Приватизация участка гражданином украины 2023
С 1 января Росреестр начал вести учет недвижимости в четырех присоединенных регионах. Как в ведомстве хотят упростить этот процесс и какие права на недвижимость предлагается не признавать — в материале «РБК-Недвижимости»
Роман Пименов / ТАСС
Росреестр разработал законопроект, который устанавливает правила признания прав на недвижимость на территории Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Запорожской и Херсонской областей. Документ пока не рассматривался Госдумой, сейчас идет процедура общественного обсуждения.
Вместе со специалистами Росреестра и юристами разбираем, как предлагается оформлять права на недвижимость в новых регионах.
Что предлагает законопроект
Основной смысл законопроекта — установить критерии, по которым будут признаваться документы на недвижимость, выданные на территории новых регионов до их вхождения в состав России.
Как ранее сообщил «РБК-Недвижимости» руководитель Росреестра Олег Скуфинский, ведомство с 1 января ставит объекты недвижимости в этих регионах на кадастровый учет и начинает выдавать выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Для этого требуются правоустанавливающие документы — и законопроект предлагает признать значительную часть тех из них, что были выданы прежде.
В Росреестре поясняют, что основная цель законопроекта — упорядочить правовое регулирование и исключить риски, связанные с регистрацией прав на недвижимость по подложным документам или документам, которые не соответствовали требованиям законодательства на момент издания. «Проект позволит защитить правообладателей от мошеннических действий со стороны третьих лиц», — добавили в кадастровом ведомстве.
«С момента вхождения территорий в состав России у государственных органов появилась необходимость внести в ЕГРН сведения об имуществе на перечисленных территориях и о правах на такое имущество. Теперь сделки граждан и юридических лиц подлежат внесению и регистрации в ЕГРН.
Для регистрации объекта и права на него заинтересованное лицо будет обязано подать соответствующее заявление», — поясняет адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин. Признание значительной части ранее выданных документов на недвижимость должно упростить этот процесс.
«Основная суть проекта состоит в том, чтобы для подтверждения прав на недвижимость на указанных территориях (что необходимо, например, при совершении сделок) не требовалось выдавать отдельные документы в соответствии с российским законодательством. В качестве таковых планируется признавать документы, выданные органами власти или нотариусами Украины и аналогичные документы ДНР и ЛНР», — разъясняет юрист, адвокат КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин.
Проект предлагает ряд правил, по которым станут признаваться выданные ранее документы. Признание будет зависеть от даты выдачи документа и от того, кем он выдан.
Что будет с правоустанавливающими документами на недвижимость, если они выданы госорганами Украины
Документы, выданные органами власти Украины и удостоверенные украинскими нотариусами до включения регионов в состав России, включая сам день вхождения, будут признаваться, если «выданы в пределах компетенции» органов власти или нотариусов и соответствуют местному законодательству на момент издания, выдачи или удостоверения. Речь идет о документах, которые «подтверждают возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество, обременение такого имущества», говорится в законопроекте кадастрового ведомства.
Как пояснили редакции в Росреестре, под днем включения в состав России Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей понимается 5 октября 2022 года (дата ратификации договоров о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов). Таким образом, признаются документы, выданные Украиной до 5 октября 2022 года включительно. Документы, выданные 6 октября и позже, согласно законопроекту, уже не будут иметь юридической силы.
Что будет с документами на недвижимость, выданными местными властями ДНР и ЛНР
В ДНР и ЛНР до 5 октября действовали собственные нормативно-правовые акты. Законопроект предлагает признавать также и правоустанавливающие документы, выданные властями ДНР и ЛНР до включения в состав России (то есть до 5 октября 2022 года включительно), «при условии, что регистрация на их основании была осуществлена уполномоченными органами республик», пояснили в Росреестре.
«Вопрос о полномочиях украинских нотариусов на данных территориях не такой простой, — говорит адвокат, доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Быканов.
— В отношении территорий ДНР и ЛНР полномочия украинских нотариусов и органов власти перестали действовать еще раньше: юридически независимость этих республик была признана Россией 21 февраля 2022 года, а фактическую независимость они получили еще в 2014 году. Более того, территориальный состав регионов также менялся.
