Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж
Работа в учебном учреждении подойдет не каждому. Нужно иметь определенные склонности и черты характера.
Коммуникабельность. Деятельность предполагает не просто общение, а необходимость налаживать отношения с разными людьми, находить к ним подход.
Тактичность
Важно проявлять понимание и сдержанность в определенных ситуациях.
Терпение. Оно требуется как при контакте с людьми, так и в научной работе.
Увлеченность своим делом
Это один из залогов успешной карьеры, ведь преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием и иметь творческое мышление, чтобы находить новые идеи.
Ответственность и трудолюбие. Такая работа требует немалого вложения сил и времени.
Карьера доцента
Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.
Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:
- Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
- Развиваться профессионально как преподаватель.
- Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.
Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.
Квалификационные требования
Ректор: суть его работы в вузе
Компетентность педагога складывается из многих характеристик. Это не только профессиональные знания, но и другие качества. К ним относятся:
- умение чувствовать, насколько учащийся понимает материал;
- способность подбирать оптимальные средства и методики обучения;
- стремление к самообучению и профессиональному совершенствованию;
- умение формировать у обучающихся мотивацию, находить индивидуальный подход.
- А также преподаватель должен быть в состоянии объяснить один и тот же материал разными способами, чтобы все могли его усвоить
- Помимо этого, важно обмениваться опытом с коллегами, быть способным к обучению на чужих примерах
- Педагог должен уметь управлять своим поведением, переключать внимание, проявлять эмпатию. Кроме того, необходимо обладать развитыми навыками речевого общения
Для кого подходит
Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории.
Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.
Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.
Среди необходимых личных качеств можно выделить:
- ответственность и трудолюбие;
- увлеченность своим делом;
- коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
- тягу к научной и творческой деятельности;
- активную жизненную позицию;
- усидчивость и сосредоточенность;
- уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
- четкую и ясную речь;
- терпение и хладнокровие.
Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.
Нагрузка
Как говорилось выше, общегодовая нагрузка для преподавателя вуза не должна превышать девятисот часов. Это означает, что ежедневно придется проводить в среднем две-четыре пары.
Однако нужно понимать, что оплачиваемые часы, свободные от пар — это не личное время преподавателя. Оно выделяется на подготовку к лекциям, написание конспектов и методичек, проверку самостоятельных работ и т.д. Как вы понимаете, работа преподавателя в вузе не ограничивается проведением учебных лекций для студентов.
Полные методические комплекты, составленные преподавателем, несколько раз в течение учебного года проверяют комиссии. В случае обнаружения недостатков, работу придется исправлять.
Кроме того, регулярное изменение общепринятых стандартов заставляет переделывать полные методические комплекты, потому что некоторые предметы устаревают и исключаются из учебной программы, а некоторые, наоборот, появляются.
Для преподавателя вуза это означает, что работу по составлению полного методического комплекта нужно начинать сначала.
Как подготовиться к конкурсу
В общем виде подготовка
сводится к сбору документов. Минобрнауки к заявлению просит приложить
доказательства соответствия квалификационным требованиям. Также нужно
- подтвердить отсутствие препятствий к педагогической деятельности.
- Более подробный список
можно найти на сайте конкретного вуза. Чаще всего в него входят:
- анкета или
представление; - ксерокопии
дипломов (о высшем образовании, о профпереподготовке, кандидата или доктора
наук), сертификатов (о повышении квалификации), аттестатов (доцента или
профессора); - медицинская
книжка; - справка об
отсутствии судимости; - список
опубликованных научных трудов; - ксерокопии
страниц трудовой книжки (для сторонних кандидатов); - рекомендация
кафедры (для действующих сотрудников).
- Совет!
- Обязательно узнайте
заранее, как должны быть заверены документы. Возможны такие варианты - удостоверения подлинности:
- осуществляется
заявителем (пишете на каждой странице «Копия верна» и ставите свою подпись и
дату); - осуществляется
по месту подачи (копию заверяет сотрудник отдела кадров, принимающий документы); - осуществляется
нотариусом (за это придется заплатить); - не требуется
вовсе.
