Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии 2023
Четыре года назад статьей 170.2 УК РФ была установлена уголовная ответственность такого, теперь уже специального субъекта уголовного права, как кадастрового инженера.
Уголовная ответственность предусмотрена за его незаконные действия по внесению заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены данные планы, акты или проекты, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Статья 170.2 была введена в Уголовный кодекс Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ по законодательной инициативе Правительства Российской Федерации.
Обращаясь к данным сайта Верховного Суда РФ, сайтов весьма полных правовых баз и других общедоступных источников, судебной практики привлечения кадастрового инженера к уголовной ответственности по статье 170.2 УК РФ, в течение уже более четырех лет ее действия, не обнаружено. Почему?
Поскольку преступление, установленное ст. 170.2 УК РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести (санкция статьи 170.2 УК РФ лишение свободы кадастрового инженера не предусматривает), то срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 2 года с момента его совершения (п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ).
Состав преступления, предусмотренный ст. 170.2 УК РФ, является материальным. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УК РФ и диспозицией, содержащейся в ч. 1 ст. 170.
2 УК РФ, данное преступление, будет считаться оконченным с момента наступления общественно опасных (вредных) последствий в виде причинения действиями кадастрового инженера крупного (часть 1 статьи), либо особо крупного (часть 2 статьи 170.2 УК) ущерба гражданам, организациям или государству.
Таким образом, чтобы начать привлекать к уголовной ответственности кадастрового инженера по ст. 170.2 УК РФ посредством возбуждения в отношении него уголовного дела, необходимо установление факта причинения им соответствующего ущерба потерпевшему.
Реализовать же привлечение к уголовной ответственности за покушение на совершение данного преступления будет крайне затруднительно в связи с неясностью (с невозможностью компетентного установления, а значит недоказанностью) размера возможного ущерба от действий кадастрового инженера.
Теперь необходимо понять, а когда (с какого момента) действиями кадастрового инженера может быть причинен ущерб потерпевшему (гражданину, организации или государству) для его юридического установления. При этом необходимо исходить из уголовно-правовой презумпции прямой причинно-следственной связи между действиями лица и причиненным им кому-либо ущербом.
В пояснительной записке к законопроекту указывалось: «Последствия как обязательный признак объективной стороны характеризуются в законопроекте через понятие нанесенного в крупном размере ущерба, что, в свою очередь, подтверждает момент окончания преступления».
Однако при этом юридическим моментом нанесения ущерба потерпевшему действиями кадастрового инженера с учетом их прямой причинно-следственной связи является не момент причинения фактического ущерба какому-либо правообладателю недвижимости, а момент государственной регистрации или кадастрового учета документов, подготовленных на основании незаконных (подложных) кадастровых документов (планов, актов, проектов).
Момент наступления ущерба от действий кадастрового инженера фиксируется актом государственной регистрации или кадастрового учета органом регистрации прав (ст. 3 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Впоследствии (после государственного кадастрового учета недвижимого имущества или государственной регистрации прав на него) возможно только обнаружение причиненного ущерба, поскольку право собственности правообладателя от незаконных действий кадастрового инженера было уже нарушено, и ущерб от его действий (в прямой причинно-следственной связи) состоялся.
Таким образом, преступление, предусмотренное ст. 170.2 УК РФ, будет оконченным с момента вынесения уполномоченным законом органом соответствующих актов по государственному кадастровому учету недвижимого имущества или государственной регистрации прав на него, подготовленных на основании заведомо ложных (или подложных) документов (планов, актов, проектов) кадастрового инженера.
В связи с тем, что нет доступных данных о привлечении кадастровых инженеров к уголовной ответственности по ст. 170.2 УК РФ, то соответственно и нет данных о сроках обнаружения данного преступления с момента его окончания.
Можно только предполагать, что это сроки не коротки (однозначно, месяцы и даже годы), поскольку вряд ли профессиональный специалист, кадастровый инженер, совершал незаконные действия с планами, актами или проектами, предполагая, что это может быть установлено в момент государственной регистрации соответствующих документов или сразу же после нее.
