Правила

Привлечение сотрудника правоохранительных органов к уголовной ответственности 2023

Сегодня возможно убрать сведения о судимости из базы МВД, только обычный гражданин редко знает, как именно это сделать.

А наличие прошлых ошибок может серьезно отравлять жизнь людям, даже если они уже понесли за них наказание и таким образом искупили вину.

Наиболее часто проблемы возникают, если человек хочет устроиться на работу, а работодатель – проверить его на наличие судимостей. Также проблемным может стать попытка получения лицензии на оружие, оформление займа или визы для выезда в другую страну.

Если раньше о судимости можно было узнать, просто открыв паспорт человека, где ставилась специальная отметка, которую сложно убирать, то сегодня эта практика изменилась.

Информация указывается исключительно в официальной базе МВД, и получить эти сведения можно, если рассматриваемую базу открыть и ввести фамилию человека.

Обычно такую проверку устраивают работодатели, которые принимают человека на должность с достаточно высокой ответственностью. Поскольку лицо с судимостью не может занять определенные должности, убирать информацию о ней нельзя.

Иногда в анкете для приема на работу ставят вопрос о наличии судимости у соискателя. Это максимум, что может сделать работодатель, поскольку без письменного согласия работника он не может искать сведения о судимости в базе данных МВД. Но соискатель может сам указать, был он судим или нет, а также были ли с него убраны все обременения.

Привлечение сотрудника правоохранительных органов к уголовной ответственности 2023

Какие ограничения накладывает судимость в 2022 году

Сведения о судимости являются конфиденциальными, но нельзя сказать, что они не накладывают на гражданина определенные ограничения. В частности, это касается его деятельности. В том числе, трудовой.

Для примера, если у человека есть судимость, он не может работать на любой должности в государственном управленческом органе, если её с него не уберут. В список «запрещенных» организаций входит мэрия, кадастр и не только.

Также такому сотруднику не будут рады в силовых ведомствах вроде МВД, ФСБ, различных охранных предприятиях, судах. Некоторые организации, предприятия и не только, могут не принимать работника с судимостью.

Например, в детских образовательных заведениях, развивающих центрах, где требуется работа с детьми и подростками.

Есть ограничения и в плане обучения. В частности, бывшие осужденные не смогут получить образование на юридических факультетах и ряде некоторых ВУЗов. Существенно ограничиваются шансы попасть на должность в армии или покупать/хранить оружие (законно приобрести даже небольшой пистолет станет практически невозможной задачей).

Передвижение лица с судимостью также существенно ограничено, причем не только в другие страны по визе, но даже в пределах России. Именно потому многие хотят погасить или аннулировать судимость, поскольку хоть на первый взгляд, кажется, что ограничения не критические, они значительно усложняют жизнь. Особенно при трудоустройстве.

Аннулирование судимости

Сведения о наличии судимостей могут быть аннулированы, поскольку они имеют временный характер, а вот убрать метку не получится.

Правовые последствия от судимости также не несут пожизненного характера, но существует срок, в течение которого обозначенные ограничения все ещё продолжают влиять на жизнь человека.

Как только этот срок заканчивается, происходит аннулирование судимости, и все критические факторы перестают действовать.

В законодательстве четко указано, каким образом можно прекратить действие судимости. Чтобы ознакомиться с этими условиями, откройте статью 86 УК РФ. В ней указано, что прекратить судимость можно, если погасить её или если она будет снята.

Если с погашением все более-менее понятно, поскольку оно происходит в автоматическом режиме и обращаться в суд не потребуется, то с аннулированием не все так просто. Сроки аннулирования зависимы от нескольких факторов, но наиболее важным является степень тяжести совершенного человеком проступка:

  • при условном осуждении, ограничение снимается, когда истечет испытательный срок;
  • если совершаемое преступление имело небольшую или среднюю тяжесть – после трех лет, начиная отсчет со дня окончания отбывания наказания;
  • если преступление имело тяжкий характер, судимость снимут спустя 8 лет со дня, когда закончилось наказания;
  • если человек отбыл наказание за особо тяжкое преступление, судимость действует 10 лет.

Под снятием судимости подразумевается, что прекращают действовать любые правовые последствия за совершенное преступление. Но снять судимость могут только в суде, если орган вынесет соответствующее решение. Что касается минимальных сроков снятия судимости, это открытый вопрос. Даже обременения не позволяется полностью убрать информацию о факте судимости – база будет содержать эти сведения.

