Прочее

Дорожно-транспортное происшествие ДТП — Ответ Юриста

Дорожно-транспортное происшествие ДТП - Ответ Юриста Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Если вы получили статус водителя и сели за руль авто, значит, вы отвечаете за причинение вреда другим участникам движения.

Задумайтесь заранее о возможных опасностях на дороге, чтобы быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. ДТП — ситуация не из приятных. Оно может закончиться потерей времени, нервов, денег и даже здоровья. Обычно автовладельцы не знают, что делать после ДТП, при этом из-за стресса могут совершить ошибки, которые впоследствии приведут к плачевным результатам.

Что делать пострадавшему и виновнику при ДТП? Порядок действий при наличии страховки подскажут юристы портала Правовед.RU.

ДТП случаются по многочисленным причинам:

  • непогода;
  • плохой обзор на дороге;
  • плохое самочувствие водителя;
  • неисправность автомобиля;
  • вина автомобилиста;
  • вина третьих лиц;
  • вина пешеходов.

Вне зависимости от того, по какой причине водитель попадает в аварию, он должен осознавать ответственность за происшествие. Поэтому при ДТП стоит трезво оценить свои действия и понять, кто является виновником.

Что делать, если произошло ДТП? Памятка водителю

Дорожно-транспортное происшествие ДТП - Ответ Юриста

Помните об алгоритме действий:

  • остановите машину и проверьте целостность бака на предмет утечки топлива;
  • включите аварийку, установите аварийный знак на расстоянии 15 м от машины, если вы находитесь в населенном пункте, 30 м — вне городской черты;
  • проверьте, есть ли пострадавшие, кому нужна медпомощь, вызовите карету скорой помощи. Если скорая не может доехать до места аварии или у пострадавшего серьезные травмы, ПДД разрешает самостоятельно транспортировать человека в медпункт, покинув место ДТП;
  • сообщите о случившемся в диспетчерскую ГИБДД и в страховую компанию;
  • ожидайте инспекторов ГИБДД, а также аварийных комиссаров страховщика для составления схемы ДТП.

Если в аварии нет пострадавших

Если вред причинен только имуществу, шаги остаются теми же, за исключением помощи пострадавшим. В этом случае сотрудники ГИБДД заполняют следующие документы:

  • схему ДТП;
  • справку об аварии;
  • протокол об административном правонарушении (копии вручаются участникам).

Документально фиксируются показания очевидцев и участников ДТП.

В некоторых ситуациях возможно оформление без полиции. О них мы расскажем ниже.

Если есть пострадавшие в ДТП

Если в результате аварии имеются пострадавшие, составляются следующие бумаги:

  • справка о ДТП;
  • схема столкновения;
  • протокол осмотра ТС;
  • приложение к протоколу — письменная информация о пострадавших и очевидцах;
  • акт медицинского освидетельствования на наличие наркотиков или алкоголя в крови у участников аварии.

Что делать при ДТП, если ты виноват?

Порой беспечность граждан или нарушение ПДД может привести к плачевным результатам, когда они становятся виновниками ДТП. Резонный вопрос, какие действия предпринять? Стоит ли сообщать своему страховщику о происшествии?

Если автомобилист виновен в аварии, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  • не впадать в панику;
  • если есть пострадавшие, оказать возможную помощь;
  • при необходимости вызвать карету скорой;
  • если обнаружили раненых, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и сообщить место происшествия;
  • сообщить своему страховщику, что вы являетесь виновником аварии, но если только точно уверены в этом;
  • не перемещать с места транспортные средства, а также детали, отвалившиеся от автомобиля;
  • сделать фотоснимки ДТП или видеофиксацию после происшествия;
  • точно оформить уведомление с указанием всех участников аварии (ФИО и прочая информация);
  • дождаться документов от сотрудников дорожной службы и с полным комплектом бумаг обратиться в свою страховую компанию.

