Прочее

Ремонт средств реабилитации — Ответ Юриста

— Существует ли гарантийный ремонт средств реабилитации? Куда обращаться после истечения гарантийного срока?

— Согласно государственному контракту на поставку изделий каждый поставщик несет ответственность за выполнение гарантийных обязательств в указанные сроки.

А уже после истечения гарантийного срока, при наличии заключения медико-технической экспертизы (МТЭ), для ремонта изделия инвалид имеет право обратиться в любую ремонтную мастерскую для оказания услуг по ремонту изделия.

После самостоятельно проведенного ремонта необходимо обратиться в Петербургское отделение ФСС с заявлением и платежными документами для компенсации понесенных затрат.

— Бесплатен ли для гражданина ремонт технического средства реабилитации? В какую мастерскую нужно обращаться?

— Ремонт средств реабилитации предоставляется бесплатно, в случае если по заявлению гражданина на медико-техническую экспертизу (МТЭ) выдано заключение на ремонт изделия.

После получения заключения МТЭ на руки, нужно обратиться в любую мастерскую по ремонту изделий и произвести ремонт за счет собственных средств с последующим обращением в Петербургское отделение ФСС за компенсацией расходов.

При наличии действующего государственного контракта на оказание услуг по ремонту изделий, ремонт осуществляет поставщик услуг.

Обращаем внимание: в мастерской после проведения ремонта изделий вам должны выдать: платежные документы — кассовый и товарный чек. Эти документы необходимы гражданину для обращения в региональное отделение с заявлением на возмещение расходов.

Подать заявление на обеспечение средствами реабилитации, на досрочную замену и ремонт средств реабилитации, на компенсацию расходов за ремонт средств реабилитации можно: в любом районном многофункциональном центре (МФЦ) или направить заказным письмом по адресу: 190000, Санкт-Петербург, BOX 1205.

Можно подать заявление, не выходя из дома – с помощью Единого портала государственных услуг – www.gosuslugi.ru. Вы также можете обратиться непосредственно в Центр обслуживания Петербургского регионального отделения ФСС. Он расположен по адресу Инструментальная улица, дом 3Б (вход с Аптекарской набережной, дом 12).

Часы работы центра обслуживания: будние дни, с 09:00 до 18:00, выходные дни – с 10 до 16 часов.

По всем вопросам обращайтесь на «горячую линию» Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС по телефону — 677-87-17 – работает с 09:00 до 21:00, без выходных. При необходимости — запишитесь на личный прием или подайте обращение, заполнив форму обратной связи в «Электронной приемной» на сайте регионального отделения — http://www.rofss.spb.ru/.

Письменные обращения могут быть направлены почтой по адресу:: 190000 Санкт-Петербург, BOX 1205, либо переданы лично в Центре обслуживания регионального отделения ФСС, расположенном на улице Инструментальной, дом 3Б (вход с Аптекарской набережной, дом 12). Часы работы Центра обслуживания: будние дни – с 09:00 до 18:00, выходные дни – с 10:00 до 16:00.

Как заменить или отремонтировать средства реабилитации?

Федеральное бюро МСЭ дало разъяснения по вопросам внесения в ИПРА сведений о рекомендованных людям с инвалидностью средств реабилитации. Эти разъяснения касаются технических характеристик рекомендуемых инвалидных колясок, определении необходимого человеку с инвалидностью количества средств реабилитации, а также сроках их замены или ремонта.

1

В письме ФБМСЭ Минтруда России от 28 августа 2020 г. № 29217.ФБ.77/2020 отмечается, что в ИПРА указываются такие характеристики рекомендуемых инвалидных колясок:

  • — виды спинки (с регулируемым углом наклона, откидная, жесткая);
  • — виды сиденья (с регулируемым углом наклона, жесткое);
  • — виды подлокотников (нерегулируемые, регулируемые по высоте);
  • — виды подножки (регулирующаяся по высоте, с регулируемой опорой стопы);наличие приспособлений (подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень);
  • — размеры коляски (ширина сиденья, глубина сиденья, высота сиденья, высота подножки, высота подлокотника);
  • — электрический способ регулировки угла наклона спинки, сиденья, подножки (для колясок с электроприводом);
  • — альтернативный вид управления (головой, подбородком, пальцем руки, культей руки, ногой, иной вид управления).
  • Другие характеристики инвалидных колясок, которые не указаны в ИПРА, вносить нельзя.
  • 2

Разъяснения по поводу определения количества средств реабилитации, необходимых человеку с инвалидностью, даны в письме ФБМСЭ Минтруда России от 28 августа 2020 г. № 29225.ФБ.77/2020.

