Прочее

НДС при получении субсидий — Ответ Бухгалтера

НДС при получении субсидий - Ответ Бухгалтера

В данной статье рассмотрим, обязательно ли включать сумму субсидий в налоговую базу по НДС, как это сделать и как принять НДС к вычету по субсидированным расходам.

Субсидия – это одна из разновидностей форм государственной финансовой помощи, которая представляет собой выплату денежных средств из федерального и местного бюджетов или специальных фондов. Денежные средства предоставляются субсидированным лицам на безвозмездной основе, но строго на определённые цели, что требует предоставление отчётности об их использовании.

Включение суммы субсидий в налоговую базу для расчёта налога зависит от целей и порядка осуществления государственной поддержки. Так, включению будут подлежать субсидии, полученные в счёт оплаты товаров, реализуемых не по льготным ценам и с НДС, или же, например, субсидии, компенсирующие упущенную выгоду в связи с применением скидок и льгот.

Принятие к вычету НДС, если затраты покрыты субсидией

В договоре о предоставлении субсидии чаще всего прописан факт включения суммы НДС в сумму субсидии.

В случае отсутствия такой информации считается, что НДС заложен в сумму субсидии по умолчанию и принимать эти суммы к вычету нельзя, если денежные средства были использованы для покрытия затрат. Если, при этом, затраты покрываются из субсидированных средств лишь частично, а остальное – за счёт организации, то к вычету принимается несубсидированная часть расходов.

НДС при получении субсидий - Ответ Бухгалтера

Исключением является получение субсидий на выплату заработной платы работникам. При использовании таких субсидий вся сумма входного НДС может быть принята к вычету, согласно нормам, предусмотренным пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №121-ФЗ.

В случае если НДС в сумму субсидии не заложен, то он может быть принят к вычету в обычном порядке, так как организация оплачивает его самостоятельно (статья 170 НК РФ).

НДС при получении субсидий - Ответ Бухгалтера

НДС при получении субсидий - Ответ Бухгалтера

Восстановление НДС

Восстановление НДС так же следует из условий предоставления субсидии, прописанных в договоре.

В случаях, когда в сумму субсидии, согласно условиям, не заложен НДС, то организация принимает его к вычету в полном объёме и ничего не восстанавливает.

В случаях, когда НДС заложен в субсидию, принятый к вычету НДС необходимо восстановить и полученную сумму учесть в составе прочих расходов при расчёте налога на прибыль, если НДС восстанавливался по товарам, работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам. Если расходы не были разделены, то восстановление НДС нужно произвести в порядке, предусмотренным пунктом 3 статьи 170 НК РФ.

При этом необходимо помнить следующее: восстановить НДС и учесть эту сумму в налоге на прибыль надлежит сделать в том отчётном периоде, в котором была получена субсидия. Вышеперечисленные условия строго контролируются сотрудниками налоговых органов.

Выводы

В обоих рассмотренных выше случаях: когда для расчёта НДС в налоговую базу субсидии включаются (на оплату товаров) и когда не включаются (на покрытие затрат на приобретение товаров) – объекта налогообложения не возникает.

Организации, получающей субсидию от государства, необходимо чётко понимать, какие нормы налогового законодательства будут применимы в том или ином случае. И зависеть это будет от целей получения субсидии, прочих обстоятельств и условий её предоставления, прописанных в договоре.

Таким образом, при использовании суммы полученной субсидии полностью на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав, основных средств и нематериальных активов, входной НДС, заложенный в сумму субсидии, вычету не подлежит (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). В случаях принятия НДС по возмещению понесённых затрат для приобретения активов к вычету – подлежит восстановлению, согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Платёжное поручение для единого налогового платежа с 2023 года

