Прочее

Что рассказать детям о кибербезопасности — Ответ Юриста

В результате резкого распространения удаленного обучения родителям стало гораздо труднее контролировать действия детей в интернете. Дети проводят в сети гораздо больше времени, чем хотелось бы многим родителям. Большинство родителей не всегда могут найти время, чтобы следить за действиями детей в интернете.

Это напряженное время для родителей, которые хотят защитить своих детей. Недавнее исследование «Лаборатории Касперского» демонстрирует масштаб проблемы. Вот что происходит с сегодняшней молодежью:

  • 73% подростков не представляют жизни без смартфонов, а половина из них берут с собой телефон, когда ложатся спать.
  • 44% детей в возрасте от 8 до 16 лет постоянно находятся в сети, предпочитая приложения для развлечения и социальные сети.
  • 40% детей раскрывают в интернете конфиденциальную информацию, включая домашний адрес.
  • Треть молодых людей сообщают в интернете неверную информацию о своем возрасте.
  • 37% детей сталкивались с опасностями в интернете, включая кибербуллинг, финансовые угрозы и неприемлемый контент.

Ни один родитель не сможет отследить все, что ребенок делает на своем смартфоне и ноутбуке. А даже если и смог бы, стоит ли? Технологии играют важную роль в жизни, начиная с детства, и затем во взрослой жизни. Ранние годы – шанс для ребенка развить навыки, необходимые для обеспечения безопасности в интернете.

Идеальный подход – обучать и расширять возможности детей, чтобы они сами могли обеспечить свою безопасность.

Обучайтесь, чтобы защитить своих детей

Если вы хотите, чтобы ваши дети были в безопасности, сначала необходимо понять, с какими опасностями они сталкиваются, когда выходят в интернет. Когда вы разберетесь в этом сами, вы также сможете помочь детям безопасно и весело проводить время в сети.

В интернете есть множество отличных ресурсов, где рассказывается об основных угрозах, в форме, понятной даже тем, кто далек от техники.

Вы можете начать с изучения материалов в Kaspersky Resource Center – бесплатном ресурсе с понятными статьями о безопасности в интернете. Здесь приведены определения наиболее важных терминов и инфографика, которую можно показать детям.

Также ресурс содержит/resource-center/threats новости о последних угрозах и советы о том, как обезопасить свою семью.

В целом, существует три категории угроз, с которыми дети сталкиваются в интернете:

  • Незнакомцы. Злоумышленники скрываются на сайтах, привлекающих детей, таких как сайты социальных сетей и онлайн-игр. Такие злоумышленники часто сами притворяются детьми. Этот метод называется кэтфишинг. Также существуют хакеры и киберпреступники, атакующие всех пользователей с недостаточно высоким уровнем безопасности, не важно, ребенок это или взрослый. Они также могут попытаться обманом выяснить у ребенка пароли или платежную информацию.
  • Сверстники. Ваш ребенок может подвергаться издевательствам или травле со стороны своих знакомых. Это часто происходит в личных чатах в социальных сетях и приложениях для обмена сообщениями. Иногда другие дети могут публиковать личную информацию вашего ребенка, что доставляет ему сильные страдания. Если такая информация имеет сексуальный характер, например интимные фотографии, это может быть уголовным преступлением.
  • Самостоятельно. Дети без присмотра могут сами создать для себя опасные ситуации в сети. Они часто нажимают кнопки или устанавливают программное обеспечение, не понимая последствий своих действий, а также публикуют личную информацию, например дату рождения или адрес.

Некоторые из этих угроз являются социальными угрозами – они связаны с вымогательством или манипуляциями. Часто незнакомей завоевывает доверие ребенка, а затем пользуется этим. Чтобы защититься от этих угроз, ребенку необходимо знать, как безопасно общаться с другими людьми.

Другой тип угроз – это цифровые угрозы, когда кто-то использует технологии для доступа к данным.

Это могут быть вредоносные программы (например, для кражи личных данных), или фишинг (вынуждение обманным путем посетить поддельный веб-сайт).

Для защиты от такого типа угроз необходимо объяснить ребенку, как правильно использовать интернет и установить надежные антивирусные программы.

5 советов, как поговорить с детьми о кибербезопасности

Каждый ребенок уникален. Каждого интересуют разные темы в интернете, и все по-разному справляются с опасностями. Не существует универсально правильного способа рассказать детям о безопасности в интернете. Вы сами должны найти способы заинтересовать ребенка этой темой и помочь ему понять, что делать. Вот несколько советов, как начать диалог.

Используйте образовательные ресурсы, предназначенные для детей

Часто непросто говорить с детьми об их безопасности в интернете. Это особенно сложно с детьми младшего возраста, которые просто не понимают многих используемых понятий. Как объяснить третьекласснику, что в сети есть киберпреступники и сексуальные маньяки? И что еще более важно, как донести эту информацию, не напугав ребенка?

