Прочее

Подключение электроснабжения или объектов микрогенерации к инженерным сетям — Ответ Юриста

Правилам игры на рынке технологического присоединения к инженерным сетям не хватает четкости, единодушны опрошенные «Ведомости&» эксперты и участники рынка.

Действующее законодательство регулирует общий порядок подключения к сетям ресурсоснабжающих организаций, но оставляет за скобками множество важных вопросов – от понятного определения размера платы за подключение до длительных сроков подключения.

Какие именно проблемы их волнуют, «Ведомости&» спросили у застройщиков и экспертов.

Затраты на присоединение могут доходить до 10% бюджета строительства, говорят опрошенные «Ведомости&» участники рынка.

Причем на Дальнем Востоке они в 2 раза выше, чем в европейской части России, рассказывает Наталья Гарифуллина, директор по маркетингу застройщика «Талан» (работает в 13 городах – от Ярославля до Владивостока, по данным компании).

Но и эти затраты сложно прогнозировать – при принятии решения о вхождении в проект у застройщика нет информации о вариантах и стоимости присоединения.

«Затраты на присоединение жилых комплексов зависят от многих факторов: площади объекта строительства, близости городских сетей и питающих центров, наличия свободных от обременений коридоров для прокладки магистральных сетей, способа их прокладки, рельефа и т. д. и колеблются на объектах группы, как правило, в диапазоне от 4000 до 8000 руб. на 1 кв. м продаваемой площади – это несколько процентов от его цены», – говорит Александр Меркулов, директор по девелопменту Level Group.

Часто бывает так: дом построен, но не заселен, потому что пока в нем нет ни света, ни воды, ни тепла – т. е. он не присоединен к сетям. В чем причина?

Одна из основных причин – отсутствие синхронизации сроков при строительстве дома и обеспечивающих его инженерных сетей.

Сейчас договор о подключении к сетям заключается на стадии, когда объект уже спроектирован, а мероприятия по оформлению земельно-имущественных отношений, подготовке градостроительной документации и подготовке проектной документации уже пройдены.

Строительство инженерных сетей требует прохождения аналогичных процедур, но начинается значительно позже. Нужно учесть и сроки проведения конкурсных процедур.

По действующему законодательству ресурсоснабжающая организация должна осуществить все мероприятия по строительству инженерных сетей (проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы) максимум за 24 месяца. На практике нередки случаи, когда ресурсоснабжающие организации превышают максимальный срок.

Согласно исследованию ВЦИОМа, проведенному в 2020 г., подключение к инженерным сетям по-прежнему остается самым сложным этапом административных процедур в строительстве – об этом говорит почти половина участников исследования.

Особенно беспокоит их непрозрачность расчета стоимости подключения при заключении договоров.

Вторая по значимости проблема – оформление земельно-имущественных отношений – беспокоит 44% респондентов, еще 38% отмечают сложность подготовки градостроительной документации.

Источник: ВЦИОМ

«Сейчас на местах возникает проблема: отставание работ по подключению объекта к сетям от строительства самого объекта может составлять от шести месяцев до двух лет (средний срок строительства панельной многоэтажки – до года, монолитного дома – до двух лет. – «Ведомости&»). Безусловно, это тормозит общие темпы строительства», – рассказал «Ведомости&» эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Задачу усложняет и то, что ресурсоснабжающие организации фактически не несут ответственности за срыв сроков по вводу в эксплуатацию домов. Получается, если дом готов, но не подключен – это ответственность застройщика.

Решить проблему могло бы создание механизма, который стимулировал бы ресурсоснабжающие организации подключать объекты в срок, считает председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова.

Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Сиваев предлагает ввести более жесткие санкции для ресурсных компаний за невыполнение в срок обязательств по договору технологического присоединения.

