Обязательно ли для ученика посещение классного часа 2023
Классный час 1 сентября 2023-2024 учебного года должен стать традиционным школьным мероприятием, но в связи со сложившейся обстановкой в России он вызывает немало вопросов у педагогов, учеников и их родителей. Ниже рассматриваются главные подробности классных часов в российских школах.
Немного истории
Классные часы в школах начали проводить ещё в СССР, и первое подобное мероприятие состоялось в 1984-ом году. Именно тогда 1 сентября перестало быть полноценным рабочим днём. В День знаний ученики знакомились, налаживали общение, обсуждали начавшийся учебный год, поднимали важные актуальные вопросы.
Классные часы стали прекрасной традицией, которая в российских школах поддерживается по сей день и позволяет налаживать доверительные отношения, сплачивать коллектив, обсуждать самые важные темы, настраиваться на рабочий лад.
Что такое классный час: суть, задачи и функции
Классный час является одной из форм воспитательной работы и взаимодействия учеников друг с другом и с классным руководителем. Это способ общения наставника с воспитанниками, позволяющий устанавливать связь, налаживать эффективное взаимодействие, поддерживать коллективный дух и сплочённость одноклассников, а также выявлять и решать текущие актуальные проблемы.
Полезно знать! Классные часы проводятся в школах регулярно, как правило, еженедельно. Но отдельного внимания заслуживает именно мероприятие, организуемое первого сентября и приуроченное к старту нового учебного года.
Классный час – это не стандартный урок, а внеурочное, но обязательное мероприятие, объединяющее всех школьников. Формат отличается от привычного хода учебных занятий и может быть практически любым. Такая гибкая по структуре и составу форма воспитательного взаимодействия позволяет учитывать возрастные особенности учеников и актуальные проблемы.
Классный час, проводимый первого сентября, должен выполнять несколько задач:
- Настраивать школьников на рабочую волну, дисциплинировать их. После длительного отдыха и продолжительного пребывания вне стен общеобразовательных учреждений дети расслабились, отвыкли от учёбы. Задачи классного руководителя – мотивация, стимулирование, настрой на учебный лад.
- Налаживать контакт, искать общий язык. Классный руководитель должен расположить воспитанников к себе, продемонстрировать свои намерения вести продуктивную совместную работу, показать лояльное отношение, но при этом создать и поддержать авторитет.
- Объединять учеников, создавать сплочённый единый коллектив и поддерживать дружеские доверительные отношения между одноклассниками. Классный руководитель может начать непринуждённую беседу на интересные всем темы, предложить общие интересы или идеи.
- Обсуждать актуальные волнующие проблемы, косвенно или напрямую влияющие на школьную жизнь, учеников, ход образовательного процесса.
- Напоминать правила поведения в школе и вне школы, например, в общественных местах, в транспорте, на дорогах, на улице.
- Прививать и укоренять нормы морали, жизненные принципы, нравственные устои, важные личностные качества. Также следует объяснять главные обязанности школьников перед педагогами и учебным заведением, перед родителями и близкими людьми, друг перед другом и перед собой.
Будут ли проводиться классные часы в 2023-2024 учебном году
Первое сентября 2023-го года может стать нестандартным из-за обстановки, сложившейся в России в связи с коронавирусом. Хотя министр просвещения РФ Сергей Кравцов уверял всех, что ученики придут в школы, всё же массовые мероприятия продолжают оставаться под запретом и не будут разрешаться в ближайшее время в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
Например, линейка пройдёт в ином нестандартном формате, исключающем скопления людей.
О ходе данного традиционного мероприятия ничего не сообщалось, и организационные моменты ещё обсуждаются (окончательные решения должны быть приняты до 20-го августа на федеральном и местных уровнях).
Но классные часы отменять никто не собирается, ведь они проводятся отдельно для учеников разных классов, а этого ВОЗ и Роспотребнадзор не запрещают.
