Установка общедомового счетчика учета тепловой энергии 2023
За все это он должен платить в соответствии с утверждёнными тарифами и показаниями установленных в его жилье счетчиков.
ОДПУ – что это такое? Обязательна ли установка этих приборов?
- ОДПУ – это общедомовые приборы учета, фиксирующие расходование потребляемых жильцами ресурсов.
- Устанавливать в каждой квартире индивидуальные приборы учета затратно и не всегда эффективно.
- Поэтому был разработан порядок частичной установки индивидуальных приборов учета и общедомовых в совокупности для более точного подсчета потребляемых ресурсов жителями квартир многоквартирного дома.
Что такое ОДПУ в квитанции?
Расшифровка аббревиатуры проста. ОДПУ – это общедомовые приборы учета. С первого взгляда кажется, что установка в каждой квартире всех счетчиков решит проблему учета потребляемой энергии.
Однако это не так. Тогда в каждой квартире придётся поставить целых пять счетчиков: на газ, на электричество, на тепло, на холодную воду, на горячую воду.
Все эти проборы нужно будет купить, зарегистрировать и установить, что сопряжено с большими финансовыми затратами. Такие расходы себя не оправдывают и признаются нецелесообразными.
Точно рассчитать потребляемую энергию таким способом тоже не получится, да и обязать всех граждан сделать это будет нелегко.
Понятие ОДПУ было регламентировано еще в 2009 году ФЗ № 261 об энергосбережении. В законе указано, что собственники квартир обязаны установить приборы учета до 2012 года.
На самом деле даже в 2023 году многие граждане до сих пор не используют приборы учета расходования потребляемой энергии.
Именно поэтому в 2013 году Постановлением Правительства № 344 были введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления услуг для тех граждан, кто проигнорировал действующее требование.
Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме должен приводить к экономии потребляемых ресурсов и отслеживать объемы тепла, расходуемые всеми жителями дома за 1 месяц.
Обязательно ли ставить ОДПУ?
ФЗ № 261 устанавливает обязательность применения таких приборов. Из-за игнорирования многими жильцами и управляющими компаниями этих требований было принято решение наказывать нарушителей рублём.
Если в доме есть техническая возможность установки счетчиков, но они отсутствуют, то при расчете суммы расходов на потребление энергии будут применяться повышающие коэффициенты. Причём размер увеличения оплаты может достигать 60%.
Установка ОДПУ проводится на основании решения собрания собственников жилья. Управляющая компания обязана дать разъяснения жильцам относительно выгоды такого решения, но воздействовать на их волю она не имеет права.
У несогласных, как правило, возникает вопрос, за чей счёт устанавливаются общедомовые приборы учета? Ведь стоят приборы учета немало. Финансовое бремя ложится на собственников жилья, но при разделении расходов между всеми жильцами, сумма превращается во вполне допустимую.
Например, стоимость прибора ОДПУ по потреблению холодной воды складывается из следующих статей расходов:
- сечение трубопровода;
- комплектация ОДПУ;
- технические нюансы монтажа;
- площадь дома и число квартир;
- объём потребляемой воды.
ОДПУ, за исключением приборов учета электроэнергии, устанавливаются в подвальных помещениях. Электросчетчики из-за риска контакта с водой устанавливаются в специальных щитовых помещениях.
В каких случаях можно не ставить общедомовой прибор учета?
Не устанавливать ОДПУ можно только в одном случае, если Ваш дом не имеет технической возможности для этого. В Приказе Министерства экономического развития № 627 есть четкие критерии такого технического несоответствия.
В частности, к ним относятся:
- Аварийное и ветхое жилье.
- Дома под снос.
- Дома с объемом используемого газа не более 2 м3/ч.
- Дома с максимальным потреблением электроэнергии 5 кВт/ч.
- Дома с потреблением не более 0,2 Гкал/ч тепла.
В Приказе также указан порядок проверки технической оснащенности помещения и правила заполнения специального акта.
Виды ОДПУ
На каждый потребляемый вид ресурса устанавливается специальный отдельный счётчик. Поэтому существует несколько видов ОДПУ.
Виды ОДПУ:
- расхода потребления холодной и горячей воды;
- электрической энергии;
- тепловой энергии;
- потребляемого газа.
Если установить комплексный учёт потребления тепловой энергии, можно будет еще больше сэкономить при регулировании температуры теплоносителя.
Но все дополнительное оборудование уже устанавливается на добровольное основе жильцами дома. Точно также можно модернизировать приборы учета электроэнергии с учетом меньшего потребления ночью и большего – днём.
Как оплачивать общедомовые нужды?
Кто должен платить за установку ОДПУ, мы разобрались. Но ведь по счетчикам нужно будет расплачиваться ежемесячно. Посмотрим, как это происходит.
Во всех многоквартирных домах есть места и территории общего пользования: лестницы, подвалы, коридоры и подсобные помещения. Там тоже горит свет и есть тепло в период отопления. Значит за все это жильцы дома должны платить вместе.
Для расчета ОДПУ используется следующая формула:
Собщ. = (П – Пинд.) х Т, где
Собщ. – плата за коммунальные услуги в местах общего пользования;
П – показания ОДПУ;
Пинд. – показания с индивидуальных счетчиков;
Т – тариф за услугу.
Общедомовой счетчик на отопление: сколько стоит и кто должен устанавливать?
Общедомовой счетчик отопления – это прибор учета, который подсчитывает, сколько теплоэнергии было поставлено в дом ресурсоснабжающей организацией. Он устанавливается на магистрали, от которой отходят теплоснабжения непосредственно в квартиры. Мало кто задумывается о том, кто должен устанавливать общедомовой счетчик на отопление, сколько это стоит и кто за это платит.
Кто отвечает за общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме
Вопрос о том, кто должен устанавливать общедомовой счетчик в многоквартирном доме, мы с вами рассмотрим далее, а сейчас узнаем, кто обязуется менять, ремонтировать и иными способами обслуживать прибор учета.
Ответ простой – счетчик является общим имуществом, соответственно, ответственность за его содержание и дальнейшую эксплуатацию несет на себе та управляющая организация, на балансе которой стоит дом.
То же самое касается ремонта и поверки.
Надо понимать, что управляющая организация не занимается непосредственно установкой или обслуживанием счетчиков. Ее задача – выделить финансы и заказать услуги профессионалов, работающих в профильных компаниях.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление
Ответ на вопрос о том, сколько стоит общедомовой прибор учета тепловой энергии, вполне может повергнуть в шок многих городских жителей и не только. Многие считают, что такой счетчик ничем не отличается от квартирного, а соответственно, стоить должен или столько же, или незначительно больше. Однако стоимость общего прибора учета, как правило, на порядки выше, чем квартирного.
Средняя цена общедомового счетчика тепловой энергии составляет около 60 тысяч рублей. Цифра весьма примерная, так как стоимость зависит от нескольких факторов, в том числе от конкретной модели и производителя.
В любом случае экономить на его покупке не рекомендуется. Это чревато не только высокой погрешностью, а вместе с ней и увеличенной платой за оплату энергоресурсов, так и возникновением аварий.
Это практически исключено в случае установки хорошего прибора.
Примечательно, что жильцам доступно несколько способов оплаты монтажа счетчика. В первую очередь это единовременный платеж в случае, если в наличии есть вся сумма. Только этот вариант доступен юридическим лицам, заказывающим установку счетчика.
Также доступно оформление рассрочки на срок до 60 месяцев, причем сумма погашается равными платежами ежемесячно. Ест и третий вариант – погашение суммы из средств фонда капительного ремонта.
Это возможно в том случае, если установка общедомового прибора учета внесена в список работ в рамках капремонта.
Сколько стоит установка или замена общедомового счетчика на тепло
Надо понимать, что цена самого счетчика тепла – лишь малая часть суммы, которую необходимо затратить на установку под ключ. Полный прайс включает в себя перечисленные далее расходы:
- разработка и дальнейшее согласование проекта;
- покупка теплосчетчика, датчиков и расходомеров;
- закупка вспомогательных материалов для монтажа;
- непосредственно установка общедомового прибора;
- пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию.
В общей сложности с учетом всех перечисленных выше пунктов полная установка общедомового счетчика теплоносителя может составлять от 180 до 250 тысяч рублей. Здесь опять же все зависит от конкретного дома. В некоторых случаях на разработку и реализацию проекта уходит еще больше.
Кто устанавливает общедомовые приборы учета тепловой энергии
Согласно Федеральному закону №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все потребляемые энергетические ресурсы обязательно должны подлежать учету. Именно для этого устанавливаются общедомовые приборы учета в многоквартирных домах. Но что, если в многоквартирном доме все еще нет счетчика? Узнаем, кто именно несет ответственность и должен поставить общедомовой счетчик на отопление.
В соответствии с упомянутым выше Федеральным законом, обязанность по монтажу прибора учета для многоквартирного дома лежит на плечах собственников квартир. Согласно постановлению правительства, жильцы должны скоординировать усилия и сообща выбрать компанию, которая продаст оборудование, и подрядчика, который возьмет на себя установку общедомового счетчика.
С другой стороны, с 1 июля 2012 года и далее в многоквартирном доме отсутствует прибор учета тепловой энергии, взять на себя ответственность по его установке обязана ресурсоснабжающая организация. Также же она должна организовать проектирование и проведение монтажных работ.
Процедура установки
Монтаж общедомового счетчика тепловой энергии – это последовательный и сложный процесс. В первую очередь проводится собрание собственников многоквартирного дома.
Это обязательное условие, которое, к тому же, является основанием для дальнейшего монтажа. Инициатором такого собрания в большинстве случаев становится управляющая компания.
Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, собрание проводится по желанию собственников на основании от 10% их подписей.
Следующие этапы:
- Выдача теплоснабжающей организацией технических условий на установку общедомового счетчика.
- Разработка проекта на установку и подготовка сметы проектной организацией с учетом выбранной модели прибора и места монтажа.
- Согласование подготовленного проекта в ресурсоснабжающей компании, которая ранее выдала технические условия.
- Покупка прибора учета теплоэнергии, утвержденного проектом, причем обязательно с наличием поверительного клейма.
- Монтажные работы и ввод общедомового счетчика в эксплуатацию, после чего весь процесс подходит к логическому завершению.
Итак, теперь вы знаете, кто должен платить за установку прибора учета электроэнергии, и кто этим вообще должен заниматься. Эти знания определенно поднимут ваш уровень бытовой грамотности. Что касается самих счетчиков, обязательно покупайте их в проверенном месте. Например, РосСчет предоставляет большой ассортимент относительно недорогих приборов учета для домовых нужд.
Как установить счётчики на отопление в квартире и платить по ним — «СГК Онлайн»
В Сибири самая существенная часть суммы в квитанции за коммунальные услуги — оплата отопления.
Если говорить о Красноярске, то сейчас жители платят либо по нормативу (если в доме нет общедомового счетчика), который утверждают власти города, либо по общедомовому счетчику, который учитывает, сколько тепла ушло на обогрев всего дома, а потом высчитывается, сколько должен заплатить каждый, исходя из площади своей квартиры. То есть чем больше у человека квартира, тем больше он платит.
Вроде все логично, но температурные предпочтения у всех разные. Может быть, обладатель большой квартиры не любит жару — и батареи у него почти всегда выключены. В таком случае ситуацию мог бы исправить счетчик.
И даже закон РФ говорит о том, что приборы учета нужно устанавливать обязательно и платить именно по ним, если они есть. Но для нашего законодательства сказать — не всегда сделать.
Итак, разбираемся, как поставить счетчики на отопление в квартиру и платить по ним.
Что нужно, чтобы установить в квартире счетчик и начать по нему платить:
- чтобы в доме был установлен общедомовой счетчик;
- чтобы соседи тоже поставили счетчики (более 50% квартир), если в доме вертикальная разводка системы отопления;
- чтобы жители, у которых стоят счетчики, передавали показания.
Куда обращаться и кто поможет с ответами на вопросы?
Стоит ли в доме общедомовой счетчик, есть ли счетчики у соседей, какие именно счетчики покупать, следует спросить в своей управляющей компании (УК). Более того, ей можно и нужно поручить, чтобы она позаботилась об установке всего необходимого оборудования. Ведь жители платят УК за содержание дома, так что желание собственников жилья — закон для управляющей компании.
Теперь к деталям. От того, какая система отопления в доме, горизонтальная или вертикальная, зависят условия установки счетчиков. Причем там даже счетчики отличаются.
Счетчики для горизонтальной системы не будут работать при вертикальной. Самый простой способ определить, что за система у вас в доме, — подойти к окну. Видите стояк или даже два стояка? У вас вертикальная система отопления.
Нет стояка у окна — горизонтальная. Остановимся на этом подробнее.
Горизонтальная и вертикальная разводка системы отопления
Вертикальная разводка системы отопления. Что это и как будут считать счетчики
Решили начать с вертикальной разводки, потому что домов с такой системой у нас в стране, да и в Красноярске, большинство. В основном это так называемые хрущевки.
Что представляет собой вертикальная разводка?Это несколько стояков (труб отопления), которые проходят по всему дому вверх, то есть вертикально.
Такие стояки есть практически в каждой комнате, от каждого их них идут батареи — и так по всем квартирам.
Вертикальная разводка системы отопления имеет место в основном в старых домахСкачать
При вертикальной системе отопления используются не счетчики как таковые, а распределители. Распределители устанавливают на каждую батарею в квартире, и они показывают долю тепла, которая пришлась на обогрев помещения. Именно долю.
Почему не счетчик? Потому что один стояк дает тепло нескольким комнатам в разных квартирах, а в одной квартире стояков несколько. Как посчитать, сколько тепла пришлось на одну квартиру? Только установить распределитель на каждую батарею.
А теперь внимание! Общедомовой счетчик считает количество гигакалорий, которые понадобились, чтобы согреть весь дом. Распределители считают долю тепла в условных единицах. У каждого производителя эти условные единицы разные.
Грубо говоря, один тип распределителей считает в «белочках», другой тип считает в «зайчиках», а общедомовой счетчик считает в гигакалориях. Именно этот нюанс наши законодатели не учли, когда писали закон.
Ведь вся система расчета платы за отопление построена именно на количестве гигакалорий, которые тратятся на отопление.
Что делать в этой ситуации?Установить еще один распределитель в подвале около общедомового счетчика, чтобы переводить «белочек» и «зайчиков» в гигакалории. Иначе никак. И не забываем про более 50% квартир, у которых должны стоять одинаковые распределители. То есть либо «зайчики», либо «белочки», но у всех.
Если вы прошли все круги ада (у вас и ваших соседей стоят одинаковые распределители, есть распределитель в подвале), то смело передавайте показания приборов в вашу управляющую компанию либо в СГК, если дом на прямых договорах. В целом для одного пятиэтажного дома, в котором 80 квартир, установка распределителей в квартирах и в подвале обойдется в 1,5–2 миллиона рублей.
Горизонтальная разводка системы отопления. Что это и как будут считать счетчики
Это также несколько стояков (труб отопления), которые проходят по всему дому вверх, только не в каждой комнате, а в каждом подъезде, и к каждой квартире идет отдельное ответвление. То есть счетчик можно поставить на трубе, идущей в каждую квартиру.
Горизонтальная разводка системы отопления применяется в новостройкахСкачать
Горизонтальная разводка системы отопления, как правило, применяется в новостройках, застройщик сразу ставит общедомовой счетчик и счетчики в квартирах. Счетчик, в отличие от распределителя, сразу считает отопление в гигакалориях.
Но! Часто застройщики устанавливают в квартирах не счетчики, а распределители, о которых мы писали выше. В итоге, чтобы начать делать начисления по приборам учета, нужно установить распределитель в подвале — все, как в последнем абзаце при вертикальной разводке.
К слову, в Красноярске сейчас только несколько домов платят за отопление по показаниям счетчиков, причем это дома как раз с горизонтальной системой отопления.
Подведем итог. Чтобы установить счетчики на отопление в квартире и платить по ним, в первую очередь нужно обратиться в свою управляющую компанию.
На общем собрании принять решение установить счетчики, если их нет, и отдать протокол с решением в УК. Образец протокола, кстати, тоже можно взять в управляющей компании.
Если у вас уже стоят индивидуальные счетчики, то также следует обратиться в свою УК, чтобы проконтролировали их состояние, а дальше передавать показания приборов и платить.
Как жильцам установить общедомовой счетчик тепла: алгоритм действий
Коммунальные тарифы постоянно растут, и жители ищут легальные пути экономии. Основной платеж зимой — плата за обогрев квартиры.
Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме позволяет существенно снизить платежи.
Жильцам многоэтажек стоит разобраться, есть ли выгода от теплосчетчика, как организовать установку, обязательно ли его ставить и как будет начисляться плата за отопление.
Зачем нужен общедомовой прибор
Владельцы квартир уже привыкли к локальным счетчикам, которые монтируются в квартире или на лестничной площадке. Для учета тепловой энергии ставят общедомовые приборы учета тепловой энергии. Они устанавливаются на один подъезд или на весь дом.
На основании закона, учет тепловой энергии должен осуществляться в каждом многоквартирном доме. Основная задача, которая должна решаться с помощью счетчиков, по задумке законодателей — это рачительное и экономное отношение к потреблению тепловой энергии.
Но установка приборов связана со значительными материальными затратами, которые ложатся на плечи жильцов дома.
Эти приборы сами по себе не экономят тепло, они только считают расход. Экономии можно добиться, если жильцы будут соблюдать определенные правила. Они необходимы, чтобы сократить ненормативные потери, и зависят от состояния окон, их остекления, наличия или отсутствия дверей в подъезде, и их утепления.
Подъезды, чердаки и подвалы являются общедомовым имуществом, которое отапливается. И за их отопление приходится платить всем жильцам. Если постоянно держать открытым окно, то сложно будет сэкономить на оплате отопления.
Причем расплачиваться за это придется всем жителям подъезда. Так как стоимость будет регистрироваться общедомовым прибором учета, и распределяться на всех жителей. Установка счетчика тепла будет выгодна при условии:
- Жители многоквартирного дома ответственно подходят к теплоизоляции своего строения. Если здание оборудовано теплосчетчиком, то оплата за отопление будет начислена за потребленную энергию, а не по региональным тарифам, где учитывают нормативные потери. А в каждом регионе они свои и зачастую превышают реальные в несколько раз;
- Счетчики стимулируют жителей рационально относиться к сохранению тепла не только в квартире, но и подъезде. Все двери в холодное время года должны быть постоянно закрыты. Окна отремонтированы и остеклены. Когда люди понимают, что открытая дверь или разбитое окно отразится на сумме платежа, это будет лучшим стимулом для содержания подъезда в порядке;
- Монтаж прибора учета тепла подтолкнет управляющие компании ответственно относиться к своим обязанностям. Жители потребуют содержать имущество в надлежащем порядке. Ведь они оплачивают эти услуги из своего кармана.
Организация приборного учёта
Установка приборов учета (узла учета тепловой энергии – УУТЭ) обязательна для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя»).
УУТЭ устанавливаются во всех точках поставки и точках приема, расположенных на границе балансовой принадлежности. Устанавливаемые УУТЭ должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Процесс организации приборного учета состоит из 6 этапов:
- Получение технических условий на УУТЭ;
- Согласование проектной документации на УУТЭ;
- Монтаж (установка) УУТЭ;
- Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный);
- Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ;
- Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный).
Этап 1. Получение технических условий на УУТЭ
Этап 1. Получение технических условий на УУТЭ
- Технические условия (далее – ТУ) – документ, устанавливающий технические требования, которым должен удовлетворять УУТЭ.
- Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется на основании заявки от клиента на имя Директора (либо заместителя директора) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК».
- Заявку можно передать любым из перечисленных ниже способов:
- Переданной посредством ЕЛК (https://elk.moek.ru) – является приоритетным способом подачи заявки;
- В электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
- В бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК».
В заявке необходимо указать наименование объекта (административное здание, жилой дом, ИТП, ЦТП и т.п.), адрес объекта. В качестве приложения к заявлению необходимо предоставить:
- Копию договора теплоснабжения и/или ТУ на реконструкцию объекта;
- Договор о подключении к тепловым сетям;
- Условия подключения.
Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки и при условии предоставления всех необходимых сопутствующих документов.
Этап 2. Согласование проектной документации на УУТЭ
Согласование проектной документации – процедура проверки проектной документации на соответствие техническим условиям и требованиям нормативных правовых актов.
Для перехода на данный этап клиенту необходимо иметь ТУ на УУТЭ (этап 1) и техническую документацию на УУТЭ.
Разработка проектной документации на УУТЭ осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной проектной организации. С данной организацией клиент заключает договор, в котором в том числе устанавливаются сроки выполнения работ проектной организацией.
По результатам подготовки проектной документации на УУТЭ клиент передаёт ее на согласование в Отдел организации приборного учета Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»:
Согласование проектной документации на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней в случае отсутствия замечаний по проекту и комплекту сопутствующих документов. Если же замечания есть, то ПАО «МОЭК» уведомляет об этом клиента в течение 5 рабочих дней с момента получения проектной документации.
Этап 3. Монтаж (установка) УУТЭ
Монтаж (установка) УУТЭ осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной организации на основании согласованной проектной документации (этап 2).
Этап 4. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный)
Этап 4. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный)
- Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию – процедура проверки соответствия УУТЭ требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта допуска УУТЭ в эксплуатацию.
- Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию осуществляется комиссией, в состав которой входят:
- Представители Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;
- Клиент или его представитель;
- Представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку оборудования.
Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта допуска УУТЭ осуществляется по письменной заявке клиента (владельца УУТЭ) на имя Директора (либо заместителя директора – начальника отделения сбыта) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», переданной одним из перечисленных способов:
- с помощью ЕЛК (https://elk.moek.ru);
- в электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Заявка предоставляется клиентом не менее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки. К заявке клиент представляет следующий пакет документов:
- Проектную документацию на УУТЭ, согласованную с ПАО «МОЭК»;
- Паспорта на установленные средства измерений и оборудование УУТЭ;
- Свидетельства о поверке средств измерений и оборудования УУТЭ, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
- Ведомости непрерывной работы УУТЭ в течение 3 (трех) суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 (семи) суток), предшествующих дате ввода УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.
В процессе допуска УУТЭ в коммерческую эксплуатацию происходит проверка состояния УУТЭ, целостности заводских пломб и клейм, соответствия диапазонов измерений параметров, соответствия монтажа проектной документации и т.д.
В случае отсутствия замечаний решение о допуске УУТЭ в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 рабочих дней с момента подачи клиентом заявки на вызов представителя ПАО «МОЭК».
УУТЭ клиента считается допущенным к ведению учета тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды после утверждения акта ввода потребителем и руководителем Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК». В случае установки прибора учета ГБУ ЕИРЦ акт также утверждает представитель владельца УУТЭ.
При допуске в эксплуатацию все средства измерения в составе УУТЭ пломбируются в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.
При наличии замечаний УУТЭ не вводится в эксплуатацию и в акте о выявленных недостатках указывается полный перечень обнаруженных недостатков и сроки их устранения. Данный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней. По результатам устранения обнаруженных недостатков производится повторная приемка.
Этап 5. Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ
Потребитель обязан производить очередную поверку УУТЭ в соответствии с межповерочными интервалами, указанными в технической документации УУТЭ. Поверка осуществляется аккредитованной организацией.
С 24 сентября 2020 года все организации, занимающиеся поверкой средств измерений, обязаны вносить результаты поверок в единый реестр (https://fgis.gost.ru). По результатам поверки составляется Акт периодической поверки прибора учета.
Ремонт/замена УУТЭ также осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной организации.
Форма заявки о вызове представителя ПАО «МОЭК» для проведения периодической проверки ОДПУ
Этап 6. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный)
Этап 6. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный)
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта УУТЭ осуществляется проверка готовности УУТЭ к эксплуатации – повторный ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию. По результатам данной проверки составляется акт периодической проверки УУТЭ.
Повторный ввод УУТЭ в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая создается владельцем УУТЭ. Состав комиссии аналогичен составу комиссии, создаваемой при первичном вводе УУТЭ в эксплуатацию.
Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта периодической проверки УУТЭ осуществляется по письменной заявке клиента (владельца УУТЭ) на имя Директора (либо заместителя директора – начальника отделения сбыта) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», переданной одним из перечисленных способов:
- с помощью ЕЛК (https://elk.moek.ru);
- в электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
- в бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», либо отдел делопроизводства отделения сбыта Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК».
Заявка предоставляется клиентом не менее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой проверки УУТЭ.При повторном вводе УУТЭ в эксплуатацию комиссия проверяет:
- Соответствие монтажа составных частей УУТЭ проектной документации, согласованной с ПАО «МОЭК»;
- Наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
- Соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных УУТЭ;
- Соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемым договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний комиссия подписывает акт периодической проверки УУТЭ, установленного у клиента. При подписании акта УУТЭ пломбируется в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к УУТЭ и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию УУТЭ, этот УУТЭ считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В этом случае комиссия составляет акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень обнаруженных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней.
Повторная приемка УУТЭ осуществляется после полного устранения обнаруженных недостатков.
"Письмо" Минстроя России от 17.03.2022 N 10955-ОЛ/04 "О требованиях к эксплуатации ОДПУ"
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 17 марта 2022 г. N 10955-ОЛ/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от N (вх. Минстроя России от 16 марта 2022 г. N 30831/МС) и в пределах установленной компетенции сообщает следующее.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.
N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Для определения объема (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, используется коллективный (общедомовой) прибор учета (далее — ОДПУ), который представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемого в многоквартирном доме при наличии технической возможности (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила)).
В соответствии с подпунктом «д», «е(1)» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.
N 491 (далее — Правила N 491) в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (ОДПУ), автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), установленные за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении, входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта «д» пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (далее — УК) в соответствии со статьей 161 ЖК РФ.
В соответствии с частями 2.2 и 2.
3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом УК данное лицо несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил N 491, а соответствующие расходы по эксплуатации ОДПУ включаются в собираемую УК плату за содержание жилого помещения.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г.
N 1110 (далее — Положение о лицензировании), требование по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и требованиями, установленными Правилами N 491, является лицензионным требованием.
С учетом вышеизложенного поскольку обеспечение надлежащей эксплуатации ОДПУ, включая осмотры, техническое обслуживание, поверку приборов учета, входит в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по надлежащей эксплуатации ОДПУ может квалифицироваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства
О.А.ЛЕЩЕНКО