Правила

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350 61 98 — звонок по РФ бесплатен. Принимаем вопросы в любой день недели.

Местность, прилегающая к какому-либо побережью, представляет собой особую зону, использование которой подлежит определённому законом регулированию.

Это вызвано, с одной стороны, повышенной уязвимостью береговых местностей и водоёмов перед человеческой деятельностью, а с другой – реальной возможностью нанесения здесь ущерба человеку во время разливов, паводков, наводнений, штормов и т. п.

Исходя из этого, в 2023 году законодательно выработаны особые правила, определяющие, что можно строить в водоохранной зоне.

Что такое водоохранная зона

Ст. 65 Водного кодекса РФобозначает понятие водоохранной зоны и регламентирует её эксплуатацию с установлением действующих здесь запретов. К водоохранным зонам причисляются местности, прилегающие к границам берегов морей, рек, каналов, водохранилищ, озёр, ручьёв.

На таких местностях вводится особый режим хозяйственной или другой деятельности, ставящий своей целью недопущение засорения, загрязнения, заиливания водных объектов и их истощения.

Также запретительные меры направлены на охрану среды обитания водных биологических объектов, принадлежащих к растительному или животному миру. Основные запреты направлены именно на это.

И наиболее весомым из них выступает запрет на сброс в водоёмы дренажных и сточных вод.

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

В непосредственной близости от водных объектов определяются 2 вида зон:

  1. Собственно водоохранная зона, прилегающая к береговой линии водоёма, в которой установлен особый режим хозяйственной и прочей деятельности человека. Специальные правила разработаны для недопущения загрязнения и истощения побережья и водной толщи с сохранением среды обитания животных и растений. Ширина водоохранной зоны при этом определяется в зависимости от вида водоёма.
  2. Прибрежные защитные полосы, представляющие собой местности с наиболее жёсткими ограничениями. На таких территориях, которые наиболее притягательны для возведения строений для жилья и отдыха, действуют особые правила, регламентирующие строительство.

Правила строительства около водного объекта в 2023 году

Ч. 16 ст. 65 ВК РФ определяет, что использование водоохранной зоны для строительных, хозяйственных и культурных нужд в 2023 году должно сопровождается соблюдением специальных условий.

Особый акцент делается на береговые полосы, которые устанавливаются в качестве земель общего пользования, находящихся вдоль береговой линии водоёма. Их ширина обычно пребывает в пределах 20 метров.

А вот береговые полосы каналов, а также рек и ручьёв, чья протяжённость от истока до устья не превышает 10 километров, составляют исключения.

Здесь ширина береговой полосы определяется в пределах 5 метров.

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Схема минимального радиуса для строительства

У реки или ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона идентична прибрежной защитной полосе. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м от воды.

На прибрежной полосе можно оборудовать пляж или обустроить место для рыбалки, но строительство там запрещено. Не подлежит береговая полоса также приобретению в собственность у государства.

Зато вне границ береговой полосы в пределах водоохранных зон возможны возведение, приобретение, сдача в аренду объектов недвижимости, если при этом соблюдены все санитарные и водоохранные нормы.

Что можно строить в водоохранной зоне

На подобных территориях на разрешенном расстоянии можно строить практически всё, что и на обычных земельных участках, за исключением объектов, указанных в ст. 65 ВК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=AvR2hZsoEAs\u0026pp=ygVL0JfQtdC80LXQu9GM0L3Ri9C5INGD0YfQsNGB0YLQvtC6INCyINC_0YDQuNCx0YDQtdC20L3QvtC5INC_0L7Qu9C-0YHQtSAyMDIz

Земельный участок, расположенный в водоохранной зоне, вполне можно застроить жилыми постройками в виде индивидуального жилого или садового дома, а также вспомогательными постройками. Однако при этом они должны быть оборудованы сооружениями, которые обеспечивают охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод.

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Подобные устройства представлены:

  • централизованными системами канализации;
  • ливневыми системами водоотведения;
  • колодцами;
  • дренажными установками;
  • системами очистки воды;
  • сооружениями для сбора отходов производства и потребления.

