Лишение прав за ксенон в 2023 году
Актуально на 2023 год
Штраф за ксеноновые лампы выписывают, если производитель машины такие лампы не предусмотрел. Если цвет и тип лампы отличаются от заводских, могут даже лишить прав. Рассказываем, что будет за ксенон в фарах, какие возможны штрафы, как их избежать и что делать, если инспектор пытается выписать протокол о нарушении.
Штраф за ксенон
от 500 руб. до лишения прав
Статьи 12.14 и 12.15 КоАП
В автомобильные фары ставят лампочки разных конструкций: галогенные, ксеноновые или светодиодные. Раньше на заводе чаще ставили галогенные, сейчас — светодиодные лампы.
Некоторые водители самостоятельно заменяют их на ксеноновые, поскольку они более яркие. Но если производитель не предусмотрел такие лампы в фарах, то они будут слепить водителей встречных машин. Поэтому переоборудование и кустарная установка ксеноновых ламп в России запрещена.
Ксенон был популярен до того, как на рынке появились светодиодные лампы. В отличие от ксенона, они не ослепляют водителей встречных машин.
Внутри ксеноновых ламп — два электрода и газ ксенон. Между электродами проходит дуга, газ помогает ей ярко светиться
Да, но только если автопроизводитель собрал и настроил фары так, что в них может стоять ксеноновая лампа.
Что говорят ПДД и госты. По правилам дорожного движения световые приборы должны:
- соответствовать конструкции авто — можно ставить только те лампы, которые монтируют на заводе или аналоги по характеристикам;
- соответствовать конструкции фары — нельзя ставить ксенон, если производитель предусмотрел светодиоды.
В требованиях технического регламента написано, что фары и лампы должны соответствовать заводской конструкции и модели авто. В том же разделе ПДД есть ссылка на ГОСТ Р 51709-2001, но он устарел. Работники ГИБДД и диагностических центров пользуются техрегламентом.
Требования к фарам в техрегламенте
Причины запрета ксенона. Дело не в ксеноновой лампочке, а в том, как она работает. Если на заводе поставили штатную ксеноновую лампу и правильно ее настроили, чтобы фара светила только на дорогу — такое правила не запрещают.
Если самовольно поставить лампу, которая светит во все стороны, в том числе в глаза водителям встречного потока, — это может привести к аварии.
Именно настройки фары, а не тип лампочки проверяют работники государственных диагностических центров и ГИБДД на дороге.
Так светят фары с заводской настройкой и без нее
Фара состоит из двух главных элементов — лампы и отражателя. Автопроизводитель подбирает эти компоненты так, чтобы свет падал в нужном направлении и с нужной силой. Если водитель поставит другой отражатель или другую лампу, фара может работать не так, как задумали на заводе.
Например, ксеноновая фара может светить слишком сильно и не туда — в глаза водителям встречного потока вместо дороги. Это может быть опасно — ослепленный водитель вовремя не среагирует и врежется в препятствие.
Чтобы не случались такие аварии, к фарам есть требования, а за их нарушения в Административном кодексе положена ответственность.
За управление авто с ксеноновыми фарами. Если ксеноновая лампа не соответствует заводским характеристикам, но свет ее белый, будет лишь штраф — 500 рублей.
До июня 2019 года за езду с ксеноном в передних фарах лишали прав на срок до года и снимали фары. В 2019 году Верховный суд постановил, что лишать прав стоит, только если совпали два фактора:
- цвет огней отличается от разрешенных — белого, желтого или оранжевого;
- тип лампочки не соответствует заводской конструкции фары — например, ксенон вместо светодиодов.
Постановление Верховного суда
Теперь водители могут ссылаться на решение Верховного суда и требовать отмены лишения прав.
Инспектор остановил владельца «Тойоты» на дороге и составил протокол о нарушении ПДД — за незаконные ксеноновые лампы. Мировой судья рассмотрел дело и постановил лишить водителя прав на 8 месяцев, а также снять фары.
Водитель пожаловался в Верховный суд. Позиция судьи высшей инстанции была такой: лишать прав можно только в случае одновременного несоответствия цвета и типа лампы. Фары тоже постановили вернуть владельцу.
