Плата за обслуживание домофона 2023
Домофон представляет собой сложное электронное устройство, обеспечивающее жильцам домов комфорт и относительную безопасность подъездов. Удобства механизма несомненны. Однако граждан удивляют и возмущают ежемесячные начисления за обслуживание оборудования, которые управляющая компания включает в счета.
Разберем, законны ли дополнительные суммы в платежках. От чего зависит величина дополнительного взноса. Можно ли не вносить деньги за обслуживание домофона? В каких ситуациях разрешено отказаться от платежа, а когда таковое невозможно.
Законодательство
Вопросы финансирования электронной системы запора входной двери разобраны в нескольких нормативных актах. Так, регулирование ситуации производится на основании:
Важно: домофон по функционалу и способу применения признается общедомовым имуществом. А содержание последнего отнесено к обязанностям жильцом домов.
Автоматическая система пунктом 7 Правил содержания общедомового имущества (Постановление № 491) отнесена к последнему. В 36 статье ЖК расшифровано понятие общей собственности. Таковая принадлежит всем жильцам подъезда или здания в долях. А в 39 статье ЖК указано, что общедомовое имущество содержат собственники.
Таким образом, включение нового вида платежа в счета собственников и съемщиков квартир имеет основание. Но есть определенные нюансы.
Дело в том, что приобретается имущество только с согласия будущих владельцев. Они же обязаны позаботиться о содержании собственности.
Следовательно, установка домофона сопровождается оформлением документации. От ее вида и содержания зависит будущая сумма в платежке.
Скачать для просмотра и печати:
Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме
Пункт 7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ
- Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме ЖК РФ
- Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
За что нужно платить
Домофон — это сложная электронная система. Для ее функционирования необходима электроэнергия. Кроме того, она нуждается в профилактическом обслуживании. Плата с пользователей взимается для организации таких мероприятий:
- электропитания;
- ремонта;
- обслуживания.
Фактически система требует не так много денег. Ломается хорошее оборудование нечасто. А электричества берет немного, это же не обогревательный прибор. Но иногда в счетах фигурируют неоправданные цифры.
Например, жильцы одного из домов обзавелись электронным ключом. На приобретение аппаратуры и ее установку им потребовалось 10 000,0 р. В подъезде расположено 64 квартиры.
Все собственники стали получать дополнительные счета на обслуживание оборудования в размере 160,0 р. в месяц. Это составляет 10 240,0 р.
Понятно, что жителям дешевле ежемесячно устанавливать новое оборудование, чем содержать смонтированную систему.
Откуда берется сумма за содержание домофона
Автоматическая система запора входной двери устанавливается в подъезде по инициативе собственника. Мероприятие предполагает наличие договора сторон. И от его условий зависит дополнительная сумма в платежке. Иногда жильцы сами виноваты в том, что приходится платить необоснованный ежемесячный платеж.
Как правило, установка электронной системы происходит по следующей схеме:
- Жители приходят к общему согласию и необходимости оборудования.
- Совместно собственники выбирают способ взаимодействия с предприятием, предоставляющим соответствующую услугу:
- заключить договор самостоятельно (через уполномоченное лицо);
- передать ответственность управляющей компании.
- В договоре прописываются условия обслуживания устройства, в том числе финансовые.
Будущие начисления за содержание оборудования зависят от условий соглашения с обслуживающим предприятием. А граждане зачастую не обращают внимания на такие мелочи. Тем не менее это крайне важный фактор. Фирма заинтересована в получении регулярного дохода. Если не ограничить ее требования разумными пределами, то придётся платить постоянно.
Важно: размер и регулярность платежа за обслуживание домофона устанавливается договором сторон.
Обязательно ли платить
Начисления бухгалтерия обязана производить на основании условий договора. Если в документе указана абонплата, то вносить ее придется. Гражданин может инициативно поинтересоваться условиями соглашения. Экземпляр хранится в управляющей компании, так как именно эта организация занимается расчетами с жильцами.
Существует иной способ расчетов с обслуживающим предприятием. Стороны могут договориться о ежегодном обслуживании и выполнении ремонтных работ. В такой ситуации фирма выставляет счета за обслуживание:
- раз в год;
- в случае ремонта.
Если нет трубки
Процесс установки оборудования связан с получением согласия от каждого квартиросъемщика и владельца. Причем документ необходимо оформлять письменно. Закон требует наличия протокола общего собрания жильцов. В нем описывается предстоящее мероприятие, в том числе:
- согласие каждого на расходы по приобретению и установке;
- подтверждение получения информации о необходимости вносить плату за обслуживание/ремонт;
- иное.
