Проблемы

Жалоба на нарушение срока рассмотрения заявления

Общие сроки ответа на письменное обращение граждан установлены в ФЗ 59 от 02.05.2006. В ч. 4 ст. 1 указано, что этот закон обязателен для всех организаций, исполняющих публично значимые функции, и их должностных лиц.

В ч. 2 сказано, что если другими законами установлены другие периоды рассмотрения, они имеют преимущество, по сравнению с нормами ФЗ 59. Правила предоставления ответа могут быть конкретизированы в Административных регламентах.

Что говорит закон

Предельный срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации — 30 дней с момента регистрации документа. Направление ответа за его пределами является нарушением. Есть особенности по рассмотрению устных и письменных заявлений, нюансы в расчетах.

Специальные нормы о периоде рассмотрения отдельных запросов есть в самом ФЗ 59. В ст. 12 указано, что высшему должностному лицу субъекта РФ дается всего 20 дней на принятие решения по письменному сообщению о фактах нарушения миграционных законов.

Многими нормативными документами периоды предоставления информации и сведений значительно сокращены.

Так, согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.

2006, исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставить собственнику жилого помещения перечень оказываемых услуг не позднее 5 рабочих дней с момента запроса.

Жалоба на нарушение срока рассмотрения заявления

На устные заявления

Ст. 13 ФЗ 59 регламентирует порядок личного приема заявителей, но в ней конкретно срок ответа на заявления граждан, сделанное в устной форме, не установлен. В ч. 3 указано, что непосредственно во время приема даются ответы на вопросы, которые не требуют дополнительной подготовки специалиста. В остальных случаях составляется письменный ответ в стандартном порядке.

На основании этого можно сделать вывод, что сроки ответов на запросы граждан в устной форме следующие:

  • на очевидные вопросы — в течение приема в устной форме;
  • на более сложные вопросы — 30 дней в письменном виде.

Если в ходе личного визита сформулировано письменное заявление, оно рассматривается в стандартном порядке.

На письменные запросы

Порядок предоставления ответа на письменное заявление в законе четко регламентирован и включает следующие этапы:

  1. Сначала производится регистрация заявления, на что дается не более 3 дней.
  2. Затем производится рассмотрение в течение месяца, 30 дней, в исключительных случаях этот период продлевается руководителем еще на месяц. Исполнитель в обязательном порядке направляет промежуточный ответ на обращение гражданина с указанием на продление процесса рассмотрения.
  3. Если в ходе подготовки ответа установлено, что вопросы в запросе не входят в компетенцию организации, она перенаправляет его в уполномоченный госорган с обязательным уведомлением заявителя.

Получается, что указанные в законе 30 дней на практике составляют 33 дня или 46 дней (30 дней рассмотрения плюс 6 дней на регистрацию в обеих организациях).

С учетом возможных пересылки и продления, а также регистрации ответ на вопрос, каков максимальный срок исполнения обращений граждан, — 73 дня (30 дней на рассмотрение плюс 30 с учетом продления, 7 дней на пересылку, плюс 6 дней на регистрацию). И все эти периоды не включают почтовую пересылку.

Когда можно не отвечать

В соответствии со ст. 11, срок ответа на обращения граждан в организацию не имеет значения в следующих случаях:

  • в тексте содержатся нецензурные слова, оскорбления и т. п.;
  • текст не поддается прочтению;
  • суть предложения или жалобы не поддается установлению;
  • пояснения по сути заявления есть в свободном доступе;
  • подробные пояснения невозможны без разглашения государственной тайны;
  • запрос не подписан, то есть он анонимный (по ст. 7 ФЗ 59, письменное заявление подписывается в обязательном порядке с указанием фамилии, имени и отчества).

Рассмотрение таких запросов не производится, о чем отдельно сообщается заявителю, если есть информация о заявителе и адресе и она читаема (кроме первого случая, такое заявление допускается игнорировать).

Ответственность за нарушения

По КоАП РФ нарушение сроков ответа на обращение граждан является наказуемым деянием. В соответствии со ст. 5.

59, в таком случае государственный орган, орган местного самоуправления, другие организации, выполняющие общественно значимые публичные функции, их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Сумма материального взыскания составляет от 5000 до 10 000 рублей.