Помимо денег на ремонт автомобиля виновника, потерпевшая сторона также может требовать компенсации причиненного ущерба, поэтому при обращении к страховщику придется написать заявление, чтобы компенсировали урон, нанесенный потерпевшему.

Обратите внимание!

Не покидайте место происшествия, ведь от дальнейших действий будет зависеть не только степень возможного наказания, но порой и человеческие жизни. Не забывайте, что по номеру автомобиля найдут его владельца, поэтому нет смысла покидать место ДТП, это только усилит вину нарушителя.

При незначительном уроне автомобилю страховые компании не всегда осуществляют гарантированные выплаты. В этом случае стоит привлечь независимого эксперта, способного установить реальный ущерб от столкновения. Получив результаты экспертизы, следует ознакомиться с условиями вашего договора по ОСАГО, оформленного в конкретной фирме, чтобы убедиться, положена ли выплата страховки.

Страховая компания оплатит расходы потерпевшей стороне, но при этом с виновника ДТП будет удержана определенная сумма, ее величина зависит от степени вины, которую установит и назначит суд. В зависимости от рассчитанной суммы придется либо одномоментно компенсировать расходы по ОСАГО своему страховщику, либо будет составлен график ежемесячных платежей для погашения.

Если вы сомневаетесь в своей вине, то только опытный и грамотный юрист подскажет, что делать при ДТП в спорных ситуациях. Своевременная помощь специалиста поможет избежать не только крупных финансовых издержек, но и реального тюремного заключения.

Порядок оформления ДТП

После прибытия на место сотрудников ГИБДД водители могут:

  • требовать провести фиксацию важной информации;
  • комментировать любые действия представителей власти, выражать возражения.

Аварийный комиссар вправе ознакомиться с документами, защищать интересы своего клиента.

Протокол, оформляемый на месте ДТП, должен содержать достоверные сведения, а участники аварии обязаны ознакомиться с ним и подписать его. Если автомобилист не согласен с информацией, указанной в протоколе, не стоит отказываться его подписать, необходимо дать письменные комментарии в документе и пояснить, как и что происходило на самом деле.

Обратите внимание!

Мы рекомендуем не подписывать протокол с пустыми строками и убедиться, что все замечания записаны верно.

Протокол должен содержать достоверные данные:

  • о техническом состоянии ТС;
  • перечне повреждений;
  • все контакты очевидцев и участников ДТП.

Схема аварии должна содержать полные сведения о состоянии дороги, светофорах, дорожной разметке.

Вина участников столкновения зависит от нескольких факторов:

  • состояния дороги, наличия выбоин, предупреждающих знаков, дорожной разметки, покрытия;
  • погодных условий: туман, дождь, гололед;
  • технического состояния машины.

Погодные условия и прочие перечисленные условия, не позволяющие своевременно справиться с аварийной ситуацией на дорогах, попадают в основной перечень причин ДТП. Отражение этих факторов в протоколе может смягчить наказание при рассмотрении дела в суде.

Если виновное лицо находилось под воздействием наркотиков или алкоголя, установление этого факта станет основанием для лишения его водительского удостоверения.

Дорожно-транспортное происшествие ДТП - Ответ Юриста

Европротокол: без сотрудников ГИБДД

Оформление ДТП без вызова ГИБДД возможно при соблюдении следующих условий:

  • в столкновении участвует не более 2 транспортных средств;
  • в аварии не пострадали люди, ущерб причинен только автомобилям и иному имуществу;
  • обе стороны конфликта не имеют разногласий относительно всех обстоятельств ДТП — вины одного или обоих участников, характера и степени повреждений и т.д.

Выплата по протоколу составляет не более 50 тыс. руб. Однако неправильное оформление документа влечет отказ от возмещения ущерба. При мелких повреждениях составляется:

Порядок действий, если виновник аварии скрылся.