- Знание этого порядка
сэкономит много времени и бумаги. - Более глубокой подготовки
требует предварительное испытание в виде пробного занятия. Здесь лучше всего
заранее подготовить методическую разработку, раздаточный материал и - мультимедийное сопровождение для лекции или семинара.
История
Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).
В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.
Условия присуждения степени
Чтобы достичь цели и получить заветную степень, придется изрядно потрудиться. Это довольно сложная процедура, занимающая немало времени.
- Получение степени — довольно сложная процедура
- Первоначальное решение – положительное или отрицательное – о присуждении ученой степени принимает диссертационный совет.
- Это компетентный орган, созданный при ВУЗе или научной организации.
- В случае положительного решения совета документы перенаправляются в Высшую аттестационную комиссию.
- Здесь подходят к процедуре со всей строгостью — перепроверяют работу, публикации, документы и затем утверждают решение о присуждении, но могут и отклонить.
- В 2016-2017 годах были приняты поправки, выделившие перечень образовательных и научных учреждений, которые получили полномочия самостоятельно «вручать» степень без участия со стороны ВАК.
- Это МГУ, СПбГУ и чуть больше десяти образовательных и научных организаций признанного уровня, среди которых крупные региональные ВУЗы и НИИ.
Такая передача прав вызвала ожесточенные споры в научных кругах. Многие считают, что отсутствие государственного контроля за процессом присуждения приведет к коррупции и «измельчению» этих категорий.
Чтобы вы смогли претендовать на первую степень – кандидата наук, обязательно иметь за плечами диплом специалиста или магистра, диплома бакалавра недостаточно.
Считается, что магистратура – первый шаг на пути к аспирантуре, так как магистры защищают диссертацию, которая потом вполне может «вырасти» до кандидатской.
II. Должностные обязанности
- В обязанности преподавателя входит:
- 1.
Организация учебной
деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин - (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП:
- — Проведение
учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) - образовательной программы
- — Организация
самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам - (модулям) образовательной программы
- — Руководство
учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью
обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной - квалификационной работы (если она предусмотрена)
- — Консультирование
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной
адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для
преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на - освоение квалификации (профессиональной компетенции))
- — Текущий
контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе - изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
- — Разработка
мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета,
лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), формирование его
предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, - курса, дисциплины (модуля) образовательной программы
- 2. Педагогический
контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального - обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации:
- — Контроль
и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в - процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии)
- — Оценка
освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной - итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии
- 3. Разработка
программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин - (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП:
- — Разработка
и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) - СПО, профессионального обучения и (или) ДПП
- — Разработка
и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и (или) ДПП, в том - числе оценочных средств для проверки результатов их освоения
- — Планирование
занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, - профессионального обучения и (или) ДПП
- — Ведение
документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, - дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и (или) ДПП
Научная деятельность преподавателя
Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов.
Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе.
К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.
- Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.
- Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.
Какое образование должно быть у преподавателя колледжа — Академия СНТА
Получить профессию преподавателя колледжа проще, чем сделать академическую карьеру в университете. Главное, что у вас должно быть – это высшее образование. От вас не требуют ни педагогического образования, ни ученой степени. Получить все необходимые знания вы сможете на курсах повышения квалификации, учебный план которых включает необходимые педагогические методики.
Часто колледжи остро нуждаются в специалистах, поэтому и диплом магистра не всегда требуют от своих кандидатов. Достаточно иметь диплом бакалавра и оконченный курс повышения квалификации.
Какие требования к преподавателю колледжа?
Вам важно хорошо понимать тех, кому вы помогаете стать специалистами. Понадобятся терпение и знания из психологии, ведь ученики порой бывают несдержанными в своих высказываниях. В таких ситуациях главное сдержаться, не сорваться на крик, найти правильные слова.
