Правила

Предоставление жилья реабилиторованным лицам 2023

Предоставление жилья реабилиторованным лицам 2023

Конституционный суд (КС) признал не соответствующим Конституции действующий в Москве порядок предоставления жилых помещений детям жертв политических репрессий. Заявители жаловались, что для постановки на учет им необходимо сначала самостоятельно вернуться в Москву, прожить в ней не менее 10 лет и при этом не иметь в собственности или пользовании иного жилья и быть малоимущими. Аналогичные нормы в других субъектах Федерации также не должны применяться, указал КС.

В КС обратились Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми ― реабилитированные жертвы политических репрессий. Они родились в высылке и спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930―1940 годы.

Они хотели получить жилье в Москве, где проживали их родители до репрессий. Столичные власти отказали им, сославшись на правила Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»[1].

По нему лица, ранее лишенные жилья в городе, могут получить новое, если у них нет в собственности или пользовании иных помещений.

При их наличии действует общий порядок постановки на учет, предполагающий, в частности, что заявитель проживает в Москве не менее 10 лет и является малоимущим.

Такой подход противоречит цели права на реабилитацию, влечет фактическую возможность его реализации, препятствуя возмещению вреда соответствующей категории граждан, посчитал КС.

В федеральном законодательстве есть общая норма об обеспечении жильем репрессированных и их детей в том месте, где они раньше жили (ст. 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»[2]).

Однако механизм реализации этого права, по сути, отсутствует, пришел к выводу КС.

Сложившаяся ситуация ― результат масштабных изменений в законодательстве, проведенных в 2004 году с целью «монетизации льгот»[3].

До этого момента порядок предоставления жилья репрессированным и их детям был установлен на федеральном уровне ― в законе и актах правительства.

Однако в 2004 году были внесены поправки, полностью передавшие порядок реализации прав репрессированных на жилье властям субъектов Федерации.

Конституционный суд счел такой подход неприемлемым. Отношения по возврату на прежнее место жительства имеют комплексный характер и реализуются на территории нескольких регионов. Поэтому они должны быть урегулированы федерацией, подчеркнуто в провозглашенном сегодня постановлении суда.

Федерального законодателя КС обязал «незамедлительно» внести изменения в регулирование. Московские власти также должны скорректировать свои законы, с тем чтобы учесть высказанные КС позиции.

Если в иных субъектах действуют такие же нормы, они также подлежат изменению, сказано в постановлении.

До внесения изменений репрессированные и их дети должны ставиться на учет с целью получения жилья без условий, предусмотренных жилищным законодательством, к которым относится, в частности, нуждаемость. Дела заявителей должны быть пересмотрены.

 

[1] Закон Москвы от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

[2] Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

[3] Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“».

Власти не поддержали идею предоставления жилья реабилитированным жертвам репрессий вне очереди

Как стало известно «АГ», Правительство России подготовило отрицательный отзыв (имеется в распоряжении редакции) на проект поправок в Закон о реабилитации жертв политических репрессий, которыми предлагается установить право реабилитированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на первоочередное получение жилья (законопроект № 302984-7).

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, он разработан в связи с многочисленными обращениями организаций – ассоциаций жертв политических репрессий и направлен на защиту реабилитированных лиц.

Авторы поправок указывают, что действующее законодательство устанавливает право реабилитированных возвращаться для проживания туда, где они проживали до применения к ним репрессий, при этом они и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ.

Таким образом, отмечают авторы поправок, действующее законодательство не предполагает предоставления жилья указанным категориям граждан во внеочередном порядке. Между тем предыдущая редакция ст.

13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий устанавливала обязанность по первоочередному предоставлению жилых помещений лицам указанных категорий либо первоочередному обеспечению их материалами для строительства жилья. А значит, законодатель фактически ограничил права реабилитированных, исключив данное положение.

В связи с этим предлагается установить право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на внеочередное получение жилья на уровне федерального закона.

Правительство РФ законопроект не поддержало. В проекте официального отзыва указано, что ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди по договорам социального найма. Реабилитированные лица и члены их семей в данный перечень не входят, следовательно, предлагаемое изменение не соответствует Жилищному кодексу.