Участники покидают около 10% аварий. Если второй водитель уехал, вам необходимо выполнить требования ПДД:

  • включить аварийку, установить знак аварийной остановки;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • вызвать скорую помощь при необходимости.

Не пытайтесь догнать нарушителя. Гонки могут закончиться еще одной аварией. Не следуйте примеру автомобилиста и не уезжайте с места аварии. Если второй участник скрылся, обязательно сообщите об этом по телефону сотрудникам ГИБДД.

Если машина мешает движению других ТС, перед перемещением ее в сторону отметьте положение автомобиля, следы аварии на фото-, видеокамеру. В случае если ТС не мешает транспортному потоку, не перемещайте его.

Второй шаг — поиск свидетелей. Постарайтесь найти очевидцев сразу после случившегося. Вы можете сделать следующее:

  • расспросить, что они заметили;
  • уговорить остаться до приезда ГИБДД;
  • попросить контакты;
  • выяснить: возможно, они сняли произошедшее на фото- или видеокамеру.

Обратите внимание!

Если у вас велась съемка на видеорегистраторе, не забудьте ее остановить, поскольку устройство постоянно записывает новую информацию, а старую удаляет в зависимости от емкости карты памяти.

Узнайте о наличии или отсутствии систем видеонаблюдения на месте аварии. Если они есть, обратитесь к владельцам устройств для получения видеозаписи. Но лучше попросить об этом через сотрудников полиции или вместе с ними, поскольку по запросу частного лица запись могут не предоставить.

При оформлении ДТП проследите, чтобы был зафиксирован факт побега второго водителя с места столкновения. Если участник, который уехал, вернулся до оформления документов и участвует в их заполнении, он не считается скрывшимся. Если он так и не появился, придется проехать в отделение полиции и подать заявление о розыске виновника.

Обратите внимание!

Вам необходимо уведомить страховую компанию, написать заявление о страховом случае и передать копии всех документов, которые выдало ГИБДД. Если виновник будет найден, у страховой не будет оснований отказывать вам в выплате.

Как найти скрывшегося виновника?

Если вы потерпели аварию, а нарушитель сбежал, как быть в этом случае?

Необходимы активные действия:

  • постоянно напоминайте полицейским, которые занимаются розыском, о своей заинтересованности, приходите в участок, интересуйтесь ходом расследования;
  • если явно заметно бездействие сотрудника полиции, обращайтесь с жалобой к руководителю подразделения, затем в прокуратуру, поскольку халатность — уголовно наказуемое деяние.

Причинение вреда имуществу при аварии не является причиной, по которой официальные поиски будут активными. Если вы решитесь на самостоятельные розыски виновного лица, тогда используйте:

  • соцсети;
  • местные газеты;
  • бумажные объявления на афишах и подъездах неподалеку от места ДТП;
  • интернет-форумы;
  • иные общественные площадки интернета.

Вам может помочь опрос жителей стоящих неподалеку домов, зайдите в автосервисы, пройдитесь по пустырям, близлежащим дворам, привлеките к поиску друзей, знакомых, особенно тех, у кого имеются знакомства в органах и доступ к служебной информации.

Для поиска информации о виновнике ДТП воспользуйтесь базами в интернете. Но проявляйте осторожность, поскольку часто мошенники пытаются предложить услуги по выяснению личности собственника автомобиля, имитируя владение базой данных.

Срок давности для привлечения к ответственности нарушителя, покинувшего место аварии, составляет 3 месяца. По истечении этого периода водитель не будет наказан. Однако за последствия ДТП придется отвечать и после окончания трехмесячного срока.

Специалисты советуют не ремонтировать свой автомобиль хотя бы на протяжении первых 3-х месяцев. В это время высока вероятность поимки виновника. Если вы все-таки решили обратиться в ремонтную мастерскую, позаботьтесь о том, чтобы получить подтверждение ущерба от ДТП.