Таким образом, необходимо различать не только три последовательно сменявших друг друга правовых режима (украинский период, период независимости упомянутых регионов и период в составе России), но и территории контроля, границы которых также менялись».
Чтобы разобраться в конкретных деталях и полномочиях органов, выдававших документы, необходимо установить соответствующие правила и учредить специальный орган, добавляет эксперт. Законопроект подразумевает создание такого органа — межведомственной комиссии.
Как будут оценивать соответствие закону документов на недвижимость
Для оценки создается специальная межведомственная комиссия. «Проект закона предусматривает, что порядок ее работы и состав будут утверждены правительством России, — пояснили в Росреестре.
— Задачей предлагаемой межведомственной комиссии станет оценка соответствия правоустанавливающих документов требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение комиссией вопросов перехода прав на недвижимость от собственника с ранее возникшими на законном основании правами не предполагается».
В случае если комиссия установит, что документы не могут быть признаны в России (например, они были выданы с нарушениями или содержат недостоверные сведения), права на эти объекты недвижимости могут быть признаны в судебном порядке, добавили в ведомстве.
«Все документы будут подлежать проверке вновь созданной межведомственной комиссией. В данном Федеральном законе устанавливается значительная степень правоприменительного усмотрения при принятии решений о соответствии документов законодательству России.
Я не исключаю, что это, в свою очередь, станет причиной новых судебных споров», — комментирует Андрей Саунин.
Какие документы предлагается не признавать
Проектом предусматривается запрет на признание Россией и невозможность действия на новых территориях ряда документов, выданных в отношении некоторых лиц:
- актов суда или «иного органа публичной власти Украины»;
- исполнительных документов, «по которым органами государственной исполнительной службы Украины наложены обременения по обязательствам перед государством (государственными органами Украины), коммерческими и государственными банками Украины, а также финансовыми (кредитными) предприятиями, учреждениями и организациями Украины».
Такие документы предлагается не признавать и считать недействительными, если они касаются физических лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также юридических лиц и ИП, зарегистрированных в соответствии с законодательством «ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области и (или) Российской Федерации», и при этом «порождают возникновение ограничений прав на недвижимое имущество и (или) обременений недвижимого имущества, в том числе в виде залога, ареста, запрета совершать определенные действия на основании судебного акта, избрание залога в качестве меры пресечения».
Как пояснили в Росреестре, этот пункт не предполагает автоматического прекращения кредитных обязательств и не исключает возможность государственной регистрации прав на объекты недвижимости, приобретенные с использованием заемных средств.
«Указанные положения направлены на исключение фальсификации документов, а также недружественных действий, создающих серьезные препятствия в осуществлении прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом по отношению к гражданам Российской Федерации», — отметили в пресс-службе кадастрового ведомства.
В признании откажут выданным украинскими судами и госорганами документам, на основании которых на недвижимость должны быть наложены арест, запрет совершать те или иные действия, залог и иные ограничения и обременения, разъяснили в Росреестре.
Такие документы законопроектом не признаются вне зависимости от даты выдачи.
Сведения о перечисленных обязательствах и обременениях в отношении российских физлиц, юрлиц и ИП предлагается не вносить ни в ЕГРН, ни в «иные реестры, информационные ресурсы, содержащие сведения об ограничениях прав на недвижимое имущество и (или) обременениях недвижимого имущества на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».
Денис Быканов, адвокат, доцент Финансового университета при Правительстве РФ:
— Ограничение юридической силы документов, выданных частным лицам украинскими финансовыми и кредитными организациями, вызывает вопросы. Известно, что при присоединении Крыма к России украинские кредитные организации успешно уступали права требования по взысканию ранее выданных кредитов на территории Крыма и отечественные суды признавали такие сделки действительными.
Илья Бахилин, юрист, адвокат КА «Юков и партнеры»:
— В п. 1 ст. 3 данный законопроект устанавливает исключение из общего правила о признании украинских правоустанавливающих документов.
Речь идет о документах, которые накладывают ограничения или обременения (например, арест или залог) в пользу Украины, украинских банков, украинских финансовых организаций в отношении граждан, постоянно проживающих в России, а также российских юридических лиц и ИП.
То есть, например, не будет признаваться право собственности на недвижимое имущество, находящееся в ипотеке, оформленной в украинском банке, даже если это произошло до момента перехода данной территории под фактический контроль России.