Действующая сейчас неустойка за несоблюдение сроков при присоединении к сетям газоснабжения ничтожно мала: за задержку на 90 дней газораспределительная организация должна выплатить заявителю менее 7% от стоимости договора технологического присоединения (в типовых договорах электроснабжения штрафные санкции значительно выше). Штрафные санкции, с одной стороны, недостаточно мотивируют газовиков своевременно выполнять работы по технологическому присоединению заявителей, с другой – задержки часто возникают и при выполнении работ со стороны заявителей, поэтому необходимо взвешенно подходить к вопросу ужесточения ответственности за срыв сроков реализации мероприятий, считает Сиваев.

Также среди его предложений – предусмотреть стандартизированные тарифы для типовых договоров технологического присоединения, обеспечить участие застройщика в процедуре согласования включенных в плату технических решений, а также отразить в схемах ресурсоснабжения информацию о свободных мощностях в возможных точках присоединения.

По мнению исполнительного директора Фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, в условиях высокоплотной городской застройки сложно быстро размещать дополнительные сети, необходимые для подключения какого-либо объекта, а существующие сети сильно изношены (на 30–40%).

Вопрос инфраструктурного обеспечения, наращивания плотности застройки на застроенных территориях необходимо решать более комплексно – например, в рамках программ по обновлению систем водоснабжения, теплоснабжения в целых кварталах.

Никакими санкциями для сетевых компаний эту объективную проблему не решить – сроки подключения могут быть короткие, только если для этого созданы в первую очередь все технологические решения.

Полиди считает, что нужен прозрачный механизм распределения затрат на создание инфраструктуры между всеми ее будущими пользователями.

Тарифы на подключение этой роли не выполняют, поэтому целесообразно обратиться к опыту других стран, где для этих целей формируются городские внебюджетные фонды, пополняемые за счет уплаты всеми застройщиками градостроительного сбора (сбора за воздействие), размер которого устанавливается открыто и просто – как удельная сумма в расчете на 1 кв. м создаваемой площади.

Подключение электроснабжения или объектов микрогенерации к инженерным сетям - Ответ Юриста

/Андрей Гордеев / Ведомости

Сложности вызывают длительные сроки подключения и регулирование, особенно в части тарификации, рассказывает партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко.

Федеральный закон устанавливает принцип и метод формирования платы за присоединение, но разрешает региональным властям снижать и увеличивать значение исходных данных, рассказывает он. Именно так возникают разные подходы, требующие от застройщиков разных бюджетов и трудозатрат.

Большинство судебных споров по тарифам с органами государственной власти сводятся к проверке соблюдения методики и правильности расчетов, экономической обоснованности включения в тариф отдельных видов расходов, делится наблюдениями Демченко.

Самые архаичные требования к приемке проведенных работ сохраняются при подключении к газу, говорят опрошенные «Ведомости&» застройщики. Например, они до сих пор собирают комиссию по приемке газовых сетей в составе более 20 человек, которые зачастую дублируют функции друг друга в связи с отсутствием четко установленных полномочий.

Отсутствие прозрачности подчас заставляет застройщиков уходить из тех регионов, где решение проблем особенно затруднено, рассказывает Гарифуллина, от этого в первую очередь страдают локальный рынок и потребитель.

Ресурсоснабжающие организации в договорах техприсоединения предусматривают большой аванс (на начальном этапе подключения до проведения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по технологическому присоединению), отмечает Сиваев в презентации работы, посвященной проблемам и предложениям по оптимизации услуги техприсоединения к инженерным сетям. С одной стороны, это необоснованная нагрузка на застройщика (особенно в условиях применения внедренной с 2019 г. новой схемы финансирования строительства с помощью эскроу-счетов), с другой – дестимулирует ресурсоснабжающие организации строго соблюдать сроки выполнения работ по договору.

Сиваев предлагает снизить долю авансовых платежей, которые застройщик платит за присоединение к сетям, это простимулирует ресурсоснабжающие организации соблюдать сроки выполнения мероприятий по договору.