Для этого необходимы качественные фото мест повреждений с различных углов. Но лучшим доказательством причинения урона будет результат автотехнической экспертизы, включающей комплексное исследование:

  • автотовароведческое;
  • трасологическое.
Читайте также:  Форма 7‑травматизм — инструкция по заполнению - Ответ Бухгалтера

Важно сохранить все заказы-наряды, чеки, иные подтверждения затрат на ремонт машины, а также расходы на лечение пострадавших.

Что делать после ДТП пострадавшему водителю?

После происшествия до приезда инспекторов ГИБДД мы рекомендуем водителю:

  • обменяться контактами с участниками аварии, номерами страховых полисов;
  • заняться сбором сведений о столкновении, проверить видео на регистраторе, провести опрос очевидцев, взять их контакты;
  • сделать фотографию места происшествия, зафиксировать положение автомобилей других участников, осколки, тормозной путь;
  • до приезда инспекторов заполнить графы бланка извещения, которые выдаются страховой компанией. Как правило, заполнение извещения проводится совместно участниками ДТП, но если имеются разногласия, бланк заполняется по отдельности, об этом следует сообщить страховщику.

Обратите внимание!

Полис ОСАГО предусматривает правило – за получением страховки следует обратиться в страховую компанию не позднее 5 дней с момента оформления всех бланков по ДТП.

Потерпевшему водителю при обращении в свою СК следует соблюсти некоторые правила:

  • собрать необходимые бланки (бумаги из ГИБДД, уведомление, что разногласия по происшествию отсутствуют и т.д.);
  • созвониться со страховщиком, уточнить информацию о графике приема и адрес расположения офиса, чтобы подъехать и написать требуемое заявление;
  • обратиться в СК, заполнить форменный бланк для проведения оценки повреждений и подписать итоговый протокол.

Обратите внимание!

Если потерпевший не успел обратиться в СК за оформлением страховки, будет действовать срок давности 3 года. В этот период можно по суду восстановить срок для обращения к страховщику.

Резюме

  • Если повреждения автомобилю нанесены не во время движения, например, на стоянке при открывании двери задета соседняя машина, такой случай считается страховым по ОСАГО, но не является аварией.
  • Если в результате события отсутствует ущерб, оно также не считается ДТП
  • Но в этом случае необходимо найти очевидцев, поскольку доказать противоположное весьма непросто.

У вас еще остались вопросы, что делать после ДТП? Главное, не теряться, а действовать согласно описанному выше алгоритму.

Также вы можете связаться с нашими юристами по телефону или через онлайн-форму на сайте, чтобы получить подробные инструкции.

Дорожно-транспортное происшествие ДТП - Ответ Юриста Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

— Уголовный адвокат при ДТП и как он может помочь

уголовный адвокат Алексей Зайцев. Я оказываю адвокатскую помощь по уголовным делам с 2001 года и за это время насмотрелся всякого. Я защищу вас от неприятных сюрпризов и с вероятностью 99% добьюсь самого мягкого наказания или прекращения дела без судимости.

02.06.2022

Дорожно-транспортное происшествие ДТП - Ответ Юриста

Если человек нарушил правила дорожного движения (ПДД), и никто не пострадал, это штраф. Если водитель по неосторожности создал аварийную ситуацию, и это повлекло тяжкий вред здоровью либо смерть для одного или нескольких участников происшествия, это статья 264 Уголовного кодекса РФ.

Может ли помочь любой уголовный адвокат? Нет, если в его специализацию не входит работа именно с дорожно-транспортными происшествиями. Нужен уголовный адвокат по ДТП. Дела по ДТП довольно специфичны.

Тактика защиты, применяемая адвокатом по таким делам, отличается от тактики защиты других дел, например, от дела об уличной драке или дела о краже.