Важно: протокол подписывается каждым владельцем или квартиросъемщиком отдельно.
Отсутствие письменного согласия на установку оборудования может привести к незаконности взимания дополнительного взноса. В порядке действующего законодательства начисления делаются на содержание общедомового имущества.
А для того чтобы электронный ключ включили в его состав, необходимо переоформление технического паспорта здания.
Если таковое мероприятие не проведено, то начисления квартиросъемщику, отказавшемуся от трубки, является незаконным.
Если аппарат сломался
В соглашении сторон четко прописываются условия обслуживания оборудования. Если последнее не функционирует, значит, требуется ремонт. Невыполнение условий дает собственнику право требовать у фирмы ответа. А это означает и снижение финансовых обязательств.
Подсказка: если домофон длительное время не функционирует, то жильцы подъезда могут потребовать перерасчета платы.
Если человек длительное время не проживает в помещении
На период отъезда из квартиры жилец вправе уведомить управляющую компанию с целью приостановки начислений. Однако правило не распространяется на содержание общедомовой собственности. Придется вносить деньги за домофон даже в случае отъезда на длительное время. Начисления производятся в соответствии с условиями соглашения.
Подсказка: желательно не задерживать внесение средств дольше 31 дня с даты наступления очередного платежа. Иначе у управляющей компании появится возможность производить начисление пеней.
Если договора нет
Совсем иные правила действуют, если жильцы не подписывали соглашения с фирмой, установившей систему запора. Отсутствие документа делает начисление незаконным. То есть управляющая компания не имеет права выставлять отдельный счет за обслуживание запорной системы. Расходы на электроэнергию включаются в общую строчку за содержание домовой собственности.
Подсказка: граждане могут потребовать перерасчета, если им выставляли счета необоснованно.
В момент принятия решения об установке в подъезде автоматического запора представитель фирмы предлагает людям выбрать тариф на обслуживание. Таковы различаются суммами и количеством услуг. А именно:
- Полный включает регулярную проверку, ремонт. Предполагает ежемесячный платеж.
- Есть тарифы, при которых оплачивать приходится только ежегодное обслуживание и ремонтные мероприятия.
- Иногда положение о профилактическом обслуживании не включается в документ. В такой ситуации взимание дополнительных денег незаконно.
Для сведения: судами Москвы, Воронежа и иных городов были приняты решения о проведении перерасчета по счетам за содержание домофона, выставленным без заключения договора.
Как отказаться от невыгодного соглашения с обслуживающим предприятием
Собственники в любой момент могут разорвать невыгодное соглашение с фирмой, установившей запорную систему. Для этого необходимо провести такие мероприятия:
- Собрать общее собрание жильцов дома/подъезда.
- Принять решение о приостановке действия предыдущего соглашения.
Порядок установки и оплаты домофона в многоквартирном доме
Цены за жилищно-коммунальные услуги ежегодно растут, поэтому собственники помещений в МКД хотят знать, за что они платят, какие услуги в квитанции включены законно, а на каких наживаются недобросовестные управляющие организации.
Одна из услуг, которая стабильно вызывает вопросы у жителей домов – установка и обслуживание домофона. Расскажем, каков порядок установки домофона в МКД и в каких случаях управляющая организация имеет право взимать за него плату.
Домофон – общее имущество собственников помещений в МКД
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется предоставлять собственникам помещений в этом доме работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме устанавливает п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. В него входят:
- межквартирные лестничные площадки;
- лестницы;
- коридоры;
- технические подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
- иное оборудование, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения.
Домофоны в многоквартирных домах устанавливаются на входе в подъезд, они обслуживают более одного помещения, поэтому входят в состав общего имущества МКД. Автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов МКД тоже включаются в состав общего имущества в МКД в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО
Порядок установки и подключения домофона
Установка и обслуживание домофона возможны в двух случаях: такие работы и услуги предусмотрены договором управления МКД или соответствующее решение принято на общем собрании собственников (ст. 44 ЖК РФ). О случае, когда управляющая организация устанавливает домофон на свои деньги, мы расскажем отдельно.
Договор управления многоквартирным домом может не предусматривать техническое обслуживание домофона в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Тогда для начисления платы за обслуживание запирающих устройств необходимо решение ОСС, согласно которому собственники могут заключить договор на обслуживание домофона либо напрямую с подрядной организацией, либо со своей управляющей организацией.
Даже если домофон планируют установить собственники только одного подъезда, для решения такого вопроса необходимо получить согласие и других собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ).