До сих пор законодательством не урегулированы вопросы, связанные с перекладкой (выносом) сетей из зоны будущей застройки, а вопросы переуступки выделенных застройщику ресурсов решены лишь частично, рассказывает Кирилл Холопик, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА), заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства.

Зачастую застройщик принимает решение о приобретении прав на земельный участок, даже не зная, потребуется вынос сетей или нет, отмечает Сиваев.

Процедура выноса инженерных сетей из пятна застройки требует отдельного обсуждения, согласен Дмитрий Тимофеев, председатель комиссии НОЗА и вице-президент девелопера ГК «ПИК». Иногда застройщик получает участок для строительства с проложенными по нему инженерными сетями. Тогда их нужно демонтировать и перенести на новое место.

Но порядок работ определяет та организация, которая обслуживает сети. Еще недавно в Москве преобладала имущественная компенсация, когда застройщик сам переносил сети, а затем передавал их ресурсоснабжающим организациям, сейчас она денежная, пишет Сиваев.

Это приводит к тому, что сроки выполнения работ могут растягиваться на годы, сам застройщик мог бы справиться за 3–4 месяца, рассказывает Тимофеев.

А перенос бесхозных сетей в регионах – это практически нерешаемый вопрос в приемлемые для застройщика сроки, добавляет Гарифуллина из «Талана».

Читайте также:  Восстановление СНИЛС - Ответ Юриста

У сторон должна быть возможность договариваться по каждому объекту, кто будет выносить сети, и синхронизировать сроки выноса, полагает Тимофеев. Кроме того, важно определить условия и форму компенсации, порядок и модель ее расчета, отмечает он. Сиваев считает иначе: возможность выбора важна в переходный период, в целом же целесообразно перейти к денежной компенсации.

По мнению Полиди, неоптимальное размещение сетей, часто пересекающих вдоль и поперек земельные участки, предназначенные для застройки, – это наследие советского градостроительства, когда частное и публичное не было разграничено.

Плохо другое, отмечает Полиди: практика хаотичной прокладки сетей по территории земельных участков сохраняется, что создает ровно такие же проблемы по их выносу из пятна застройки в будущем.

Необходимо законодательно урегулировать вопросы размещения линейных объектов коммунальной инфраструктуры на территориях общего пользования (под улицами), а пересекать земельные участки застройки только в исключительных случаях.

Подключение электроснабжения или объектов микрогенерации к инженерным сетям - Ответ Юриста

/Евгений Разумный / Ведомости

Строительство сетей – обременение для застройщика многоквартирного дома. «Особенно дорого может обойтись подключение к сетям теплоснабжения, стоимость которого определяется исходя из величины подключаемой нагрузки, но не расстояния до точки подключения. То есть не важно, будут к вашему участку тянуть 1 км [теплотрассы] или всего 2 м, заплатите вы одинаково», – рассказывает Цветкова.

Для решения этой проблемы Минстрой предложил дать застройщику право продать ресурсоснабжающей организации созданные им сети, но по цене, которая не превышает фактически понесенных затрат.

Законопроект опубликован в мае на портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. Если ресурсоснабжающая организация откажется покупать сети, то их выставят на торги.

Если и в этом случае желающих приобрести сети не найдется, то их выкупят муниципалитеты.

Цель – остановить рост числа бесхозяйных сетей в России, объясняет Минстрой в пояснительной записке к проекту закона.

«Например, протяженность бесхозяйных сетей газораспределения в зоне эксплуатационной ответственности газораспределительных организаций, подконтрольных группе «Газпром», на 1 ноября 2019 г. составила 8500 км.

Между тем распределительные газопроводы относятся к опасным производственным объектам», – говорится в документе. Если законопроект примут, то это будет прекрасной новостью для застройщиков, что принадлежащие им сети будут гарантированно выкуплены, считает Цветкова.