В статье я рассказываю:

  • Нужен ли адвокат при ДТП и при каких условиях нарушение правил дорожного движения признается уголовным преступлением
  • На чем строится защита по делам о ДТП и как уголовный адвокат может помочь обвиняемому в ходе разбирательства
  • Что важно учитывать при составлении документов о ДТП и как общаться с правоохранительными органами на месте происшествия

Врачебная ошибка

Был у меня случай. Пожилая женщина получила тяжелую травму при ДТП. Лечилась в больнице. Через некоторое время ее выписали. А спустя два дня после выписки она умерла. Муж покойной, которого также признали потерпевшим, потребовал у следователя пересмотреть квалификацию преступления — перейти с ч. 1 ст. 264 УК РФ на ч. 3 ст. 264 УК РФ.

На момент лечения женщины моему подзащитному вменяли нарушение ПДД по неосторожности, повлекшее тяжкий вред здоровью (ч.1 ст. 264 УК РФ). Потерпевший просто так ситуацию не оставил: ходил по соответствующим инстанциям, писал жалобы. Он считал, что справедливо признать обвиняемого виновным в смерти его жены, а не в нанесении тяжкого вреда.

Очевидно же, что она из-за аварии умерла.

https://www.youtube.com/watch?v=XVFHnIFlSGU\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D

Следователь провел дополнительную медицинскую экспертизу, чтобы установить причину смерти. Выяснилось, что у женщины были сопутствующие проблемы со здоровьем.

Врачи неправильно провели лечение, чем спровоцировали обострение уже имеющегося до ДТП заболевания. Только из-за халатности, низкой квалификации врачей здоровье женщины ухудшилось. В ходе экспертизы это четко установили.

Смерть наступила не из-за последствий аварии. Обвинить в непредумышленном убийстве моего подзащитного никак не могли.

Что имеет значение при дорожно-транспортном происшествии

Условия наступления уголовной ответственности при нарушении ПДД:

  • Нарушение водителем ПДД.
  • Наличие причинно-следственной связи между нарушением ПДД и последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти участника, или участников ДТП. К ним относятся пассажиры, пешеходы, водитель машины, с которой произошло столкновение — то есть все, кто как-либо был задействован в происшествии. Если во время аварии никто не пострадал, это административное нарушение, и уголовная ответственность за него не предусмотрена.
  • Наличие установленной технической возможности водителя предотвратить столкновение с другим участником движения либо препятствием. Что это такое? Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения». В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения ДТП судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, действует следующим образом:

  1. Определяется, с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим ниже).
  2. С помощью формулы определяется, была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
  3. Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.

Важно: водитель не подлежит уголовной ответственности, если не нарушал правила дорожного движения. На месте ДТП следователь первым делом устанавливает факт нарушения именно ПДД. Если этот факт установить не удалось или доказательства следователя получилось оспорить, обвинить человека по статье невозможно.

Первостепенное значение имеет схема происшествия: расположение автомобиля, расстояние от края дороги, от другой машины, от тела, положение тела и подобные детали. Абсолютно все нюансы крайне важны.

С помощью схемы эксперты, привлеченные к делу, устанавливают, как все было на самом деле.

Схему составляют на месте ДТП, участники происшествия подписывают ее, тем самым подтверждая свое согласие со схемой.

Важно: нельзя сразу давать показания и какие-либо объяснения. Необходимо ссылаться на плохое самочувствие, шок, невозможность адекватно мыслить. Важно подготовиться с адвокатом и экспертом по ДТП, а уже потом разговаривать со следователем.

В моей практике были случаи, когда благодаря эксперту, с которым я работаю на постоянной основе, подзащитные избегали уголовной ответственности. У следователя не получалось опровергнуть наши версии.

Мой эксперт — полковник в отставке, автотехник ГИБДД, который проработал длительное время руководителем отдела ГАИ по делам со смертельным исходом. Специалист высшей категории.