С этой проблемой сталкиваются родители во всем мире. К счастью, существуют инструменты, предназначенные для того, чтобы донести до детей такую информацию.

Отличный вариант – бесплатная электронная книга «Каспер, Скай и Зеленый медведь» («Kasper, Sky and the Green Bear»).

Это увлекательное повествование о мальчике и его лучшем друге – волшебном медведе по имени Кума. Каждая из историй в книге помогает объяснить фундаментальные понятия кибербезопасности.

Уроки объясняют, как управлять конфиденциальностью, как выбрать надежный пароль и что делать жертвам кибербуллинга.

Книгу можно скачать бесплатно. Если ваши дети предпочитают учиться по видео, на YouTube есть мультсериал, включающий эти же уроки. Подобные истории помогают детям понять основы кибербезопасности, не причиняя им излишнее беспокойство. Детей, обладающих этими знаниями, легко научить, как сохранять безопасность в интернете.

Установите основные правила работы в интернете

Интернет – огромное запутанное место, в котором хорошо бы опираться на несколько базовых правил, которые помогут понять, как оставаться в безопасности.

Вместе с ребенком договоритесь о нескольких основных правилах использования им интернета. Для маленьких детей эти правила должны быть понятными и простыми для выполнения. Например, правила могут быть такими:

  • Не выходить в интернет без разрешения взрослых.
  • Не более 30 минут в день перед экраном устройства.
  • Разрешено использовать только определенные приложения (например, YouTube с безопасным поиском или веб-браузер с фильтрами).
  • Спрашивать разрешения для установки игр.

Можно записать эти правила и время от времени обновлять их.

Когда ваш ребенок станет старше, ему, вероятно, понадобится дополнительная свобода. Можно немного расширить правила, чтобы они включали следующее:

  • Никогда не называть свое настоящее имя и адрес в интернете.
  • Не авторизовывать платежи в приложениях без разрешения.
  • Избегать сомнительных приложений.
  • Не публиковать свою личную информацию и интимные фотографии.
  • Обратиться к взрослым, если кто-то пытается заставить совершить нежелательные действия.

По мере того, как ребенок вступает в подростковый возраст, придется придумывать правила, поддерживающие его жизнь в сети. С детьми более старшего возраста можно совместно создавать полезные, но не ограничивающие правила.

Выше приведены только примеры правил, которые вы можете использовать. Каждый ребенок индивидуален и имеет уникальные потребности, поэтому вам придется разработать правила, подходящие именно вашему ребенку.

Сосредоточьтесь на возможностях, а не на опасностях

Цифровой мир не должен пугать детей и родителей. Гораздо правильнее не беспокоиться о том, что может случиться, а сосредоточиться на обучении детей навыкам, необходимым для безопасности в сети.

Можно составить список вопросов и утверждений, обсудить его с детьми и понять, что они знают ответы на все вопросы и согласны со всеми утверждениями. Этот список может содержать следующие пункты:

  • Что делать, если кто-то заставляет испытывать неловкость?
  • Какую информацию можно сообщать в интернете, а что можно сообщать только лично?
  • Общаться можно только с друзьями, а не с незнакомцами.
  • Как проверить, является ли сайт настоящим или фальшивым?
  • Почему следует избегать опасных сайтов?
  • Как создать надежный пароль и использовать телефон для двухфакторной аутентификации?
  • Необходимо всегда спрашивать разрешения родителей, прежде чем совершать онлайн-платеж.
  • Необходимо соблюдать осторожность при размещении своих секретов и фотографий в интернете.
  • При возникновении сомнений следует поговорить со взрослым и попросить о помощи.

Это навыки кибербезопасности также необходимы и взрослым. Если вы обучите ребенка этому упреждающему подходу с раннего детства, во взрослом возрасте он уже будет знать, как обеспечить безопасность.

Создайте доверительную и уважительную атмосферу

В идеальном мире при возникновении вопросов об онлайн-безопасности дети всегда будут обращаться к вам за помощью. Но так не бывает.

Иногда дети чувствуют, что просьба о помощи может повлечь неприятности. Например, если ребенок стал жертвой фишингового мошенничества или кэтфишинга в результате нарушения установленных правил поведения в интернете. В этом случае ребенок сталкивается со сложной дилеммой: если он попросит вашего совета, у него могут возникнуть проблемы из-за нарушения правил.

Вот почему так важно дать ребенку понять, что вы всегда поддержите его, когда он будет в вас нуждаться. Пусть ребенок знает, что самое главное – это его безопасность. Если что-то пойдет не так, постарайтесь найти положительные моменты, из которых можно извлечь уроки.

Дети также могут беспокоиться, что вы просто не поймете их проблемы.

Это может произойти в случае с преследованием и травлей – проблемами, которые могут возникнуть как в реальном школьном дворе, так и в цифровом мире.