Количество средств реабилитации указывается в перерасчете на сутки. Однако это касается только тех ТСР, срок пользования которыми определен в часах, а также тех, которые указаны в п. 21 Перечня N 888н. В отношении всех других средств реабилитации, указанных в Перечне N 888н, вне зависимости от сроков их использования количество определяется в формулировках

  1. «1 штука» (при одностороннем поражении;
  2. «2 штуки» (при двустороннем поражении);
  3. «1 пара».

Такой принцип определения необходимого человеку с инвалидностью количества средств реабилитации обоснован тем, что специалисты учреждений медико-социальной экспертизы при разработке ИПРА не обладают сведениями о дате обеспечения конкретного человека необходимыми ему TCP. По этой причине специалисты бюро МСЭ не могут указать их количество на весь период действия ИПРА. Они лишь могут определить разовое (одномоментное) количество TCP, необходимое человеку с инвалидностью.

3

Разъяснения о сроках замены или ремонта ТСР даны в письме Минтруда России от 28 августа 2020 г. № 29226.ФБ.77/2020.

  • Срок пользования средств реабилитации вносится в ИПРА только в том случае, если он не превышает одних суток. К таким средствам реабилитации относятся:
  • — абсорбирующее белье;
  • — подгузники;
  • — средства, используемые при нарушении мочевыделительной функции;
  • — средства, используемые функции пищеварительной системы.
  • Срок пользования других средств реабилитации в ИПРА не вносится.

Замена ТСР, сроки использования которых в ИПРА не указываются, происходит после истечения срока их эксплуатации. Замена ТСР также может быть произведена до истечения срока эксплуатации, если его ремонт в силу каких-либо причин невозможен.

4

Для замены средства реабилитации как при истечении срока его эксплуатации, так и при невозможности ремонта до его истечения необходимо заявление человека инвалидностью. Запись в ИПРА для этого не нужна. В силу этих причин нуждаемость в ремонте или досрочной замене того или иного ТСР в ИПРА не прописывается.

5

Да, есть. Минтруд упростил процедуру замены технических средств реабилитации для людей с инвалидностью. Приказм Минтруда № 227н внесены изменения в перечень технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий, в отношении которых уполномоченным органом проводится медико-техническая экспертиза при истечении срока их эксплуатации.

Ранее для получения новых средств реабилитации, к примеру, инвалидных колясок и ортезов, необходимо было сдавать старые ТСР на медико-техническую экспертизу. При этом в подавляющем большинстве случаев эти изделия после истечения срока эксплуатации уже не подлежали ремонту.

Согласно новому приказу Минтруда, теперь для получения новых колясок с электроприводом и аппаратов на нижние конечности и туловище (ортезов) нет необходимости предоставлять их на медико-техническую экспертизу после истечения срока эксплуатации. Новые изделия будут выдаваться по истечению срока использования старых без дополнительных проверок.

