Учетная политика для целей налогообложения — Ответ Бухгалтера
Каждая организация формирует налоговую учетную политику. Она должна сочетаться с регламентом по бухучету. Правила налогообложения ежегодно меняются, все изменения нужно отражать и в учетной политике.
Для организаций учетная политика для целей налогообложения — это документ, в котором утверждается выбранная организацией совокупность способов регистрации финансово-хозяйственных и фискальных операций.
Она определяет порядок ведения учета и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и(или) расходов, их признания, оценки, распределения и учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Регламент устанавливают на старте работы — не позднее чем через 90 дней после начала работы организации. При необходимости в нее вносят изменения и дополнения.
Рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при формировании налоговой политики. Давая рекомендации, мы будем использовать альтернативные способы учета по каждому из элементов учетной политики и алгоритмы, предлагаемые программой «Конструктор учетной политики», предоставляемой правовой системой «КонсультантПлюс».
Полезно знать: как составить учетную политику организации
Организационные положения
- Для формирования регламента по налоговому учету компания раскрывает данные, позволяющие более точно формировать необходимые сведения как в целом, так и по каждому из налогов, плательщиком которых она является.
- Данные о том, является ли компания вновь созданной или нет, необходимы для установления редакции УП — новой или модификации старой.
По правилам учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее 90 дней с момента учреждения компании и применяется последовательно из года в год.
- Далее компании необходимо указать виды осуществляемой ею хозяйственной деятельности. В зависимости от конкретного вида деятельности организация формирует особенности своей учетной налоговой политики.
На УСН учетная политика для налогового учета тоже обязательна.
- Компания должна указать сведения о том, осуществляет ли она операции с ценными бумагами и несет ли в процессе своей деятельности расходы на НИОКР.
- Для формирования информации о порядке ведения учета по налогу на имущество организация должна указать, имеется ли у нее на балансе имущество, подлежащее налогообложению.
- Для структурной характеристики необходимо указать на наличие (отсутствие) обособленных структурных подразделений, в том числе расположенных на территории одного субъекта Федерации.
- Далее следует блок вопросов, ответы на которые характеризуют порядок организации ведения налогового учета. Компания вправе вести учет данных как с привлечением сторонней организации или специально уполномоченного лица (укажите их наименование в тексте), так и собственными силами.
Если налоговый учет ведется собственными силами, то необходимо указать, кто этим занимается — отдельный работник или специализированная служба. В обоих случаях необходима конкретизация, то есть точное указание на должность работника согласно штатному расписанию либо на наименование подразделения в соответствии со структурой компании.
- Существенным моментом является способ ведения налогового учета (автоматизированный или неавтоматизированный). При выборе автоматизированного метода необходимо дополнительно указать специализированную программу, с помощью которой ведется налоговый учет.
Как утвердить УП
По правилам учетная политика для целей налогообложения должна быть сформирована в виде приказа или распоряжения руководителя. Но единого шаблона или унифицированной формы не существует. Главное правило — перечислите все налоги и принципы их исчисления.
Дополнительно: как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики предприятия
Выглядит учетная политика так (пример для УСН «Доходы»):
01.12.2022
Организация ведет бухучет посредством двойной записи с применением обычного плана счетов. Рабочий план счетов в приложении.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, приведенным в Приложении 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Проценты по любым займам и кредитам учитываются в составе прочих расходов. Финансовые вложения не переоцениваются.
Объекты стоимостью не более 100 000 руб. учитываются в составе МПЗ.
Организация формирует резерв по правилам ст. 266 НК РФ. |
А это — вариант учетной политики для УСН «Доходы минус расходы».
Подробнее: особенности учетной политики при УСН
Изменение в середине налогового периода
Учетная политика для целей налогообложения
Каждая компания должна разработать и утвердить внутреннюю учетную политику, которая будет закреплять методику формирования отчетности. Используются два вида УП – для бухучета и для целей налогообложения.
