Прочее

Аудит учетной политики — Ответ Бухгалтера

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Изучение аудитором правовых основ функционирования хозяйственного субъекта осуществляется с одновременной проверкой соблюдения последним принципа неизменности методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в учете, что является учетной политикой. Это дает возможность быстро определить особенности учета этого субъекта аудита, составить точный план проверки с учетом специфики деятельности предприятия.

Возможность стабильного эффективного функционирования предприятия во внешней рыночной среде и его дальнейшее социально — экономический развитие во многих аспектах зависит от концептуальных основ, заложенных в основу организации бухгалтерского учета на этом предприятии.

Аудит учетной политики - Ответ Бухгалтера Сдай на права покаучишься в ВУЗе Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься! Получить скидку 4 500 ₽

Одной из концепций является решение задач бухгалтерской службой исключительно информационного направления, то есть учет в основном нацелен на наблюдение и отображение движения и состояния активов и пассивов и предоставление отчетности.

В современных условиях хозяйствования большое значение, а следовательно, воплощение приобретает другая концепция, согласно которой учет как функция является неотъемлемой составляющей целостной системы управления деятельностью предприятия.

В этом случае учет является основой бизнеса, поскольку учетная информация готовится в такой форме и показателях, которые могут активно влиять на процессы принятия управленческих решений и способствовать совершенствованию не только самой системы управления, а и работы всего предприятия.

Реализация этой или другой концепции организации учета на предприятии воплощается в принятой учетной политике.

Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов, методик и учетных процедур, которые применяет организация для формирования и представления финансовой отчетности. Учетная политика предприятия регламентирована внутренним локальным актом организации – приказом об учетной политике предприятия.

«Аудит учетной политики организации» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Приказ об учетной политике формируется и утверждается на каждый следующий отчетный год. В разработке учетной политики, как правило, принимают участие руководитель организации и главный бухгалтер.

  • При аудиторской проверке учетной политики предприятия, аудитор должен знать нормативно-правовую базу, регулирующую формирование и содержание учетной политики.
  • Целью аудита учетной политики предприятия является установление ее соответствия действующим нормативно-правовым актам, а также отраслевых особенностей и масштаба деятельности организации и деятельности предприятия.
  • Источниками информации в аудите учетной политики предприятия являются все внутрифирменные документы, что охватывают вопрос организации и ведения бухгалтерского учета в организации.
  • Задания аудита учетной политики следующие (Рис.1):

Аудит учетной политики - Ответ Бухгалтера

Рисунок 1. Задания аудита учетной политики предприятия

Методика аудита учетной политики предприятия

Методические приемы аудита учетной политики предприятия применяется те же, что и при аудите учредительных документов. В общем, проверка осуществляется в два основных этапа:

  • 1 Этап — проверка соответствия учетной политики предприятия действующему законодательству и характеру и масштабу деятельности предприятия.
  • 2 Этап — на данном этапе проверяется соответствие отражения фактам хозяйственной деятельности организации, принятым в учетной политике правилам.

Важно обратить внимание на то, соблюдаются ли принципы и методы ведения бухгалтерского учета в течение текущего года. Кроме того, нужно обратить внимание на внесение изменений в учетную политику.

  1. Если организация не соблюдает законодательно регламентированного утверждения и функционирования учетной политики, даже при несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия, и достоверности финансовой отчетности может привести к негативным последствиям со стороны уполномоченных контролирующих органов.
  2. Следующим важным элементом методики аудита учетной политики есть выделение соответствующих направлений проверки.
  3. Проводить аудит учетной политики предприятия необходимо по следующим направлениям:
  1. Проверка внедрение функций учета в центре принятия решений.
  2. Выяснение делегирования полномочий и ответственности.
  3. Проверяется взаимосвязь бухгалтерского учета с другими функциями организации.
  4. Проверяется взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим видами учета.
  5. Проверяется уровень оперативности учетной информации.
  6. Проверяется уровень достоверности информации.

Кроме того, аудитор выясняет, насколько принятая в организации учетная политика положительно влияет для эффективной работы организации, насколько принятые методы оценки, амортизации и пр. соответствуют типу хозяйствующего субъекта.

