. Вы четко обозначаете, что именно выложите в сеть и в каком контексте, тогда клиент будет к этому готов и у него возникнет понимание, как это будет выглядеть, зачем это нужно и почему требовать обратное незаконно.
— А если объект — это чей-то дом, разве я имею право публиковать этот снимок?
— Да, если этот дом создали вы и фото сделали вы. Но опять же, без упоминания, кому дом принадлежит и других деталей сделки.
— А если объект находится дома у клиента, например, если это бассейн, декор или предмет интерьера. То есть, не все, что будет в кадре, создавали мы, и заказчик говорит, что он против публикации его интерьера. Но без интерьера объект не сфотографировать. Как быть в такой ситуации?
— Частные владения снимать нельзя. Но снова мы возвращаемся к контексту «Смотрите, какой бассейн для дома Ивана Ивановича мы построили за миллион долларов» и «Смотрите, какой декор мы сделали» без указания, у кого дома находится объект и сколько стоит.
Плюс, попадает ли интерьер частных владений в кадр.
Если цель автора — показать свое произведение, в кадре будет только оно. Остальную часть комнаты или фасада можно заретушировать фоторедактором. То есть, если автору нужно взять свой проект в портфолио — нужно сделать так, чтобы остальной интерьер на фото не был различим. Тогда проблем не будет.
Сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы объяснить дизайнерам их права и заказчикам бонусы, которые они получают. Ведь их права не нарушают, а наоборот, заказчики получают действительно уникальный дизайн. А автор этого дизайна может защищать его от всех посягательств, то есть, клонирования дизайна не будет.
Их бассейн останется уникальным за счет того, что автор сможет защищать свои права на дизайн и запрещать другим использовать его: в портфолио, перепродавать, копировать и как угодно еще. Если кто-то взял чужой дизайн в портфолио — автор может подать в суд и получить с каждого такого конкурента от 10 тысяч рублей до 5 миллионов.
Если есть договор с заказчиком — требовать с нарушителя можно двойную стоимость работ по договору.
Если авторы будут защищать права на свои продукты, на рынке останутся только добросовестные исполнители. Те, кто действительно производят дизайн. Это обезопасит и заказчиков: во-первых, они будут уверены, что обращаясь в фирму, они видят в портфолио именно их работы, и во-вторых, что дизайн, который сделан для них, никто не копирует.
— Как защитить проект, если мы не подписываем договор с заказчиком, а, например, отправляем работу на конкурс?
— Заботиться о защите своего проекта заранее. Например, депонировать проект в iReg и отправлять работу, изначально обозначив, что все права защищены. Когда у автора есть подтверждение прав на проект, шансы, что клиент решит смухлевать, уменьшаются. И даже если попадется недобросовестный заказчик, в суде легко получится доказать свою правоту и получить компенсацию.
Когда дизайнер или архитектор отправляет работу, заказчик может сказать, что другой человек создал точно такой же проект для них, но за меньшую стоимость. Но если у дизайнера есть подтверждение, что он первый создал проект и отправил его на конкурс, заказчик не сможет доказать, что другая компания прислала проект раньше. А значит он просто украл разработку и суд обяжет заплатить.
— Практически у каждого крупного проекта, особенно по благоустройству города, есть интернет-ресурс: отдельный сайт или страница в соцсетях, где сами заказчики рассказывают о том, как разрабатывается проект.
Дошло до абсурда: я распечатала мастер-план и хотела быстро перелистывая снять для сториз, что очередной наш проект на финишной прямой.
Заказчик запретил мне публиковать видео, хотя я и вся команда указаны в авторах на официальной странице.
Проект уже в открытом доступе, дальше он будет опубликован на еще большем количестве ресурсов, будет участвовать в открытых проектах и в открытых конкурсах, а мы под NDA. Мы не имеем право снять даже сториз без согласия заказчика, иначе огромный штраф.
— Этот диссонанс происходит из незнания. Если бы дизайнер знал, что он может сообщить о работе с крутым клиентом без указания картинок и результатов, он бы мог это сделать. Если бы дизайнер знал, что он может опубликовать картинки без связи с лицом, он бы это тоже сделал. То есть, вы могли решить свою задачу, не нарушить закон и не испортив отношения с заказчиком.
Но здесь важно понимать, что проект уже в открытом доступе. Если бы заказчик делал проект не для общего пользования, условия были бы другими.
О том, как работать в режиме NDA и что делать, если работы кто-то использует без вашего согласия, читайте во второй части этой статьи. Она выйдет на следующей неделе.