Учетная политика для налогового учета нужна для того, чтобы налоговая инспекция при проверках смогла проконтролировать систему налоговых отчислений в компании. Также УП является важным документом при решении налоговых споров в арбитражном суде.
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Учетная политика для налогообложения должна быть применена с момента регистрации компании до ее ликвидации. Разработать и утвердить УП лучше всего в течение первого месяца после государственной регистрации, хотя законодательно эти сроки не установлены. Некоторые компании работают с режимом налогообложения, в котором предусмотрено внесение авансовых платежей налога на прибыль.
Именно поэтому рекомендуется создавать документ до завершения первого месяца работы. Передавать учетную политику в налоговые органы не нужно, однако, законодательно определены сроки предоставления УП при инспекционной проверке. Сделать это необходимо в течение пяти дней. Если не передать документ в установленные сроки, компанию и руководителя могут ожидать штрафные санкции.
Изменять УП не нужно, она действует из года в год. Однако предусмотрены случаи, когда внесение корректировок необходимо:
- при изменении внутренних методик учета для более качественного отображения информации;
- при существенном изменении условий деятельности компании, например, открытие нового направления работы;
- при внесении изменений в налоговое законодательство.
Важно понимать, что при изменении УП по инициативе компании, следует внести корректировки и утвердить их приказом до окончания налогового года; они начнут действовать с началом следующего налогового периода. При внесении поправок в УП в связи с изменением налогового законодательства, датой корректировки считается та, которая является датой вступления закона в силу.
Что учесть при составлении учетной политики для налогообложения
Исчисление налога на прибыль. Каждая компания прописывает УП с учетом требований законодательства и особенностей своей бизнес-деятельности. Преимущество при этом состоит в том, что способов учета достаточно много и компания вправе выбирать самые подходящие и выгодные для нее.
В ситуациях, когда по налогу на прибыль необходимо вносить авансовые платежи, есть возможность выбрать подходящий из двух способов его оплаты.
В первом способе сумма платежа высчитывается по завершению каждого отчетного или налогового периода, в соответствии со ставкой, указанной в законодательстве, и суммы прибыли, облагаемой налогом. Второй способ предусматривает размер авансового платежа, который исчисляется из фактической прибыли компании.
Один из методов необходимо выбрать и указать при создании налоговой УП, в противном случае перейти из одного в другой будет возможно только в следующем налоговом периоде после обязательного уведомления ФНС.
Исчисление налога на добавленную стоимость. В части уплаты НДС самой главной задачей при создании налоговой УП будет порядок ведения раздельного учета активов.
Особую сложность представляет расчет пропорции для возмещения сумм входного НДС, который одновременно относится к налогооблагаемым и не облагаемым операциям.
Это соотношение определяется как сумма отгруженных облагаемых и не облагаемых товаров (произведенных услуг) к общей сумме отгруженных за налоговый период. Также со способом расчета можно ознакомиться ст. 170 НК РФ.
Если компания может достаточно четко определить границу между продуктами для облагаемых и необлагаемых НДС операций, раздельный налоговый учет можно вести, применяя данные из бухучета (например, отдельных субсчетов для учета активов разных видов деятельности).
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Определяя пропорции, могут возникнуть сложности также и с налоговым периодом. Например, п. 4 ст. 170 НК РФ не устанавливает конкретный налоговый период, поэтому получается, что в теории компания может брать за основу данные за прошлый период.
Минфин РФ требует учитывать данные текущего налогового периода, однако эта позиция ничем не подкреплена. Если компания будет использовать расчет пропорции по предыдущему периоду и пропишет такой способ в своей УП, претензии со стороны налоговых служб обязательно будут.
Однако также документ может стать главным аргументом при рассмотрении спора в арбитражном суде.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, процесс создания учетной политики для налогового учета достаточно сложный. Необходимо учитывать массу нюансов при составлении УП.