Евгений Артемов, замначальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД России
Лишение прав возможно только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы световых приборов требованиям, указанным изготовителем. Если требованиям не соответствует только цвет или режима работы, за управление таким транспортным средством возможен штраф до 500 рублей.
Штраф за установку. Если водитель установил в переднюю фару лампу, которая не соответствует требованиям безопасности, он получит штраф 3000 рублей.
Штраф за неправильный свет фар
На практике за установку ксенона никого не штрафуют — наказывают за управление машиной с такими фарами. Чтобы оштрафовать лишь за установку, должна быть ситуация, когда машина стоит с включенными огнями и не едет, и рядом оказывается гаишник.
Противотуманные фары бывают передние и задние.
За передние лампы, которые одновременно по типу и цвету отличаются от заводских, лишат прав на срок до года. Если отличие только в цвете или типе — выпишут штраф 500 рублей.
За задние противотуманки, не соответствующие заводской комплектации авто, тоже выпишут штраф 500 рублей.
В каком случае могут лишить прав. Такое возможно, только если будет совокупность двух факторов:
тип лампы не соответствует заводской комплектации. Например, ксеноновая вместе галогенной.
цвет лампы отличается от разрешенных — белого, желтого или оранжевого. У ксеноновых ламп часто синеватый оттенок.
Если в передних фарах стоит ксеноновая лампа, которая светит белым, желтым или красным, водителя прав не лишат, а выпишут штраф 500 рублей.
На какой срок можно остаться без прав. Если конструкция лампочки и ее цвет не соответствуют заводским характеристикам, водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 месяцев до года.
Прав лишат, если тип лампы отличается от того, что установлен на заводе, а цвет ее отличается от разрешенного — белого, желтого или оранжевого. Оспорить лишение за установку таких ламп почти невозможно. Ксеноновая лампа, не соответствующая по цвету и конструкции, либо стоит, либо нет. Нештатную оптику видно сразу — она светит во все стороны, а не на дорогу.
Обжаловать лишение можно, если лампа по типу ксеноновая, но светит белым, желтым или оранжевым. Если инспектор отправил дело в суд для последующего лишения прав, водитель может успешно заменить меру наказания с лишения на штраф. Что нужно сделать:
- настаивайте, чтобы инспектор в протоколе отметил ваше несогласие с его мнением. Если инспектор не сделал этого, не подписывайте документ;
- подготовьте документы на авто и техническую документацию на лампочку после того, как копию протокола отправили в суд и назначили дату рассмотрения;
- ссылайтесь на опыт другого водителя, которому лишение прав заменили на штраф. Если не уверены в своих силах, лучше нанять юриста.
Ссылаться можно на решение Верховного суда. Если суд первой инстанции не принял доводы к сведению, необходимо жаловаться в суд высшей инстанции. Например, если дело рассматривали в районном суде, необходимо жаловаться в городской.
Существуют ли исключения из правил. Если лампы не соответствуют заводской конструкции и типу — штраф будет. И наоборот, если вы поставили лампу, которая соответствует заводской конструкции фары — наказания не будет.
Как себя вести, если вам пытаются выписать штраф. Если лампы соответствуют заводской конструкции и вы не согласны с выводами инспектора — это должно быть записано в протоколе. Далее вам назначат разбор дела в отделении ГИБДД — приезжайте на него и возьмите с собой технические документы на машину и на установленные лампы.
Если на автозаводе стояла ксеноновая лампочка, но перегорела — покупайте такую же и наказания не будет. Если производитель не рассчитал конструкцию фары под ксенон — установка и езда с таким светом будет незаконной.
Способы оплаты. Быстрее и удобнее оплатить на сайте «Штрафы ГИБДД».
Чтобы проверить и оплатить, понадобятся документы — СТС и права. Их номерами заполните соответствующие поля.
Напишите адрес электронной почты — так вы не пропустите сообщение о новом штрафе
Если система показывает, что штраф есть — нажимайте «Оплатить».
На этом шаге необходимо проверить всю информацию о штрафе. Если все верно, жмите «Перейти к оплате».
Далее впишите информацию из банковской карты. На сайте они не сохраняются.