В законе дан конкретный ответ на вопрос, сколько рассматриваются обращения граждан, — 30 дней, но в процедуре есть нюансы, которые влияют на итоговый период рассмотрения.

Досудебное обжалование

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).

В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.

Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.
  • В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.
  • Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).
  • Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
  • Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
  • В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица.

В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр.

При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.

Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Читайте также:  Как узнать когда судебное заседание?

В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.

Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
  1. Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
  2. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.
  3. В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
  4. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

  • При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.
  1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.
  2. По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.
  3. ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.
  • Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.
  • Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.
  • Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Через систему досудебного обжалования жалоба может быть подана в отношении следующих услуг ПФР:
      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

О процессуальных нарушениях, допускаемых прокурором при рассмотрении жалоб, поданных заявителями или их адвокатами в порядке ст. 124 упк рф

УПК РФ предусматривает возможность обжалования действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора как во внесудебном (ст. 124 УПК РФ), так и в судебном (ст. 125 УПК РФ) порядке. 

Читайте также:  Обмен водительских прав не по месту прописки

Руководствуясь не тем законом

Процессуальный порядок такого внесудебного обжалования установлен ст. 124 УПК РФ. В ч. 1 этой статьи предусмотрено, что прокурор рассматривает данные жалобы в трехдневный срок со дня их получения, а в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, – в  срок до десяти суток, о чем обязательно извещается заявитель.

Кроме того, ч. 2 ст. 124 УПК РФ закрепляет, что по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Однако на практике адвокаты сталкиваются с тем, что работники прокуратуры рассматривают такие жалобы не в рамках УПК РФ, а в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Отсюда никаких постановлений об удовлетворении жалобы полностью или в части либо об отказе в удовлетворении жалобы не выносится, а ответ поступает заявителю не в трехдневный срок с возможностью продления его до десяти дней при обязательном уведомлении об этом заявителя, а в тридцатидневный срок, установленный ч. 1 ст. 12 указанного закона, в форме ответа на обращение.

При этом работники прокуратуры, занимаясь жалобами заявителей в порядке ст. 124 УПК РФ, руководствуются положениями Приказа Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

Противоречия судебной практики

Все это является грубейшим нарушением положений УПК РФ, о чем свидетельствуют некоторые примеры из судебной практики.

Так, в Апелляционном постановлении Московского городского суда от 11 апреля 2016 г. по делу № 10-5092/2016 указано, что суд первой инстанции «обоснованно указал, что жалоба П.

от 02 сентября 2015 года рассмотрена с нарушение сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 124 УПК РФ, кроме того, в нарушение ч. 2 ст.

124 УПК РФ постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении прокурором не вынесено и в суд первой инстанции не представлено». 

В Апелляционном определении Московского городского суда от 24 декабря 2014 г.

по делу № 33-41946/14 указано: «…разрешая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд правильно руководствовался тем, что жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поданная прокурору, должна быть рассмотрена в порядке ст.

124 УПК РФ, при этом рассмотрение указанных жалоб в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30 января 2013 г., законом не предусмотрено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку рассмотрение жалобы заявителя на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации является незаконным и противоречит требованиям ч. 5 ст. 148 и ст. 124 УПК РФ». 

Однако существует и судебная практика, где такой подход органов прокуратуры признается законным и обоснованным, а доводы заявителя и его адвокатов – несостоятельными.

Например, в Апелляционном постановлении Московского областного суда от 9 марта 2017 г. по делу № 22К-1563/2017 указано, что «судом первой инстанции проверены доводы жалобы, исследованы представленные на судебную проверку материалы, выслушаны объяснение заявителя и мнение прокурора.

При этом суд, по мнению суда апелляционной инстанции, правильно не нашел оснований для признания оспариваемых действий незаконными, установив, что обращение адвоката было рассмотрено и.о.

начальника отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью ОВД прокуратуры Московской области в установленные законом порядке и сроки, о чем заявителю дан ответ». 

Доводы защиты

Защитник должен надлежащим образом реагировать на такие нарушения.