В большинстве случаев для ее разработки лучше всего обратиться к профессионалам. Компания «РосКо» предлагает свои услуги по оперативному формированию УП в соответствии с деятельностью вашей компании.
Наши специалисты смогут подобрать для вас оптимальные методы учета для выгодного и законного налогового обязательства.
Материалы по теме
06.06.2023
Особенности применения облачной кассы
Учетная политика на 2023 год: налоговый учет | «Правовест Аудит»
В статье рассмотрим, что отражать в учетной политике для целей налогообложения, какие нужны изменения в УП в связи с введением Единого налогового платежа, как отразить в УП нововведения по налогу на прибыль.
Формируя Учетную политику для целей налогообложения (далее — УП), налогоплательщик выбирает для применения в своей деятельности один способ из нескольких, допускаемых НК РФ, прописывает особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые он осуществляет.
Большая часть решений при формировании УП касается налогообложения прибыли и ведения налогового учета. В разделе УП по прибыли должны содержаться:
- элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
- самостоятельно разработанные методы учета (если их разработка возложена на организацию);
- обоснование используемого метода со ссылками на законодательство, позволяющее его использовать.
Самостоятельно разработанные способы не должны противоречить общим нормам НК РФ.
В части УП по НДС налогоплательщик самостоятельно разрабатывает порядок ведения раздельного учета для различных ситуаций, например:
- при наличии операций, облагаемых НДС и освобожденных от НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ),
- при получении субсидий или бюджетных инвестиций (абз. 6 п. 21 ст. 170 НК РФ),
- при получении авансов на производство товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, в случае, если налогоплательщиком избран момент определения налоговой базы только по отгрузке (п. 13 ст. 167 НК РФ),
- по операциям в рамках совместной деятельности, концессии, доверительного управления (п. 3 ст.174.1 НК РФ).
Кроме того, разный порядок применения налоговых вычетов по операциям, облагаемым по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ) и операциям, облагаемым НДС по другим ставкам также приводит к необходимости раздельного учета.
К выбору и обоснованию конкретного метода налогового учета нужно подходить взвесив все «за» и «против», просчитав риски и последствия его применения. Избрав конкретный вариант учетной политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой (Определение КС РФ от12.05.2005 N 167-О).
Изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вносятся в случаях:
- изменения законодательства о налогах и сборах;
- изменение применяемых методов учета.
Дополнения в УП вносятся при:
- осуществлении новых видов деятельности;
- создании обособленных подразделений (филиалов, представительств);
- реорганизации;
- смене режима налогообложения.
Рассмотрим, конкретные изменения налогового законодательства, которые могут повлиять на учетную политику на 2023 год.
Актуализируя учетную политику по налогам на 2023 год, надо отметить, что не так много оснований вносить в нее изменения, связанные с новыми правилами налогообложения.
Но есть обстоятельство, которое затрагивает всех налогоплательщиков — переход на ЕНС (Единый налоговый счет) и уплату ЕНП (Единый налоговый платеж). В связи с этим меняются сроки представления отчетности по налогам и уплаты налоговых платежей, возникает обязанность по удержанию НДФЛ при выплате аванса работникам.
Однако все эти изменения регулируются прямыми нормами закона и не требуют обязательного отражения в УП.
Возможно потребуется техническая коррекция регистров в связи с изменением сроков уплаты НДФЛ, а также появлением единого тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (сокращенно — Социальный фонд России (СФР).
При этом с 1 января 2023 налогоплательщик помимо представления налоговой отчетности (деклараций и расчетов) должен представлять налоговому органу уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховым взносам, уплаченным в качестве ЕНП.
Это нужно для того, чтобы налоговый орган корректно разносил поступившие на ЕНС суммы по тем налогам и взносам, которые уплачиваются до представления отчетности (например, расчет по страховым взносам представляется ежеквартально, а взносы уплачиваются ежемесячно) или по тем платежам, по которым обязанность сдавать декларацию не предусмотрена НК РФ.