Ндс с субсидии компенсирующие недополученные доходы

Подборка наиболее важных документов по запросу Ндс с субсидии компенсирующие недополученные доходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 170 «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган пришел к выводу, что унитарное предприятие, основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), в нарушение п. 2.1 ст. 170 НК РФ неправомерно заявило вычеты по НДС по счетам-фактурам, оплата которых произведена за счет полученных предприятием субсидий на обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива. Унитарное предприятие полагало, что правомерно приняло к вычету НДС, поскольку субсидии были выделены в целях компенсации недополученных доходов, так как затраты на приобретение топлива превысили заложенные в тариф, при этом за счет субсидий топливо не могло быть оплачено в полном объеме. Суд, признавая правомерным отказ в налоговых вычетах, указал, что субсидии были предоставлены предприятию до оказания услуги и не могут рассматриваться в качестве субсидий на возмещение недополученных доходов или покрытия убытков по причине отсутствия дохода, недополученного предприятием в связи с реализацией услуг по тарифам. Кроме того, исходя из целей, указанных в соглашениях на предоставление субсидий, а также факта включения в размер субсидий НДС, суд пришел к выводу, что принятие к вычету НДС приведет к получению предприятием двойной налоговой выгоды.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 146 «Объект налогообложения» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Общество не включило в налоговую базу по НДС полученные из бюджета субсидии, считая, что они по своей сути являются компенсацией недополученных доходов, связанных с установлением государством льгот в виде регулируемых цен (тарифов) для населения на услуги по откачке и вывозу бытовых сточных вод. Налоговый орган пришел к выводу, что общество неправомерно занизило налоговую базу по НДС на суммы субсидий, поскольку они предоставлены обществу не в связи с применением государственных регулируемых цен, а в качестве возмещения недополученных доходов. Суд установил, что деятельность общества является конкурентной, цена услуг не подлежит государственному регулированию, определяется соглашением между исполнителем и потребителем. В соглашении между обществом и государственным органом о предоставлении субсидии также отсутствовало указание на то, что услуги будут оказаны по государственным регулируемым ценам или с применением льгот отдельным потребителям. Суд пришел к выводу, что спорные субсидии фактически получены обществом в качестве платы за оказанные услуги и являются его выручкой от реализации и, соответственно, объектом налогообложения НДС.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Интервью: НДС-учет «коронавирусных» субсидий и не только(«Главная книга», 2020, N 18)- Субсидии подлежат включению в налоговую базу, только если их получение связано с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг (для удобства будем называть их товарами). Это правило следует из п. 1 ст. 162 НК РФ. Исключение составляют субсидии, указанные в п. 2 ст. 154 НК РФ. Так, если субсидия получена в связи с тем, что при реализации применяются государственные регулируемые цены или цены с учетом льгот (включая скидки на цену без НДС) для отдельных потребителей, то ее не надо включать в базу по НДС. К примеру, не надо включать в налоговую базу субсидию, сумма которой определена без НДС и которая компенсирует недополученные доходы в случае, когда отдельным категориям лиц коммунальные услуги предоставляются по льготным тарифам .

Бухгалтерский учет бюджетных субсидий

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.

Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Какие есть правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства?

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?

Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.
Читайте также:  Отчет о финансовых результатах

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Как учесть субсидии при УСН?

ВАЖНО!

Как учесть «коронавирусную» субсидию: налоговый и бухгалтерский учет

Мы уже писали о том, как компании и ИП из кризисных отраслей могут получить субсидию от государства. Расскажем, как потратить и отразить в учете эти деньги.

Куда потратить субсидию

Субсидия — это средства, которые выделяет государство для поддержки предприятий, пострадавших во время пандемии. Сумма субсидии рассчитывается по количеству работников. Получатели могут потратить эти деньги как угодно: оплатить аренду помещения, выплатить зарплату, закупить материалы или основные средства, уплатить налог по УСН, оплатить коммунальные услуги.

ИП без работников могут использовать субсидию для личных целей. Отчитываться о том, на что были направлены средства, не нужно. Возвращать деньги государству не придется: это безвозмездная помощь.

Однако необходимо учесть саму субсидию и расходы, на которые она была потрачена, в налоговом и бухгалтерском учете. Способы учета зависят от характера расходов.

Как отразить субсидию в налоговом учете

«Коронавирусная» субсидия не облагается налогами. Это значит, что предприятия на ОСНО и УСН не учитывают ее в доходах (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В то же время затраты, которые оплачены за счет субсидии, нельзя учесть в расходах (п. 48.26 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Например, организация оплатила аренду помещения в размере 60 000 рублей, из которых 25 000 рублей оплачены за счет субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 35 000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.

Если за счет субсидии приобретены какие-то товары, работы или услуги с НДС, то входной НДС можно принять к вычету в общем порядке.

Если за счет субсидии выплачивается зарплата, то учесть сумму выплат в расходах нельзя. Взносы и НДФЛ рассчитываются в обычном порядке.