Вот еще два способа оплатить штраф:
- Госуслуги — придется регистрироваться и подтверждать личность в отделении МФЦ;
- банковские терминалы — долго и можно ошибиться с реквизитами.
Сроки оплаты. На оплату по закону дают 70 дней. Первые 10 дней с момента оформления штрафа положены, чтобы водитель мог его оспорить. Если жалоба в ГИБДД не поступила, постановление вступает в силу и начинается срок, на оплату — 60 дней.
- Ксенон — лампочка, которая светит ярче заводской галогенной. Ездить с ней можно, если на заводе под такую лампу настроили фару.
- С ксеноном нельзя ездить, если автопроизводитель не предусмотрел такие лампы на авто. Фара с такой лампой может светить не на дорогу, а в глаза проезжающим водителям.
- Если лампа отличается по конструкции от заводской и ее цвет не соответствуют разрешенным — водителя лишат прав на срок до года.
- Если не соответствует только цвет или только конструкция — выпишут штраф 500 рублей.
- Обжаловать лишение и изменить его на штраф можно, если инспектор не учел, что действовать должны два фактора — конструкция и цвет лампы. Ссылайтесь на решение Верховного суда.
- Чтобы не получить штраф или лишение, ставьте только те лампы, которые предусмотрел производитель вашего авто.
- Быстрее и удобнее оплачивать штраф за ксенон на сайте «Штрафы ГИБДД».
Какой штраф за фары грозит в 2023 году Как снять тонировку с фар
Смотрите, какая тема — Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?
- В КоАП РФ 2023 года есть 2 нормы наказаний в случае нештатного ксенона или LED-ламп в галогеновых фарах: часть 1 статьи 12.5 предусматривает штраф 500 рублей за несоответствие Основным положениям ПДД, а часть 3 – лишение прав до года с конфискацией лампочек за несоответствие режима работы и цвета огней конструкции автомобиля.
- При этом, лишение назначается, когда нарушены оба условия: и режим работы, и цвет огней.
- По ПДД цвет фар должен быть белым, оранжевым или жёлтым. Поэтому, если ваши, к примеру, светодиодные фары не отдают синевой или иным оттенком, кроме разрешённых, то лишение незаконно.
- Кроме того, режим работы к соответствию типа источника света маркировке фары не имеет отношения, поэтому лишение прав за ксенон и ЛЕД вот «совсем незаконно»!
- Однако, редких судей волновал данный вопрос до недавнего времени – часто мировые суды просто так лишали водителей прав только якобы за нарушенный режим работы.
- Почему до недавнего времени? Потому что точку в этом споре поставил Верховный суд, указав, что оба условия должны быть выполнены для применения части 3. Иначе – только штраф.
- Ниже мы рассмотрели судебную практику 2023 года и выяснили, что и сегодня многим судам просто наплевать на указанные разъяснения.
- Но хорошие новости всё же есть.
В суде или жалобе на постановление вам необходимо прямо указать в своих доводах о пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда №20. Это с большой долей вероятности приведёт к переквалификации ответственности на штраф 500 рублей, даже если протокол инспектором составлен по части 3 с лишением прав.
Судебная практика до недавних пор была практически безапелляционна – за нештатные лампы в фарах лишали прав на срок от 6 до 12 месяцев за несоответствующий режим работы и/или цвет огней. Мы уже не раз писали, что это, мягко говоря, не совсем законно, а по правде – вообще незаконны. Однако, система всегда была за сотрудников ГИБДД и занимала их сторону.
Тем не менее, не так давно Верховный суд вынес важное Постановление Пленума, в котором буквально указал, что применение статьи КоАП с лишением прав за светодиодные LED или ксеноновые лампы в фарах не соответствует нормам права, и водителям за это нужно назначать только штраф. О том, насколько прислушались к ним нижестоящие суды, выясняем в статье ниже.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2023 году?
Давайте сначала рассмотрим, откуда вообще «ноги растут» у данного вопроса. Почему как рядовые водители, так и эксперты спорят о наказаниях за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи делятся во мнениях, что назначать: штраф или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день есть 2 нормы в Административном кодексе, которые в тех или иных случаях могут быть применены при обсуждаемом нами нарушении.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф 500 рублей за нарушение Перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идёт о требовании пункта 3.4 документа, требующего, чтобы тип источника света соответствовал маркировке фары.
