Прочее

Обеспечение лекарственными препаратами — Ответ Юриста

Обеспечение лекарственными препаратами - Ответ Юриста

Нельзя отказывать в выделении лекарства, даже если документы, дающие право на бесплатное получение лекарства, составлены неправильно.

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

Бывают случаи, когда медицинские работники допускают ошибки в составлении документов, в том числе таких, которые дают право пациентам получать льготные лекарства.

По одному из таких эпизодов имеется правовая позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между регионом и больным (Определение ВС РФ от 10 сентября 2018 г. № 57-КГ18-13).

Право на бесплатное лекарство

Пациент обратился к областным властям за предоставлением ему дорогого препарата нового поколения иммуномодуляторов. Свою просьбу пациент подкрепил рекомендациями врачей, в частности, консультативным заключением гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

Также было представлено решение врачебной комиссии о назначении препарата.

Подтверждая своё право на бесплатные лекарства, пациент сослался на статус инвалида второй группы (с бессрочно установленной инвалидностью).

Отказ в предоставлении бесплатного лекарства

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

Суд обязал региональные власти предоставить лекарственный препарат немедленно.

Обеспечение лекарственными препаратами - Ответ Юриста

Право на бесплатное лекарство по жизненным показаниям

В своём решении суд сослался на несколько нормативно-правовых актов:

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Сам препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле имеется. Поэтому пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.

Врачебная комиссия неправильно составила документ

Департамент здравоохранения обратился в областной суд с обжалованием. Как заявили чиновники, согласно требованиям Федерального закона, а именно в ч. 2 ст.

48 Закона № 323-ФЗ, врачебная комиссия может обходить Стандарт медицинской помощи. Но само решение врачебной комиссии должно быть правильно составлено, где также необходимо оформлять протокол решения.

Поэтому пациенту и было отказано, так как документы были оформлены не должным образом.

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

Обеспечение лекарственными препаратами - Ответ Юриста

Медицинских документов нет, значит нет права на получение лекарства

Суд апелляционной инстанции удовлетворил жалобу Департамента здравоохранения, отменив решение районного суда.

В своем решении суд отметил:

  • в стандарте медпомощи указанного лекарства нет;
  • пациент не предоставил в суд медицинских документов, составленных надлежащим образом, которые подтверждали бы назначение этого препарата врачебной комиссией;
  • соответсвенно, оснований для покупки инвалиду лекарства за счет региона нет.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ. Коллегия, рассматривавшая кассационную жалобу пациента, указала, что решение районного суда является правильным. Суд апелляционной инстанции ошибся и не обратил внимание на следующие обстоятельства.

Пациент не отвечает за надлежащее оформление медицинских документов

Суд апелляционной инстанции не принял эти документы в качестве решений врачебных комиссий, потому что они были оформлены с нарушением требований ч. 2 ст. 48 Закона № 323-ФЗ и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии.

https://www.youtube.com/watch?v=0KmSs97Eok0\u0026pp=ygVk0J7QsdC10YHQv9C10YfQtdC90LjQtSDQu9C10LrQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvQvNC4INC_0YDQtdC_0LDRgNCw0YLQsNC80LggLSDQntGC0LLQtdGCINCu0YDQuNGB0YLQsA%3D%3D

Суд должен учитывать, что за деятельность врачебной комиссии пациент не несет ответсвенности. За это отвечает председатель врачебной комиссии.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Но вопреки всему чиновники самоустранились от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на пациента обязанность представить надлежаще оформленные документы. Такое требование от пациента в тяжелом состоянии нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объёме и противоречит правовому регулированию.

Поэтому решение районного суда о предоставлении пациенту лекарств оставлено в силе, апелляционное определение отменено.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Вс объяснил правила обеспечения незарегистрированными в рф лекарствами

Чиновники не могут отказывать детям-инвалидам в бесплатном обеспечении лекарствами, даже если они не зарегистрированы в России, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция пояснила, что отсутствие заболевания в специальном перечне Минздрава не является основанием для отказа в выдачи детям медицинских препаратов, назначенных консилиумом или комиссией врачей.

Право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение другие права и свободы, подчеркивает ВС.