У организаций есть возможность выбора на 2023 — отправлять уведомления или продолжать оформлять «платежки» (уведомления в виде распоряжений) на уплату конкретного налога с указанием КБК. Данный вариант доступен только тем налогоплательщикам, которые ранее не представляли уведомления в утвержденной форме (п. 12, п. 14 ст.
4 Закона N 263-ФЗ). Таким образом, есть 2 варианта перечисления налогов:
- единой суммой одним платежным поручением с предоставлением уведомлений;
- отдельным платежным поручением по каждому налогу.
Выбор варианта обязательно отразите в учетной политике.
С 1 января 2023 года для налогоплательщиков могут устанавливать повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП) (пп. 5 п. 2 ст. 259.
3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Сделать это будет возможно с момента, как Минэкономразвития утвердит переходные ключи между кодами ОКВЭД, которые содержатся в Реестре РЭП и кодами Общероссийского классификатора основных фондов, которые должны быть утверждены Минэкономразвития (абз. 2 пп.5 п.2 ст. 259.3 НК РФ в ред.
Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Повышающий коэффициент к основной норме амортизации с 1 января 2023 года также допускается устанавливать для НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (Российский реестр ПО).
При этом повышающий коэффициент нельзя применять к НМА в виде программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО, если срок полезного использования по таким НМА определен в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 259.
3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Напомним, что абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить срок полезного использования программ ЭВМ и баз данных, который не может быть менее двух лет.
Так что налогоплательщику нужно сделать выбор:
- или установить сокращенный СПИ (но не менее 2-х лет);
- или применить повышающий коэффициент к основной норме амортизации НМА.
Напомним, что основная норма амортизации рассчитывается из СПИ, обусловленного договорами и иными документами (или исходя из 10 лет, если СПИ не представляется возможным определить исходя из документов).
Комментируя данную норму Минфин отметил, что специальный коэффициент к основной норме амортизации может применяться с 01.01.
2023 только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых программы для ЭВМ и базы данных будут находиться в Российском реестре ПО, при этом его применение не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего объекта нематериального актива. Применение спец.
коэффициента — право налогоплательщика, поэтому решение о его применении, а также конкретный размер коэффициента (в пределе, установленном НК РФ) должны будут отражены в УП, утверждаемой приказом руководителя на соответствующий налоговый период (письмо Минфина РФ от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).
С 1 января 2023 года при формировании первоначальной стоимости основных средств, включенных в Реестр РЭП, относящихся к сфере искусственного интеллекта, а также НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в Российский реестр ПО, относящихся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщики имеют право учитывать фактически понесенные расходы на приобретение таких ОС и НМА с коэффициентом 1,5 (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
Данная возможность позволяет сэкономить на налоге за счет амортизации, увеличенных на коэффициент 1,5 фактически понесенных затрат на амортизируемое имущество.
Но есть условие: повышающий коэффициент, применяемый для первоначальной стоимости ОС и НМА применяется только в том случае, если в Реестрах (Реестре РЭП, Российском реестре ПО) будет указан специальный признак, указывающий что такие ОС, программы ЭВМ, базы данных относятся к сфере искусственного интеллекта и НМА (ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
Комментируя новшество Минфин РФ отметил:
- первоначальная стоимость объектов ОС и НМА должна быть определена на дату ввода соответствующего амортизируемого имущества в эксплуатацию;
- новые положения п. 1 и п. 3 ст. 257 НК РФ распространяются только на те объекты, которые будут введены в эксплуатацию начиная с 01.01.2023;
- применение коэффициентов возможно начиная с того налогового периода, УП на который будет предусматривать соответствующие положения (письмо Минфина РФ от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).
