Правила

Оформление земли выделенной в 1990 х годах под посадку картофеля 2023

В Государственную думу внесен законопроект, которым предлагается передать в муниципальную собственность значительную часть земельных участков, выделенных в 1990-е годы колхозникам при приватизации.

Оформление земли выделенной в 1990 х годах под посадку картофеля 2023

Инициатором поправок в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения стала группа депутатов-единороссов. По словам парламентариев, в 1991 году было утверждено положение о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельхозпредприятий.

Земля и все имущество были переданы в частную собственность трудовым коллективам и поделены на доли. При этом предписывалось в течение трех месяцев ликвидировать колхозы и совхозы и на их базе создать фермерские хозяйства, акционерные общества, кооперативы.

Колхозы и совхозы лишались права пользоваться ранее закрепленными за ними на вечное пользование сельскохозяйственными землями, а каждый работник получил в собственность земельную долю.

При этом крестьянину выдавалась «Государственная расписка» – свидетельство о том, что он получает от государства бесплатно пай земли.

Свидетельство могли получить члены колхозов и рабочие совхозов, включая ранее работавших пенсионеров, а также сельские врачи, учителя, работники торговли и некоторые другие категории граждан.

Размер доли определялся простым делением земли на число получателей доли.

Свидетельство на земельную долю получили более 12 миллионов граждан, 82,7% от всей площади обрабатываемой земли перешло в собственность граждан. Однако процесс юридического оформления прав на землю до сих пор не завершен. Оформлено и поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель, лишь около 4 млн человек юридически оформили свои права на участки.

Все это, по словам парламентариев, является сейчас источником различного рода земельных махинаций, скупки и перепродажи земельных долей. «Спекуляция земельными участками приносит в одночасье миллиардные прибыли различного рода авантюристам», – указывают депутаты. Более 30 млн га ранее обрабатываемых земель уже заросли лесом.

Решение о формировании земельных угодий и постановке на учет земельных участков, образованных из невостребованных долей, сейчас может быть принято только по решению судебных органов. При этом подготовка документов для этого в законодательстве прописана нечетко и требует больших финансовых ресурсов.

В связи с этим законопроектом предлагается уточнить порядок подготовки документов о признании земельных долей невостребованными и постановки таких земельных участков на кадастровый учет по решению общего собрания участников долевой собственности.

Собрание вправе утвердить список граждан, не востребовавших и не распорядившихся земельной долей, принять решение о межевании и формировании земельного участка из невостребованных долей, постановке его на кадастровый учет и о безвозмездной передаче участка органу местного самоуправления.

Списки граждан, земельные доли которых признаны невостребованными, предлагается публиковать в средствах массовой информации.

Устанавливается, что владелец земельных долей, включенных в перечень невостребованных, в течение 3 лет после вступления закона в силу сможет, подтвердив свои права на землю, получить в собственность участок в размере земельных долей или денежное возмещение из муниципального бюджета.

Предполагается, что принятие законопроекта позволит вернуть в оборот десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель.

legal.report

Бесплатная земля в России в 2023 году: условия, как получить

Некоторые россияне могут рассчитывать на получение земельного участка совершенно бесплатно. Землю выделяют из муниципального или государственного фонда. Подробнее о том, какая земля будет раздаваться и на каких основаниях, можно узнать из статьи 39.5 ЗК РФ. Хотя следует принимать во внимание, что могут возникнуть другие основания.

Оформление земли выделенной в 1990 х годах под посадку картофеля 2023

Какую землю можно получить без денег

Чтобы оформить бесплатный участок, нужно быть обладателем льгот или участником программы развития. Кроме того, всегда есть возможность получить землю если недаром, то заметно ниже цены:

  • Бесплатная земля на льготных условиях. Чтобы получить такой участок, нужно чтобы у претендента были государственные награды. Размер участка составляет от 8-25 соток. Больше земли предлагают в деревнях. Убедиться, что к вам относятся льготные условия получения земли можно в МФЦ или в администрации по месту жительства.
  • Раздача бесплатных гектаров под строительство. Это возможно по условиям региональных программ, для граждан, которые планируют построить на этой земле дом или вести сельское хозяйство. Есть несколько проектов, в том числе и «Дальневосточный гектар». Также россияне возможно вскоре смогут получить по одному гектару в арктической местности. Обычно участки предлагаются на 5 лет, а потом можно оформить долгосрочную аренду.
  • Освоение бесхозных земель и домов. На территории РФ есть множество заброшенных участков, где нередко встречаются вполне нормальные дома. Правда стоят они обычно в глубинках или дачных товариществах. По закону стать владельцами такой недвижимости можно практически бесплатно. Но прежде чем заниматься оформлением, придется уточнить, нет ли у участка владельца. Тогда земля переходит государству, а потом разыгрывается на аукционе. Если претендент только один, то и цену никто не будет перебивать.