В вопросах подобного рода всегда важно, чтобы дети рассказывали вам о своих чувствах, а вы серьезно относились к их проблемам. Даже если для вас это звучит банально, для них это может иметь большое значение.

Самое главное – родители должны быть примером для подражания для своих детей. Убедитесь, что ваше собственное поведение в сети всегда является безопасным и ответственным. При нахождении рядом с детьми постарайтесь ограничить время, проводимое перед экраном устройств.

Читайте также:  Уровни высшего образования - Ответ Юриста

Используйте правильные инструменты безопасности

Интернет-безопасность – это сложная задача даже для взрослых, не говоря уже о детях. Существует множество комплексных угроз, и ребенок может столкнуться с проблемами даже при соблюдении всех правил.

Итак, как взрослым обеспечить безопасность в интернете? Для этого используются различные инструменты, которые помогут избежать основных угроз, возникающих при использовании цифровых услуг. Каждое устройство в вашем доме должно иметь следующие инструменты:

Антивирус – это основа интернет-безопасности. Он работает в фоновом режиме и защищает от вирусов, включая трояны, шпионских программ программ-вымогателей. Когда вредоносная программа пытается заразить ваше устройство, антивирус останавливает ее.

Антифишинг. Фишинг – один из самых популярных методов, используемых киберпреступниками, простой, но при этом весьма деструктивный. Чтобы ни вы, ни ваш ребенок случайно не перешли по фальшивой ссылке, нужна дополнительная защита.

Защита веб-камеры. Если злоумышленник получит доступ к веб-камере, он сможет шпионить за вами и вашими детьми. В период школьных уроков в Zoom нельзя просто отключить веб-камеру. Вместо этого нужно средство, защищающее от такой опасности.

Блокировщик контента. Лучший способ не стать жертвой хакеров и вирусов – избегать небезопасного контента. Можно использовать блокировщики контента, чтобы запретить детям посещать небезопасную область интернета.

VPN. VPN фактически защищает ваши данные при перемещении из одного места в другое. Это особенно важно, если ребенок использует общедоступные сети Wi-Fi, например, в школе.

Защита паролем. Детям очень трудно соблюдать правила надежных паролей. Инструмент Защита паролей создает надежный пароль и сохраняет его для следующего входа в систему.

Программы такого типа помогают предотвратить случайную опасность, с которой можно столкнуться в сети. Знакомство с /home-securityлинейкой продуктов «Лаборатории Касперского» позволит вам найти решение, отвечающее потребностям вашей семьи.

Как обеспечить кибербезопасность детей

Быть родителями – это самая большая ответственность, с которой только можно столкнуться. Каждый родитель хочет, чтобы его дети исследовали мир, находили себя и использовали интересные возможности, но при этом находились в безопасности и по возможности избегали рисков.

Почему родителям иногда очень тревожно наблюдать, как их дети используют электронные устройства. И возникает вопрос: эти устройства – средство обучения и источник знаний, или они подвергают детей опасностям?

Приведенные выше советы помогут продуктивно поговорить с детьми о кибербезопасности, защитить их и развить у них навыки, необходимые для обеспечения собственной безопасности.

Но иногда родителям нужна дополнительная помощь. Kaspersky Safe Kids – одна из ведущих платформ кибербезопасности для семей, предлагающая набор основных инструментов, таких как:

  • Отслеживание по GPS позволяет контролировать местоположение детей в любое время. Вы можете установить безопасную зону на карте и получать уведомление, если ребенок вышел за ее пределы.
  • Контроль времени использования устройства для автоматического управления использованием устройства вашим ребенком. Эта функция позволяет ограничить время, которое ребенок каждый день проводит в играх и социальных сетях, и заставить ребенка выключать устройство перед сном.
  • Фильтрация контента обеспечивает защиту от небезопасного контента и позволяет скрыть неподходящий контент при поиске в интернете и на YouTube. Вы можете управлять уровнем ограничений по своему усмотрению.

Решение Kaspersky Safe Kids похоже на вспомогательные колеса детского велосипеда – помогает детям учиться без слез и царапин на коленях. В непредсказуемом мире интернета каждому ребенку нужно немного больше защиты.

Кибербезопасность детей: разъяснять или запрещать? — 20.04.2017

Школьников и учителей необходимо учить принципам информационной безопасности, соответствующие программы будут разработаны Минобрнауки, сообщила глава ведомства Ольга Васильева на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров согласен: главная задача — не идти по пути «создания стерильного информационного пространства, а научить детей пользоваться Интернетом безопасно».

Альтернативу вредным интернет-ресурсам чиновники и общественные организации видят в дополнительном образовании, которым к 2020 году должно быть охвачено 70% детей.

https://www.youtube.com/watch?v=HwANgxDYh1E\u0026pp=ygVm0KfRgtC-INGA0LDRgdGB0LrQsNC30LDRgtGMINC00LXRgtGP0Lwg0L4g0LrQuNCx0LXRgNCx0LXQt9C-0L_QsNGB0L3QvtGB0YLQuCAtINCe0YLQstC10YIg0K7RgNC40YHRgtCw

Министр отметила также большую роль родителей в борьбе с угрозами в интернете, ведь основное время в сети ребенок проводит именно дома.

Однако это в прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите.

Доступ в Интернет свел возможность родительского контроля к минимуму, и этот контроль невозможно стимулировать денежным штрафом или возрастным запретом.

Глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Анна Попова заявила, что контролировать нужно не только контент рунета: информацию от «групп смерти», по ее словам, российские подростки с легкостью могут получить и на иностранных сайтах.

Кстати, на днях депутат Виталий Милонов внес в Госдуму законопроект о запрете соцсетей для детей младше 14 лет. Идея запрета на выход в соцсети детям до 14 лет нашла поддержку у 62% россиян, сообщил ВЦИОМ.

При этом, когда речь заходит о регламентации пользования соцсетями (регистрация по паспорту) для всех граждан, уровень несогласия заметно возрастает.

Так 52% отрицательно восприняли предложение о регистрации в соцсетях по паспорту.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ устанавливает правила, обеспечивающие защищенность детей от «плохой» информации, в том числе распространяемой в сети Интернет.

Сегодня есть процедура блокировки негативного контента, но нет механизма блокировки действий самих преступников, провоцирующих суицидальное поведение детей либо распространяющих запрещенный (неэтичный и агрессивный) контент.

Склонение к суициду, организация киберсект и заведомо опасных игр действующим законодательством не признаны преступным деянием, и ответственность – ни административная, ни уголовная – не предусмотрена. Несмотря на то что «группы смерти» быстро закрывают, их организаторы остаются безнаказанными и идут на новые преступления.

Эксперты уверены, что надо ускорить принятие законопроектов об уголовной ответственности с реальными сроками лишения свободы за доведение несовершеннолетних до самоубийства.

Фонд Развития Интернета отмечает, что ограничения сократят возможность использования информационных научно-образовательных ресурсов Интернета в процессе обучения.

Родителей перспектива обучения детей «навыкам информационной безопасности» настораживает: еще не забыты попытки внедрения курса «половое просвещение» с книгами для малышей вроде «Твой друг — презерватив», вызвавшие возмущение со стороны общественных организаций.

Как сделать интернет-пространство безопаснее для детей?

20.04.2017

От аренды самоката до покупки кроссовок: как научить детей финансовой кибербезопасности — Портал МОИФИНАНСЫ.РФ

Как защитить детей от мошенников в интернете? Наш колумнист – мама двух подростков и эксперт по финансовой грамотности Зинаида Лобанова рассказала о собственном опыте обучения детей финансовой безопасности в Сети.

Зинаида Лобанова

Эксперт Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России

Кибербезопасность сегодня – такая же важная составляющая жизни, как и безопасность на дороге или правила гигиены. Все мамы знают про календарь детских навыков: в 9 месяцев встает у опоры, в год – ходит; в три – говорит.

По мере того как мои дети взрослели, я составляла себе такой календарь навыков финансовой грамотности: когда и о чем говорить.

Тем более это актуально, потому что дети пользуются деньгами взрослых, и очень не хотелось бы, чтобы мои данные попали к мошенникам.

Чем раньше, тем лучше

Все родители подростков сталкивались с этим: ты говоришь, как правильно, а ребенок делает ровно наоборот. В 12 лет авторитет родителей резко снижается. Психологи это объясняют необходимостью сепарации: в переходном возрасте подростки испытывают типичное желание идти наперекор родителям.

Поэтому дети перебегают дорогу в неположенном месте, ходят без шапки и вообще всячески пытаются отойти от родительских правил. Любых. К сожалению, это касается и кибербезопасности, и финансовой безопасности.

Именно поэтому начинать объяснять правила надо как можно раньше, чтобы к 12 годам вам требовалось только корректировать или подсказывать.

https://www.youtube.com/watch?v=HwANgxDYh1E\u0026pp=YAHIAQE%3D

Из собственного опыта скажу: в школе именно в 6-7 классе (возраст детей 12-14 лет) начинаются лекции о правилах финансового поведения.

Увы, но чаще всего это благое начинание превращается в «обязаловку» в актовом зале, а дети пропускают информацию мимо ушей. Это происходит еще и потому, что любые основы надо давать регулярно и по чуть-чуть.

Поэтому лекция на 45 минут если и даст эффект, то самый минимальный.

Так что основная рекомендация такая: старайтесь рассказывать регулярно, но небольшими порциями. И начинайте как можно раньше.

Что рассказать младшим школьникам?

Как только у ребенка появляется первый гаджет и первые деньги – уже можно начинать рассказывать про кибербезопасность. Исследования показывают, что это происходит в 7-10 лет. 

Главное правило в этом возрасте: объясняйте просто и рассказывайте только то, что ребенок может понять. Не надо говорить: «Не диктуй CVV-код, иначе злоумышленник сможет получить доступ к нашим персональным данным». Говорите простыми словами. Например: «Никогда никому не называй никакие цифры на карточке, особенно вот эти три.

Иначе люди могут украсть мои деньги, и я не смогу купить тебе велосипед на день рождения».

Кроме того, повторяйте всякий раз: нельзя давать свою карту незнакомым или малознакомым людям; нельзя выкладывать фото банковской карточки в общие чаты или группы; нельзя диктовать номер карты родителей или своей незнакомым людям, даже если они утверждают, что они друзья.

Если вы снимаете или кладете деньги в банкомате – расскажите и покажите ребенку, как это делать. Обратите его внимание на то, что пин-код не должен храниться рядом с карточкой и его следует выучить наизусть. Важно начать вырабатывать стойкую привычку заботиться о своей финансовой безопасности.

Читайте также:  Порядок возмещения НДС из бюджета - Ответ Бухгалтера

Самокаты, Авито, кроссовки – где мошенники ловят старшеклассников

Чем старше ребенок, тем больше времени он проводит в Сети и тем больше использует все возможности: покупает и продает одежду на интернет-площадках, арендует самокаты и велосипеды, бронирует билеты в кино и на концерты, совершает покупки в мобильных играх. И тут просто необходим постоянный контроль и информация о том, как уберечь себя от мошенников.

По моему собственному опыту – это самый непростой возраст именно потому, что подросток как раз делает все, чтобы уйти от родительского контроля.

Всем подросткам кажется, что они-то уж прокачаны в онлайн получше старшего поколения. Вот именно на эту «удочку» самоуверенности и ловят мошенники.

Важный принцип – разделение ответственности. Что сделала я: предупредила детей-подростков (13-16 лет), что если они хотят что-то купить в интернете (футболки, толстовки, кроссовки), то нужно показать процесс покупки мне.

И вовсе не для того, чтобы я одобрила сами вещи, а чтобы посмотрела, что это за магазин, есть ли отзывы, есть ли лицензия и как происходит оплата.

Тогда – если это вдруг окажутся мошенники – я беру ответственность на себя, возмещу траты и куплю снова на эту же сумму.

Но если они решили сделать что-то самостоятельно, не согласовав со мной, и при этом на мои деньги и попали на мошенников, то это их ответственность, а значит, эта сумма будет вычтена из их карманных денег или они должны будут ее возместить. Если же дети покупали на свои деньги – то они должны осознавать, что эти деньги они полностью потеряли. Правило о разделенной ответственности я повторяю достаточно регулярно, и это дает результаты. 

Еще я стараюсь мониторить новые уловки мошенников, обсуждать их дома или пересылать детям, чтобы они тоже были в курсе. Иногда они даже успевают это сделать раньше меня.  

Например, сейчас появилась новая уловка мошенников – это поддельные QR-коды на арендных самокатах и велосипедах. Они наклеены поверх настоящих и ведут на поддельный сайт.

Я предупредила детей, сказала, что оплачивать надо только через приложение. И даже проверила – есть ли у детей уже скачанные приложения. 

Некоторые мои знакомые даже сделали такую электронную таблицу актуальных мошеннических обманов. Несколько семей объединились и скидывают в файл все случаи, которые им кажутся интересными. Очень удобно, когда сомневаешься. И никаких лишних нравоучений.

Как уберечь совершеннолетнего ребенка?

Конечно, можно сказать, что раз ребенку уже исполнилось 18, то он уже и не ребенок вовсе, а полноценный взрослый, а значит, теперь полностью отвечает за свои поступки. Но… родительское сердце не камень, и, конечно, мамы и папы продолжают поддерживать своих чад.

Здесь такое же правило – начинай заранее. В 18 лет тинейджеры уже начинают искать работу или предлагают свои услуги, а еще могут брать кредиты.

Проговорите заранее, что работодатель, готовый оформить в штат, не будет спрашивать номер карты и CVV-код, чтобы «проверить, как проходит платеж».

С мошенничеством сталкиваются и подростки, которые уезжают на учебу в другой город. Многие из них попадают на мошенников, которые «сдают» квартиры. Договоритесь с ребенком, чтобы он отправлял вам документы на квартиру и договор, а только потом отдавал деньги.

  Научите подростка не стесняться и просить документы, чтобы их сфотографировать, у хозяина. Объясните, что если тот начинает юлить и говорить, что «это не красиво, почему вы мне не доверяете?!», – то смело можно уходить, скорее всего, это мошенники.

Схема тут простая: жулики сами снимают квартиры всего на несколько дней, за это время показывают их желающим, берут аванс, а ключи не дают – прошлые жильцы не забрали все вещи, еще не убрали квартиру.

В итоге когда человек приходит спустя пару дней в «свою» квартиру, то там или живут другие люди, или просто его никто не встречает.

Ну и, конечно, кредиты, которые мошенники заставляют брать доверчивых тинейджеров. Тут в ход идут все современные методы социальной инженерии. Используют данные, которые оказываются в Сети, – от заказов в ресторане до мелких покупок, потом звонят от имени банка и утверждают, что «кто-то расплачивается вашей картой». 

Помните, что мошенники постоянно придумывают новые и новые способы обмана. И в этом случае профилактика и внимание – это лучшие способы не остаться без денег.

Кто в ответе за детскую кибербезопасность

Хакер против ребенка: кто кого?

Кто должен учить детей цифровой грамотности? Кто за это должен платить? Какие навыки нужно прививать малышу раньше: чистить зубы или придумывать хитроумные пароли? На эти вопросы пытались ответить эксперты и журналисты на брифинге в рамках большого детского трека The Standoff Kids.

Этот большой ивент предварял открытие десятого, юбилейного форума Positive Hack Days в Москве (организатор — компания Positive Technologies, соорганизатор — ГК Innostage). Задачей «детского дня» было показать детям и подросткам, как важны в современном мире навыки информационной безопасности.

Подробности — в репортаже «Реального времени».

Шестилетние малыши и четырнадцатилетние подростки — что их может объединять? Очень просто: все они просто дети, которые требуют защиты. Один из важнейших аспектов защиты детей в современном мире — обеспечение их кибербезопасности. Ребенок хватается за гаджет, едва научившись ходить. А значит, он сразу же сталкивается со всеми положенными в кибермире опасностями.

Рассказать ребенку, что такое кибербезопасность, какие угрозы нависают не только над ним самим, но и над всей средой его обитания, в чем состоят азы цифровой гигиены, — вот примерный круг задач, которые ставили перед собой организаторы детского стенд-оффа в преддверии форума Positive Hack Days.

Пока взрослые хакеры, разделившиеся на «наших» и «не наших», соревновались между собой в рамках стенд-оффа взрослого, дети завороженно рассматривали грандиозный макет мегаполиса. На нем наглядно было видно, кто побеждает — «добрые» или «злые» хакеры.

Когда удавалась атака на какую-то из систем мегаполиса, на макете это сразу отражалось: то колесо обозрения остановится, то свет в домах погаснет, то встанет железная дорога.

И несмотря на то, что непосредственно сами дети во взломе систем города не участвовали, для них устроили удивительное приключение. Их разделили на несколько команд и отправили покорять станции интерактивного квеста (задания были стилизованы под спасение мегаполиса).

На одной нужно было понять, как защитить свою страничку в соцсетях от хакеров. Другая наглядно поясняла, как отфильтровать фейковые новости от настоящих.

Третья предлагала симулятор автодорожной сети: дети должны были с помощью планшетов восстановить работу светофоров, а потом им предлагалось погонять машинки на скорость с пультов управления.

Была площадка, посвященная профориентации в цифровом мире, была и та, которая рассказывала о криптографии… И все это в формате игры-соревнования.

Команды формировались из детей разных возрастов. Вот малыш лет шести читает по слогам новость, пытаясь разобраться, настоящая она или фейковая.

А вот подростки лет 14 спорят между собой, кому быть капитаном команды, ведь один уже умеет разрабатывать приложения под Android, а второй выигрывает детские конкурсы по программированию.

А вот ребята вовсю фотографируются со светящимися роботами — «добрым» и «злым»…

Ребенок — слабое звено

А пока дети носились по площадкам квеста, взрослые — эксперты и журналисты — поговорили о том, как защищать подрастающее поколение от многочисленных киберугроз. И, надо сказать, вопросов в этой теме остается пока больше, чем ответов.

По итогам года, по статистике, собранной Positive Technologies, общее число уникальных инцидентов (атак) с участием взрослого населения выросло на 51% по сравнению с 2019 годом. Причем 70% атак носили целенаправленный характер.

Самым популярным методом атаки остается социальная инженерия, включающая фишинговые письма и сообщения.

И логично предположить, что дети, среди которых интернетом пользуется каждый первый, подвергаются атакам злоумышленников ничуть не реже, а то и чаще, чем взрослые.

Владимир Дмитриев, руководитель направления сервисов киберзащиты Cyber Art ГК Innostage, подтверждает статистику, собранную коллегами, и рисует достаточно апокалиптичные картины, подробно объясняющие опасности цифрового мира:

— Один из главных векторов угроз, направленных на физлиц, — социальная инженерия, попытка обманным путем войти в доверие, выдать себя за кого-то другого и получить свою выгоду.

Мы знаем, что пожилые люди и дети — самые незащищенные сегменты социума, и в области кибербезопасности дела обстоят точно так же.