Преподавателю необходимо быть не только квалифицированным педагогом, но и интересным человеком, поскольку учащимся должно быть интересно с ним общаться не только в рамках урока, но и о жизни, мире в целом. И такой контакт очень хорошо помогает в решении профессиональных задач.
https://www.youtube.com/watch?v=_FukvzXHED4
Выделим основные требования, которые хоть и не всегда запрашиваются, но, конечно же, подразумеваются. Итак, преподаватель колледжа должен быть:
- стрессоустойчивым;
- коммуникабельным;
- наблюдательным;
- терпеливым.
В колледже учатся, как правило, ребята от 16 лет, которые приходят за тем, чтобы получить рабочие профессии. Здесь учатся те, кто по каким-то причинам не смог поступить в университет (не было финансовой возможности, желания, не получилось набрать нужное количество баллов и др.), здесь также получают образование ученики из неблагополучных семей, детских домов и приемных семей.
Поскольку вам предстоит работать с учащимися с разной мотивацией, конфликт – неизбежный «участник» образовательного процесса. Поэтому перечисленные выше характеристики обязательны для человека, который планирует стать преподавателем.
Какие должностные обязанности преподавателя колледжа?
Обязанности преподавателя колледжа во многом схожи с обязанностями преподавателей в университетах. Но они все же меньше занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Обозначим вкратце что предстоит делать:
- Обучать студентов конкретным дисциплинам.
- Участвовать в разработке учебных программ, планов и графиков.
- Читать лекции, проводить семинары и практические занятия.
- Формировать у студентов качества, которые им понадобятся для работы по выбранной специальности.
- Участвовать в составлении экзаменационных билетов и тестовых заданий, принимать экзамены, проверять результаты тестирования.
- Развивать у студентов творческой подход, самостоятельный анализ.
- Принимать участие в научно-практических семинарах и конференциях.
- Содействовать студенческому самоуправлению, творчеству и внепрограммным мероприятиям.
- Участвовать в написании методической литературы.
Кроме этого, предстоит подготавливать многочисленные отчеты. Например, для каждого ученика нужно посчитать количество пропусков уроков за день, неделю, четверть, год. Это довольно затратное по времени дело, так как в зависимости от сложности один отчет может занимать от часа до 7 часов. В рамках такой работы это, конечно же, делать обязательно.
Вот список отчетов, которые нужно составлять регулярно:
- Календарно-тематическое планирование на год.
- Отчет о выполнении учебной нагрузки.
- План развития кабинета в начале года, отчет по кабинету в конце.
- План воспитательной работы на год, отчет о проделанной работе каждый месяц.
- План личностного роста на год и отчет в конце года.
- Отчет по успеваемости по группам.
- И многие другие отчеты.
Длительность рабочего дня определяется количеством пар в день. В течение 1,5 часов предстоит объяснить/закрепить материал, дать творческое задание, письменную работу или что-то другое.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Главное требование – это, конечно же, отличное знание предмета, которому вы собираетесь обучать учащихся. Представим, вы хорошо освоили свою профессию, но пока у вас нет педагогического образования и нет стажа работы по специальности. Однако даже в этом случае вы становитесь потенциальным кандидатом в преподаватели колледжа.
И если так сложится, что в каком-то колледже появится вакантное место, то вы вполне можете стать замещающим преподавателем.
Но даже если вас взяли на работу, все равно в течение учебного года руководство отправит вас на курсы повышения квалификации.
Именно там вы освоите важные для педагогической деятельности материалы и сдадите квалификационный минимум по методике преподавания, дидактике, психологии и педагогике.
Но и этого может оказаться недостаточно, и вас направят на дополнительное повышение квалификации на соответствующую кафедру вуза, на которой обучает принявший вас на работу колледж. Там вы ознакомитесь с новыми достижениями в области вашей основной профессии и также сдадите государственный квалификационный минимум.