В пределах земельного участка на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, который расположен в границах водоохранной зоны, разрешается использование приёмников, сделанных из водонепроницаемых материалов, до того времени, как здесь будут оборудованы очистные сооружения или осуществится подключение к очистным системам.

В прибрежных зонах запрещается распахивать землю, размещать отвалы размываемых грунтов и пасти сельскохозяйственных животных и организовывать для них летние лагеря, ванны.

Как получить разрешение на строительство

Строительство в водоохранной зоне в 2023 году регламентируют как законодательство страны, относящееся к строительству вообще, так и положения ст. 65 ВК РФ.

Ранее действовавшие правила ВК РФ требовали, чтобы согласование строительства в водоохранной зоне велось с властными структурами в сфере охраны территорий водного фонда.

В настоящее время эти дополнительные согласования упразднены.

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Теперь строительство дома в водоохранной зоне с точки зрения выполнения формальностей осуществляется следующим образом:

  1. Необходимо оформить аренду водоохранной зоны и получить землеотвод.
  2. Получить градплан участка.
  3. Получить подтверждение разрешения на строительство.

Согласно ФЗ РФ № 340 от 03.08.2018, в стране действует уведомительный порядок оформления индивидуального жилого или садового дома на берегах.

Чтобы соблюсти данное требование, желающему осуществить строительство в водоохранной зоне реки или другого водоёма, нужно направить в местную муниципальную администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта недвижимости в виде индивидуального жилого или садового дома, прилагая при этом схему расположения строений на земельном участке с их размерами и параметрами.

Уведомление можно подать с помощью:

  • личного обращения, в том числе через МФЦ;
  • заказным письмом;
  • в электронном виде посредством Единого портала муниципальных и государственных услуг.

Подробно о том, как подать уведомление на строительство дома, читайте у нас.

В ответ администрация должна прислать уведомление, свидетельствующее о соответствии заявленных параметров объекта правилам, дающим право на его строительство. Это уведомление действительно 10 лет. После его получения можно приступать к строительству.

Окончание строительства должно также завершиться направлением в муниципальную администрацию уведомления об этом событии. После чего в срок не более 7 дней администрация обязана отослать в Росреестр ходатайство о государственном кадастровом учёте и госрегистрации права заявителя на построенный объект. При этом заявитель должен за регистрацию заплатить госпошлину в размере 350 руб.

Обновление статьи: 25.06.2023

Может ли хозяин прибрежного участка ставить забор у воды? Разъяснение Верховного суда — Российская газета

Наша история началась с того, что у двух граждан были земли возле пруда. Часть берега и самого водоема они обнесли забором. Но по требованию прокуратуры суд признал, что те участки образовали незаконно. В итоге право собственности владельцев на недвижимость прекратили. Но ограждение они не убрали. Спустя два года прокурор снова пошел в суд.

https://www.youtube.com/watch?v=AvR2hZsoEAs\u0026pp=YAHIAQE%3D

Он требовал, чтобы бывшие собственники освободили берег пруда от забора.

Мнения местных судов разделились. А Верховный суд, когда до него дошел этот спор, подчеркнул, что к водным объектам, принадлежащим государству, должен быть свободный доступ у всех граждан.

Это решение суда заметил портал Право.ru.

А теперь расскажем детали этого интересного спора. Итак, некая супружеская пара владела двумя участками земли в крупном городе около известного всем горожанам пруда. Водоем считался объектом общего пользования, который принадлежит государству. Участки в том районе местные власти позволили приватизировать в начале 2000-х годов.

Супруги, став собственниками двух участков земли на берегу, оградили их и часть пруда металлическим забором, в котором сделали несколько дверных проходов. Но ограждение все равно мешало другим людям свободно добираться к этой части водоема: на дверях стояли замки.

