Правила

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023

Установление сервитута на земельный участок – законный способ закрепить ограничение на право пользования чужим имуществом. Используется этот правовой инструмент в тех ситуациях, когда ограничение прав требуют интересы других собственников.

Как установить?

Что это такое?

Понятие сервитута описано в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и представляет собой установку частичного права на пользование соседним участком земли. Эта процедура существенно ущемляет права собственника на пользование своим имуществом, поэтому введение сервитута не может быть произвольным.

В соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ сервитут может быть установлен в следующих ситуациях:

  • При необходимости установления беспрепятственного доступа на соседний земельный участок.
  • При необходимости проведения государственных работ по возведению, реконструкции или использованию объектов инфраструктуры.
  • При возникновении необходимости проведения линии энергоснабжения на соседний земельный надел.
  • Когда ограничения на пользование землей соответствуют интересам множества лиц.

Важно! Введение сервитута накладывает серьезные ограничения на интересы собственника, поэтому требования всех законодательных актов должны исполняться неукоснительно.

Законом также предусмотрена государственная регистрация всех типов сервитутов в Росреестре. Сведения об установленных ограничениях и их сроках в обязательном порядке вносятся в базу ЕГРН.

Разновидности

Публичный

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023Понятие публичного сервитута закреплено в статье 23 Земельного Кодекса РФ. Его основной характеристикой является то, что одним из участников соглашения в обязательном порядке выступает государственный или муниципальный орган власти. При этом целью договора является защита прав и интересов неограниченного числа граждан.

Основаниями для применения публичного сервитута являются:

  1. Организация свободного доступа к водному объекту.
  2. Возможность проведения работ по ремонту и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры.
  3. Необходимость проведения дренажных работ.
  4. Прогон животных сельскохозяйственного назначения.
  5. Сенокошение и организация выпаса скота в установленные временные периоды.
  6. Осуществление исследований и геологоразведывательных работ.

Частный

Частный сервитут – понятие, закреплённое в статьях 274–277 ГК РФ. Согласно установленным нормам владелец недвижимости (участка земли или построек) имеет право требовать от хозяина соседнего земельного надела права ограниченного пользования принадлежащим ему имуществом (землей).

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 – 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Основанием для установки частного сервитута является договор между заинтересованным лицом и владельцем земельного участка. Если мирным путем согласия достичь не удалось – спор может быть разрешен в судебном порядке.

Обременение, возникшее в результате установки сервитута, не лишает владельца недвижимости права на владение, пользование и распоряжение ею.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

На законодательном уровне установлены следующие обстоятельства установления сервитута:

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023

  • Приобретение законного права прохождения через соседний земельный надел.
  • Проведение прокладки линий связи, электропередачи или всех типов трубопроводов.
  • Снабжение земельного надела водой.
  • Для обеспечения возможности удовлетворения прочих нужд собственников.

Причины, которые могут повлечь наложение сервитута, указаны также в ФЗ № 123 «О племенном животноводстве» от 03.08.1995:

  • Обеспечение животных водой.
  • Для обеспечения выгона скота.
  • Для обеспечения возможности сбора и отвода воды.

Как зарегистрировать?

Перечень документов

Набор документов, требующийся для установления сервитута, различается в зависимости от правовой принадлежности заявителя.

Для юридических лиц потребуются:

  • Правовой акт, являющийся основой для установки сервитута.
  • Учредительные документы организации, ее устав и учредительный договор.
  • Выписка из базы ЕГРЮЛ.
  • Доверенность, если интересы компании представляет доверенное лицо.
  • Согласие органов власти на установление ограничений.
  • Правоустанавливающие документы, подтверждающие статус муниципалитета.
  • Постановление о проведении общественных дебатов.
  • Кадастровый паспорт земельных наделов.