Тем не менее, вполне можно допустить, что в течение двух лет (срок давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 170.2 УК РФ) после вынесения государственных актов по кадастровому учету или регистрации прав данное преступление будет обнаружено (выявлено).
Теперь для возбуждения уголовного дела (для начала уголовного преследования кадастрового инженера) необходимо провести соответствующую экспертизу, поскольку должностное лицо правоохранительного органа не обладает специальными познаниями в области кадастровой инженерии.
Подобная экспертиза, с учетом ее объема и сложности, а также очередности в экспертных учреждениях занимает несколько месяцев. Но после проведения экспертизы и возбуждения уголовного дела, аналогичную экспертизу, скорее всего, придется проводить вновь по ходатайству стороны защиты в соответствии ч. 1.2 ст.
144 УПК РФ («Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты… будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению»).
Здесь возникает вопрос о правильности установления данным законопроектом (от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ) предварительного расследования по ст. 170.2 УК РФ в форме дознания. Ведь в соответствии с ч. 4 ст. 223 УПК РФ максимальный срок проведения дознания по данным преступлениям не может превышать 6 месяцев (и должен еще при этом ежемесячно продлеваться надзирающим прокурором).
- Дальше в течение двухгодичного срока давности с момента государственной регистрации или кадастрового учета незаконно выполненных кадастровым инженером или подложных им документов необходимо:
- — провести и надлежаще окончить предварительное расследование;
- — ознакомить стороны с материалами дела; составить и утвердить обвинительный акт (обвинительное заключение);
- — передать материалы уголовного дела на рассмотрение в суд первой инстанции;
- — рассмотреть в суде дело по существу;
- — в случае подачи стороной по делу апелляционной жалобы, рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, думается, что до вступления обвинительного приговора суда по статье 170.2 УК РФ в законную силу срок давности привлечения к уголовной ответственности кадастрового инженера в соответствии со ст. 78 УК РФ истечет «на 99 %».
В заключение можно отметить, что не малые сроки давности привлечения к уголовной ответственности, содержащиеся в уголовном законе России, делают крайне слабодейственной статью 170.2 УК РФ, а недостаточно обоснованное (криминологически, уголовно и уголовно-процессуально) установление данной статьи в уголовный закон.
Так, в заключении профильного комитета ГД ФС РФ на законопроект по введению в УК РФ статьи 170.
2 в обоснование положительной рекомендации указывается лишь, что кадастровый инженер не является должностным лицом, потому он не может являться субъектом преступлений, предусмотренных для должностных лиц (ссылки на ст. 170 и ст. 285 УК РФ).
В связи с чем «Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять…».
Многоквартирные дома могут остаться без управления с 2023 года
© Парламентская газета
В России действует закон, запрещающий работу управляющих компаний без лицензии. После новогодних праздников, 11 января 2023 года, тысячи организаций должны будут продлить разрешительные документы. Очевидно, что за один рабочий день они не успеют этого сделать, так что многие дома рискуют остаться без управления на неопределенное время. Депутаты предложили перенести срок начала действия лицензий, чтобы избежать коллапса на рынке управляющих компаний и аварий в «брошенных» жилых домах. Законопроект с такой нормой внесли на рассмотрение Госдумы 6 октября.
Тысячи организаций рискуют оказаться вне закона
С мая 2015 года государственные жилищные инспекции начали выдавать лицензии управляющим компаниям (УК). В 2015 году 2342 организации получили разрешения, в 2016 году — 2863.
А 11 января 2018 года вступил в силу закон, установивший пятилетний срок действия таких документов.
Согласно установленным правилам, 11 января 2023 года более пяти тысяч управляющих компаний обязаны переоформить разрешения на работу.