Но для муниципальных бюджетов это неуправляемые финансовые риски, потому что неясны объемы инфраструктуры, которые создадут, а затем потребуют выкупить застройщики и ресурсоснабжающие организации, говорит Полиди.

«Финансовые обязательства надо распределять «на берегу», для этого нужны программа развития инфраструктуры и источники ее финансирования (тариф для населения, тариф для застройщика, займы и бюджетные субсидии)», – считает Полиди. &

Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике в части микрогенерации. Будет ли счастье у альтернативщиков?

Подключение электроснабжения или объектов микрогенерации к инженерным сетям - Ответ Юриста

11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).

Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»? Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам. Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.

Что такое «объект микрогенерации»?

Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации).

Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.

Важно: Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления.

Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:

Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.

Самое ужасное напоследок

Хотя гарантирующим поставщикам (тем организациям, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке у больших производителей) и запрещено отказываться покупать электроэнергию у владельцев объектов микрогенерации, они будут это делать по ценам оптового рынка.

А покупать электроэнергию потребитель (объект микрогенерации) будет у гарантирующего поставщика по розничным ценам.То есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей. Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных».

Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет. Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора. Подключение электроснабжения или объектов микрогенерации к инженерным сетям - Ответ Юриста Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя. Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии. В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене.

Что будет дальше и насколько закон рабочий

Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель).

Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.

Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым

«способствовать достижению целей, поставленных Президентом России» — Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный всё-таки есть. Если же пересмотра закона в части стимулирования потребителей не произойдёт, то это может негативно сказаться на системе энергетики в целом:Дело в том, что сейчас вся генерация продает киловатт-часы по оптовой цене, а в розничную цену заложены расходы на передачу и сбыт, которые вынуждены оплачивать конечные потребители. Но потребителям это не нравится, и по мере возможностей, с развитием технологий они будут стараться уходить в собственную, частную генерацию, считают эксперты. Проблема в том, что поскольку принимаемый закон не стимулирует частников оставаться в общей сети, они будут от нее отключаться. Когда это явление станет по-настоящему массовым, именно оно может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии. Чем меньше эти объемы, тем дороже сама передача, а значит, выше стоимость энергии для конечного потребителя и больше его желание найти альтернативу. Получается, оберегая энергосистему, регулятор тем самым рискует поставить ее под удар. Источник

Всё ли так мрачно?

ИНСТРУКЦИЯ: Как подключить объект микрогенерации (осуществить технологическое присоединение) частному лицу или юридическому лицу (предпринимателю) к электросетям для помесячного сальдирования

  • Технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно и (или) объектов микрогенерации юридического лица (индивидуального предпринимателя), физического лица осуществляется в следующем порядке:
  • Сначала разберемся с терминологией:«энергопринимающие устройства потребителя» — находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
  • Правила технологического присоединения определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее — энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.
Читайте также:  01 счет бухгалтерского учета - Ответ Бухгалтера

После монтажа объекта микрогенерации (например, солнечной электростанции состоящей из массива солнечных батарей и инвертора), её собственник может обратиться с заявкой на её технологическое присоединение к сетям поставщика электроэнергии. Это можно сделать через личный кабинет на сайте поставщика (это наиболее удобный вариант) или в бумажном виде предоставить документы в его офис, либо отправить их по почте.

СКАЧАТЬ ШАБЛОН ЗАЯВКИ 

Образец заполнения заявки на технологическое присоединение объекта микрогенерации ИП

Данная заявка составляется в соответствии с п.