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023Граждане, имеющие статус физических лиц обязаны также предоставить:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Общими документами, требующимися для всех категорий граждан, являются:

  • Соглашение сторон.
  • Кадастровый паспорт с разметкой зон, на которые накладываются ограничения.

Если решение об установлении сервитута вынесено в ходе судебного процесса для проведения процедуры потребуется также предъявить постановление суда. Дополнительно потребуется приложить 2 копии документа заверенные печатью с отметкой о вступлении решения в законную силу.

Договор

Документ в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  • Преамбула. Здесь должны быть указаны сведения об участниках сделки и информация о доверенностях, если интересы сторон представляют доверенные лица.
  • Предмет соглашения. В этом разделе указывается порядок установки сервитута и цели его введения.
  • Стоимость. Сервитут может быть установлен на возмездной основе, поэтому в тексте договора необходимо указать размер установленной платы, а также порядок расчетов.
  • Права и обязанности участников сделки.
  • Действия сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  • Реквизиты участников.
  • Подписи сторон.
  • Дату подписания соглашения.

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023К существенным условиям договора относят:

  1. Кадастровые данные на земельный участок.
  2. Информацию о формируемом обременении.
  3. Сведения о целях введения ограничений.
  4. Порядок расчетов между участниками сделки.

Как правило, к основному договору прилагаются:

  • Кадастровый паспорт земельного надела.
  • Схема участка и описание порядка его использования после установки обременения.
  • Расчет платы за сервитут.

Подписание соглашения должно происходить сразу после достижения сторонами договоренностей относительно его условий. Произойти это должно не позднее 30 календарных дней с момента разрешения имеющихся противоречий.

Как оформить на проезд к участку?

Для того, чтобы оформить согласительный договор на проезд к земельному наделу требуется:

  1. Обратиться к собственнику участка для проведения переговоров.
  2. Если участникам удалось достигнуть согласия – оформить договор о назначении сервитута в простой письменной форме.

    В тексте соглашения необходимо подробно описать все достигнутые договорённости. В будущем это позволит избежать двусмысленных трактовок и спорных ситуаций.

  3. После того, как договор будет подписан, стороны обязаны предоставить документы в Росреестр для проведения государственной регистрации.
  4. Если земля была арендована у государства помимо основного договора должны быть составлены также заявления в адрес органов местного самоуправления. Обращение администрация рассмотрит в течении 30 дней.

Судебное наложение

Если стороны не могут договориться об установлении сервитута мирным путем спор будет разрешен в судебном порядке.

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023Заявителю в ходе судопроизводства потребуется доказать:

  • Факт отсутствия возможностей реализации собственных прав без ущемления прав собственника спорного участка.
  • Факт наличия спорной ситуации между владельцем участка и истцом.
  • Обоснование использования для реализации своих прав именно этого участка земли.
  • Справедливость и достаточность платы для владельца земли, ущемленного в правах.
  • Срок установки ограничений.

Перед тем, как подать иск в судебные инстанции необходимо:

  1. Направить потенциальному ответчику соглашение о сервитуте и письмо с предложением в тридцатидневный срок подписать договор. В качестве доказательств суду потребуется предъявить документ о вручении владельцу земли обращения истца и его отказ от подписания договора.
  2. Получить результаты землеустроительного исследования, которые послужат доказательством необходимости установки сервитута.
  3. Провести оценку стоимости пользования чужим земельным наделом.

Заслушав доводы истца и владельца участка, суд самостоятельно определит оптимальные условия налагаемого обременения и его необходимость.

Плата за использование земли

Сервитут предполагает передачу третьим лицам прав на использование принадлежащего собственнику участка земли. Так как права владельца при этом ущемляются и он несет определенные убытки, законом предусматривается возможность установки соразмерной платы за сервитут на земельный участок.

Что влияет на размер?

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023Факторами, влияющими на размер взимаемой платы являются:

  • Доля земельного надела, на которую накладываются ограничения.
  • Степень ограничения права пользования участком собственника.
  • Частота использования и связанные с этим неудобства хозяина.
  • Степень влияния обременения на возможность проведения сделок и других манипуляций с недвижимостью.