На общем собрании собственники могут принять решение о включении платы за обслуживание домофона в платёжный документ в составе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, согласно ст. 155 ЖК РФ. Собственники помещений в МКД могут заключить договор напрямую с подрядной организацией и получать отдельные квитанции за обслуживание домофона.
Прокурор разъясняет — Прокуратура г. Санкт-Петербург
Обязанность по техническому обслуживанию домофона возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме
Домофон (запирающее устройство) как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Таким образом, в случае, если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается согласно положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание домофона, то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.
Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, установленном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации о правилах принятия решений собраний, когда Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности принятия необходимых решений.
В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание, устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Домофон (запирающее устройство) как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Таким образом, в случае, если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается согласно положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание домофона, то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.
Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от конструкции взаимоотношений принимается в порядке, установленном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, или в порядке, предусмотренном главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации о правилах принятия решений собраний, когда Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности принятия необходимых решений.
В указанном случае тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание, устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.
Плата за обслуживание домофона законна или нет? Домофон общедомовое имущество или нет?
Плата за обслуживание домофона
Собрали и обобщили судебную практику по домофонам за 2020 год, чтобы читатели знали, как сейчас решается вопрос с оплатой домофона: когда отдельная плата за обслуживание домофона законна; что думают жилищные инспекции и суды; что нужно учитывать, если хочется отказаться от услуг и оплаты домофона.
https://www.youtube.com/watch?v=RyLQdnLC2xc\u0026pp=ygU-0J_Qu9Cw0YLQsCDQt9CwINC-0LHRgdC70YPQttC40LLQsNC90LjQtSDQtNC-0LzQvtGE0L7QvdCwIDIwMjM%3D
Чтобы погрузиться в вопрос полностью, рекомендуем прочитать всю статью, но если интересует что-то конкретное, то проще найти по содержанию, а москвичам – выбрать предпоследний пункт:
От чего зависит законность дополнительной оплаты домофона
- Когда суды оценивают законность оплаты домофона отдельной строкой (квитанцией), они учитывают:
- ➜ входит ли домофон в общее имущество собственников. Домофон относят к общему имуществу, если совпадает хотя бы одно из условий:
- -он был предусмотрен проектом дома;
- -он указан в договоре управления в составе общедомового имущества;
- -собственники на общем собрании приняли решение о включении домофона в общее имущество;
- -часть судов считают домофон общедомовым имуществом просто в силу закона, так как он обслуживает больше одного помещения.
➜ приняли ли собственники на общем собрании решение об оплате обслуживания домофона. Условия оплаты могут также содержаться в договоре управления, условия которого тоже утверждаются на общем собрании.
Если домофон не входит в общее имущество, то его обслуживание относят к дополнительным услугам, и для законного взимания платы нужно решение общего собрания. При наличии такого решения взимание платы – это нормально.
- Если домофон относится к общедомовому имуществу, то возможны варианты:
- ✓ обслуживание домофона включено в содержание, плата за него уже включена в ежемесячный размер платы за содержание жилья;
- ✓ обслуживание домофона не включено в перечень работ по содержанию и ремонта, поэтому размер платы определен отдельно (решением собрания, договором управления) и взимается дополнительно;
- ✓ содержание запирающего устройства на двери входит в общую плату за ЖКУ, а собственникам выставляется отдельная плата за «трубку» в квартире, от использования которой можно отказаться.
- Все эти случаи встречаются в жизни, и как правильно в конкретной ситуации – зависит от договора управления и решений общих собраний.
- Примеры незаконного начисления платы за домофон:
- ✗ управляющая компания самостоятельно поставила домофоны и стала собирать за них плату без решения общего собрания, без внесения изменений в договор управления или без заключения индивидуальных договоров;
- ✗ жильцы оплачивают обслуживание и ремонт домофона (отдельной строкой, квитанцией или в составе платы за содержание жилья), но тут домофон ломается, и за его починку жителям снова начисляют плату;
- ✗ домофон входит в общее имущество, управляющая компания обслуживает его за счет платы за содержание жилья, а тут появляются дополнительные квитанции от домофонщиков, которые тоже хотят денег.
Разъяснения органов власти про домофон
Из разъяснений органов власти есть письма Минрегиона и Минстроя РФ, правда, они не очень свежие.
Письмо Минстроя РФ от 11 апреля 2016 г. № 10686-АТ/04
Минстрой отмечает, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в доме. Состав общего имущества определяется в договоре управления, как и перечень работ по содержанию такого имущества. Дальше Минстрой выделяет две ситуации, от которых зависит, как должна начисляться плата:
-если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления, то оплата уже входит в состав ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения;
-если в договоре в перечне работ по содержанию и ремонту общедомового имущества нет технического обслуживания запирающего устройства, то для начисления платы нужно решение общего собрания собственников и заключение отдельного договора с управляющей организацией или со сторонней организацией, обслуживающей домофон. В этом случае плата за домофон, порядок её изменения, порядок внесения платы указывается в таком договоре.
Письмо Минрегиона России от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14
Домофон обслуживает более одной квартиры, поэтому отвечает всем признакам общедомового имущества.
Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общедомового имущества и является обязанностью управляющей организации.
Предъявление управляющей организацией собственнику к оплате стоимости такой дополнительной услуги, как «Обслуживание домофона», по мнению Минрегиона, является незаконным.
https://www.youtube.com/watch?v=RyLQdnLC2xc\u0026pp=YAHIAQE%3D
В этом же письме Министерство отмечает, что для установки домофона даже в одном подъезде необходимо проводить собрание собственников со всего дома, так как вопрос касается общедомового имущества.
Письмо Минрегиона России от 27.04.2011 № 8055 – 14/ИБ-ОГ
Минрегион повторяет, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, в подпункте «д» пункта 2 и пункте 7 Правил содержания общего имущества №491.
Многие дома построены до Жилищного кодекса РФ и при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации.
Из-за этого случается, что граждане, проживающие в одном подъезде, по своей инициативе устанавливают домофон на дверях своего подъезда и на основании прямых договоров с обслуживающей организацией за свой счет осуществляют содержание и ремонт устройства.
Это приводит к тому, что домофоны установлены не во всех подъездах или домофоны обслуживаются различными организациями.
По мнению Минрегиона, заключение прямых договоров с собственниками на обслуживание общего имущества незаконно. Заключать договор на техническое обслуживание домофона (как общего имущества) должна управляющая организация, обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.
«Следовательно, если домофон не предусмотрен проектом, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно…
В обязанности управляющей организации при наличии вышеназванных ситуаций входит проведение работы по организации обслуживания общего имущества в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством РФ».
Споры с жилищными инспекциями по вопросу начислений за домофон
С органами жилищного надзора управляющие организация судятся по самым разным причинам – от изменения размера платы до отключения домофона за долги.
Изменение размера платы
◉ Дело № А 56 – 83479/2019 из Санкт-Петербурга, дошедшее до Арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 12.05.2020)
- Суд с подачи управляющей организации признал незаконным предписание жилищной инспекции. Инспекции не понравилось увеличение размера платы за услугу «содержание и ремонт ПЗУ», но суды обосновали, почему на самом деле всё нормально и не стоило инспекции так реагировать:
- -между управляющей организацией и домофонной компанией заключен агентский договор, согласно которому управляющая организация (агент) включает в квитанции на оплату ЖКУ платеж за услуги домофонщиков по сервисному абонентскому обслуживанию домофонов в размере 50 руб. с квартиры;
- -такая сумма оплаты услуг утверждена решением общего собрания собственников; эта же сумма указана и в договорах на обслуживание домофона, заключенных между домофонщиками и собственниками.
Суды пришли к выводу о том, что собственники предоставили управляющей организации право повысить плату за домофон. Они отклонили довод инспекции о том, что в решении общего собрания не указано лицо, которому поручено заключить договор с домофонной компанией, поскольку это решение никем не оспорено.
Собственники уменьшили размер платы за домофон
◉ Дело № А 67 – 8027/2019 из Томска, которое дошло до Седьмого арбитражного апелляционного суда (постановление от 17.02.2020)
В этом примере собственники на общем собрании утвердили размер платы за обслуживание домофона – 0,10 руб./м 2 в составе платы за содержание жилья.
До этого размер платы за домофон составлял 15 рублей с квартиры (по договору управления), чуть позже – 20 рублей (по решению общего собрания).
Управляющая организация не стала следовать принятому собственниками новому решению и продолжала собирать отдельной строкой по 20 рублей с квартиры, за что получило предписание Департамента государственного жилищного надзора Томской области.
https://www.youtube.com/watch?v=azonXIvMzxU\u0026pp=ygU-0J_Qu9Cw0YLQsCDQt9CwINC-0LHRgdC70YPQttC40LLQsNC90LjQtSDQtNC-0LzQvtGE0L7QvdCwIDIwMjM%3D
Это предписание устояло в судах:
-размер платы за содержание и ремонт по общему правилу определяется на общем собрании собственников; решение общего собрания управляющей организацией не оспорено, не признано судом недействительным, в связи с чем оснований не исполнять его при начислении оплаты за содержание домофона у организации не было.
Суд сослался на часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которой право ежегодно устанавливать размер платы за содержание предоставлено общему собранию собственников.
Из этого суд сделал неприятный для управляющей организации вывод о том, что при соблюдении требований пункта 4 статьи 450 ГК РФ собственники являются стороной, которой специальными нормами жилищного законодательства предоставлено право в одностороннем порядке изменять договор управления.
Кроме этого, суд отклонил довод организации о том, что домофон не является общедомовым имуществом:
«в соответствии с договором управления, в состав общего имущества дома, в отношении которого осуществляется управление, включаются, в том числе электрическое, механическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно примечанию к разделу договора, «обслуживание такого общего имущества, как домофоны, кодовые замки, осуществляется специализированными предприятиями по специальному соглашению». Таким образом, из буквального толкования текста договора следует, что автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов являются общим имуществом».
Возложение обязанности отремонтировать домофон
◉ Дело № А 24 – 1425/2020 из Петропавловска-Камчатского, дошедшего до Арбитражного суда Дальневосточного округа (постановление от 01.12.2020)
- Суды оценивали, насколько законно требование Государственной жилищной инспекции Камчатского края отремонтировать домофон в подъезде дома, адресованное управляющей организации.
- Суд первой инстанции подержал инспекцию, решив, что домофон – это общедомовое имущество, которое управляющая организация обязана обслуживать.
- Однако апелляционная инстанция встала на сторону управляющей организации:
- -домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей действительно отвечает признакам общедомового имущества;
- -между тем для определения лица, которое обязано обслуживать домофон, надо определить, включено ли это оборудование в состав общего имущества в порядке, установленном жилищным законодательством. Состав общего имущества, как и перечень работ, утверждается собственниками на общем собрании;
- -закон не позволяет управляющей организации самостоятельно определять перечень работ по содержанию общедомового имущества;
- -в заключенном с собственниками договоре управления нет работ по ремонту домофона. Не заложена плата за эти работы и в муниципальном тарифе;
-из технической документации следует, что при постройке дома домофона в подъезде не было, в перечне общего имущества в приложении к договору управления домофон также не значится. Не доказано и то, что домофон включался в состав общедомового имущества решением общего собрания собственников.
- При проверке обстоятельства появления домофона в подъезде не выяснялись.
- Суд пришел к выводу, что «в отсутствие доказательств оборудования дома при постройке автоматически запирающимся устройством и в отсутствие доказательств передачи такого дополнительного оборудования решением общего собрания собственников в состав общего имущества такого МКД домофон на двери подъезда не является частью общего имущества…
- При таких обстоятельствах у жилищной инспекции не имелось правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности выполнить ремонт оборудования».
- Суд отклонил довод о том, что «использующееся собственникам МКД домофонное оборудование представляет собой неотделимое улучшение и автоматически относится к общедомовому имуществу, что проведения собрания собственников о включении домофона в состав общего имущества не требуется, и что права на домофон, как на самостоятельный объект права собственности, утрачиваются в результате присоединения этого имущества к общедомовому», поскольку такой вывод не следует из жилищного законодательства.
- Управляющая организация по конкурсу дополнительно начисляла за домофон
◉ Дело № А 42 – 11488/2019 из Мурманска, завершившееся в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде (постановление от 05.08.2020)
Управляющая организация получила дом по конкурсу, и сверх указанной в конкурсной документации платы собирала деньги за домофон. За это она получила предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области, пошла его оспаривать в суд.
- Суд посчитал обоснованными претензии инспекции к дополнительному начислению платы за домофон.
- Не вдаваясь в детали, суды указали, что домофонное оборудование отвечает признакам общедомового имущества, следовательно, его оплата должна входить в состав платы за содержание общего имущества.
- Дополнительная плата незаконна, так как протокол собрания неправильный
◉ Дело № А 26 – 304/2020 из Карелии, которое дошло до Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14.07.2020)
Жилищно-строительный кооператив начислял дополнительную плату за домофон – 34 рубля с квартиры – на основании решения общего собрания собственников.
Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору не понравились такие начисления, так как протокол собрания был неправильно оформлен.
Суды поддержали предписание с требованием прекратить начисления за домофон:
Плата за домофон в ЕПД теперь будет отдельной строкой для всех домов Москвы при расчетах через МФЦ
Целый ряд законодательных изменений в сфере ЖКХ Москвы с января 2022 года прошли практически незамеченными. Одно из них следующее: теперь для всех домов столицы при расчётах за жилищно-коммунальные услуги через МФЦ (с использованием городской системы АСУ ЕИРЦ) плата за обслуживание запирающих устройств будет выделяться отдельной строкой в ЕПД.
Для тех жителей, которые давно платят по отдельной строке за домофон, ничего не изменится. А вот те активные жители, которым удалось такую отдельную строку исключить из Единого платежного документа на основании того, что запирающее устройство входит в состав общего имущества, получат теперь «сюрприз».
Данное изменение внесено постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2021 года N 1901-ПП и теперь закреплено в пункте 3.6 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП:
3.6. При формировании единого платежного документа с использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ) отдельной строкой выделяется плата за обслуживание запирающих устройств.
При этом можно с уверенностью сказать, что если платеж за запирающее устройство будет вынесен отдельной строкой в ЕПД, т.е. исключен из платы в строке «Содержание жилого помещения», то на размер платежа за Содержание это всё равно никак не повлияет.
Более того, для таких домов могут начаться проблемы с оплатой и, соответственно, обслуживанием установленных домофонов.
Дело в том, что чтобы плата за запирающее устройство появилась отдельной строкой в ЕПД, должно быть решение общего собрания собственников (ОСС) — это указано в действующем приказе ДЖКХ Москвы от 23 мая 2017 года №01-01-13-107/17 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для заключения договоров на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги». А учитывая, что всё это новшество было введено только 7 декабря и, само собой, без предварительного объявления и уведомления, то никакие ОСС даже и не могли бы быть проведены за это короткое время.
Так что если вы платите за ЖКУ по Единому платежному документу, а в доме установлен домофон, но отдельной строки в ЕПД раньше не было, то теперь она появится. Или же домофонная компания будет выставлять оплату за обслуживание запирающего устройства отдельными платежными документами.
.
Плата за обслуживание домофона
Собрали и обобщили судебную практику по домофонам за 2020 год, чтобы читатели знали, как сейчас решается вопрос с оплатой домофона: когда отдельная плата за обслуживание домофона законна; что думают жилищные инспекции и суды; что нужно учитывать, если хочется отказаться от услуг и оплаты домофона.
Чтобы погрузиться в вопрос полностью, рекомендуем прочитать всю статью, но если интересует что-то конкретное, то проще найти по содержанию, а москвичам – выбрать предпоследний пункт:
От чего зависит законность дополнительной оплаты домофона
- Когда суды оценивают законность оплаты домофона отдельной строкой (квитанцией), они учитывают:
- ➜ входит ли домофон в общее имущество собственников. Домофон относят к общему имуществу, если совпадает хотя бы одно из условий:- он был предусмотрен проектом дома;- он указан в договоре управления в составе общедомового имущества;- собственники на общем собрании приняли решение о включении домофона в общее имущество;
- — часть судов считают домофон общедомовым имуществом просто в силу закона, так как он обслуживает больше одного помещения.
➜ приняли ли собственники на общем собрании решение об оплате обслуживания домофона. Условия оплаты могут также содержаться в договоре управления, условия которого тоже утверждаются на общем собрании.
Если домофон не входит в общее имущество, то его обслуживание относят к дополнительным услугам, и для законного взимания платы нужно решение общего собрания. При наличии такого решения взимание платы – это нормально.
- Если домофон относится к общедомовому имуществу, то возможны варианты:✓ обслуживание домофона включено в содержание, плата за него уже включена в ежемесячный размер платы за содержание жилья;✓ обслуживание домофона не включено в перечень работ по содержанию и ремонта, поэтому размер платы определен отдельно (решением собрания, договором управления) и взимается дополнительно;✓ содержание запирающего устройства на двери входит в общую плату за ЖКУ, а собственникам выставляется отдельная плата за «трубку» в квартире, от использования которой можно отказаться.
- Все эти случаи встречаются в жизни, и как правильно в конкретной ситуации – зависит от договора управления и решений общих собраний.
- Примеры незаконного начисления платы за домофон:✗ управляющая компания самостоятельно поставила домофоны и стала собирать за них плату без решения общего собрания, без внесения изменений в договор управления или без заключения индивидуальных договоров;✗ жильцы оплачивают обслуживание и ремонт домофона (отдельной строкой, квитанцией или в составе платы за содержание жилья), но тут домофон ломается, и за его починку жителям снова начисляют плату;
- ✗ домофон входит в общее имущество, управляющая компания обслуживает его за счет платы за содержание жилья, а тут появляются дополнительные квитанции от домофонщиков, которые тоже хотят денег.
Разъяснения органов власти про домофон
Из разъяснений органов власти есть письма Минрегиона и Минстроя РФ, правда, они не очень свежие.
Письмо Минстроя РФ от 11 апреля 2016 г. № 10686-АТ/04
Минстрой отмечает, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, в связи с чем принадлежит на праве собственности собственникам помещений в доме.
Состав общего имущества определяется в договоре управления, как и перечень работ по содержанию такого имущества.
Дальше Минстрой выделяет две ситуации, от которых зависит, как должна начисляться плата:- если техническое обслуживание домофона предусмотрено договором управления, то оплата уже входит в состав ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения;
— если в договоре в перечне работ по содержанию и ремонту общедомового имущества нет технического обслуживания запирающего устройства, то для начисления платы нужно решение общего собрания собственников и заключение отдельного договора с управляющей организацией или со сторонней организацией, обслуживающей домофон. В этом случае плата за домофон, порядок её изменения, порядок внесения платы указывается в таком договоре.
Письмо Минрегиона России от 23.08.2010 № 30665-ИБ/14
Домофон обслуживает более одной квартиры, поэтому отвечает всем признакам общедомового имущества. Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общедомового имущества и является обязанностью управляющей организации.
Предъявление управляющей организацией собственнику к оплате стоимости такой дополнительной услуги, как «Обслуживание домофона», по мнению Минрегиона, является незаконным.
https://www.youtube.com/watch?v=RyLQdnLC2xc\u0026pp=YAHIAQE%3D
В этом же письме Министерство отмечает, что для установки домофона даже в одном подъезде необходимо проводить собрание собственников со всего дома, так как вопрос касается общедомового имущества.
Письмо Минрегиона России от 27.04.2011 № 8055 – 14/ИБ-ОГ
Минрегион повторяет, что домофон отвечает признакам общедомового имущества, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, в подпункте «д» пункта 2 и пункте 7 Правил содержания общего имущества №491.
Многие дома построены до Жилищного кодекса РФ и при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации.
Из-за этого случается, что граждане, проживающие в одном подъезде, по своей инициативе устанавливают домофон на дверях своего подъезда и на основании прямых договоров с обслуживающей организацией за свой счет осуществляют содержание и ремонт устройства.
Это приводит к тому, что домофоны установлены не во всех подъездах или домофоны обслуживаются различными организациями.
По мнению Минрегиона, заключение прямых договоров с собственниками на обслуживание общего имущества незаконно. Заключать договор на техническое обслуживание домофона (как общего имущества) должна управляющая организация, обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.
«Следовательно, если домофон не предусмотрен проектом, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно…В обязанности управляющей организации при наличии вышеназванных ситуаций входит проведение работы по организации обслуживания общего имущества в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством РФ».
Споры с жилищными инспекциями по вопросу начислений за домофон
С органами жилищного надзора управляющие организация судятся по самым разным причинам – от изменения размера платы до отключения домофона за долги.
Изменение размера платы
◉ Дело № А56 – 83479/2019 из Санкт-Петербурга, дошедшее до Арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 12.05.2020)
Суд с подачи управляющей организации признал незаконным предписание жилищной инспекции.
Инспекции не понравилось увеличение размера платы за услугу «содержание и ремонт ПЗУ», но суды обосновали, почему на самом деле всё нормально и не стоило инспекции так реагировать:- между управляющей организацией и домофонной компанией заключен агентский договор, согласно которому управляющая организация (агент) включает в квитанции на оплату ЖКУ платеж за услуги домофонщиков по сервисному абонентскому обслуживанию домофонов в размере 50 руб. с квартиры;
— такая сумма оплаты услуг утверждена решением общего собрания собственников; эта же сумма указана и в договорах на обслуживание домофона, заключенных между домофонщиками и собственниками.
Суды пришли к выводу о том, что собственники предоставили управляющей организации право повысить плату за домофон. Они отклонили довод инспекции о том, что в решении общего собрания не указано лицо, которому поручено заключить договор с домофонной компанией, поскольку это решение никем не оспорено.
Собственники уменьшили размер платы за домофон
◉ Дело № А67 – 8027/2019 из Томска, которое дошло до Седьмого арбитражного апелляционного суда (постановление от 17.02.2020)
В этом примере собственники на общем собрании утвердили размер платы за обслуживание домофона – 0,10 руб./м2 в составе платы за содержание жилья.
До этого размер платы за домофон составлял 15 рублей с квартиры (по договору управления), чуть позже – 20 рублей (по решению общего собрания).
Управляющая организация не стала следовать принятому собственниками новому решению и продолжала собирать отдельной строкой по 20 рублей с квартиры, за что получило предписание Департамента государственного жилищного надзора Томской области.
Это предписание устояло в судах:- размер платы за содержание и ремонт по общему правилу определяется на общем собрании собственников; решение общего собрания управляющей организацией не оспорено, не признано судом недействительным, в связи с чем оснований не исполнять его при начислении оплаты за содержание домофона у организации не было.
Суд сослался на часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которой право ежегодно устанавливать размер платы за содержание предоставлено общему собранию собственников.
Из этого суд сделал неприятный для управляющей организации вывод о том, что при соблюдении требований пункта 4 статьи 450 ГК РФ собственники являются стороной, которой специальными нормами жилищного законодательства предоставлено право в одностороннем порядке изменять договор управления.
Кроме этого, суд отклонил довод организации о том, что домофон не является общедомовым имуществом:«в соответствии с договором управления, в состав общего имущества дома, в отношении которого осуществляется управление, включаются, в том числе электрическое, механическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Согласно примечанию к разделу договора, «обслуживание такого общего имущества, как домофоны, кодовые замки, осуществляется специализированными предприятиями по специальному соглашению». Таким образом, из буквального толкования текста договора следует, что автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов являются общим имуществом».
Возложение обязанности отремонтировать домофон
◉ Дело № А24 – 1425/2020 из Петропавловска-Камчатского, дошедшего до Верховного Суда РФ (определение от 30.03.2021)
Суды оценивали, насколько законно требование Государственной жилищной инспекции Камчатского края отремонтировать домофон в подъезде дома, адресованное управляющей организации.
Суд первой инстанции подержал инспекцию, решив, что домофон – это общедомовое имущество, которое управляющая организация обязана обслуживать.
Однако апелляционная инстанция встала на сторону управляющей организации:- домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей действительно отвечает признакам общедомового имущества;- между тем для определения лица, которое обязано обслуживать домофон, надо определить, включено ли это оборудование в состав общего имущества в порядке, установленном жилищным законодательством. Состав общего имущества, как и перечень работ, утверждается собственниками на общем собрании;- закон не позволяет управляющей организации самостоятельно определять перечень работ по содержанию общедомового имущества;- в заключенном с собственниками договоре управления нет работ по ремонту домофона. Не заложена плата за эти работы и в муниципальном тарифе;- из технической документации следует, что при постройке дома домофона в подъезде не было, в перечне общего имущества в приложении к договору управления домофон также не значится. Не доказано и то, что домофон включался в состав общедомового имущества решением общего собрания собственников.
- При проверке обстоятельства появления домофона в подъезде не выяснялись.
- Суд пришел к выводу, что «в отсутствие доказательств оборудования дома при постройке автоматически запирающимся устройством и в отсутствие доказательств передачи такого дополнительного оборудования решением общего собрания собственников в состав общего имущества такого МКД домофон на двери подъезда не является частью общего имущества…При таких обстоятельствах у жилищной инспекции не имелось правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности выполнить ремонт оборудования».
- Суд отклонил довод о том, что «использующееся собственникам МКД домофонное оборудование представляет собой неотделимое улучшение и автоматически относится к общедомовому имуществу, что проведения собрания собственников о включении домофона в состав общего имущества не требуется, и что права на домофон, как на самостоятельный объект права собственности, утрачиваются в результате присоединения этого имущества к общедомовому», поскольку такой вывод не следует из жилищного законодательства.
- Управляющая организация по конкурсу дополнительно начисляла за домофон
◉ Дело № А42 – 11488/2019 из Мурманска, завершившееся в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде (постановление от 05.08.2020)
Управляющая организация получила дом по конкурсу, и сверх указанной в конкурсной документации платы собирала деньги за домофон. За это она получила предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области, пошла его оспаривать в суд.Суд посчитал обоснованными претензии инспекции к дополнительному начислению платы за домофон.
- Не вдаваясь в детали, суды указали, что домофонное оборудование отвечает признакам общедомового имущества, следовательно, его оплата должна входить в состав платы за содержание общего имущества.
- Дополнительная плата незаконна, так как протокол собрания неправильный
◉ Дело № А26 – 304/2020 из Карелии, которое дошло до Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление от 14.07.2020)