Правила

Статья 254. Порча земли 2023

1.

Предметом преступления является земля как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Смежным с термином «земля» является понятие «почва» как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием.

2.

Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которую законодатель определяет как отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Порча земли вследствие нарушения иных правил, не указанных в ч. 1 ст. 254 УК, образует административное правонарушение.

3. Обязательным признаком является последствие в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. Санкция ч. 1 ст. 254 УК предполагает дополнительную квалификацию по нормам, предусматривающим ответственность за причинения вреда здоровью личности (ст. 111, 112, 115, 118 УК).

Вред окружающей среде может характеризоваться: возникновением заболеваний и гибелью животных и растений; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

4. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Второй комментарий к Ст. 254 УК РФ

1.

Отравление земли характеризуется насыщением почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, доведением ее до такого состояния, когда она в результате антропогенной деятельности становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых и иных организмов. Загрязнение — это физическое, химическое или биологическое изменение состава почвы, превышающее установленные предельные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию флоры и фауны.

Иная порча земли — это частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, повлекшее утрату ее плодородности, снижение в целом природно-хозяйственной ценности.

2.

Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. Содержание последствия в виде вреда окружающей среде аналогично содержанию такого же последствия, предусмотренного иными нормами об экологических преступлениях.

3. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое по роду своей профессиональной деятельности или в частном порядке хранит, использует или транспортирует удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и иные опасные химические или биологические вещества.

5. О понятиях зон экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации см. комментарий к ст. 247 УК.

Советуем прочитать:  Анкета на загранпаспорт нового образца

Уничтожение критических местообитаний

Для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, сокращение численности, нарушение среды обитания, считается правонарушением.

Красная книга России ведется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе систематического обновления данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов. В издание Книги 1995г.

занесено 65 видов млекопитающих, 109 – птиц, 15 – рептилий и амфибий, 9 – рыб, 15 – моллюсков и 34 – насекомых.

Под средой обитания понимается природная среда, в которой объекты животного мира находятся в состоянии естественной свободы, обеспечивающей размножение, отдых, миграцию, выращивание молодняка.

Уничтожение критических мест может произойти из – за хозяйственной деятельности человека.

Проведения взрывных работ, размещения отходов, строительства нефтепроводов, линий электропередач, каналов, плотин, введения в оборот целинных земель, проведения геологоразведочных работ, выпаса сельскохозяйственных животных. Туристической деятельности, организации мест массового отдыха.

Незаконная охота

Охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, орудиями охоты приравнивается к охоте. Незаконной признается охота без соответствующего разрешения или осуществляемая вопреки запрету либо лицом, не имеющим права на охоту.

Предметом незаконной охоты являются дикие животные в среде их естественного обитания.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя (моржи, тюлени, нерпы и др.) и иных животных или промысловых морских растений,

Если она повлекла крупный ущерб или произведена с использованием самоходного транспортного средства.

Электротока, химических или взрывчатых веществ или происходила на территории заповедника или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции , наказывается.

Также признается правонарушением незаконная добыча котиков, морских бобров, северного и Курильского калана, белобрюхих тюленей или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Объектами преступления являются биоресурсы, запасы рыбы, водных млекопитающих, водорослей во внутренних водах, территориальных морских водах, на континентальном шельфе. Под добычей понимается процесс улова. Удоя, извлечения и иного изъятия из природной среды водных животных и растений, заканчивающийся завладением предметом добычи.

Незаконной признается добыча при отсутствии специального разрешения (когда это необходимо), в запретное время, в недозволенных местах, недозволенными орудиями, приемами, способами.

Юридические основания экологической политики России представлены в Конституции в статье 42.

Другие нормативно-правовые акты, регулирующие экологическую безопасность в Российской Федерации:

  • федеральные законы:Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года и др.;
  • кодексы: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ.
  • постановления Правительства:Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р и др.;
  • санитарные нормы;
  • строительные нормы.

Уголовный кодекс

Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 УК РФ. Под термином “земля” понимается охраняемый законом природный объект, который включает поверхностный почвенный слой.

В первых двух частях настоящей статьи дается определение признакам общественно опасного деяния, относящегося к категории преступления небольшой тяжести. В части третей раскрываются признаки преступления средней тяжести.