С 1 января 2023 фактически понесенные затраты на приобретение прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в Российский реестр ПО, относящиеся к сфере искусственного интеллекта могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с применением коэффициента 1,5 (пп.26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). В новой редакции пп.26 п.1 ст. 264 НК РФ нет упоминания о необходимости «специального признака» в реестре, указывающего на отнесение программы ЭВМ или базы данных к сфере искусственного интеллекта, но полагаем, что и в этой ситуации следует учитывать нормы п. 4 ст. 257 НК РФ, т.е. определить принадлежность ПО к области искусственного интеллекта, изучив Российский реестр ПО. Соответственно, те, кто имеет право на повышающий коэффициент закрепляют его в своей УП.
Напомним, инвестиционный налоговый вычет уменьшает не налоговую базу, а сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль) и применяется налогоплательщиками, уплачивающими налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Список затрат, по которым возможен инвестиционный налоговый вычет, а также и условия предоставления различных видов этих вычетов приведен в п. 2 ст.286 НК РФ.
С 1 января 2023 года к перечню расходов, по которым может быть заявлен инвестиционный налоговый вычет, добавлены новые виды затрат (не более 100%):
- на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО (при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости НМА);
- на объекты основных средств, включенных в Реестр РЭП, при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств.
- на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств (пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ);
- расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 430-ФЗ).
Если субъектом РФ принят закон, устанавливающий право налогоплательщика на применение на территории этого субъекта РФ инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций, налогоплательщик вправе после вступления в силу этого закона внести изменения в УП, отразив, применение такого вычета.
В рамках актуализации учётной политики рекомендуем проанализировать свои возможности по применению налоговых льгот. Налоговые юристы и аудиторы компании ПА готовы проконсультировать вас по использованию возможностей льготного налогообложения и помочь с актуализацией УП.
Учетная политика для целей налогообложения — инструкция по заполнению, скачать образец. Действует с 01.06.2021
В титульном листе указываются следующие сведения:
- наименование организации, которая представляет учетную политику для целей налогообложения, а также ее ИНН и КПП;
- код налогового органа, в который подается документ;
- год начала действия учетной политики;
- дата и номер приказа, утверждающего учетную политику.
Организация представляет учетную политику, действующую в календарном году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга.
https://www.youtube.com/watch?v=evfClqLxbxI\u0026pp=ygVz0KPRh9C10YLQvdCw0Y8g0L_QvtC70LjRgtC40LrQsCDQtNC70Y_CoNGG0LXQu9C10Lkg0L3QsNC70L7Qs9C-0L7QsdC70L7QttC10L3QuNGPIC0g0J7RgtCy0LXRgiDQkdGD0YXQs9Cw0LvRgtC10YDQsA%3D%3D
Также на титульном листе указывается подписант:
- «Руководитель» — если отчет подается налогоплательщиком,
- «Уполномоченный представитель» — если документ представляется законным или уполномоченным представителем налогоплательщика. При этом указывается наименование представителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия.
Общие положения
Данный раздел учетной политики является общим, в котором отражаются организационно-технические вопросы.
В этом разделе указываются виды деятельности организации, и дается их краткая характеристика, отмечается признак наличия обособленных подразделений, а также отражаются порядок и способы ведения налогового учета.
НДС
Этот раздел заполняют организации — плательщики НДС. В нем отражаются порядок и особенности формирования налоговой базы по НДС.
Прибыль
Данный раздел предназначен для плательщиков налога на прибыль. В нем отражаются способы и методы признания доходов и расходов, особенности формирования налоговой базы по прибыли, порядок уплаты налога на прибыль, налоговые регистры.
Налог на имущество организаций
Организации, уплачивающие налог на имущество, отражают в разделе порядок ведения аналитического учета налогооблагаемого имущества.
Налог на добычу полезных ископаемых
Плательщики НДПИ указывают в этом разделе порядок определения количества и оценки стоимости добытых полезных ископаемых.
Акцизы
Организации, являющиеся плательщиками акцизов, отражают особенности порядка определения количества нефтепродуктов, произведенных из нефтяного сырья и реализованных в налоговом периоде, а также суммы налогового вычета.
Налог на прибыль по КГН
Этот раздел предназначен для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В нем указываются особенности формирования налоговой базы и учета убытков по каждому участнику КГН.
Иное
В данном разделе организация отражает положения учетной политики, подлежащие раскрытию, но не указанные в предыдущих разделах.
Приложенные файлы
Данный раздел предназначен для загрузки учетной политики.
Как составить учетную политику для целей налогообложения — НалогОбзор.Инфо
Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения.
Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).
Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.
Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).
Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.
Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.
О том, нужно ли разрабатывать учетную политику для целей налогообложения предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, см. Как предпринимателю на ОСНО вести учет хозяйственных операций.
Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.
Ситуация: могут ли обособленные подразделения формировать свою учетную политику для целей налогообложения?
Нет, не могут.
https://www.youtube.com/watch?v=evfClqLxbxI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Обособленные подразделения не признаются отдельными юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Они входят в состав организации, открывшей их. Поэтому обособленные подразделения не вправе формировать отдельную учетную политику для целей налогообложения. На их деятельность распространяются общие положения учетной политики организации.
Что указать про налог на прибыль
Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль (ст. 313 НК РФ). Этот раздел должен содержать:
- элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
- самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на организацию;
- обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющее его использовать).
В частности, нужно определить:
- порядок признания доходов и расходов;
- состав и порядок создания резервов;
- способ начисления амортизации по основным средствам;
- условия применения амортизационной премии;
- способ оценки покупных товаров при их реализации;
- способ оценки материалов при отпуске в производство;
- перечень прямых расходов;
- порядок перечисления авансового платежа;
- порядок формирования регистров налогового учета.
Перечень вариантов налогового учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, приведен в таблице.
Какие правила, связанные с НДС, отразить
В разделе учетной политики про НДС нужно, в частности, определить:
- порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;
- порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставок на экспорт;
- особенности нумерации счетов-фактур (если, например, организация реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения).
Ситуация: можно ли не закреплять в учетной политике для целей налогообложения методику ведения раздельного учета по НДС? Организация ведет деятельность, облагаемую и не облагаемую НДС.
Нет, нельзя.
По мнению контролирующих ведомств, в учетной политике для целей налогообложения обязательно нужно закрепить методику раздельного учета по НДС (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 11 марта 2010 г. № 16-15/25433 и от 27 марта 2007 г. № 19-11/028237).
Дело в том, что организация должна обеспечить проверяющим возможность проконтролировать обоснованность применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 23 НК РФ). А учетная политика – это как раз документ, в котором фиксируют выбранный метод распределения входного НДС (абз. 22 п. 2 ст. 11 НК РФ).
На основании этого документа налоговая инспекция будет проверять правильность расчетов, связанных с распределением налога между операциями, облагаемыми НДС и освобожденными от налогообложения.
При этом в учетной политике можно прописать любую экономически обоснованную методику раздельного учета, которая позволяет достоверно определить все необходимые показатели.
Причина в том, что законодательно порядок ведения раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, не установлен. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, определение ВАС РФ от 21 января 2011 г.
№ ВАС-18432/10, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2012 г. по делу № А56-27831/2011).
Совет: если вы готовы спорить с проверяющими, то методику раздельного учета по НДС в учетной политике можете не отражать. При этом вам помогут следующие аргументы.
В Налоговом кодексе нет четкого правила, как надо вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). Поэтому, если в организации нет утвержденной методики, это еще не значит, что она нарушила требования. Потому и нет оснований для отказа в вычете НДС. То, что организация ведет раздельный учет, можно подтвердить любым способом.
Например, сформировав учетные регистры отдельно по разным видам операций на основании первичных документов. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 6 марта 2012 г. по делу № А40-140274/10-4-840, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2012 г. № А74-585/2011, Северо-Кавказского округа от 17 августа 2011 г.
№ А53-19990/2010, Уральского округа от 7 декабря 2010 г. № Ф09-9755/10-С2).
Как внести изменения
Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:
- вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
- меняется законодательство о налогах и сборах.
Для этого нужно:
- подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
- определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
- проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
- утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.
Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=uHYsU7fFUVs\u0026pp=ygVz0KPRh9C10YLQvdCw0Y8g0L_QvtC70LjRgtC40LrQsCDQtNC70Y_CoNGG0LXQu9C10Lkg0L3QsNC70L7Qs9C-0L7QsdC70L7QttC10L3QuNGPIC0g0J7RgtCy0LXRgiDQkdGD0YXQs9Cw0LvRgtC10YDQsA%3D%3D
В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:
- при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
- при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.
Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=uHYsU7fFUVs\u0026pp=ygVz0KPRh9C10YLQvdCw0Y8g0L_QvtC70LjRgtC40LrQsCDQtNC70Y_CoNGG0LXQu9C10Lkg0L3QsNC70L7Qs9C-0L7QsdC70L7QttC10L3QuNGPIC0g0J7RgtCy0LXRgiDQkdGD0YXQs9Cw0LvRgtC10YDQsA%3D%3D
В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства.
Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно.
Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).
Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.
Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя.
Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов.
Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке.
То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).
Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст.
269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г.
№ 03-03-06/2/191).
Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:
- оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);
- формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).
Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой коммерческой организацией метода налогового учета стоимости товаров
ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей. Дата ее регистрации – 5 марта 2015 года. В учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что стоимость товаров определяют без учета расходов, связанных с их приобретением. Расходы по хранению товаров на складе учитывают в составе косвенных.
При подготовке учетной политики на 2016 год руководство организации решило изменить метод формирования покупной стоимости товаров – увеличить ее на стоимость складских затрат (оплаченных сторонней организации).
Однако статья 320 Налогового кодекса РФ накладывает ограничения на время применения этого метода учета. Организация обязана формировать покупную стоимость товаров по установленному способу не менее двух последовательных налоговых периодов.
Учитывая, что «Гермес» создан 5 марта 2015 года, первым налоговым периодом применения установленного ранее способа оценки будет 2015 год (п. 2 ст. 55 НК РФ), а вторым – 2016 год.
Соответственно, организация вправе изменить учетную политику только с 1 января 2017 года.
Как дополнить учетную политику
Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ).
Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г.
№ 03-03-06/1/240, от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).
Ситуация: можно ли внести изменения (дополнения) в учетную политику для целей налогового учета при реорганизации в форме присоединения? После этого организация стала вести новую деятельность, которой раньше занимались присоединенные организации.
Да, можно.
Изменения в учетную политику вносят в двух случаях:
- если организация меняет выбранный метод учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
- если вносят поправки в законодательство о налогах и сборах – не ранее даты, когда изменения вступают в силу.
Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности (ст. 313 НК РФ).
При реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а реорганизованная организация приобретает права и обязанности присоединенной (п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 58 ГК РФ).
Реорганизованная организация может начать заниматься деятельностью присоединенных организаций, которую она раньше не вела.
В этом случае организация обязана определить и зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета принципы и порядок отражения этих видов деятельности.
Как только завершится реорганизация, надо внести в учетную политику изменения, связанные с налогообложением новых операций.
Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность или получит лицензию на ведение нового вида деятельности (письма Минфина России от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136, от 24 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/889).
Куда сдавать
Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию приказы об утверждении учетной политики для целей налогообложения?
Нет, не нужно.
В Налоговом кодексе такая обязанность не прописана. Однако без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317, УФНС России по г.
Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754). Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса вы обязаны представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. 12 ст. 89, п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.
1 НК РФ).
Если проигнорировать требование инспекторов, то организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Также по заявлению налоговой инспекции суд может применить к ответственным сотрудникам организации (например, к ее руководителю) меры административной ответственности.
Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке:
- налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
- вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).
О порядке разработки учетной политики при применении упрощенки см. Как составить учетную политику для целей налогообложения при УСН.