Всегда обращаюсь к нему за консультацией по уголовным делам по ДТП.

https://www.youtube.com/watch?v=f9ivBWQTxWU\u0026pp=ygVh0JTQvtGA0L7QttC90L4t0YLRgNCw0L3RgdC_0L7RgNGC0L3QvtC1INC_0YDQvtC40YHRiNC10YHRgtCy0LjQtSDQlNCi0J8gLSDQntGC0LLQtdGCINCu0YDQuNGB0YLQsA%3D%3D

Привлеченный эксперт собирает все детали происшествия и помогает выстраивать правовую позицию по делу. Он задает вопросы обвиняемому, с помощью математических формул высчитывает, нарушал ли человек ПДД.

И если да, то осознанно или нет? Спрашивает, на каком расстоянии замигал светофор, когда, с какой стороны и под каким углом водитель заметил автомобиль или пешехода, какое было время суток, освещение, состояние дорожного покрытия.

Все это имеет значение для ответа на важнейший вопрос: «имел ли водитель возможность предотвратить столкновение?». Квалифицированный специалист сопоставляет ответы со схемой и сразу видит несоответствия, если они есть.

Поэтому обманывать даже в мелких деталях с целью «выйти сухим из воды» бессмысленно. Не забываем: адвокат и эксперт на стороне подзащитного. Они как никто должны четко понимать ситуацию и знать всю правду.

Как предотвратить наступление уголовной ответственности

Инспектор ГИБДД на месте происшествия примерно определяет для себя, кто что нарушил. Это не значит, что он априори прав, и его версию нельзя будет оспорить.

Работа инспектора заключается в том, чтобы составить схему ДТП и вынести постановление о нарушении правил дорожного движения. Если есть погибшие, материалы сразу передают в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Если кто-то пострадал и попал в больницу, ждут заключения медиков.

Важно: эксперт всегда спрашивает, мог ли водитель предотвратить столкновение. Если выясняется, что обвиняемый не нарушал ПДД и не мог действовать иначе, его вины в случившемся нет. Это не уголовное преступление.

Например, едет водитель по плохо освещенной дороге. Снижает скорость по правилам, как положено, а на дорогу прямо перед машиной внезапно выбегает человек. Перебегает в неположенном месте, без пешеходного перехода. То ли в состоянии алкогольного опьянения, то ли просто безответственный.

Во время автотехнической экспертизы и беседы с водителем выясняют, на каком расстоянии от машины пешеход оказался на дороге. Мог ли человек за рулем успеть среагировать, остановиться? В автоэкспертизе существует расчет времени принятия решения.

Если в момент, когда пешеход выскочил на дорогу, между ним и автомобилем оставалось метров 10, это примерно секунда до столкновения при скорости 60 км / час. Чтобы водитель успел остановиться, за эту секунду мозг должен получить зрительный сигнал, обработать его и дать соответствующую команду — нажать на педаль тормоза. Это физически невозможно.

Читайте также:  Как уменьшить налоги ООО - Ответ Бухгалтера

Мозг никак не мог успеть среагировать. В такой ситуации эксперты приходят к выводу, что предотвратить наезд на пешехода водитель не мог, п.10.1 ПДД не нарушал и от уголовной ответственности освобождается.

Интересно: все современные автомобили оборудованы системой ABS, которая препятствует блокировке колес во время торможения. Следов от шин на асфальте не остается, установить точную скорость движения невозможно. При построении линии защиты это может сыграть на руку.

Если факт нарушения ПДД водителем установлен, оспорить его невозможно. Нужно разбираться, действительно ли потерпевшему нанесен тяжкий вред здоровью.

Иногда сам человек преувеличивает, иногда врачи ошибаются, не учитывают какие-то факторы и проводят поверхностные обследования.

Либо происходит то, что я описал в истории в начале: здоровье потерпевшего ухудшается после аварии и лечения, наступает смерть, но причиной оказывается не травма в ДТП, а ошибка врачей.