Состав преступления

Состав преступления – это набор объективных и субъективных признаков, наличие которых определяет общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, материальный. Это означает, что преступление признается совершенным с момента наступления указанного в законе последствия.

Предметом преступления выступает поверхностный слой земли – почва.

Основной объект настоящего преступления – экологическая безопасность общества. Дополнительным объектом служат здоровье человека, состояние животного и растительного мира. В особо квалифицированном составе преступления в качестве дополнительного объекта рассматривается также жизнь человека.

Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии. Первое – активное поведение – предполагает, что лицо использует при обработке земель способы, которые приводят к ее порче. Второе – пассивное поведение – означает, что лицо не соблюдает требования экологической безопасности, в результате чего происходит порча земли сельскохозяйственного назначения.

С какого возраста лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за порчу земли? Субъектом преступления рассматривается лицо, достигшее возраста 16 лет, также им может быть должностное лицо. Субъективная сторона преступления выражается в прямом или косвенном умысле либо в неосторожности.

Преступление с прямым умыслом – ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит и желает наступления опасных последствий. В свою очередь, косвенный умысел – ситуация, когда лицо знает о последствиях и относится к ним безразлично.

Под неосторожностью понимается ситуация, когда лицо совершило преступление из-за невнимательности или легкомысленности, но, в силу своего должностного и профессионального положения, должно было обладать достаточной компетенцией для превращения опасных последствий.

Преступление небольшой тяжести

К признакам этого типа преступления относятся деяния, которые стали причиной вреда для здоровья людей или жизнеспособности природы:

  • отравление земель – порча земли ядовитыми веществами;
  • загрязнение земель – ухудшение качества верхнего слоя почвы в результате промышленной деятельности или аварии;
  • захламление земель – размещение любых видов отходов (бытовых, производственных) в неустановленных местах;
  • истощение или затопление земель – нерациональное использование земельных ресурсов.

Ответственность за порчу земель в таком случае предполагает одно из следующий наказаний:

  • штраф до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности сроком до трех лет;
  • лишение права заниматься определенным видом деятельности;
  • обязательные работы на срок до 480 часов.

Если преступное деяние было совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, то уголовная ответственность за порчу земли включает наказание в форме ограничения или лишения свободы на срок до двух лет либо принудительные работы сроком до двух лет.

Примечание 1. Комментарий к ст. 254 УК РФ указывает, что зона экологического бедствия – территория РФ, где произошли глубокие необратимые негативные изменения окружающей среды (уменьшение популяции животных, загрязнение воды, воздуха и др.).

Примечание 2. Зона чрезвычайной экологической ситуации – территория, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, которые представляют значительную угрозу здоровью населения.

Преступления средней степени тяжести

Если преступное деяние привело к смерти человека, то преступление приобретает среднюю степень тяжести. Она предполагает наказание в форме обязательных работ сроком до пяти лет либо лишения свободы на тот же период.

Освобождение от уголовной ответственности

Освобождение лица от уголовной ответственности определено в статьях 75 и 78 УК РФ. Статья 75 УК РФ говорит об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. В этой статье представлены следующие условия, при которых лицо освобождается от уголовной ответственности:

  1. Преступление совершено впервые.
  2. Преступление имеет небольшую или среднюю степень тяжести.
  3. Раскаяние в содеянном, добровольная явка с повинной.
  4. Помощь в раскрытии преступления.
  5. Компенсация причиненного ущерба.
Читайте также:  Льготы при обращении с иском в суд 2023

Заключительный этап в деле об освобождении лица от ответственности по ст. 75 – вывод компетентного государственного органа о том, что нет необходимости привлекать это лицо к уголовной ответственности.

Статья 78 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. В статье указаны сроки каждого вида преступления, по истечении которых лицо освобождается от ответственности:

  • два года – преступление небольшой степени тяжести;
  • шесть лет – преступление средней степени тяжести;
  • десять лет – тяжкое преступление;
  • пятнадцать лет – особо тяжкое преступление.

Сроки давности исчисляются с момента совершения преступления и до момента приговора суда.

Внимание! Сроки замораживаются, если лицо избегает следствия и суда.