Такой сценарий развития событий возможен, но вам все-таки стоит заранее подготовиться к преподавательской деятельности. Для этого вам стоит окончить курсы повышения квалификации. Один из таких способов – пройти обучение в Современной научно-технологической академии (СНТА).
В чем преимущества академии?
- Большое количество образовательных программ.
- СНТА выдает официальные документы установленного образца.
- Учебная программа реализуется дистанционно. В нее могут быть внесены индивидуальные изменения в зависимости от потребностей слушателя (изменения количества часов, корректировка образовательных модулей).
- Индивидуальная стоимость при групповой заявке от 5 человек.
- Более 7 лет в сфере образования.
- Круглосуточная поддержка.
- Обучение можно оплатить в рассрочку (до 12 месяцев).
- Доставка документов по всей России.
У СНТА есть лицензия, которая предполагает, что учреждение может оказывать образовательные услуги без периодической перерегистрации, то есть бессрочно.
Обучение можно начать в самое ближайшее время, ведь главное отличие дистанционного формата – работа в индивидуальном темпе. То есть вам не нужно ждать пока соберется группа, вы сразу приступаете к материалам курса и заданиям. Чтобы начать обучение, достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и базовыми программами. После успешного прохождения итогового тестирования вы получите диплом.
Узнать больше информации можно на сайте СНТА.
Вместо вывода
Преподаватель колледжа – социально значимая профессия. Зарплата таких специалистов рассчитывается по такой же методике по какой определяется и зарплата учителей. На увеличение месячной ставки влияют повышающие коэффициенты. Они зависят от квалификационной категории преподавателя. Также производятся доплаты за ученую степень, наличие почетного звания, за дополнительную нагрузку.
Преподавателю также полезно иметь свою рабочую страницу в социальных сетях. Она позволяет не просто рассказать окружающим о наличии образования и месте работы, но и дает возможность получить дополнительный доход – например, можно найти подработку в другом учебном заведении или заняться репетиторством.
Важно постоянно повышать свою квалификацию и развивать свои навыки, так как это очень сильно влияет на уровень вашего дохода. И именно в этом вам сможет помочь Современная научно-технологическая академия (СНТА).
Предлагаем ознакомиться с учебными программами, преподавателями курсов, отзывами и остальной информацией, которая есть на сайте.
Это окончательно убедит вас в том, что именно в этой академии вы сможете получить качественное образование.
По этой ссылке вы найдете ответы на самые частые вопросы, которые касаются обучения в СНТА. Перейдите по ней, и вы узнаете об академии очень много интересного и полезного!
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Преподаватель в вузе: особенности работы
Преподаватель в вузе – это специалист, который проводит семинарские и лабораторные занятия в группах, оказывает помощь лектору в приеме зачетов и экзаменов у учащихся высших учебных заведений. Чтобы работать на этой должности кандидат должен иметь высшее профессиональное образование и преподавательский стаж.
О профессии «преподаватель в вузе»
Профессия «преподаватель в вузе» считается престижной и уважаемой. Данная специальность предоставляет возможности карьерного роста до старшего преподавателя или профессора при наличии ученой степени и стажа работы в качестве преподавателя.
Чтобы работать в этой должности кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям, обладать специальными навыками и умениями, глубокими знаниями своего предмета и пр. Профессиональные обязанности педагога обширны: преподаватель ведет семинары, участвует в различных (в том числе международного масштаба) мероприятиях, публикуется в научных изданиях и пр.
Профессиональные обязанности преподавателя
Профессиональная нагрузка преподавателей вузов зависит от их специализации и определяется самостоятельно администрацией вуза. Однако недельная рабочая нагрузка не должна быть выше 36 часов. Если педагог занимается научной работой, профессиональная нагрузка может быть сокращена.
В обязанности педагога вуза входят:
-
проведение лабораторных и семинарских занятий;
-
помощь лектору при приеме зачетов, экзаменов, тестировании и пр. (подготовка вопросов, тестов);
-
написание исследовательских трудов;
-
участие в написании методичек, учебных пособий и пр.;
-
участие в мероприятиях, конференциях и т.д.
Основная деятельность преподавателя вуза направлена на обучение студентов профильному предмету. При этом главная задача современного педагога состоит в том, чтобы вызвать у учащихся желание к самообразованию и освоению новых знаний.
Требования к работнику высшего учебного заведения
В зависимости от специализации педагога и его должностных функций и полномочий определяются требования к кандидату на должность. Преподаватель в вузе должен иметь:
-
высшее профессиональное образование;
-
опыт работы в должности педагога;
-
знание государственных образовательных стандартов;
-
глубокие знания предмета по своей специальности, желание совершенствоваться и расти профессионально;
-
стремление знать последние новости в сфере образования;
-
знание основ педагогики, психологии;
-
знание методик обучения студентов и пр.
Преподаватель в вузе должен стремиться к самообразованию, узнавать о современных методиках и исследованиях (по своей специализации), поддерживать контакт со студентами (отвечать на их вопросы, направлять, поощрять и т.д.).
Как стать преподавателем вуза
Чтобы получить должность в высшем учебном заведении, необходимо как минимум обладать высшим профессиональным образованием по специальности (бакалавр и магистратура).
Очень часто в преподавание на должность ассистентов кафедры приглашают бывших студентов. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице понадобится также поступление в аспирантуру и активное занятие научной деятельностью.
Следующие ступени можно будет занять только при наличии кандидатской степени.
Карьера в преподавании строится по определенной схеме: сначала должность ассистента, затем преподавателя. После защиты диссертации можно получить звание доцента. Следующая ступень – лектор (или старший преподаватель). Наконец, высшей ступенью становится звание профессора.
Во всех случаях обязательными являются два фактора:
- стаж преподавательской работы;
- наличие ученой степени.
- Так, для доцента обязательны – кандидатское звание, наличие научных публикаций, преподавательский стаж от трех лет.
- Для старшего преподавателя также нужен стаж более трех лет и ученая степень.
- Профессор в обязательном порядке – доктор наук с педагогическим стажем в вузе более 5 лет.
- Будучи доцентом также можно претендовать на место заведующего кафедрой, профессор может стать либо деканом факультета, либо занять место ректора.
Таким образом работать преподавателем в вузе и сделать карьеру могут как мужчины, так и женщины. Важны только высшее образование, педагогический стаж работы, обладать определенными личностными качествами и т.д.
Личностные качества преподавателя
Для преподавателя вуза важны несколько качеств, необходимых для работы.
К таковым относятся:
- самообладание, стрессоустойчивость;
-
целеустремленность;
-
умение находить общий язык с разными типами собеседников;
-
организаторские и лидерские способности;
-
грамотная письменная и устная речь;
-
ораторские способности;
-
развитые внимание, память, аналитическое мышление и пр.
Востребованность специальности
Несмотря на большее количество ежегодно выпускающихся студентов-педагогов, данная специальность является распространенной и востребованной. Больше шансов получить хорошую должность есть у тех студентов, кто окончил магистратуру и аспирантуру, принимал участие в конференциях, показал себя за время учебы как целеустремленного и ответственного учащегося.
Средняя заработная плата преподавателя вуза
Средняя зарплата преподавателя вуза по России составляет 25 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге она достигает 30-40 тыс. руб. Стоит иметь в виду, что уровень заработной платы зависит от места работы, должностных обязанностей педагога и пр.
Плюсы и минусы профессии преподаватель вуза
Профессия «преподаватель вуза» имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам относится:
- продолжительный отпуск (56 календарных дней);
- постоянный профессиональный рост;
- творческая, почетная профессия;
- возможность карьерного роста.