Как отразить субсидию в бухгалтерском учете

Субсидия является государственной помощью. Такая помощь учитывается в соответствии с ПБУ 13/2000.

Для учета субсидии делаются следующие проводки:

  1. Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;

  2. Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.

Пример:

28 мая получена субсидия в размере 145 560 рублей. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.

Проводки:

  • 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,
  • 28 мая д86-к91.1 — 145 560 рублей.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:

  • 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,
  • 28 мая д86-к91.1 — 45 560 рублей — сумма зарплаты за апрель,
  • 31 мая д86-к91.1 — 100 000 рублей — сумма аренды за май.

Бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом

Также смотрите:

Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Счет 86 «Целевое финансирование»

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения.

Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Счет 98 «Доходы будущих периодов»

Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.

2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов.

Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.

Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:

  • Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
  • Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).
Читайте также:  Нужна ли вам онлайн-касса - Ответ Бухгалтера

Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:

Дт 51 – Кт 86

Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.

Расходование средств субсидии в бухучете

При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.

Разберем ситуацию на примерах:

ПРИМЕР 1

Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.

При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:

Для упрощения примера примем, что компания освобождена от уплаты страховых взносов за период выплаты этой з/п.

Проводки будут такими:

  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

ПРИМЕР 2

Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.

При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:

В бухучете отразить оплату части аренды за счет субсидии следует так:

  • Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
  • Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
  • Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
  • Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
  • Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.

Нюансы налогового учета субсидии

  • Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
  • В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
  • В Примере 2:  Дт 86 Кт 26 – 60 650.
  • И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
  • Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
  • Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Подводим итоги

Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.

Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.

Восстановление НДС, уплаченного за счет выделенных субсидий

«НДС: проблемы и решения», 2013, N 2

Конечно, все мы помним, что в рыночной экономике основная цель бизнеса — это получение прибыли.

Но также помним, что если все отрасли и предприятия экономики будут следовать только этому принципу, то кое-какие товары, работы и услуги для населения исчезнут вообще или станут доступны только немногим избранным.

Поэтому государство (хочет оно того или нет) обязано закрывать разрывы между рыночной неэффективностью и общественной необходимостью предоставлением субсидий.

https://www.youtube.com/watch?v=cPW-3zQXI5k\u0026pp=ygVU0J3QlNChINC_0YDQuMKg0L_QvtC70YPRh9C10L3QuNC4INGB0YPQsdGB0LjQtNC40LkgLSDQntGC0LLQtdGCINCR0YPRhdCz0LDQu9GC0LXRgNCw

Получение субсидий — это, конечно, здорово, но возникают кое-какие проблемы с НДС. Какие? Об этом наша статья. И начнем ее с теории.

Субсидия и «с чем ее едят»

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным или муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:

  • возмещения затрат;
  • недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Это зафиксировано в п. 1 ст. 78 БК РФ. А в п. 2 названной нормы перечислены источники предоставления субсидий и даны ссылки на правовые акты, в соответствии с которыми могут быть выданы субсидии.

Источники предоставления субсидий Основания предоставления субсидий
Федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов РФ В случаях и порядке, предусмотренных федеральным закономо федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ
Бюджет субъекта РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов В случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФо бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ
Местный бюджет В случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации

Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

  • категории или критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Теперь разберемся, когда и зачем выдают субсидии. А также поговорим об особенностях исчисления НДС при их получении.

Субсидия получена: как насчет начисления НДС?

Бюджетное законодательство, как уже было сказано, предусматривает две цели выделения субсидий лицам, осуществляющим производство товаров, выполнение работ и оказание услуг: возмещение затрат или недополученных доходов. Облагаются ли средства в виде субсидий НДС? По общему правилу получение субсидии НДС не облагается. Но существуют кое-какие нюансы.

Налоговая база по НДС увеличивается

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ независимо от источника финансирования. В силу пп. 2 п. 1 ст.

162 НК РФ налогооблагаемая база увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, если получение налогоплательщиком субсидии увязывается со встречной реализацией товаров (работ, услуг), то есть субсидия связана с оплатой реализации, она (субсидия) увеличивает налоговую базу по НДС в момент поступления денежных средств.

Примечание. Если получение субсидии из бюджета связано с реализацией товаров (работ, услуг), такая субсидия увеличивает налоговую базу по НДС.