- В то же время, есть ещё часть 3 этой же статьи Кодекса. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим работы и цвет огней фар. Плюсом к лишению идёт конфискация ламп.
Вот и получаем, что на первый взгляд обе меры ответственности применимы в случае ЛЕД или ксеноновых ламп в галогеновой фаре. Однако, это не совсем так. Но, чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции данных норм наказаний.
В каком случае назначается лишение прав?
По тексту части 3 статьи 12.5 можем увидеть, что лишение водительского удостоверения может грозить различных нарушениях и их совокупности:
- если спереди автомобиля установлены огни красного цвета (причём, любые – ближний или дальний свет, противотуманные фары и даже светоотражающие элементы),
- если режим работы и цвет огней световых приборов не соответствуют Основным положениям ПДД.
Таким образом, получаем, что для возможности лишения прав должно быть нарушено что-то одно из пунктов выше. При этом, для применения данной нормы должны соблюдаться оба условия в совокупности из второго пункта: и режим работы должен быть несоответствующим, и цвет огней.
Теперь идём, собственно, в Перечень неисправностей (это и есть приложение к Основным положениям ПДД), и видим следующие требования:
- режим работы должен соответствовать требованиям конструкции машины (пункт 3.1),
- цвет также должен соответствовать конструкции,
- лампы должны соответствовать типу фары (пункт 3.4),
- спереди не должно быть огней красного цвета (пункт 3.6),
- а допустимые цвета испускаемого света фарами: белый, жёлтый или оранжевый.
Таким образом, лишение водительских прав возможно, например, в следующих случаях:
- если вы (не дай бог) поставили лампу красного цвета в ближний свет фар,
- если вы установили ксеноновую или LED лампочку в фару, предназначенную для галогеновых ламп, и теперь фара излучает, к примеру, синий (слишком холодная лампа) цвет.
Согласно п.3.8.6 и 3.8.7 Приложения №8 технического регламента на колесные транспортные средства фары могут работать в режиме «ближний свет» и «дальний свет».
Обратимся к упомянутому в статье пункту 2.54 ГОСТ 33997-2016:
Режим работы внешних световых приборов: Совокупность характеристик функционирования внешних световых приборов колесного транспортного средства, отражающих:
- алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения,
- его прерывистость или непрерывность.
Термин «Интенсивность излучения» удобен тем, что объединяет в себе несколько мер света. В указанном ГОСТе и техническом регламенте применяется мера «сила света», которая измеряется в канделах (кд).
Сила света каждой из фар в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы…
Если инспекторы докажут, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима «ближний свет» нарушает данное условие, то водителя привлекут по ч.3 ст.12.5 КоАП.
Задать вопрос
Почему по закону за светодиоды и ЛЕД положен только штраф?
Рассматривать красные огни в рамках данной статьи не будем – здесь всё достаточно просто и разъяснять нечего. Но, как вы могли заметить выше, для возможности лишения прав должны выполняться два условия:
- должен быть нарушен режим работы фар,
- цвет огней должен быть иным, нежели белым, оранжевым или жёлтым.
Однако, проблема, которая актуальна даже на 2023 года, состоит в том, что большинство судей – особенно, мировых – воспринимают союз «и» в части 3 статьи 12.5 как «или».
То есть прав могут лишить, не только если вы установили светодиодные лампы или ксенон в запрещённую для этого фару, и при этом цвет не отвечает требованиям ПДД, но и даже при нарушении одного из условий: либо режима работы, либо цвета огней.
Как видим, всё достаточно просто. И именно так, к сожалению, работает судебная система в России вплоть и на сегодня.
Если с лампами и маркировкой у вас всё в порядке, то нужно следить за их работоспособностью. Ведь за управление ТС с неработающей лампой возможна ответственность по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Санкция за данное нарушение штраф 500 рублей или предупреждение.
Но избежать штрафа можно. Правила дорожного движения разрешают движение с данной неисправностью до места стоянки или ремонта, приняв необходимые меры предосторожности. О том, что лампа перегорела в пути и вы движетесь до места, где устраните неисправность, необходимо сказать инспектору ГИБДД.