Если 15 лет пользоваться участком в открытой форме, тогда можно стать владельцем вообще бесплатно. Достаточно просто подать заявление и собрать соответствующие документы.

Кому доступен бесплатный земельный участок

Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.

Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.

Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.

Ещё один популярный вариант оформления бесплатного участка – если на нем проживает многодетная семья. Есть вариант для одинокого родителя, но только при условии, что у него как минимум трое детей.

Есть несколько местных законов, что дают право на бесплатную землю. Например, речь о землях Дальневосточного округа и других территориальных субъектах или согласно ФЗ № 119-ФЗ или ФЗ N 161-ФЗ. При передаче земли в собственность бесплатно, самое важное – соблюдать законы.

Особенности оформления бесплатной территории

Земельные участки не раздают просто так для всех желающих. Как правило, это достаточно сложная процедура, требующая выполнения нескольких дополнительных услуг.

В частности, сначала потребуется заказать изготовление межевого плана, используя услугами кадастрового инженера. Также обязательно понадобиться технический план, если на территории находится недвижимость.

Но только при условии, что рассматриваемая недвижимость ранее не числилась на кадастровом учете.

Претенденты на получение земли должны собрать документы, подтверждающие их право на рассматриваемую сделку. Документы на бесплатную землю нужно принести в местный фонд, к которому относятся участки.

Местные органы власти рассмотрят заявление на получение земли.

Через некоторое время заявителю будет предоставлен ответ – либо договор, либо постановление о том, что землю передали в собственность (или отказали в этой процедуре).

Имея на руках постановление, можно обратиться в Росреестр, чтобы поставить участок на учет и зарегистрировать право на собственность. Когда постановка на учет выполнена, требуется взять выписку ЕГРН. Именно она подтверждает право на бесплатно переданный участок.

Необходимые документы

Оформление запроса на получение бесплатной земли начинается со сбора документов. Нужно принести:

  • Паспорт (нужна копия);
  • План межевания участка;
  • Заявление;
  • Бумаги, что подтверждают право на получение участка земли;
  • Справку о составе семьи (если речь о многодетной семье);
  • Справку, что работаете в муниципальном образовании;
  • Доверенность, если бумаги будет подавать представитель.

Подавать бумаги нужно по адресу местной администрации.

Во сколько обойдется сделка

Бесплатная передача участка будет не совсем «бесплатной». Например, нужно заплатить за межевой и технический план, а также регистрацию в Росреестре.

Получить юридическую помощь по вопросам, как получить бесплатную землю от государства в России можно на нашем сайте.

Оформление земли выделенной в 1990 х годах под посадку картофеля – Блог

Жительница Ленинградской области хотела получить в наследство огород, на котором почти два десятка лет трудился ее отец. Землю он получил в самом начале 90-х годов, когда сотки давали гражданам именно под посадки овощей.

При этом что-либо строить на этих сотках было запрещено. Когда отец умер, его дочь стала вступать в наследство, которое ей в завещании перечислил отец.

Но нотариус отказался оформлять наследнице огород, заявив, что на него нет положенных документов.

https://www.youtube.com/watch?v=r1cEJus8qUQ\u0026pp=ygV40J7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40LUg0LfQtdC80LvQuCDQstGL0LTQtdC70LXQvdC90L7QuSDQsiAxOTkwINGFINCz0L7QtNCw0YUg0L_QvtC0INC_0L7RgdCw0LTQutGDINC60LDRgNGC0L7RhNC10LvRjyAyMDIz

Дочка обратилась в суд с просьбой признать за ней право собственности на шесть соток отцовского огорода. Местные суды отказали. По их мнению, участок был дан ее отцу во временное пользование, следовательно, у дочери не возникло «постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения».

Верховный суд решил иначе.

По мнению Верховного суда, когда мужчине предоставляли землю под огород, действовал Земельный кодекс РСФСР. В нем есть 6 статья, в которой сказано, что земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам советами народных депутатов в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность.

А еще есть закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (№137 от 25 октября 2001 года).

В нем написано следующее: если участок до введения в действие Земельного кодекса был выделен для личного подсобного хозяйства или садоводства с огородничеством, то человек, обладающий таким участком, вправе зарегистрировать право собственности на него.

Если у человека есть документ, которым ему выделяли участок для личного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса, и в нем не указано право, на котором этот участок предоставлен, то он считается предоставленным гражданину на праве собственности.