Налоговая база по НДС не увеличивается

В противном случае — когда субсидия не связана с оплатой реализованных товаров, работ, услуг — она в налоговую базу не включается.

К таким субсидиям, в частности, относятся субсидии на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг).

Примечание. Субсидии на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), не увеличивают налоговую базу по НДС.

Данный вывод подтвержден и многочисленными разъяснениями Минфина. Рассмотрим некоторые из них.

Сельхозпроизводитель (не является плательщиком ЕСХН) поинтересовался, облагаются ли НДС субсидии, полученные из бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, приобретение средств химизации, дизельного топлива, ликвидацию последствий ущерба, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных природных условий.

При этом налогоплательщик пояснил, что кредитные средства были направлены в соответствии с целями, указанными в кредитных договорах, минеральные удобрения, дизельное топливо использованы только для осуществления производства сельскохозяйственной продукции (субсидии на компенсацию части затрат по ним были получены после того, как организация сама полностью оплатила и использовала в сельхозпроизводстве приобретенные ТМЦ).

Порядок учета НДС при получении субсидии от государства

17.01.2019Российский налоговый портал

  • Ответ подготовил:
  • Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  • Ткач Ольга
  • Ответ прошел контроль качества
  • Организация является муниципальным предприятием, учредителем и собственником имущества которого является администрация города.

Администрация города предоставила субсидию за счет средств местного бюджета на компенсацию затрат (убытков) или недополученных (выпадающих) доходов по нереальной к взысканию задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Задолженность ранее была признана как нереальная к взысканию и списана либо на основании исполнительного производства, либо в связи со смертью и т.п.

До 2018 года предприятие получало данную субсидию за счет средств местного бюджета и не облагала ее НДС.

При реализации услуг населению предприятие уже исчислило и уплатило в бюджет сумму НДС. Фактически субсидия дается на погашение списанной дебиторской задолженности, которая по решению суда нереальная к взысканию.

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ внес изменения в учет НДС при получении субсидий за счет бюджетных средств.

  1. Должно ли предприятие в 2018 году облагать данную субсидию НДС?
  2. Если да, то какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?
  3. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Рассматриваемые субсидии не связаны с оплатой реализованных услуг, следовательно, не должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС. Получаемые бюджетные средства являются субсидией, которая призвана возместить расходы, связанные со списанием дебиторской задолженности населения за оказанные предприятием услуги, которые ранее были включены в налогооблагаемую базу по НДС в полной сумме.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.

2017 N 335-ФЗ в главу 21 НК РФ, распространили с 1 января 2018 года обязанность восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, на случаи получения субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от факта включения суммы НДС в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Разъяснения Минфина России по вопросу исчисления НДС при получении субсидий после 01.01.

2018, сводятся к тому, что в зависимости от цели предоставления субсидии она либо включается в налогооблагаемую базу по НДС (кроме тех, что связаны с применением регулируемых цен), либо требует возмещения ранее принятых к вычету сумм НДС (или непринятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет полученной субсидии).

Однако для рассматриваемой субсидии главой 21 НК РФ не установлено правил налогообложения. Тем не менее, не исключен риск предъявления претензий в виде требования восстановить сумму НДС исходя из сумм, полученных из бюджета. При этом порядка такого восстановления законодательством не предусмотрено.

Читайте также:  Как ИП принимать на работу сотрудника - Ответ Бухгалтера

Судебной практики по вопросу налоговых последствий получения субсидий, аналогичных рассматриваемой, мы не обнаружили. Однако имеющиеся разъяснения косвенно свидетельствуют о вероятности спора с налоговым органом. В связи с чем рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях:

а) возмещения недополученных доходов;

б) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Восстановление НДС при получении субсидий в 2023 году

С приходом 2023 года многие предприниматели, лица и компании стали озадачены вопросом новшеств относительно НДС и всего, что с ним связано. Нововведения коснулись различные виды бизнеса и компаний разных форм собственности. В приведенной статье изучим  восстановление НДС при получении субсидий в 2023 году и какие новшество приготовил законодатель.

Авторы изменений касательно НДС по субсидиям подготовили ряд нововведений для получателей таких средств. ИП и компании разных организационных форм, что приобретают товары или совершают оплаты за работу или услуги за бюджетные деньги, не вправе принимать к вычету входной НДС. Об этом гласит поправка налогового кодекса.