Административный кодекс

Другим нормативно-правовым документом, обеспечивающим охрану почвы, выступает КоАП РФ. Статья 8.6. включает ответственность за порчу, захламление, засорение и загрязнение земель, а также за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя земли.

  • для граждан – штраф в размере до 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от пяти до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от тридцати до 50 тысяч рублей.

Снижение плодородности почвы в результате нарушения правил работы с агрохимическими веществами.

  • для граждан – административный штраф размером до 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – до 10 тысяч рублей;
  • для предпринимателей (без создания юридического лица) – от 20 до 40 тысяч рублей или приостановление любой коммерческой деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 40 до 80 тысяч рублей или приостановление любой деятельности сроком до 90 суток.

Справка. Комментарий к статье 8.6. КоАП РФ поясняет, что к плодородным слоям земли относится чернозем. А плодородность земель сельскохозяйственного назначения определяется способностью почвы удовлетворять потребности растений в минеральных веществах, воде, воздухе и тепле.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

За порчу земель законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок.

К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок.

Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации  предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли.

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок.

К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок.

Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации  предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли.

Читайте также:  Личный досмотр вещей физического лица 2023

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

Некоторые особенности выявления и квалификации преступлений по ст. 254 ук рф

Особое значение сохранению природных богатств отводится не только на национальном, но и на международном уровне. В нынешнее время достаточно актуализировалась проблема, связанная с загрязнением окружающей среды.

Источниками загрязнения могут быть отходы, различные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и т.д. В связи с этим государственная политика Российской Федерации выстраивается с учетом создания возможностей для охраны окружающей среды.

При этом особое внимание уделяется такого природному ресурсу как земля.

Роль земли как важнейшего природного ресурса невозможно переоценить. Это обстоятельство нашло свое отражение в Конституции РФ [3]. Так, в ч 1 ст. 9 Конституции РФ закрепляется положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ч. 2 ст.

9 Конституции РФ провозглашается многообразие форм собственности на землю. При этом, указанная статья находится в самой важной главе Конституции России «Основы конституционного строя», которая является незыблемой и содержит наиболее важные положения конституционно-правового устройства страны.

Это еще раз подтверждает особую значимость земельных отношений для развития нашего государства.

Важнейшим инструментом государственного воздействия, способным улучшить ситуацию с состоянием земель, является юридическая ответственность и наиболее часто применяемый ее вид – уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Вместе с тем, на практике имеются определенные проблемы, связанные с вменением отдельных составов преступлений. Особое внимание при этом вызывает ст.

254 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ [9]), которая устанавливает уголовную ответственность за порчу земли.

Государство уделяет особое внимание такому важному природному ресурсу как земля. В результате этого установлены меры ответственности за нарушение законодательных положений в сфере земельных отношений. Примером будет и анализируемый нами состав преступления, предусмотренный ст. 254 УК РФ.

Так, основным объектом ст. 254 УК РФ является экологическая безопасность земли. Также можно выделить дополнительный объект, им является жизнь и здоровье человека [1, c. 40].

Объективная сторона указанного преступления может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, например, действиями являются отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Бездействие может быть выражено в открытом игнорировании или же в несоблюдении правил, например, транспортировки вредных продуктов.

Особенностью квалификации преступных деяний по ст. 254 УК РФ будет являться то, что для выявления состава преступления необходимо обращаться к специальному правовому регулированию, в частности, к положениям земельного законодательства [7, c. 473].

Так, необходимо определять, что представляет собой земля, какие имеются правила обращения с вредными веществами и т.д. Иными словами, диспозиция ст.

254 УК РФ фактически имеет отсылочный характер (при квалификации преступления необходимо учитывать не только положения уголовного законодательства, но и других специальных нормативных правовых актов, действующих в сфере земельных отношений).

Зачастую такая «комплексность» применения положений нескольких актов затрудняет квалификацию преступных деяний.

Так, например, в настоящее время на практике имеется ряд сложностей при разграничении административной ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ [2] и 254 УК РФ.

Рассмотрим пример из судебной практики, который это подтверждает. Так, заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Ш.А.Е. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.