Процедура внесения информации о судимости в базе данных МВД

Чтобы внести информацию о судимости в базу МВД, необходимо принимать законные условия. Они гласят, что внести информацию в общую базу может исключительно ограниченное количество лиц, как и убрать эти сведения. В этот список входят следователи, дознаватели и прокуроры, при условии что обвинение доказано.

Чтобы данные о судимости оказались в общей базе, ответственные за её внесение лица должны следовать специальному алгоритму, согласно которому, прежде всего, должно быть возбуждено уголовное дело. Возбудить его может исключительно должностное лицо.

После этого у следователя есть сутки, чтобы передать информацию о деле в отдел регистрации и учета. Оттуда сведения о совершенном преступлении должны быть отправлены в ведомство инфоцентра.

Задача инфоцентра заключается в передаче статистики о правонарушениях за сутки в ГИАЦ.

Важно заметить, что существует несколько типов информационных центров, зависимо от типа правонарушения, которыми занимаются.

Как узнать о судимости по фамилии в базе МВД

Получение сведений о судимости из базы МВД возможно по фамилии подсудимого. Именно этим пользуются работодатели, которые хотят свести к минимуму риски, что нанимаемый ими сотрудник был нечестен и нарушал закон.

Особенно если должность ответственная и риски действительно серьезные. Также в бизнесе часто пытаются проверить биографию будущего партнера.

Особенно, если это новый человек и у него нет наработанной репутации, а планируются длительные деловые отношения.

Но учтите, что согласно современному законодательству, получение рассматриваемых сведений невозможно, если не привлекать специалиста, имеющего право делать подобные запросы.

Поскольку информация в базе ГИАЦ РФ используется только для внутренних целей, посторонним доступ к ней ограничен. Точнее даже невозможен.

А вот правоохранительные сотрудники могут без проблем получить рассматриваемые сведения.

Запросить сведения из базы способны работники гос. и муниц. организаций, где осужденные, с которых не смогли убрать обременения, не имеют права работать.

Также дать запрос могут организации, что выдают лицензию на оружие или оформляют визы. Согласно закону они не просто «могут», а «должны» проверить, не имеет ли обратившийся к ним человек, судимости.

А если судимость есть, такому лицу откажут в его запросе, будь то попытка попасть на должность или получить визу.

Если запрос делает руководитель организации, которая не входит в перечень обозначенных органов, база не ответит, даже если судимость убрали. Министерство закрывает эту информацию от гражданских лиц, исключая ситуации, когда запрос делает человек с судимостью.

Единственный способ получить сведения не нарушая закон – спросить у самого работника. Конечно, не все люди говорят правду, когда им задают подобный вопрос, а некоторые пытаются незаконноудалить отметку.

Если работодатель не уверен в правдивости слов человека, он имеет право запросить у сотрудника справку об отсутствии у него судимостей.

Поскольку удалить эти сведения нельзя, в справке отразится статус работника.

Запрашивать справку о судимости по фамилии можно по интернету. Но учтите, что запрос желательно делать на официальных ресурсах, где невозможно удалить данные из базы.

Государственные структуры имеют свои сайты, и только там можно получить правдивую информацию. Такая проверка бесплатная.

Если сторонний сайт предлагает выполнить работу по запросу на получение информации в платном режиме, скорее всего это мошенники.

Конечно, человек с судимостью может попытаться убраться от момента её наличия, и теоретически это вполне возможно.

Например, популярной схемой является попытка изменить свои персональные данные, поскольку убирать саму судимость не так просто. Люди обращаются в ЗАГС и подают заявление на смену персональных данных.

После такого, если будете делать запрос с учетом новых ФИО, наличие судимости не подтвердиться.

Но схема раскроется, если отдел кадров госорганов обратиться с заявлением в МВД. Тогда выдадут информацию, как о судимости, так и о смене ПД, что сохранила база. Потому если в получениисведений заинтересован обычный работодатель, ему нужно требовать не только справку о судимости, но и документы о смене данных. Тогда сотрудник должен принести справку на оба реквизита.

Получение справки о судимости через сайт МВД

Запрос сведений о судимости на платформе МВД возможен только гражданам, которые хотят получить эту информацию о себе. Помимо сведений через интернет базу, он может обойтись личным запросом в информационном центре МВД.

Также запросы можно делать через портал Госуслуги, используя личный аккаунт, благодаря которому откроется общая база и можно будет прояснить наличие судимости. В таком случае не обязательно создавать аккаунт на официальном сайте МВД РФ.

Сайт МВД показывает только информацию, что судимости у человека нет (или если её убрали), а также здесь можно найти информацию о людях, что на данный момент разыскиваются.

