Уровни высшего образования — Ответ Юриста
- Система образования в Российской Федерации
- Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:
- Общее образование состоит из четырех уровней:
- Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 — 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.
- Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.
- Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.
- Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.
- Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.
- Профессиональное образование включает 5 уровней:
- Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:
- — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- — программы подготовки специалистов среднего звена.
- Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.
- После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).
Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.
В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:
Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям.
Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры.
Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.
Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра.
Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат.
А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет.
Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования — специалитет равнозначен уровню высшего образования — магистратура.
Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета.
Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы.
Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования.
ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста.
Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом.
Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).
Ученые степени
Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к.
являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности.
Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.
Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.
Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени.
Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию.
После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.
Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.
Бакалавр это высшее образование или нет — чем отличается от специалиста?
Бакалавр — это высшее образование или нет? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны.
Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат.
Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.
Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»
До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.
Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.
Появилась степень бакалавра, были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.
Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр — это высшее образование или нет? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста.
В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.
Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?
В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.
Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом.
По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности.
Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.
Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).
Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.
Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.
Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.
То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.
Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.
В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной.
Однако на данный момент специалитет существует.
Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.
Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.
Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?
На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры).
Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр — это высшее образование или нет?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:
- бакалавриат;
- специалитет и магистратура.
Выпускники их получают, соответственно, степени специалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.
Источники:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Ступени высшего образования: что такое бакалавриат, специалитет и магистратура
Разобраться в ступенях высшего образования в России бывает непросто. Какой диплом необходимо получить для начала? А что делать дальше? Чем отличаются бакалавриат и специалитет? Что сакрального в слове «дипломированный» и может ли специалист быть без диплома? Разбираемся вместе.
Пройдите пробный ЕГЭ и получите разбор ошибок от эксперта.
- В этой статье:
- Ступени высшего образования: что такое бакалавриат, специалитет и магистратура
Для справки:
Основа системы высшего образования в России — Болонский процесс, к которому страна присоединилась в 2003 году, введя ступени высшего образования, аналогичные тем, что уже существовали в Европе. Это стратегия стандартизации европейского высшего образования среди стран Евросоюза и других государств, желающих интегрироваться в эту глобальную систему.
В России есть три уровня высшего образования:
- бакалавриат;
- специалитет, магистратура;
- подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка).
- Бакалавриат
- Сколько учиться: 4 года
- Какой уровень образования нужен для поступления: среднее общее или среднее профессиональное
- Что получите по окончании: диплом бакалавра
Все направления подготовки бакалавриата указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» в Приложении N 1. Перечень направлений подготовки высшего образования – бакалавриата.
Бакалавриат — первая и самая важная ступень высшего образования в России. Выпускник может обучаться в бакалавриате на бюджетной основе, если еще не получил соответствующий диплом ранее.
Бакалавриат дает базовое высшее образование, превращает вчерашнего школьника с аттестатом в бакалаврас дипломом. После окончания четырехгодичной (редко — пятилетней) программы выпускник волен или продолжить получение высшего образования и пойти в магистратуру, или отправиться работать по специальности.
Именно получение диплома о высшем образовании в России дает выпускнику возможность легально работать по специальности в большинстве стран СНГ, а также претендовать на продолжение обучения в магистратуре за рубежом.
Волнуетесь, что в течение 11 класса будет слишком много вопросов о поступлении? Об этом мы тоже позаботились и для самых ответственных создали формат персонального сопровождения.
Специалитет
- Сколько учиться: 5–6 лет
- Какой уровень образования нужен для поступления: среднее общее или среднее профессиональное
- Что получите по окончании: диплом специалиста
Все специальности специалитета указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» в Приложении N 3. Перечень специальностей высшего образования — специалитета.
Бакалавриат — не единственный вариант для выпускника школы или колледжа. Некоторые вузы сохраняют такое формат образования, как специалитет. Как правило, на специалитетах обучают тех, кто заинтересован в карьере в сфере медицины, безопасности личности и государства. На таких программах учатся 5–6 лет.
Главное преимущество специалитета — высокое качество образования, которому доверяют работодатели. Сомнений в «законченности» образования, как в случае с бакалавриатом, у них уже не возникает: итогом обучения становится диплом с присвоенной квалификацией, например «Преподаватель» или «Специалист по защите информации».
Кроме того, специалитет подходит тем, кто изначально заинтересован в научной карьере — после его окончания можно сразу поступать в аспирантуру.
Тем не менее у специалитета есть большие недостатки. Во-первых, этот диплом редко признают за рубежом. В лучшем случае он будет эквивалентен бакалавриату. Во-вторых, получив диплом специалиста, претендовать на бюджетное место в магистратуре уже нельзя.
Не путать с «дипломированными специалистами»!
До 31.12.2010 российские вузы выдавали документы «дипломированным специалистам». Сейчас получить такую квалификацию невозможно.
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра? | консультантплюс — студенту и преподавателю
Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения. Для освоения программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение и получить степень магистра.
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
— бакалавриат;
— специалитет, магистратура.
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие соответствующее образование. Так, для программ бакалавриата или специалитета необходимо иметь среднее общее образование, для программ магистратуры — высшее образование любого уровня (ч. 2, 3 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Специалитет — это привычная для РФ система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет. Однако многие вузы перешли на болонскую (двухуровневую) систему образования, что предполагает подготовку и выпуск бакалавров и магистров.
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Бакалавры могут продолжить обучение и получить степень магистра. При этом необязательно поступать в магистратуру в том же вузе.
Прием на обучение по программам магистратуры осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.
Условно степень бакалавра можно охарактеризовать как базовое высшее образование, а степень магистра — как дальнейшую специализацию (ч. 3, 5, 6 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Также одним из отличий программ бакалавриата и специалитета от программ магистратуры является осуществление при освоении программ бакалавриата и специалитета воспитания обучающихся на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ).
Современная структура российского высшего образования
- Современная структура российского высшего образования
- В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования:
- 1 уровень — бакалавриат. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
2 уровень — подготовка специалиста или магистратура.
Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».
- Переход на двухуровневую систему высшего образования связан с вхождением России в Болонский процесс: в 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования.
- Длительность обучения на разных уровнях (очная форма обучения):
- ¤ Бакалавриат — 4 года.
- ¤ Специалитет — 5 лет
- ¤ Магистратура — 2 года (дополнительно к бакалавриату или специалитету).
- Что такое бакалавриат?
Бакалавриат — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки. Данная квалификация подтверждает, что человек имеет базовое высшее образование и ориентируется в своей профессии.
- Прием студентов на обучение по программам бакалавриата осуществляется на конкурсной основе на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования (по результатам ЕГЭ).
- Обучаясь на бакалавриате, выпускник получает общую фундаментальную общетеоретическую и профильную практическую подготовку, что необходимо для решения профессиональных задач.
- Бакалавр имеет право после прохождения специальных экзаменов поступать на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста.
- Степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
- Степень бакалавра не дает права поступать в адъюнктуру в российском вузе.
- Для этого необходимо продолжить образование и перейти на следующую ступень: специалитет или магистратуру.
- Что такое магистратура?
Магистратура — вторая ступень двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. Сферой их применения будет научно-исследовательская деятельность и самостоятельная аналитическая работа.
Степень магистра присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Правом на участие в конкурсе для поступления в магистратуру пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата или специалитета. Для этого необходимо пройти вступительные испытания.
Выпускники-магистры смогут реализовать себя в науке, занимать должности, требующие аналитических и проектных навыков и умений.
Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в адъюнктуре.
Какие уровни высшего образования установлены в РФ?
Высшее образование в РФ является одним из видов профессионального образования и включает следующие уровни: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. Каждый из уровней представляет собой завершенный цикл образования.
В статье вы найдете информацию об уровнях высшего образования в РФ.
Все ключевые нормы, связанные с образованием, и, в частности, с высшим образованием, установлены законом «Об образовании в Российской Федерации».
В этом же законе зафиксирована общая цель высшего образования, направленная на интеллектуальное, нравственное и профессиональное развитие личности, а также на подготовку кадров высокой квалификации по всем основным направлениям деятельности, имеющим социальную полезность. Эти направления, напрямую связанные с целью, не определены в законе единым перечнем. Да это, наверно, и не нужно, так как состав этих направлений с течением времени меняется, одни направления устаревают, другие возникают впервые.
В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего образования:
- бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
- специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
- магистратура (подтверждается дипломом магистра);
- подготовка кадров высшей квалификации (подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Рассмотрим эти уровни подробнее.
Бакалавриат
Высшее образование по программам бакалавриата граждане получают в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. На обучение по программам бакалавриата принимаются лица, имеющие среднее общее образование.
Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Студент, завершивший обучение на данном уровне и получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры.
Специалитет
Специалитет является привычным уровнем высшего образования в РФ и до относительно недавнего времени это был практически единственный уровень высшего образования.
Обучение по программам специалитета ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному обучающимся направлению.
Однако в настоящее время, когда многие вузы перешли на двухуровневую болонскую систему образования, этот уровень образования оказался как бы между бакалавриатом и магистратурой. Но он остался уровнем полноценного высшего образования.
Требования к приему на обучение по программам специалитета, как правило, аналогичны требованиям при приеме на обучение по программам бакалавриата.
Магистратура
Магистратура является вторым уровнем болонской системы образования и позволяет углубить знания, полученные при обучении как по программам бакалавриата, так и по программам специалитета. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня (бакалавриата или специалитета). Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Подготовка кадров высшей квалификации
Подготовка таких кадров осуществляется по результатам освоения программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Что касается аспирантуры и адъюнктуры, то начиная с 2022/23 учебного года прием и обучение в аспирантуре (адъюнктуре) в соответствии с государственными образовательными стандартами прекращаются. При этом лица, принятые на обучение и осваивающие указанные образовательные программы, могут продолжить обучение по ним до истечения нормативных сроков освоения таких программ.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук установленным критериям и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
К освоению программ для подготовки кадров высшей квалификации допускаются лица с высшим образованием (специалитет или магистратура).
К освоению программ ординатуры допускаются лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием.