2 ст. 8.6 КоАП РФ, возбуждено на том основании, что при проведении проверки кадастрового квартала № было выявлено нарушение земельного законодательства РФ на земельном участке сельскохозяйственного назначения, собственником которого является Куров В.А.

, формально подпадающее под диспозицию указанной нормы КоАП РФ, устанавливающей ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Вместе с тем, собранные по делу об административном правонарушении доказательства указывали на наличие в деянии Курова В.А. признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст.

 254 УК РФ, устанавливающей ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде [8]. 

Представляется необходимым привести в соответствие нормы уголовного и административного земельного законодательства исключив их конкуренцию [4, c. 130].

Важно также отметить, что зачастую речь идет не только о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по ст. 254 УК РФ, но и заявляются требования о возмещении вреда. Т.е. происходит комплексное применение положений уголовного и гражданского законодательства (совокупность мер ответственности).

Так, Приозерский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Животноводческий комплекс «БОР»  об обязании возместить ущерб, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, разработать проект рекультивации и провести рекультивацию нарушенного земельного участка. В обоснование требований указал, что ООО «Животноводческий комплекс «БОР» осуществляет деятельность по разведению свиней. В ходе проверки деятельности ООО «Животноводческий комплекс «БОР», проведенной Приозерской городской прокуратурой совместно с Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, при участии ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» 06.06.2019 года были выявлены нарушения природоохранного законодательства, в том числе по факту причинения ущерба почвам, как объекту охраны окружающей среды, что послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Глава 10.1. Порча земель

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 8.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Суды указывают, что цель ст. 8.6 КоАП РФ – это обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения её качественного состояния. Сфера её действия охватывает деятельность землепользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих земли или оказывающих воздействие на их состояние[1].

Ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, т. е. любые самовольные действия физического лица, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы.

В судебной практике действия лица по самовольному снятию и перемещению плодородного слоя почвы суды относят как к формальному составу[2], так и к материальному[3].

Судебная практика под самовольным снятием плодородного слоя почвы признаёт отделение плодородного слоя от поверхности земли без разрешения. А под самовольным перемещением плодородного слоя почвы – осуществлённое без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы[4].

Значение для разрешения дела имеет установление факта снятия и перемещения земли, в том числе время его совершения и отсутствие разрешения на перемещение земли[5].

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ выступают лица, ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования: граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ характеризуется виной или неосторожностью.

Ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Объективная сторона выражается в совершении лицом одного из следующих двух действий:

  • уничтожение плодородного слоя почвы;
  • уничтожение плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

По смыслу положений ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв.

Анализ судебной практики показал, что уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например, сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог, невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжёлого транспорта и т. п.[6]

Для квалификации деяний по ст. 8.6 КоАП РФ важно, чтобы земельный участок имел плодородный слой почвы, в ином случае деяния лица не образуют состав административного правонарушения[7].

Чаще всего в судебной практике можно встретить следующее определение почвы. Почва – обрабатываемый верхний слой земли, который обладает особенностью, обусловленной её свойством – плодородием, т. е. способностью одновременно обеспечивать растения во всё время их развития водой и элементами зольной и азотной пищи в максимальных количествах[8].

Отдельное внимание следует обратить на квалификацию судами состава правонарушения по особенностям конструкции признаков объективной стороны.

Некоторые суды считают, что состав административного правонарушения является формальным, наличие вредных последствий не является квалифицирующим признаком деяния[9], другие же считают, что состав материальный – ответственность наступает при наличии последствий в виде уничтожения плодородного слоя почвы либо порчи земель[10].

Читайте также:  Налоговые вычеты при покупке квартиры в ипотеку 2023

Материальный состав в каждом конкретном случае требует установления наличия реального вреда и его существенность, а также причинно-следственную связь между действиями лица и наступлением последствий[11].

Считаем, что для целей разделения составов ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ч. 1 ст. 254 УК РФ необходимо квалифицировать состав ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в качестве формального.

Кроме того, определённая законодателем диспозиция нормы ч. 2 ст. 8.6 КоАП не указывает на неблагоприятные последствия (материальный или физический вред), которые должны произойти в результате порчи земли, что подтверждает невозможность отнесения данного состава к материальным.

При этом, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление об административном наказании суд всё же признает состав административного правонарушения ч. 2 ст. 8.