При этом речь идет исключительно о вопросах прав на недвижимость, а не о непризнании, например, самих кредитных обязательств перед украинскими банками, а также о прекращении этих обязательств.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
Как приватизировать землю в Украине 2023?
Приватизация земли – это перевод определенного участка в собственность частных лиц. Решение вопроса, как оформить право собственности на земельный участок, связано в Украине с оформлением большого количества документов и на практике оказывается непростым процессом.
Как приватизировать землю в Украине, какие требования выдвигаются к владельцам и сколько может стоить эта процедура?
Бесплатная приватизация земли в Украине: порядок и нюансы
Законодательство Украины дает гражданам страны право на получение земли в личное пользование бесплатно. Земельный кодекс в ст. 121 содержит указания о том, на каких основаниях и в каких размерах гражданин может узаконить частное владение земельным участком без оплаты пошлины. Нормы таковы:
- Для постройки и хозяйственного обеспечения частного дома – до 25 соток в сельской местности, до 15 соток в поселках и до 10 соток в черте города.
- Для постройки дачи – до 10 соток.
- С целью садоводства – до 12 соток.
- Для постройки гаража – до 1 сотки.
- Для обустройства личного хозяйства – до 2 га.
- Для организации фермерского хозяйства – размер участка соответствует размеру пая, определенного для участников сельскохозяйственных предприятий, находящихся на территории той же административной единицы (города, села, поселка), что и фермерское хозяйство, либо размеру среднего пая по данному району.
Все совершеннолетние граждане Украины имеют право однократной бесплатной приватизации для каждого из целевых вариантов использования земли.
Как оформить землю в собственность?
Порядок приватизации земельного участка изначально зависит от того, пользуется ли гражданин данным участком или нет. Вариантов использования участка при отсутствии правоустанавливающих документов на землю может быть несколько:
- гражданин владеет частным домом, расположенным на земле, выделенной ему под застройку до 1991 г.;
- заявитель является участником дачного кооператива, который выделил данный земельный участок;
- гражданин фактически пользуется участком в хозяйственных целях, но юридически прав собственности на него не имеет. В этом случае минимальный срок фактического пользования, при котором заявитель может перевести землю в частную собственность, составляет 15 лет.
Порядок оформления земельного участка начинается с подачи заявления на приватизацию земли в сельский или поселковый совет либо местную госадминистрацию, в зависимости от территориального расположения участка.
Как оформить земельный участок, находящийся за пределами населенного пункта? Для этого необходимо обратиться в одну из организаций:
- Главное областное управление Госслужбы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра – для получения участка с целью садоводства и ведения личного крестьянского хозяйства;
- районная госадминистрация – во всех остальных случаях.
Кроме заявления подается выкопировка земельного участка, паспорт и ИНН заявителя.
Второй этап оформления – принятие решения в госорганах о передаче участка в личную собственность. Обычно занимает около 1 месяца.
Третий этап – изготовление техдокументации на землю и выдача акта о приватизации.
Какие документы нужны для оформления приватизации?
На первом этапе оформления приватизации к заявлению, поданному в органы местного самоуправления, необходимо приложить:
- копию паспорта и ИНН заявителя;
- копию правоустанавливающего документа на расположенную на участке недвижимость, если приватизируется земля под частным домом;
- документы, подтверждающие участие в дачном кооперативе и выдаче участка с определенным номером;
- документ о пользовании участком, выданный территориальным органом самоуправления;
- акт о согласовании границ участка земли.
Список требуемых документов на оформление земли может быть дополнен – например, перед тем, как оформить право собственности на земельный участок, который планируется использовать для организации фермерского хозяйства, нужно предъявить подтверждения опыта работы в сельскохозяйственной сфере либо диплом аграрного учебного заведения.
Перед тем, как приватизировать земельный участок, не имея на него правоустанавливающих документов, потребуется доказать факт пользования землей в течение 15 лет (приобретательская давность). Доказательством могут служить свидетельства соседей, но чаще в таких случаях организуется судебное разбирательство.
В ходе приватизации заявителю понадобится оплатить услуги организаций, занимающихся проведением землеустроительных работ в данном районе. Сколько стоит приватизация земли в Украине, зависит от конкретной ситуации, расположения и размеров участка. Размеры затрат на оформление составляют от 3 до 10 тыс. грн.