Если это не сработает и инспектор решит вас оформить, то это же стоит указывать в объяснениях в протоколе и в постановлении, а затем обжаловать постановление. Отменить его не должно составить труда.
Задать вопрос
Ещё одна тонкость против лишения прав
Между тем, касательно режима работы не всё так просто! Дело в том, что суды чаще всего несоответствие лампочки фаре принимают именно за нарушение режима работы. Однако, относить прямо эту характеристику световых приборов к комбинации цоколя ламп и конструкции фары тоже неверно. По крайней мере однозначно.
Но проблема в том, что определения режима работы нет ни в ПДД, ни в КоАП, ни даже в Техническом регламенте. Оно есть только в одном ГОСТе Р33997-2016, в его пункте 2.54:
Режим работы внешних световых приборов: совокупность характеристик функционирования внешних световых приборов КТС, отражающих алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения, его прерывистость или непрерывность.
Условия включения и выключения – это, собственно, управление фарами (как правило, рычагом под рулём), интенсивность излучения не говорит прямо о несоответствии типа ламп фаре, а прервывистость и непрерывность – это, к примеру, поворотники и ближний свет фар, либо габаритные огни и проблесковый маячок автомобиля спецслужб.
Как видим, если вы установили ксенон или LED-лампу в галогеновую фару, то такую характеристику, как режим работы это никак не меняет по определению.
Таким образом, если в итоге цвет фар у вас, например, белый (но не синий), то вообще ни одно из двух условий части 3 статьи 12.5 для лишения прав за светодиоды или ксенон здесь не выполняется.
Поэтому лишение прав по закону 2023 года никак не может быть назначено.
Но возвращаемся к сказанному о судебной практике и получаем то, что получаем…
Что указал Верховный суд про ксенон и LED?
Между тем, судебная практика как раз изменилась с недавних пор. Правда, поменялось всё не очень сильно, но у вас появился самый весомый довод остаться с правами и переквалифицировать ответственность в 500-рублёвый штраф.
И вот в чём здесь дело!
25 июня 2019 года Верховный суд России вынес судьбоносное Постановление Пленума, в котором рассмотрел вопросы административных правонарушений. Не остался без внимания и наш с вами вопрос. Так, в пункте 6 ППВС судьи указали буквально следующее по применимости части 3 статьи 12.5 КоАП РФ:
При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов – проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
То есть именно то, что мы описали выше по части незаконности привлечения водителей к лишению прав за нештатные ксеноновые или ЛЕД фары, подтверждает и Верховный суд.
А вот со штрафом всё законно – норма части 1 статьи 12.5 предусматривает ответственность за любое нарушение Перечня неисправностей. И выше мы привели, что последний правовой акт как раз и требует соответствия источника света конструкции фары.
Так штраф или лишение в 2023 году? Судебная практика
Постановления Пленума главенствующего суда обязательны для руководства нижестоящими судами, но не для беспрекословного их исполнения. Всё так, потому судебная система в нашей стране не прецедентная, и каждый случай должен рассматриваться индивидуально с учётом конкретных обстоятельства дела.
А теперь самое интересное! Как думаете, стали ли нижестоящие суды следовать разъяснениям Верховного? Очень неохотно и не всегда. Собственно, давайте рассмотрим конкретные примеры.
Практика лишения за ЛЕД и ксенон
- Мировой судья Тульского районного суда оставил в силе Постановление нижестоящего суда и назначил водителю наказание по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. При этом, довод из Постановления Пленума Верховного суда в жалобе о незаконности лишения за ксенон, равно как и в объяснениях самого судьи отсутствует. То есть суд просто оставил в силе наказание, указав, что режим работы фар при этом нарушен, и сославшись на ГОСТ и ПДД.
- Ещё одно решение суда из Уфы оставило в силе постановление по части 3 статьи 12.5 КоАП. Однако, здесь водитель пытался апеллировать двумя доводам. Во-первых, автомобиль не в его собственности, и он не знал о несоответствующих типах ламп. Во-вторых, водитель поставил вопрос о необходимости специальных познаний в области автотехники для решения вопроса о режиме работы и цвета огней фар. Судья не принял во внимание эти аргументы, лишение прав оставил в силе. В данном решении также не фигурирует мнение Верховного суда РФ.