Среди минусов можно назвать:
- напряженная, стрессовая работа;
- низкая зарплата.
Автор статьи Юркин Алексей
Как стать преподавателем ВУЗа?
Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?
Образование преподавателя ВУЗа
Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.
Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.
Личные и профессиональные качества преподавателя
Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.
И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо:
- постоянно изучать литературу по специальности,
- быть в курсе последних достижений в своей области,
- не жалеть времени на подготовку к занятиям,
- также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты.
Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.
Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.
Нагрузка и обязанности преподавателя
Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.
Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебными заведениями, но не должна превышать 900 часов в год.
Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.
Должности преподавателей ВУЗов
Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.
Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?
Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.
Ассистент
Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.
Старший преподаватель
Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.
Доцент
Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы.
Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени.
При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.
Профессор
Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор.
Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).
Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.
Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.
Научная деятельность преподавателя
Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов.
Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе.
К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.
- Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.
- Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.
Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж
Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.
Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции.
Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов.
Появляются университеты.
В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.
Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.
Где учиться
Преподаватель в вузе: особенности работы
Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С.
Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара.
Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.
Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.
Минусы учительской профессии
Телеведущий, суть профессии, условия работы, как попасть на телевидение
Для начала следует выделить очевидные минусы профессии. Прежде всего, работа в школе – это постоянный стресс. Она требует огромных затрат душевных сил.
К тому же, учитель несет личную ответственность за жизнь и здоровье каждого ученика. Дома, после окончания рабочего дня, учителю тоже вряд ли удастся отдохнуть.
Ему нужно готовиться к урокам и внеклассным мероприятиям, проверять тетради, работать с документацией классного руководителя и т.д.
Кроме того, в учебных заведениях постоянно проводятся проверки, включающие посещение уроков и изучение документации. Причем проверяет учителя и администрация школы, и всевозможные комиссии из управления образованием, обрнадзора и т.п.
Да и ученики бывают очень разные. Легко работать с умными, старательными, хорошо воспитанными детьми, однако нередко попадаются ленивые, невоспитанные, от которых можно ожидать грубости, а иной раз – и откровенной провокации.
Несмотря на все разговоры о повышении зарплаты учителя, она по-прежнему остается мизерной. При этом для того чтобы хоть как-то выжить, педагогу приходится брать очень большую нагрузку, находясь в школе буквально с утра до позднего вечера. А при подготовке к урокам, классным часам и другим мероприятиям учителю приходится еще и вкладывать собственные средства.
Преимущества работы учителем
Дистанционное обучение: второе высшее образование в государственном вузе
Но, конечно, в этой работе множество плюсов, которые во многом перекрывают минусы. Именно поэтому учителя часто работают в школе всю жизнь.
- По закону ставка учителя — всего 18 часов в день. То есть он может работать 3 урока, в остальное время заниматься развитием или внеклассной работой (теми же отчетами и актами). Но многие работают на полторы или две ставки.
- Можно найти дополнительный заработок, если заняться репетиторством.
- Отпуск — 56 дней, да и во время школьных каникул учителя могут отдыхать.
- Официальное трудоустройство.
- В частных школах зарплаты довольно высокие.
- Есть время на свою семью и детей.
Говоря о плюсах и минусах профессии учителя, нельзя не обозначить менее заметные, но более важные преимущества. Педагоги имеют реальную возможность сделать лучше множество людей.
Они могут вкладывать в головы учеников не только законы физики или основы биологии, но и ценности, моральные нормы, формировать мировоззрение. Школьники восприимчивы к словам взрослых, но только в том случае, если у этих взрослых есть выраженный авторитет.
Можно использовать разные техники преподавания, подбирая самую эффективную.
Если у вас свой кабинет — это еще удобнее. Там можно все обустроить по своему вкусу. Кроме того, профессия преподаватель хоть и сложная, но интересная. Каждый день вас окружает множество людей, нет места рутине и однообразию. Это не только дарит заряд эмоций, но и «молодит» — пребывание в окружении детей, которые смеются и радуются жизни, благотворно сказывается на состоянии души.
Однозначный плюс — то, что дети вас любят и уважают. В большинстве случаев это так. Но чтобы быть хорошим педагогом, нужно быть и хорошим психологом.
К слову, плюсы профессии психолога выражены не так явно, в его работе встречается больше тяжелых случаев и грустных историй.
Поэтому если вы увлекаетесь психологией детей и подростков, но не хотите заниматься лишь этим, вы сможете стать отличным преподавателем.
Учитывая все плюсы и минусы работы учителя, мы считаем, что плюсов явно больше. Но это не отрицает тот факт, что у педагогов часто наступает эмоциональное выгорание.
Плюсы и минусы
Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле.
Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности.
Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.
Педагогическое высшее образование: заочная форма
Как уже было упомянуто выше, выучиться на преподавателя можно как очно, так и заочно. Эту форму часто выбирают желающие совмещать работу с учебой, молодые мамы или взрослые люди, получающие второе заочное образование. Конечно, у студентов-заочников отсутствует полноценная студенческая жизнь, но эта форма имеет и свои преимущества:
- стоимость обучения ниже, чем на дневной;
- студент может сам распоряжаться свободным временем: посвятить его работе, семье, любимому хобби;
- акцент на изучение профильных дисциплин;
- не нужно переезжать в другой город на весь период обучения, достаточно несколько раз в год приезжать на сессии.
В последние годы заочное обучение все чаще комбинируется с дистанционным. Это учеба посредством сети Интернет. Поэтому необходимость в частых установочных сессиях постепенно отпадает. Лекции можно слушать онлайн.
Среди российских вузов, предлагающих слушателям заочное обучение:
- Московский городской педагогический университет;
- Зарайский педагогический колледж Государственного специально-гуманитарного университета;
- Оренбургский Государственный Педагогический Университет;
- Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов;
- Томский Государственный Педагогический Университет.
Единственный документ, который нельзя получить заочно – диплом преподавателя иностранных языков. Это объясняется тем, что очень тяжело научиться говорить на чужом языке самостоятельно, приезжая на сессии пару раз в год. Нужна постоянная разговорная практика, постановка произношения, разъяснение грамматических правил и многое другое. Редко кому удается сделать все это дома.
В таком случае альтернативой заочному обучению является вечернее, во второй половине дня. По профильным предметам студенты изучают материал в том же объеме, что и очники.
Сокращается программа второстепенных дисциплин, которые можно освоить без помощи наставника, отсутствует физкультура. У тех, кто учится после обеда, обычно 2 или 3 пары.
Такую учебу можно, при желании, совмещать с работой в первой половине дня.
Профессиональные качества
Работа учителя — это постоянное взаимодействие с людьми. Его деятельность связана с нервным напряжением, поэтому нужно быть в высшей мере стрессоустойчивым и терпеливым. Внимательность, доброта, тактичность, справедливость, гуманизм — характеристики идеального педагога. Замечательно для преподавателя обладать отличной памятью и способностью к самообучению.
Если интересуешься этой профессией, попробуй себя в ней уже со школы. В Беларуси с недавнего времени появились педагогические классы, выпускникам которых предоставляются льготы при поступлении в вуз
Сколько зарабатывают преподаватели?
Уровень дохода преподавателя зависит от ученой степени, научной области, уровня учебной базы (университет, академия, техникум) и города, в котором он работает.
Некоторые преподаватели работают сдельно и получают оплату в зависимости от количества лекционных часов, практических работ со студентами и научных исследований. Начинающий преподаватель может рассчитывать на доход 300$ в месяц.
Преподаватели с большим опытом работ, с ученой степенью могут зарабатывать от 1 000$ и выше.
Также можно получать различные гранты на исследования, которые могут составлять значительные суммы. Зарабатывать на подготовке учебников и методических пособий.