https://dislife.ru/materials/4443

Вопросы и ответы

  • Вы можете самостоятельно приобретать технические средства реабилитации (ТСР) и оплачивать необходимые услуги, рекомендованные в вашей индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, и получать за это компенсацию. Средства возместят, если вы: — приобрели ТСР (медицинское или немедицинское); — оплатили услуги сурдоперевода, тифлосурдоперевода; — содержите собаку-проводника (в таком случае компенсация ежегодная). Размер компенсации определяется по результатам последнего размещения заказа на поставку аналогичного ТСР на портале госзакупок на момент подачи заявления на компенсацию. Узнать ориентировочный размер компенсации можно на сайте Департамента труда и социальной защиты населения. В случае ремонта или замены технического средства реабилитации до истечения установленного срока пользования, компенсация выплачивается на основании заключения медико-технической экспертизы ГБУ города Москвы «Ресурсный центр для инвалидов». Была ли эта информация полезной?
  • Для оформления компенсации за самостоятельное приобретение или ремонт технического средства реабилитации медицинского назначения инвалиду (уполномоченному представителю) понадобятся: — документ, удостоверяющий личность (для взрослого и ребенка старше 14 лет); -свидетельство о рождении (для ребенка); -документы, подтверждающие место жительства инвалида; — индивидуальная программа реабилитации или абилитации*; -документы, подтверждающие расходы на самостоятельное приобретение (ремонт) технического средства реабилитации; -документы, подтверждающие расходы по оказанию услуги (кассовый чек и товарный чек или кассовый чек и товарная накладная или приходный ордер и товарная накладная или иной документ, подтверждающий расходы); -заявление на предоставление компенсации; — заключение медико-технической экспертизы; — сведения, подтверждающие регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС). Документ запрашивается в ходе межведомственного взаимодействия ; -для ТСР медицинского назначения — справка, выдаваемая инвалидам уполномоченными лечебно-профилактическими учреждениями при приобретении (ремонте) инвалидом технического средства реабилитации медицинского назначения за счет собственных средств*. Если документы подаете не Вы сами, а Ваш представитель, к ним прилагаются доверенность (письменная, нотариального заверения не требуется) и документ, удостоверяющий личность представителя. Документы нужно будет подать в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания). Если Вы обращаетесь за компенсацией расходов на услуги сурдоперевода, тифлосурдоперевода или содержание собаки-проводника, подать документы можно в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства и в центр госуслуг «Мои документы». * Документ запрашивается в ходе межведомственного взаимодействия Была ли эта информация полезной?
  • Решение о выплате компенсации принимается в течение 30 дней после того, как вы или ваш представитель предоставите необходимые документы. Выплата производится в течение месяца после того, как принято соответствующее решение. Деньги могут перечислить на банковский счет или перевести по почте в зависимости от того, какой способ выберете вы сами. Была ли эта информация полезной?
  • Внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации и вписать туда необходимое техническое средство можно в том случае, если у вас есть показания и нет противопоказаний для его использования. Лечащий врач должен зафиксировать отсутствие противопоказаний и выдать направление в бюро медико-социальной экспертизы (форма № 088/у) (направляется в бюро медико-социальной экспертизы в электронном виде). Была ли эта информация полезной?
  • Найти услугу «Федеральная компенсация за приобретенные технические средства реабилитации» можно на mos.ru по ссылке. Была ли эта информация полезной?
  • Технические средства реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедические изделия (ПОИ) предназначены для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности. Существует два вида технических средств реабилитации: общие и медицинские. К общим техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям относятся: — трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; — кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные; — протезы и ортезы; — ортопедическая обувь; — противопролежневые матрацы и подушки; — приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; — специальная одежда; — специальные устройства для чтения «говорящих» книг, для оптической коррекции слабовидения; — собаки-проводники с комплектом снаряжения; — медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; — сигнализаторы звука световые и вибрационные; — телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; — телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом; — абсорбирующее белье, памперсы; — кресла-стулья с санитарным оснащением; — брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа. К техническим средствам реабилитации медицинского назначения относятся: — слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; — протезы глазные, ушные, носовые, комбинированные лицевые, неба, половых органов; — голосообразующие аппараты; — специальные средства при нарушении функций выделения (моче- и калоприемники). Общие технические средства реабилитации, в свою очередь, делятся на высокотехнологичные и простые. К высокотехнологичным относятся дорогостоящие средства, а также требующие индивидуального подбора и (или) специального обучения пользованию. Простые средства реабилитации не требуют специального обучения пользованию, среди них абсорбирующее белье, трости, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски (кроме детских и с электроприводом), приспособления для одевания, раздевания, захвата предметов, медицинские тонометры и термометры с речевым выходом. Для получения ТСР (или услуги) необходимо иметь индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА), в которую вносится нужное средство (или услуга). ИПРА разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ). В территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) есть возможность получить техническое средство реабилитации во временное пользование. Для этого необходимо обратиться в ближайший ТЦСО, имеющий пункт проката. На некоторые ТСР можно получить компенсацию (выплату), и потом купить их самостоятельно. Необходимые ТСР также можно купить самостоятельно, а потом получить компенсацию за их приобретение. Кроме того, с 2021 года для приобретения любого (независимо от вида) технического средства реабилитации можно оформить электронный сертификат. Он записывается на карту «Мир». Была ли эта информация полезной?
  • Существует два вида технических средств реабилитации: общие и медицинские. К общим техническим средствам реабилитации относятся: — трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; — кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные; — протезы и ортезы; — ортопедическая обувь; — противопролежневые матрацы и подушки; — приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; — специальная одежда; — специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; — собаки-проводники с комплектом снаряжения; — медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; — сигнализаторы звука световые и вибрационные; — телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; — телефонные устройства с текстовым выходом; — абсорбирующее белье, памперсы; — кресла-стулья с санитарным оснащением; — брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа. К медицинским техническим средствам реабилитации относятся: — слуховые аппараты, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами; — протезы глазные, ушные, носовые, комбинированные лицевые, неба, половых органов; — голосообразующие аппараты; — специальные средства при нарушении функций выделения (моче- и калоприемники, в том числе катетеры, уропрезервативы). Была ли эта информация полезной?
Читайте также:  Учет «иностранного» НДС - Ответ Бухгалтера