13(2) «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции от 02.03.2021) и должна содержать информацию:

  1. а) сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «в» п.9 постановления:
  2. а) реквизиты заявителя (для юридических лиц — полное наименование и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей — номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, для физических лиц — фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации
  3. б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
  4. в) место нахождения заявителя;
  5. и «и» пункта 9 вышеуказанных Правил;
  6. и) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
  7. б) наименование гарантирующего поставщика, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке;
  8. в) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), в отношении ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств заявителя, номер и дата указанного договора;
  9. г) максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств заявителя;
  10. д) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых объектов микрогенерации заявителя, количество, мощность генераторов и их паспортные технические характеристики.
  11. Особо внимательно заполняйте следующие пункты заявки:
  12. 5. Максимальная мощность  энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет ___ (здесь ставим сумму цифр из нижеследующих пунктов а) и б)) кВт, при напряжении  0,4 кВ, в том числе:
  13. а) максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет ___ (здесь ставим «0», если мы не планируем увеличивать подключенную мощность ЭПУ, а только получаем ТУ на СЭС) кВт, при напряжении 0,4 кВ; )
  14. б) максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств составляет ___ (здесь ставим подключенную ранее мощность согласно «старых» ТУ) кВт, при напряжении 0,4 кВ.
  15. 6.  Максимальная мощность  объектов микрогенерации (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет ___ (здесь ставим сумму цифр из нижеследующих пунктов а) и б)) кВт при напряжении  0,4 кВ, в том числе:

а)   максимальная   мощность   присоединяемых  объектов  микрогенерации составляет __ (здесь указываете мощность вашей СЭС, т.е. перемножаем мощность панелей на их количество) кВт при напряжении 0,4 кВ;

  • б)   максимальная   мощность   ранее   присоединенных  в  данной  точке присоединения  объектов микрогенерации составляет 0 (здесь ставим «0», если мы впервые получаем ТУ на СЭС)  кВт  при напряжении 0,4 кВ.
  • Кроме того, к заявке необходимо приложить копии следующих документов согласно п.10 указанного постановления:
  • а) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (рисуется схематично при помощи Яндекс или Гугл карт);
  • в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики (указываем марку, мощность инвертора)
  • г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, — копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
  • д) для юридических лиц — выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей — выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;
  • д(1)) в случае подачи заявки очно или почтой — заполненное согласие на обработку персональных данных сетевой организацией и субъектом розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

Напомним, что согласно п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции от 02.03.2021) . Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В случае нарушения прав Вы можете обратиться с жалобой Управление Федеральной антимонопольной службы.

По факту рассмотрения Вашего заявления, Вы должны получить от вашей электросетевой компании:

  1. Счет на оплату 550р. за технологическое присоединение

  2. Письмо, содержащее ТУ для присоединения к электрическим сетям (образец тут)

  3. Договор о тех.присоединении к электросетям (образец тут)

Кроме того, должен быть приложен подписанный со стороны гарантирующего поставщика «ДОГОВОР купли-продажи электрической энергии (мощности),произведенной на объектах микрогенерации» договор (образец тут)

Вопросы и ответы по техприсоединению

Охранные зоны электрических сетей устанавливаются Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт: вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не-отклоненном их положении на расстоянии, м:

Для линий напряжением, кВ:

  • до 20 кВ — 10 м
  • 35 кВ — 15 м
  • 110 кВ — 20 м
  • 150, 220 кВ — 25 м
  • 330, 400, 500 кВ — 30 м
  • 750 кВ — 40 м
  • 1150 кВ — 55 м

Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Постановление Правительства РФ « О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от 24.02.2009г. № 160). Вот выдержки из этих правил:

Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта).

Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП. Для проведения необходимых уточнений при застройке участков с обременениями ЛЭП необходимо обратиться в администрацию, в отдел по архитектуре.