Прежде всего необходимо обжаловать действия (бездействие) нижестоящего прокурора вышестоящему в порядке ст. 124 УПК РФ, а также в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. В жалобах следует обращать внимание указанных органов на следующие факты:

  1. нельзя применять к уголовно-процессуальным отношениям положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации;
  2. жалоба по своей форме и буквальному содержанию со ссылками на нормы УПК РФ и с формулировками заявленных требований ясно и однозначно свидетельствует о том, что волеизъявление ее заявителя направлено на обжалование действий (бездействия) должностных лиц в рамках уголовного судопроизводства вышестоящему должностному лицу в порядке ст. 124 УПК РФ, а не на ее рассмотрение в качестве вне процессуального обращения;
  3. рассмотрение жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ вышестоящими должностными лицами предусматривает такую же процедуру, что и нижестоящими, а именно: сокращенные сроки для рассмотрения (в течение трех суток, либо продление до десяти суток, если необходимо истребовать дополнительные материалы, с обязательным уведомлением заявителя в исключительных обстоятельствах), а также обязательное вынесение постановления об удовлетворении жалобы заявителя полностью или в части либо об отказе в ее удовлетворении;
  4. суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ (ч. 1 ст. 7 УПК РФ).

Если в практике адвоката возникают ситуации, когда процедура рассмотрения жалоб заявителя в порядке ст.

124 УПК РФ должностными лицами уголовного судопроизводства  игнорируется, необходимо обращать внимание судов и вышестоящих должностных лиц на указанные нарушения и помнить, что сроки и процедуры в уголовном судопроизводстве являются краеугольным камнем, без которого предписанное ст. 6 УПК РФ назначение уголовного процесса потеряет всякий смысл.

Как подать жалобу, чтобы вас услышали: порядок, сроки и необходимые данные | Юридическая Инициатива

Думаете у должностных лиц и сотрудников различных компаний есть огромное желание рассматривать и реагировать на ваши жалобы? Очевидно, что нет. У них есть куча других полезных дел: от отчетов перед начальством до пасьянса “Косынка”.  Я же вам расскажу как подавать жалобы так, чтобы у них не было возможности проигнорировать ее.

По поводу чего можно писать жалобы/заявления?

По сути по поводу любого вопроса, связанного с работой какого-либо органа, должностного лица, организации, компании или ее сотрудника.

Вам нахамили? Некачественно оказали какие-либо услуги? Не уложились в сроки? Не выполнили свои обязательства или нарушили требования какого-либо нормативного или правового акта? По всем этим поводам вы можете обращаться с заявлениями, претензиями и жалобами. Если подать ее правильно, то на нее не имеют права не отреагировать.

Начнем с государственных органов и должностных лиц

Порядок обращения граждан с заявлениями и жалобами регламентируется Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

  В нем прописан порядок обращений, сроки рассмотрения обращений, ответственность за нарушения в сфере рассмотрения обращений граждан и много другой важной информации.

Мы остановимся на самых важных моментах, которые касаются подачи обращений.

Самое важное: сроки рассмотрения обращений, претензий, жалоб государственными органами

Как только жалоба поступает в какой-либо орган, то ее регистрация должна занимать не более трех дней. Если жалоба “не по адресу” (т.е.

вы подали жалобу сразу в вышестоящий орган или орган с другой компетенцией, а они не занимаются именно этим вопросом, то они передают ваше обращение туда, куда нужно), то в течение семи дней жалоба должна быть передана в тот орган, который управомочен на нее реагировать. Все это прописано в ст. 8 рассматриваемого закона.

В этой же статье указано, что тот орган/должностное лицо, на которое направлена жалоба/обращение не имеет права заниматься ее рассмотрением

По общему правилу срок рассмотрения жалобы составляет до 30 дней. В исключительных (не случайно я это выделил) случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 30 суток с уведомлением лица, подавшего обращение о таком действии.

Если ваша жалоба или обращение затрагивает компетенцию нескольких государственных органов, то копия обращения рассылается в срок не более 10 дней (3 на регистрацию и 7 дней на передачу).

Кстати, запрос информации у других органов государственной власти и должностных лиц производится в срок до 15 дней, который ВХОДИТ в общий срок рассмотрения обращения.

На случай, если вам ответят, что информация была запрошена, но ответа не последовало, можете реагировать как на прямое нарушение законодательства в сфере порядка рассмотрения граждан.

Причем, ответственность будут нести и те, кто не получил ответа, и те, кто его не отправил.