Права потерпевшего и роль адвоката в возмещении ущерба

Когда установлено и нарушение ПДД, и вред здоровью, остается работать с размером компенсации морального вреда. Сегодня потерпевший может рассчитывать на большую сумму – вплоть до 400-500 тыс. руб. Судебная практика по уголовным делам по ДТП показывает, что подобные иски часто удовлетворяются.

К сожалению, суммы не всегда соответствуют нарушениям. Если водитель не был в состоянии алкогольного опьянения и по неосторожности совершил ошибку, нанес травму, которую успешно вылечили, наказывать его такими деньгами едва ли справедливо.

Очевидно, потерпевшие видят в этой ситуации возможность «заработать».

Адвокат может помочь обнаружить в поведении потерпевшего неправомерные действия и уменьшить сумму компенсации. Да, водитель был неосторожен, но потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения и спровоцировал ДТП, либо, будучи пассажиром, отстегнул ремень в ходе поездки, из-за чего ударился во время столкновения. Бывают разные ситуации.

Ни потерпевшие, ни следователи не заинтересованы докапываться до таких деталей. Упор на них может сделать только адвокат. Также потерпевшему необходимо самому доказать, почему именно такая сумма возмещает нанесенный ущерб.

Одно дело, когда человек месяц не мог ступить на ноги, и совсем другое, когда на третий день после происшествия он спокойно пошел по магазинам.

Важно: если ДТП произошло с участием пассажира, находящегося в машине обвиняемого, следователь всегда спрашивает водителя, был ли пристегнут пассажир. Обычно этого никто не помнит.

Я советую подзащитным четко отвечать, что был. Нужно говорить прямо и без сомнений: перед тем, как тронуться с места, я убедился, что пассажир был пристегнут.

Это не снимает ответственности с водителя, но может помочь снизить сумму компенсации.

https://www.youtube.com/watch?v=f9ivBWQTxWU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Часто потерпевшие помимо морального ущерба требуют взыскать за все подряд: платное лечение, наблюдение психолога, реабилитацию, вынужденный больничный в связи с ДТП.

Некоторые, не зная своих реальных прав, охотно лечатся в платных палатах и ставят самые дорогие штифты для восстановления сломанной конечности в надежде потом все это «отбить» в суде.

Потерпевший действительно имеет право на возмещение расходов на лечение. Но нужно понимать, в каких случаях.

Важно: потерпевший может рассчитывать на возмещение расходов на лечение только в том случае, если докажет, что не имел возможности получить квалифицированную медицинскую помощь бесплатно.

Что это значит? Все просто. Нашим государством предусмотрена бесплатная медицинская помощь пострадавшим в ДТП. Всегда. О ее качестве говорить не приходится, но считается, что она в любом случае квалифицированная.

Если врач пугает многократными операциями после установки бесплатного отечественного штифта, и на фоне этой страшилки гарантирует быстрое и простое восстановление с дорогущей израильской конструкцией, выбор очевиден. Но этот выбор потерпевший сделал сам.

Была возможность бесплатно лечиться? Была. Значит, по закону компенсация за израильский штифт не положена.

Важно: потерпевшим стоит сохранять все чеки на всякий случай, особенно на лекарства для реабилитации, которые бесплатно не предоставляют. Расходы на них можно взыскать при наличии должных доказательств.

Любые манипуляции со здоровьем, связанные с аварией, потерпевшему необходимо доказывать. Если проходил реабилитацию и принимал лекарства, для возмещения затрат нужно доказать, что эти лекарства были нужны именно для восстановления после травмы, полученной в ДТП.

Врачи неохотно такие справки выдают, боятся писать прямо. Зачастую потерпевшие приносят заключения от психотерапевтов и невропатологов. Но их причастность к делу неочевидна. Сломанная рука — это видно и понятно.

А как доказать, что у человека нервы расшатались именно после аварии?