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Очередной пример игнорирования закона, запрещающего перекрывать гражданам доступ к водоемам. Сергей Михеев

Уже в 2017-м межрайонный природоохранный прокурор добился в суде, чтобы образование участков признали недействительным, а право собственности у супругов на них — отсутствующим. Суд установил, что отгороженная часть пруда находится в федеральной собственности. И даже с позволения районных чиновников отчуждать такую недвижимость по закону вообще было нельзя.

Правовые аспекты земельных отношений эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

В итоге участки супругов сняли с кадастрового учета и прекратили их право собственности на спорные земли.

Несмотря на это, бывшие владельцы так и не снесли забор. Поэтому прокурор спустя два года потребовал от них освободить отгороженную часть пруда, чтобы восстановить право граждан на свободный проход к водоему.

Супруги в суде возражали: они отметили, что при установке забора законно владели той территорией.

Дело прошло два судебных круга. Сначала районный суд согласился с прокурором. Следом и городской суд поддержал первую инстанцию, а кассация отправила дело на пересмотр. На втором круге райсуд снова удовлетворил иск, но апелляция отменила это решение.

Горсуд отметил, что акты местных властей, по которым семье передали земли, не признавались недействительными. Еще апелляция со ссылкой на экспертизу подчеркнула, что нельзя убрать забор без вреда окружающей среде.

На этот раз кассация согласилась с нижестоящей инстанцией.

Читайте также:  Претензии прокуратуры к застройщику 2023

Водоемы, которые принадлежат государству или муниципалитету, — объекты общего пользования

А вот когда спор дошел до Верховного суда*, то он отменил акты апелляции и кассации и оставил в силе решение райсуда. То есть супругам придется убрать забор. Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула, что акты по тем спорам, в которых право собственности на участки супругов признали отсутствующим, имеют важное значение.

Суды должны были учесть выводы из дел, когда рассматривали этот спор. По правилам Водного кодекса, поверхностные водоемы, которые принадлежат государству или муниципалитету, — объекты общего пользования, доступные всем гражданам.

Любой может бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иные правила не прописали в законе, пояснили судьи ВС.

Как бы близко ни стоял дом у воды — граждане должны получить право выйти на берег. Если только это не частный водоем

В деле нет данных, что у граждан был свободный доступ к пруду, часть которого ответчики оградили забором. Наличие нескольких проходов в ограждении не говорит о доступности водоема, так как на этих проходах установили двери с замками, обратил внимание ВС. Следовательно, ответчики в любое время могут ограничить доступ к водоему.

Еще коллегия обратила внимание вот на что — в заключении экспертизы нет выводов о том, что снести забор нельзя с технической точки зрения. Утверждая, что такой возможности нет, эксперт ссылался на законодательные запреты. То есть он дал правовую оценку, которая не входит в компетенцию такого специалиста, заметил ВС. Потому у апелляции не было оснований отменять решение первой инстанции.

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Незаконное ограничение доступа граждан к берегам реки озер остается острой проблемой. Сергей Михеев

Незаконное ограничение доступа к водным объектам общего пользования сегодня довольно острая проблема в России, подчеркивают юристы.

Среди таких ограничений — не только установка различных ограждений, но и самовольная постройка на береговой полосе, незаконное взимание платы за проход к водному объекту общего пользования и другие. ВС и раньше обращал внимание на то, что использовать участок там, где проходит береговая полоса водного объекта общего пользования, можно только при сохранении свободного доступа граждан к нему.

Cвободный доступ — не только возможность пройти к берегу и водному объекту через калитки, но и возможность использовать всю береговую линию и весь водный объект безвозмездно без ограничений и вне зависимости от времени суток.

*Определение Верховного суда РФ № 5-КГПР23-1-К2.

Справка «РГ»

Куда бежать, кому пожаловаться? Именно такой вопрос встает, когда гражданин видит берег, но отдохнуть на нем не может.

https://www.youtube.com/watch?v=slYdWEFAopc\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D

В первую очередь надо жаловаться в природоохранные прокуратуры. Если близко такой не окажется, надо идти в городские и районные прокуратуры, на чьей территории расположен закрытый берег. Еще за нарушение отвечает Росприроднадзор. Его зона ответственности — морские побережья, водные объекты, расположенные на территории двух и более регионов.