На завершающем этапе проверки учетной политики аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое содержит профессиональное мнение аудитора.

В данном заключении отражаются все обнаруженные недостатки относительно имеющейся в организации учетной политики и правил ее выполнения.

Также аудитор можно дать рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу Дата написания статьи: 27.06.2016 Задать вопрос

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Аудит учетной политики - Ответ Бухгалтера Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Решение любого учебного вопроса за 300₽

Задать вопрос  эксперту

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Аудит организации учетной политики, бухгалтерского учета и внутреннего контроля

Замечание 1

Аудит организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия имеет целью знакомство с системой, которая включает исследование, анализ и оценку информации об учетной политике и базовых принципах ведения и организации бухучета и документооборота.

Эта цель призвана решить несколько важных задач, сущность которых состоит в изучении, оценке и анализе определенных аспектов хозяйственной деятельности проверяемых лиц или субъектов. Так, объектами проверки могут являться:

  • учетная политика и обязательные принципы ведения бухучета;
  • структура управления и организации подразделений, отвечающих за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
  • обязанности и полномочия сотрудников, которые участвуют в ведении учета, в том числе их распределение;
  • подготовка, оборот и хранение документов, с помощью которых происходит отражение хозяйственных операций;
  • отражение хозяйственных операций посредством регистров учета, включая формы и методы обобщения данных;
  • подготовка периодической бухгалтерской отчетности с помощью данных бухгалтерского учета;
  • исследование роли и места средств вычислительной техники в ведении учета и в подготовке отчетности;
  • анализ критических сфер учета, в которых особенно высок риск возникновения ошибок или искажений;
  • изучение средств контроля, которые предусмотрены отдельными сферами системы учета.

Особенности аудита учетной политики

В процессе планирования и при непосредственном проведении проверки аудиторы должны понять систему бухгалтерского учета проверяемых субъектов экономики.

Аудиторская компания в процессе аудиторских проверок определяет степень соответствия организации системы бухгалтерского учета аудируемых экономических субъектов действующим нормативным документам. При этом в случае обнаружения нарушений, аудитор отмечает их в рабочей документации.

Систему бухгалтерского учета проверяемых лиц можно считать эффективной, когда при фиксации хозяйственных операций выполнено несколько требований:

  • учетные операции находятся в соответствии с временным периодом их осуществления;
  • фиксация операций в правильных суммах;
  • правильное отражение операций в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой;
  • обязательная фиксация деталей операций, которые имеют существенное значение для учета и отчетности;
  • ограничение возможности использовать злоупотребления.

Аудит организации начинается со знакомства с внутренними документами проверяемых экономических субъектов. Проверке подвергается вся документация, которая касается организации, постановки и ведения бухучета.

Далее аудитор определяет, соответствует ли реальное положение положениям перечисленных документов.

В некоторых ситуациях для такой сверки рекомендуют отследить движение отдельных сумм в учете, начиная от первичных документов и заканчивая их вкладом в отчетные документы.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта в нашей стране рассматривается на 4 уровнях регулирования. Из них самым важным можно считать самый низший (четвертый) уровень для экономических субъектов. Он определяет учетную политику в методическом, технических и организационных аспектах.

Определение 1

Читайте также:  Как ИП принимать на работу сотрудника - Ответ Бухгалтера

Учетная политика представлена совокупностью способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов работы предприятия).

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики начинается с проверки соблюдения учетной политики, что предшествует всем остальным этапам аудиторской проверки. В первую очередь аудитор определяет наличие приказа по учетной политике.

Учетная политика в своих основных положениях затрагивает соответствующие аудиторские документы, включая правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие прямые ссылки на учетную политику.

Данные ссылки есть в более десяти действующих правилах (стандартах), в числе которых «Планирование аудита», «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта».

ОСновной задачей аудитора является анализ и оценка элементов учетной политики и отражение их в аналитической части заключения.

Элементы учетной политики

Основные элементы учетной политики включают методическую, техническую и организационную часть.

Методические элементы включают в свой состав:

  • способы амортизации основных фондов, НМА, спецодежды и инвентаря;
  • отнесение объектов, которые ранее числились в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в состав основных средств и материалов;
  • оценка запасов производства в соответствии с фактической себестоимостью;
  • оценка готовых изделий по нескольким видам себестоимости (фактическая, нормативная, плановая и производственная, а также по прямым статьям затрат);
  • оценка по фактической и нормативной себестоимости незавершенного производства, а также по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, по фактически произведенным затратам;
  • процесс списания расходов будущих периодов в том периоде, к которому их можно отнести (осуществляется равномерно, пропорционально производственному объему);
  • формирование резервов предстоящих платежей и расходов;
  • группировка и списание производственных затрат в соответствии со статьями калькуляции, видами изделий, распределению накладных (косвенных) затрат;
  • признание реализационной прибыли;
  • формирование резерва по сомнительным долгам, представляющих собой фонды специального назначения.

Технические элементы включают в свой состав следующие:

  • рабочие планы счетов;
  • формы бухучета;
  • средства учет ремонта основных фондов;
  • аналитический учет перемещения ТМЦ, включая использование оперативно-бухгалтерского и карточно-документационного метода;
  • списание материалов в соответствии с себестоимостью единицы запасов, средней себестоимость, методом ФИФО;
  • учет производства готовых изделий на счету 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» или без него;
  • должный учет производственных затрат и калькулирование себестоимости по нормативному, позаказному, попередельному методу;
  • основа распределения косвенных расходов;
  • сводный учет финансовых издержек на выпуск продукции (изделия, группы изделий, заказы, попроцессный метод калькулирования);
  • проведение инвентаризаций.

Организационные элементы включают:

  • организационную форму бухгалтерского отдела;
  • постановку подразделений на отдельный баланс;
  • внутрипроизводственный контроль.

Замечание 2

После того, как была проведена аудиторская проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики субъекта, аудитором формулируется аудиторское свидетельство в качестве раздела аудиторского заключения. Оно включает результаты знакомства аудитора с системой бухучета, оценку учетной политики, принципов ведения и организации бухучета и документооборота.

Аудитор подготавливает организационную структуру подразделения, которое отвечает за ведение учета и подготовку отчетности в бухгалтерии, распределение полномочий и обязанностей между сотрудниками, которые участвуют в ведении учета и формировании отчетности.

Аудитором излагается порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета. Он формирует методы обобщения данных, правила подготовки периодической отчетности с помощью показателей бухгалтерского учета, определяет критические участки, где риск проявления ошибок в бухгалтерской отчетности является особенно высоким.

Аудит учетной политики - Ответ Бухгалтера

Елена Хроманюк

Преподаватель по бухгалтерскому учету и аудиту

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

17. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

  • Аудит
    учетной политики
    (УП) и бухгалтерского учета представляет
    собой оценку соответствия
    совершаемых
    и отражаемых в учете операций аудируемого
    лица законодательству
    и организации бухгалтерского учета и
    на­гообложения
    для
    выполнения им с максимальной эффективностью присущих
    ему функций.
  • Под
    УП понимается выбранная совокупность
    способов ведения БУ – первичного
    наблюдения стоимости измерения текущей
    группировки и итогового обобщения
    фактов хозяйственной деятельности а
    также принципов и правил регламентирующих
    методические и орг-ые основы ведения
    учета в условиях действующей нормативной
    базы на данный момент времени.
  • УП
    формируется гл бухгалтером.

Цель
установить
соответствие организации б.у. и учетной
политики экономического субъекта
требованиям действующиего законодат-ва
и особенностям деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=KjREv_0jx8g\u0026pp=ygVM0JDRg9C00LjRgiDRg9GH0LXRgtC90L7QuSDQv9C-0LvQuNGC0LjQutC4IC0g0J7RgtCy0LXRgiDQkdGD0YXQs9Cw0LvRgtC10YDQsA%3D%3D

Для
достижения цели аудиторы выделяют след.
направления
проверки:

1)
проверка организации УП (в соответствии
с ПБУ 1/2008);

2)
формы б.у.;

  1. 3)
    проверка приказа об УП в целях бухучета
    и налогового учета;
  2. 4)
    проверка приложений к приказу об УП;
  3. 5)
    проверка внесения изменений в УП
  4. Источники
    информации:
  5. 1)
    Организационная и юридическая
    документация:

-приказ
(распоряжение и т.п.) об учетной политике
проверяемой организации;


  • рабочий план счетов бухгалтерского
    учета;

  • правила документооборота и технологии
    обработки учетной информации;

  • пояснительная записка, которая раскрывает:
  • а)
    избранные при формировании учетной
    политики отличные от предыдущего года
    способы ведения бухгалтерского учета;
  • б)
    изменения в учетной политике, существенно
    влияющие на оценку и принятие решений
    пользователей бухгалтерской отчетности
    в отчетном году или периодах, следующих
    за отчетным;
  • в)дополнительные
    данные о событиях после отчетной даты
    и условных фактах хозяйственной
    деятельности, прекращении операций,
    аффилированных лицах, прибыли, приходящейся
    на одну акцию

  • утвержденные методики учета отдельных
    показателей и другие приложения к
    приказу об УП проверяемой организации
    – способы начисления амортизации,
    оценка активов, способы распределения
    затрат и др.;

  • должностные инструкции бух-ов
  • 2)
    Перечень утвержденных форм первичных
    документов и форм документов для
    внутренней бухгалтерской отчетности
    : перечень применяемых унифицированных
    форм первичных док-ов по участкам учета;
    перечень разработанных и утвержденных
    форм первичных док-ов, по которым нет
    унифицированных форм;

3)
Учетные
регистры б.у. (Журналы-Ордера,
оборотно-сальдовые ведомости, Главная
книга, Книга учета хоз-ых операций).

В
ходе проверки аудиторы на основании
изучения Положения о бух­.
службе, должностных инструкций, устных
опросов главного бух­галтера
и сотрудников службы выясняют ее
организац.

структуру, распределение
обязанностей, сложность выполняемых
работ, уровень ква­лификации учетного
персонала, проводят анализ объектов
учета, видов и объема
обрабатываемой учетной инф-ии,
использование компьютерных технологий.
Аудитор
должен проверить укомплектованность
бух.

аппа­рата,
соблюдение штатной дисциплины,
правильность распределения обяз-тей,
профес. подготовку отдельных работников
учета, ор­ганизацию
труда и т.д.

На
эффективность постановки системы БУ,
а также системы
управления орг-ей в целом, значительное
влияние оказывает организация
первичного учета.

Поэтому аудитору
необходимо проверить, соблюдаются
ли в данной организации необходимые
требования оформления первичных док-тов,
содержатся ли в них обязат.реквизиты.

В свя­зи
с этим в бух-рии организации должен быть
перечень и образцы до­к-тов с указанием
порядка их заполнения, а также нормат.,
инст­руктивные
и справочные материалы для работы
бухгалтеров.

Аудитор
д. установить, насколько обоснованно
разработан и чет­ко
выполняется график документооборота
в данной орг-ии. Это также позволяет
ему в какой-то мере оценить систему
учета и внутрихоз.
контроля. Т.к. график документооборота
явл-ся важ­нейшим организационным
док-том, обеспечивающим функционирование
всей системы
БУ.

Аудит
учетной политики и организации б.у.

  1. При
    проведении аудиторский процедур
    устанавливается
    :
  2. — издан
    ли приказ (распоряжение) руководителя
    организации об учетной политике. Вновь
    созданное предприятие должно оформить
    избранную учетную политику не позднее
    90 дней со дня приобретения прав
    юридического лица(гос регистрации);
  3. — утверждены
    ли рабочий план счетов, формы используемых
    нетиповых первичных документов, правила
    документооборота и технология обработки
    учетной информации, порядок проведения
    инвентаризации и методы оценки имущества,
    порядок контроля хозяйственных операций
    и др.;
  4. — издавался
    ли приказ о дополнениях, вносимых в
    учетную политику;
  5. — издавался
    ли приказ об изменении учетной политики.
  6. а
    также с учетом следующих допущений
    :
  7. — имущественной
    обособленности организации; (имущество
    и обязательство существуют обособленно
    от имущества обязательств его акционеров
    и др предприятий.
  8. — последовательности
    применения УП; из года в год
Читайте также:  Дошкольное образование - Ответ Юриста

— временной
определенности фактов хозяйственной
деятельности. – факты хоз деят. относ.
к тому отчет периоду в котором произошли.

  • При
    проведении аудиторской проверки
    необходимо установить
    :
  • — наличие
    и состав распорядительных документов
    по учетной политике;
  • — соответствие
    формы и сроков принятия документов по
    учетной политике требованиям нормативных
    актов;
  • — последовательность
    применения УП;
  • — наличие
    способов учета, отличных от установленных
    нормативными документами, но позволяющих
    организации достоверно отразить ее
    имущественное состояние и финансовые
    результаты;
  • — полностью
    ли раскрыты избранные при формировании
    учетной политики способы ведения
    бухгалтерского учета, существенно
    влияющие на оценку и принятие решений
    пользователями бухгалтерской отчетности;

Необходимо
проверить, обеспечивает ли учетная
политика выполнение следующих требований
к ведению б.у.:


полнота – без пропусков фактов хоз.
деят.

–своевременность
– предоставление информ. аппарату
управл-я и внешним пользователям тотчас
и вовремя;

–осмотрительность
– осторожность в суждениях, касающихся
предстоящих событий;

-приоритет
содержания над формой – соблюдение
правовых норм и экономич. целесообразности
событий хоз. деят-ти

должно
преобладать над формой, регламентированной
соответствующими нормативн. док-ми;

–непротиворечивость
– данные текущего учета в разрезе
отдельных видов имущества и источников
его формиров-я всегда должны соответствовать
оборотам и остатку, объединяющего их
экономически однородного объекта учета
на 1 число кажд. месяца.

  1. -рациональность
    – стоимость получения информации всегда
    должна быть ниже стоимости результатов,
    ожидаемых от исп-я этой информации.
  2. Аудит
    учетной политики является одним из
    важнейших разделов аудита, результаты
    которого могут повлиять на выражение
    мнения аудитора о достоверности
    финансовой (бухгалтерской) отчетности
    аудируемого лица.
  3. Аудиторскую
    проверку УП целесообразно разделить
    на два этапа:
  1. На первом этапе оценивается СВК (Система внутреннего контроля) по организации учетной политики.

    Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На первом этапе аудитор определяет СВК и порядок документооборота в организации.

    Общая оценка СВК проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

  2. На втором этапе проводится анализ УП организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Дополнительно
: СВК –
специальные
процедуры, введенные руководством
(собственником, директором, глав. бухом)
для недопущения или оперативного
выявления и устранения как случайных,
так и умышленных искажений в учете и
отчетности; обеспечения сохранности
имущества организации.

Последовательность
работ при проведении аудита учетной
политики можно разделить на три этапа
— ознакомительный, основной и заключительный.

Аудит учетной политики

«Аудиторские ведомости», 2006, N 1

В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица.

Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

В ходе проверки учетной политики аудитор анализирует:

  • наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
  • соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
  • полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение учетной политики;
  • утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

  • приказ (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.
  • Анализ и оценка учетной политики влияют на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, что отражено в отдельных стандартах аудиторской деятельности.
  • Например, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита» при разработке общего плана и программы аудита аудитору необходимо принимать во внимание учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения, а также влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
  • Согласно Стандарту N 4 «Существенность в аудите» аудитор обязан принимать во внимание качественный аспект существенности в ходе проверки, в частности примером качественного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности является недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием.
  • В соответствии с Правилом (стандартом) N 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» при оценке факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий со стороны аудируемого лица, аудитор может принять решение более внимательно проанализировать принципы выбора и применения руководством аудируемого лица учетной политики, особенно в части признания доходов, оценки активов и капитализации затрат.
  • В соответствии с Правилом (стандартом) N 6 «Аудиторское заключение» по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  • Исходя из сказанного аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики.

Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора.

На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Например, на первом этапе целесообразно собрать ответы на следующие вопросы:

  • имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
  • имеется ли в организации учетная политика;
  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговые органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации;
  • проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

Читайте также:  Как оформить сотрудника на полставки - Ответ Бухгалтера

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, пример которой приведен ниже, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

N п/п Элемент учетной политики Возможные варианты/необходимые процедуры Нормативно- правовой документ
1 Организационно-технический раздел
1.1 Организация ведения учета Структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; Должность бухгалтера в штате; На договорных началах со специализированной организацией; Руководитель Пункт 2 ст. 6ЗаконаN 129-ФЗ
1.2 Форма организации учета Централизованная; Децентрализованная; Смешанная Статья 6 ЗаконаN 129-ФЗ
1.3 Организация бухгалтерской службы Положение о бухгалтерской службе; Должностные инструкции; Положение о филиалах и других структурных подразделениях; Положение о внутренней отчетности; Организация системы внутреннего контроля Статья 6 ЗаконаN 129-ФЗ
1.4 Технология обработки учетной информации Ручной способ; Ручной способ с частичным применением средств автоматизации; Автоматизированный способ Пункт 7 ст. 9ЗаконаN 129-ФЗ
1.5 Применяемая компьютерная программа (в случае автоматизи- рованного учета) Закон N 129-ФЗ
1.6 Имеется ли приказ о принятии организацией учетной политики Да; Нет Пункт 9 ПБУ 1/98
1.7 Утвержден ли организацией рабочий план счетов Да; Нет; Разрабатывается на основании типового Плана счетов Пункт 2 ст. 6Закона N 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/98
1.8 Утверждены ли формы первичных документов, по которым не предусмотрены унифицирован- ные формы Неунифицированные формы первичных документов не применяются; Неунифицированные формы применяются и утверждены в качестве приложения к учетной политике (отдельным положением) Статья 9 ЗаконаN 129-ФЗ
1.9 Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов Утвержден в приложении к учетной политике; Утвержден в отдельных положениях по бухгалтерскому учету Пункт 3 ст. 6ЗаконаN 129-ФЗ
1.10 Определена ли технология обработки учетной информации Утвержден график документооборота; Определены лица, ответственныеза хранение документов
1.11 Утвержден ли график документо- оборота Утверждены необходимые формы неунифицированных документов; Определены лица, ответственныеза составление и хранение документов Закон N 129-ФЗ
1.12 Определены ли порядок и сроки проведения инвентаризацииимущества и финансовых обязательств Утверждены порядок и сроки проведения инвентаризации во внутренних положениях; Проведены инвентаризации в случаях, установленных законодательством Статья 12 Закона N 129-ФЗ, Методические указания по инвентариза-ции имущества и финансовыхобязательств, утвержденныеПриказом Минфина России от 13.06.1995 N 49
1.13 Заключены ли договоры о полной материальной ответствен- ности с материально-ответственнымилицами Да; Нет

Аудит учетной политики организации

Учетная политика является одним из важных инструментов управленческой системы. В политике содержатся правила и принципы в соответствии с которыми в компании осуществляется контроль и учет.

Данные правила отражают бухучет в организации в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с этим, соответствие учетной политики проверяют компетентные органы при проведении аудита.

В статье рассмотрим, что собой представляет аудит учетной политики и каким образом он проводится.

При проведении аудита учетной политики компании проверяющие органы действуют в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008;
  • Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г.

Для чего проводится аудит учетной политики

При ознакомлении с учетной политикой, перед аудиторами ставятся некоторые цели.

Выяснение полноты и соответствия законодательству правил бухгалтерского учета, которые приняты в компании, а также корректность применения данных правил– является основной целью аудита. Для того, чтобы достигнуть данной цели перед аудиторами ставятся следующие задачи:

  • анализ системы финансового контроля и учета, принятой в организации;
  • изучение финансового документооборота компании;
  • оценка корректности учетной политики.

Что подлежит аудиту

При проверке финансовой отчетности компании, а также внутренних нормативных актов, аудиторы осуществляют следующее:

  • выявляют методы ведения учета, которые являются предпочтительными для данной организации;
  • оценивают соответствие бухучета декларируемым методам учета;
  • проверяют правильность отражения данных бухучета на соответствующих счетах;
  • уточняют соответствие отражаемых операций принятым регистрам бухучета;
  • сверяют конечные показатели по статьям учета с данными Главной книги и иными регистрами учета.

При проведении аудита контролирующие органы дают оценку следующих показателей учетной политики компании:

Полнота Исчерпывающее отражение порядка учета хозопераций
Своевременность Соответствие действующему законодательству
Осмотрительность Отсутствие скрываемых резервов, признание расходов, долгов и обязательств в полном размере
Важность содержания Экономическое обоснование является более приоритетным чем порядок оформления
Непротиворечивость Данные в аналитическом и синтетическом учете должны совпадать
Рациональность Выбранные методики должны соответствовать параметрам аудируемой компании

Результат аудита учетной политики

В результате проведенного аудита формируется мнение специалистов о достоверности финансовой отчетности компании. При этом аудиторы дают ответ на вопрос, были ли допущены нарушения правил бухучета и выявлены ли противоречия с законодательными актами ( статью ⇒ Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 2023).

Документальное оформление

При аудиторской проверке аудиторы вправе знакомиться со следующей документацией:

  • приказ директора о закреплении учетной политики;
  • приложение к приказу (учетные методики);
  • рабочий план счетов;
  • перечень первичных документов;
  • формы и образцы внутренних бухгалтерских документов;
  • порядок документооборота в компании;
  • пояснение к балансу.

Со всеми перечисленными документами аудиторы вправе знакомиться и препятствовать им в этом нельзя. В качестве дополнительных источников информации служат сведения, заявления руководителей компании.

Важно! Кроме внутренних документов аудиторы также вправе пользоваться законодательными актами в соответствии с которыми проводится проверка учетной политики. Если в компании имеются предыдущие заключения аудиторов, то они также могут использоваться при проверке.

Какие ошибки выявляют аудиторы

В учетной политике руководители компаний довольно часто допускают некоторые ошибки, которые аудиторы могут легко выявить. К основным ошибкам относят следующие:

Ошибки Подробная информация
Ошибка в датах Руководители компании подписывают приказы об утверждении политики или вносимых изменениях в нее в текущем году на текущий год. Это неверно, так как учетная политика должна быть утверждена до 1 января года начала ее действия.
Краткая подача информации В приказе директора не допускается чрезмерная лаконичность в случае обозначения элементов учета. Их необходимо подробно описать, а не просто перечислить наименование, та как выбор их способа отражения может быть неоднозначным.
Отсутствуют сроки проведения инвентаризации В документах указываются сроки инвентаризации, а также график ее проведения. Если такие сведения отсутствуют, то нарушаются нормы закона «О бухгалтерском учете».
Отсутствуют данные о подотчетных средствах Если в компании выдаются средства в подотчет, то в нормативных документах необходимо указывать сроки отчетов (как правило, он составляет 10 дней с момента получения денежных средств). Если это не прописано, то нарушаются нормы «Порядка ведения кассовых операций в РФ».
Отсутствует оценка выбытия активов и ценных бумаг Если выбывают финансовые активы, рыночную стоимость которых определить невозможно, то в учетной политике следует определить способ оценки.
Отсутствует динамика в документах Нет сведений об изменениях в учетной политики компании в результате реорганизации, добавления новых видов деятельности, смене собственников и т.д.
Ошибки в содержании политики Отсутствует график документооборота, неправильно отражены затраты компании, капвложения перемешаны с текущими затратами, нарушена имущественная обособленность, отсутствует порядок возврата товара и т.д.
Формальное отношение Аудитор сразу может выяснить, работают ли положения учетной политики, либо политика носит формальный характер.

В учетной политике должны отражаться:

  • формы первичных документов и внутренней отчетности, типовые образцы которых отсутствуют;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы учета активов, обязательств;
  • аналитические регистры бухучета;
  • должностные инструкции бухгалтеров;
  • порядок внутреннего документооборота и обмена документов между филиалами;
  • способы обработки данных учета;
  • порядок учета отдельных финансовых операций;
  • взаимосвязь налогового, управленческого и финансового учета.

Заключение

Таким образом, составление учетной политики должно быть грамотным с учетом всех особенностей хозяйственной деятельности компании. Аудит учетной политики это один из главных видов аудита, итоги которого оказывают влияние на мнение о достоверности финансовой отчетности компании ( статью ⇒ Учетная политика для целей налогового учета).