Также в проекте отзыва отмечено, что внесение такого изменения может повлечь дополнительные расходы в связи с увеличением количества граждан, вернувшихся на прежнее место жительства и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма. В законопроекте же не определены источники финансового обеспечения новых расходных обстоятельств.

Кроме того, отмечено, что законодательство наделяет органы исполнительной власти субъектов РФ правом устанавливать для граждан из числа жертв политических репрессий, проживающих на их территории, дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов поддержал позицию Правительства РФ, отметив, что законопроект можно назвать непроработанным.

«Правительство обращает внимание на несоответствие законопроекта кодифицированным нормам Жилищного кодекса и отсутствие указания на источник финансирования реализации проекта, – заметил эксперт.

– Вопрос о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма должен быть детально проработан, в противном случае мы получим еще одну задекларированную норму, которая не будет выполняться.

Принятие законопроекта в таком виде нельзя назвать обоснованным, а позиция Правительства формально верна». Эксперт также добавил, что, по его мнению, предложенная норма не является значимой, так как нет объективных исследований и фактических данных о ее востребованности.

В то же время, по мнению руководителя судебной практики Института права и публичной политики Григория Вайпана, Правительство РФ неправильно понимает суть законопроекта, на что указывает утверждение в отзыве, будто он «может повлечь дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы РФ».

«Размер социальных обязательств государства не увеличится, просто перераспределится очередность предоставления жилья между разными категориями граждан. Что касается ст.

57 ЖК РФ, то доработанный законопроект может предусмотреть внесение в нее изменений, а потому это замечание Правительства РФ устранимо», – отметил Григорий Вайпан.

Эксперт сообщил, что Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий данный законопроект поддержала. Также он подчеркнул его важность, указав, что тот восстанавливает исключенное из Закона о реабилитации в 2004 г. условие о первоочередном предоставлении жилья.

«Конституционный Суд не раз говорил о том, что масштабная реформа социального законодательства 2004 г., известная как “монетизация льгот”, не должна была привести к снижению ранее достигнутого уровня социальной обеспеченности льготников. Но на практике все получилось иначе», – рассказал Григорий Вайпан.

Он пояснил: по региональным законам реабилитированные лица попали в общую очередь на жилье, а в некоторых регионах вообще оказались лишены права встать на жилищный учет.

Такая ситуация сложилась в столице, где от реабилитированных граждан, выселенных из Москвы в годы репрессий, потребовали, чтобы они жили в городе не менее 10 лет, прежде чем обращались с заявлением о постановке на жилищный учет.

«По ст. 13 Закона о реабилитации право вернуться в родной город и получить жилье имеют те, кто потерял его из-за репрессий, те, кто жил с репрессированными на тот момент, а также дети репрессированных.

Сейчас таких людей осталось в живых очень немного. В основном это дети репрессированных, большинство из которых уже достигли глубокой старости.

Например, в Москве сейчас таких около 800 человек», – констатировал Григорий Вайпан.

Он добавил, что ставить реабилитированных лиц в общую очередь – весьма циничная политика: «При нынешней скорости предоставления жилья в 10–15 лет (в лучшем случае) эти люди просто не доживут до его получения. Обеспечить реабилитированных жильем в родном городе, откуда они были принудительно выселены, – это то немногое, что государство может и должно для них сделать».

Читайте также:  Покупка машины с дубликатом ПТС 2023

Напомним, что ранее «АГ» писала о деле Елизаветы Михайловой, которая является дочерью репрессированного лица, родившейся в высылке. Пресненский районный суд г.

Москвы вынес решение о признании незаконным распоряжения столичного Департамента городского имущества об отказе в признании ее малоимущей в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Суд обязал департамент повторно рассмотреть ее заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кс обязал законодателей обеспечить жертв репрессий правом на жильё — новости право.ру

Дети реабилитированных жертв политических репрессий требовали предоставить им жилье в Москве, где жили их родители до выселения. Конституционный суд разбирался в конституционности норм федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и московского закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Заявительницы Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми считают, что ст. 13 закона «О реабилитации жертв политических репрессий» исключает обеспечение жильем  реабилитированных лиц, членов их семей и детей, родившихся в высылке или спецпоселении, пока они самостоятельно не вернутся на прежнее место жительства. Кроме того, п. 3 и 5 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 8 столичного закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» налагают дополнительные ограничения на получение жилья в городе. В частности, для получения квартиры им необходимо прожить в столице 10 лет, не иметь в собственности или пользовании другого жилья и быть малоимущими, говорится в сообщении КС.

В этом сюжете

Конституционный суд отметил, что закон «О реабилитации жертв политических репрессий» направлен на защиту прав пострадавших от злоупотреблений властью, их реабилитацию, восстановление в гражданских правах, устранение последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Закон в том числе содержал ряд специальных мер для восстановления прав детей, родившихся у репрессированных родителей в местах лишения свободы, ссылке, высылке и спецпоселении.

https://www.youtube.com/watch?v=MoPdF3ZzkV4\u0026pp=ygVa0J_RgNC10LTQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjQtSDQttC40LvRjNGPINGA0LXQsNCx0LjQu9C40YLQvtGA0L7QstCw0L3QvdGL0Lwg0LvQuNGG0LDQvCAyMDIz

В 2004 году регионы получили широкие полномочия при решении этих вопросов, при этом конкретные гарантии и механизмы возвращения детей репрессированных туда, где проживали их родители, не разрабатывались.

Это привело к неопределенности в реализации такого права.

Одновременно с этим интерес этой категории лиц конкурирует с интересом других категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, отметил суд.

При этом положения региональных законов и закона Москвы в частности не включают детей репрессированных в категорию лиц, у которых есть право на улучшение жилищных условий. Соответственно, этим нормы противоречат Конституции.

Таким образом, согласно постановлению Конституционного суда, федеральный и региональные законодатели должны внести соответствующие изменения в законы. Дети репрессированных родителей, претендующие на жильё в регионах, где жили их родители до репрессий, должны быть приняты на учёт для обеспечения жилыми помещениями. Дела заявительниц по делу подлежат пересмотру.

Компенсация за лишение свободы и конфискованное имущество

  • Граждане России и других государств, а также лица без гражданства, которые подверглись политическим репрессиям в виде лишения свободы или принудительного психиатрического лечения на территории России начиная с 25 октября 1917 года (7 ноября 1917 года по старому стилю) и впоследствии реабилитированные по закону «О реабилитации жертв политических репрессий».
  • Граждане, постоянно проживающие на территории России, которые подверглись политическим репрессиям в виде лишения свободы или принудительного психиатрического лечения на территории государств – бывших республик СССР, а также граждане, подвергшиеся указанным репрессиям по решению советских судебных и несудебных органов, военных трибуналов, действовавших за пределами СССР, и реабилитированные компетентными органами этих государств (при условии, что решение о реабилитации не противоречит законодательству России и аналогичная компенсация не предоставлялась иностранным государством) либо государственными органами СССР.
  • Лица, репрессированные по политическим мотивам на территории России и реабилитированные до принятия «О реабилитации жертв политических репрессий».
  • Наследники по закону первой очереди в равных долях у кого конфисковали имущество.
  • В случае компенсации лишения свободы:

Единовременная выплата из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не больше 10 тыс. рублей в общей сложности.

  • В случае компенсация конфискованного имущества:

Возмещение стоимости конфискованного имущества или денежная компенсация. Минимально: 4 000 руб., максимально: 10 000 руб.

Как оформить

Обратиться с заявлением и документами, подтверждающими право на пособие, следует в клиентскую службу  Социального фонда либо в многофункциональный центр, принимающий такое заявление. Заявление может быть представлено в форме электронного документа через информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Отправить заявление в клиентскую службу Социального фонда можно по почте. Приложенные копии документов в таком случае заверяются нотариально.

Необходимые документы

Компенсация устанавливается по заявлению. Подтверждение права на компенсацию определяется на основании собственных сведений Социального фонда и сведений, запрашиваемых фондом в других организациях. Если таких сведений нет или они неполные, подтверждение права на выплату определяется по следующим документам, которые необходимо представить в Пенсионный фонд:

  • Справка или дубликат справки о реабилитации (выдает полиция).
  • Справка или дубликат справки о времени нахождения в местах лишения свободы (выдает полиция).
  • Справка или дубликат справки о времени принудительного лечения в психиатрических учреждениях (выдает психиатрическое учреждение, в котором проходило лечение).

Проживающие за пределами России могут направить документы по почте. Для этого документы должны быть заверены нотариусом или дипломатическим представительством (консульством) страны проживания.

Сроки получения компенсации

Выплата будет перечислена не позднее 5 рабочих дней со дня получения решения (органа местного самоуправления, который выносит решение о предоставлении компенсации) о возмещении стоимости имущества или выплате денежной компенсации.

В течение 3 рабочих дней со дня перечисления сумм возмещения имущества или денежной компенсации СФР извещает об этом заявителя.

Законодательство

Постановление Правительства РФ от 16.03.1992 № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с законом «О реабилитации жертв политических репрессий».

Решение КС: дети репрессированных имеют право получить жилье там, где жили их родители

© BFM.RU

Москвичи, обратившиеся в суд, родились в спецпоселениях или ссылках. Согласно закону, они также считаются репрессированными. В 1991 году за ними закрепили право на получение компенсаций. Но в 2005 году Госдума передала полномочия устанавливать механизм компенсаций регионам. Люди зачастую не могли добиться положенных льгот, рассказывает адвокат трех женщин — дочерей репрессированных и руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан.

https://www.youtube.com/watch?v=MoPdF3ZzkV4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Григорий Вайпан руководитель судебной практики Института права и публичной политики «Статья 13 закона «О реабилитации» гарантирует репрессированным и их детям право на возвращение в те места, где их семьи жили до репрессий, право на получение социального жилья от государства.

Именно потому, что в советские годы эти люди были выселены из своих квартир, домов, возвращаться им теперь без социального жилья, без помощи от государства некуда. В Конституционном суде оспаривались разные ограничения этого права, которые существовали в региональных законах.

Из-за этих ограничений право на возвращение реализовать было невозможно. Сколько таких людей кроме моих трех доверительниц, никто точно не знает. Государство такой статистики не ведет и никогда не вело. По нашим оценкам, таких людей в масштабах всей страны примерно несколько тысяч.

После 2005 года люди, которые обращались в департамент городского имущества Москвы и в московские суды, неизменно получали отказ в постановке на жилищный учет, то есть их даже в очередь не ставили.

Им говорили: чтобы вы могли реализовать свое право вернуться, вам нужно прожить в Москве не менее десяти лет, при этом не иметь своего собственного жилья, быть малоимущими и быть обеспеченными жилой площадью менее 10 квадратных метров на человека. Эти условия в совокупности выполнить невозможно никак.

Это просто абсурд в применении к жертвам репрессий. Теперь Конституционный суд постановил, что эти региональные ограничения неконституционные, они применяться не могут, и федеральный закон, статья 13, тоже не соответствует конституции, потому что она отдает решение вопроса о том, как обеспечивать репрессированных жильем, на откуп российским регионам».

Как пишет «Новая газета» со ссылкой на Московскую комиссию по реабилитации, в 2016 году на учете для получения жилья в Москве состояла 91 иногородняя семья реабилитированных, при этом в 2014-2016 годах жилье получила только одна семья.

Руководитель проекта о жертвах сталинизма «Последний адрес» Николай Иванов общался со многими родственниками репрессированных, когда занимался проектом в Петербурге. Он говорит, что несколько раз были ситуации, когда люди пытаются вернуть не только жилье, но и имущество — картины, старые книги.

— Один раз была проговорена эта проблема о том, что необходимо бы вернуть жилплощадь, которую отобрали вскоре после репрессий.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке второй квартиры 2023

И еще один раз я случайно наткнулся уже в х в Instagram или еще где-то под одной из табличек последнего адреса, которая была с именем бухгалтера Константина Лианудиса, комментарий правнучки его, которая отказалась с нами общаться по поводу репрессий.

Я так думаю, что у нее не очень все гладко с осознанием того, что это было, но она задала вопрос: а как бы вернуть мне жилплощадь?