Что касается даты проведения классных часов, то в 2023-ом году она будет стандартной – 1 сентября. Число выпадает на будний день, поэтому не переносится. И хотя занятия проводиться не будут, классный час состоится именно в День знаний.
Темы классных часов
Темы классных часов, проводимых первого сентября, могут быть самыми разнообразными. Они выбираются педагогами с учётом возраста воспитанников, актуальных проблем, а также обстановки в России, в конкретном субъекте и в мире.
К сведению! До 2018-го года во всех школах устраивался Единый классный час, тематику которого определяло Министерство образования и науки. Но экс-министр образования Ольга Васильевна предложила отменить общую тему и предоставить право выбора общеобразовательным учреждениям.
В таблице рассмотрены возможные темы для учащихся разных возрастов:
1 класс, начальная школа (с 1-го по 4-ый классы) | «Урок мира», «Личная гигиена», «Жизнь и учёба во время пандемии коронавируса», «Правила безопасности в школе, дома и в общественных местах», «Родина», «Я и школа», «Путешествие в мир знаний», «Знакомство со школой», «Друзья и дружба». |
5-7 классы | «О семье и семейных ценностях», «Моё место в мире», «Правила личной гигиены», «Как сохранить здоровье», «Как коронавирус повлиял на нашу жизнь», «Здоровый образ жизни», «Что я могу и умею», «Чем я могу помочь стране», «Учёба и жизнь в школе». |
8-ой, 9-ый классы | «Твори добрые дела и помогай», «Мир в период коронавируса», «Чем я могу пригодиться в обществе», «Мои обязанности и права», «Здоровый образ жизни», «Нет вредным привычкам». |
10-ый, 11-ый классы | «Как я вижу своё будущее», «О профессиях», «Взрослая жизнь после школы», «Как сохранить здоровье и защитить близких в период коронавируса», «Моя страна – Россия» |
Конкретные примеры с описаниями
Рассмотрим несколько отдельных примеров:
- «Жизнь в период коронавируса». Педагог рассказывает об инфекции, симптомах, мерах профилактики.
- «Здоровье». Затрагиваются составляющие здоровья, способы его сохранения, основы здорового образа жизни, наиболее распространённые заболевания.
- «Россия – моя родина». Обсуждаются важные этапы истории страны, её достижения, место в мире.
- «Семья». Педагог поднимает темы семейных отношений и ценностей, а ученики рассказывают о своих семьях или высказывают мнения о семейной жизни.
- «Личная гигиена». Освещаются основные правила повседневной гигиены.
- «Урок мира». Обсуждаются вопросы важности мирного урегулирования и предотвращения конфликтов.
- «Профессии». Рассматриваются актуальные профессии и специальности.
- «Мир знаний». Ученики узнают о школьной жизни, предметах, ходе занятий, организации самостоятельной работы.
- «Моё место в мире». Обсуждаются вопросы помощи близким и тем, кто нуждается в поддержке. Делается акцент на существовании в обществе и взаимодействии с ним.
- «Мои таланты». Ученики рассказывают о своих умениях, а классный руководитель делает упор на то, что любые способности можно применять в повседневной жизни, профессиональной деятельности.
Возможные форматы
Существуют разные форматы классных часов:
- Дискуссионные: лектории, конференции, встречи и беседы с приглашёнными гостями, диспуты, круглые столы, дискуссии.
- Состязательные: конкурсы, турниры, олимпиады, викторины, презентации.
- Творческие: выставки, презентации проектов, фестивали, концерты, спектакли, устные журналы.
- Игровые: ролевые, интеллектуальные и сюжетные игры.
- Психологически-просветительные: исследования, тренинги.
- Подвижные: эстафеты, малые олимпиады, тематические дни (здоровья, атлетики, спорта), весёлые старты.
- Разговорные: беседы, обсуждения, лекции, диспуты, конференции, круглые столы.
- Внешкольные: экскурсии, посещения разных заведений и учреждений, походы.
Для классного часа, посвящённого 1 сентября, лучше выбирать дискуссионные, разговорные и психологически-просветительные форматы, так как все остальные требуют более тщательной подготовки и активного участия школьников, которое невозможно в период летних каникул. Определять форму мероприятия следует с учётом школьных условий, опыта воспитательной работы педагога, интеллектуальных и возрастных особенностей детей, обстановки в мире и стране, запросов и интересов учеников.
Ход и структура классного часа
Сценарий классного часа разрабатывается педагогом с учётом выбранной основной темы. Классный руководитель составляет план и следует ему. В структуре мероприятия выделяют несколько частей:
- Вступительная торжественная. Это приветствие учеников, их поздравление с началом нового учебного года и Днём знаний, напутственная речь и пожелания.
- Организационная. Классный руководитель может представить новых учеников или организовать знакомство одноклассников друг с другом (если класс только сформирован). Также педагог озвучивает тему, ход мероприятия и основные моменты, привлекает внимание к важности обсуждаемых проблем, заинтересовывает воспитанников.
- Основная. В ходе этой части раскрывается главная тема, ведётся активное обсуждение. Учащиеся могут высказывать мнения, задавать вопросы, делиться точками зрения.
- Заключительная. Педагог подводит итоги занятия, ещё раз акцентирует внимание на важности затронутых проблем, озвучивает тезисы. Также учитель может стимулировать учеников, настраивать их на самовоспитание, совершенствование, включение в работу, дисциплинированность.
Стандартная средняя продолжительность классного часа – 40 или 45 минут. Но для учеников младших классов длительность может сокращаться до 20-30 минут. Для старшеклассников, наоборот, продолжительность в некоторых случаях увеличивается до 60-70 минут, если тема сложная, либо проблемы заинтересовали учащихся и вызвали бурное обсуждение.
Как правило, классный руководитель придерживается составленного плана, но может менять его с учётом заинтересованности школьников, выбирать запасные варианты или даже импровизировать, учитывая запросы и участие воспитанников в ходе занятия.
Советы педагогам
Чтобы классный час прошёл живо, интересно и продуктивно, следует соблюдать несколько рекомендаций:
- Проводите классный час оригинально, используя креативные и современные форматы занятий.
- Вовлекайте учеников в ход классного часа, чтобы они принимали непосредственное участие в обсуждении темы и высказывали собственные мнения.
- Предложите школьникам несколько тем, чтобы они смогли выбрать наиболее интересную и актуальную.
- Отслеживайте и оценивайте реакцию учеников на те или иные проблемы. Обсуждайте вопросы, которые особенно заинтересовали школьников.
- Применяйте современные методы представления информации: видеоролики, презентации, яркие изображения и иллюстрации.
Классный час 1 сентября – это не просто стандартный урок, а важное занятие, на котором поднимаются и обсуждаются важнейшие темы, решаются организационные вопросы, возобновляется и налаживается взаимодействие школьников друг с другом и с педагогами. И продуманная организация такого мероприятия позволит провести его интересно и продуктивно.
Минпросвещения назвало «Разговоры о важном» обязательными для посещения — РБК
Министерство заявило, что хотя «Разговоры о важном» — это внеурочные занятия, они являются частью образовательной программы, а школьникам нужно посещать уроки, предусмотренные учебным планом
kremlin.ru
Внеурочные занятия «Разговоры о важном», которые появились в российских школах в новом учебном году, обязательны для посещения, говорится в инфографике Минпросвещения, которую ведомство разместило в своем телеграм-канале.
Министерство ссылается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), по которому внеурочная деятельность — это часть образовательных программ.
Ученики обязаны «добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к урокам и выполнять задания, данные учителем, в рамках образовательной программы», отмечает ведомство. Об этом также говорится в ст. 43 федерального закона «Об образовании».
С нового учебного года внеурочные занятия проводят каждый понедельник на первом уроке для учеников 1–11-х классов. На занятиях со школьниками обсуждают «вопросы, связанные с историей и культурой нашей страны, ее ролью в мировых процессах», сообщает Минпросвещения.
Первый «Разговор о важном» состоялся 5 сентября, он был посвящен Дню знаний. Согласно материалам, обнародованным ведомством в августе, на втором занятии 12 сентября предполагалось в том числе обсуждение боевых действий на Украине.
В документах говорилось, что российская военная операция демонстрирует «проявления подлинного патриотизма», а цель этого урока — убедить старшеклассников, «что жители ДНР и ЛНР — русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию».
Вскоре после резонанса в СМИ из методички к уроку 12 сентября убрали упоминание о военной операции, обращал внимание профсоюз «Альянс учителей».
Однако глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что обсуждать тему боевых действий на Украине со школьниками планируют весь год: «Кто-то говорил, там СВО исключили, ничего не исключили, это просто мы все, что касается содержания специальной военной операции, решили не в один урок делать, а по урокам распределить в течение всего учебного года». Летом ведомство подготовило поправки во ФГОС среднего общего образования, предложив включить военную операцию на Украине в школьный курс истории.
Региональные ведомства ранее уже говорили, что школьникам нужно посещать «Разговоры о важном», в частности, об этом заявляло минобразования Пермского края: «Это обычный классный час, который включен в образовательную программу. Как и другие уроки, он обязателен для посещения».
Юристы в разговоре с изданием «Мел» предполагали, что учеников, которые пропускают эти уроки без уважительной причины, и их родителей могут ждать различные санкции. Однако «Альянс учителей» настаивал, что ходить на эти занятия необязательно.
Профсоюз выразил опасение, что «Разговоры о важном» будут «посвящены пропаганде», и подчеркнул, что «настоящий патриотизм не воспитывается в атмосфере ненависти, страxа и обязаловки».
Русская служба Би-би-си сообщила, что некоторые родители учеников написали или собираются написать в школу заявление об отказе от этих занятий; издание RusNews в начале сентября передавало, что в Екатеринбурге матери одного из школьников удалось добиться разрешения администрации школы для ее сына не посещать «Разговоры о важном».
«Нарушение внутришкольной дисциплины». Чем грозит прогул урока «Разговор о важном»
16:27
В Петербурге вынесли приговор ветерану-карманнику
16:12
Не взлетим, так поплаваем: посмотрите, как тонет Москва
15:53
Шестилетнего мальчика раздавил покатившийся со склона грузовик
15:34
26-летней женщине пришлось удалить половину черепа из-за синусита
15:28
Аршавин: без иностранцев «Зенит» не выиграет чемпионат России
15:18
Мосгорсуд перевел экс-замглавы Минцифры Паршина в СИЗО
13:45
Стало известно время салюта на День ВМФ в Санкт-Петербурге
13:41
Премьер-министр Камбоджи передаст власть своему сыну
13:24
Взорвавший железнодорожные пути под Брянском получил 22 года колонии
13:18
Основателя Group-IB Илью Сачкова приговорили к 14 годам колонии
13:10
В Петербурге начались перекрытия. Невский встал
12:50
Где боеприпасы? В Пулково задержали американца с шестью патронами
12:20
Поторопитесь собрать: эта ягода поможет стать умнее и понизит давление
11:54
В Русском музее открыли переделанную выставку «Клин Новикова»
11:46
Шойгу приехал в Северную Корею и уже дважды возложил цветы
11:27
Автомобиль сбил 7-летнюю девочку во дворе на Академика Павлова
11:20
Бриллиантовый гульфик. У прилетевшего из ОАЭ нашли клад в трусах
11:14
Циклон с залива принес Петербургу много облаков, прохладу и дожди
10:51
Наш проект: Мандроги: как развлечь ребенка и не устать самому
10:09
ЛДМ продали, хвостик остался
09:56
Никакой зеленки и ваты: что делать, если собака поранила лапу
09:43
Мишустина впечатлил отдых в модульной гостинице
09:32
Установлена личность одного из погибших от удара током в Красном Селе
08:36
В Краснодарском крае загорелся склад винзавода4 сентября 2022, 11:01
Начало учебной недели теперь строго регламентировано во всех школах страны. Каждый понедельник поднимают флаг и исполняют гимн. С 5 сентября добавится ещё одна обязательная опция — внеклассный час «Разговоры о важном».
Александр Коряков / КоммерсантъПоделиться
Раз в неделю в школьниках будут взращивать патриотизм и любовь к традиционным ценностям с помощью поговорок, квизов о «царь-бомбе» и цитат Петрановской. Не обойдётся и без актуальной повестки в виде историй о героях спецоперации. Посещение обязательно, уверяют власти. Прогульщикам грозят санкциями.
Тематика «Разговоров о важном» для всех регионов одна. Разработкой уроков занимался Институт стратегии развития образования РАО, на это потратили 22 млн рублей.
На учебный год запланировано 34 занятия по 30 минут. Их сценарии доступны на специальном сайте.
Это будут не уроки в классическом понимании, а беседы учителя с учениками на определённые темы, например о традиционных семейных ценностях, символах России.
Занятия часто соотносятся с каким-либо праздником или датой: День учителя, День отца, День народного единства, 165 лет со дня рождения Циолковского. Информация подаётся с учётом возраста детей.
https://www.youtube.com/watch?v=Bg5sGvUoCHw\u0026pp=ygVl0J7QsdGP0LfQsNGC0LXQu9GM0L3QviDQu9C4INC00LvRjyDRg9GH0LXQvdC40LrQsCDQv9C-0YHQtdGJ0LXQvdC40LUg0LrQu9Cw0YHRgdC90L7Qs9C-INGH0LDRgdCwIDIwMjM%3D
Больше всего споров среди родителей вызвал урок «Наша страна — Россия», запланированный на 12 сентября. Занятие «направлено на воспитание гражданственности и патриотизма», ученики в ходе него должны конкретизировать понятие «Родина».
Младшим классам поставят послушать песню «С чего начинается Родина», также предложат объяснить пословицу «Родину любить — Родине служить». В качестве подсказок к заданию указаны некоторые значения слова «служить»: исполнять воинские обязанности, быть на военной службе, работать, трудиться во имя чего-либо.
Для учеников 8–9 классов подготовили интеллектуальную игру «В чем русские были первыми?» Среди вопросов о достижениях Петра Первого, изобретениях Кулибина и открытиях Дежнёва затесалась фамилия академика Сахарова. Школьников попросят назвать создателя «царь-бомбы».
С 5 по 11 класс в материалах урока о Родине появляется блок о проявлении «подлинного патриотизма» при проведении специальной военной операции. Школьникам расскажут о том, как республики Донбасса обратились к властям России с просьбой о помощи — защитить их от «притеснения киевского режима», не дать разместить базы НАТО на территории Украины.
«Российские вооруженные силы совместно с силами ДНР и ЛНР ведут активные действия для достижения этих целей. Огромная военная и иная помощь коллективного Запада украинским властям затягивает боевые действия, увеличивает число жертв операции», — говорится в сценарии урока.
Школьникам расскажут про героев спецоперации: капитана Александра Романова, который вынудил сдаться в плен «группу украинских националистов» и лично обезвредил 26 мин и сержанта Марата Халикова, он, несмотря на ранение, смог вынести с поля боя тяжелораненого товарища, а потом захватить врага в плен. Также в программе интервью с маршалом Жуковым, в котором он утверждает, что «ни одно из человеческих чувств на войне не затухало», любовь к Отечеству только обострилась.
«Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма.
Патриотизм проявляется в малых делах — знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас, который готов действовать на благо свой страны, своей отчизны», — приводятся в методичке слова учителя.
В других опубликованных уроках упоминаний о ситуации на Украине нет. Многие занятия оторваны от реалий сегодняшних дней, для примеров в них используются пословицы или поговорки, классическая литература (Есенин, Чехов), старые советские фильмы, в том числе военные. На уроках о Дне отца школьники узнают о родоначальниках семей Рябушинских, Морозовых, Демидовых.
«Учащиеся должны понимать, что отцовство представляет большую ценность, в семье должно поддерживаться равноправие и партнерство обоих родителей. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи», — говорится в методических материалах.
На уроке о традиционных семейных ценностях разберут, как решать конфликты. Учеников 10–11 классов познакомят с концепцией психолога и педагога Людмилы Петрановской, согласно которой «семейная жизнь состоит из коммуникаций».
На сайте проекта говорится, что методические материалы носят рекомендательный характер. Сами же занятия обязательны для посещения.
Как разъясняет Минпросвещения, «Разговоры о важном» — это внеурочная деятельность, которая, согласно закону «Об образовании», является дополнительной учебной программой.
План внеурочной деятельности — это часть основной образовательной программы, и те занятия, которые входят в данный учебный план, посещать обязательно. Если выразиться проще, то к расписанию добавили ещё один обязательный урок.
«Из-за «Разговоров о важном» в понедельник в школе до 16, в остальные дни до 15. Когда секции, когда гулять, когда отдыхать, когда домашку делать? А кого волнует», — жалуются родители на городском форуме littleone.
Также в распоряжении «Фонтанки» есть скриншоты из чата одной из школ Центрального района, где родители напрямую заявляют классному руководителю, что их дети не будут посещать «Разговоры о важном». Классные часы петербуржцы называют политинформацией.
В кремле поставили точку в «разговорах о важном» – учительская газета
Еженедельные занятия «Разговоры о важном» являются частью школьной программы.
пресс-служба Минпросвещения России
Школьники не могут выбирать, посещать им занятия «Разговоры о важном» или нет. Эти уроки являются обязательной частью учебного процесса. Об этом напомнил начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
Сергей Новиков уточнил, что курс «Разговоры о важном» является обязательным в школьном обучении, и никакого разговора о свободном посещении этих занятий, которые начинают наделю в российских школах нет.
«Дискуссии никакой нет, это часть школьной программы, которая обязательна для посещения», – сказал Новиков ТАСС, отвечая на вопрос о том, идет ли в настоящее время дискуссия по поводу обязательности посещения для школьников «Разговорах о важном»
Ранее сетевое издание «Учительская газета» информировало, что на открытии Всероссийского форума классных руководителей первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко привел статистику: по его словам, поднятие государственного флага, исполнение государственного гимна в начале учебной недели, проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» поддерживают 83% родителей, бабушек и дедушек учащихся. Кроме того, Кириенко отметил повышение в обществе престижа профессии педагога и наставника, о чем свидетельствует, по его словам, то, что в России в 2,5 раза за последние несколько лет увеличился конкурс в педагогические вузы, увеличилось и число детей, которые хотят стать учителями.
Сергей Новиков прокомментировал итоги опроса. По его словам, такие результаты связаны с тем, что у родителей есть доступ к материалам, на основе которых проводятся занятия, и они могут в любой момент зайти на портал «Разговора о важном», познакомиться с материалами, которые там размещены, с видеороликами, презентациями, памятками, подготовленными для педагогов Минпросвещения.
Урок «Разговоры о важном» предполагает беседу между учителем и учениками в формате классного часа в начале каждой учебной недели. Главной целью таких занятий являются развитие патриотизма, гражданское воспитание, нравственность, историческое просвещение. Первый урок прошел в российских школах 5 сентября. Он был посвящен Дню знаний.
Можно ли не посещать «Разговоры о важном» в школе и что за это будет ученику и родителям
Мы уже рассказывали о нововведениях в школьной жизни в 2022/23 учебном году. Больше всего дискуссий вызывают занятия «Разговоры о важном». Главный вопрос: обязательно ли их посещать? Отвечают юристы.
Вопрос. В новом учебном году в школах появились классные часы под названием «Разговоры о важном», посвященные патриотизму и гражданскому воспитанию, историческому просвещению, вопросам нравственности. Может ли ребенок их не посещать?
Александр Князев, адвокат: Для начала процитирую ст.
43 ФЗ «Об образовании», согласно которой обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Как видим, обязанность осваивать программу у ученика, конечно же, есть. (Вопрос, насколько он ее осилит, законом уже не регламентируется.)
Проект «Разговоры о важном» отнесен Министерством просвещения к внеурочной деятельности, которая в свою очередь является частью обязательной образовательной программы (письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г.
№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»). Это значит, что ученики должны осваивать ее в полном объеме, поскольку занятия входят в учебный план. И пока что вывод такой: «Разговоры о важном» — часть учебного плана, посещать их нужно. Дальнейшее будет зависеть от практики.
Как школы будут реагировать на пропуск этих занятий? Какие санкции ждут «прогульщиков»?
Дополнительно отмечу: опубликованные «Методические рекомендации» для проведения этих занятий являются именно рекомендациями, а следовательно, от самих учителей будет зависеть, о чем пойдет речь во время «Разговоров о важном». Например, богатая русская классическая литература также позволяет донести до учеников все важные и необходимые каждому твердые моральные устои.
Предусмотрена ли ответственность для родителей в том случае, если ребенок отсутствовал на классном часу?
Наталья Хаматова, юрист: Если школьник пропускает занятия в школе без уважительной причины, то учитель наверняка пригласит ученика и его родителей на разговор и попытается повлиять на ситуацию.
Если это не даст результата, то далее по сигналу школы может подключиться комиссия по делам несовершеннолетних.
Она имеет право обратиться в суд с вопросом о привлечении родителей к административной ответственности (систематические прогулы ребенка можно счесть неисполнением родительских обязанностей).
В более серьезных случаях комиссия по делам несовершеннолетних и органы опеки могут посчитать ребенка безнадзорным, поставить семью на учет и привлекать специалистов для «работы» с этой семьей.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдём эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.
O.PASH / Shutterstock / Fotodom
Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?
Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.
Классный руководитель. Кто это такой?
Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751).
А кто такой «классный руководитель» чётко указано в Письме Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 480/30—16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»:: «Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства». Соответственно, именно классный руководитель защищает интересы учащегося, будучи непосредственным «передатчиком» культуры от общества к ребёнку.
Функции классного руководителя
Далее, в этом же документе находим информацию о деятельности классного руководителя: «Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса».
Далее следуют рекомендации о взаимодействиях классного руководителя с педагогическим составом образовательного учреждения, с медицинскими работниками, с библиотекарем и… с семьёй учащегося. «Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность».
Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика.
Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию.
Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.
Теперь обратимся к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г.
N 21 («Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Среди прочего функции классного руководителя, которые определяет Приказ, следующие:
«Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;…».
Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.
Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда
Далее обращаемся к документу, который определяет, кто и зачем должен обследовать условия жизни семей учащихся образовательных учреждений — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610).
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей находим в Приложении N 2. Согласно п.2, цель проведения обследования — выявление «обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином». А в п.
3 описаны организации, обязанные провести такое обследование: «Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей».
Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.
Более того, проводить по собственному желанию обследование условий жизни учащихся организации не могут. Согласно п.
4, «Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка». Соответственно, с точки зрения закона, в отсутствие обращений и проверок никаких быть не должно.
Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.
2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в части «Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2 определяет, что «В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;…»
То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем.
Следующий пункт (п.3) Постановления Правительства РФ отвечает на, пожалуй, самый популярный вопрос работников — «А будут ли все эти посещения отдельно оплачиваться?» — «Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства».
Подытожим. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанные проблемы, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то и сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи учащихся. С юридической точки зрения, подобные «визиты» являются добровольными со стороны классного руководителя и, естественно, отдельно не оплачиваются.