- И вот ещё одно подобное решение из Екатеринбурга, где водителя лишили прав за ксенон в фарах.
Успешная судебная практика 2023
И бинго! Наконец-то, один из автолюбителей в Самарской области использовал наиболее перспективный довод, которому и посвящена практически вся наша статья.
В деле №12-19/2020 сотрудник ГИБДД составил на водителя протокол по той же пресловутой статье 12.5, части 3 КоАП РФ с лишением прав за LED лампы в галогеновых фарах.
Однако, судья переквалифицировал наказание в части 1 этой статьи, назначив штраф 500 рублей.
В качестве доводов судья и сослался на Постановление Верховного суда, указав, что цвет огней световых приборов не исследован, чтобы говорить о совокупности условий для подпадания нарушения под норму части 3.
Вот официальная трактовка из решения суда:
Таким образом, с учётом данных разъяснений, диспозиция части 3 статьи 12.5 КоАП РФ предполагает установление совокупности несоответствия режима работы световых приборов и цвета огней требованиям пункта 3.1 Основных положений.
Поскольку в рассматриваемом случае цвет огней на передней части световых ламп автомобиля не определён, а несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции транспортного средства сомнений не вызывает, то действия Дубовова А.Г. подлежат переквалификации с части 3 статьи 12.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, так как требуемая конструкцией части 3 статьи 12.5 КоАП РФ совокупность противоправных действий, объективных подтверждений не нашла.
- А вот ещё одно подобное решение, где судья сослался на мнение ВС РФ и пояснил, что, так как цвет огней протоколом не определён, то и части 3 статьи 12.5 здесь быть не может. Как итог, наказание переквалифицировано в штраф 500 рублей по части 1. Но и здесь, и в судебной практике выше судьи не учитывают тот фактор, что режим работы не имеет отношения к соответствию типу источника света маркировке фары.
- И, наконец, вот очередное решение из судебной практики ровно с теми же доводами, что и выше – со ссылкой на Верховный суд РФ.
Рассмотрим для общей информации интересный случай в судебной практике, рассмотренный Октябрьским районным судом Республики Башкортостан.
В нём автолюбитель пытался избежать наказания даже в виде штрафа 500 рублей за ксеноновые лампы в фарах, основываясь на ошибке инспектора ДПС, который указал в протоколе изъятия, что забрал у водителя галогеновые лампы.
Тем не менее, судья указал, что маркировка ламп в протоколе указывает на то, что они всё-таки ксеноновые, и жалобу не удовлетворил.
В целом же, судебная практика говорит прямо о следующем: если вас привлекают к лишению прав за ксенон или лед-лампы в фарах, но в доводах жалобы вы прямо не привели указанное Постановление Верховного суда, то и лишение с большой долей вероятности оставят в силе. Поэтому нужно самим указывать на незаконность данного решения именно в силу разъяснений ВС – в таком случае лишение прав переквалифицируют в штраф 500 рублей.
Штраф за ксенон в 2023 году, какое наказание за установку ксеноновых фар противотуманок, ближнего света
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Некоторые водители меняют штатные галогенные лампы на ксеноновые. Но если производитель машины такие лампы не предусмотрел, автолюбителю грозит штраф или он даже может лишиться водительского удостоверения. Какие наказания предусмотрены за ксенон, и в каких ситуациях их применяют, разобрался сотрудник сервиса Бробанк.
Требования к фарам автомобиля
В современных автомобилях используют большое количество осветительных приборов, которые объединены в систему освещения автомобиля. Она делится на два вида: внешнее освещение автомобиля и внутреннее.
Внешние источники света — это такая же неотъемлемая часть транспортного средства, как кузов, колеса, руль и двери. Они необходимы:
- для освещения дороги,
- сигнализации о выполнении маневра или остановки автомобиля,
- использования в темное время суток и в условиях ограниченной видимости из-за плохих погодных условий.
К внешним осветительным приборам относятся:
- Передние фары — состоят из габаритных огней, ближнего и дальнего света. Они освещают дорогу впереди авто и дают информацию другим участникам движения о габаритах автомобиля. Ближний светит на расстояние около 40-50 метров, дальний — на 200-300 метров.