6 КоАП материальным, то стандарт доказывания для административного органа возрастёт – ему подлежит доказать: 1) факт наступления вредных последствий; 2) факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия, которые привели к порче земли; 3) причинную связь между действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий[12].

Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ выступают лица, ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица[13].

Субъективная сторона по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ характеризуется виной или неосторожностью.

Отметим, что вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания даёт возможность административному органу обратиться в суд с требованием о возмещении вреда почве, рассчитанным в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Как правило, факт вступления в силу постановления о назначении наказания по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ является безусловным основанием для удовлетворения требований о возмещении вреда[14].

Уголовная ответственность за порчу земель

Салиндер, Л. Т. Уголовная ответственность за порчу земель / Л. Т. Салиндер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/409/89738/ (дата обращения: 27.07.2023).



В статье дано понятие порчи земель в соответствии с российским законодательством, приведен краткий обзор административной ответственности за порчу земель, дана характеристика уголовной ответственности за порчу земель, рассмотрена судебная практика привлечения к уголовной ответственности за порчу земель, изучены практические вопросы разграничения уголовной и административной ответственности по данному правонарушению.

Ключевые слова: порча земель, уголовная ответственность, плодородный слой, загрязнение земли, отравление земли, снятие плодородного слоя, уничтожение плодородности почвы.

Актуальность изучения вопроса уголовной ответственности за порчу земель обусловлена тем, что в России за последнее десятилетие наблюдается динамичное ухудшение состояния земель, повышается уровень их загрязнения. Данные государственного мониторинга земель свидетельствуют о том, что за период с 2017–2021 гг.

наблюдается интенсивное развитие эрозии почвы, дефляции, засоления и заболачивания, подтопления и зарастание земель сельскохозяйственного назначения мелколесьем, сорной травой, которые влекут за собой снижение плодородности угодий, а в дальнейшем приводит к выводу данных участков из хозяйственного оборота.

Земля выступает главным природным ресурсом, неотъемлемой составляющей биосферы нашей планеты, она необходима для поддержания жизни всех живых существ, является главным компонентом всех видов деятельности человека. Поэтому не удивительно, что современною законодательство РФ уделяет особое внимание охране и защите земель от порчи и снижения качества ее состояния.

Порча земель — это экологическое преступление, которое заключается в незаконном, несогласованном снятии или перемещении верхнего наиболее плодородного слоя почвы, либо ухудшении уровня ее плодородности, не соблюдении правил обращения с удобрениями, агрохимикатами и пестицидами, которые наносят урон почве и окружающей среде.

Ухудшение уровня плодородности почвы часто выражается в насыпке поверх природного слоя почвы другого грунта, заливе плодородной почвы бетоном или создании на ее основе асфальтового покрытия, уничтожении плодородности при заготовке древесины, снятии плодородного слоя почвы при строительстве, укатывании тяжелыми транспортными средствами, прокладке дорог по плодородной почве.

Законодательство РФ предусматривает ответственность за порчу земель. Так, административная ответственность регламентирована ст. 8.6 «Порча земель» Кодексом об административных правонарушениях [2]. В данной статье закреплено, что самовольное снятие или перемещение плодородного слоя запрещено.

Снятие плодородного слоя почвы выражается в отделении его плодородной составляющей без получения соответствующего разрешения на это в установленном законом порядке. Совершение данного деяния предусматривает административную ответственности в виде наложения штрафа на физические лица в размере 1 000–3 000 руб.

, на должностные лица 5 000–10 000 руб., на юридические лица 30 000–50 000 руб. [2].

Не допускается также и перемещение плодородного слоя почвы (то есть изменение места его территориального нахождения) без разрешения, полученного в установленном законом порядке.

Однако, законодательство РФ предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за порчу земель.

Ч. 1 ст. 254 УК РФ закрепляет наступление уголовной ответственности за совершение преступления по отравлению, порче земель посредством вредных продуктов хозяйственной деятельности, загрязнению, которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью человека, или нанесли вред окружающей среде [3].

Ст. 13 Земельного кодекса РФ дает исчерпывающий список деградации земель.