Достаточно просто ввести их ФИО и указать дату рождения (чтобы исключить полных тёзок).

Проверка судимости через сайт суда

Информация о наличии судимости представлена в базе данных судебных органов.

Чтобы её получить, необходимо иметь паспортные данные человека, а также знать, по какому адресу это лицо зарегистрировано.

Перейдите на сайт местного суда общей юрисдикции и откройте вкладку «Делопроизводство». Внесите имеющиеся данные, и если против человека открывалось судебное дело, там будет информация об этом.

Проверка судимости через федеральную службу судебных приставов

Сайт службы судебных приставов поможет косвенно определить, есть ли у гражданина судимость. Причем не только касаемо уголовных преступлений, но и по долгам или другим небольшим проступкам, что наказываются законом.

Также местная база отражает информацию об открытии исполнительного производства.

Кроме того, на сайте есть сведения о разыскиваемых лицах и людях, у которых проблемы уголовного характера, трудности административного или гражданского характера.

Можно ли убрать информацию базы данных МВД

Убрать или удалить сведения о судимости нельзя. Удаление информации о том, что человек находился на скамье подсудимых, будет храниться практически вечно. На это не влияет тот факт, что человек отбыл наказание, и судимость была погашена.

Таким образом, государство пытается отслеживать факт рецидивов – когда один и тот же человек повторно совершает преступление. Поскольку ГИАЦ имеет общую базу данных, сотрудники МВД могут узнать о судимости гражданина вне зависимости от территориальной привязанности.

Хотя есть лазейка, как убрать сведения о судимости. Это возможно только если судимость человеку приписали ошибочно или по делу вынесли оправдательный приговор. То есть, по сути, подсудимый был невиновен.

Не стоит путать понятия «снятие судимости» и «удаление» сведений о ней. Под снятием судимости подразумевается тот факт, что с человека снимаются все ограничения, которые он должен был соблюдать в период их действия.

Но, несмотря на прекращение правовых последствий, все ещё остается проблема – сам факт наличия судимости является доступным. Никто из системы его удалять не будет. Правда, получить доступ к этим сведениям сможет только ограниченное количество лиц.

В основном, сотрудники правоохранительных органов.

Читайте также:  Покупка земли на торгах после банкротства 2023

Если же в деле человека оправдали, никаких действий чтобы убрали отметку, предпринимать не понадобится. Процедура удаления всех сведений из базы МВД, пройдет автоматически и не потребует от него никаких дополнительных действий. Предложения некоторых компаний или отдельных лиц – убирать информацию о судимости за отдельную плату, являются разводом.

В некоторых ситуациях возможно обращение к суду, чтобы база данных очистилась от позорной метки. Иногда придется нанять хорошего юриста и иметь основания для удаления метки (например, незаконное разглашение). Иначе убрать её не получится.

Получить юридическую помощь по вопросам снятия судимости можно на нашем сайте.

Кс не усомнился в порядке возбуждения уголовных дел в отношении следователя

Конституционный Суд опубликовал Определение № 1010-О от 25 апреля по жалобе на неконституционность ч. 1 ст.144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и п. 10 ч. 1 ст. 448 «Возбуждение уголовного дела» УПК РФ, а также ст. 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности» УК РФ.

С жалобой в КС обратился Вагит Усманов, который обращался в СК с заявлением о совершенных следователем преступлениях: якобы в ходе расследования уголовного дела в его отношении следователем совершена фальсификация доказательств, выразившаяся в сокрытии и замене одного из материалов этого дела. Постановлением следователя межрайонного следственного отдела регионального СУ СК РФ было отказано в возбуждении уголовного дела о совершении следователем преступлений, предусмотренных ст. 286 и 303 УК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Вагит Усманов, не согласившись с указанным решением, оспорил его в порядке ст. 125 УПК РФ, утверждая, что проверка по его сообщению о преступлении проведена не в полном объеме, а решение по ее результатам принято некомпетентным должностным лицом, не являющимся руководителем следственного органа.

В удовлетворении жалобы было отказано с разъяснением, что проверка проведена в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона.

Судья указал, что само постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено уполномоченным на то должностным лицом, содержит все необходимые сведения, в нем дана оценка всем доводам заявителя и проведен анализ имеющихся доказательств. С данным решением согласились суды вышестоящих инстанций.

В жалобе Конституционный Суд Вагит Усманов оспаривал конституционность ч. 1 ст.