Целью злоумышленников может стать не только собственно сам ребенок: его можно использовать как слабое звено, через которое можно выйти на родителей, — это будет продолжение атаки.

А если родители заняты в важных секторах экономики, цепочка эта может продолжиться атакой на критические объекты. То есть через ребенка можно заразить домашний компьютер родителя. Потом, если тот работает на удаленке, вынести угрозу за периметр домашней сети. А дальше злоумышленники могут нанести ущерб не только физическому лицу, но и целому государству.

Юлия Куклина, руководитель направления по работе с молодежью «Ростелекома», напомнила о менее глобальных, но тоже неприятных последствиях цифровой неграмотности детей. Допустим, ребенок играет на планшете, и тут ему предлагается купить какой-нибудь игровой артефакт.

Читайте также:  Как оформить сотрудника на полставки - Ответ Бухгалтера

Очень часто родительская кредитка привязана к планшету, и что делает ребенок, не сведущий в вопросах цифровой гигиены? Правильно, деньги начинают неконтролируемым потоком утекать к разработчику игры. Чисто технически мошенничества в этом нет, и деньги зачастую вернуть невозможно.

Но можно научить ребенка тому, какие кнопки нажимать нельзя ни при каких обстоятельствах. И это тоже будут азы цифровой безопасности.

Целью злоумышленников может стать не только собственно сам ребенок: его можно использовать как слабое звено, через которое можно выйти на родителей, — это будет продолжение атаки

А еще ребенку грозит фишинг в соцсетях — малыши доверчивы, и под видом доброго друга к их информации и личной жизни может получить доступ совсем недобрый враг.

Увод паролей, троллинг и буллинг, мошенничество самого разного толка… В общем, интернет при неверном использовании и несоблюдении элементарной цифровой гигиены может из бесценного инструмента превратиться в вещь, изрядно усложняющую жизнь.

Мария Сигаева, директор образовательных программ проектов Positive Technologies, резюмирует: если взрослый человек уже знает о большинстве опасностей, которые несет цифровой мир, то ребенок таких навыков пока не имеет. И прямая задача взрослых — объяснить, как правильно жить в Сети.

«Запретить и не пущать» или учить и контролировать?

В ходе дискуссии в аудитории возник вопрос: а может быть, есть смысл вообще ограничить детям доступ в интернет до совершеннолетия? И тогда вообще не будет проблем: дети не смогут писать в Сети ерунду, делать там покупки, не нахватаются недостоверной информации, будут ходить строем, чистые, невинные и вообще никак не затронутые тлетворным влиянием пагубных технологий. Нет интернета — нет проблемы.

Разумеется, такой радикализм эксперты приняли в штыки. Владимир Дмитриев объясняет невозможность такого решения проблемы:

— Мы уже давно живем в изменившемся мире. И если мы хотим жить в комфортном государстве, в комфортной среде, то цифровизация и диджитализация, как бы ни был замылен этот термин, это то, что будет нас преследовать всегда.

Вы же сейчас не откажетесь от машины и не будете ездить на ослике? Точно так же мы не можем отказаться сейчас от интернета и не пускать в него детей.

Мы что, хотим вырастить ребенка в стерильной колбе, чтобы он потом не смог безопасно существовать вне ее? Как родители, мы хотим, чтобы наши дети были конкурентоспособны в этом мире и знали все, что требуется знать о нем. В том числе и знать, как противостоять хакерам и кибермошенникам и как вести себя в интернете.

В аудитории возник еще один вопрос, уже менее радикальный, но довольно спорный: а до какого возраста надо контролировать всю деятельность ребенка в Сети? Где заканчиваются личные границы и начинается спасение от опасностей цифрового мира?

Когда мы учим ребенка правилам дорожного движения, пока он маленький, мы держим его за руку на улице. Точно так же и в Сети: первые шаги нужно совершать вместе с ним

И здесь эксперты очень осторожны в своих рекомендациях. Как ни странно, главная из них относится не к кибербезопасности, а к семейной психологии.

Дело в том, что невозможно контролировать каждый шаг ребенка в интернете — личные границы все-таки должны у него оставаться.

А вот выстраивать максимально доверительные отношения в семье — чтобы подросток или малыш всегда знали, что к родителям можно обратиться за помощью или советом, — это единственный действующий рецепт.

Юлия Куклина приводит пример: когда мы учим ребенка правилам дорожного движения, пока он маленький, мы держим его за руку на улице. Точно так же и в Сети: первые шаги нужно совершать вместе с ним. Но довольно скоро детскую руку приходится отпускать. И к этому моменту ребенок уже должен знать базовые правила передвижения по дороге, полной опасностей.

Кто в ответе за киберпросвещение

И вот здесь встает серьезный вопрос. Кто должен учить детей цифровой грамотности? По всему выходит, что навыки кибергигиены надо прививать малышам примерно в то же время, что и знакомить их с зубной щеткой, эту аналогию приводит Владимир Дмитриев из Innostage. А значит, начинаться все должно с родителей.

Прежде чем нести инфобезопасность детям, надо сначала принести ее родителям и учителям

Но после родителей идет детский садик, школа, университет… И на всех этих уровнях навыки кибербезопасности тоже должны прокачиваться — в этом сходятся все эксперты. Мария Сигаева из Positive Technologies резонно говорит:

— Мы же, принимая человека на работу, не ожидаем, что к нам придут люди, не умеющие читать и писать. И кибергигиена — это базовые знания такого же уровня. Все-таки IT — это естественная среда обитания современного человека. Так что все мы должны владеть базовыми навыками жизни в этой среде и понимать, по каким правилам она существует.

А Юлия Куклина из «Ростелекома» разложила логически понятную «матрешку»:

— Детей как целевую аудиторию можно сегментировать. И каждый сегмент будет в зоне ответственности определенной институции, которые, в свою очередь, будут друг друга усиливать. Например, детям до первого класса навыки кибергигиены должны прививать родители. Надо донести до ребенка, в какие кнопочки тыкать нельзя.

Следующий сегмент — школьники. И учителя в одиночку не смогут донести до ребят основы кибергигиены. Нужно серьезное усиление со стороны государства — оно должно помочь с методологией преподавания.

Это все нельзя сводить к абстрактному ОБЖ, надо объяснять детям, что за требования, почему они именно таковы, рассказывать о моделях работы злоумышленников. Иными словами, недостаточно раздавать детям указания придумывать сложные пароли — надо, чтобы человек понял, зачем это нужно.

И наконец, талантливые старшие школьники — им надо компетентно преподавать информационную безопасность на уровне отдельного предмета. Эту дисциплину надо преподавать в школе!

С этим согласились все присутствующие. И отдельной строкой прозвучала мысль о том, что крупный бизнес, действующий в сфере IT, тоже должен взять этот вопрос на свой контроль.

Это, как говорит Мария Сигаева, социальная ответственность бизнеса: коль скоро в России есть технологические гиганты, которые напрямую занимаются разработкой ПО в сфере инфобезопасности, они и должны помогать государству с просвещением.

Разрабатывать программы обучения, выходить на контакт с талантливыми ребятами, организовывать для них профильные курсы, олимпиады, кружки…

Словом, учить ребенка кибербезопасности нужно сразу на всех уровнях, и участвовать в этом должны все: и родители, и школа, и государство в целом, и крупный бизнес. «Мы, взрослые, все вместе за это в ответе», — сказала Юлия Куклина.

А кто научит учителя?

Звучит красиво. Но Россия — очень большая страна, и условия в ней очень разные. Разумеется, в школах России пока нет централизованной программы преподавания кибербезопасности.

Корреспондент «Реального времени» размышляет: если отъехать от любого мегаполиса на несколько километров, мы попадем в обычную сельскую школу, многие учителя из которой только в пандемию вынуждены были освоить наконец азы работы в интернете.

О каком массовом обучении кибербезопасности детей может идти речь в условиях, когда учителей и родителей зачастую самих надо просвещать в этом плане?

С этим соглашаются эксперты. Мария Сигаева отвечает:

— Действительно, прежде чем нести инфобезопасность детям, надо сначала принести ее родителям и учителям. Где-то в регионах компании берут на себя эту задачу, но далеко не все это делают.

Единого консолидированного инструмента для всей России пока нет, которым могли бы донести эти знания до каждого. И это важная государственная задача.

От цифровизации стране никуда не деться, мы уходим в цифру.

Эксперт рассказала, что и федеральное Минцифры планирует ряд программ: «цифровики» разрабатывают рецепты, как работать со взрослыми.

А вот в Министерстве просвещения все сложнее: программа обучения должна быть аттестована и обкатана, так что разработка ее — вопрос не нескольких месяцев.

Периодически в работу включаются и вузы, которые в некоторых регионах берут на себя вопросы образования педагогов.

— Вода камень точит, и со своей стороны мы сейчас выбираем подходы для регулярной основы, — рассказывает Сигаева. — Этот скачок в цифру произошел резко и внезапно, и невозможно остановить его. И на этом переломном моменте нам многое хочется сделать. Но не сразу — все идет постепенно.

Иными словами, выражаясь метафорически, пандемия привела к тому, что все мы вынуждены были сесть в космический корабль, а вот инструкции по его эксплуатации раздали далеко не всем. И прямо сейчас мы всей страной пытаемся написать эту инструкцию.

Но делать это надо быстрее, благо бизнес и вузы уже готовы помочь в этом. И когда будут консолидированы все усилия, тогда отпадет сам вопрос о том, зачем нужна цифровая гигиена и как популяризировать знания об информационной безопасности для детей.

В конце концов, мы же не спрашиваем, зачем учить ребенка чистить зубы?

ТехнологииITОбществоОбразование Татарстан