- Противотуманки — это дополнительные фары, которые используют в плохих погодных условиях.
- Дневные ходовые огни и поворотники — нужны для дополнительного обозначения автомобиля в светлое время суток и сообщения другим водителям о запланированных маневрах.
- Задние блок-фары — состоят из габаритных огней и стоп-сигнала, также в ней могут быть расположены поворотники, фонарь заднего хода и задние противотуманные. Выполняют роль освещения пространства позади автомобиля, оповещения других водителей об остановке, повороте или движении авто назад.
- Осветитель номерного знака — предназначен для освещения индивидуального номера регистрации автомобиля.
К внутренним осветительным приборам относят:
- салонный плафон,
- фонари для освещения подкапотного пространства и багажника,
- фонари приборной доски,
- габаритные огни в дверях авто.
Внутреннее освещение предназначено для дополнительного комфорта и удобства водителей при использовании авто в темное время суток. Видов и конфигураций световой техники достаточно много, и все они разрабатываются автопроизводителями со строгим соответствием с законодательством страны, где будет использовано авто. Учитываются и особенности конструктива конкретного транспортного средства.
Производитель изначально создает световой блок в автомобиле с использованием определенных ламп и света, которые отвечают правилам безопасности. Некоторые водители по своему усмотрению меняют штатные лампы на лампы другого типа, из-за чего могут столкнуться с неприятными последствиями.
Ксенон: что это такое
В световое оборудование производитель может установить лампы трех разных видов:
- Галогеновые. Светят желтым не слишком ярким оттенком, который обычно используют для противотуманок. Преимущество галогеновых ламп в том, что они не отражают капли дождя. Еще один плюс — невысокая стоимость.
- Ксеноновые. Светят ярким белым светом, часто с синеватым оттенком. Могут использоваться в любом типе освещения. Их минус в сильном световом потоке, который может ослепить других водителей.
- Светодиодные. Часто производители ставят их в новых авто уже с завода. Они не ослепляют других участников движения и долго служат.
Водители ценят ксеноновые элементы за их яркий белый свет, который выгодно отличается от блеклого желтого у галогеновых фар. Ксеноновые лампы долговечны. Их срок службы примерно в шесть раз больше, чем у галогеновых. Кроме того, они выгодно отличаются низкой потребляемой мощностью и не допускают перегрева стекла.
Однако использовать такие лампы можно только на транспортных средствах, где заводом-изготовителем разрешена установка такой оптики. Самовольная замена другими лампами запрещена. Причина проста: нормы распределения светового потока должны учитывать не только удобство владельца авто, но и безопасность других участников движения.
Ксенон очень яркий, он ослепляет водителей встречного транспорта. В автомобилях, где ксеноновые лампы изначально встроены в фары, производитель учитывает эту особенность, и использует линзованную оптику со специальной шторкой, которая отсекает часть светового потока.
Фара с ксеноновыми лампами имеет особый конструктив, который сильно отличается от фар с использованием галогеновых ламп
Когда владелец авто по своему желанию меняет галогеновую лампу на ксеноновую, а конструктив этого не предусматривает, линзы и шторки в ней нет. Значит, свет от лампы будет хаотично распределяться в разные стороны, бликовать и ослеплять водителей встречных авто.
Штраф за ксенон в 2023 году
По правилам дорожного движения и технического регламента световые приборы должны соответствовать конструкции автомобиля, которая используется в данной модели авто. Если автопроизводитель сконструировал фару так, что в ней может стоять ксеноновая лампа, их можно менять и устанавливать неограниченное количество раз. За это наказания нет.
Если же конструктивом предусмотрено использование галогеновых или светодиодных ламп, самовольная установка ксенона приведет к неправильной работе фары. Это может стать причиной аварии.
Тип оборудования и разрешенных ламп указан в маркировке, и именно её проверяют работники диагностических центров и сотрудники ГИБДД на дороге. Маркировку проводит завод в соответствии с международными и отечественными стандартами.
Маркировка — это код из латинских букв и цифр. В нем указаны:
- модель, версия и модификация фары,
- тип лампочек,
- показатели освещения,
- категория фары,
- ориентация светового потока,
- страна, где выдан сертификат,
- дата изготовления.
