Правила

Статья 380.1 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ 2023

В новом выпуске «ЖКХ: Мечты сбываются» наш эксперт Елена Шерешовец рассказывает о негативных для УО последствиях, которые возникнут после вступления в силу № 451-ФЗ, и призывает все организации сферы ЖКХ объединиться, чтобы добиться для себя отмены новых правил подачи исковых заявлений.

Требования № 451-ФЗ приведут к негативным последствиям для организаций сферы ЖКХ

С 1 октября 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ, который вносит изменения в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы РФ. В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец рассказала о негативных последствиях таких изменений для УО, ТСЖ, РСО и регоператоров:

➡️ Посмотреть видео на нашем канале

№ 451-ФЗ обяжет УО указывать в исковом заявлении идентификаторы должников

Для организаций, предоставляющих населению жилищные и коммунальные услуги, взыскание через суд задолженности потребителей – повседневность. К тому же претензионно-исковая работа является лицензионным требованием к организациям, управляющим многоквартирными домами (п. 2, пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 416).

До вступления в силу № 451-ФЗ, чтобы подать исковое заявление в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, управляющая организация должна указывать в таком заявлении наименование или фамилию, имя и отчество должника, а также адрес местонахождения/проживания (ч. 2 ст. 125 АПК РФ, ч. 2 ст. 124 ГПК РФ).

Такие данные у управляющей домом организаций должны быть: она использует такие персональные данные жителей МКД для выставления платы за жилищно-коммунальные услуги.

Но с 1 октября 2019 года всё значительно усложнится: в исковом заявлении УО будет обязана указывать хотя бы один из идентификаторов личности должников, к которым, согласно п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ в редакции № 451-ФЗ, относятся:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС),
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН),
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность,
  • основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя,
  • серия и номер водительского удостоверения,
  • серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.
  1.  Для юридического лица: идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

Статья 380.1 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ 2023Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО

Без идентификаторов ответчика УО не смогут взыскать долги за ЖКУ через суд

Управляющие организации получают и обрабатывают персональные данные собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах в силу ч.ч. 2, 5 ст. 6 № 152-ФЗ. Но, как правило, из этих данных УО располагают фамилией, именем и отчеством жителя МКД, адресом проживания, иногда – телефоном и электронной почтой, датой рождения.

Собственники и наниматели помещений в доме, особенно неплательщики, не спешат предоставить управляющей организации данные паспорта, СНИЛС, ИНН или водительских прав.

Следовательно, УО не сможет указать такие данные в исковом заявлении при обращении в суд с требованием взыскать с жителями дома задолженность за ЖКУ.

А при отсутствии таких данных в заявлении иск будет оставлен без движения согласно ч. 1 ст. 128 АПК РФ, п. 3 п. 1 ст. 125 ГПК РФ. Исковая работа с должниками станет практически невозможной, что скажется на работе управляющей организации, состоянии общего имущества МКД и на добросовестных плательщиках за ЖКУ.

Статья 380.1 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ 2023ПП РФ № 897 о правах и обязанностях УО и РСО при прямом договоре

Не молчите!

Елена Шерешовец, проанализировав ситуацию с № 451-ФЗ, назвала происходящее аттракционом «Не смей судиться с населением» или «Простите населению все долги».

Она указывает на то, что УО или РСО негде взять идентификаторы должников, и призывает организации, работающие в сфере ЖКХ, объединиться, чтобы добиться отсрочки вступления в силу № 451-ФЗ. Об этом нельзя молчать и необходимо срочно, уверенно и громко заявить о проблеме.

Мы подготовили образцы документов для обращения к властям с просьбой отложить срок вступления в силу № 451-ФЗ. Вы найдёте их ниже: скачайте шаблоны, подпишите и направьте по указанным в них почтовым адресам или через электронные приёмные:

???? https://priemnaya.duma.gov.ru/

???? http://letters.kremlin.ru/

Не рассчитывайте, что кто-то это сделает за вас, действуйте! Времени осталось очень мало.

Изменение Гражданского процессуального кодекса РФ с 1 октября 2019 года

1 октября 2019 года вступает в силу новая редакция Гражданского процессуального кодекса РФ. Поправки масштабные в рамках, так называемой, «процессуальной революции» и началом деятельности новых судов общей юрисдикции. Кроме того, урегулирован порядок рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц.

Статья 380.1 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ 2023

Редакцию Гражданского процессуального кодекса РФ с 1 октября 2019 года изменили два новых закона:

Большая часть поправок связана с изменением порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб в связи с началом работы соответствующих новых судов общей юрисдикции. Также законодатели определили порядок подачи и рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц.

Порядок обращения в суд

Нормы статьи 5 ГПК РФ предусматривают, что:

Правосудие по гражданским делам, относящихся к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Новая редакция статьи 3 ГПК РФ предусматривает, что заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

https://www.youtube.com/watch?v=vtPmlpEP6dA\u0026pp=ygWqAdCh0YLQsNGC0YzRjyAzODAuMSDQk9Cf0Jog0KDQpC4g0KPRgtGA0LDRgtC40LvQsCDRgdC40LvRgyDRgSAxINC-0LrRgtGP0LHRgNGPIDIwMTkg0LMuIOKAlCDQpNC10LTQtdGA0LDQu9GM0L3Ri9C5INC30LDQutC-0L0g0L7RgiAyOCDQvdC-0Y_QsdGA0Y8gMjAxOCDQsy4gTiA0NTEt0KTQlyAyMDIz

Статьей 28 ГПК РФ определено, что иск предъявляется в суд:

  • к физлицу — по месту жительства ответчика;
  • к организации — по адресу организации.

Исковое заявление и его рассмотрение

В новой редакции статьи 131 ГПК РФ изменились требования к содержанию искового заявления. В нем, в частности,должны быть указаны такие сведения об ответчике:

  • для гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства),
  • для организации — наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу.

По требованию статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению должны быть также приложены такие документы, как:

  1. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении или об освобождении от уплаты государственной пошлины;
  2. документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом;
  3. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов.

Статья 135 ГПК РФ определяет, что исковое заявление подлежит возврату истцу, если:

  • дело неподсудно данному суду общей юрисдикции или подсудно арбитражному суду;
  • не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

Статья 136 ГПК РФ определяет, что если иск был оставлен без движения, должно быть вынесено соответствующее определение, в котором суд должен указать основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить эти обстоятельства. Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Читайте также:  Доверенности образцы и пустые бланки для заполнения в 2023 году

Нормами статьи 222 ГПК РФ предусмотрено, что суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства.

Нормами статьи 232.1 УПК РФ предусмотрено, что гражданские дела в порядке упрощенного производства рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В соответствии с новой редакцией статьи 232.2 ГПК РФ, к таким делам, в том числе, относятся:

  • по спорам, затрагивающим права детей, за исключением споров о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • по корпоративным спорам;
  • связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Состав суда

Статьей 7 ГПК РФ предусмотрено, что:

  • гражданские дела в судах апелляционной и кассационной инстанций рассматриваются коллегиально (исключения — ч.3 статьи 7 ГПК РФ, ч. 4 статьи 333 ГПК РФ, ч. 1 статьи 335.1 ГПК РФ, ч.10 статьи 379.5 ГПК РФ):
  • гражданские дела в суде надзорной инстанции рассматриваются коллегиально.

Новая редакция статьи 14 ГПК РФ определяет, что рассмотрение дел в кассационном или апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей.

В надзорном порядке дела рассматривает Президиум Верховного Суда РФ в составе, определяемом в соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Порядок отвода судей

Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации

Принят Государственной Думой                               20 ноября 2018 года

Одобрен Советом Федерации                                    23 ноября 2018 года

(В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 197-ФЗ, от 17.10.2019 № 343-ФЗ)

Статья 1

В пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4870) слово «подведомственностью» заменить словом «компетенцией».

  • Статья 2
  • Внести в статью 52 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 29, ст. 3400) следующие изменения:
  • 1) в наименовании слова «и подведомственность» исключить;
  • 2) слова «и подведомственности» исключить.
  • Статья 3

Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2011, № 1, ст. 43; 2014, № 30, ст. 4226) следующие изменения:

  1. 1) в части первой статьи 13 слово «подведомственностью» заменить словом «компетенцией»;
  2. 2) в статье 246:
  3. а) в части четвертой слово «подведомственностью» заменить словом «компетенцией»;
  4. б) в части пятой слово «подведомственностью» заменить словом «компетенцией».
  5. Статья 4

Внести в пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст. 6270; 2005, № 8, ст. 604; 2008, № 30, ст. 3603; 2010, № 7, ст. 701) следующие изменения:

  • 1) подпункт 5 признать утратившим силу;
  • 2) дополнить подпунктом 61 следующего содержания:
  • «61) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;»;
  • 3) подпункт 8 признать утратившим силу.
  • Статья 5

В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 30 мая 2001 года № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2288; 2016, № 52, ст. 7492) слова «подведомственных им» заменить словами «отнесенных к их компетенции».

Статья 6

Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012; 2004, № 31, ст. 3216; 2005, № 14, ст. 1210; 2006, № 1, ст. 8; 2007, № 41, ст. 4845; 2008, № 18, ст. 1941; № 24, ст. 2798; № 30, ст. 3594; 2009, № 26, ст. 3122; № 29, ст. 3642; 2010, № 18, ст. 2145; № 31, ст. 4163, 4197; № 52, ст. 6994; 2011, № 29, ст.

 4291, 4301; № 50, ст. 7364; 2012, № 26, ст. 3439; № 53, ст. 7642; 2013, № 23, ст. 2884; № 27, ст. 3478, 3479; 2014, № 26, ст. 3392; 2015, № 1, ст. 29, 80; № 10, ст. 1411; № 14, ст. 2022; № 27, ст. 3945; 2016, № 1, ст. 11, 13, 29; № 7, ст. 906; № 10, ст. 1319, 1321; № 26, ст. 3889; № 48, ст. 6733; № 52, ст. 7484; 2017, № 27, ст. 3944; № 31, ст. 4772; 2018, № 32, ст.

 5133) следующие изменения:

  1. 1) в части 6 статьи 4 слова «подведомственный арбитражному суду» заменить словами «относящийся к компетенции арбитражного суда»;
  2. 2) статью 25 изложить в следующей редакции:
  3. «Статья 25. Порядок разрешения заявленного отвода

1. В случае заявления отвода арбитражный суд заслушивает мнение лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

2. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей.

Статья 380.1. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

  • Кассационные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376 — 378 настоящего Кодекса, изучаются:
  • 1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;
  • 2) в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации — судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Комментарий к Статье 380.1 ГПК РФ

После возбуждения кассационного производства кассационная жалоба либо представление должны быть переданы на изучение компетентному судье. Статья 380.1 ГПК РФ распределяет компетенцию по изучению материалов кассационной жалобы или представления и ставит ее в зависимость от звена судебной системы кассационных органов.

Так, при рассмотрении кассационной жалобы либо представления в низшем звене кассационной инстанции такими полномочиями обладают, прежде всего, председатель соответствующего суда.

Однако в порядке поручения он может передать свои полномочия по изучению кассационной жалобы (представления) своему заместителю либо судье суда, которым он осуществляет руководство.

Кассационная жалоба или представление, поступившие в коллегию ВС РФ, изучаются судьей ВС РФ соответствующей коллегии ВС РФ.

Задачами изучения кассационной жалобы или представления является анализ приведенных доводов заявителя, установление оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, их соответствия и соотнесения основаниям для отмены судебного постановления, предусмотренным ст. 387 ГПК.

Другой комментарий к Ст. 380.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Действия судьи надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора охватываются термином «изучение», т.е. по существу исследуются с позиций формального соответствия жалобы (представления) требованиям закона.

Кроме того, комментируемой статьей определен уровень и порядок назначения судьи соответствующей надзорной инстанции, ответственного за изучение поступивших надзорной жалобы или представления прокурора.

Президент подписал закон о процессуальной реформе

Президент РФ подписал Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о реформе процессуального законодательства.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что этот закон является одним из наиболее важных в рамках проводимой судебной реформы.

Законом внесены изменения в сходные нормы процессуального законодательства (в ГПК, АПК и КАС), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Изменяются отдельные положения процессуальных кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел и вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы. Эти изменения направлены на улучшение качества правосудия и оптимизацию судебной нагрузки при сохранении основополагающих принципов гражданского процесса.

Кроме того, законом изменяются правила судопроизводства в судах общей юрисдикции с учетом создания обособленных апелляционных и кассационных судов.

Закон вступит в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного Суда РФ и объявит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Читайте также:  Продажа дома с использованием материнского капитала 2023

Павел Крашенинников сообщил, что работа над законом велась с февраля 2018 г. в разных форматах.

Он неоднократно обсуждался Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, были проведены многочисленные совещания, поступило более 150 поправок, отзывы.

Некоторые из изначально предложенных в законопроекте способов оптимизации деятельности судебных органов могли привести к снижению качества правосудия и ограничению реализации прав сторон в процессе. В результате обсуждений спорные положения были скорректированы поправками.

Из наиболее обсуждаемых положений закона можно выделить следующие:

1.  Законом вводится сплошная кассация в кассационных судах общей юрисдикции.

2.  Исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим предлагается установить правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой.

Понятие подсудности необходимо отличать от подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы о подведомственности разграничивали компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Согласно закону — если в ходе рассмотрения дела выяснилось, что спор не подлежит рассмотрению данным судом, то суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью. Например, если иск был подан в арбитражный суд, а должен рассматриваться судом общей юрисдикции, то теперь он будет передан судом по подсудности.

3.  Законом устанавливается, что представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности — за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

Требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные – эти категории могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде, — сказал Павел Крашенинников.

В настоящее время правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении представителей сторон по административным делам (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие у представителей ученой степени по юридической специальности.

В связи с принятием этих норм Павел Крашенинников отозвал свой проект федерального закона № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», которым также предлагалось установить требование о наличии высшего юридического образования у лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям по представительству в судах.

4.  Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе, путем увеличения порога суммы исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тыс. рублей. В арбитражном процессе устанавливается: для индивидуальных предпринимателей — 400 тыс. рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел — сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей.

5.  Вводятся новые требования к идентификации должника.

В целях исключения сложностей с идентификацией должника и обращения взыскания на другое лицо, устанавливается требование об обязательном указании в исполнительных документах дополнительных данных об ответчике – организации: наименование, место нахождения и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

При этом в отношении ответчика – гражданина должны быть указаны: фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из следующих идентификаторов, если он известен: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, основной государственный регистрационный номер ИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

6.  Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило в настоящее время действует при рассмотрении административных дел (КАС РФ).

  • 7.  Дополняется перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства (КАС РФ):
  • — дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению;
  • — о признании информационных материалов экстремистскими.
  • Также дополняется ряд норм, предусматривающих виды решения суда, подлежащих немедленному исполнению.

8.  Расширяются возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения.

Из предложений законопроекта, которые могли привести к снижению качества правосудия и ограничению реализации прав сторон в процессе, и которые были скорректированы поправками во втором чтении, следует отметить следующие:

1. Одним из наиболее спорных изменений, которое предлагалось первоначальной редакцией законопроекта, являлся отказ от составления мотивировочной части судебного решения по большинству дел.

После многочисленных обсуждений, нормы об отказе от составления мотивировочной части судебного решения были исключены. Таким образом, структура судебных решений останется без изменений – т.е. в полном объеме, включая мотивировочную часть.

Павел Крашенинников отметил, что отказ от составления мотивировочной части решения суда в качестве общего правила мог привести к фактическому ограничению права на доступ к правосудию, к усилению закрытости судебной власти. Упрощение и ускорение процесса должно соответствовать целям гражданского судопроизводства и не нарушать фундаментальные правила и принципы отправления правосудия, — подчеркнул Павел Крашенинников.

2.  С учетом поправок из законопроекта были исключены положения о запрете

изменения договорной подсудности. Таким образом, стороны и в дальнейшем смогут изменять договорную подсудность по своему усмотрению.

3.  Первоначальной редакцией законопроекта предлагалось ввести институт «поверенного», чьи полномочия состоят в возможности давать объяснения суду в присутствии представителя, а также получать судебные извещения, вызовы и копии судебных актов. С учетом всестороннего обсуждения, поправками ко второму чтению эти положения были исключены.

4.   Поправками исключены положения, изменяющие правила извещения участников гражданского процесса.

В редакции первого чтения законопроектом предлагалось возложить на участников обязанность самостоятельно получать информацию о движении дела, после получения определения о принятии искового заявления к производству суда.

При этом участники несли риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению данной информации.

Такое изменение могло ограничить права на доступ к правосудию и права на справедливое разбирательство дела, — заявил Павел Крашенинников. Изложение информации о движении дела в сети Интернет не решает проблемы надлежащего и своевременного извещения заинтересованных лиц о месте и времени судебного разбирательства.

Поскольку в настоящее время не все граждане России имеют доступ к сети Интернет, а в ряде населенных пунктов просто отсутствует техническая возможность подключения к ней. Кроме того, многие люди не умеют пользоваться Интернет-ресурсами и средствами доступа к ним.

Читайте также:  Могут ли дети инвалиды получить жилье вне очереди 2023

Поэтому у участников процесса могут возникнуть затруднения с самостоятельным получением информации о движении дела.

В результате, порядок извещения лиц, участвующих в деле, остается прежним. Чтобы не затруднять реализацию прав на доступ к правосудию, спорные нормы  были исключены из законопроекта, — сообщил Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников подчеркнул, что принятый закон является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в реализации реформы судоустройства и унификации процессуальных кодексов.

Изменения в ГПК РФ с 1 октября 2019 года

1 октября 2019 года  вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С этой даты начинают действие и многочисленные изменения, внесенные вышеуказанным законом в целый ряд федеральных законов, а также в законодательные акты, регулирующие деятельность судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей.

В  частности  изменилась подсудность дел мировому судье. Из числа дел, подсудных мировому судье,   исключены «иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений», дела об определении порядка пользования имуществом  и  включены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

  • В соответствии с новой редакцией части 1 статьи 23 ГПК РФ  мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
  • о выдаче судебного приказа;
  • о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.

Изменения коснулись  процессуальных сроков.  Уточнено, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено ГПК РФ (абзац 2 ч. 3 ст. 107 ГПК РФ в новой редакции).

Теперь заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока может быть рассмотрено без проведения судебного заседания в случаях, установленных ГПК РФ (например, заявление о восстановлении срока кассационного обжалования) (ч. 4, 6 ст. 112 ГПК РФ в новой редакции).

В приказном производстве  расширен перечень сведений, подлежащих включению в заявление о вынесении судебного приказа, дополнительно это:

— для гражданина-должника — фамилия, имя, отчество (при наличии) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) (гражданином-истцом указывается, если известен истцу);

— для организации-должника -идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер (если они известны) (ч. 1 ст. 124 ГПК РФ).

Эти же сведения подлежат включению в судебный приказ (ч. 1 ст. 127 ГПК РФ).

Установлен срок, в течение которого судья высылает копию судебного приказа должнику — пять дней со дня вынесения судебного приказа (ст. 128 ГПК РФ).

В перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, включены требования о взыскании задолженности по оплате расходов на капитальный ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме (абз. 10 ст. 122 ГПК РФ).

  1. Также расширен перечень сведений об ответчике, подлежащих включению в исковое заявление, дополнительно это:
  2. — фамилия, имя, отчество (при наличии);
  3. — дата и место рождения;
  4. — место работы (если известно);
  5. — один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) (гражданином-истцом указывается, если известен истцу);

— идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер организации (если известны) (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

К исковому заявлению теперь должны быть приложены не копии искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле, как раньше, а уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, этих копий (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).

Источник: Гарант

Статья 380.1. Действия суда кассационной инстанции после поступления кассационных жалобы, представления

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.