В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается:

  1. Производить строительство, капитальный ремонт, снос любых зданий и сооружений.
  2. Осуществлять всякого рода горные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку деревьев, полив сельскохозяйственных культур.
  3. Размещать автозаправочные станции.
  4. Загромождать подъезды и подходы к опорам ВЛ.
  5. Устраивать свалки снега, мусора и грунта.
  6. Складировать корма, удобрения, солому, разводить огонь.
  7. Устраивать спортивные площадки, стадионы, остановки транспорта, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Нарушение требований «Правил охраны электрических сетей напряжение свыше 1000 В», если оно вызвало перерыв в обеспечении электроэнергией, может повлечь административную ответственность:

  • физические лица наказываются штрафом в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда;
  • юридические лица наказываются штрафом от 100 до 200 МРОТ.
Читайте также:  Трудоустройство при переезде - Ответ Юриста

При этом установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Что такое техприсоединение. Объясняем простыми словами

То есть в широком смысле — это подключение к какой-то общей сети. Например, подключение объектов нефтедобычи к магистральному трубопроводу тоже будет называться технологическим присоединением.

Для каждого вида подключения существуют свои стандарты и правила, их устанавливает Градостроительный кодекс и отдельные законы, например законы «Об электроэнергетике», «О газоснабжении». Также правительство и местные власти регулируют тарифы на подключение к сетям общего пользования.

Подсоединить к коммуникациям можно как жилое помещение, так и нежилое — торговый центр, завод, банк, школу, ларёк с шаурмой. Техприсоединение может быть на постоянной основе или вестись по временной схеме (например, когда стройплощадку подключают к электричеству).

«Запретить продавать электричество в общую сеть могут из-за отсутствия документов на технологическое присоединение или же из-за несоответствия энергоустановки критериям микрогенерации. Под эту категорию попадают объекты, вырабатывающие от 15 до 150 киловатт».

(Из новости о том, как россиянам разрешили зарабатывать на электричестве.)

Для подключения к коммуникациям нужно соблюсти ряд условий и действовать по утверждённому алгоритму. Например, для подсоединения частного дома к электросети требуется следующее:

  • собрать необходимые документы и подать заявку в ближайшую сетевую организацию;
  • в течение 15 дней от неё должен прийти договор о техприсоединении и технические условия (ТУ), в которых будет указана разрешённая мощность, необходимое сечение кабелей, требования к заземлению, счётчику, устройствам защиты и т. д;
  • заявителю нужно подписать договор и оплатить услугу (550 рублей — если расстояние до электросети менее 300 м в городах и посёлках или менее 500 м в сельской местности);
  • далее заявитель выполняет работы по ТУ на своём участке, сетевая организация — до границ участка. Всё это может длиться до полугода;
  • когда работы завершены, оформляются документы о техприсоединении, в сеть клиента подают напряжение.

Иногда то, что легко выглядит на бумаге, очень сложно реализуется на практике. Например, компания IKEA, несмотря на штат технических специалистов и юристов, не смогла в 2006 году подключить к электросетям два мегамолла под Петербургом — «Мега-Дыбенко» и «Мега-Парнас».

Больше года (по другим данным, несколько лет) магазины получали электричество от дизельных генераторов, за аренду которых IKEA платила по $11 млн в месяц. Впоследствии владелец генераторов выбил из компании ещё 25 млрд рублей (около $800 млн по курсу на ноябрь 2010 года, когда выносилось судебное решение).

Одним из самых экзотических видов технологических присоединений остаётся подключение к проводному радио. Радиоточки по-прежнему устанавливают в новостройках, поскольку согласно своду правил «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях» многоэтажки могут сдаваться в эксплуатацию только при технологическом подключении к сети проводного радиовещания и оповещения.

Микрогенерация — Подача заявки микрогенерации — Технологические присоединения. Портал для клиентов ПАО "Россети Московский регион"