Маркировка фары с ксеноновыми лампами
Если в маркировке указан знак H, CR или HCR, в таких фарах можно использовать только галогенные лампочки. Если использован DC, DR или DCR — можно использовать только ксенон. Буква D указывает на то, что фара оснащена соответствующим ксенону отражателем и линзами.
Инспектор ГИБДД сразу видит в потоке машин авто с ксеноновыми фарами по их свету, и останавливает такие автомобили для проверки. Если маркировка не совпадает с лампами, которые установил водитель, за это последует ответственность.
Штраф за установку ксенона в фары ближнего света
Если на передней части авто установлены световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации, водителя оштрафуют. Для физических лиц административный штраф 3 000 рублей. Кроме того, у водителя конфискуют приборы и приспособления, то есть снимут оборудование с ксеноновыми лампами.
Для должностных лиц наказание — от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией лампы с блоками розжига. Для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей с конфискацией лампы. Основание — КоАП РФ Статья 12.4.
Штраф за управление авто с ксеноновыми фарами
На практике штраф за установку не тех ламп используют достаточно редко. Только в случае, когда их самовольно заменили на ксенон, машина заведена, свет включен, но само авто не двигается. И если на этом этапе нарушение заметит инспектор ГИБДД, он выпишет постановление со штрафом именно за установку ксенона.
Если же водитель управлял автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фару, где конструктив и маркировка это не позволяют делать, нарушение другое. Его классифицируют как управление транспортным средством при наличии неисправностей, указанных в Основных положениях.
Ответственность за нарушение указана в КоАП РФ Статья 12.5. Водителя оштрафуют на 500 рублей или могут обойтись предупреждением.
Штраф за ксенон в противотуманках
Санкции аналогичны тем, как при самовольной установке ксенона в фары ближнего или дальнего света. За саму установку водитель получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 1 ст. 12.4 КоАП, а за управление авто с неисправностью водителя оштрафуют на 500 рублей. В некоторых случаях водителя в судебном порядке могут лишить прав на срок от 6 месяцев до 1 года по ч. 3 ст. 12.5 КоАП.
Лишение прав за ксенон
Если водитель управлял автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фару, где конструктив и маркировка это не позволяют делать, инспектор ГИБДД укажет другое нарушение. Его классифицируют как «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».
Ответственность за нарушение указана в КоАП РФ Статья 12.5 «Управление машиной при наличии неисправностей». Водителя лишают права управления транспортным средством на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией приборов и приспособлений.
Здесь часто возникают споры, которые связаны с классификацией административного правонарушения и наказания, следующего за ним. В 2019 году вышло Постановление Пленума ВС №20, в котором последовали разъяснения некоторых вопросов. Например, таких, которые возникают в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях главы 12 КоАП РФ.
Из документа следует:
Для применения норм, которые указаны в статье 12.4 КоАП РФ, 12.5 КоАП РФ или 12.31, должны одновременно выполняться два условия:
- несоответствие цвета огней,
- несоответствие режима работы приборов требованиям, которые указаны изготовителем в эксплуатационной документации.
Иными словами, если тип лампы не соответствует заводской комплектации, и цвет лампы отличается от разрешенных, водителя лишат прав. Если же отличие или только в цвете, или только в типе, водителю выпишут штраф 500 рублей в соответствии с первой частью 12.5 КоАП РФ.
Частые вопросы
Ксеноновые лампы в фарах не запрещены при заводской установке. Просто заменить галогенную лампу в фаре на ксенон нельзя, это запрещено российским законодательством. За установку нештатного ксенона предусмотрено наказание в виде штрафа. 3 000 рублей для физических лиц. 15-20 тысяч для должностных лиц и 400-500 тысяч рублей для юридических лиц. За использование ксенона в автомобилях, конструктив которых это не подразумевает, штраф 500 рублей. Если не только конструктив фары не совпадает, но и цвет лампы отличается от разрешенного, водителя лишат прав на 6-12 месяцев. Управление мотоциклом с самовольно установленной ксеноновой лампой в фаре, не предназначенной для ее установки, приведет к лишению права управления мотоциклом на срок от шести месяцев до года с конфискацией этой лампы и блока розжига.