Для того чтобы быстро найти ответ на интересующий вас вопрос, воспользуйтесь интерактивным поиском. Если вы не нашли ответ на свой вопрос, воспользуйтесь формой обратной связи

Верховный суд помог инвалиду получить "средства реабилитации" — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Из-за закрепления сходных понятий в двух разных законах возник вопрос: как соотносятся медицинские изделия и технические средства реабилитации? Две инстанции посчитали технические средства реабилитации разновидностью медицинских изделий, но Верховный суд с таким подходом не согласился. Это позволило инвалиду бесплатно получить необходимое оборудование.

Геннадий Акопян* отказался от набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента. Когда Акопяну установили III группу инвалидности по общему заболеванию, он обратился в Городскую поликлинику № 36 и Департамент здравоохранения г. Москвы за бесплатными техническими средствами реабилитации, но ничего не получил – ему напомнили об отказе от соцуслуг. Пациент настаивал: он действительно отказался от набора социальных услуг, но не отказывался от обеспечения техническими средствами реабилитации. 

ИСТЕЦ: Геннадий Акопян* 

ОТВЕТЧИК: Департамент здравоохранения г. Москвы, ГБУЗ г. Москвы «Городская поликлиника № 36 Департамента здравоохранения г. Москвы»

СУТЬ СПОРА: О признании отказа в выдаче технических средств реабилитации неправомерным, обязании выдать указанные средства, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Принятые ранее акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции 

Акопян подал иск, в котором просил признать отказ незаконным, выдать технические средства реабилитации, взыскать материальный ущерб и моральный вред. Люблинский районный суд г. Москвы заявителю отказал, Московский городской суд с ним согласился.

Они решили: аппараты, приборы, оборудование и прочие изделия, предназначенные для медицинской реабилитации заболеваний, относятся к медицинским изделиям, входящим в набор социальных услуг, от которых Акопян отказался в пользу денежной компенсации (ч. 1 ст.

38 закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»). 

Пациент подал жалобу в Верховный суд, а спустя некоторое время обратился с письменным заявлением о ее возврате без рассмотрения по существу в связи с урегулированием спора. ВС пришел к выводу, что факт урегулирования спора между сторонами не подтвердился, и не принял отказ (ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК). 

При рассмотрении жалобы ВС обратил внимание: предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе медицинских изделий, регулируется законом «О государственной социальной помощи», а предоставление технических средств реабилитации – законом «О социальной защите инвалидов».

По мнению ВС, отказ Акопяна от набора социальных услуг по закону «О государственной социальной помощи» не лишает его права получить технические средства реабилитации по закону «О социальной защите инвалидов» (Дело № 5-КГ 18-290).

Поэтому ВС отменил принятые ранее акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (прим. ред. — пока еще дело не рассмотрено).

Путаница в законах

Советник юркомпании Федеральный рейтинг.
по GR Дмитрий Лесняк объяснил: нижестоящие суды применили нормы одного закона к отношениям, которые должны регулироваться нормами другого закона, что и послужило основанием для отмены вынесенных решений.

Управляющий партнер ЮК Региональный рейтинг.

группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании
Владислав Варшавский добавил, что эти законы направлены на защиту интересов разных категорий граждан, и предоставляемые ими возможности разные. «Это не первое дело о применении указанных законов, которое доходит до ВС», – рассказал Варшавский.

«Определение ВС не снимает вопроса об упорядочении нормативных актов в сфере здравоохранения и социальной защиты. Тем не менее, подход ВС можно только приветствовать. Хочется надеяться, что он станет ориентиром для учреждений здравоохранения и сократит число обращений в суд»

Лилия Дмитриева, к. ю. н., адвокат, старший партнер АБ Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право 20место По выручке 20место По количеству юристов

Читайте также:  Налог самозанятого на Wildberries - Ответ Бухгалтера

Старший партнер МКА Федеральный рейтинг.

группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Недвижимость, земля, строительство 15место По выручке на юриста 27место По количеству юристов 31место По выручке
Александр Аронов отметил: ответчик ссылался на нормы права, которые являлись общими, но не учел специальных требований законодательства о социальной помощи инвалидам. «Определение ВС не уникальное, но, безусловно, значимое, учитывая общее состояние защиты прав инвалидов в России», – считает Аронов. «ВС разобрался в понятиях «медицинские изделия» и «технические средства реабилитации» не столько благодаря анализу федеральных законов, сколько путем сравнения утвержденных правительством перечней технических средств реабилитации и медицинских изделий», – уверена Дмитриева. По ее мнению, ВС фактически доделывает работу законодателя, устанавливая, что нормы закона «О социальной защите инвалидов» – специальные по отношению к общим правилам закона «Об основах здоровья граждан», а закон «О государственной социальной помощи» не распространяется на отношения по предоставлению технических средств реабилитации.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Право.ru Connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 20:43ВККС отбирала судей в Запорожскую и Херсонскую области Land Law Firm ищет юриста по земельному праву и стажера Best Law Firm Marketing — старт приема заявок 20:32Кассация одобрила субсидиарку для руководства банка «РМБ» 20:16ВККС выбрала судей в ДНР 20:09Высшая квалифколлегия одобрила судей в ЛНР 19:42ЕС определил, когда нарушение санкций станет преступлением 18:26АСВ просит привлечь к субсидиарке руководство «Интерпромбанка» 18:11ВС допустил взыскание компенсации морального вреда в банкротстве 17:39Росфинмониторинг объяснил, как риелторам продавать свою недвижимость 16:58ВС решил спор о взыскании убытков по банковской гарантии 16:26АСГМ отказался признать несуществующий акт иностранного суда 15:44Частные инвесторы подали групповой иск в защиту владельцев еврооблигаций 15:10 Мосгорсуд смягчил приговор инвестору Майклу Калви
14:34В Налоговый кодекс предложили внести новый вычет 13:40ЦБ сохранил ключевую ставку 7,5% 13:29ВС отказался пересмотреть штраф в 906 млн руб. для Apple 12:56Для бизнеса готовят налоговые льготы в рамках деофшоризации экономики 12:12ФССП сообщила о первом исполнительном производстве, начатом машиной 11:52ЦБ предлагает ограничить использование льготных ставок 11:00К Налоговому кодексу предложили поправку о снижении нагрузки на «северный» бизнес 10:33ВС решит спор о взыскании неустойки по льготному кредиту 9:45Правительство поддержало электронные документы по уголовным делам 9:05Утренний обзор за 9 июня 8:49ВС разобрался в законности торгов по продаже требования банкрота 19:07ВС решил спор о приватизации земли в деревне 18:21В УК предложили ввести статью об отправке в бой неподготовленных солдат 18:03ВС посчитал сроки давности по страховым спорам 17:18Суд взыскал 548,6 млн руб. по иску «Альфа-Банка» к владельцу «Связного» 16:389-й ААС подтвердил взыскание с Магомедова и офшоров по иску Fesco 15:47ВС поставил точку в споре о понижении очередности требования бенефициара 15:17ЦБ рассказал об увеличившейся втрое прибыли страхового бизнеса 14:51Россия подписала СИДН с Оманом 14:10КС высказался по вопросу снятия кандидатов с выборов из-за опечаток 13:54ФАС выявила ценовой сговор на рынке железнодорожных колес 13:14ВС решит спор, который российские суды отказались рассматривать
11:27«Яндекс» сообщил об отмене решения о делистинге его акций с NASDAQ 10:44Банки включат возможность оспаривать платежи по СБП 10:02ВС решит спор о компенсации за похожий товарный знак 9:05К перевозкам в РФ предложили допускать только с отечественным удостоверением 9:00Утренний обзор за 8 июня 20:559-й ААС взыскал убытки с руководителей «МФБанка» 20:11Юристы обсудили, возможны ли «нейроавторы» 19:54К антикоррупционным экспертизам предложили привлечь нейросети 18:49«Роза Хутор» оспаривает бренд конкурента «Красная поляна» 18:05ВС решил спор об оплате света на чердаке и в подвале 16:58Совфед одобрил закон о конфискации за киберпреступления 16:56КС уточнил круг участников спора о незаконных действиях управляющего 16:31Совфед одобрил закон об ограничении ареста предпринимателей 15:49Совфед одобрил закон об изъятии загранпаспортов 15:19Исключить компанию из ЕГРЮЛ станет проще 14:33ВККС ищет председателей в семь арбитражных судов 14:20Адвокатам объяснили, как вести себя на допросах о бывших клиентах 13:28ФНС рекомендовала бизнесу подготовиться к переходу на налоговый мониторинг 12:45К проекту об уголовке за ложные декларации предложили поправки 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального

Решение Верховного Суда РФ от 19.12.2019 N АКПИ19-794

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Именем Российской Федерации
  • РЕШЕНИЕ от 19 декабря 2019 г. N АКПИ19-794
  • Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.С.