На этапе разработки и утверждения проекта землеустройства организации могут запрашивать дополнительные документы от заявителя. После оформления проекта необходимо подать заявление в Регистрационную службу или через государственного кадастрового регистратора. Через 14 дней выдается Свидетельство о праве собственности на земельный участок.
Приватизация земельных участков гражданами
В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.
В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=RNcxNyKq8OU\u0026pp=ygVS0J_RgNC40LLQsNGC0LjQt9Cw0YbQuNGPINGD0YfQsNGB0YLQutCwINCz0YDQsNC20LTQsNC90LjQvdC-0Lwg0YPQutGA0LDQuNC90YsgMjAyMw%3D%3D
Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.
1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.
Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
- В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
- Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
- — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
- — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
- — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
- — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
- — в наличии имеется четко установленная процедура.
Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.
Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».
- В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
- — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
- — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.
По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.
https://www.youtube.com/watch?v=RNcxNyKq8OU\u0026pp=YAHIAQE%3D
В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.
На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.
Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
- По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
- В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
- Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
- С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.
Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.
К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.
Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».
Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.
Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.
При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.
В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.
В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
Покупка Земельного Участка в России Гражданином Украины • Популярные группы
В России признается и защищается частная собственность и на недвижимость в том числе. Это право гарантировано и иностранным гражданам, и в отношении земельных участков. Поэтому смело можно покупать недвижимость в России гражданам любой страны. Однако правило не было бы правилом, если бы из него не было исключений и рекомендаций для его применения.
- Самое важное – согласно закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения, иностранные граждане могут владеть земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Если иностранец намеревается приобрести земельный участок в ДНП или СНТ, то де-юре ему это запрещено, поскольку такие поселки всегда располагаются на сельскохозяйственных землях. Де-факто мы встречали такие сделки, которые «пропускали» регистрирующие органы. Но даже если получится купить сельхозземлю под домом, всегда будет опасность этого участка лишиться в связи с нарушением закона при его приобретении.
- Не стоит покупать недвижимость удаленно. Рынок недвижимости России еще не пришел к возможности безопасной покупки недвижимости через интернет. Обязательно следует осмотреть предмет покупки и правоустанавливающие документы на него на месте, познакомиться с продавцом.
Собеседники Ко на полуострове не сомневаются, что указ Путина сделает открытым передел собственности, который, несмотря на гарантии признания украинских прав на нее по закону 6-ФКЗ, не прекращается в Крыму уже пять лет. А если у вас еще есть вопросы, задавайте их мне!
Украинских собственников вытесняют из Крыма
- письменное согласие супруга (супруги) на покупку недвижимости (в том случае, если гражданин состоит в браке);
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. Необходимо также нотариально заверить копии всех его страниц.
Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
- Вы собираете и подаёте документы на разрешение на временное проживание. Стоит учитывать, что для получения этого разрешения одного вашего желания будет недостаточно, поскольку нужны и другие основания, прописанные в Законе о гражданстве РФ. В крайнем случае, постарайтесь добиться квоты, распределение которой осуществляется чиновниками один раз в году.
- После того, как вы получили данное разрешение, вам необходимо зарегистрироваться по вашему месту проживания на 3 года. Также вас обяжут встать на налоговый учёт. Через год вам нужно будет подтвердить своё проживание на территории Российской Федерации. Правда, пролонгировать срок регистрации по истечению 3-х лет вы не сможете.
- Согласно российскому законодательству вид на жительство может получить любой иностранец, проживающий минимум год в России. Данный документ представляет собой удостоверение с фотографией, которое выдаётся гражданину другой страны сроком на 5 лет. Благодаря ему у вас не будет ограничений по выезду-въезду в РФ и вы без проблем сможете его пролонгировать.
- Спустя 5 лет проживания в России вы можете претендовать на российское гражданство. Стоит учитывать тот факт, что срок будет считаться непрерывным в том случае, если вы покидали территорию РФ не более чем на 3 месяца в течение года.
В Юридический отдел Агентства АРК Феодосия увеличилось количество обращений граждан Украины, которые имеют в собственности земельные участки на территории Республики Крым в связи с опубликованием Указа Президента РФ от 20.03.2020 N 201.
Хотя, с даты опубликования этого Указа прошло лишь несколько дней, Руководитель нашего Юридического отдела считает, что очень важно изложить ответы на такие обращения иностранных граждан в сегодняшнем анализе.
Приватизация участка гражданином украины в 2023 году
- Земля является основным национальным богатством государства и является объектом собственности Украинского народа – так гласит Конституция Украины.
- Право собственности на землю гражданами приобретается и реализуется исключительно в соответствии с Законом и это право гарантируется.
- Статья 121 Земельного кодекса Украины закрепляет, что каждый гражданин имеет право получить по одному разу бесплатно в собственность земельные участки следующих видов землепользования и в следующих размерах:
- участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Площадь данного земельного участка должны быть в сёлах – не более 25 соток, в посёлках – не более 15 соток, в городах – не более 10 соток;
- для индивидуального дачного строительства – не больше 10 соток;
- для ведения садоводства – не больше 12 соток;
- для строительства индивидуальных гаражей – не больше 1 сотки;
- для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 гектар;
- для ведения фермерского хозяйства – в размере земельного пая, определённого для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство.
У каждого гражданина Украины есть возможность получить землю, как для строительства дома, так и для других нужд. Однако, учитывая специфику работы органов государственной власти нашей страны, к сожалению, добиться земельного участка гражданам очень проблематично и это обоснованно прежде всего из-за того, что люди просто не знают о том как правильно нужно реализовать свои права.
Адвокатское и риелторское объединение Украины предлагает Вам свою помощь в реализации данного права.
На данный момент мы можем предложить всем гражданам достигшим совершеннолетия реализовать свое право на землю на территории Киевской области.
В стоимость наших услуг входит полное юридическое сопровождение приватизации выбранного Вами участка до момента получения государственного акта на право собственности.
На данный момент к вашему вниманию мы можем предложить земельные участки площадью 0.12 га для ведения садоводства с возможностью постройки частного дома. Которые расположены на территории Киевской области.
Наша команда может гарантировать Вам, что обратившись в Адвокатское и риелторское объединение вы получите помощь от высококлассных специалистов, Ваши права будут защищены и итог выполненной работы не заставит Вас жалеть о своем решении.
Как приватизировать земельный участок
Приватизация земли — передача гражданам Украины в частную собственность земельных участков. Для ведения частного подсобного хозяйства, строительства, обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, садоводства, дачного и гаражного строительства из земель государственной и коммунальной собственности.
Общие сведения
Приватизация – это отчуждение имущества государственных предприятий, учреждений, организаций, жилищного и земельного фонда, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями согласно законодательству о приватизации.
Приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, привлечения средств на структурную перестройку экономики, привлечения граждан к участию в содержании и сохранении жилья, формирования рыночных отношений, стимулирования эффективного использования земель и содействия предпринимательской деятельности.
Важно! В соответствии с Земельным кодексом Украины передача земельных участков в частную собственность (приватизация) производится местными Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
- Правом на бесплатную приватизацию земли (получение в собственность) из земель государственной и коммунальной собственности могут воспользоваться только граждане Украины, а также жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и объединения собственников многоквартирного дома.
- При этом обязательным основанием для приобретения права на приватизацию земли является решение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или государственных органов приватизации в отношении земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты, принятое в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.
- Бесплатная передача земельных участков (приватизация земли) в собственность граждан совершается в случаях:
- приватизации земель, находящихся в их пользовании;
- получения земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
- получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.
- Граждане, заинтересованные в приватизации земли, подают заявление в соответствующий Совет народных депутатов, в котором указывается желаемый размер и место расположения земельного участка, цель его использования и состав семьи.
- Местный Совет рассматривает заявление о приватизации земли и в случае согласия заказывает землеподрядной организации разработку проект отвода земли, который согласовывается с Советом народных депутатов, землеустроительным, природоохранными и санитарными органами, органами архитектуры и подается в городской Совет народных депутатов для принятия решение о приватизации земли.
- Получите совет юриста за 15 минут!
- Есть вопрос к юристу?
Земельные участки, подлежащие приватизации
Согласно действующего законодательства Украины приватизация осуществляется двумя способами – либо путем разработки технической документации, либо через проект отвода земельного участка.
Объектами приватизации могут быть только те земельные участки, которые не изъяты из оборота в соответствии с другими законами и подзаконными актами. К примеру, из приватизации исключаются земли лесного и водного фондов.