Читайте также:  Выписка банка, документ Выписка банка, как получить, электронная выписка банка

Ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан

Это ст.5.59 КоАП РФ, которая так и называется — Нарушение порядка рассмотрения обращения граждан. Санкция – штраф до 10 000 рублей.

Куда жаловаться на нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан?

жалоба на нарушение сроков рассмотрения искового заявления — 6400 дискуссии юристов и адвокатов

В государственных учреждениях тоже работают люди. И конечно иногда они могут нагрубить, нахамить или оскорбить. Применительно к младшим должностям всему виной низкая заработная плата и, как следствие, невысокий уровень квалификации таких сотрудников.

Однако поступая на государственную службу, они должны были внимательно ознакомиться с этическим кодексом государственного служащего. Поэтому за подобные нарушения наказание будет более суровое, чем за обычное хамство и оскорбление. Из-за подобных правонарушений, государственные служащие теряют уважение и веру народа.

Кроме хамства со стороны уполномоченных лиц, люди также часто сталкиваются еще и со следующими нарушениями их прав:

  • Грубое поведение, хамство;
  • Незаконное требования по предоставлению сведений, документов, которые не требуются для оказания государственной услуги или иного решения вопроса
  • Отказ выполнения возложенных обязанностей.

Случаются и куда более серьезные проступки:

  • Злоупотребление должностными полномочиями в своих целях или же для создания проблем гражданину.
  • Требование оплатить бесплатные услуги (провокация взятки).

Данные действия уполномоченных лиц признаются преступлением и можно смело обращаться в правоохранительные органы.

Каждый год законы меняются, наказание делается суровей, но подобных преступлений не становиться меньше. Так как многие люди не защищают свои права и не сообщают о подобных правонарушениях.

О нарушении сроков рассмотрения письменного обращения

16 мая 2011 года я обращался с письменной жалобой о признании незаконным требования главного врача название учреждения, Ф.И.О. об обязательной оплате пациентом диагностических услуг в связи с лечением Гепатита С.

В моей жалобе содержались требования о выполнении законодательства об оказании мне всего объема необходимой медико-социальной помощи в связи с социально-значимым заболеванием Гепатит С бесплатно, включая проведение необходимых диагностических мероприятий и исследований.

Жалоба была получена Департаментом здравоохранения ___________ области и зарегистрирована за входящим номером _____.

Статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает обязанность государственных органов или должностных лиц по рассмотрению поступивших обращений граждан в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Очевидно, что в настоящее время (20 июля 2011 года) данный срок в отношении моей жалобы истек. Какого-либо письменного ответа или уведомления о продлении срока я из Департамента здравоохранения _________ области не получал.

На мои телефонные звонки и устные вопросы в ходе визитов в Департамент для напоминания о сроках, я получал совет о необходимости немного подождать. Я не могу ждать бесконечно, принимая во внимание, что вопрос жалобы касается моего здоровья.

Бездействием Департамента здравоохранения __________ области нарушаются мои права, предусмотренные ст. 33 Конституции Российской Федерации.

  • Прошу Вас, как руководителя Департамента здравоохранения _________ области обеспечить выполнение сроков рассмотрения обращений, предусмотренных федеральным законодательством и направить по указанному мной адресу ответ на мое обращение от 16 мая 2011 года.
  • В случае продолжения нарушения моих прав я буду вынужден обратиться в суд.
  • Прошу направить ответ на данное обращение на мое имя, по адресу: ____________________
  • Число, подпись.
  • Скачать документ «Жалоба о нарушении сроков рассмотрения письменного обращения»

Что делать человеку, если его оскорбил государственный служащий

Государственные служащие обязаны уважительно относиться к обратившимся к ним гражданам. В случае если компетентное лицо оскорбило или нахамило гражданину, потерпевшему следует немедленно принять меры и подать жалоба на действия госслужащего.

Для этого ему следует написать заявление работодателю сотрудника. Заявление пишется в свободной форме. В нем обязательно надо указать:

  • Свое ФИО, адрес, контакты;
  • Данные госслужащего;
  • Характер нарушения;
  • Требование о принятии мер с конкретным результатом: замечание, проверка, увольнение и т.д.

Жалоба обязательно должна быть рассмотрена и, если факт нарушений подтвердится, работодатель примет в отношении своего сотрудника соответствующие меры.

  Как составить жалобу на ТСЖ в Прокуратуру?