Каждая из перечисленных выше характеристик делится на 5 значений, для чего вводится понятие дискретного диапазона значения факторов.

В зависимости от степени и интенсивности влияния фактора на землю его значение устанавливается в диапазоне от 0 до 100%. Шаг значений устанавливается в размере 25%, т. е. устанавливается 5 величин – 0, 25, 50, 75 и 100%.

Основания для прекращения

Действие сервитута может быть прекращено в связи со следующими обстоятельствами:

  1. Исчезновением причин, на основании которых она использовалась третьими лицами.
  2. Исчезновением физической возможности дальнейшей эксплуатации участка.
Читайте также:  Оформление европротокола в 2023 году

Также законными причинами прекращения действия обременения могут быть признаны:

  • Нанесение вреда окружающей среде.
  • Нанесение существенного вреда плодородному слою почвы.
  • Проведение не предусмотренных законом работ.
  • Нарушение установленных законом границ.
  • Отказ от внесения платы, установленной в договоре.

Отмена по согласованию

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023

В таком случае расторжение соглашения происходит согласно описанному в документе сценарию, а если данный пункт не был включен в текст соглашения – стороны составляют новый документ, в котором указывается факт и причина расторжения сделки.

Отменить действие публичного сервитута не представляется возможным если:

  1. Обремененный участок земли необходим для прохода к водоемам.
  2. Если земля используется для заповедников, охотничьих угодий и рыболовства.
  3. Если земельный надел используется государством для размещения коммуникаций или объектов инфраструктуры.

При возникновении споров относительно частных сервитутов любые конфликтные ситуации между участниками соглашения можно решить в судебном порядке.

Сервитут накладывает ограничение на права собственника в вопросе пользования и распоряжения земельным участком.

Чаще всего это вынужденная мера, которая позволяет третьим лицам в полной мере реализовать свои права по пользованию недвижимостью.

Так как права владельца обремененного участка существенно ущемляются государство строго контролирует процедуру оформления сервитута, а также разрешение спорных ситуаций и выплату компенсации за причиненные неудобства.

Отличия публичного и частного сервитута на земельные участки

По ст. 216 ГК, наряду с собственностью, существует вещное право — сервитут, по которому гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, недвижимостью. Сервитуты бывают частными и публичными.

Частный сервитут (ЧС)

Вопросы, связанные с установлением частного сервитута, его сохранением при переходе прав собственности и прекращением  рассмотрены в ст. 274-276 ГК.

В основном, эти вопросы относятся к земельному участку. При этом законом установлено, что собственник недвижимости (участка) может потребовать от владельца соседнего участка сервитута — возможности ограниченного использования этого участка.

В ГК перечислены некоторые основания для установки частного сервитута. К ним относятся:

  • проход и проезд к соседнему земельному участку;
  • возможность строительства или ремонта на соседнем участке;
  • другие функции, которые не могут быть осуществлены без сервитута.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между соседями, причем наличие сервитута не ограничивает прав собственности владельца на его участок. Он может также потребовать плату за использование его участка. В случае отсутствия согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.

По закону (ст. 131 ГК) сервитут должен регистрироваться в ЕГРН. После регистрации сервитут становится неотъемлемой частью недвижимости (участка).

Прекращение действия частного сервитута собственник недвижимости может потребовать в связи с пропаданием оснований, по которым сервитут был введен, или в случае, когда сервитут не позволяет использовать участок по назначению. В последнем случае может потребоваться судебное рассмотрение.

Публичный сервитут (ПС)

Определение и порядок использования публичного сервитута в основном регламентирован в ст. 23 ЗК.

При этом ПС может быть применен в интересах государства, местных властей или населения. Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний. В ЗК перечислены основные случаи использования публичного сервитута:

Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута 2023

  1. Проход или проезд к водному объекту и его прибрежной полосе.
  2. Ремонт электролиний и сетей связи, а также транспортных коммуникаций.
  3. Размещение на земельном участке межевых знаков и другого геодезического оборудования.
  4. Забор воды и дренажные работы.
  5. Прогон скота.
  6. Заготовка сена, выпас с/х животных.
  7. Охота и рыболовство.
  8. Проведение геологических работ.

Если установка публичного сервитута приводит к трудностям использования участка, то его собственник вправе потребовать от органа власти, установившего сервитут, плату за неудобства. При необходимости собственник может обратиться в суд .

Различия ЧС и ПС

Основные различия ЧС и ПС приведены в таблице.

№№ Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
1 Заинтересованные лица В интересах большого круга лиц В интересах одного лица или ограниченного круга лиц
2 Как устанавливается Нормативно-правовыми актами с учетом общественных слушаний 1. Соглашением сторон 2. По решению суда
3 Компенсация Плата за сервитут органами власти при больших затруднениях использования участка с ПС Адекватная плата за использование сервитута для недвижимости (участка)
4 Прекращение Срок ПС для зарезервированных земель не должен превышать срока резервирования земли 1.При пропадании оснований для сервитута 2.При невозможности использования участка из-за сервитута
5 Государственная регистрация Обязательна Обязательна

Публичный и частный сервитут: описание этих видов обременений на чужой земельный участок и в чем их отличие, таблица с детализацией сходства и разницы

Права на земельный участок есть не только у собственника. В некоторых случаях они могут быть переданы другим лицам. Такие права использования ограничены. Фактически земля остается у владельца, но пользоваться ею может и другое лицо. Обременения такого характера могут устанавливаться по договоренности между физическими, юридическими лицами или государственными органами.

Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом

Сервитут – это обременение, устанавливаемое в отношении недвижимости, в том числе и земельных участков (подробнее о том, что такое земельный сервитут и как он оформляется, мы рассказывали здесь).

Суть его заключается в том, что другие лица смогут использовать территорию или её часть, например, для проезда.

Внимание. Законодательством определено два вида обременений – частный и публичный.

Они по сути схожи, но все же имеют некоторые отличия, основным из которых является статус сторон сделки.

  • Частный сервитут – это соглашение, которое заключается между физическими лицами, в результате которого человек получает право использовать участок, который ему не принадлежит, например, для проезда к своему дому. Стороной индивидуального обременения может быть и юридическое лицо.
  • Установление публичного сервитута определено статьей 23 Земельного кодекса РФ. Суть его заключается в том, что в качестве стороны сделки выступает местный орган власти. Обременение может устанавливаться в отношении государственной или муниципальной земли. Больше информации о том, как происходит процедура установления публичного сервитута, найдете тут.

Более подробную информацию о существующих видах сервитута можете найти в этом материале.

Сходство этих видов правоотношений

Несмотря на разный статус участников сделки частный и публичный сервитуты имеют некоторое сходство. Оно заключается в том, что обременение касается земельного участка или его части.

В результате частичное право использования появляется у третьих лиц. При этом участники сделки могут не состоять между собой в родственных или семейных отношениях.

Важно. Оба вида сервитута могут быть установлены принудительно, независимо от желания собственника земли, в судебном порядке, например, если другие лица не могут получить доступ к своим участкам, иначе как через территорию владельца.

Чем они отличаются?

Несмотря на сходство частный и публичный сервитуты имеют ряд отличий. Прежде всего это касается целей установления. Разница заметна также в основаниях обременения, процедурах реализации сделки и границах действия.

Цели

Цель установления частного сервитута определяется его названием. Сделка такого характера заключается в интересах отдельного лица. Чаще всего это касается в возможности проехать или пройти через участок соседа к своему дому.

Частный сервитут может устанавливаться и других целях.

Цели установления публичного сервитута более глобальные. Они указаны в статье 23 ЗК РФ.

В такой список включены:

  1. Обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования и береговой полосе.
  2. Расположение на территории знаков межевания, геодезических, гравиметрических и нивелирных пунктов, а также доступа к ним.
  3. Выполнение работ по дренажу.
  4. Забор водных ресурсов.
  5. Прогон и выпас скота.
  6. Сенокошение.
  7. Охота, рыбалка и рыбоводство.
  8. Размещение электрических, тепловых и водонапорных сетей, линейных объектов системы газоснабжения и нефтепроводов.
  9. Складирование строительных материалов.
  10. Размещение временных или вспомогательных сооружений – ограждений, бытовок, навесов, а также строительной техники.
  11. Устройство пересечений автомобильных и железных дорог.
  12. Проведение инженерных изысканий.
  13. Размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Читайте также:  Как подарить долю в ооо другому участнику родственнику и третьему лицу бти 2023

Справка. Отличие в целях заключается в том, что публичный сервитут затрагивает интересы не определенного количества людей.

Основание

В качестве основания для установления публичного сервитута выступает законодательный акт или иной нормативный документ, разработанный органом власти на уровне Федерации, региона или субъекта, например, постановление или решение.

В свою очередь частный сервитут – это волеизъявление двух лиц, которое оформляется в виде договора.

В качестве основания установления частного обременения может выступать и судебное решение. Это характерно для случаев, когда стороны не пришли к взаимному согласию, а необходимость сервитута актуальна.

Подробнее об основаниях для возникновения сервитута читайте в этой статье.

Описание процедуры установления

Процедуры установления обоих сервитутов реализуются по-разному.

Для установления публичного сервитута, необходимо провести топографические работы. Результаты передаются в службу кадастра и картографии, с целью внесения изменения в план и определения границ обременения.

Такие работы необходимо провести независимо от того, кто выступает инициатором установления сервитута. Если инициатива исходит от физического лица или группы, то в местный орган власти направляется индивидуальное или коллективное обращение.

Внимание. Заявление рассматривается в течение трех календарных месяцев.

Инициаторы обращения информируются о времени и месте рассмотрения заявления. По результатам выносится решение об отказе или удовлетворении требований. Документ должен быть опубликован в СМИ и размещен на интернет ресурсе органа власти. Необходимые данные должны быть переданы в Росреестр. После этого сервитут считается установленным.

Частное обременение несколько проще. Достаточно заключить двухсторонний договор между собственником участка и заинтересованным лицом. До этого можно направить письменное предложение владельцу территории. Хотя закон не обязывает инициатора чести переписку с собственником.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место заключения.
  2. Сведения о сторонах сделки или их законных представителя.
  3. Предмет договора. В данном случае это будет установление частного обременения.
  4. Стоимость и порядок расчетов. Собственник вправе требовать денежную компенсацию за неудобства, связанные с установлением обременения.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок урегулирования споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Договор оформляется в трех экземплярах, по одному для каждого из участников и регистрирующего органа. Соглашение можно заверить у нотариуса. Это не является обязательным правилом.

Завершающим этапом является обращение в Росреестр.

В перечень документов, необходимых для регистрации изменений входят:

  • Паспорт заинтересованного лица.
  • Договор об установлении обременения.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.
  • Свидетельство о праве собственности на земельный участок.
  • Кадастровый паспорт.
  • Заявление инициатора.
  • Доверенность законного представителя.

Важно. Размер государственной пошлины, которая взимается за регистрацию такой сделки, определена пунктом 31 статьи 333.33 НК РФ. Он зависит от статуса плательщика. Физическое лицо заплатит 1500 рублей, юридическое – 6000.

Информация в базу данных будет внесена в течение семи рабочих дней, с момента поступления обращения.

Подробнее о том, как происходит установление частного и публичного сервитутов, мы рассказывали тут, а здесь вы сможете более детально ознакомиться с процедурой регистрации обременения.

Границы зон действия

В случае с публичным обременением оно может затрагивать участки нескольких собственников и кадастровые работы проводятся в отношении каждого из них. Частный сервитут касается территории одного владельца.

Если частное обременение устанавливается в отношении части земли, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

О том, как на кадастровом плане отображают схему границ действия сервитута, мы рассказывали тут.

Другие различия

Отличия обременений заключаются ещё и в финансовой стороне вопроса. В случае с частным оплата устанавливается практически всегда, при публичном – только при наличии существенных препятствий, например, если в результате установления обременения собственник не сможет выращивать часть культур.

О том, каким образом определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом, узнаете тут.

Различие заключается и в статусе участников сделки.

  • Частный сервитут имеет место между физическими или юридическими лицами.
  • В установлении публичного ограничения должен принимать участие местный или федеральный орган власти.

Отличаются сервитуты и количеством лиц, чьи интересы затрагиваются. В частном случае это конкретные люди или организации, в публичном – количество не ограничивается числом.

Внимание. Регистрация публичного обременения в Росреестре государственной пошлиной не облагается, в случае частного сервитута внесение оплаты является обязательным условием.

Публичный сервитут устанавливается в отношении земельного участка, частный – в отношении любой недвижимости. Юридическое лицо оплачивает больший размер пошлины, чем физическое.

Сравнительная таблица

Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
Объект земля. любая недвижимость.
Субъект неограниченный круг лиц. конкретное лицо.
Основание установления законодательный акт.
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника земли при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут.
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина
  • интерес государства;
  • местной власти;
  • населения.
интерес отдельного лица.
Инициаторы физические лица или органы власти. физические лица.

Публичный и частный сервитуты – это обременения, которые устанавливаются по отношению к объектам недвижимости. В основном это связано с обеспечением доступа к земельным участкам. Несмотря на идентичную суть, сервитуты имеют много отличий. Они касаются не только статуса участников или оплаты, но и целей установления.

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

По Гражданскому кодексу собственник земельного участка имеет полное право распоряжаться им.

https://www.youtube.com/watch?v=wkmJsI9dOCM\u0026pp=ygVy0JDQvdCw0LvQuNC3INC4INGB0YDQsNCy0L3QtdC90LjQtSDQv9C-0L3Rj9GC0LjQuSDQv9GD0LHQu9C40YfQvdC-0LPQviDQuCDRh9Cw0YHRgtC90L7Qs9C-INGB0LXRgNCy0LjRgtGD0YLQsCAyMDIz

Но могут возникнуть ситуации, когда необходимо в интересах других собственников воспользоваться территорией чужого земельного надела. Данная процедура вводит некоторое ущемление прав владельца участка.

В этой статье будут рассмотрены такие виды обременений, как частный и публичный.

Показать содержание

Что могут данные ограничения?

Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

В статье 23 ЗК, пункте 3 определяются основания, при которых возможно применение публичного сервитута:

  • проход или проезд к водному объекту;
  • возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур;
  • дренажные работы;
  • прогон скота;
  • сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям;
  • осуществление охоты и рыболовства;
  • проведение исследовательских и изыскательских работ.

Частный сервитут

Данный вид ограничений основывается на заключение документа между двумя частными сторонами. Ими могут быть также юридические лица. В случаях, когда основания для установления сервитута отпали, он должен быть прекращен заявлением одной из сторон.

Примеры частного обременения:

  • при осуществлении работ на территории рядом лежащего участка требуется проход или проезд;
  • проведение водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка;
  • проведение электросетей.

Законодательные акты, на которые опираются данные обременения

Сведения о правах, ограничивающих использование земли, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах.

В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.

В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:

  • номер участка в кадастровой палате;
  • персональная информация о сторонах, заключающих данный документ;
  • цели и условия для установления обременения;
  • срок сервитута;
  • права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.
Читайте также:  Статья 51. Ограничение по военной службе 2023

Порядок оформления документа об установлении сервитута расписан в статье 39.26 ЗК.

Отличия данных видов

В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

Цели установления

Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.

Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Описание процедуры установления

Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

Публичный

При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

Частный

Частное ограничение устанавливается путем подписания соглашения о стеснении прав пользования земельным наделом заинтересованными сторонами. Соглашение оформляется в письменном виде и заверяется его составителями. Оно может быть зарегистрировано у нотариуса по требованию одной из сторон, но данная процедура не является обязательной.

Если стороны подписали соглашение, то далее вместе с кадастровым планом, в который вносятся изменения, связанные с ограничениями, документы подаются в Росреестр. Если стороны не смогли мирным путем заключить соглашение, рассмотрение этого дела передается в суд (о том, как составить исковое заявление для суда, вы узнаете здесь).

Список документов, требуемых для регистрации:

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо проведение межевания на всех участках, подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны кадастровые инженеры.

На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на кадастровом учете.

К межевому плану прилагается межевой проект с указанием кадастровых номеров всех участков, которые будут затронуты обременением.

При частном сервитуте если действие обременения затрагивает только часть участка, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

Другие отличия

Возмещение за ограничение пользования при частном обременении вводятся практически всегда, при публичном – только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.

Различными являются стороны, которые заинтересованы в установлении ограничений. Для частного сервитута – это конкретные собственники земли или организации, которым принадлежит земельный участок. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.

Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.

В случаях постановки на кадастровый учет госпошлина оплачивается только для частного обременения. Для юридических лиц она равна 6000 рублей, для физических – 1500 рублей согласно статье 333.33 НК п.31.

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия Публичный сервитут Частный сервитут
Стороны, для которых вводятся ограничения Введение ограничений в интересах большого круга лиц. Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.
Основание для установления Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов. Принятие происходит при заключении соглашения сторон.
Получение выгоды Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового. Всегда заключается на возмездной основе. Происходит плата средств за пользование чужой территорией ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.
Необходимость согласования Всегда согласовывается с местной администрацией Нет необходимости в таком согласовании.
Разрешение о несогласии сторон В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения. В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.
Окончание действия Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения. Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Частный и публичный сервитуты. Возможность установления бессрочных публичного и частного сервитутов

Батурин, А. А. Частный и публичный сервитуты. Возможность установления бессрочных публичного и частного сервитутов / А. А. Батурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 227-228. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103307/ (дата обращения: 12.07.2023).



В статье автор пытается проанализировать возможность установления бессрочных публичного и частного сервитута, так как на практике встречаются ситуации, когда право ограниченного пользования чужим имуществом будет необходимо на постоянной основе.

Ключевые слова: публичный сервитут, частный сервитут, срок сервитута, бессрочный сервитут, постоянный сервитут, сервитут без установления срока действия.

В мире практической юриспруденции зачастую появляется необходимость установить сервитут путем составления заявление о заключении соглашения об установлении частного сервитута или заявление об установлении публичного сервитута. В обоих случаях в заявлении требуется указать предполагаемый срок, на который будет установлен сервитут, в связи с чем возникает вопрос о возможности установления бессрочного сервитута.

Прежде чем ответить на указанный вопрос, следует дать определения частного и публичного сервитутов.

В целом, под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужими земельными участками (п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ).

Определение частного сервитута прямо законом не закреплено, но исходя из системного толкования отведенных норм под частный сервитут, под частным сервитутом следует понимать сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости [1].

Публичным сервитутом в соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ является сервитут, который может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

  • Таким образом, указанные виды сервитутов следует различать по следующим критериям:
  • — по субъекту, устанавливающему сервитут;
  • — по целям, для которых сервитут устанавливается;
  • — по количеству лиц, у которых возникает право пользования земельным участком, обремененным сервитутом.