Третья инстанция — региональные министерства, или управления, департаменты природных ресурсов. Там отвечают за малые реки, озера и прочие водные объекты, находящиеся в ведении администрации региона.

Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов :: Загород :: РБК Недвижимость

В ведомстве объяснили, что следует учитывать при возведении зданий в береговых и водоохранных зонах

Земельный участок в прибрежной полосе 2023

Akin Ozcanshutterstock

Из-за пандемии COVID-19 многие стали задумываться о переезде за город. В результате спрос на загородное жилье существенно вырос — люди продолжают скупать не только готовые дома, но и участки под строительство. При этом часто предпочтения отдаются землям на берегу озер и рек.

Росреестр разъяснил, с какими ограничениями можно столкнуться при строительстве жилого дома рядом с водоемом и какие моменты необходимо учитывать.

Береговая полоса

Согласно Водному кодексу России, границей любого водного объекта принято считать береговую линию. Она определяется в зависимости от его масштаба:

  • для моря — по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, если уровень воды периодически меняется;
  • для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
  • для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
  • для болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговой полосой называют земли общего пользования вдоль береговой линии. Ее ширина составляет в среднем 20 м. Исключение — реки и ручьи протяженностью не более 10 км, их береговая полоса сужается до 5 м, говорится в разъяснениях Росреестра.

В ведомстве отмечают, что граждане вправе находиться на территории береговой полосы, передвигаться по ней, заниматься любительским рыболовством, а также причаливать к берегу. А вот приватизировать участки в пределах береговой полосы нельзя (п. 8 ст.

27 Земельного кодекса). Также здесь запрещено строительство частных домов.

За пределами береговой полосы водоохранной зоны уже можно купить или получить участок в аренду, в том числе для строительства, при условии соблюдения всех санитарных, водоохранных и иных требований и норм.

Водоохранная зона

В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса), следует из материалов Росреестра. В обеих действуют особые условия использования территорий.

Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема. Для защиты водного объекта на этой территории действует специальный режим хозяйственной и другой деятельности. Такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, но должна способствовать сохранению среды обитания объектов животного и растительного мира, подчеркнули в ведомстве.

Ширина водоохранной зоны у моря — 500 м, а у рек или ручьев она зависит от протяженности. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 5 м, от 10 до 50 км — 100 м, а у реки протяженностью от 50 км и больше — 200 м. У озера с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м.

  1. Использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
  2. Размещать кладбища, скотомогильники, отходы производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пункты захоронения радиоактивных отходов;
  3. Уничтожать вредные организмы при помощи авиации (сбрасывать из самолета химикаты на насекомых);
  4. Использовать транспортные средства (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  5. Строить и содержать АЗС и склады горюче-смазочных материалов;
  6. Хранить и применять пестициды и агрохимикаты;
  7. Сбрасывать сточные, в том числе дренажные воды;
  8. Проводить разведку и добычу полезных ископаемых (за исключением случаев, если они осуществляются пользователями недр).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.

Помимо уже обозначенных запретов, в границах прибрежных защитных полос нельзя:

  • осуществлять распашку земель;
  • размещать отвалы размываемых грунтов;
  • осуществлять выпас сельскохозяйственных животных.

Можно ли строить рядом с водоемом

Участок в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы приобрести можно. Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ.

Возвести индивидуальный жилой или садовый дом в границах водоохранных зон также можно, но его нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения.

Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и т. д. Их полный перечень указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.

Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.

Если граждане в водоохранной зоне занимаются садоводством или огородничеством для собственных нужд и у них отсутствуют очистные сооружения или канализация, они могут использовать у себя сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов. Но если речь идет об участке под индивидуальное жилищное строительство, он должен иметь либо центральную канализацию, либо индивидуальные очистные сооружения, объясняет Росреестр.

Вс разъяснил условия аренды земельных участков в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 308-ЭС19-27506 по делу об оспаривании арендатором земельного участка на прибрежной морской полосе порядка определения платежей по договору аренды и взыскании с арендодателя переплаты по договору в качестве неосновательного обогащения.

Читайте также:  Регистрация договора дарения квартиры после смены фамилии 2023

Суды признали спорный договор ничтожной сделкой

В мае 2011 г.

администрация муниципального образования «Город-курорт Геленджик» предоставила в аренду на 49 лет ЗАО «Санаторий «Жемчужина моря»» участок на прибрежной морской полосе для размещения пляжа.

По условиям договора, арендная плата рассчитывалась на основании соответствующих правил и постановления администрации муниципалитета от 20 мая 2011 г. № 1126 и составляла 155 тыс. руб. в год.

Впоследствии арендатор обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципалитета, в котором просил взыскать с ответчика излишне уплаченную арендную плату в размере свыше 872 тыс. руб.

и пени на сумму порядка 1400 руб.

Истец также просил суд считать достоверной и подлежащей применению для целей определения годовой арендной платы по договору аренды рыночную стоимость земельного участка в размере 5,7 млн руб.

В обоснование исковых требований общество сослалось на то, что кадастровая стоимость спорного участка с февраля 2011 г. составляла 1 руб., поэтому при заключении договора аренды стороны определили ставку арендной платы в размере 1,5% его рыночной стоимости.

Согласно результатам независимой оценки, рыночная стоимость участка, предоставленного для размещения пляжа, составила 5,7 млн руб., что существенно меньше величины, на основании которой рассчитывалась арендная плата по спорному договору.

В связи с этим истец счел, что у ответчика возникло неосновательное обогащение в виде излишне внесенной арендной платы.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что истец пропустил срок исковой давности еще в 2015 г.

Как пояснил суд, арендная плата за публичный земельный участок является регулируемой, а общество не заявляло в суд требование об установлении рыночной стоимости участка в ином размере, чем указано в договоре аренды.

В свою очередь, рыночная стоимость, определенная на основании отчета об оценке, подготовленного по заказу арендодателя, не признана недостоверной в установленном порядке.

Более того, отметил суд, береговая полоса внутреннего моря не может быть предметом договора аренды, поэтому спорный договор является недействительной сделкой, а внесение изменений в ничтожный договор путем установления нового размера арендной платы законом не предусмотрено.

В дальнейшем апелляция приняла отказ общества от иска в части требований об установлении достоверной стоимости и применении для целей определения годовой арендной платы рыночной стоимости земельного участка в размере 5,7 млн руб., а также взыскании с ответчика переплаты по договору в размере 769 тыс. руб. Таким образом, суд отменил решение нижестоящего суда в этой части, остальная часть была оставлена без изменения.

Впоследствии суд округа направил дело на новое рассмотрение в апелляцию, отметив, что нижестоящие суды, определяя размер платы за пользование участком и, соответственно, размер излишне внесенной истцом арендной платы, не исследовали вопрос о необходимости применения нормативной цены земли, которая не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения.

При новом рассмотрении апелляция изменила решение первой инстанции и взыскала с муниципалитета 57 тыс. руб. в качестве неосновательного обогащения.

Суд счел, что недействительность договора аренды, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не означает автоматического прекращения ранее возникшего права арендатора.

Поскольку договор аренды является ничтожной сделкой, не породившей юридических последствий для сторон, основания для применения при расчете арендной платы ставки 1,5% кадастровой стоимости участка отсутствуют.

Спорный участок предоставлялся и фактически использовался арендатором в рекреационных целях (для обустройства пляжа), поэтому плата за его использование рассчитывается по ставке 0,8 % кадастровой стоимости, определенной в постановлении муниципалитета.

Апелляционный суд добавил, что, поскольку кадастровая стоимость участка составляла 1 руб., это фактически свидетельствовало об ее отсутствии. Следовательно, при расчете арендной платы применяется нормативная цена земли.

В силу же отсутствия последней необходимо применять нормативную цену, которая не должна превышать 75% рыночной цены участка, что составляет 7,7 млн руб.

При этом истцом пропущен срок исковой давности в части требования о взыскании неосновательного обогащения за период с 1 февраля 2012 г. до 30 мая 2015 г.

В дальнейшем суд кассационной инстанции изменил постановление апелляции и взыскал с ответчика в пользу арендатора 603 тыс. руб. неосновательного обогащения.

В остальной части судебный акт был оставлен без изменения.

Таким образом, кассация сочла, что апелляция неправильно определила размер неосновательного обогащения, поскольку истец в спорный период обязан был вносить плату за пользование участком в виде земельного налога.

ВС вернул дело на новое рассмотрение

В кассационной жалобе в Верховный Суд администрация муниципалитета оспорила решения апелляции и кассации как незаконные, а Судебная коллегия по экономическим спорам ВС согласилась с ее доводами.

Экономколлегия пояснила, что спорный договор аренды был заключен на основании заявления общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования публичным земельным участком, расположенным частично в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, на право аренды. При этом в собственности общества имелся расположенный в границах участка объект недвижимости (гидротехническое сооружение).

Верховный Суд подчеркнул, что участки в пределах береговой полосы могут быть предоставлены в аренду при соблюдении установленных законодательством условий, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

При этом должен обеспечиваться свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

«При таком положении является ошибочным вывод судов о недействительности договора аренды земельного участка, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, и тем более неверны выводы суда округа о сохранении за обществом вещного права постоянного (бессрочного) пользования и необходимости платить за пользование участком в размере земельного налога. Поскольку оснований для признания договора аренды указанного земельного участка недействительным не имеется, данный договор является действующим, общество должно платить за пользование публичным участком не земельный налог, а арендную плату», – отмечается в определении.

Как пояснил ВС, спорный договор аренды не был заключен по итогам торгов, поэтому арендная плата является регулируемой. С учетом принятого судом первой инстанции заявления ответчика о применении срока исковой давности за период до 30 мая 2015 г.

необходимо установить, в каком размере подлежала внесению арендная плата за период с 31 мая 2015 г. по 30 июня 2018 г. в соответствии с нормативными правовыми актами публичного образования, в собственности которого находится участок.

При этом, если размер арендной платы, установленный соответствующим публичным органом, будет меньше предельной ставки, установленной федеральным законом, применяются ставки, установленные публичным органом.

«Судами установлено, что спорный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город-курорт Геленджик». В спорный период арендная плата за земли этого образования подлежала расчету по правилам, установленным постановлением Администрации № 1126.

Между тем в материалах дела отсутствуют как надлежащий расчет арендной платы, подлежавшей внесению обществом в спорный период с 31 мая 2015 г. по 30 июня 2018 г. (с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности за период до 30 мая 2015 г.

) исходя из положений постановления Администрации № 1126, вида разрешенного использования участка, ограничения его в обороте, так и расчет арендной платы, фактически внесенной обществом именно в этот период, что не позволяет определить наличие либо отсутствие на стороне муниципального образования неосновательного обогащения в виде излишне внесенной истцом арендной платы», – заключил ВС, отменяя акты нижестоящих судов и возвращая дело на новое рассмотрение в апелляцию.

Эксперты прокомментировали выводы Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань в комментарии «АГ» пояснила, что особенности использования земельных участков, расположенных в границах береговой полосы водных объектов, обусловлены особым правовым статусом таких земель – береговая полоса предназначена для общего пользования, кроме того, ведение хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон допускается с ограничениями. «Договор аренды участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», – отметила она.

При этом, добавила эксперт, п. 4 ст. 39.8 ЗК не устанавливает запрет на передачу в аренду земельного участка, расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а лишь определяет условие, при котором аренда становится возможной.

«В этой логике Верховный Суд неоднократно рассматривал вопрос о признании недействительными договоров аренды земельных участков в границах береговой полосы, указав на невозможность признания договора ничтожной сделкой с формальным обоснованием требования ст. 39.8 ЗК.

В рассматриваемом деле Экономколлегия в очередной раз указала судам на необходимость оценки обстоятельств конкретного спора, правильного применения нормы ст. 39.8 ЗК с учетом существа спора, а не формального предписания нормы», – пояснила Марина Строкань.

По мнению эксперта, такая позиция представляется логичной, поскольку само по себе невключение условия об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования в договор не означает намерения арендатора ограничивать доступ и иным образом препятствовать реализации прав граждан.

Кроме того, отсутствие такого условия в договоре не освобождает арендатора от необходимости соблюдать установленные требования.

Читайте также:  Налогообложение дохода из за рубежа 2023

«В каждом конкретном случае судам следует оценивать доказательства реального несоблюдения арендатором условия обеспечения доступа к водному объекту, а также устанавливать факт нарушения положений водного и земельного законодательства в этой части», – подытожила она.

Младший юрист практики «Транспорт. Инфраструктура. ГЧП» АБ «Инфралекс» Константин Краулин отметил, что правовая позиция ВС, изложенная в определении, не нова.

«Верховный Суд не раз обращал внимание, что невключение условия об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту и береговой полосе в договор аренды такого участка само по себе не является основанием для признания его недействительным и не освобождает арендатора от необходимости соблюдать требования закона (см.

определения от 25 августа 2020 г. № 308-ЭС20-10727 по делу № А32-46606/2018 и от 7 августа 2019 г. № 308-ЭС19-12241 по делу № А32-42289/2017)», – пояснил он.

Эксперт добавил, что такую позицию ранее высказывал и Научно-консультативный совет при АС Уральского округа (см. п. 13 Рекомендаций по вопросам, возникающим при рассмотрении споров из земельных правоотношений, от 18–19 октября 2018 г. № 2/2018).

«В рассматриваемом деле ВС исходит из того, что ни Земельный, ни Водный кодексы не запрещают сдавать в аренду земельные участки, расположенные в границах береговой полосы, хотя и устанавливают ограничения их использования (см. определения от 29 января 2019 г. № 307-ЭС18-23804 по делу № А56-36040/2017 и от 6 декабря 2016 г.

№ 306-ЭС16-15938 по делу № А65-18989/2015), – пояснил эксперт. – Примечательно, что Пятнадцатый апелляционный суд уже сделал «работу над ошибками» и в этом году отклоняет требования о признании таких договоров аренды недействительными со ссылкой на позицию Экономколлегии ВС (см. постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2021 г.

№ 15АП-1455/2021 по делу № А32-6032/2020 и от 3 марта 2021 г. № 15АП-22202/2020 по делу № А32-34431/2020).

Такое толкование представляется верным, так как положения законодательства действуют независимо от их наличия в условиях договора, а невключение нормативных ограничений в договор не отменяет их действие, равно как и не свидетельствует о недействительности договора», – резюмировал Константин Краулин.

Адвокат, советник практики разрешения споров АБ «Инфралекс» Михаил Гусев добавил, что ранее Верховный Суд, отказывая в передаче аналогичной кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Экономколлегии, высказал иную (отличную от позиции, отраженной в рассматриваемом определении) точку зрения по вопросу порядка определения размера арендной платы (Определение от 10 февраля 2021 г. № 307-ЭС20-22845 по делу № А56-114242/2019). «Так, в ситуации, когда требовалось установить размер арендной платы за участок, часть которого находится в границах прибрежной зоны водного объекта, Суд указал, что в силу п. 8 ст. 27 ЗК такой участок не подлежит приватизации, в связи с чем пришел к выводу, что размер арендной платы за его использование не может превышать размер земельного налога, рассчитанный в установленном порядке», – подчеркнул он.

Росреестр разрешит оформлять в собственность земельные участки у водоёмов – Новости на СПРОСИ.ДОМ.РФ

Росреестр разработал поправки в Земельный кодекс о снятии ограничений на приватизацию земельных участков, которые расположены непосредственной близости от водоемов, являющихся источниками питьевого и хозяйственного водоснабжения. Соответствующий законопроект опубликован на Федеральном портале нормативных правовых актов.

Согласно действующему законодательству, участки, которые находятся в зонах санитарной охраны, не могут передаваться в частную собственность.

В то же время во многих регионах на таких территориях проживают тысячи граждан, и осуществляют хозяйственную деятельность сотни индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу сложившейся практики они не могут оформить право собственности на земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости, которые были построены до 2010 года (то есть до момента введения ограничений на оборот подобных участков).

По данным Росреестра, с 1980 по 2010 год только в Московской области в зонах санитарной охраны построены около 7,5 тыс. объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных дома, 5 тыс. индивидуальных домов и более 2 тыс. объектов нежилого назначения.

В силу действующих норм граждане, которым предоставлены в пользование земельные участки в границах зон санитарной охраны, не могут воспользоваться «дачной амнистией», и фактически оказались лишены возможности осуществлять базовые сделки с недвижимостью.

 — В силу исторических особенностей развития территории в границах второго пояса ЗСО рек, каналов, водохранилищ расположены крупные промышленные предприятия, транспортные и логистические центры, а также индивидуальные жилые дома.

Разработанные нами поправки позволят гражданам, десятилетиями проживающим в данных зонах, оформить право собственности на земельный участок, а также положительно скажутся на развитии региональных экономик и пополнении местных бюджетов, — отметил заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

При этом изменения в законодательство не приведут к изменению границ зон санитарной охраны. Это означает, что даже после оформления участков в собственность граждане и организации должны будут соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, установленные для территорий, прилегающих к водоемам.

 — Наличие хозяев на границах объектов в зонах санитарной охраны дополнительно обеспечивает их сохранность.

С точки зрения надзора, если у каждого участка появится хозяин, то будет с кого спросить за соблюдение природоохранного законодательства, за чистоту и качество окружающей среды. Арендаторы уходят от ответственности.

Надеемся, что законопроект поможет решить эту проблему, — приводит пресс-служба Росреестра слова первого заместителя председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурода Расулмухамедова.

Справочно:

Зона санитарной охраны — территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и охраны водопроводных сооружений.

Жилой дом на берегу водоема. Как построиться в водоохранной зоне?

Росреестр разъяснил порядок строительства дома на берегу водоема.

Каждый водный объект имеет свою береговую полосу и водоохранную зону. По разъяснению Росреестра: «Приватизировать, то есть выкупить у государства участки в пределах береговой полосы, нельзя (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса). Индивидуальное жилищное строительство в пределах береговой полосы также не допускается».

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса РФ, береговая полоса – это земли общего пользования вдоль береговой линии водного объекта. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м., за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10км. — она составляет 5м.

Росреестр отмечает, что в водоохранной зоне, которая находится за пределами береговой полосы, можно купить или получить земельный участок в аренду, в том числе для строительства, но с обязательным условием — соблюдение всех санитарных, водоохранных и иных требований и норм.

В границах водоохранных зон запрещены следующие виды деятельности:

  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств). Движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • использовать сточные воды в целях регулирования плодородия почв;
  • строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов;
  • размещать кладбища, скотомогильники, объекты размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • уничтожать вредные организмы при помощи авиации (сбрасывать из самолета химикаты на насекомых);
  • строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов;
  • хранение и применение пестицидов и агрохимикатов;
  • разведка и добыча полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых обозначены дополнительные ограничения. Более подробно читайте в статье: «Внесение в ЕГРН границ водоохранных зон»

«Участок в пределах водоохранной зоны приобрести можно. Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ.

Можно построить индивидуальный жилой или садовый дом, но его обязательно необходимо оборудовать сооружениями, защищающими водный объект от загрязнения.

Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и так далее», — рассказали в Росреестре.

Исключениями являются случаи, когда открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. В таких случаях жилищное строительство может быть ограничено или вовсе запрещено.

  • Необходимо отметить, что за нарушение водного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
  • Если Вы хотите узнать попадает ли Ваш участок в водоохранную зону сделать это можно с помощью Публичной карты Росреестра или заказав Выписку из ЕГРН
  • «Землю у водоемов разрешат оформить в собственность»ю
  • iStock.com