К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица с высшим образованием в области искусств. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Порядок приема на обучение специалитет и бакалавриат
В отличие от магистратуры, на обучение по программам бакалавриата и специалитета принимаются граждане со средним образованием.
Вообще, в российской образовательной системе применяется иерархический принцип, в соответствии с которым обучение на более высокой ступени (более высоком уровне) возможно лишь после прохождения всех предшествующих ступеней.
А так как программы бакалавриата и специалитета являются первоначальным уровнем высшего образования, они доступны гражданам со средним общим образованием.
Программы магистратуры доступны лицам, имеющим образование на уровне бакалавриата или специалитета, а программы аспирантуры (адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) — лицам, имеющим образование на уровне магистратуры или специалитета.
Закон об образовании устанавливает общие правила, регулирующие прием на обучение по образовательным программам высшего образования. Здесь действует принцип автономности, который выражается в раздельном приеме на обучение (бакалавриат, специалитет и пр.
), а также в праве образовательной организации самостоятельно устанавливать содержание вступительных испытаний для лиц, желающих обучаться в магистратуре, аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке.
Такие испытания чаще всего регулируются правилами приема, которые утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации и подлежат ежегодному переутверждению и обнародованию (в том числе на сайте образовательной организации).
Так на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры прием на обучение на первый курс осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В рамках контрольных цифр выделяются:
- квота приема на бюджетное обучение по программам бакалавриата, программам специалитета детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных лиц. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета;
- квота приема на целевое обучение.
Прием на обучение проводится:
- на базе среднего общего образования — на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ, которые признаются в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно;
- на базе среднего профессионального или высшего образования — по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются вузом;
- Отдельно отметим, что поступающие на обучение по программам высшего образования вправе предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются вузом.
- При этом учет результатов индивидуальных достижений поступающих осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.
- При приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета вуз может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:
- наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы, наличие золотого знака отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца;
- наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;
- осуществление волонтерской деятельности;
- участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;
- оценка, выставленная вузом по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования;
- наличие у поступающих статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Правила вступительных испытаний
По общему правилу вступительные испытания по программам бакалавриата и специалитета не устанавливаются, поскольку обучающиеся поступают по результатам ЕГЭ (за исключением иностранных граждан – они не сдают ЕГЭ).
Единый государственный экзамен является обязательным этапом, завершающим процесс получения среднего общего образования. Его результаты действительны поступления в вуз в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена.
Еще одно исключение предусматрено для лиц, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование: такие поступающие также перед поступлением не сдают ЕГЭ.
Высшее учебной заведений или его учредитель вправе установить минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, необходимое для поступления на соответствующие программы бакалавриата или специалитета.
На практике в большинстве случаев эту пороговую планку устанавливают сами вузы, но есть исключения, связанные с ведомственной принадлежностью вузов.
Так, например, могут устанавливаться минимальные количества баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в образовательных организациях, находящихся в ведении Минздрава, Минтранса, Минюста, Генеральной прокуратуры и т.п.
Для вузов и их учредителей закон об образовании устанавливает ограничение в отношении минимального значения «проходных баллов», необходимых для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Эти ограничения зафиксированы в Приказе Рособрнадзора от 26 июня 2019 г. N 876 и составляют, в частности:
- по русскому языку — 36 баллов;
- по математике профильного уровня — 27 баллов;
- по физике — 36 баллов;
- по химии — 36 баллов;
- по информатике и информационно-коммуникационным технологиям — 40 баллов;
- по биологии — 36 баллов;
- по истории — 32 балла;
- по обществознанию — 42 балла;
- по литературе — 32 балла и т.д.
Тем не менее, вузам предоставлена определенная автономия в регулировании приема на обучение, выражающаяся в следующем:
- вузы вправе проводить по предметам, по которым не проводится ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса;
- вузы имеют право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. При этом двум университетам — МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ — предоставлено право самостоятельно определять направления подготовки, по которым проводятся дополнительные вступительные испытания;
- дополнительные вступительные испытания могут устанавливаться вузами, обучение в которых предполагает работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Перечень категорий таких граждан является исчерпывающим и не может быть расширен в нормативных правовых актах РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Однако есть одно исключение для поступающих на военные профессиональные образовательные программы и образовательные программы, освоение которых предполагает работу с государственной тайной.
Поскольку образовательная деятельность по таким программам осуществляется ведомственными образовательными организациями, то соответствующая категория поступающих определяется уполномоченными органами государственной власти (ФСБ, Генеральная прокуратура и пр.).
Особые права при приеме на обучение могут быть предоставлены только один раз.
Какие же это права? Это следующие виды прав:
- право на прием без вступительных испытаний;
- право на прием на обучение в пределах установленной квоты;
- право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных вузов на обучение за счет средств федерального бюджета;
- преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
- право быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов ЕГЭ по определенному предмету, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.
Для каждой разновидности специальных прав закон определяет категории лиц, которым может быть предоставлено такое право. Общее правило состоит в том, что данные лица наделяются привилегиями либо в силу исключительных успехов в какой-либо общественно значимой области, либо по причине особой социальной незащищенности.