В данной статье указано, что деградация земель может возникнуть в результате эрозии почвы по ветряной или водной причине, в следствие схода селевых потоков, заболачивания местности и подтопления земель, иссушения верхних слоев, уплотнения в следствие укатывания тяжелой техникой, загрязнения путем ненадлежащего применения удобрений и пестицидов, захламления отходами производственной деятельности и прочие причины [1].

Деяния, которые указаны в ст. 254 Уголовного кодекса РФ, которые повлекли по неосторожности смерть человека, предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет [3].

Стоит отметить, что в УК РФ не содержится информации о видах ответственности за засорение отходами или отбросами, создание несекционных свалок и полигонов скопления отходов, порчу механическим воздействием на верхние слои почвы.

Порча земель может быть совершена как по умыслу, так и в следствие неосторожного обращения, чаще всего в судебной практике встречаются случаи неосторожного обращения с землей. При буквальном толковании ст. 254 УК РФ уголовная ответственность исключается [3].

В некоторых субъектах РФ наблюдается критическое состояние земель. Осуществление государственного контроля в области земельных правоотношений во многих городах РФ является неэффективным и имеет разобщенность между различными ведомствами.

Уголовно-правовые средства не применяются в должной мере.

Проблема преступлений в сфере экологии часто недооценивается правоохранительными органами, хотя данные преступления оказывают влияние на качество жизни ни одного гражданина, а всех жителей муниципальных образований.

Регистрация экологических преступлений в России находится на очень низком уровне, по сравнению со странами Запада. В последнее время участились случаи розлива нефти, аварий на трубопроводном транспорте, которые оказывают негативное влияние на экологию в целом, и на качество состояния земель в частности.

Проведя анализ судебной практики уголовной ответственности за порчу земель, было установлено, что часто суды выносят приговоры по ст. 254 УК РФ избирая самые мягкие виды наказаний. Так, например, в Астрахани в 2021 г.

приговором суда было признано виновным должностное лицо в порче земли вредными продуктами хозяйственной деятельности, произошедшее из-за нарушений основных правил обращения с биологическими веществами при осуществлении их транспортировки. При вынесении приговора суд принял во внимание смягчающие обстоятельства по делу — обвиняемый признал свою вину, раскаялся в содеянном.

При определении размера штрафа суд учитывал находящихся на иждивении детей, общий доход и уровень материального состояния и установил его в размере 100 000 руб.

Следует отметить, что при рассмотрении дел, связанных с загрязнением, порчей почвы не редко возникают споры, какой вид ответственности должен быть применен — административная (ст. 8.6 КоАП) или уголовная (ст. 254 УК РФ).

При разграничении вида ответственности необходимо в первую очередь обратить внимание на последствия данного правонарушения.

В составе административных правонарушений произошедшая порча земель выступает в качестве последствия, а в составе преступления, предусмотренного уголовным кодексом порча земель обязательно должна повлечь либо нанесение вреда окружающей среде, либо здоровью или жизни людей.

Ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывает сущность понятия вреда окружающей среде и определяет его в качестве негативного изменения окружающей среды в следствие ее загрязнения, которое повлекло за собой процесс деградации естественных экологических систем или истощение природных ресурсов [4].

В х к данной статье даются разъяснения о том, что установка факта причинения вреда окружающей среды не предусматривает обязательной деградации всех ее элементов.

Проведенный анализ особенностей привлечения к уголовной ответственности за порчу земель в РФ позволяет прийти в выводу, что нормы ст.

254 УК РФ закрепляют в законодательстве возможность привлечь к уголовной ответственности за порчу земель, преследуя при этом достижение высокой цели — обеспечение сохранности важной составляющей для всех жителей нашего государства — земли, которая необходима для обеспечения многих видов хозяйственной деятельности человека. Из вышеизложенного становится понятно, что разграничение административного правонарушения и экологического преступления по возникшим от правонарушения последствиям на практике практически не представляется возможным. Именно поэтому чаще всего лиц, признанных виновным в порче земли в результате ее загрязнения, нарушении правил обращения с опасными отходами, привлекают к административной, а не к уголовной ответственности.

Таким образом, актуальным является вопрос установления в уголовном законодательстве четких критериев и разграничения понятий различных видов причиняемого вреда окружающей среде.

Литература: