Постановка на учет родъездной дороги 2023
Эксперты нашей компании помогут составить юридически грамотное заявление на дорогу к участку, подготовят необходимые документы и направят все это в уполномоченный орган. Когда на руках имеется свидетельство о праве собственности, а участку присвоен кадастровый номер и адрес, но нет подъездных путей, необходимо инициировать процедуру их прокладки.
Ситуации, когда на улице некоторые участки остаются без подъезда, случаются часто. Как правило, на генплане дорога имеется, но в реальности ее еще предстоит проложить.
Если на территории уже стоят капитальные объекты и другие постройки, проблема только в невозможности подъехать к ним на собственной машине. Когда же участок только куплен, без подъездных путей будет крайне сложно доставить стройматериалы для возведения дома.
Не получится обеспечить доступ пожарным службам и медикам, при необходимости. Если подобная ситуация случилась с Вами, надо готовить заявление в местную администрацию.
Что нужно указывать в заявлении на дорогу к участку?
От того, насколько профессионально будет составлено ходатайство, как быстро Вы отреагируете на отказ, будет зависеть успех всего предприятия.
- В заявлении на дорогу к участку обязательно подробно разъясните суть проблемы. Укажите, что в настоящее время, несмотря на сведения из генплана, по факту ни одной подъездной дороги к наделу не проложено.
- Сделайте акцент на том, что пожарные машины, скорая медицинская помощь и иная техника не имеет возможности подъехать к участку.
- Сошлитесь на то, что не можете использовать территорию в соответствии с ее целевым назначением, а также исключается безопасное проживание здесь.
- Не забывайте указать нормы закона, согласно которым представители муниципалитета обязаны организовать подъездные пути к наделам.
- Далее необходимо попросить главу администрации в кратчайшие сроки устранить проблему, организовав работы по строительству дороги.
- Дополнительно попросите ответить на обращение в письменной форме в установленный законом срок.
- Обязательно укажите адрес, куда следует направлять ответ, верно пропишите данные администрации, и составьте список приложенных материалов. Обычно туда входят копии свидетельства о праве собственности и документальное подтверждение отсутствия дороги.
Несмотря на соблюдение всех формальностей, местные власти могут отказать в удовлетворении заявления. В этом случае придется самостоятельно проводить прокладку полотна или обращаться с иском в судебные органы.
Почему заявление на дорогу к участку отказывают удовлетворять?
Причин тому, что заявление на дорогу к участку не удовлетворяют, может быть несколько. Чаще всего в администрации ссылаются на недостаточное финансирование бюджета или отсутствие средств в данный момент.
Вас могут поставить на очередь, которая не движется годами. Отказ выносят, если ходатайство подано с нарушениями, либо составлено неправильно.
Также отрицательное решение примут при отсутствии документов на землю, сведений об участке в кадастре и т.д. Наши юристы решат любую проблему с прокладкой дороги и добьются положительного ответа по заявлению.
Как написать заявление на ремонт дороги главе администрации?
Перед написанием заявления важно определиться, кому принадлежит дорога. Если проблемный участок образовался рядом с многоквартирным домом и относится к придомовой территории, за содержание этой дороги отвечают собственники квартир.
Если же проезжая часть относится к муниципальной собственности, то заявление подают на имя главы местной администрации.
При составлении заявления важно изучить положения государственных стандартов, регулирующих допустимое состояние дорог. В ГОСТах определены размеры повреждений для различных типов дорог. Так вы будете уверены, что действительно пришло время ремонтировать дорожное полотно и снизите риск отказа.
Когда подготовительные этапы закончены, можно переходить к написанию заявления. Адресовать его нужно главе муниципалитета, а подается ходатайство через общественную приемную. В обращении надо указать:
- суть сложившейся ситуации (что есть конкретная дорога с определенными проблемами);
- адрес участка, к которому примыкает проезжая часть или координаты улицы;
- какая организация должна обслуживать дорожное полотно и обслуживается ли оно вообще;
- размеры ям и колдобин, как давно они здесь находятся, какие действия предпринимались по их устранению;
- с какими проблемами сталкиваются собственники прилежащих участков;
- ссылки на законы и собственные требования (обследовать участок дороги, провести ремонт и ответить на заявление в определенный срок).
Заявителем может быть, как одно лицо (собственник участка), так и несколько (владельцы квартир или участков на улице). К нему можно приложить фотографии, где видны ямы и номера домов, рядом с которыми находится проблемный участок. Подают заявку в двух экземплярах (на втором экземпляре ставится отметка о получении).
На рассмотрение дается не более 30 дней. По результатам дадут ответ в той же форме, что и само заявление. Чтобы на вашу просьбу отреагировали, заручитесь поддержкой земельных юристов Геобюро. Мы проконсультируем по вопросам написания заявки, либо самостоятельно составим обращение.
Куда можно написать жалобу на отсутствие дороги к участку?
Отсутствие дорогие к участку – серьезная проблема еще на этапе освоения территории. Из-за этого нельзя подогнать строительную технику, возникают сложности при доставке стройматериалов, да и жить на таком участке небезопасно.
Машина скорой помощи, пожарные или газовые службы не смогут вовремя приехать на вызов. Все эти нюансы желательно отметить в жалобе на отсутствие дороги.
Подается жалоба последовательно в три инстанции:
- Администрация населенного пункта;
- Органы прокуратуры;
- Районное отделение суда.
Обращение в муниципалитет обычно заканчивается стандартными отписками, где сообщают об «отсутствии финансирования» или обещают создать дорогу «в ближайшие сроки». Чтобы в администрации приняли хоть какие-то меры, необходимо представить максимум доказательств наличия проблем с дорогой:
- болотистая местность в межсезонье;
- ямы, бугры, пни и деревья на дороге;
- жидкая грязь или иные препятствия.
Все это фиксируется фотоаппаратом и прикрепляется к обращению. Важно в жалобе указать, что муниципалитет обязан представить ответ в определенный срок. Второй экземпляр заявления надо зарегистрировать в администрации (поставить отметку о вручении). Если органы власти не реагируют на обращение, новая жалоба подается в прокуратуру.
Претензия в данные органы должна содержать информацию об уже предпринятых мерах. Жаловаться надо на бездействие местной администрации. Также следует потребовать обязать муниципалитет организовать подъездные пути к участку. Сотрудники прокуратуры могут вынести предписание, а после того, как оно не будет исполнено, обратиться в суд.
Когда на данной стадии вынесли формальную «отписку», либо затягивают сроки рассмотрения жалобы или вовсе отказались принимать заявление, надо жаловаться в вышестоящие органы – в Генеральную прокуратуру. Либо вы можете пропустить этот этап, и сразу обратиться в суд.
Решение данного органа будет обязательным к исполнению. Добиться положительного ответа суда помогут юристы нашей компании.
Как оформить дорогу к участку по новому Земельному кодексу: как узаконить в 2023 году
Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда.
Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда. Подробнее о том, какая земля будет раздаваться и на каких основаниях, можно узнать из статьи 39.5 ЗК РФ. Хотя следует принимать во внимание, что могут возникнуть другие основания.
Какую землю можно получить без денег
Чтобы оформить бесплатный участок, нужно быть обладателем льгот или участником программы развития. Кроме того, всегда есть возможность получить землю если недаром, то заметно ниже цены:
- Бесплатная земля на льготных условиях. Чтобы получить такой участок, нужно чтобы у претендента были государственные награды. Размер участка составляет от 8-25 соток. Больше земли предлагают в деревнях. Убедиться, что к вам относятся льготные условия получения земли можно в МФЦ или в администрации по месту жительства.
- Раздача бесплатных гектаров под строительство. Это возможно по условиям региональных программ, для граждан, которые планируют построить на этой земле дом или вести сельское хозяйство. Есть несколько проектов, в том числе и «Дальневосточный гектар». Также россияне возможно вскоре смогут получить по одному гектару в арктической местности. Обычно участки предлагаются на 5 лет, а потом можно оформить долгосрочную аренду.
- Освоение бесхозных земель и домов. На территории РФ есть множество заброшенных участков, где нередко встречаются вполне нормальные дома. Правда стоят они обычно в глубинках или дачных товариществах. По закону стать владельцами такой недвижимости можно практически бесплатно. Но прежде чем заниматься оформлением, придется уточнить, нет ли у участка владельца. Тогда земля переходит государству, а потом разыгрывается на аукционе. Если претендент только один, то и цену никто не будет перебивать.
Если 15 лет пользоваться участком в открытой форме, тогда можно стать владельцем вообще бесплатно. Достаточно просто подать заявление и собрать соответствующие документы.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Ещё один популярный вариант оформления бесплатного участка – если на нем проживает многодетная семья. Есть вариант для одинокого родителя, но только при условии, что у него как минимум трое детей.
Есть несколько местных законов, что дают право на бесплатную землю. Например, речь о землях Дальневосточного округа и других территориальных субъектах или согласно ФЗ № 119-ФЗ или ФЗ N 161-ФЗ. При передаче земли в собственность бесплатно, самое важное – соблюдать законы.
Особенности оформления бесплатной территории
Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг. В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера.
Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость. Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.
Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки.
Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли. Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).
Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.
Необходимые документы
Оформление запроса на получение бесплатной земли начинается со сбора документов. Нужно принести:
- (нужна копия);
- План межевания участка; ;
- Бумаги, что подтверждают право на получение участка земли;
- Справку о составе семьи (если речь о многодетной семье);
- Справку, что работаете в муниципальном образовании;
- Доверенность, если бумаги будет подавать представитель.
Подавать бумаги нужно по адресу местной администрации.
Во сколько обойдется сделка
Бесплатная передача участка будет не совсем «бесплатной». Например, нужно заплатить за межевой и технический план, а также регистрацию в Росреестре.
Получить юридическую помощь по вопросам, как получить бесплатную землю от государства в России можно на нашем сайте.
Ширина дороги общего пользования в СНТ — СНиПы и нормы 2023
Процесс строительства и ремонта дороги общего пользования в СНТ бьет по карману садоводов. Вопрос подъезда к дачным участкам всегда был и остается животрепещущим.
Соседи загораживают пожарные проезды, устраивая стоянки, бросают машины на обочине, потому что на 6 сотках самим развернуться негде, не то, что машину припарковать. Из-за этого заторы.
- Закажешь доставку стройматериалов или дров – а подъезды забиты.
- Средства собираются колоссальные, а результат бывает плачевным, хотя существуют правила строительства дачной дороги.
- Для того, чтобы проезды всегда оставались свободными должны быть соблюдены предписания по строительству дорог.
Нормы и правила 2023 ширины дороги в СНТ – действующие СП и СНиПы
В 2021 году своды правил, касательно ширины дорог, обновились и претерпели существенные изменения.
СП.34.13330.2021
Оформление дороги в муниципальную собственность в 2023 году – Ериковское сельское поселение
Как оформить собственность муниципалитета на имеющиеся (построенные хозяйственным способом в 80-х годах и без технической документации) автодороги местного значения?
Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В отношении сооружений автомобильного транспорта необходимо отметить, что замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.
Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. (Об этом также написано в Письме Минэкономразвития РФ от 30.04.2014 г. №Д23и-1518).
- Таким образом, если дороги местного значения имеют замощение из щебня или гравия, и не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
- По общему правилу государственный кадастровый учет автомобильных дорог осуществляется на основании следующих документов:
- — Заявление о государственном кадастровом учете;
- — Правоустанавливающий документ (в случае одновременной процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации права);
- В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (Далее – ГрК) установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
- Документы-основания подготовки технического плана:
- — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию/документ, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию;
- — технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта;
- — декларации и решения суда об осуществлении кадастрового учета.
Также согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГРК, признаются действительными.
- Таким образом:
- — в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 г. постановка осуществляется без разрешительной документации;
- — от 26 марта 1918 г. Декрет Совет народных комиссаров РСФСР «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности» (полномочия — Главные Дорожные Комитеты);
- — от 1 сентября 1924 г. декрет Всероссийский центральный исполнительный комитет совет народных комиссаров РСФСР «О подразделении шоссейных и грунтовых дорог РСФСР и о нормах полосы отвода при них»;
- — от 7 сентября 1946 г. № 595 Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР»;
— от 15.09.1962 г. № 949 Постановление Совмина СССР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий зданий и сооружений»;
Как поставить дорогу на кадастровый учет?
Постановка на учет дорог для автомобилей, как и других объектов, позволяет зафиксировать факт наличие такого имущества.
Кроме того, регистрация — возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных элементов дорожной инфраструктуры (туннелей, мостов и прочих сооружений).
Главная трудность заключается с юридическим оформлением такого имущества. Как поставить дорогу на кадастровый учет? В чем особенности оформления? О каких нюансах важно знать при регистрации?
Общие положения
По законодательству практически все объекты недвижимости, которые находятся на территории РФ, подлежат кадастровому учету. Не исключением считаются и дороги для автомобилей, которые приравниваются к объектам недвижимости (линейным сооружениям).
Подобная принадлежность поясняется тем фактом, что дороги являются инженерными конструкциями, а это позволяет говорить о возможности отнесения такого имущества к категории недвижимости. Но при постановке на учет линейных сооружений работают иные правила.
Регистрация линейных объектов в реестре госкадастра происходит с учетом требований ФЗ №221.
Грунтовые дороги как объект кадастрового учета
По законодательству кадастровый учет грунтовых дорог требуется не во всех случаях. Так, если объект относится к инженерным сооружением, зарегистрировать его придется. Если речь идет о простом направлении, которое накатано большим количеством транспорта, ставить на учет такой объект не требуется.
Рассмотрение грунтовых дорог как объекта кадастрового учета, в 90% случаев происходит индивидуально. При этом решение о необходимости регистрации сооружений часто принимает арбитражный суд.
Если при создании грунтовой дороги выполнялся комплекс строительных работ (создавались насыпи, монтировались системы отвода воды и так далее), она признается инженерным объектом.
Такое покрытие относится к категории недвижимости и подлежит регистрации.
В отношении асфальтированных дорог, имеющих твердое покрытие, вопросов нет. Такие объекты во всех случаях регистрируются в госкадастре. При этом порядок постановки на учет почти не отличается от того, что характерен для других объектов (сооружений и земли).
Виды паспортизации
Кадастровый учет — процедура, которая обязательства для закрепления права собственности в Росреестре. Цель оформления паспорта на дорогу заключается в получении сведений о сооружении, объеме транспортного потока, а также данных об окружающей ситуации. Сегодня существует 2 варианта паспортизации:
- Первичная. В этом случае собираются базовые сведения об автомобильной трассе. Сбор информации не требует применения дорогостоящего (специального) оборудования. При этом в организации дополнительных исследований также нет необходимости.
- Полная. Такой вариант паспортизации позволяет получить расширенные сведения после оформления первичного паспорта. Работа часто делается без оформления первичной документации. По законодательству разрешено сразу переходить к полному варианту оформления.
Сведения в паспорте
Паспорт на автомобильную дорогу содержит полные данные об инфраструктурном объекте:
- Размер дороги и земельной насыпи.
- Наличие путепроводов, мостов, тротуаров, автобусных остановок, пешеходных переходов и прочих объектов.
- Границы от начала до завершения проезжей части (общая длина).
- Категория объекта.
- Перечисление предусмотренных подъездов.
- Участки, обслуживаемые коммунальщиками и так далее.
Для чего ставить дорогу на кадастровый учет?
Регистрация дорог (в том числе грунтовых) является обязательной. Такие сооружения при определенных условиях, которые отмечались выше, признаются на уровне государства. Вот почему сведения о них должны отражаться в кадастре. Чтобы подготовить техдокументацию, делаются такие шаги:
- Определяется точное расположение сооружения.
- Выполняется геодезическая съемка. Для этих целей требуется оборудование, обладающее высокой точностью.
- Делается межевание участка. Этот шаг обязателен, ведь дорога имеет большую продолжительность. Это значит, что она неизбежно охватывает несколько кадастровых округов. Так что без разделения линейного объекта обойтись не выйдет, а технические бумаги оформляются по отдельности.
На базе полученных сведений оформляется окончательная документация.
Таким образом, постановка дорог на кадастровый учет обязательна для инженерных сооружений, будь это объект с твердым или грунтовым покрытием.
Как поставить дорогу на кадастровый учет?
Главные трудности в регистрации дороги заключается в оформлении необходимой документации. Здесь требуется предельное внимание и особый подход. Во избежание трудностей при оформлении важно иметь при себе следующие бумаги:
- Техплан сооружения.
- Бумаги, подтверждающие факт передачи объекта инфраструктуры в пользование.
- Акт приема линейного сооружения, а также постановление о его учреждении.
Чтобы поставить дорогу, как и другой объект, на кадастровый учет, делаются следующие шаги:
- Обращаемся в местный регистрационный орган.
- Оформляем и передаем заявку с учетом установленной формы и прикладываем необходимый пакет бумаг. Перечень документации лучше уточнить заранее применительно к оформляемому объекту недвижимости.
- Получаем расписку о принятии заявки и документации.
- Принимаем ответ (уведомление) о возможности регистрации сооружения или об отказе в предоставлении услуги.
- Получаем кадастровый паспорт (выписку).
В определенных случаях уполномоченный орган вправе отказать в услуге. Такое возможно при наличии противоречий в информации об объекте в различных документах (тех, что переданы для изучения).
Также уполномоченный орган может отказать при отсутствии каких-либо бумаг в пакете, ошибочно заполненном заявлении, неактуальности регистрации и так далее.
Отказ также случается, если лицо, которое обращается с заявлением, не имеет необходимых полномочий на выполнение такой работы.
Передача заявления и документации осуществляется следующими способами:
- Личное посещение территориального (местного) представительства Росреестра.
- Передача заявки и документов в кадастровую палату.
- Обращение в МФЦ. Перед посещением учреждения рекомендуется уточнить факт предоставления такой услуги, а также записаться на прием заблаговременно.
- Отправка почтой. При выборе варианта обязательна опись вложения, а также передача уведомления о вручении. В такой ситуации подпись должна удостоверяться нотариальным органом.
- Через Интернет. Передача документации возможна (в том числе подача заявки) возможна электронным способом — через сайты Росреестра и госуслуг.
При личной передаче бумаг важно требовать расписку от сотрудника о получении документации с датой, должностью, ФИО и подписью. Если бумаги передаются в дистанционном режиме, такое уведомление должно отправляться не позднее чем через 24 часа.
СРОКИ
Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.
Если регистрация дороги производится по решению судебного органа (к примеру, после необоснованного отказа со стороны уполномоченных структур), постановка на учет в кадастре занимает до 5 суток.
ИТОГИ
Дорога для автомобилей представляет собой инженерное сооружение. Оно в полной мере относится к объектам недвижимости и нуждается в прохождении регистрационных процедур.
Главные трудности касаются только грунтовых дорог, которые могут быть просто накатанными или изготавливаться с применением специального оборудования и материалов.
В первом случае регистрировать такие объекты не требуется, а во втором постановка на учет является обязательной.
Внутридворовой проезд — общее имущество собственников МКД или нет?
- Определение состава общего имущества многоквартирного дома и вытекающие из этого траты управляющих организаций на содержание общего имущества конкретного многоквартирного всегда является первостепенной задачей.
- При этом однозначно сказать, что внутридворовые проезды являются общим имуществом многоквартирного дома крайне затруднительно в силу следующего.
- В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
- Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
- К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
- К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
- Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
- Согласно пункту 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо определить является ли спорный проезд объектом транспортной инфраструктуры и предназначен ли он для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов.
При наличии указанных обстоятельств в совокупности уже следует, что проезд, по классификации, предусмотренной Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», относятся к дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).
При этом частная собственность представляет собой право владения, пользования и распоряжения тем или иным объектом собственности, закрепленное статьей 35, 36 Конституции Российской Федерации.
При этом именно отсутствие одного из элементов, а не ограничение прав, как например сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком, а не проездом, дорогой), свидетельствует об отсутствии права собственности на объект.
В большинстве случаев у собственников многоквартирных домов отсутствует право владения и распоряжения внутридворовым проездом, следовательно и отсутствует право собственности на внутридворовой проезд.
Немаловажным момент в конкретном случае является финансовая составляющая, а именно осуществляли ли собственники многоквартирных домов постройку спорных дворовых проездов за счет собственных денежных средств.
Также необходимо отметить, что управляющая организация в рамках договоров управления многоквартирными домами, за исключением ситуации, когда в многоквартирном доме утверждена индивидуальная ставка платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, руководствуется Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290. При этом ни в одной статье названного постановления на управляющую компанию не возложена обязанность по содержанию внутридворовых дорог, проездов.
Кроме того, для целей финансирования работ по содержанию жилого помещения на уровне муниципального образования утверждаются, ставки платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно денежные средства, получаемые от собственников по статье содержание жилья могут быть направлены исключительно на финансирование работ в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, выходит что, внутридворовые проезды по большей части отнести к общедомовому имуществу можно с очень большой натяжкой.
Но если управляющая организация не несет обязанность по ремонту внутридворовых проездов, то кто же тогда?
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пунктам 3, 4 Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1737, организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия:
- а) оценка технического состояния автомобильных дорог;
- б) разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- в) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- г) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из ст. 17 Федерального закона от 08.11.
2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно п.
13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.
1993 № 1090, лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Верховный суд РФ. Муниципальные власти должны заботиться о подъездных путях к частным домам
Вот главная мысль, которую высказал высокий суд: «Наличие входящего в улично-дорожную сеть населенного пункта подъездного пути и содержание его в надлежащем состоянии является одним из условий соблюдения прав и законных интересов собственника жилья». В том числе, и права собственника на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, и доступ к нему экстренных служб.
До недавнего времени дело обстояло так: если дорога, у края которой стоит частный дом, имеет законную регистрацию, то ее почистят от снега и приведут в порядок. Но если так называемый подъездной путь к частному сектору не зарегистрирован, то это уход за ним — проблема местных жителей.
Но нашлась хозяйка частного дома, которая не согласилась с таким положением. И Верховный суд не просто встал на ее сторону, но и объяснил, что закон в этом случае — также на стороне собственника. Но до такого решения ВС упорной гражданке пришлось пройти долгий и непростой путь.
А началось все с того, что собственница участка и дома на нем, написала заявление в орган местного самоуправления. Просила включить дорогу около ее дома в реестр муниципального имущества.
А еще обеспечить подъезд к этой дороге, ее ремонт, уборку и очистку от снега. Гражданке чиновники отказали. Женщина отправилась в суд с теми же требованиями. Но суд встал на сторону чиновников.
Апелляция с кассацией ничего менять не стали.
По мнению местных судов, проезд к дому гражданки «не подлежит включению в реестр муниципального имущества», а обязанность содержать проезд «в зоне индивидуальной застройки» возлагается на собственников домов. «Расчистка и содержание съездов с автодороги к частным домам осуществляется за счет средств собственников жилья».
А еще суды заявили, что такая дорога в реальности существует, но официально ее нет.
Говоря чиновничьим языком, дорога не приватизировалась, в муниципальную собственность не передавалась, а это говорит о том, что она — «бесхозяйный объект недвижимости».
То есть дорога не считается объектом капитального строительства, не вводилась в эксплуатацию законным образом, у нее нет технического паспорта, и вообще дорога «не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам».
Но гражданка с отказами не согласилась и пошла дальше и выше — в Верховный суд. Там спор изучили и объяснили коллегам, в чем они были не правы.
Итак, в Правилах благоустройства территории муниципального образования, где живет женщина, сказано, что ответственность за организацию и уборку «улично-дорожной сети» возлагается на «балансодержателей и подрядные организации».
К слову, то же самое сказано в подобных документах по всей стране. Гражданка в суде заявила, что отказ чиновников привести в порядок подъезд к ее дому и участку привел к нарушению ее прав, ведь проезд к ее дому расположен на землях населенного пункта общего пользования.
Почему-то эти доводы гражданки правовой оценки не получили, заявил ВС.
Незаконными назвал ВС и выводы судов о том, что дорогу сочли бесхозяйным имуществом.
Тут высокий суд напомнил статью 214 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что земля «и другие природные ресурсы», не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Напомнил ВС и про решение Конституционного суда (N 186-О от 11.02.2021 г.). Там сказано о наличии на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли.
И заявлено, что «несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации прав собственности… не означает, что публичное образование фактически отказалось от собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе участка. А отсутствие учета, не свидетельствует о том, что участок является бесхозяйным».
По мнению ВС, местные суды не дали правовой оценки тому обстоятельству, что орган местного самоуправления не исполнил свою обязанность — не включил проезд к дому гражданки в документы территориального планирования муниципального образования, не определил балансодержателя или подрядчика по содержанию проезда. А это «повлекло нарушение прав» нашей героини на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры и доступ к ее дому экстренных служб.
- Отказы гражданке в судах отменены, дело пересмотрят согласно разъяснениям Верховного суда.
- Решение Верховного суда РФ о том, кто должен ообеспечивать гражданам беспрепятственный подъезд к их частному дому, можно смело назвать революционным:
- Определение Верховного суда РФ N 64-КАД22-1-К9
https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-06072022-n-64-kad22-1-k9/