Норма ограничения вполне объяснима и предупреждает задвоение бюджетных средств.

Рассмотрим основные моменты действия новых норм в таблице.

№ пп Правило Характеристика
1 Вычет налога Теперь же действует запрет только на ту часть купленного товара, который частично был оплачен госденьгами. То есть, не получится принять к вычету НДС на то частичное приобретение, которое касается бюджетных средств и Вы таким образом сможете все же вернуть часть налога. Сумма налога равнопропорциональна приобретенной части товара. С целью выяснения такой пропорции учтите входной НДС в стоимости продукта. Норма распространяется как на отечественную, так и на импортную продукцию.
При ведении раздельного учета НДС, оплаченного казенными деньгами товара, то та часть непринятого налога учитывается в таком товаре или услуге. Если же такой вариант не применяется, то на расходы налог никак не отнести.
2 Сопровождение раздельного учета С введением новшеств раздельный учет теряет всякий смысл. То есть весь не принятый налог относится фирмой на прочие расходы изготовления и продажи товара, но не включается в цену купленного имущества. Также законодатель разрешил прописывать  в бумагах на получение инвестиций и субсидий формулировку о том, что финансы из казны не покрывают оплату входного налога. Такое возникает в случае оплаты бюджетными средствами продукта без НДС, а налог компания покрывает самостоятельно
3 Восстановление НДС Ранее работало условие, что принятый налог восстанавливается, когда затраты покрыл бюджет. И никакой роли не играло включался ли налог в бюджетную субсидию. Теперь же налог Вам придется восстанавливать только по выданным из казны деньгам и на налог тоже. Данное условие обязательно должно быть включено в документацию по выделению средств. Когда Вам не выделили деньги на налог, то и восстанавливать его не стоит.
Что касается импорта, то при выделении денег только на него, в обязанностях компании-импортера восстановить ранее вычтенный налог. По факту покупки товара за личный счет, компания в дальнейшем могла получить частичное госпокрытие. При этом стоит восстановить часть налога, равнозначной части приобретения без входного НДС

При соблюдении вышеописанного условия о раздельном учете компания без труда принимает налоговый вычет.

Формула исчисления пропорциональности покупок изменена, и теперь в цену приобретения включается входной НДС. Но важно помнить, что нормы распространены только на субсидии, начиная с 2023 года.

статью ⇒ «Учет дотационного НДС в 2023 году«.

Что изменится в гарантийном ремонте

В ситуации, когда Ваша компания занимается техобслуживанием и ремонтом медоборудования и прочих товаров, Вам будет интересен этот абзац. До изменений кодекс освободил такого рода деятельность от налога, но только тогда, когда они не оплачивались. Все сопутствующие при ремонте детали при бесплатной замене также не облагались НДС.

Поправка сохраняет право на освобождение от НДС, но налогоплательщик изучаемого нами бизнеса вправе сам написать отказ на то, чтобы его бизнес освободили от налога. Всем гарантийщикам ИП и фирмам предоставлено право свободы выбора использовать положенную налоговую льготу или нет.

Оформить отказ от льготы по НДС можно специальным заявлением в налоговую по месту регистрации бизнеса.

Имущество, арендуемое у государства

Налоговым агентом по НДС считается любое физлицо, что взяло в аренду госимущество местного или федерального уровня. Оплачивая арендные платежи такой человек обязан удерживать налог и перечислять его в подведомственный бюджет.

Лазейка заключалась в том, должны ли это делать те лица, что не оформлены как ИП.

Однако законодатели приняли к сведению подобный каламбур и четко прописали, что не зарегистрированные в качестве ИП лица не выступают налоговыми агентами по НДС при аренде.

статью ⇒ «НДС сельхозпроизводителя: расчет, льготы, отчетность«.

Покупка макулатуры

До введения изменений все фирмы и ИП, приобретающие металлолом и сырые шкуры животных.

Контрагенты выставляют своим клиентам счета с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и соответственно не оплачивают его в казну.

Клиенты таких компаний, кроме тех, кто не оформлен как ИП выписывают фактуры с выделенным НДС и соответственно удерживают такой налог. Они обязаны уплатить его в казну и получают право на вычет налога.

С введенными поправками к товарной группе добавляется макулатура.