  • Объект микрогенерации — это солнечные батареи, ветрогенераторы или другой объект по производству электрической энергии, который соответствует следующим основным требованиям: — объект присоединяется к электрической сети 220 В или 380 В; — объем выдаваемой в электрическую сеть мощности не более 15 кВт и не превышает максимальную присоединенную мощность энергопринимающих устройств; — принадлежит потребителю на праве собственности или ином законном основании; — для выдачи мощности не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. Для присоединения объектов микрогенерации Вам необходимо подать заявку в Личном кабинете, выбрав вид заявки: «Присоединение объектов микрогенерации». Там же Вы сможете отслеживать информацию о ходе рассмотрения поданной заявки. В срок до 5 рабочих дней заявка будет рассмотрена специалистами ПАО «Россети Московский регион» и в Вашем Личном кабинете будут размещены документы, подписанные электронной подписью со стороны компании (условия типового договора об осуществлении технологического присоединения, Технические условия (ТУ), Инструкцию и счет для оплаты). — ознакомиться с полученными документами; — произвести оплату выставленного счета Договор ТП считается заключенным с даты оплаты счёта заявителем полностью или частично в случаях установленных Правилами ТП.

    На этом этапе необходимо выполнить работы, предписанные техническими условиями.

    По завершении выполнения работ со своей стороны ПАО «Россети Московский регион» направит в Ваш Личный кабинет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям.

    Процедура присоединения со стороны ПАО «Россети Московский регион» завершена и теперь Вы самостоятельно подключаете свои объекты микрогенерации к созданной точке присоединения, руководствуясь размещенной ранее в Личном кабинете инструкцией с перечнем мероприятий для самостоятельного и безопасного осуществления фактического присоединения.

Собственникам объектов микрогенерации — Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания (РГМЭК)

  • ООО «РГМЭК» предлагает потребителям-владельцам объектов микрогенерации механизм продажи электрической энергии гарантирующему поставщику.
  • __________________________________________________________________________________________________________
  • Уважаемые Потребители электрической энергии!

В марте 2021г.

в РФ заработал новый механизм*, позволяющий владельцу объекта микрогенерации** (далее – владелец ОМ) продавать излишки выработанной электроэнергии (доход от таких продаж для физических лиц освобожден от налогов).   

ООО «РГМЭК» уведомляет владельцев объектов микрогенерации, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика ООО «РГМЭК» (далее – ГП ООО «РГМЭК»), о готовности заключения договоров купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации.

Для заключения данного договора необходимы:

  • документы, подтверждающие технологическое присоединение объекта микрогенерации в установленном законодательством РФ порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в зоне деятельности ГП ООО «РГМЭК» (часть территории г. Рязани и Рязанского района, на которой потребители непосредственно или опосредованно (через электрические сети других организаций, за исключением ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Российские железные дороги», а также через бесхозяйные сети) присоединены к электрическим сетям МУП «Рязанские городские распределительные электрические сети»), в т.ч. должен быть обеспечен на границе балансовой принадлежности объекта микрогенерации и энергопринимающих устройств владельца ОМ почасовой учет в двух направлениях, позволяющий определять как объем потребленной электрической энергии из электрической сети сетевой организации, так и объем выдачи выработанной объектом микрогенерации электрической энергии электрическую сеть***;
  • договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности), в отношении энергопринимающего устройства потребителя, в границах балансовой принадлежности которого установлен принадлежащий потребителю объект микрогенерации.
  1. Типовая форма договора купли-продажи  электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации размещена в разделе «Раскрытие информации» сайта. 
  2. Более подробную информацию и перечень документов, предоставляемых Потребителем для заключения данного договора, можно получить у уполномоченных сотрудников ООО «РГМЭК»:
  3. — начальник договорно-расчетного отдела по работе с небытовыми потребителями –
  4.                                                 Алена Владимировна Никитина (4912) 70-20-19;
  5. — начальник отдела по расчетам с населением –
  6.                                                Елена Васильевна Филина (4912) 70-20-26;
  7. — начальник отдела покупки электроэнергии  –
  8.                                                Светлана Викторовна Зеленова (4912) 70-20-28.
  9. __________________________________________________________________________________________________________

* в рамках постановления Правительства РФ от 02.03.2021 № 299 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации»;

** объект микрогенерации объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома;

*** за исключением случаев заключения договора до завершения процедуры техноголического присоединения объектов микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.