В ленинградском деле Верховный суд увидел, что сельсовет в 1991 году дал гражданину участок. Но никаких сведений о виде права, на котором дали сотки — нет. В таком случае, заявил Верховный суд, следует считать, что участок предоставлялся гражданину на праве собственности, поэтому спор надо решить по-новому.

Читайте также:  Право председателя снт подписывать акт согласования границ 2023

Стоит отметить, что участки под огороды в 90-е годы предоставлялись массово именно для решения продовольственной проблемы, и граждане, получившие такие участки в советские времена, возделывали их долгие годы. Однако в новые времена их права на эти участки часто ставят под сомнение.

Как правильно распорядиться участком для огородничества?

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, могут иметь различное целевое назначение, определяющие виды разрешенного использования таких участков. Возможная деятельность на участках для огородничества зависит от категории земли, к которой они относятся, и зонального распределения на местности.

Огородничество и садоводство

Правовое регулирование земель, предназначенных для садоводства и огородничества, осуществляется:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Законом № 66 «О садоводческих, огородных… объединениях граждан».

Участки с целевым назначением «садоводство» предназначены для выращивания различных сельскохозяйственных культур и для строительства капитального жилого строения, согласно ст. 1 ФЗ № 66.

Участки для огородничества, в отличие от садовых, предназначены только для выращивания сельскохозяйственных растений. Строительство капитального жилья на огородных участках запрещено, возможна только установка временных бытовок и вспомогательных построек без фундамента.

Участки под огородничество

Огородничество – это один из видов разрешенной деятельности на земельных участках, относящихся к категории:

  • Сельскохозяйственных земель;
  • Земель населенных пунктов.
  • Участки для огородничества могут как принадлежать гражданам на правах собственности, так и предоставляться им от местных муниципальных властей в долгосрочную аренду.
  • Многие огородные земли находятся у граждан на правах бессрочного пользования или пожизненного владения.
  • Согласно всероссийскому классификатору видов разрешенной деятельности, на участках с целевым назначением огородничество можно осуществлять:
  • Выращивание овощей и картофеля;
  • Выращивание бахчевых культур;
  • Выращивание ягод и фруктов;
  • Строительство некапитальных хозяйственных построек;
  • Установка временных бытовок для проживания без фундамента.

Выращивание многолетних плодовых деревьев (яблонь, груш и т. д.) на участке под огородничество не допускается.

Важно учитывать, что возведение временных построек возможно только на участках для огородничества, относящихся к землям городских поселений при наличии соответствующего зонального распределения. На полевых участках, относящихся к сельскохозяйственным землям, возведение временного жилья запрещено.

Как перевести участок для огородничества в ИЖС?

Участок под постройку жилья (ИЖС) предполагает возведение жилого дома до 3-х этажей для проживания и выращивания растительных культур, в том числе многолетних.

https://www.youtube.com/watch?v=r1cEJus8qUQ\u0026pp=YAHIAQE%3D

Участки для огородничества переводят в ИЖС, чтобы получить возможность строительства капитального жилья и других построек (гаража, сарая и т. д.).

Существует два пути перевода участка под огородничества в ИЖС:

  1. Изменение категории участка на землю населенных пунктов (для сельскохозяйственных участков под огородничество);
  2. Смена вида разрешенного пользования (ВРИ), если участок относится к землям поселений.

На сельскохозяйственных землях можно строить жильё только участникам крестьянско-фермерского хозяйства. Такие участники должны производить сельхозпродукцию и уплачивать налог с её продажи.

Если владелец огородной земли сельскохозяйственной категории не планирует после постройки дома активно заниматься сельским хозяйством, лучше перевести участок в категорию земель поселений и сразу запросить необходимое целевое назначение – постройка жилья. Важно учесть, что изменить категорию участка для сельского хозяйства на землю поселения можно только в том случае, если такой участок граничит с данным поселением.

Документы

Для перевода земель из сельскохозяйственной категории в землю населенных пунктов физическому лицу потребуются следующие документы:

  • Кадастровый паспорт;
  • Выписка из реестра недвижимости о праве собственности на участок;
  • Результаты экологической экспертизы;
  • Копия паспорта.

Экологическая экспертиза заказывается в региональном отделении природопользования и оформляется в течение 2-4 месяцев.

Выписку из ЕГРН и кадастровый паспорт можно заказать в Росреестре или многофункциональном центре, заплатив госпошлину в 300 рублей за выписку и 700 рублей – за кадастровый документ.

Алгоритм процедуры

Смена категории земли осуществляется в следующем порядке:

  1. Владелец участка под огородничество собирает нужные документы и пишет ходатайство в региональный земельный комитет исполнительной власти;
  2. Земельный комитет рассматривает ходатайство (60 дней);
  3. По итогам рассмотрения принимается решение о переводе участка в категорию городских земель или об отказе;
  4. Копия акта о решении властей направляется заявителю и в Росреестр для внесения сведений о новой категории земли участка в ЕГРН.
  1. Заполняя ходатайство, заявитель указывает причины для смены категории земли (необходимость постройки жилья), и обосновывает законность процедуры.
  2. Также следует указать предпочитаемое целевое назначение участка (ИЖС) и вид разрешенного землепользования (малоэтажное строительство жилья).
  3. Положительное решение будет принято при следующих условиях:
  • Кадастровая цена указанного в ходатайстве участка не превышает среднюю по субъекту федерации более, чем на половину;
  • Участок не относится к ценным сельскохозяйственным землям;
  • На смену категории земель данной территории не наложено законодательного запрета;
  • Экологическая комиссия разрешила перевод земли по итогам экспертизы.

При отказе в переводе земли заявителю выдаётся письменный список причин, подписанный уполномоченным лицом. После получения копии акта о смене категории земли заявитель может начинать строительство жилья.

Смена ВРИ городского участка

Если участок под огородничество относится к городским землям, то для смены его разрешенного землепользования на малоэтажное личное строительство, необходимо обратиться в городскую администрацию с заявлением, в тексте которого указать:

  • ФИО, паспортные и контактные данные;
  • Необходимость изменения разрешенного землепользования для строительства;
  • Текущий и желаемый ВРИ;
  • Категорию земли;
  • Адресные ориентиры участка и его кадастровый номер.

После принятия заявления власти назначат публичные слушания, на которые будут приглашены соседние землепользователи. По итогам слушаний решение об изменении ВРИ участка под огородничество будет принимать комиссия на основании плана развития городской территории и высказанных на слушании замечаний.

https://www.youtube.com/watch?v=9qALmt2L7CE\u0026pp=ygV40J7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40LUg0LfQtdC80LvQuCDQstGL0LTQtdC70LXQvdC90L7QuSDQsiAxOTkwINGFINCz0L7QtNCw0YUg0L_QvtC0INC_0L7RgdCw0LTQutGDINC60LDRgNGC0L7RhNC10LvRjyAyMDIz

Все расходы по организации публичных слушаний осуществляются за счет заявителя. Решение о смене ВРИ участка должно приниматься комиссией в течении 30 дней после объявления даты слушаний.

При положительном решении комиссии составляется акт о смене вида землепользования участка и вносятся соответствующие изменения в ЕГРН, при отказе заявитель может оспорить решение комиссии в судебных органах (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

Как оформить землю в собственность?

Если земля под огородничество находится в некоммерческом товариществе, то её можно оформить в собственность бесплатно, если городские власти предоставили территорию данному товариществу до октября 2001 года. Для оформления участка в собственность потребуются следующие документы:

  • Справка о праве пользования участком (членство в товариществе);
  • Кадастровый документ;
  • Копия паспорта РФ;
  • Выписку о наличии обременений из правового реестра.
  • При отсутствии кадастрового паспорта достаточно составить схему границ участка и заверить её у руководства огородным товариществом, к которому относится участок.
  • Справку об обременениях можно заказать в МФЦ, обратившись с паспортом и уплатив пошлину в размере 300 рублей.
  • С данными документами необходимо обратиться в муниципальный департамент по землеустройству и написать заявление на предоставление участка под огородничество в собственность.

Текст заявления начинается с наименования органа обращения и ФИО должностного лица. Уполномоченного на рассмотрение таких заявлений.

Далее заявитель представляется, указывает свои паспортные и контактные данные, после чего излагает просьбу о предоставлении участка под огородничество в собственность, и указывает сведения об участке:

  • Адресные ориентиры;
  • Кадастровый номер;
  • Категорию земли;
  • Площадь;
  • Вид разрешенного землепользования;
  • Вид права, на основании которого земля эксплуатируется.

Заявление рассматривается в течение месяца, в течение которого сотрудники департамента по землеустройству принимают решение о предоставлении участка под огородничество в собственность или об отказе.

Если участок не размежеван, земельный департамент предварительно согласовывает передачу участка в собственность, после чего инициирует кадастровые работы по установлению границ и оформляет кадастровый паспорт на участок. Все расходы по размежеванию оплачиваются за счет администрации, согласно ст. 12 ФЗ № 93 (закон о «дачной амнистии»).

После решения о предоставлении участка под огородничество в собственность, заявитель обращается с копией данного решения в МФЦ, приложив к нему:

  • Кадастровый паспорт;
  • Копию паспорта РФ;
  • Квитанцию об оплате пошлины (100 рублей).

Через 10 дней после обращения в МФЦ сведения о собственнике участка для огородничества вносятся в единый реестр недвижимости. При необходимости подтвердить право собственности на участок, собственник может заказать выписку из ЕГРН в Росреестре или МФЦ.

  1. ВТБ 24 ипотека — насколько выгодны их предложения?
  2. Как грамотно оформить право собственности, вы можете прочесть в нашей статье.
  3. О всех нюансах выделения доли из общей собственности вы можете узнать из нашей тематической статьи.

Заключение

Земли с целевым назначением «огородничество» не предназначены для строительства капитального жилья.

Чтобы получить возможность строительства на таких участках, следует сменить их вид разрешенного землепользования на участок населенного пункта для индивидуального жилищного строительства.

Чтобы сменить ВРИ участка, или оформить его в собственность, следует обратиться в муниципальную администрацию с документами на землю.

Участок под посадку картофеля

Имеется документ – Выписка из постановления администрации сельсовета. Выделить земельный участок под посадку картофеля в деревне (Калужская обл.) в количестве 0.15 га. Вопросы:1 — Земля предоставлена во временное или постоянное пользование?

2 — Это земля для садоводства и огородничества – где нельзя ничего строить или для личного подсобного хозяйства (строить можно)?

Верховный суд решил, что огород, выданный в 90-е годы, можно считать собственностью, даже без пакета документов на землю

Жительница Ленинградской области хотела получить в наследство огород, на котором почти два десятка лет трудился ее отец. Землю он получил в самом начале 90-х годов, когда сотки давали гражданам именно под посадки овощей.

Читайте также:  Как перенести ограждение мусорных баков 2023

При этом что-либо строить на этих сотках было запрещено. Когда отец умер, его дочь стала вступать в наследство, которое ей в завещании перечислил отец.

Но нотариус отказался оформлять наследнице огород, заявив, что на него нет положенных документов.

Дочка обратилась в суд с просьбой признать за ней право собственности на шесть соток отцовского огорода. Местные суды отказали. По их мнению, участок был дан ее отцу во временное пользование, следовательно, у дочери не возникло «постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения».

Верховный суд решил иначе.

По мнению Верховного суда, когда мужчине предоставляли землю под огород, действовал Земельный кодекс РСФСР.  В нем есть 6 статья, в которой сказано, что земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам советами народных депутатов в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность.

А еще есть закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (№137 от 25 октября 2001 года).

В нем написано следующее: если участок до введения в действие Земельного кодекса был выделен для личного подсобного хозяйства или садоводства с огородничеством, то человек, обладающий таким участком, вправе зарегистрировать право собственности на него.

Если у человека есть документ, которым ему выделяли участок для личного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса, и в нем не указано право, на котором этот участок предоставлен, то он считается предоставленным гражданину на праве собственности.

В ленинградском деле Верховный суд увидел, что сельсовет в 1991 году дал гражданину участок. Но никаких сведений о виде права, на котором дали сотки — нет. В таком случае, заявил Верховный суд, следует считать, что участок предоставлялся гражданину на праве собственности, поэтому спор надо решить по-новому.

Стоит отметить, что участки под огороды в 90-е годы предоставлялись массово именно для решения продовольственной проблемы, и граждане, получившие такие участки в советские времена, возделывали их долгие годы. Однако в новые времена их права на эти участки часто ставят под сомнение.

Как получить старые документы на землю?

Многие из нас или наши близкие родственники являются владельцами недвижимого имущества, в том числе земельных участков. При этом, особенно люди старшего поколения, владея землей и домом, полагают, что долгие годы владения сами по себе гарантируют и подтверждают их права на недвижимость. Это совсем не так!

В большинстве случаев заниматься документами владельцы начинают, когда встает вопрос либо о продаже имущества, либо о вступлении в наследство. Например, деды прожили всю жизнь в селе и имели сельскохозяйственный пай. И вот тут и возникает вопрос: а какие документы должны быть? что там у бабушки за ворох бумаг? с чем идти к нотариусу или в МФЦ?!

В любом случае, прежде чем искать документы, лучше всего запросить сведения из Единого государственного реестра недвижимости. С большой долей вероятности сведения о Вашей недвижимости уже могли быть внесены в кадастр недвижимости и быть с зарегистрированными правами.

Если Вы получите выписку с описанием и правами, следовательно, имущество оформлено, и можно спокойно им распоряжаться. А вот если будет выдано уведомление об отсутствии сведений, то тут придется заняться вопросом основательно.

И мы Вам подскажем, как это сделать с минимальными потерями времени и денег.

В 90-е годы прошлого века в ходе «земельной» реформы была проведена приватизация земли. Государство выдало населению огромное количество документов на землю. Сначала земельные комитеты проводили межевые работы, затем местные администрации издавали постановления о предоставлении земельного участка на конкретном праве. Согласно этим постановлениям уже оформлялись:

  • государственные акты на право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей;
  • свидетельства о праве собственности на землю или праве постоянного (бессрочного) пользования двух видов.

В настоящее время вторые экземпляры этих документов входят в состав документации государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФД). Эти архивы находятся в ведении территориальных управлений Росреестра в регионах.

Главное, что и в настоящее время эти документы подходят для регистрации возникшего ранее права.

Кроме указанных госактов и свидетельств в составе фонда данных хранятся и другие документы:

  • материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, тематические карты и атласы состояния и использования земель;
  • схемы землеустройства административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства, материалы межевания границ, генпланы садоводческих товариществ, карты (планы) земельных участков и других объектов землеустройства, проекты освоения новых земель, проекты рекультивации нарушенных земель и т.п.

Порядок обращения в такой архив регламентирован, предоставление информации и документов из фонда данных является государственной услугой, которая оказывается на безвозмездной основе по заявлению установленной формы в течение 3-х рабочих дней с подачи заявления (в случае направления заявления почтой – в течение 15 дней).

Государственная услуга оказывается в виде предоставления сведений о документах, выписок из документов, выкопировок, оригиналов документов для ознакомления, а также копий (не дубликатов!), заверенных надлежащим образом. При этом один запрос не должен содержать более 10 единиц документов.

Ознакомление с документами осуществляется в течение рабочего дня без права их выноса. Выписки и выкопировки из оригинала документа производятся заявителем самостоятельно.

Если документы отсутствуют в архиве, то заявителю направляется официальный ответ об отсутствии в фонде данных запрашиваемых сведений.

Нередки ситуации, когда даже при оформленных надлежащим образом документах и зарегистрированных правах возникает множество спорных вопросов в отношении ранее выделенных, распределенных и предоставленных участков. Особенно это относится к паевым землям после реорганизации сельскохозяйственных предприятий, к участкам в составе садоводческих или дачных объединений.

Поэтому на следующем этапе поиска документов или для разрешения спорных ситуаций по границам земельных участков – обязательно нужно запросить сведения из регионального фонда данных землеустройства.

Новые штрафы для дачников за выращивание картошки и овощей

Новые штраф для дачников за выращивание картошки и овощей

Согласно действующему законодательству, россиянам запрещается использовать для выращивания на своих земельных участках семенной картофель собственного производства. То есть, те клубни, которые были выкопаны на своем участке в прошлом году и оставлены в качестве посадочных клубней.

Все семена, в том числе и посадочные клубни картофеля, должна приобретаться в специализированных торговых точках, иметь сертификаты соответствия и документы, подтверждающие качество продукции и совершение покупки. Использование своих семян является грубым нарушением установленных правил, регламентирующих в стране производство семян и прочего посадочного материала.

Штраф за нарушение требования составляет от 300 – 500 и до 3000 рублей. Сумма штрафа назначается индивидуально и зависит от многих нюансов, а также от объемов нарушения.

Правило имеет исключения

Важно учесть и то, что требование имеет некоторые исключения. Об исключениях необходимо знать, чтобы не допустить случаи злоупотребления со стороны проверяющих органов и неправомерного начисления штрафов.

На самом деле, нарушением закона будет выращивание картофеля и прочих овощей из своих семян только в том случае, если овощи выращиваются на продажу или с целью получения семян для их дальнейшей продажи. Если овощи из своих семян выращиваются исключительно для собственного потребления, начисление штрафа будет незаконным, так как нарушения требований в этом случае нет.

То есть, если человек вырастил картофель, отобрал часть клубней для посадки на будущий год, ничего при этом не продавая, то нарушения закона здесь не будет. Если же часть картофеля, выращенного из собственного посадочного материала, была продана, или был продан посадочный материал – последует штраф, сумма которого будет зависеть от объема продажи.

Это же касается и других овощей, выращенных из своих семян, а также продажи семян собственного производства.

По сути, дачники, огородники и садоводы на своих земельных участках для личного потребления могут сажать любые овощи, травы, зелень, картофель, независимо от того, приобретены семена для посадки в магазинах или произведены самостоятельно.

Но только для личного потребления, а не для продажи.

Источник: Будни юриста

Черный передел Земельная реформа в России осталась незавершенной

В 1990 году были приняты законы РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». В них было впервые в России закреплено право индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной частной собственности на землю.

Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Вот тут и начались злоупотребления.

Основой для махинаций стала неполнота этого права. Оно было ограниченным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить) в течение 10 лет. Парадоксально, но таким образом параллельно с правом на землю был установлен запрет на распоряжение ей, инициатором которого выступила популистская и коммунистическая Дума. Что лишило закон его либеральной сути.

25 апреля 1991 года был принят новый Земельный кодекс. Но и кодекс не мог выйти за рамки конституции, в которой был установлен этот пресловутый 10-летний мораторий на продажу земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства, что и было на руку чиновникам всех рангов.

Захват земли чиновниками значительно облегчили указы президента, по которым колхозники и совхозники получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз. К тому же по постановлению правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года колхозы и совхозы должны были перерегистрироваться в АО, товарищества и кооперативы. Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный суд промолчал.

Читайте также:  Статья 80.1. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки 2023

В Конституцию РФ (статья 12) также были внесены дополнения, позволяющие свободную куплю-продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства, для дачного строительства и для индивидуального жилищного строительства.

Эти дополнения способствовали созданию коррумпированного черного рынка, на котором сотрудники районных администраций распродавали дачные участки. Также процветало оформление значительных земельных угодий на себя, родственников и на подставные ТОО и АО.

12 декабря 1993 года была принята новая конституция, закрепившая право частной собственности на землю и отменившая все ограничения по распоряжению земельными участками.

А с появлением указа Бориса Ельцина «Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» в сферу коррупционных сделок с землей подключилось Госкомимущество.

Ну и наконец, указ президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года снял ограничения по размерам приусадебных участков и предоставил все права местным органам власти по выкупу у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам.

Такова вкратце законодательная предыстория формирования черного рынка земли в России. С 1960 по 1990 год в России выбыло из оборота порядка 11 млн га сельскохозяйственных угодий. А всего за 10 лет — с 1990 по 2000 год — 17 млн га. Эта последняя цифра и есть размер угодий, перепроданных третьим лицам.

Основные критерии черного рынка — действия в обход закона по неформальным правилам коррупции — были заложены в 1990-х годах. Именно в это десятилетие чиновничество «приватизировало» все общественные блага, включая законные права, социальные статусы и т. д.

Причем российский черный рынок не является подпольным. В отличие от западных коррупционных практик он не заполняет теневые ниши экономики, а, наоборот, располагается внутри легальной экономики.

Коррупционная покупка экономического статуса предшествует выходу бизнесмена как на легальный рынок, так и на нелегальный.

Именно официальный статус позволяет чиновнику торговать печатями, подписями, справками, разрешениями, статусами и т. д. По выражению Игоря Клямкина и Льва Тимофеева, в 1990-е годы мы имели дело с «приватизированным государством».

Все функции такого государства перестают быть «общественным благом, а становятся предметом купли-продажи» (И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев. Теневая Россия. М., 2000. С. 12).

Здесь можно купить судебное решение, освобождение от армии, должность, звание, диплом, депутатское кресло, права, свободы, неприкосновенность и т. д.

1990-е годы имеют устойчивую репутацию эпохи либерализма, однако, как это ни парадоксально, все без исключения сделки с землей в это десятилетие осуществлялись в пространстве черного рынка. Даже отдельные элементы либерализма нельзя усмотреть в земельной части социально-экономических практик. Именно в этот период аграрное производство было фактически уничтожено.

Земельная собственность передавалась крестьянам якобы безвозмездно. Формально каждому колхознику полагалось от 2 до 10 га земли. Совхозы и колхозы делились на паи, землю передавали также федеральные и региональные фонды.

Значительная часть колхозников получила такие бумажки, но они даже не знали, где эта земля расположена. Применительно к 1990-м годам вообще нельзя говорить о земельном праве. Эту землю нельзя было ни продать, ни купить, и при этом чаще всего она не приносила никакого дохода.

Эта пустая декларация о правах на деле оказалась подменой реальной собственности.

Главная причина — 90% сельскохозяйственных угодий было поделено на условные земельные доли без определения их границ на местности! Земельная доля, не имеющая границ, не может быть ни продана, ни свободно сдана в аренду.

К тому же 1991—1996 годы — это период массовой невыплаты колхозникам и совхозникам заработной платы, что дополнительно стимулировало их на любые уступки своих паев всякого рода «начальству». Либерализм 1990-х дал бывшим колхозникам не права, а практически полный отказ от прав.

В период с 1996 по 2002 год «черная» приватизация имущественных паев и земельных долей колхозников закончилась тем, что значительная часть земель за мизерные суммы была скуплена руководителями, которые оформляли ее с множеством нарушений, например как дарение при посредничестве подставных юрлиц.

В этот период земли, внесенные собственниками обратно в уставный фонд колхозов с правом пользования, составляли в среднем свыше 50% всех земель сельхозназначения.

Ужасающая реальность была такова, что эти долевые бумажки под различными предлогами у бывших колхозников изымались в пользу созданных самими же председателями колхозов, главами администраций и их партнерами различных ТОО, АО и т.п. Эти «общества» в качестве компенсации за землю давали крестьянам немного продуктов питания, дров, досок, сена, зерна и т.д.

Любая продукция этих ТОО была неучтенной и, естественно, реализовывалась на черном рынке.

Фактически собственником земли чаще всего оказывалось местное чиновничество, которое различными способами выводило землю из сельхозназначения и начинало торговать дачными участками, наделами и т.п.

Напомним, что первый официальный земельный аукцион в России был проведен лишь 1998 году. Это означает, что весь земельный передел 1990-х годов прошел в рамках черного рынка с полным попранием прав собственников.

Все эти сделки на черном рынке основывались на личных связях с чиновниками, торговле статусами, правами, должностями. Само решение о выделении земельного участка стало товаром этого черного рынка. Сама должность для подобных коррупционеров становилась источником обильных доходов.

Разумеется, создание столь масштабного черного рынка земли неизбежно повлекло за собой формирование сектора купли-продажи административных решений, без которых подобные нелегальные сделки были бы невозможны. Причем во многих случаях вся эта земельная собственность забиралась бесплатно.

Создавались коммерческие фирмы, в которые входил целый ряд чиновников, которые и передавали чуть ли не сами себе эту землю. Людей же обманом убеждали передавать свои паи вновь образованным коммерческим структурам.

Дело доходило до того, что во многих случаях крестьяне еще и должны были платить этим коммерческим структурам арендную плату за использование своих участков земли.

В 1990-е годы был сформирован не только черный рынок земли, но и нелегальный сектор административных решений, и даже более того — особый тип хозяйствования, в котором не остается места для легальных действий. А это уже в свою очередь сформировало неформальное общественное сознание, вновь и вновь воспроизводящее коррупционные практики, победить которые мы не можем до сих пор.

Отсутствие в стране полноценного земельного рынка позволяло скупать плодородные земли по «черной» цене и привело к формированию класса крупных землевладельцев из бывших глав администраций, их партнеров и сельских чиновников всех уровней. Остальные крестьяне превратились в бедных наемных работников и батраков.

Данные свидетельствуют о снижении на протяжении 1990-х годов жизненного уровня сельских жителей. Соотношение заработной платы в сельском хозяйстве к величине прожиточного минимума в 1994 году составляло 1,47, а в 2000 году — 0,92.

Согласно исследованиям Линднера, средний размер зарплаты селян в обследованных им районах составил в 2000 году несколько десятков долларов в месяц. В то время как зарплата руководителей ряда сельскохозяйственных холдингов, где трудились эти «батраки», исчислялась сотнями тысяч долларов в год (Линднер П.

Репродукционные круги богатства и бедности в сельских сообществах России // Социологические исследования. № 1. 2002. С. 58).

И в последние годы в большинстве регионов России мало что изменилось. Так, например, весь Кабанский район Бурятии до сих пор остается без земельных долей, дарованных им в начале 1990-х годов указом президента России. Там по-прежнему не оформлены документы по разделу имущества и сельскохозяйственных угодий.

Администрация района попросту не проводила никакой приватизации, земля осталась в государственной собственности. То есть, по сути, во многих регионах указы президента были полностью саботированы.

И сейчас руководство региона предлагает простым людям обращаться в суд, предъявив решения общих собраний о реорганизации и другие документы, которых на деле, как это им прекрасно известно, просто не существует. Цинизм местных властей продолжает крепчать.

Сегодня продолжается правовой беспредел в отношении полученных в 1990-е годы крестьянами земельных долей. Во многих регионах по-прежнему нет ни малейшей возможности реально осуществить свои права на собственность в виде конкретных земельных участков.

В одних регионах все земли уже захвачены, в других, особенно в пригородах больших городов, захваты продолжаются. Идут все новые и новые волны грабежа и «черного передела». В целом же правового урегулирования так и не наступило.

Земельная реформа по-прежнему остается незавершенной. А без решения всего этого комплекса накопившихся с начала 1990-х годов социально-экономических проблем модернизация сельского хозяйства России едва ли может быть эффективной.

А между тем в России находится 10% мировой пашни и 55% мирового чернозема. Потенциал развития здесь огроме