НК содержит определение, что же к ней относят. Это вся бумага и картон, рассматриваемые как отходы, их брак, прочие бумаги и типографическая продукция с вышедшим сроком их архивного хранения. Преимущество коснется тех фирм, которые купили макулатуру начиная с этого года и они будут налоговыми агентами по НДС.

Особенности бухучета

Госпомощь как субсидия, субвенция и госкредиты, а также нефинансовый ресурс урегилирована положением бухучета по учету госпомощи. Все перечисленные мною виды кредитов подпадают под целевое финансирование. Бюджетные деньги признаются с применением одного из приведенных вариантов:

  1. При возникновении целевого финансирования отображают долги по таким деньгам.
  2. По фактическому их получению, когда такое финансирование повышается на бухсчетах размещения таких денег.
  • Положение утверждает, что деньги бюджета могут быть списаны с бухсчета по целевому финансированию на повышение финрезультата компании.
  • Госфинансы, покрывающие затраты компании прошлого отчетного периода, отображаются в составе долга по ним и увеличивают финрезультат деятельности фирмы на прочих доходах. С этой целью осуществляется бухзапись:
  • Дебет 76 Кредит 91-1
  • Могу Вам предоставить пример ориентировочных бухпроводок:
  1. Отображение долга по госфинансам: Дебет 76 Кредит 86.
  2. Увеличение прочих доходов фирмы при принятии руководством распоряжения выделить возмещение: Дебет 86 Кредит 91-1.
  3. По лизинговому соглашению пришли на счет деньги в качестве возмещения оплаты: Дебет 51 Кредит 76.

статью ⇒ «Новая форма налоговой декларации по НДС в 2023 году«.

Постулаты кодекса

Учтите, что объектом налогобложения считаются доходы от продажи продукта, прочего имущества и прав по нему, а также все внереализационные доходы. Отдельно Вам не стоит вести бухучет выделенной Вашему бизнесу субвенции.

Как Вы тратите такие финансы Вы не обязаны отчитываться. Полный перечень доходов, что не применимы по отношению к налогооблагаемой прибыли указан в кодексе и он полностью удовлетворяет запросы пользователей.

Вместе с тем включены к внереализационным доходам бесплатно полученные продукты и права, кроме неких исключений.

Есть формулировка, что все дотации предоставляются юрлицам, ИП и физлицам, выпускающим товары безвозвратно и бесплатно с целью компенсирования трат и неполученных доходов из-за производства такого продукта.

Норма не распространяется на госучреждения различных бюджетов.

Следовательно, все бюджетное финансирование, выданное компании, применимо к добавлению к базе налогообложения по налогу на прибыль как внереализационные доходы на момент зачисления средств на расчетный счет компании.

Позиция Минфина

В свою очередь, Министерство утверждает, что выделенные хозрасчетным фирмам госкредиты не считаются по своей экономической сути целевыми поступлениями.

Как результат, они не учитываются при  исчислении базы налогообложения базы по налогу на прибыль в качестве затрат, дополнительно начислять налог на субсидию нет необходимости.

Я уже упоминал, но все же повторюсь, что дотация государства на покрытие трат по изготовлению и выпуску продукции не подлежит обособленному бухучету и это прописано рядом писем от регуляторов.

В качестве налогооблагаемого объекта мы можем рассматривать такие варианты:

  • Ввоз продукции на таможню страны;
  • Осуществление строительных работ в целях своего потребления и использования;
  • Продажа продукции и передача прав на имущество. Сюда относится и бесплатная их передача;
  • Передача продукта и услуг для своих мер, траты по которым не применены к вычету и к этому причисляют начисленную амортизацию при просчете налога на прибыль компании.

Вы наверняка в курсе, что база повышается за счет средств, полученных от продажи товара как финансовую помощь, при зачислении финансов.

В зависимости от разновидности полученной госсубвенции на бухоперации по продаже продукции или передачей прав, компания делает заключение о том, включать ей в базу налогообложения НДС такие деньги или не стоит.

Так и мнение самих регуляторов противоречит друг другу и как быть владельцам компаний и другим участником рынка пока непонятно.

Вам настоятельно рекомендую все же опираться на список в кодексе, описывающий конкретные ситуации восстановления налога, а также изучайте внутриотраслевые документы исходя из Вашего рода деятельности.

Эта бумага выступает основой любого бизнеса и если вам начислят штрафы, то именно за нарушение его пунктов и положений.