«Все лицензии, выданные с 1 мая 2015 года по 31 декабря 2017 года, должны быть обновлены специалистами госжилинспекций в один день, что невозможно сделать физически», — ранее написал в своем Telegram-канале глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
После новогодних праздников десятки тысяч многоквартирных домов могут остаться без управляющих компаний. Например, в Омской области таких зданий 9 тысяч, во Владимирской — почти 3 тысячи, в Ивановской — 5225, в Оренбургской — 4811, в Курской — 3017, в Карелии — 3703, в Ставропольском крае — 2557, в Крыму — 5836.
«Если брать срез по тридцати регионам, которые анализировали в нашем комитете, то цифра очень внушительная — 64 тысячи многоквартирных домов, а значит, в целом по стране получится еще больше», — сказал Сергей Пахомов «Парламентской газете».
В отсутствие управляющей компании некому будет убирать подъезды и территорию, вывозить мусор, проверять исправность инженерных сетей, ремонтировать в случае аварии трубы и лифты.
Минстрою предстоит поработать
Чтобы избежать жилищной катастрофы, группа депутатов во главе с Сергеем Пахомовым предложила внести изменения в Жилищный кодекс и перенести срок начала действия лицензий УК на 1 июня 2018 года. Если этот законопроект примут, дата переоформления лицензий отодвинется на 1 июня 2023 года. Авторы инициативы отметили, что 65 регионов, ознакомившись с проектом, подтвердили необходимость отсрочки.
До 1 июня Минстрою предстоит разработать нормативные правовые акты, регулирующие процесс переоформления лицензий.
Как сообщил «Парламентской газете» Сергей Пахомов, нужно уточнить порядок проверки лицензиатов органами государственного жилищного надзора, правила исключения многоквартирных домов из реестра лицензий, решить вопрос об управлении многоквартирными домами, за которые раньше отвечали компании, лишенные лицензий.
Многие эксперты опасаются, что смена разрешительных документов приведет к переделу рынка, потому что сейчас основания для продления и изъятия лицензии достаточно широкие, отметила зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Например, одним из оснований является наличие долгов перед ресурсоснабжающими организациями, но такие долги есть у всех УК, так как многие жильцы не платят за коммуналку.
«Все ждут от Минстроя подготовки методических указаний, чем руководствоваться регионам при замене лицензий. Но у каждого региона своя политика управления многоквартирными домами, и правоприменительная практика на местах будет существенно различаться», — считает Разворотнева.
Как сменить управляющую компанию
Если дом оказался брошенным, местные органы власти должны провести конкурс, чтобы выбрать новую организацию. Но часто управление домом экономически невыгодно, и компании не хотят брать за него ответственность. По словам Светланы Разворотневой, сейчас обсуждают идею созданий гарантирующих компаний, которые будут заниматься проблемными домами.
Собственники могут и сами управлять своим домом. Согласно статье 161 Жилищного кодекса, если в здании меньше тридцати квартир, они имеют право осуществлять непосредственное управление.
Если больше, что управлять будет товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или другой специализированный потребительский кооператив. Способ управления выбирают на общем собрании жильцов.
Решения такого собрания законны, если на нем присутствуют более половины владельцев квартир.
Исправление ошибок в кадастровом учете
Содержание
Кадастровая ошибка — это какая-либо недостоверная информация в сведениях Госкадастра, причиной которой стали неточные данные в технической документации, которая использовалась в качестве основы госучета.
Понятие и порядок исправления ошибок в кадастровом учете установлен ФЗ РФ № 218, ст. 61. В базу росреестра при регистрации земельных участков и объектов недвижимости вносят основные характеристики, позволяющие идентифицировать имущество. К таким параметрам относятся:
- Точный адрес;
- Площадь;
- Целевое назначение;
- Тип объекта;
- Координаты границ ЗУ;
- Этажность и т. д.
Если были допущены какие-то неточности при внесении данных, у собственника могут возникнуть трудности при заключении юридических сделок с объектом. Также кадастровая ошибка приводит к искажению карты местности, поскольку часто границы смежных наделов накладываются друг на друга. Чтобы этого не допустить, нужно произвести исправление ошибок государственного кадастрового учета.