о признании недействующим абзаца седьмого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного

  1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. Именем Российской Федерации
  3. РЕШЕНИЕ от 19 декабря 2019 г. N АКПИ19-794
  4. Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.С.

о признании недействующим абзаца седьмого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г.

N 57н (далее — Приказ N 57н) утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее — Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., N 19694, и опубликован 11 февраля 2011 г. в «Российской газете», N 29.

Согласно абзацу седьмому пункта 4 Порядка информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должна содержать сведения, приведенные в абзацах восьмом — одиннадцатом этого пункта.

Г.С.

обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, ссылаясь на то, что ее положения ограничивают его право на получение актуальной и достоверной информации об итогах закупок технических средств реабилитации на информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации, так как не устанавливают требования по соблюдению Фондом социального страхования Российской Федерации сроков обновления данной информации и не соответствуют Правилам определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583 (далее — Правила N 583).

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является инвалидом I группы, передвигается на инвалидной коляске, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида имеет право на получение технических средств реабилитации, в том числе кресла-коляски с электроприводом комнатной.

Принимая во внимание информацию о предельных ценах технических средств реабилитации для выплаты денежной компенсации при их самостоятельном приобретении, размещенную в сети «Интернет» на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации, которая на указанное техническое средство составляла 497 500 руб., он в декабре 2015 г.

приобрел кресло-коляску комнатную стоимостью 491 000 руб., однако Государственным учреждением — Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации ему была выплачена денежная компенсация не в полном объеме затраченных средств, а частично в размере 126 713, 40 руб., поскольку с декабря 2015 г.

— последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом от 4 августа 2015 г. — цена данного транспортного средства составляет 126 713, 40 руб.

, а размещенная на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации в сети «Интернет» информация устарела и не является основанием для выплаты компенсации денежных средств в полном объеме. Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2017 г.

было отказано в удовлетворении его требований к Государственному учреждению — Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 32 ГУ-МРО ФСС России о взыскании убытков.

Читайте также:  Набор социальных услуг - Ответ Юриста

В судебном заседании представитель административного истца К. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Административный ответчик — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) и заинтересованное лицо — Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемое положение Порядка не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представители Минтруда России — Е., Минюста России — С. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедура издания, введения в действие и его опубликования установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N АКПИ16-57.

Статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 181-ФЗ) установлено, что, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 данного федерального закона, согласно которой технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть шестая).

По смыслу пунктов 4 и 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г.

N 240 (далее — Правила), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации инвалидов осуществляется уполномоченным органом (территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов) через организации, отобранные этим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 15(1) Правил предусмотрена выплата компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме) (абзацы первый и второй пункта 4 Порядка).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под единой информационной системой в сфере закупок (далее — единая информационная система) понимает совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 данного федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 9 части 1 статьи 3).

В соответствии с Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г.

N 1414, единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (подпункт «а» пункта 2). Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в сети «Интернет» (пункт 3). Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе (пункт 4).

В силу пункта 5 названных правил участниками единой информационной системы являются субъекты единой информационной системы и пользователи официального сайта.

Субъектами единой информационной системы являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Пользователями официального сайта являются физические и юридические лица, в том числе участники обязательного общественного обсуждения закупок, использующие информационный ресурс официального сайта.

Из изложенного следует, что информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, который имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru.

  • Закрепленное в абзаце седьмом пункта 4 Порядка положение о размещении информации об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является дополнительным механизмом информирования об итогах осуществления закупки технических средств реабилитации, который не противоречит приведенным нормативным правовым положениям, а также Правилам N 583.
  • Нарушение своих прав оспариваемым положением административный истец усматривает в том, что оспариваемая норма не предусматривает требования по соблюдению Фондом социального страхования Российской Федерации сроков обновления информации об итогах закупок технических средств реабилитации на информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации, однако разрешение данного вопроса, как связанного с внесением изменений и дополнений в действующее правовое регулирование, является прерогативой федерального органа и не входит в полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
  • Принимая во внимание, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
  • Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
  • решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.С.

о признании недействующим абзаца седьмого пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА