Правила

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023

Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета. Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода. За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Статья 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств)

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023

Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее.

Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.

[bold]За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:[/bold]

  • взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или заработка / других поступлений за 1-2 года;
  • обязательные работы до двух лет или судьёй может быть наложен запрет на исполнение осуждённым должностей или осуществление определённой трудовой деятельности на срок до трёх лет;
  • строгая изоляция до шести месяцев либо тюремное заключение до двух лет, к этому наказанию может быть добавлено лишение прав на определённые должности или на какую-нибудь деятельность на период до трёх лет.

[bold]Если растрата средств на нецелевые нужды совершена несколькими лицами в очень крупной сумме, тогда применяется следующая уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств:[/bold]

  1. Взыскание от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо заработка / других выплат за один-три года.
  2. Обязательные работы до пяти лет без разрешения трудиться на обозначенных должностях или осуществлять конкретную деятельность до трёх лет.Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023
  3. Тюремное заключение до пяти лет без прав на определённые должности или осуществление какой-нибудь деятельности на период до трёх лет.

Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей. За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб.

Комментарий к статье 285.1 УК РФ

Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.

[bold]Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:[/bold]

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • внебюджетный.

Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.

Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.

[bold]Средства из бюджета выдаются в следующих формах:[/bold]

  1. Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).
  2. Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).
  3. Субвенции (помощь региону, городу, юридическому лицу из государственной казны для финансового обеспечения какой-либо программы).
  4. Бюджетные ассигнования (деньги, получаемые на основе документа о бюджетном исполнении, то есть бюджетной росписи. В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).
  5. Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023

Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.

Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.

Другой комментарий к ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов:

  1. Поступление бюджетных средств на оплату счетов на основании подписанного договора с какой-нибудь компанией.
  2. Разрешение оплаты за услуги / товары.
  3. Убытие денег со счёта.

Субъектом преступления считается должностное лицо государственной власти, администрации, бюджетного учреждения, которое вправе принимать средства из казны и расходовать их на заранее обозначенные нужды.

Судебная практика

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023По данным статистики, в судах рассматриваются различные дела о неправомерных растратах. Многие из них касаются неправильного применения кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на которые направляются денежные средства из бюджета. Вся информация о КБК и КОСГУ в обязательном порядке должна быть доведена до всех должностных лиц бюджетных учреждений.

Если деньги списываются на КБК, которые не могут быть применены для данных расходов, то это действие признаётся нарушением закона.

Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.

Каждый год для бюджетных учреждений составляется план расходов. В нём обозначается предел для учёта затрат, превышать который запрещено.

Если по какой-нибудь статье расходов установлена определённая сумма, а на неё было списано денежных средств выше лимита, такое действие автоматически считается основанием для рассмотрения в суде.

[bold]Также на заседаниях слушаются следующие дела о нецелевом использовании денежных средств по УК РФ:[/bold]

  • осуществление расходов, которые не могут быть оплачены за счёт денежных выделений из федерального бюджета;
  • покрытие расходов подведомственной организации, т.е. каждое бюджетное учреждение должно оплачивать свои долги самостоятельно за счёт средств бюджета, а не гаранта.

Срок давности за кражу/растрату средств составляет 6 лет.Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023

Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.

Консультация юриста

На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определённым правилам.

[bold]В х к ст. 285.1 сказано, что для признания подсудимого виновным в растрате нужно, чтобы основания для наказания сошлись на одном совершённом преступлении:[/bold]

  1. К ответственности можно привлечь того сотрудника бюджетного органа/учреждения, который вправе единолично распоряжаться денежными поступлениями.
  2. Должна быть доказана умышленность преступления, то есть подсудимый на момент совершения противозаконных дел прекрасно осознавал, какие изменения принесут его действия и никак не помешал их свершению.

Очень часто при поступлении обвинения от надзорного органа о растрате целевых сумм руководство проверяемой организации всеми силами сопротивляется и пытается доказать правомерность своих действий.

Оспорить выводы контролирующей службы разрешается до заседания суда и на слушании дела в суде. Чтобы узнать, как это сделать до судебного рассмотрения, нужно изучить нормативные документы уполномоченной организации, которая осуществляла проверку в бюджетном учреждении.

Главе проштрафившейся организации даётся всего лишь пять рабочих дней со дня получения акта, чтобы письменно составить своё несогласие.

В документе необходимо указать неправильную страницу в решении надзорной службы, привести статьи законодательства, которые способны подтвердить правоту учреждения.

Если в оспаривании обвинения в воровстве не найдётся сторонников в контролирующем органе, то дело о нецелевом использовании бюджетных средств дойдёт до судаи будет грозить ответственность по УК.

Какая ответственность предусмотрена за хищение бюджетных средств?

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств 2023Действующее законодательство РФ не предусматривает уголовную ответственность за хищение бюджетных средств в качестве самостоятельного состава преступления. Однако УК РФ предусмотрена ответственность за преступления, схожие по объективной стороне, отдельные элементы которых относятся к хищению средств, выделенных государством: кражу (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. ст. 159, 159.2 УК РФ), присвоение, растрату (ст. 160 УК РФ).

Читайте также:  Статья 319. Оскорбление представителя власти 2023

Бюджетные средства представляют собой денежное обеспечение, адресуемое государством соответствующим федеральным, государственным и муниципальным учреждениям и организациям в рамках исполнения целевых программ их расходования, например, в рамках государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Эти средства имеют строго ограниченные статьи расходования, поступают на счет организации и находятся в ведении соответствующего должностного лица.

Любое отклонение от направления бюджетных средств на реализацию утвержденных государством планов является преступлением.

Как правило, часть выделенных денег незаконным образом присваивается должностными лицами или иным образом обращается ими в свою пользу.

Под хищением согласно примечанию 1 к ст. 158 УК РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

В отличие от общих объектов посягательств, подобные неправомерные действия имеют признаки «служебных хищений», что существенно повышает их общественную опасность (Борисов С.В., Моисеев С.С. О целесообразности выделения хищения бюджетных средств в самостоятельный состав преступления // Закон и право. 2019. N 2. С. 15 — 16).

Более того, хищение бюджетных средств, как правило, совершается лицом, которому надлежащим образом оформлен допуск к этим средствам, с использованием своего служебного положения.

При этом размер преступного ущерба при совершении такого преступления в разы выше, нежели частная кража или мошенничество по отношению к конкретному субъекту, это преступление имеет несколько объектов посягательства: денежные средства (имущество, собственность) и интересы государственной власти, службы, поскольку затрудняет реализацию социальных программ и влечет значительные экономические последствия.

Хищение бюджетных средств лишает государственные органы необходимых ресурсов для выполнения стоящих перед ними задач, что может стать критичным в кризисные периоды («Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации: междисциплинарные аспекты: Монография» (Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А.)).

Анализ УК РФ показывает, что хищение бюджетных денежных средств могут предусматривать составы гл. 21 УК РФ:

— кража (ст. 158 УК РФ);

— мошенничество (ст. ст. 159, 159.2 УК РФ);

— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ).

Эти составы преступлений характеризуются незаконным присвоением чужого имущества.

Так, например, преступное посягательство в виде кражи (ст. 158 УК РФ) может быть совершено в отношении бюджетных денежных средств. Однако для специфики хищения государственных денег кража (тайное хищение чужого имущества) как способ обращения материальных благ в свою пользу скорее вспомогательна, в отличие от мошенничества, присвоения или растраты.

Под кражей понимаются действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

Однако по смыслу ст. 158 УК РФ для кражи характерны скорее бытовые начала, не связанные напрямую с ущербом государственным интересам, — виновный безразлично относится к свойству бюджетных денег, т.е. имеет цель похитить хоть какие-нибудь средства без условной привязки к их целевому назначению.

В отличие от присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ) или мошенничества (ст. ст. 159, 159.

2 УК РФ) (независимо от наличия квалифицирующих признаков) кража изначально совершается лицами, которые по определению не имели законных оснований, в том числе косвенных, для доступа к бюджетным деньгам.

Так, например, кражу может совершить сотрудник государственного учреждения или иное знающее о месте хранения денежных средств лицо.

Для совершения кражи бюджетных средств характерны следующие квалифицирующие признаки: группой лиц по предварительному сговору; с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище; в крупном размере; с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств; организованной группой; в особо крупном размере.

Понятия крупного и особо крупного размера для целей ст. ст. 158, 159 (за исключением ч. 6 и 7) и ст. 160 УК РФ приведены в примечании 4 ст. 158 УК РФ.

За совершение кражи виновному лицу в зависимости от обстоятельств, тяжести и степени общественной опасности, а также размера ущерба может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей (минимальная санкция), а также лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей (максимальная санкция).

Вместе с тем для хищения бюджетных средств как таковых характерен, прежде всего, признак специального субъекта, например служебное положение лица и (или) отнесение виновного к разряду должностных лиц (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Мошенничество (ст. 159 УК РФ) наиболее характерно для хищения бюджетных средств. Согласно диспозиции ст. 159 УК РФ мошенничество совершается путем обмана или злоупотребления доверием.

Нецелевое использование бюджетных средств. Виды, ответственность

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению.

Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение.

Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Как устанавливается административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств?

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Какие используются бюджетные меры принуждения за нецелевое использование бюджетных средств?

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Какие штрафы за нецелевое использование бюджетных средств?

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
  2. При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  3. Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

  • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
  • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

  • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
  • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
  • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
  • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
  • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
  • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
  • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
  • нарушение условий предоставления субсидий;
  • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
  • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
  • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.
Читайте также:  Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью 2023

Субсидии, примененные нецелевым образом

Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

  1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
  2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
  3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

Кто виноват

Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы.

Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий.

Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

Формы ответственности

Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

Административные кары за «нецелевку»

Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

  • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
  • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
  • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
  • арест до полугода;
  • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

  • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
  • длительность принудительных работ – до 5 лет;
  • сроки лишения свободы – до 5 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства наступает в тех случаях, когда совершенное должностным лицом нарушение бюджетного законодательства характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки уголовного преступления, совершенного в бюджетной сфере.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, предусматривающих ответственность за действия (бездействие), повлекшие неправомерное расходование бюджетных средств, к таковым следует отнести: ст.ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 293 (халатность) УК РФ.

Однако лишь одной из статей УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за бюджетное нарушение, это ст. 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств).

Так согласно ч. 1 ст. 285.

1 УК РФ ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств наступает в случае расходования бюджетных средств должностным лицом получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенного в крупном размере.

Как следует из примечания к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Диспозиция данной статьи корреспондирует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть первая статьи 306.4).

За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.

1 УК РФ, установлены следующие виды наказаний: штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Часть 2 ст. 285.1 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

Памятка по толкованию признаков ст. 285.1 УК

При первом взгляде на диспозицию нормы ст. 285.1 УК РФ ясно, что ее содержание тесно связаны с бюджетными правоотношениями.

Для уяснения содержания установленного уголовно-правового запрета необходимо раскрыть содержание центральных понятий, использованных в ст. 285.1 УК РФ – «нецелевое расходование бюджетных средств», «получатель бюджетных средств».

 Соответствующие понятия прямо или косвенно раскрыты в нормах ст. 6, 78, 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

(а) «Нецелевое расходование бюджетных средств»

Норма ст. 306.

4 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что нецелевым использованием (в терминологии уголовного закона, — «расходованием») бюджетных средств признаютсянаправление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете, договору (соглашению) либо правовому акту, являющемуся основанием для предоставления указанных средств. 

Следовательно, в общих чертах, в рамках ст. 285.1 УК РФ наказуемо нарушение адресности направления бюджетных средств, а равно эффективности их использования для удовлетворения общественно-значимых целей. Грубо говоря, суд каждый раз должен устанавливать, кому и на что согласно бюджетной документации деньги предназначались, а кому и на что фактически направлены.

Читайте также:  Может ли директор находящийся в командировке подписывать документы 2023

(b) Субъект преступления

Наличие одного лишь деяния недостаточно для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ. Наиболее важным признаком состава нецелевого расходования бюджетных средств является субъект преступления, который, забегая вперед, является даже более специальным по отношению к иным субъектам преступлений из Главы 30 УК РФ.

Учитывая специфический родовой объект Раздела X УК РФ, а также видовой объект Главы 30 УК РФ, деяния, криминализованные в рамках указанной главы в качестве обязательного признака состава закрепляют специального субъекта – должностное лицо.

 В это же время, отдельные составы преступления, к которым в частности относится состав ст. 285.

1 УК РФ, позволяют привлекать к уголовной ответственности не всякое должностное лицо, а лишь такое, которое обладает закрепленными в этих нормах специальными признаками. 

Таким образом, все составы преступления ограничивают круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности лишь «должностными лицами», а отдельные составы Главы 30 УК РФ (в том числе и ст. 285.1 УК РФ) устанавливают специальные признаки «должностного лица», ограничивая уже круг должностных лиц, подлежащих уголовной ответственности за их совершение. 

Так, уголовную ответственность по ст. 285.1 УК РФ может нести не каждое должностное лицо, а лишь «должностное лицо получателя бюджетных средств».

 С помощью кругов Эйлера указанные понятия соотносились бы как часть и целое, где целое – «должностное лицо», а часть, полностью входящая в целое, — «должностное лицо получателя бюджетных средств».

Рядовое же должностное лицо ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств в рамках уголовного права нести не может.

Отсюда необходимо выделить разграничительные признаки «должностного лица получателя бюджетных средств». Дефинитивная норма ст.

6 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Положения ст.

162 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующие бюджетные полномочия получателя бюджетных средств развивают приведенную дефиницию и в числе бюджетных полномочий получателя бюджетных средств называют, в частности, принятие на себя и исполнение соответствующих бюджетных обязательств, ведение бюджетного учета, внесение главному распорядителю бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи. Именно наличие указанных полномочий, как отмечают в доктрине уголовного права, является существенным признаком субъекта ст. 285.1 УК РФ.

Сопоставляя указанную дефиницию с уголовно-правовой категорией «должностного лица», правильным представляется вывод о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.

1 УК РФ может являться только лицо, выполняющее функции представителя власти или организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе государственной власти (государственном органе), органе управления государственным внебюджетным фондом, органе местного самоуправления, органе местной администрации, находящемся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенном учреждении, имеющем право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета и в силу своего правового статуса обладающий полномочиями, предусмотренными ст. 162 БК РФ. Указанное определение бланкетной категории «должностное лицо получателя бюджетных средств» является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению правоприменительной практикой.

Правильность сформулированного определения подтверждается в том числе системным толкованием положений бюджетного законодательства о предоставлении субсидий. В частности, положения абз. 3 ч. 8 ст.

78 Бюджетного кодекса РФ устанавливают, что договор (соглашение) о предоставлении субсидии заключается между получателем бюджетных средств с одной стороны и юридическим лицом – организацией, имеющей право на получение субсидии.

Получатель бюджетных средств в бюджетных правоотношениях о предоставлении субсидии выступает от имени публично-правового образования как лицо, предоставляющее субсидию, а не как лицо, ее получающее. Следовательно, сама по себе использованная в ст. 285.

1 УК РФ формулировка «получатель бюджетных средств» не является указанием на то лицо, которое бюджетные средства фактически получает (иное бы открывало возможность привлечения руководитель коммерческих организаций по настоящей статье), а представляет собой дословное воспроизведение положений Бюджетного кодекса РФ, в котором указанный термин имеет собственное содержание. 

Отсюда привлечение разного рода должностных лиц (директоров МУПов, ГУПов, чиновников разного уровня за пределами бюджетной системы) является грубой правоприменительной ошибкой, проистекающей, возможно, из ст. 15.14 КоАП РФ, где таких ограничений к субъектному составу нет.

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 ук)

Объект преступления,
предусмотренного ст. 285.1
УК РФ, — соответствующая закону деятельность
публичного аппарата власти и управления
в сфере бюджетных
отношений.

Предметом преступления
являются бюджетные
средства

(бюджетные
ассигнования) — средства
бюджетов различных уровней, за исключением
средств
государственных внебюджетных
фондов.

Одним из условий нормального
функционирования публичного аппарата
власти и управления является финансирование
его деятельности государством путем
предоставления соответствующих бюджетных
средств.
Бюджет
— это форма образования и расходования
фонда денежных средств,
предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления

Для наступления
уголовной ответственности необходимым
условием является крупный размер
нецелевого
расходования бюджетных средств.

В соответствии с примечанием к ст. 285.1
УК РФ крупным размером признается сумма
бюджетных
средств,

превышающая один миллион пятьсот тысяч
рублей.

По конструкции объективной
стороны состав преступления формальный.
Преступление окончено с момента
направления бюджетных
средств
на
цели, не предусмотренные соответствующим
документом, т.е. с момента списания их
с лицевого счета бюджетного
учреждения. Субъективная сторона
преступления характеризуется прямым
умыслом.

Виновное лицо осознает, что
расходует выделенные бюджетные
средства
на
цели, не соответствующие условиям их
получения, и желает совершения этих
действий. Мотивы действий не имеют
значения для квалификации деяния. Это
могут быть личная заинтересованность,
ложно понятые интересы службы и др.

Однако, если нецелевое
расходование средств

осуществляется в целях предотвращения
наступления более существенного вреда,
действия виновного следует рассматривать
с учетом правил ст.

39 УК РФ (крайняя
необходимость), например в преддверии
скорой зимы лицо направляет средства
для обеспечения отопительного сезона
вместо строительства участка
дороги. Субъект преступления
специальный — должностное лицо получателя
бюджетных
средств,

обладающее правом подписи соответствующих
расходных документов. Часть 2 ст.
285.

1
УК РФ предусматривает более строгую
ответственность за нецелевое
расходование бюджетных средств,

совершенное группой лиц по предварительному
сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) либо в особо
крупном размере (в соответствии с
примечанием к ст. 285.1
УК РФ — в сумме, превышающей семь миллионов
пятьсот тысяч рублей).

  1. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК).

Тоже
самое, только внебюджетные фонды (это
например Пенсионный фонд)

Состав преступления,
предусмотренного ст. 285.2
УК РФ, во многом имеет сходство с составом
ст. 285.1
УК РФ.

Отличие заключается в том, что в
анализируемой статье
речь идет о нецелевом
расходовании

не бюджетных средств,
а средств
государственных внебюджетных фондов,

т.е. предметом преступления являются
средства
государственных внебюджетных фондов.


Целевое же предназначение таких средств
определяется на уровне законодательства
РФ и закрепляется в бюджете соответствующего
внебюджетного
фонда. Объект преступления —
соответствующая закону деятельность
внебюджетных
фондов
в
сфере бюджетных отношений.

Государственный
внебюджетный
фонд — это фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ и предназначенный
для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь. Средства
государственных
внебюджетных фондов

не входят в состав бюджета какого-либо
уровня, не подлежат изъятию, находятся
в федеральной собственности и управляются
органами государственной
власти РФ.