Участники ДТП должны понимать следующее. Если уголовное дело не возбудили, это не освобождает водителя от гражданско-правовой ответственности и возмещения вреда. Даже при отсутствии вины компенсировать ущерб пострадавшему он обязан. Подачи апелляционных жалоб нецелесообразны, что-то выплачивать придется все равно. Задача уголовного адвоката — выяснить все обстоятельства и снизить сумму.

Оцените, пожалуйста, статью:

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП — Российская газета

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал.

Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.

5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

  • Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
  • Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
  • На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет.

Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.

И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.

К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.

Это решение поддержал районный и городской суды.

Читайте также:  Аналог Контур.Эльбы - Ответ Бухгалтера

https://www.youtube.com/watch?v=f9ivBWQTxWU\u0026t=13s

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин.

Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.

Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет.

Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

  1. Между тем
  2. Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
  3. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов.

Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.

Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Что делать сразу после ДТП? | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 1.2 ПДД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).

Если произошло ДТП, важно не растеряться и четко выполнить все необходимые действия для уменьшения негативных последствий. Участникам ДТП рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выполните первичные действия, предусмотренные ПДД

  1. Остановите автомобиль сразу после столкновения, надежно зафиксируйте его стояночным тормозом и (или) иными средствами (п. 2.5 ПДД).
  2. Включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Соблюдайте меры предосторожности при нахождении на проезжей части (п. 2.5 ПДД).

Знак должен быть выставлен в сторону приближающихся других участников дорожного движения на расстояние не менее 15 м в населенном пункте и не менее 30 м вне населенных пунктов (п. 7.2 ПДД).

Если знака аварийной остановки недостаточно для ограждения места, где расположены предметы, имеющие отношение к ДТП (осколки стекол, обломки бампера и т.п.), то для ограждения этой территории рекомендуется использовать подручные предметы — ведро, пакет, огнетушитель и пр. (разд. I Методических рекомендаций, утв. Постановлением Президиума РСА от 15.02.2012).

Если ДТП произошло вне населенного пункта в темное время суток или в условиях ограниченной видимости, водитель при нахождении на проезжей части или обочине должен быть одет в куртку или жилет со световозвращающими полосами (п. 2.3.4 ПДД).

Не перемещайте и не убирайте какие-либо предметы или следы, имеющие отношение к ДТП.

Обратите внимание! За невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП, участником которого он является, и за оставление водителем места ДТП, участником которого он является (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусмотрена административная ответственность (ч. 1, 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

Шаг 2. Оцените обстоятельства ДТП

Дальнейшие действия определяются на основании обстоятельств ДТП.

Шаг 2.1. Если в результате ДТП погибли или ранены люди

Необходимо совершить следующие действия (п. 2.6 ПДД):

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия.

Обратите внимание!

За оставление человека в опасности предусмотрена уголовная ответственность (ст. 125 УК РФ);

  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Шаг 2.2. Если в результате ДТП повреждено только имущество участников и есть разногласия

Необходимо совершить следующие действия (п. 2.6.1 ПДД):

  • освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • совершить один из следующих вариантов действий:

а) оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (если предполагаемый размер страхового возмещения не превышает 100 000 руб.

, в том числе если в ДТП участвовало транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, гражданская ответственность владельца которого застрахована в рамках международных систем страхования).

Для этого необходимо (п. п. 1.1, 2, 5 ст. 11.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ):

  • зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью технических средств контроля, обеспечивающих получение в некорректируемом виде на основе сигнала ГЛОНАСС информации о ДТП, либо с использованием соответствующего установленным требованиям программного обеспечения и передать указанные данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования;
  • заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами ОСАГО, указав в нем на наличие и суть имеющихся разногласий;

б) если предполагаемый размер страхового возмещения выше 100 000 руб., а также при невозможности зафиксировать обстоятельства ДТП указанными выше способами либо при отказе второго участника от подписания извещения (п. 3.6 Приложения 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П):

  • записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.

Шаг 2.3. Если в результате ДТП повреждено только имущество и нет разногласий участников