Законодательством допускается возможность приватизации земельных участков, на которых расположены приватизируемые предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также объекты недвижимости, сданные в аренду. В то же время установлен ряд ограничений.
- Законодательство закрепляет также право физических и юридических лиц (российских, иностранных, лиц без гражданства) на приватизацию земельного участка, на котором (или под которым) расположено приватизированное ими предприятие.
- Приватизация земли как направление земельной реформы началась в Украине в 1992 г., когда были приняты Закон Украины “О формах собственности на землю” от 30 января 1992, постановление Верховной Рады Украины “Об ускорении земельной реформы и приватизации земли “от 13 марта 1992 и новая редакция Земельного кодекса УССР от 18 декабря 1990 (редакция от 13 марта 1992)
- Согласно статьи 121 “Земельного кодекса Украины” все граждане Украины имеют право на безоплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:
- для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая),
- определенной для членов сельскохозяйственных предприятий,
- расположенных на территории сельского,
- поселкового,
- городского совета,
- где находится фермерское хозяйство.
Если на территории сельского, поселкового,городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этих предприятиях.
В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району:
- для ведения личного сельского хозяйства – не больше 2,0 га;
- для ведения садоводства – не больше 0,12 га;
- для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений(приусадебный участок):
- в селах – не больше 0,25 га;
- в поселках – не больше 0,15 га;
- в городах – не больше 0,10 га;
При этом, размер земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре земельной доли (пая) членами коллективного сельскохозяйственного предприятия, ее наследования членами личного крестьянского хозяйства и в соответствии с законом. Бесплатная приватизация земли не зависит от местожительства граждан – членов фермерского хозяйства.
- Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров пашни и 100 гектаров всех земель, а в местностях с труднодоступными населенными пунктами, определенными КМУ, – 100 гектаров
- Работники социальной сферы села имеют право на приватизацию земли сельскохозяйственного назначения и получение в пользование, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства, независимо от места проживания только при наличии свободных земель.
Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земель принимается на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Технические материалы на земельный участок разрабатываются по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки и на условиях, которые определяются соглашением сторон.
Особенности и стоимость
Утверждены предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной приватизации земли или передачи в пользование гражданам Украины земельных участков, а именно:
- за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при выделении в натуре земельного участка владельцу земельной доли (пая) не может превышать 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при бесплатной приватизации земли гражданами Украины в соответствии со ст. 121ЗКУ, кроме случаев, определенных ч. 1 этой статьи, не может превышать 9 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Сверх норм бесплатной приватизации земель или передачи в пользование граждане могут приобретать в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства только по гражданско-правовым соглашениям. Что касается приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства сверх норм, установленных ст. 121 ЗКУ, то процедура выкупа указанных земель определена постановлением КМУ от 24.01.2000 г. № 118.
Для приватизации земли для вышеуказанных нужд гражданин должен подать заявление в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию по местонахождению земельного участка, в котором указываются желательные размеры земельного участка и цель его использования. При этом в заявлении о приватизации земли заявитель должен указать, приобретал ли он право на земельную долю (пай)
Важно! Для бесплатной приватизации земли для ведения фермерского хозяйства, членам фермерского хозяйства необходимо в установленном порядке обратиться с заявлением в райгосадминистрацию или в сельский, поселковый, городской совет.
После рассмотрения заявления о приватизации земли, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству также и заключения конкурсной комиссии, в случае согласия предоставляется разрешение на разработку проекта его отвода.
Порядок разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков утвержден постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 677. Проект согласовывается и утверждается в порядке, определенном ст.
118 Земельного кодекса Украины.
При этом, если земельный участок передан бесплатно в собственность для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) из земель, которые находятся в пользовании фермерского хозяйства, в государственном акте на право собственности на землю указывается его льготное назначение – для ведения фермерского хозяйства, а не для товарного сельхозпроизводства.
Важно! В ряде случаев возникает необходимость проверки на месте соответствия фактического размера земельного участка, размерам, указанным в документах. Следует обратить внимание, что как за принятие решения совета, так и за указанные проверки граждане не должны платить, то есть передача земельных участков в собственность на основании соответствующих решений советов проводится бесплатно
В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка гражданину в частную собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.