Суть дела

До высшей инстанции с жалобой дошел житель Пензенской области, просивший обязать местный Минздрав обеспечить ребенка-инвалида жизненно необходимыми лекарствами бесплатно. Он указал, что три врачебные комиссии разных больниц разрешили его дочери, страдающей редким наследственным заболеванием, индивидуальное применение по жизненным показаниям незарегистрированного в РФ препарата.

Однако врио министра здравоохранения уведомил истца, что диагноз дочери отсутствует в перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Он направил в российское министерство просьбу разъяснить возможный вариант обеспечения ребенка препаратом «Церлипоназа альфа».

Но поскольку вышестоящее ведомство на письмо не ответило, заявитель обратился в суд, отметив, что из-за отсутствия необходимого препарата у девочки наблюдаются усугубление симптоматики заболевания и отрицательная динамика, которые могут привести к непредсказуемым последствиям.

Ленинский суд Пензы исковые требования удовлетворил, признав право ребенка на бесплатное обеспечение лекарством. Однако областной суд отменил это решение, отказав ребенку в получении лекарственных средств за счет местного бюджета.

  • Доводы судебных инстанций
  • Суд первой инстанции исходил из того, что с учетом решений врачебной комиссии и консилиумов врачей о разрешении к индивидуальному применению «Церлипоназа альфа», не зарегистрированного в РФ, у девочки возникло право на получение данного препарата.
  • Государством гарантировано обеспечение детей-инвалидов всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно, такое обеспечение является расходным обязательством субъекта РФ, посчитал районный суд.

Поскольку необеспечение ребенка препаратом нарушает его фундаментальное право на жизнь и здоровье, суд первой инстанции сделал вывод о том, что отсутствие лекарства в перечне жизненно необходимых и важных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с установленными Программои государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом районный суд обязал выдать девочке лекарства незамедлительно.

Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для обеспечения девочки лекарствами за счет бюджет, поскольку, по его мнению, заболевание, которым страдает ребенок, хотя и включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических, приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидности.

Областной суд также указал, что назначенный лекарственный препарат не зарегистрирован на территории РФ, не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов и лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.

Суд апелляционной инстанции также счел, что возможность обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъектов действующим законодательством не предусмотрена. По его мнению, бесплатно можно выдавать лишь зарегистрированные в РФ препараты.

  1. Право на жизнь и здоровье
  2. Верховный суд с позицией апелляционной инстанции не согласился и подробнейшим образом проанализировал российское и международное законодательство, касающееся охраны здоровья детей и обеспечения их лекарствами.
  3. Дети имеют право на особую заботу и помощь, что закреплено во Всеобщеи декларации прав человека, напоминает ВС РФ.
  4. Согласно Конвенции о правах ребенка государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6).
  5. Также власти признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, стремятся к тому, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции).
  6. Чиновники обязаны добиваться полного осуществления данного права и, в частности, принимать необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и Ь пункта 2 статьи 24 Конвенции).
Читайте также:  Как считать взносы на травматизм в 2023 году

Кроме того, Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной Конвенции).

Гарантии на обеспечение достойной жизни и охрану здоровья закреплены и в Конституции РФ: обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов (статья ), каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (статья 18 Конституции).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).

«Из приведенных норм международного права, Конституции РФ, Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите.

Политика России ской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

При этом приоритетной является защита права ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья», — отмечает ВС.

Источниками финансового обеспечения охраны здоровья в том числе являются бюджетные средства (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 этого же закона).

Политика России ской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка, и особенно ребенка-инвалида, на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья, указывает ВС.

  • Обеспечение лекарствами
  • Российское законодательство не запрещает ввоз в страну незарегистрированных лекарств: исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в Россию допускается ввоз конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи, указывает высшая инстанция.
  • Статьеи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
  • Пункт 1 части 3 статьи 80 этого же закона гарантирует бесплатное получение препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств.
  • Кроме того, законом от 25 декабря 2018 года №489-ФЗ установлено, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан лекарства, которые хоть и не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов, но назначены врачебными комиссиями по жизненным показаниям из-за индивидуальной непереносимости «разрешенных» средств.
  • ВС также напоминает, что дети-инвалиды до 18 лет имеют право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно (приложение 1 постановления правительства от 30 июля 1994 года №890).

«Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов зарегистрированными на территории Россииской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения», — подчеркивает ВС.

  1. Консилиум врачей имеет право назначить к индивидуальному применению лекарственное средство, не зарегистрированное на территории РФ, и ввоз этого препарата в страну может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций, указывает ВС.
  2. Решение ВС
  3. Суд первой инстанции, разрешая спор о признании права на бесплатное обеспечение препаратом «Церлипоназа альфа» исходил из подлежащих применению к спорным отношениям норм права, а именно наличия редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса ребенка-инвалида, нуждаемости по жизненным показаниям в лечении именно этим препаратом, не зарегистрированным на территории РФ, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии и консилиумом врачей, поясняет ВС РФ.
  4. В связи с этим районный суд и возложил на Министерство здравоохранения Пензенскои области обязанность принять меры по организации обеспечения дочери истца необходимыми лекарствами.

При этом ведомство не опровергло установленные судом обстоятельства и выводы судьи. Тем не менее, не установив каких-либо новых фактов, апелляционная инстанция отменила решение и отказала ребенку в обеспечении препаратами.

При этом суд апелляционной инстанции не учел, что несмотря на невключение имеющегося у девочки редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, именно в связи с этим заболеванием ей с 9 июня 2017 года установлена инвалидность.

Вследствие этого она имеет право на обеспечение всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших, подчеркивает ВС.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 года №21/6/10/2-4878.

В нем же разъяснено, что закон не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Но областной суд это указание проигнорировал.

Также он оставил без внимания тот факт, что незарегистрированный препарат был назначен ребенку решением консилиума врачей.

«То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата.

Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям», — подчеркивает ВС.

  • Суждение суда апелляционной инстанции о том, что возможность обеспечения детей-инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории РФ, за счет средств бюджета действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильным, считает ВС.
  • Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что «Церлипоназа альфа» не предусмотрен стандартом медицинской помощи, ошибочна, поскольку в решении консилиума врачей указано, что назначение этого препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения девочки.
  • В решении областной суд процитировал положения статьи 41 Конституции Россииской Федерации о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, но не применил ее во взаимосвязи с нормами законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права.
  • «Право на жизнь — основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага», — вновь подчеркивает ВС РФ.
  • Он указывает, что раз медики пришли к выводу о необходимости лечить девочку именно этим лекарством, то отказ в бесплатном обеспечении препаратом нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
  • Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось законных оснований для отмены решения, которым чиновников обязали обеспечить ребенка лекарством, считает ВС.
  • В связи с чем высшая инстанция отменила определение областного суда и признала законным решение районного суда о немедленном обеспечении девочки лекарствами за счет бюджета.
  • Алиса Фокс
Читайте также:  Запись и обращение в прокуратуру - Ответ Юриста

Льготные лекарства и как их получить

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2020 году.

На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.

Какие лекарства считаются льготными?

Правительство РФ ежегодно составляет список льготных лекарств — «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». Вот он на 2020 год. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий.

Кто имеет право на льготные лекарства?

Льготными категориями считаются:

  • Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
  • Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.

Полный перечень категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, содержится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.

Льготы есть только на лекарства или на что‑то еще?

Льготы касаются не только лекарств. Например, для детей с редкими заболеваниями помимо лекарств доступны продукты лечебного питания.

Как человек может получить эти льготы?

Лекарство можно получить только по рецепту врача. Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты.

  • Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них.
  • Как сейчас сфера льготного обеспечения лекарствами регулируется законодательно?
  • Обеспечение россиян лекарственными препаратами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:
  • Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  • Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  1. Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федбюджета, определен Федеральным законом №178-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития России № 328.
  2. Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.
  3. С 2021 года все льготники независимо от уровня льготы будут получать льготные лекарства в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
  4. Над чем ГД работает сейчас в этом направлении, какие планы по совершенствованию льготного лекарственного обеспечения?

«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета Дмитрий Морозов. Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.

  • Также продолжится работа над проектом ФЗ, направленного на совершенствование правового регулирования оборота лекарственных средств и создание условий комплексного и стабильного обеспечения граждан России лекарственными препаратами.
  • Что делать, если в аптеке говорят, что льготного лекарства нет?
  • В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», аптечная организация организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
  • Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.
  • Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.

За лекарством – в суд

Как через суд добиться обеспечения жизненно важными лекарствами за счёт бюджета субъекта РФ

Пошаговая инструкция, разработанная юристами Института,для инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группыи детей-инвалидов

Авторы: Виолетта Фицнер и Виталий ИсаковОрганизации-партнёры: Фонд«Семьи СМА» и проект «Правовая инициатива»Редактор: Елена Юришина

Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»

Сегодня в России насчитывается около 16 тысяч пациентов с редкими заболеваниями. И половина из них – дети. По неофициальной статистике некоммерческих организаций, среди них – 297 пациентов со спинально-мышечной атрофией старше 18 лет. Официальная государственная статистика не ведётся.

В 2021 году заработал механизм обеспечения детей со СМА препаратом «Спинраза» – осуществляется он через благотворительный фонд «Круг добра». По словам председателя его правления Александра Ткаченко, «все дети до конца 2021 года получат лекарства».

На лечение детей с той же патологией регулярно собирают средства и другие благотворительные организации.

https://www.youtube.com/watch?v=0KmSs97Eok0\u0026pp=YAHIAQE%3D

Но сказать, что взрослые пациенты с диагнозом СМА обеспечены столь нужными лекарствами, можно с большой натяжкой. Люди вынуждены бороться за своё право получить от государства медикаменты.

А судебная практика неоднозначна. Например, 3 августа 2021 Тверской районный суд Москвы отказался удовлетворить иск четырёх взрослых пациентов с требованием обеспечить их «Рисдипламом».

В Курске аналогичное требование было удовлетворено.

Юристы Института в партнёрстве с фондом «Семьи СМА» и проектом «Правовая инициатива» подготовил полную Инструкцию: четыре шага, которые помогут нуждающимся в лекарствах всех возрастов – пациентам с разными диагнозами – получить помощь из бюджета своего региона. И при необходимости – обратиться за защитой своих прав в суд.

Мы постарались как можно подробнее описать алгоритм последовательных действий, а также рассказать о документах, которыми стоит подкрепить своё обращение.

Включены в реестр, предусмотренный предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях.

Обратите внимание, что судебное производство – это крайняя мера, обращаться к которой следует лишь в случае, если региональные органы исполнительной власти и медицинские организации либо напрямую отказывают в предоставлении лекарственного препарата, либо безосновательно бездействуют при организации их льготного предоставления

Инструкция применима для ситуаций, соответствующих одновременно всем нижеперечисленным условиям:

1. Пациенту отказывают в предоставлении назначенного врачом жизненно важного лекарства;

  • 2. Взаимодействие, переписка с органами здравоохранения и медицинскими организациями не приводит к предоставлению препарата;
  • 3. Пациент является либо инвалидом I группы, либо неработающим инвалидом II группы, либо ребёнком-инвалидом;
  • 4. Заболевание, для лечения которого требуется лекарство, относится к жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным);

5. Необходимое для лечения лекарство должно оплачиваться именно за счёт регионального, а не федерального бюджета.

А как мне узнать, из какого бюджета мне должны оплатить лекарство? ↓

Внимательно прочтите список ниже!Если вы найдёте в нём название своего заболевания, значит, эта Инструкция вам не подойдёт , и добиваться лекарства нужно за счёт средств бюджета РФ.

Если же в нём не встретилось ваше заболевание,

то переходите к Инструкции. 1. Апластическая анемия неуточненная 2. Болезнь «кленового сиропа» 3. Болезнь Гоше 4. Галактоземия 5. Гемолитико-уремический синдром 6. Гемофилия 7. Гипофизарный нанизм 8. Глютарикацидурия 9. Гомоцистинурия 10. Дефект в системе комплемента 11.

Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью (изовалериановая ацидемия, метилмалоновая ацидемия, пропионовая ацидемия) 12. Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Нимана-Пика 13. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей 14. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса) 15.

Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) 16. Муковисцидоз 17. Мукополисахаридоз I, II и VI типов 18. Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии) 19. Нарушения обмена жирных кислот 20. Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона) 21.

Наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра) 22. Незавершенный остеогенез 23. Острая перемежающая (печеночная) порфирия 24. Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели) 25. Преждевременная половая зрелость центрального происхождения 26. Рассеянный склероз 27. Состояния после трансплантации органов и (или) тканей 28.

Тирозинемия 29. Юношеский артрит с системным началом

ШАГ № 1Подготовка документов, подтверждающих диагноз и назначение лекарственного препарата

  • Если назначенный препарат включён в перечень ЖНВЛП
  • Если назначенный препарат не включён в перечень ЖНВЛП

Если назначенный препарат включён в перечень ЖНВЛПЕсли назначенный препарат не включён в перечень ЖНВЛПНеобходимо собрать следующие документы:- Решение лечащего врача о постановке диагноза и назначении препарата;

— Справка об инвалидности и иные документы, подтверждающие диагноз, состояние здоровья пациента и/или назначение препарата.

https://www.youtube.com/watch?v=7us9m9Rzl88\u0026pp=ygVk0J7QsdC10YHQv9C10YfQtdC90LjQtSDQu9C10LrQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvQvNC4INC_0YDQtdC_0LDRgNCw0YLQsNC80LggLSDQntGC0LLQtdGCINCu0YDQuNGB0YLQsA%3D%3D

Необходимо собрать следующие документы:- Выписка из протокола решения врачебной комиссии;

— Справка об инвалидности и иные документы, подтверждающие диагноз, состояние здоровья пациента и/или назначение препарата (например, заключение консилиума врачей, консультация врача, выписки из медицинской карты).

Примечание: несмотря на то, что формальным основанием для предоставления лекарства является Выписка из протокола решения врачебной комиссии, на практике может также понадобиться заключение консилиума врачей больницы.

Когда все необходимые документы собраны, а обеспечение лекарством так и не организовано, следует переходить к Шагу 2.

ШАГ № 2Обращение в орган здравоохранения региона

Перед тем как направить иск в суд, необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Например, в Москве таким органом является Департамент здравоохранения г. Москвы. Название может меняться в зависимости от региона РФ, где находится больной.

В обращении следует просить орган здравоохранения субъекта организовать бесплатное обеспечение пациента назначенным лекарственным препаратом и указать категорию пациента (инвалид I группы, неработающий инвалид II группы, ребёнок-инвалид). К обращению прикладываются копии документов, указанных в Шаге 1.Ждём от органа ответа.

По закону он должен прийти в течение 30 календарных дней.

Дальнейшие действия зависят от того, что вам ответили.

  • Мне пришёл положительный ответ
  • Мне пришёл положительный ответ, но лекарства всё ещё нет
  • Мне пришёл ответ, из которого мало что понятно

Мне пришёл положительный ответМне пришёл положительный ответ, но лекарства всё ещё нетМне пришёл ответ, из которого мало что понятно

Сразу переходите к Шагу 3.

Ожидайте обеспечения лекарством.

В случае промедления (2-6 недель) в предоставлении лекарства, следует повторно обратиться в орган здравоохранения региона с просьбой ускорить бесплатное обеспечение пациента назначенным препаратом.

Или сразу перейти к Шагу 3.

Если в своём ответе на ваше обращение орган здравоохранения региона напрямую не отказал в обеспечении препаратом, а лишь сослался на различные факторы без конкретных формулировок, то такой ответ также является основанием для обращения в суд.

ШАГ № 3Обращение с иском в суд

Если региональный орган здравоохранения затянул с ответом, отказал или предоставил формальную отписку, то пациенту следует обратиться с иском в суд совместно с заявлением об обеспечении иска. В случае если пациент является несовершеннолетним, иск подаётся законными представителями пациента.

Какие документы нужно направить в суд?

  • Кто будет отвечать по иску?Ответчиком по вашему иску будет орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, который направил отказ на обращение обеспечить лекарством или не предоставил ответ вовсе (например, Департамент здравоохранения города Москвы).
  • Нужно ли направлять копии иска и приложенных к нему документов другим участникам дела?Прежде чем отправлять иск в суд, вам нужно направить или передать ответчику и третьему лицу копии иска и всех приложений к нему. Третьим лицом может быть, например, Министерство здравоохранения РФ. Документы, подтверждающие, что вы отправили ответчику и третьему лицу все нужные копии, также прилагаются к исковому. Такими подтверждениями могут быть либо описи вложения в письма (составляются на почте), либо штамп приёмной органа, куда вы лично относили копии.
  • В какой суд и как подавать иск?Иск должен направляться в суд первой инстанции по местонахождению ответчика, то есть органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Направить можно Почтой России письмом с описью вложения или сдать в приёмную суда в часы приёма. Часы приёма указаны на сайте суда. На одном из экземпляров иска, который остаётся у вас, необходимо проставить отметку о принятии иска и приложенных документов. Такую отметку должен поставить сотрудник, принявший у вас документы. Обратите внимание на то, что в связи с пандемией COVID-19 некоторые суды не принимают исковые заявления на личном приёме. Информацию об этом стоит уточнить на сайте суда и по телефону приёмной или канцелярии суда, указанному на сайте суда. Если суд не принимает исковые заявления на личном приёме, тогда следует направлять иск и приложенные документы почтой.
  • Нужно ли заверять документы, прилагаемые к иску?Нет.Заверение документов не требуется. В суд отправляются обычные копии.Однако на заседания суда необходимо приносить оригиналы всех документов – за исключением тех, которые у пациента отсутствуют.
  • Зачем прикладывать заявление об обеспечении иска?Это необходимо, чтобы избежать ситуаций, при которых суд выносит решение, когда становится уже слишком поздно.Такое заявление подаётся, чтобы суд обязал предоставить лекарство единожды до вынесения итогового решения по делу и сохранить жизнь пациента на время судебного процесса.Как правило, в удовлетворении такого заявления суды отказывают.Несмотря на это, вам следует получить копию определения суда об отказе в обеспечительных мерах, так как оно может существенно повлиять на решение Европейского Суда по правам человека – в случае, если вы решите обратиться туда с таким же запросом (правило 39). Такая практика, например, реализуется проектом «Правовая инициатива».
  • Что ещё нужно приложить к иску?В качестве приложений к иску и заявлению о его обеспечении следует добавить копии:
    1. Медицинских документов, подтверждающих наличие орфанного заболевания, состояние здоровья пациента, угрозу жизни, в том числе документы, перечисленные в Шаге 1;
    2. Обращений и ответов на обращения в органы здравоохранения региона и иные органы государственной власти;
    3. Регистрационного удостоверения и инструкции по применению назначенного лекарства;
    4. Свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации ребёнка, если иск подаётся в защиту прав ребёнка-инвалида;
    5. Документов, подтверждающих направление искового заявления иным участвующим в деле лицам (опись вложения в письма в адрес ответчика и третьего лица или штамп о принятии документов, проставленный в приёмной ответчика и третьего лица).
  • Необходимо ли оплачивать государственную пошлину?Нет.По данной категории дел истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

ШАГ № 4Что делать после подачи иска в суд?

Здесь возможны две опции↓

  • Вариант 1:Больница пригласила вас на госпитализацию
  • Вариант 2:Приглашение на госпитализацию не пришло

Вариант 1:Больница пригласила вас на госпитализациюВариант 2:Приглашение на госпитализацию не пришлоВ некоторых регионах (например, в Москве) после подачи иска об обеспечении лекарством за счёт регионального бюджета пациенту может прийти приглашение явиться на госпитализацию с целью предоставления препарата. Получив иск, орган здравоохранения региона часто стремится устранить нарушение прав пациента до рассмотрения иска судом.В случае получения такого приглашения пациент, как правило, будет обеспечен лекарством. А значит, наша основная задача выполнена!При этом суд может откладывать рассмотрение иска по существу до момента первого применения препарата.

После этого суд с большой вероятностью откажет в удовлетворении требований, заявленных в иске, так как обеспечение лекарством уже организовано, а права считаются не нарушенными.

Вот как может выглядеть приглашение от больницы

Нажмите сюда, чтобы посмотреть

Тогда нужно дождаться назначения заседания, после или на котором суд примет решение.Смотрим на сайте суда информацию о назначении заседания по иску, ожидаем звонка из суда или уточняем по телефону приёмной или канцелярии суда информацию о движении нашего дела. Возможно, на почту придёт определение о назначении судебного заседания. Другими словами, нам нужно узнать дату заседания.

Приходим в заседание к назначенному времени с оригиналами документов, приложенных к иску, излагаем свою позицию о том, что в нарушение 890-го Постановления Правительства Российской Федерации пациент не обеспечен лекарством бесплатно, поддерживаем требования, заявленные в иске.

1) В случае удовлетворения судом требований, изложенных в иске, ожидаем исполнения решения суда.

2) При отказе в удовлетворении исковых требований, готовим и подаём в течение 1 месяца с момента получения копии мотивированного решения апелляционную жалобу на решение в вышестоящий суд.

В какой именно – будет указано в решении суда.

В случае отказа апелляционного суда в удовлетворении требований или неисполнения решения суда, готовим запрос по 39 Правилу в Европейский Суд по правам человека.