144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» УПК РФ, указав, что данная норма не обязывает должностное лицо, проводящее проверку сообщения о преступлении, истребовать и приобщать к материалам такой проверки доказательства и сведения, о которых сообщает заявитель.

Также Вагит Усманов просил признать противоречащими Конституции ч. 1 ст. 144 и п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК как позволяющие проводить проверку сообщения о преступлении в отношении следователя другому следователю, притом что уголовное дело в отношении такого должностного лица может быть возбуждено лишь руководителем СО СК РФ по субъекту РФ.

Кроме того, заявитель утверждал, что ст. 303 УК не предусматривает наступления уголовной ответственности за сокрытие должностным лицом, осуществляющим предварительное расследование по уголовному делу, доказательства, которое может быть использовано стороной защиты, и за его замену другим, ничего не подтверждающим.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что в соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления сообщения.

В частности, Суд отметил, что при такой проверке они вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок.

Как разъяснил КС, приведенные положения не содержат какой-либо неопределенности, допускающей их произвольное применение, и не предполагают, что правоохранительные органы вправе уклоняться от приема и проверки заявлений о преступлениях и от принятия по ним в установленные сроки процессуального решения.

Суд подчеркнул, что постановления, выносимые в связи с проверкой сообщения о преступлении, как и любые иные процессуальные решения, должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ст. 7 УПК) (определения КС РФ от 27 июня 2017 г. № 1397-О; от 17 июля 2018 г. № 1952-О; от 25 марта 2021 г. № 386-О и др.

).

В определении указано: ч. 1 ст.

448 УПК закрепляет, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя и следователя следственного органа по району, городу либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа СК РФ по субъекту РФ, а в отношении руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – председателем СК РФ или его заместителем. КС обратил внимание, что данная норма уголовно-процессуального закона (как и нормы гл. 52 УПК РФ в целом) предусматривает специальный – усложненный – порядок возбуждения уголовных дел и производства по ним в том числе в отношении следователя, предоставляющий последнему дополнительные процессуальные гарантии, которые не устанавливают его неприкосновенность, не определяют ни его личную привилегию как гражданина, ни привилегию, связанную с его профессиональным статусом, и не исключают уголовную ответственность за совершенные преступления. Эти положения обеспечивают посредством определенного усложнения процедур уголовного преследования защиту следователя при осуществлении публичных профессиональных обязанностей (определения КС РФ от 20 марта 2014 г. № 637-О; от 29 марта 2016 г. № 589-О; от 29 сентября 2022 г. № 2164-О и др.).

КС не стал оценивать норму, допускающую возбуждение уголовного дела в отношении судьи без участия ГенпрокурораКонституционный Суд заметил, что лицо, имеющее статус судьи, не лишено возможности заявлять доводы и возражения, отстаивать собственную позицию как при принятии квалификационной коллегией судей решения о согласии на возбуждение уголовного дела, так и при обжаловании этого решения

Принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении лиц, указанных в ст.

448 УПК, в том числе в связи с отсутствием в деянии состава преступления, относится к компетенции следователя, уполномоченного законом в соответствии с правилами подследственности принимать и рассматривать сообщения о преступлении. Это само по себе не может расцениваться в качестве нарушения права заинтересованного лица на защиту его прав и свобод, пояснил КС.

Суд указал, что, обеспечивая защиту интересов правосудия, ст. 303 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником, за фальсификацию доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификацию доказательств, повлекшую тяжкие последствия.

Пленум ВС разъяснил практику по преступлениям против правосудияПосле доработки постановления из него исчезло разъяснение о квалификации действий судьи, принявшего заведомо незаконное решение о заключении под стражу

Ссылаясь на разъяснения Верховного Суда РФ, КС отметил, что в случае фальсификации доказательств лицом, производящим дознание, или следователем объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст.

303 УК, состоит, в частности, в умышленном приобщении ими к уголовному делу в качестве доказательств заведомо поддельных предметов и документов, во внесении ими в процессуальные акты, являющиеся источниками доказательств по таким делам, заведомо ложных сведений, в подделке ранее приобщенных к делу вещественных доказательств и документов. При этом умышленные действия уполномоченных должностных лиц по уничтожению или сокрытию приобщенных или подлежащих приобщению к уголовному делу предметов и документов, которые содержат сведения, имеющие доказательственное значение, состава фальсификации доказательств не образуют, а могут быть квалифицированы по соответствующей статье гл. 30 УК (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 г. № 20).

Таким образом, КС резюмировал: отсутствуют основания утверждать, что оспариваемые заявителем законоположения нарушают его права обозначенным им образом.