Если руководителем госучреждения не было предпринято никаких мер, то потерпевшему следует подать жалобу в вышестоящую инстанцию. В таком случае нахамившего сотрудника могут уволить, и привлечь к административной ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

Также в подобных случаях сотрудника можно привлечь к более серьезной ответственности: за оскорбление личности в присутствии других лиц с нарушителя можно взыскать компенсацию за нанесенный моральный вред.

Как передать жалобу в прокуратуру?

Прокуратура принимает жалобы во всех форматах, поэтому её можно передать даже, не выходя из дома.

Способ подачи Объяснение
1 Лично Необходимо лично посетить отделение прокуратуры в приемный день. С собой необходимо иметь жалобу в двух экземплярах и зарегистрировать обе.
2 Онлайн Через сайт прокуратуры в регионе. Через сайт жалобу можно передать онлайн, для этого следует заполнить специальную форму, в случае если места будет недостаточно можно приложить факл в прикрепленные документы.
С помощью услуг почтового отделения России. В таком случае к жалобе и приложению необходимо добавить опись содержания письма.
С применением телефона горячей линии
С использованием факса.

Стоит предупредить что срок рассмотрения изменяется в отличии от способа подачи, отсчет начинается с момента регистрации жалобы в государственном органе.

Соответственно если способ передачи – почта, то необходимо дождаться письменного уведомления и именно с этого момента будет отсчет времени, если речи идет о самостоятельные передачи, то он остается неизменным так как жалобу регистрируют сразу.

Как оформить жалобу или заявление на госслужащего

Стоит разделять два способа защиты своих прав:

  1. Жалоба руководителю, которая составляется в произвольной форме. Подается в случаях нарушения этических норм;
  2. Исковое заявление в административном порядке об оспаривании действий или бездействий госслужащего. Подается в защиту прав от прямого нарушения: отказа, незаконного решения и т.д.

Исковое заявление и жалоба должна быть составлена в соответствии с требованиями Кодекса об административном судопроизводстве. В заявлении должно быть указано следующее:

  • Название органа, в которое оно подается. Важно правильно определить подведомственность. Так как если дело не подведомственно данному органу, заявление будет возвращено и обратившийся человек зря потратит время.
  • Сведения о заявителе: полные ФИО, год рождения, место фактического проживания, контакт.
  • Сведения о госучреждении и о сотруднике, который совершил правонарушение: название организации, данные руководителя учреждения, ФИО сотрудника, контакты и адрес.
  • Описание сложившейся ситуации: дата и место совершения правонарушения, причина отказа, каким образом было совершено правонарушение.
  • Обоснованность требований: ссылки на нормативно-правовые акты и доказательства.
  • Требование: отменить отказ, признать незаконным действия и т.д., Перечень документов приложенных к иску.
  • Дату сдачи иска и подпись.

Вся информация, указанная в заявлении должна соответствовать действительности. Ложные сведения ухудшат положение заявителя, но не могут стать причиной привлечения заявителя к ответственности согласно позиции Конституционного суда.

Как привлечь должностное лицо к уголовному наказанию

В случае если уполномоченное лицо потребует у обратившегося гражданина оплату за бесплатные государственные услуги, то гражданину следует немедленно обратиться в правоохранительные органы. В таких ситуациях заявление можно подать в следующие органы:

  • В прокуратуру.
  • В полицию.
  • В ФСБ (по делам о взяточничестве со стороны должностных лиц).

При обращении желательно иметь при себе прямые доказательства, так как привлечь к ответственности нарушителя можно только тогда, когда вина его будет доказана.

Для этого вместе с заявлением надо сдать письменные показания свидетелей, аудио- или видеозаписи, копии письменного требования и другие факты. В случае если вина нарушителя будет установлена, то его привлекут к уголовной ответственности.

В зависимости от характера правонарушения, за взятку могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • Лишение свободы.
  • Лишение права занимать определенные должности.
  • Штраф.
  • Исправительные работы.
  • Арест.
  • Конфискация имущества.

Кстати! Дача взятки – тоже преступление. Подробнее об этом можно прочесть в отдельной статье «Что делать, если обвиняют в даче взятки». Обычно на лицо, которое совершило подобное преступление, накладывается сразу несколько санкций: конфискация и лишение свободы, либо конфискация и исправительные работы.