— Можно ли в данном случае говорить о некоем запросе от общества?

— Нет, я думаю, что это еще как будто бы не висит в воздухе. Общаясь с репрессированными, я этого не заметил.

Если еще не осуждена законным образом эта самая фигура злодея мирового масштаба, то что уж говорить о том, чтобы волны самые мелкие уже были заглажены и каким-то образом память и справедливость были восстановлены.

Но я горячо приветствую любой разворот государства в сторону того, чтобы каким-то образом восстановить утраченное имущество родственникам репрессированных.

Решение КС активно поддерживал депутат Госдумы, писатель Сергей Шаргунов. Он обещает в ближайшее время принять законодательные акты, чтобы помочь этим людям.

— Понятно, что у нас очень много тех, кто нуждается в таком законном праве. Это, например, большое количество выпускников детских домов, ветераны Великой Отечественной войны. Решение в пользу одной из категорий не должно ущемлять другую группу или умалять ее значение.

Но то, что должен торжествовать закон, если люди незаконно пострадали, то они должны получить обратно то, что у них было отнято. Я полагаю, что решение Конституционного суда абсолютно справедливое, и у государства достаточно ресурсов, чтобы всем людям, которым это жилье полагается, его выдать.

К сожалению, мы видим постоянную проволочку. Я буду содействовать тому, чтобы закон в отношении репрессированных и их потомков был принят Государственной думой. К сожалению, есть еще одна большая беда — правоприменительная практика, когда суды принимают правильные решения, а люди все равно ничего не получают.

А в данном случае мы говорим еще и о пожилых людях.

— Речь не идет именно о возвращении, люди в коммуналках же жили, куда возвращаться?

— Конечно, речь идет об адекватной замене.

— Материальной компенсации?

— Либо жилье. Понятно, что не по тому же месту, где уже другие люди живут.

Юристы отмечают, что ситуация с репрессированными похожа на историю с чернобыльцами.

И тем и другим вред причинен государством, в обоих случаях потребовался специальный закон, чтобы как-то компенсировать последствия. Для чернобыльцев государство ввело жилищные сертификаты.

Вопрос с репрессированными нужно решить как можно скорее, потому что сейчас это уже достаточно пожилые люди, напоминают юристы.

Репрессированным готовят угол – Коммерсантъ Казань

В Татарстане с 2024 года могут начать выдавать квартиры вернувшимся в регион гражданам, которые лишились жилья в регионе в ходе советских репрессий. Принятие соответствующего законопроекта инициирует прокурор республики Илдус Нафиков.

Хотя право реабилитированных и их детей на жилье предусмотрено федеральным законом уже 30 лет, в регионе этой категории граждан квартиры не предоставляли. Власти республики пока не имеют представления, сколько «детей ГУЛАГа» смогут вернуться в республику.

Эксперты отмечают, что если жертвам репрессий не будут предоставлять жилье вне очереди, то «никто из них не доживет до возвращения».

Проект изменений в региональный закон «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» внес в Госсовет прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Он предложил определить порядок обеспечения жилыми помещениями возвращающихся в регион жертв политических репрессий, вследствие которых они потеряли здесь свое жилье.

Речь идет в том числе о членах семей и других родственниках, проживавших совместно с репрессированными, а также о их детях, которые родились в местах лишения свободы, в ссылке или на спецпоселении. Ожидается, что закон начнет действовать в Татарстане с 1 января 2024 года.

Он будет распространяться также на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, которые сейчас не проживают в республике.

В пояснительной записке прокурор уточняет, что подготовил этот документ в целях реализации положений ст. 13 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого еще в 1991 году.

Изначально в этой статье говорилось, что реабилитированные лица и их родственники «имеют право на первоочередное получение жилья». Еще в 2004 году Госдума прописала, что порядок учета таких семей и обеспечения их жилыми помещениями должны определять субъекты РФ.

Регионы начали устанавливать механизмы такой компенсации, но многие из них поставили дополнительные условия, что сделало получение квартир фактически невозможным.

Так, например, закон Москвы раньше определял, что для постановки на учет жертвам репрессий требуется жить в столице не менее десяти лет, одновременно быть малоимущими и не иметь жилья.

В 2019 году Конституционный суд РФ встал на сторону жертв политических репрессий в их споре с московскими властями (иск подавали родившиеся в ссылках «дети ГУЛАГа» Елизавета Михайлова, Евгения Шашева и Алиса Мейсснер).

Судьи признали, что введенные в столице ограничения на предоставление репрессированным бесплатного жилья не соответствуют Конституции, как и федеральный закон, на который опирались чиновники Москвы.

Конституционный суд потребовал «незамедлительно» принять новый закон об обеспечении жильем репрессированных, но этого до сих пор не произошло. Также регионы должны были внести изменения в свои нормативные акты.

Илдус Нафиков, инициируя законопроект, сослался на это решение Конституционного суда России, объяснив, что право реабилитированных лиц на жилье при возвращении в прежние места проживания является «безусловным» и «осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан».

Выделять им квартиры — это «обязанность органов государственной власти», указал прокурор. Вместе с тем, как следует из пояснительной записки к законопроекту, прежде в Татарстане вообще отсутствовал какой-либо порядок выдачи жилья репрессированным, то есть норма федерального закона, по всей видимости, не исполнялась.

После принятия законопроекта прокурора учет нуждающихся должен будет вести Кабинет министров республики.

По данным прокуратуры, такие нормы уже закреплены в законах других субъектов РФ. В том числе в Марий Эл, Башкирии, Мордовии, Самарской, Нижегородской и Саратовской областях. В Чувашии аналогичная норма была введена в 2021 году.

Поскольку в Татарстане этот вопрос ранее не был отрегулирован, то «оценить объем средств, необходимый для реализации законопроекта, не представляется возможным», отметил прокурор Татарстана.

Согласно действующему законодательству, в республике реабилитированные граждане могут претендовать на возмещение расходов, связанных с установкой телефона, субсидии в размере 50% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, бесплатное зубопротезирование и возмещение расходов на погребение. В бюджете 2023 года на помощь жертвам политических репрессий предусмотрено 1,2 млн руб.

По данным проекта «Бессмертный барак», в Татарии первая волна террора приходилась на 1929–1932 годы при раскулачивании крестьянства.

Пик второй волны репрессий пришелся на 1937–1938 годы «под лозунгом борьбы с агентами германского фашизма и разведок разных стран».

Также репрессиям подвергались секретари Татарского обкома ВКП(б), руководители ЦИК ТАССР, наркомы, главы предприятий, ученые и представители творческой интеллигенции.

В базе данных редакции «Книга памяти» (является госучреждением Татарстана) значатся 54,5 тыс. человек, подвергшихся политическим репрессиям в ТАССР (в том числе 4,4 тыс. женщин). В местах заключения погибли 14 тыс. татарстанцев, есть данные о расстреле почти 6 тыс. человек.

„Ъ“ вчера обратился в министерство труда, занятости и социальной зашиты Татарстана, министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, пресс-службу главы республики.

Однако чиновники не смогли разъяснить, почему в республике ранее не предоставлялось жилье репрессированным.

Поговорить с председателем организации пенсионеров и инвалидов — жертв политических репрессий Республики Татарстан (действует при минтруде) Аминей Залялеевой „Ъ“ не удалось. В приемной министерства сообщили, что «она на отдыхе».

Председатель комитета Госсовета по социальной политике Светлана Захарова сообщила „Ъ“, что в парламенте пока только изучают инициативу прокурора — законопроект направлен в различные органы на заключение. Как ожидает госпожа Захарова, на ближайшей сессии Госсовета документ обсудить не успеют, его рассмотрение перенесут на осень.

«Репрессированных в Татарстане было очень много. Сюда входят и так называемые кулаки, и репрессированные священнослужители»,— говорит татарский историк Дамир Исхаков. По его мнению, потомков репрессированных в республике «несколько десятков тысяч».

Однако он затруднился сказать, сколько из них смогут претендовать на жилье, предусмотренное законопроектом. «Таких данных нет. Тогда это вилами на воде писано. Есть риск, что Татарстан не справится с задачей обеспечения жильем»,— полагает историк.

Читайте также:  Взыскание неустойки это определение и виды 2023

По данным юриста центра защиты прав человека «Мемориал» (создан на месте правозащитного центра, признанного иноагентом и ликвидированного по решению суда) Григория Вайпана, таких претендентов всего по России может быть около 1,5 тыс. человек. «Сколько желающих вернуться в Татарстан — надо запрашивать у региональных властей»,— говорит он. Однако один из чиновников Татарстана в беседе с „Ъ“ предположил, что таких людей «уже не существует».

Господин Вайпан отмечает, что в Татарстане «действительно не было специальных норм о порядке предоставления жилья возвращающимся реабилитированным людям», а новый закон принимается после постановления Конституционного суда РФ.

Он будет «эффективен, только если там будет предусмотрено внеочередное предоставление жилья или выплат на приобретение жилья для жертв репрессий», считает юрист. «Если же там будет предусмотрено попадание реабилитированных в общую очередь на жилье, то никто из них не доживет до возвращения.

В основном „дети ГУЛАГа“ сейчас старше 70 лет, а многим и за 90»,— разъясняет эксперт.

По словам Григория Вайпана, в последнее время удалось выиграть несколько судов в регионах, где реабилитированных отказывались принимать на жилищный учет (например, в Краснодарском крае добиться денежной компенсации удалось семье репрессированных греков). «Видимо, это сподвигло власти Татарстана заняться приведением своего законодательства в соответствие с постановлением суда»,— заключает юрист.

Кирилл Антонов

Какие льготы положены репрессированным?

Сталинские репрессии – мероприятия, проведенные советскими властями относительно граждан СССР, которые попадали под политические преследования, были арестованы и отосланы на поселения.

По статистическим данным, количество пострадавших того периода составило около 4.000.000 граждан. Множество лиц, во избежание ссылки бежали в другие страны.

Правительство РФ, долгие годы, пытается компенсировать ущемленные в те времена права граждан, предоставляя жертвам политических репрессий и их семьям преференции в различных сферах жизни.

Что такое репрессии и какие льготы положены пострадавшим?

Политическое репрессирование применялось советскими властями в отношении населения СССР. При проведении таких мероприятий неправомерно и незаконно ущемлялись права граждан, объясняя это пользой для государства.

Репрессированные подверглись преследованию со стороны властей, ограничению независимости, лишения некоторых прав и свобод, а некоторые лица были попросту лишены жизни.

Компенсации получают не только пострадавшие, но и дети родителей, которые подверглись политическому преследованию. Однако реабилитированным придется документально подтвердить статус преследуемых того времени.

Все репрессированные граждане и члены их семей, разделяются на несколько категорий, имеющих собственные права и свободы.

Таковыми являются следующие:

  • Обвиненные по политическим обоснованиям лица;
  • Арестованные и изгнанные из страны;
  • Направленные в поселения, либо лишенные жизни.

Программа по реабилитации помогла снять незаконные обвинения со многих осужденных.

Льготы реабилитированным – предписанные законодательством преимущества, предназначенные для лиц, которые были подданы политическому преследованию.

Однако Правительство государства тщательно рассматривает каждую заявку, определяя обоснованность вынесенного ранее приговора, что отделяет законно и незаконно осужденных.

Государственная помощь предоставляется в виде ряда послаблений, которые в свою очередь проявляются в виде частичного или полного освобождения от оплаты коммунальных платежей, налогообложения, социальных сборов, а также ряда других преференций.

Закон о репрессированных определяет права, которые получают реабилитированные лица:

  • Социальные льготы;
  • Восстановление заслуженных званий, отобранных советской властью;
  • Получение денежной поддержки и различных компенсаций от государства.

Государственная помощь предоставляется в виде ряда послаблений, которые в свою очередь проявляются в виде частичного или полного освобождения от оплаты коммунальных платежей

Кого признают репрессированным?

Действующими законодательными документами четко определены параметры, по которым присваивается статус жертвы политических преследований.

Репрессированными гражданами признаются, если отмечаются следующие условия:

  • Произошло нарушение прав и свобод человека, а также преследование;
  • Заключение в лагерях, либо психбольницах;
  • Изгнание или принудительное переселение на территории проживания;
  • Незаконные ссылки и принуждение к трудовой деятельности.

Каждый из граждан, который подвергся политическому преследованию, не сразу получает статус жертвы. Сотрудники госучреждений проводят расследование, определяя правомерность осуждения гражданина.

Федеральными законами определены категории граждан, которые принадлежат к репрессированными.

Таковыми являются:

  • Лица, имеющие гражданство Советского Союза или других стран, к которым были применены наказания на основании их политических взглядов;
  • Пострадавшие от действий российский специальных службы за весь период существования СССР;
  • Иностранцы, изгнанные из государства по причине не поддержания политической системы Советского Союза и деятельность против властей СССР;
  • Преференции положены детям родителей, которых повезли вместе с репрессированными родителями в места отбывания наказаний.

Также, федеральными нормативно-правовыми документами определены причины вынесения отрицательного решения при получении такого статуса и оформлении преференций.

Он не предоставляется, если отмечаются следующие факторы:

  • Была освидетельствована измена Родины;
  • Осужденный проявлял насилие по отношению к другим гражданам в период политических преследований (убийство, терроризм, бандитизм, подрывники, десантники);
  • Лицам, являющимися преступниками по законам военного времени;
  • Тунеядцы, попавшие в ссылку по причине безработицы, что принималось в то время за незаконные действия;
  • Иные преступники, виновность которых доказана.

Федеральными законами определены категории граждан, которые принадлежат к репрессированными.

В россии хотят обеспечить жильем граждан пострадавших от политических репрессий

  • Госдума рассмотрит вопрос об урегулировании условий и очерёдности предоставления реабилитированным лицам жилья по прежнему месту жительства
  • Депутаты Государственной Думы Сергей Миронов и Галина Хованская внесли на рассмотрение проект федерального закона № 1024052 – 7 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»
  • Цель законопроекта – обеспечить жилыми помещениями реабилитированных лиц, возвращающихся на прежнее место жительства, в возможно короткий срок

В пояснительной записке к законопроект говориться, что он разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2019 года № 39‑П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761 – 1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в связи с жалобами граждан A.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой».

В своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Российская Федерация обязана стремиться к возможно более полному возмещению неисчислимого и невосполнимого вреда, причинённого жертвам политических репрессий, на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала.

На сегодняшний день право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в ту местность и населённый пункт, где они проживали до применения к ним репрессий, быть принятыми на учёт и быть обеспеченными жильем в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд пришёл к выводу о том, что отсутствие в федеральном законе специального нормативного обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, порождает неопределённость в отношении возможности реализации этого права.

КС РФ указал, что поскольку правоотношения по обеспечению жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей в случае их возвращения на прежнее место жительства комплексно реализуются на территории нескольких субъектов Российской Федерации, то их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых субъектов Российской Федерации, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом.

Законопроект предусматривает, что реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путём предоставления им ЕДВ на строительство или приобретение жилого помещения. Законопроект предусматривает сокращенный срок предоставления таких выплат – не позднее одного года со дня подачи реабилитированными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган.

Предлагаемое регулирование направлено на достижение целей Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» — восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола.

Необходимо учитывать, что принятие реабилитированных лиц на жилищный учёт в обычном порядке не является адекватным возмещением понесённого вследствие репрессий ущерба. Жертвы политических репрессий, как правило, люди преклонного возраста.

По сведениям из открытых источников, в некоторых субъектах Российской Федерации граждане, принятые на жилищный учет, ожидают получение жилых помещений в среднем более 30 лет.

Находясь в общей очереди, реабилитированные лица, имеющие право вернуться на прежнее место жительства, попросту не дождутся гарантированного им жилья.

Исходя из этого, депутаты предложили обеспечивать жильем реабилитированных лиц, возвращающихся на прежнее место жительства, в возможно короткий срок.

В законопроекте также указано, что расчёт размера ЕДВ реабилитированным лицам осуществляется с учётом совместно проживающих с ними членов их семей.

Это необходимо для того, чтобы реабилитированные лица не оказывались перед выбором возвратиться на прежнее место жительства или сохранить семью.