Найти объект
Виды неточностей
В действующем законодательстве существует определенная классификация кадастровых ошибок: технические и реестровые неточности.
Технические
Такие ошибки представляют из себя несоответствие данных об объекте, указанных в документах и базе данных Росреестра. Как правило, они возникают из-за невнимательности при регистрации. Это могут быть:
- Опечатки;
- Неправильно указана нумерация или результаты расчетов;
- Неполные сведения;
- Неверно записан адрес объекта.
Исправление технических ошибок в кадастровом учете происходит быстро и без особых проблем.
Реестровые
В этом случае неточности обнаружены в поданных документах. То есть владелец объекта предоставил госрегистратору недостоверные данные. Возникают подобные проблемы из-за недобросовестной работы кадастровых инженеров, которые занимались подготовкой технической документации. Этот вид неточностей представляет из себя:
- Неправильно определены границы ЗУ;
- Площадь объекта указана неверно;
- Межевание проведено некорректно;
- Ошибки в расчетах при составлении межевого плана и иных картографических материалах.
В данной ситуации исправление ошибок в кадастровом учете потребует больших финансовых, временных и моральных затрат. Поскольку собственник должен будет заново заказывать геодезические работы и техническую документацию на объект.
Причины возникновения
В большинстве случаев причинами возникновения недостоверных данных являются:
- Халатная работа инженеров-геодезистов;
- Замеры производились с помощью устаревшего оборудования;
- Ошибки в произведенных математических расчетах;
- Специалист не выезжал на объект, а использовал для составления документации недостоверные сведения;
- Применение неверной системы координат, которая отличается от общепринятой.
На практике бывают случаи, когда собственники объектов намеренно вносят в Росреестр неверные данные. Причиной этому является получение материальной выгоды, например, уменьшение налоговой базы или нежелание узаконивать нелегальную постройку. Важно понимать, что исправление ошибки обойдется гораздо дороже, чем своевременная регистрация достоверных данных.
Можно ли выявить ошибку самостоятельно
Установить, правильно ли зафиксированы характеристики объекта в Едином реестре может сам собственник имущества. Для этого достаточно заказать выписку из ЕГРН.
В ней указаны параметры объекта, его точное местоположение, площадь, сведения об установленных границах, информация о зарегистрированных владельцах.
Как правило неточности, допущенные при постановке имущества на госучет, выявляются во время проведения юридических сделок.
Проверить недвижимость на юридическую чистоту и убедиться в отсутствии кадастровых ошибок можно с помощью выписки ЕГРН. Получить документ можно в Росреестре или через МФЦ.
Справка о характеристиках объекта недвижимости может быть оформлена в электронном виде. Если вам нужно получить бланк онлайн, можете воспользоваться услугами портала EGRNka.online.
Оформляем справку на портале за 15 минут
Информация о недвижимом имуществе и его правообладателях содержится в базе Росреестра. Проверить юридическую чистоту объекта, характеристики и узнать ФИО собственников, можно двумя способами: посетив отделение Росреестра или воспользовавшись услугами по формированию онлайн отчета в PDF формате, сервисом EGRNka.online
Выдачей выписок ЕГРН занимается только Росреестр. Правила получения информации установлены в ФЗ РФ № 218, Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Для получения справки онлайн на портале ЕГРНка необходимо:
1) На кадастровой карте или в строке поиска, укажите точное месторасположение или кадастровый номер объекта. Нажмите кнопку: «Найти».
2) Если данные по недвижимости занесены в базу Росреестра, система предложит выбрать нужный вам объект. Кликнете на кнопку: «Подробнее».
Если информация по объекту будет отсутствовать, необходимо обратиться в территориальное отделение Росреестра или МФЦ, для выяснения причин отсутствия данных в Едином госреестре недвижимости.
3) В блоке «Информация», изучите публичные сведения и выберите доступный вид выписки. Укажите e-mail и нажмите кнопку: «Заказать документы».
Бесплатно получить расширенные сведения об объекте недвижимости из базы Росреестра — НЕЛЬЗЯ! Чтобы увидеть полную информацию, придется заплатить госпошлину, размер которой зависит от вида документа и посетить отделение МФЦ или Росреестра.
4) Оплатите справку любым удобным для вас способом.
После оплаты заказанных документов, формирование справки обычно происходит в течение часа, если на сайте Росреестра не проводятся технические работы, из за чего, срок может увеличиться до 48 часов. После обработки заявки на указанную электронную почту, придет отчет в PDF формате. Форма, структура и содержание документа регламентируется Приказом Минэкономразвития РФ № 975.
При обращении в отделение МФЦ или через сайт Госуслуг, ждать документы придется от 3 до 7 рабочих дней, а иногда и дольше. Быстрее всего, получить электронную версию справки для проверки, а оригинал запросить в отделении.
Найти объект
Найти объект онлайн на публичной кадастровой карте
Нужно ли исправлять ошибки?
Исправление ошибок, допущенных при кадастровом учете недвижимости, необходимо. Поскольку они могут вызвать трудности при проведении имущественных сделок. Процедура, как правило, занимает не один месяц. До корректировки сведений вы не сможете продать, подарить или провести иные значимые юридические действия с землей или ОКС.
Как правило, неточности, допущенные при регистрации земельного участка, касаются его площади. Если в Росреестре указана меньшая квадратура надела, значит собственник платит меньше налог на землю. Но после выявления правильных данных, он будет обязан погасить разницу.
За чей счет будет исправление сведений?
Подготовкой технической документации, на основании которой производится регистрация недвижимости в Едином Реестре, занимается квалифицированный кадастровый инженер. Следовательно он несет ответственность за информацию, которая фиксируется в Росреестре.
В случаях, когда специалист умышленно вносит неточные данные в Госкадастр, ему грозит административное наказание в виде штрафа. Также подрядчика могут лишить лицензии на проведение геодезических изысканий (КоАП РФ, ст. 14.35).
Если действия инженера-геодезиста стали причиной материальных потерь собственника объекта недвижимости или государства, ему грозит уголовное наказание (УК РФ, ст. 170.2). Конкретный вид ответственности зависит от суммы ущерба:
- Штраф до полумиллиона рублей;
- Исправительные общественные работы до 12 месяцев — если сумма убытков составляет от 9 млн руб.;
- Бесплатные работы в течение 15 суток — если размер материальных потерь не превышает 2,5 млн руб.
Сроки исковой давности устранения кадастровой и технической ошибки
С момента обнаружения неверных технических данных у собственника объекта есть один год, в течение которого он может их изменить. Этот срок может быть увеличен до трех лет на основании ГК РФ ст. 196.
Заявление владельца имущества рассматривается госрегистратором в течение месяца. Чтобы не затягивать процедуру, не нужно устраивать длительные разбирательства с соседями. Лучше сразу обратиться в геодезическую компанию и заказать услуг по уточнению параметров имущества.
Способы исправления ошибки
Исправить неправильную информацию можно по инициативе владельца объекта, органов госучета или по решению суда. Способ устранения неточностей, который выберите вы, зависит от вида ошибки и при каких обстоятельствах она была выявлена.
По заявлению собственника
Владелец земли или недвижимости, при учете которой была обнаружена неточность, должен подать заявление в МФЦ. У заявке нужно приложить технический документ, который содержит неправильную информацию.
Бланки рассматриваются госрегистратором в течение пяти дней. В случае положительного решения, заявителю выдадут исправленный документ и новую выписку ЕГРН.
В ней будут указаны достоверные характеристики имущества.
По инициативе ЕГРН
Если госслужащий сам обнаружит неточность в описании объекта, он скорректирует информацию и уведомит владельца о внесенных правках. Если собственник не согласен с новыми сведениями, у него есть возможность обжаловать решение в суде.
По решению суда
Если исправление ошибок в кадастровом учете производится по постановлению суда, выполнить предписание сотрудники ЕГРН должны в течение 5 рабочих дней. В случае игнорирования документа, собственник объекта может подать исковое заявление с просьбой привлечь госорганизацию к административной ответственности.
Судебная практика
Решить пограничный конфликт с соседями мирно — выгоднее для всех участников спора. Но если не удалось прийти к согласию, нужно обращаться в суд. Также необходимость подавать исковое заявление возникает, если госрегистратор отказывается исправить недостоверные сведения. В заявлении нужно указать данные истца, ответчика и суть претензии.
Если суд вынес положительное решение, происходит исправление кадастровой ошибки:
- Судебный акт направляется ответчику и госрегистратору;
- Росреестр привлекает кадастрового инженера, который исправляет неточности;
- Новые сведения в течение пяти дней вносятся в базу ЕГРН;
- Заинтересованные стороны получают уведомление о внесении новых данных;
- Госрегистратор отчитывается перед представителями суда о выполнении предписания.
В результате работ собственник объекта получает новую выписку ЕГРН. В ней указаны актуальные достоверные данные.
Что делать, если собственник не согласен с решением суда или ЕГРН
Если вы не согласны с постановлением суда, нужно искать квалифицированного юриста. Важно понимать, что предстоит очередное судебное разбирательство. Если вы готовы к такому ходу событий, не нужно откладывать визит к специалисту. Поскольку некорректные сведения — это препятствие для полноценного распоряжения имуществом.
Список документов для исправления кадастровой ошибки
Для исправления неточностей в описании параметров объекта нужно подготовить следующие бумаги:
- Заявление установленного образца;
- Техническую документацию на объект;
- Выписку из ЕГРН с ошибкой;
- Уведомление из Росреестра, в котором указано описание неточности;
- Письменный отказ соседей и других заинтересованных лиц в досудебном способе решения конфликта.
Во сколько обойдется стоимость устранения ошибки
Цена исправления неточностей в описании характеристик имущества, допущенных при госучете, зависит от вида неправдивых сведений и особенностей объекта. Также на стоимость процедуры оказывают влияние следующие факторы:
- Количество допущенных неточностей;
- Объем работ;
- Необходимость проведения новых замеров;
- Срочность заказа.
Конкретную сумму можно будет сказать после изучения характеристик имущества и степени сложности проблемы.
Источник: https://egrnka.info/info/ispravlenie-oshibok-v-kadastrovom-uchete/
Что будет, если не исправить кадастровую ошибку?
Наличие неточностей в описании характеристик недвижимого имущества делает невозможным проведение юридических операций с ним. Вы не сможете продать, подарить или провести иные действия с объектом до устранения внесения корректировок.
В какой срок допускается исправление неточностей при госучете?
С момента обнаружения неточностей в данных, у владельца объекта есть год для внесения правок. В некоторых случаях срок исковой давности увеличивается до трех лет.
Как выявить ошибку самостоятельно?
Проверить ЗУ или недвижимость на юридическую чистоту и соответствие фактических параметров сведениям в документах можно с помощью выписки ЕГРН. В ней указаны достоверные сведения об имуществе.
Где можно заказать исправление реестровых и технических ошибок?
Составлением технической документации на недвижимость, на основании которой проводится госучет объектов, занимаются инженеры-геодезисты. Они же могут исправить неточности. Заказать услугу можно в специализированной геодезической компании.
Вс разъяснил, должна ли ук продолжать обслуживать дом при исключении его из реестра лицензий
В Определении № 303-ЭС20-23313 от 19 апреля Верховный Суд разъяснил, должна ли управляющая организация, исключившая сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий, продолжать деятельность по его управлению до появления новой УК.
ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2019 г.
13 августа 2019 г.
по результатам внеплановой документарной проверки жилищная инспекция составила акт о том, что после внесения изменений в реестр лицензий УК «Дерсу» управление МКД не осуществляет, содержание и ремонт общего имущества собственников в доме не производит, платежные документы не направляет, в связи с чем выдала предписание об обязании продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом до дня наступления события, предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, то есть до выбора иной УК, управления МКД собственниками помещений или госрегистрации ТСЖ или жилищного кооператива.
«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.
Не согласившись с выводами судов, управляющая компания обратилась с жалобой в Верховный Суд. ВС заметил, что исключение сведений о МКД из реестра лицензий согласно ч. 6 ст. 198 ЖК является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.
С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч.
3 ст. 200 ЖК.
В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:
1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2. возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3. возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Кодекса;
4. государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
«Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий», – указал ВС.
Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию?Верховный Суд указал, что отсутствие в реестре лицензий сведений о МКД, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление деятельности без нее
Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным.
При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст.
162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.
Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст.
200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.
Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст.
161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).
Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2019 г.
назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением Правительства от 21 декабря 2018 г. № 1616.
ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК.
Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании.
ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.
Таким образом, ВС направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев предположил, что в данной ситуации жилищная инспекция делала выбор: подбирать новую управляющую компанию или заставлять уходящую заниматься тем, чем она не хочет.
«Сделанный выбор был неправильным, так как заставить кого-либо заниматься тем, чем он не хочет, проблематично.
Управляющая компания могла просто начать саботировать работу по управлению, и в конечном итоге пострадали бы жильцы, в интересах которых действовала жилищная инспекция», – указал он.
Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии.
«По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону.
Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».
Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным.
По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.
«Я в свою очередь считаю, что вне зависимости от того, каким образом выбыл дом из жилищного фонда управляющей организации, пока не избрана новая управляющая компания, предыдущая должна в полном объеме осуществлять управление МКД: несмотря на довод о несовпадении порядков исключения домов из реестра лицензий и прекращения деятельности УК в силу договора, управляющая компания должна осуществлять управление домом, поскольку прямо затрагиваются жизнь и здоровье собственников», – указал эксперт.
Автоматически продлевается срок действия разрешений и лицензий, истекающий в 2023 году
27 января 2023
Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении разрешительных документов в 2023 году — постановление от 23 января 2023 года N 63.
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев. Решение позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур, в условиях внешнего санкционного давления.
Речь идёт об автоматическом продлении разрешений, истекающих в 2023 году, в важных сферах деятельности. В частности, новым приложением утвержден Перечень срочных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в 2023 году и действие которых продлевается на 12 месяцев. В Перечне указаны:
1. Лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
2. Государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
3. Разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река — море) плавания.
4. Санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, санитарно-эпидемиологических заключений на размещение объекта, санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию).
5. Аккредитация частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
6. Заключения о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным программам.
7.
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I категории, а также разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы, выдача которых предусмотрена пунктом 6 статьи 23_1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
8. Аттестация экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), к проведению мероприятий по контролю.
При автоматическом продлении разрешений лицензиатам не потребуется подавать каких-либо заявлений, уплачивать пошлины или сборы. Государственные органы сами внесут изменения в реестры и базы данных.
Кроме того, до конца 2023 года продлевается возможность упрощения разрешительных процедур по решению госорганов.
Например, они могут принимать решения о сокращении сроков предоставления услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для получения разрешений, о временной отмене оценки соответствия обязательным требованиям. Такой же порядок будет действовать в 2023 году и на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.
Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 12 марта 2022 года N 353 и постановление от 12 сентября 2022 года N 1589.
Ряд положений постановления N 63 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года. Остальные — вступают в силу с даты официального опубликования постановления.
Источник:
http://government.ru/news/47636/
Смотреть другие новости рубрики » 10 июля Правительство расширило параметры программы «Сельская ипотека» 7 июля Принято постановление Правительства для обеспечения прав и законных интересов мобилизованных в рамках приостановки исполнительного производства 6 июля Правительство предоставит гранты на создание и развитие агропромышленных технопарков Издан ряд приказов по вопросам таможенного регулирования в свободной экономической зоне на территории новых регионов Утверждены правила ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территории новых регионов