Адвокат уголовно-правовой практики VINDER LAW OFFICE Анастасия Лукьянова отметила, что КС РФ применительно к оспариваемым заявителем нормам ожидаемо сослался на особый процессуальный статус следователя как участника уголовного судопроизводства, который регламентирует, в частности, объем его прав в части принятия решений в рамках проведения доследственной проверки и особый порядок его привлечения к уголовной ответственности. По ее мнению, интерес в рамках проблем, освещенных в рассматриваемом определении, вызывает оспариваемая заявителем ст. 303 УК РФ в части неопределенности понимания уголовно-правового термина «фальсификация доказательств».

Анастасия Лукьянова отметила, что Конституционный Суд, аргументируя свою позицию об отсутствии нарушения прав заявителя, сослался на Постановление Пленума № 20, п. 12 которого предусматривает неисчерпывающий перечень деяний, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ.

При этом ВС РФ разъяснил, что действия должностных лиц по уничтожению или сокрытию приобщенных или подлежащих приобщению к делу документов и предметов не охватываются данной нормой и подлежат квалификации по иным статьям УК РФ.

«Для уголовного права традиционными являются проблемы соотношения терминов “фальсификация”, “подлог”, “подделка”, а также определения круга деяний, составляющих объективную сторону названных преступлений, что подтверждается многочисленной судебной практикой, подчас противоречивой.

В юридической литературе учеными-криминалистами выработаны критерии разделения данных терминов, в качестве которых выступают особенности субъекта преступления – так, в случае ст. 303 УК РФ субъект преступления является специальным. При этом круг деяний, образующих названные составы, является практически идентичным», – заметила адвокат

Она заметила: из жалобы заявителя следует, что следователь, в производстве которого находилось дело, совершил не только сокрытие, но и замену одного из материалов уголовного дела.

Это при определенных условиях вполне может расцениваться в качестве интеллектуального подлога документов, который охватывается термином «фальсификация», и, следовательно, квалификация действий следователя по ст.

303 УК РФ возможна, полагает Анастасия Лукьянова.

Адвокат АК LawGuard Ангелина Малахова указала, что согласно п. 10 ч. 1 ст.

448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя принимает руководитель вышестоящего следственного органа: «Однако в действительности приходится сталкиваться с тем, что данные заявления не рассматриваются в особом порядке по правилам гл. 52 УПК, их рассматривает следователь в общем порядке и выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».

Как заметила Ангелина Малахова, КС в своем определении указал, что данный вопрос уже был разрешен им ранее. Однако адвокат полагает, что позиция Суда в этой части носит реакционный характер, противоречит формальной логике и в очередной раз преодолеть проблему не удалось.

Вторая актуальная проблема, которую поднимает заявитель, – сокрытие или уничтожение следователем доказательств, полученных на досудебной стадии. Ангелина Малахова считает: КС верно указал, что вопрос уже был решен Верховным Судом. «Так, состав преступления, предусмотренный ст.

303 УК РФ, образует только умышленное приобщение к делу в качестве доказательств заведомо поддельных предметов и документов или подделка ранее приобщенных доказательств. Умышленные действия по сокрытию или уничтожению следователем доказательств квалифицируются иначе, в рамках гл.

Читайте также:  Не пришел налоговый вычет что делать 2023

30 УПК, например по ст. 285 УК РФ», – добавила адвокат.

Адвокат АП г. Москвы, КА «Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры» г. Москвы Валерий Застрожин отметил, что тезисы КС отвечают принципам конституционного производства.

При этом адвокат полагает, что определение КС демонстрирует, что сама сложность возбуждения дела в отношении сотрудника правоохранительных органов вызывает необходимость обращения граждан к конституционному судопроизводству как к последней инстанции.

«Фактически возбудить уголовное дело в отношении сотрудника правоохранительных органов крайне тяжело. Распространены случаи, когда проверку сообщения о преступлении проводит следователь того же следственного органа, где шло производство по основному уголовному делу, т.е.

ближайший коллега лица, которого заявитель хотел бы привлечь к уголовной ответственности за его злоупотребления», – полагает он.

Адвокат с сожалением отметил, что как ведомственный, так и судебный контроль в силу своей ограниченности не позволяют заявителю добиться защиты своих интересов путем инициирования уголовного судопроизводства. «Подобный подход вызывает мысли о необходимости создания дополнительной процедуры проверки подобных сообщений о преступлении, хотя бы на уровне ведомственных инструкций», – считает Валерий Застрожин.

Пленум ВС: когда и как накажут за оскорбление властей — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов К уголовной ответственности за оскорбление представителя власти можно привлечь из-за публикации в интернете, подтвердил Пленум Верховного суда в новом постановлении. Разъяснения касаются и статей о насилии в отношении сотрудников правоохранительных органов. Так, ВС предлагает считать опасными для жизни и здоровья и те действия, которые не повлекли никаких последствий для здоровья потерпевшего, а лишь напугали его в моменте.

Новые разъяснения Пленума Верховного суда касаются трех статей Уголовного кодекса:

  • Ст. 317 УК «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».
  • Ст. 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти».
  • Ст. 319 УК «Оскорбление представителя власти».

Это первые разъяснения по таким нормам. После принятия новых правил от Пленума ВС суды должны перестать руководствоваться постановлением Пленума ВС СССР от сентября 1989 года. Новое постановление пока не принято: по итогам обсуждения его направили на доработку. Ссылка на проект документа есть в конце текста.

https://www.youtube.com/watch?v=aM5g2VgF33I\u0026pp=ygWZAdCf0YDQuNCy0LvQtdGH0LXQvdC40LUg0YHQvtGC0YDRg9C00L3QuNC60LAg0L_RgNCw0LLQvtC-0YXRgNCw0L3QuNGC0LXQu9GM0L3Ri9GFINC-0YDQs9Cw0L3QvtCyINC6INGD0LPQvtC70L7QstC90L7QuSDQvtGC0LLQtdGC0YHRgtCy0LXQvdC90L7RgdGC0LggMjAyMw%3D%3D

Согласно разъяснениям Пленума ВС, к правоохранительным органам РФ относятся:

  • органы прокуратуры;
  • Следственный комитет;
  • органы внутренних дел;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • таможенные органы Российской Федерации;
  • Федеральная служба охраны;
  • органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;
  • Росгвардия;
  • военная полиция.

Поэтому все обсуждаемые нормы относятся к преступлениям, совершенным в отношении работников этих ведомств. «К сотрудникам правоохранительных органов могут быть отнесены должностные лица и не являющиеся должностными лицами государственные служащие этих органов, наделенные полномочиями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», — подчеркивает ВС.

В отношении насильственных преступлений по ст. 317 и ст. 318 УК Пленум ВС предлагает понимать под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти не только их родственников, но также людей, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или его родственников и их убийство не требуют дополнительной квалификации по ст. 105 УК, подчеркивает ВС. Аналогично не требуется дополнительной квалификации по ст. 112 и ст. 115 УК при применении насилия, повлекшего легкий или средний вред здоровью потерпевшего.

Если подозреваемый не смог совершить преступление, но готовился к нему, то его действия нужно квалифицировать со ссылкой на ст. 30 УК о приготовлении к преступлению.

«Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений виновного и потерпевшего, при наличии оснований квалифицируется как преступление против личности», — отмечает ВС. То есть по ст. 105 об убийстве.

Если насильственное преступление совершено в ответ на незаконные действия со стороны правоохранительных органов или военнослужащего, то его можно признать необходимой обороной или квалифицировать как преступление против личности.

По 318-й статье о насилии в отношении представителя власти Пленум считает возможным наказывать за побои или другие насильственные действия: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении.

Под угрозой применения насилия ВС понимает «высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная».

Под насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК), ВС понимает не только причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, но также и легкий вред, который вызвал кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается и такое, которое «хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), по мнению Пленума ВС, заключается в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные, профессиональные и служебные качества. Кроме того, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме.

Такое оскорбление может быть нанесено, например, любой публикацией в интернете, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц — под эти критерии подходит и комментарий в соцсети.

Но не только словами можно оскорбить представителя власти, но и любыми другими публичными действиями, унижающими честь и достоинство потерпевшего.

ВС приводит в пример срывание форменного головного убора или погон.

Обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти будет публичный характер такого оскорбления.

Чтобы выяснить, было ли оскорбление публичным, суду нужно учитывать место и способ оскорбления, обстановку и другие обстоятельства дела. Например, публичными будут считаться массовая рассылка оскорбления электронными сообщениями, оскорбление во время массового мероприятия или просто ругательство в присутствии потерпевшего и других людей.

Если угрозы или оскорбления произнесены в связи с судебным процессом, предварительным расследованием или исполнением приговора, то действия обвиняемого следует квалифицировать по ст. 296 или ст. 297 УК.

Исходя из текста постановления Пленума ВС, в таком случае речь идет не о дополнительной квалификации, а именно об основной.

То есть нельзя наказать одновременно и за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК), и за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК).

Ко второму чтению Пленуму ВС предстоит определиться, нужно ли квалифицировать оскорбление представителя власти и применение к нему насилия по совокупности. На этот счет в постановлении имеются два варианта, один из которых попадет в финальную версию постановления.

Первый предполагает: «Публичное оскорбление представителя власти, совершенное во время или после применения в отношении данного лица насилия или угрозы применения насилия, квалифицируется по совокупности преступлений».

Второй вариант: если все действия совершены одновременно в отношении одного и того же представителя власти, то дополнительной квалификации за оскорбление по ст. 319 УК не требуется.

Оскорбление нескольких представителей власти, если оно совершено одновременно либо с «незначительным разрывом во времени», следует рассматривать как одно преступление.

Проект постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Преступления против правосудия

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть построена на основе разделения ее на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть имеет самостоятельное и весьма важное значение, так как призвана обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества.

Эта деятельность именуется осуществлением правосудия и реализуется в процессуальных формах (конституционные процедуры, гражданский, уголовный, арбитражный процесс, рассмотрение административных материалов).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции Российской Федерации). Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и в федеральном конституционном законе судебные органы.

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (судопроизводства), основы которого определены Конституцией, а детально установлены процессуальным законодательством, и только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном процессуальным законом порядке гражданских, уголовных и административных дел.

В уголовном процессе есть стадии, предшествующие судебной стадии — дознание, предварительное следствие, которые реализуются не судом, а правоохранительными органами в зависимости от подследственности (следователями Следственного комитета РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел РФ, дознавателями органов внутренних дел РФ, дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов, дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы). Деятельность этих органов в конечном счете направлена на обеспечение вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения.

Также имеется стадия исполнения судебных решений, осуществляемая судебными приставами, уголовно-исполнительной системой и т.д.

Преступления против правосудия предусмотрены главой 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 294 — 316 УК РФ). Учитывая, что преступления данной категории могут быть совершены на различных стадиях осуществления правосудия, различными его участниками (либо в отношении различных участников), можно разделить их условно на следующие виды.

  • 1. Преступления против правосудия, связанные с причинением вреда личности (жизни, здоровью, чести и достоинству лиц, осуществляющих правосудие или участвующих в отправлении правосудия):
  • — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);
  • — угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);
  • — неуважение к суду (ст. 297 УК РФ);

— клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298.1 УК РФ).

2. Преступления против правосудия, препятствующие обеспечению нормальной деятельности суда и правоохранительных органов:

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ);

— фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем (ч. 1 ст. 303 УК РФ);

  1. — провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);
  2. — заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ);
  3. — заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ);
  4. — отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ);
  5. — подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ);
  6. — разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ);
  7. — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ);
Читайте также:  Подача апелляционной жалобы 2023

— укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ).

  • 3. Преступления против правосудия, связанные с ненадлежащим использованием служебных полномочий судьями и сотрудниками правоохранительных органов:
  • — привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ);
  • — незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ);
  • — незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ);
  • — принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);

— фальсификация доказательств по уголовному делу (ч. ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ);

— фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 303 УК РФ);

— вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ).

  1. 4. Преступления против правосудия в сфере исполнения судебных решений:
  2. —  незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);
  3. — побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ);
  4. — уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ);

—  уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ);

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Объектом преступлений против правосудия является нормальная деятельность суда и правоохранительных органов по обеспечению целей и задач правосудия в соответствии с законом.

Объективную сторону преступлений против правосудия составляют активные действия, например: клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава (ст. 298.1 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ст.

303 УК РФ), однако некоторые из них могут совершаться и в результате бездействия, например: отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ); уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Преступления против правосудия могут быть совершены только умышленно.

При этом, в диспозициях ряда норм содержится указание на заведомость, что означает осознание виновным определенных фактических обстоятельств, например, невиновность привлекаемого к уголовной ответственности, незаконность задержания, неправосудность приговора. Отсутствие указанного признака исключает уголовную ответственность и превращает содеянное в дисциплинарный проступок, если речь идет о должностных лицах органов правосудия.

Многие преступления против правосудия могут быть совершены только специальным субъектом: судьи, прокуроры, следователи, дознаватели (ст. ст. 299 — 302, ч. ч. 2 и 3 ст. 303, ст. 305 УК РФ); отдельные участники уголовного или гражданского процесса (ч. 1 ст. 303, ст. 307, 308 УК РФ), лица, предупрежденные о недопустимости разглашения данных предварительного расследования (ст.

310 УК РФ); лица, которым были доверены или стали известны в связи с их служебной деятельностью сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ); лица, совершившие побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, а также от применения принудительных мер медицинского характера, административного надзора (ст.

313, 314, 314.1 УК РФ).

Во всех других случаях субъектом преступлений против правосудия являются любые лица, достигшие 16 лет.

​​​​​​

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть построена на основе разделения ее на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть имеет самостоятельное и весьма важное значение, так как призвана обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества.

Эта деятельность именуется осуществлением правосудия и реализуется в процессуальных формах (конституционные процедуры, гражданский, уголовный, арбитражный процесс, рассмотрение административных материалов).

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции Российской Федерации). Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и в федеральном конституционном законе судебные органы.

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (судопроизводства), основы которого определены Конституцией, а детально установлены процессуальным законодательством, и только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном процессуальным законом порядке гражданских, уголовных и административных дел.

В уголовном процессе есть стадии, предшествующие судебной стадии — дознание, предварительное следствие, которые реализуются не судом, а правоохранительными органами в зависимости от подследственности (следователями Следственного комитета РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел РФ, дознавателями органов внутренних дел РФ, дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов, дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы). Деятельность этих органов в конечном счете направлена на обеспечение вынесения законного, обоснованного и справедливого судебного решения.

Также имеется стадия исполнения судебных решений, осуществляемая судебными приставами, уголовно-исполнительной системой и т.д.

Преступления против правосудия предусмотрены главой 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 294 — 316 УК РФ). Учитывая, что преступления данной категории могут быть совершены на различных стадиях осуществления правосудия, различными его участниками (либо в отношении различных участников), можно разделить их условно на следующие виды.

  • 1. Преступления против правосудия, связанные с причинением вреда личности (жизни, здоровью, чести и достоинству лиц, осуществляющих правосудие или участвующих в отправлении правосудия):
  • — посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);
  • — угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);
  • — неуважение к суду (ст. 297 УК РФ);

— клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298.1 УК РФ).

2. Преступления против правосудия, препятствующие обеспечению нормальной деятельности суда и правоохранительных органов:

— воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ);

— фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем (ч. 1 ст. 303 УК РФ);

  1. — провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);
  2. — заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ);
  3. — заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ);
  4. — отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ);
  5. — подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ);
  6. — разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ);
  7. — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ);

— укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ).

  • 3. Преступления против правосудия, связанные с ненадлежащим использованием служебных полномочий судьями и сотрудниками правоохранительных органов:
  • — привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ);
  • — незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ);
  • — незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ);
  • — принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);

— фальсификация доказательств по уголовному делу (ч. ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ);

— фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 303 УК РФ);

— вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ).

  1. 4. Преступления против правосудия в сфере исполнения судебных решений:
  2. —  незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);
  3. — побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ);
  4. — уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ);

—  уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ);

— неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Объектом преступлений против правосудия является нормальная деятельность суда и правоохранительных органов по обеспечению целей и задач правосудия в соответствии с законом.

Объективную сторону преступлений против правосудия составляют активные действия, например: клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава (ст. 298.1 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (ст.

303 УК РФ), однако некоторые из них могут совершаться и в результате бездействия, например: отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ); уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Преступления против правосудия могут быть совершены только умышленно.

При этом, в диспозициях ряда норм содержится указание на заведомость, что означает осознание виновным определенных фактических обстоятельств, например, невиновность привлекаемого к уголовной ответственности, незаконность задержания, неправосудность приговора. Отсутствие указанного признака исключает уголовную ответственность и превращает содеянное в дисциплинарный проступок, если речь идет о должностных лицах органов правосудия.

Многие преступления против правосудия могут быть совершены только специальным субъектом: судьи, прокуроры, следователи, дознаватели (ст. ст. 299 — 302, ч. ч. 2 и 3 ст. 303, ст. 305 УК РФ); отдельные участники уголовного или гражданского процесса (ч. 1 ст. 303, ст. 307, 308 УК РФ), лица, предупрежденные о недопустимости разглашения данных предварительного расследования (ст.

310 УК РФ); лица, которым были доверены или стали известны в связи с их служебной деятельностью сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ); лица, совершившие побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, а также от применения принудительных мер медицинского характера, административного надзора (ст.

313, 314, 314.1 УК РФ).

Во всех других случаях субъектом преступлений против правосудия являются любые лица, достигшие 16 лет.

​​​​​​