Алминистрация школы вынуждает учителя преподавать другой предмет 2023
-
- ОЛЬГА КУЗНЕЦОВА,
- юрист
-
-
У родителей есть законные основания требовать смены преподавателя. Это право гарантируется Законом «Об образовании в Российской Федерации». Обязанности школьного педагога установлены п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при их несоблюдении родители могут просить школу о замене учителя. Вот эти обязанности:
-
- 1) обеспечение реализации в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
-
- 2) создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
-
3) соблюдение прав и свобод обучающихся (ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), родителей обучающихся.
Что делать, если учитель вмешивается в личную жизнь
- К правам и свободам обучающихся относятся, среди прочего, уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия — в школе недопустимы физические наказания, а также оскорбления учеников, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья, а также свобода совести, информации, право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
-
- Российским законодательством гарантируется право родителей на то, чтобы знакомиться с содержанием образования своих детей, с используемыми в школе методами обучения и воспитания, с оценками успеваемости учеников, а также возможность защищать права и законные интересы детей.
-
В целях защиты своих прав как сами обучающиеся, так и их родители могут направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогам, нарушающим права учеников или их родителей. Заявление вы можете подать сами или нанять для этого юриста.
Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению администрацией школы вместе с учениками и родителями.
Кроме того, вы имеете право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии конфликта интересов педагогического работника.
Последовательность действий родителей, которые хотят поменять учителя по предмету или классного руководителя:
- Написать заявление на имя директора школы (пример заявления представлен ниже), в котором вы изложите все известные обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения учителя от проведения занятий в классе.
- Дождаться рассмотрения заявления директором.
При необходимости будьте готовы помочь директору школы в выяснении обстоятельств, препятствующих, по вашему мнению, преподаванию конкретного учителя в вашем классе.
- Если принятое школой итоговое решение вас не удовлетворяет, вы можете обратиться в вышестоящие инстанции с заявлением о несогласии с таким решением.
Заявление о смене учителя в школе
Заявление подаётся родителями в свободной форме на имя директора учебного заведения. Ниже пример подобного заявления.
Чем больше обстоятельств, препятствующих преподаванию у детей, вы укажете, тем вероятнее, что в отношении вашего заявления примут положительное решение и удовлетворят ваш запрос на смену учителя.
С просьбой поменять учителя может обратиться как один родитель, так и весь класс — количество родителей, которые должны подписать заявление, не регламентировано. Однако это может повлиять на исход проблемы.
Если учителем недовольны родители одного или двух учеников, скорее всего, школа предложит перевести этих детей в другой класс.
В случае, когда класс единодушно выражает недовольство преподавателем, выше шансы, что учителя поменяют.
Сроки рассмотрения заявлений
Общих регламентированных сроков рассмотрения обращений родителей нет. Такие сроки могут быть закреплены Уставом или другими локальными нормативными актами школы. Как правило, подобные обращения рассматривают в течение 30 календарных дней.
Если в результате рассмотрения заявления школа решила не менять учителя, можно обратиться с аналогичным заявлением в комитет образования при администрации города или района (РОНО), Департамент образования региона, Рособрнадзор.
В тех случаях, когда речь идет о серьёзных нарушениях со стороны педагога (сексуальные домогательства, физическое насилие в отношении детей), стоит обращаться в прокуратуру.
- ВАЛЕРИЯ МЕДВЕДКОВА,
- психолог
-
-
-
Если негативный школьный опыт вызван общением с педагогом, у родителя есть несколько вариантов. В первом случае, когда у ребёнка есть проблемы ещё и в других аспектах школьной жизни, имеет смысл задуматься о фундаментальном решении вопроса — сменить школу или перейти на домашнее обучение.
Возможна и ситуация, когда проблема связана с конкретным учителем, на некорректное поведение которого повлиять не получается, а перевод в другую школу не рассматривается.
Тогда родителю необходимо эмоционально грамотно поговорить с ребёнком — выстроить разговор так, чтобы ребёнок мог раскрыться и поделиться своими переживаниями.
Важно, чтобы ребёнок, которого чем-то обижают в школе, не чувствовал себя виноватым, умел замечать и оценивать чужое некорректное поведение.
Родителям предстоит создать дома безопасное пространство для выражения своих эмоций, обсуждения обид. Чем старше ребёнок, тем проще ему будет подстроиться под ситуацию с педагогом так, чтобы она не травмировала его, — особенно, если конфликт с учителем у всего класса или большей его части.
Однако родители должны быть готовы к тому, что от них потребуется дополнительная поддержка, — в том числе, возможно, придётся нанять ребёнку репетитора или пойти с ним к психологу, снизить ожидания от академической успеваемости ребёнка по предмету преподавателя, с которым у учеников не складываются отношения.
Как помочь ребёнку, если с ним не дружат
Конечно, помочь ребёнку не значит соглашаться с ним во всём. Родитель должен научить ребёнка здраво оценивать конфликтные ситуации, разобраться, действительно ли проблема в педагоге или дело в непосильной школьной программе. Оставаясь на стороне ребёнка, важно не поддаваться детской истерии и сохранять спокойствие.
Родителям, которые решили писать заявление о смене учителя, нужно всегда держаться в поле правовых отношений, вести себя корректно.
Начиная процесс отстранения преподавателя от занятий, вы должны чётко понимать: вашему ребёнку плохо и вы хотите помочь. При наличии ресурсов не лишней может оказаться помощь юриста.
Когда вы не можете сдерживать эмоции, он справится с этим вместо вас и сможет добиться более эффективных результатов.
Дорогие педагоги и директора школ! Это не ваша война
Управлять неживыми объектами легче, чем живыми. Все неживое более послушно и предсказуемо, не дает резкой обратной связи. Но в образовании за неживым всегда стоит живое. За смарт-досками, компьютерами, столами, обедами и учебниками стоят люди — учителя и ученики. Поэтому любое управленческое решение в образовании имеет множество скрытых рисков.
Яркий пример — обнародованный в последние дни прошлого года (если быть точными, 28 декабря) новый федеральный перечень учебников. Кажется, решение касается материальной базы — ан нет, оно бьет по всему образовательному процессу. Постараемся понять, как это получается и что мы можем сделать, чтобы наше живое не пострадало от «неживых» управленческих решений.
Что же произошло? Последствия нового ФПУ для школ, для педагогов, для учеников
Выход в свет нового ФПУ — как оружие массового поражения — нанес удар по всем без разбору, в том числе и по «мирным жителям», то есть педагогам и ученикам. И, по самым скромным первичным подсчетам, поражение действительно массовое.
Не менее 20% всех учителей-предметников России (а это примерно 228 тысяч человек) столкнутся с проблемой смены учебной линии в период с 2019 по 2021 год.
ОПРОС УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ
Опрос проводился в феврале 2019 г. в течение одной недели через онлайн-платформу rosuchebnik.ru. На вопросы анкеты ответили 6693 учителя-предметника и руководителя школ России.
Соответственно, миллионы учеников должны будут также «пересесть» на новые учебники. Особенно рисковым это мероприятие представляется для тех, кто в будущем готовится к ГИА.
Курс практически пройден, а систематизировать знания — как? На материале совершенно нового УМК? Плюс принятие нового ФПУ совпало с годом, когда страна переходит в 9-х классах на ФГОС второго поколения: то есть все ученики с 5-го по 8-й класс уже работают по ФГОС второго поколения, остался последний год на уровне основного образования, чтобы полностью внедрить ФГОС, и вот в этот год вводят новый перечень учебников, ломающий большое количество линий. Под угрозой качество работы на протяжении четырех лет.
Переход на новый ФПУ означает 13,8 млрд рублей дополнительных затрат государства на обновление школьных библиотечных фондов. Тонны отличных книг, еще не изношенных, будут списаны, а на их место придут новые учебники.
Предметы, которых больше всего коснется проблема смены учебников и УМК, — география, биология, химия, английский язык, а в особенности — технология и ОБЖ (абсолютно всем ученикам в основной школе придется в ближайшее время заменить учебники).
- Но это в целом, а в частности — для каждого педагога история с вычеркиванием из списка его рабочего учебника имеет свои очень серьезные последствия.
- Прежде всего перед педагогом встает дилемма: доучивать сколько возможно по привычному учебнику или переходить прямо сейчас на новую линию УМК
- Если учитель решится сменить линию УМК, он получает, пожалуй, самую большую головную боль из всех возможных, а именно:
Риск перехода на новый УМК для детей. Дети, привыкшие к определенной манере подачи материала, дают обратную связь в виде снижения успеваемости при переходе на другие учебники.
За неудачами всегда есть риск падения мотивации, а уж без мотивации давать детям знания сложно.
Таким образом, педагог должен быть готов к такого рода «аллергии» на новый УМК и как можно бережнее вводить его в образовательный процесс.
Если «доучивать» по привычным учебникам:
Учитель имеет право. В приказе ФПУ-2018 обозначен срок, в течение которого школа имеет право использовать учебники из предыдущего перечня, не вошедшие в новый. Три года! Три года можно работать с учебниками, которые вы считаете правильными для вашего класса.
Тем более, кто может знать, какие учебники окажутся в перечне через год, два, три? Многие ушедшие из перечня 2013 года учебники оказались реабилитированными — вернулись в перечень 2018 года.
Оправдают ли себя все усилия педагога, насильно пересадившего себя с любимого УМК на другой, пусть даже, как говорят, самый лучший, если через некоторое время проверенный многолетним опытом учебник будет реабилитирован, а новый уйдет из перечня? А именно такие случаи сейчас происходят от перечня к перечню.
Проблемы с закупкой учебников. «Разжалованные» из учебников в учебные пособия нужные книги уже не так просто закупить за бюджетные деньги. Не у всех регионов есть достаточно денег, чтобы покрыть возросшие потребности в учебниках и пособиях. Пособия по определению — на вторых ролях.
Администрация школы. Зачастую администрация школы принимает рекомендации за директивы: готова «сотрудничать» скорее с государством, чем с педагогом и семьями.
Сказано новый печень, значит, новый! Но мы надеемся, что этого учителю удастся избежать.
В любом случае, какое бы решение ни было принято об изъятом УМК, администрации школы потребуется оказывать всестороннее содействие либо по добыче изъятого учебника, либо по освоению нового УМК педагогами.
Последствия нового ФПУ для образования в целом
Федеральный перечень — это двуединая задача: обеспечение гарантии качества общего образования для каждого ученика и обеспечение единства образовательного пространства для реализации задач, входящих в сферу интересов государства в целом.
Эти две задачи часто входят в противоречие.
И государству необходимы компетенции тонкого управления, потому что образование — это не то, что насаждается в ребенка извне даже из самых хороших побуждений и для реализации самых высоких целей, а то, что случается внутри каждой личности.
Образование — это сотрудничество, в котором трудно переоценить роль самостоятельности педагога, обеспечиваю- щей его личностное участие в образовательном процессе. Только личность может воспитать личность.
Но по мере вычеркивания допустимых УМК из федерального перечня учитель все больше чувствует себя посаженным в комнату с опускающимся потолком: того нельзя, этого не брать; еще немного — и придется ходить согнувшись! Когда-то в конце девяностых в России действительно стало издаваться много учебников по всем предметам.
Да, их было много, и педагогу было сложно сориентироваться в потоке авторов и методик. И, возможно, тогда некоторые учебные издания были не самого высокого качества. Но у учителя был выбор.
Возможность выбора — главная возможность становления педагога как профессионала, выстраивающего пространство для становления учеников в предмете и вообще в жизни.
Сегодня нас подталкивают к монополии в самом широком смысле слова. Монополии мышления (все и всех учат по одной и той же книге), монополии действия (единый учебный план на всю страну, день в день), монополии книгоиздания.
При этом все это выдается за заботу о качестве: мы ведь для детей работаем, тут все должно быть высшего сорта. Одного-единственного, без выбора и вариантов, но якобы самого лучшего.
Еще никогда в истории человечества не было создано вот этого «одного-единственного идеального» вне конкуренции, вне участия самых разных сторон и вне возможности выбирать — влиять на постоянно возобновляющийся процесс поиска этого идеального.
Для образования это еще более верно по самой сути образования как воспитания личности. Образовательный процесс заканчивается, когда попадает в прокрустово ложе несобственных решений его участников.
Как сказано выше, новый федеральный перечень по неясным основаниям снижает возможность выбора у почти четверти учителей страны. В каждом управленческом решении в образовании должно быть больше педагогики, чем управления. Наша пропорция несколько иная: здесь есть много управления, немало коммерции и совсем неочевидная педагогическая составляющая.
Перечень вызвал подлинное изумление у педагогов, директоров школ, авторов учебников и книгоиздателей
Логика изъятия. Решения о включении и изъятии учебников из перечня удивляют своей непоследовательностью. Все линии системы учебников для 1–4-х классов «Начальная школа XXI века» вошли в список — кроме литературного чтения и ОРКСЭ. В результате — разрушение системы и дополнительная головная боль учителю. И таких примеров в новом перечне много.
Механизм принятия решений. Сама процедура принятия ФПУ вызывает сомнения у ряда экспертов.
Согласно протоколу заседания научно-методического совета по учебникам при Министерстве просвещения, некоторые линии учебников с отрицательным заключением экспертной комиссии оказались в перечне, а те, по которым были только положительные заключения, оказались изъяты из него.
Красноречивый пример — линия УМК для 2–11-х классов по английскому языку Rainbow English: осталась только начальная школа — 2–4-е классы. Учебники для 5–11-х классов вылетели, притом что заключения были положительными. То есть вылетели из ФПУ по неясным причинам.
Вот уже несколько недель книгоиздатели и эксперты вынуждены разводить руками на справедливые вопросы «Почему учебник N выпал из перечня?»: экспертизу прошли, результаты обучения по ним прекрасные, соответствие ФГОС констатируют все методисты, а учебник не в перечне. Загадка…
Прозрачность. И еще одно обстоятельство. На этот раз стандартная процедура из трех экспертиз неожиданно оказалась дополненной еще одной экспертизой, заказанной министерством.
Российская академия образования провела анализ этой экспертизы.
Заключение РАО: процедура не отвечает заявленным стандартам качества! И все-таки окончательный вариант перечня определила именно эта дополнительная экспертиза.
Небрежности, выдающие непрофессионализм. В новом ФПУ — россыпь технических ошибок: неточности в инициалах, именах и фамилиях авторов, не до конца прописанный состав авторских коллективов.
И это не мелочи, так как все госзакупки проводятся согласно строгой документации, с учетом ранее заключенных авторских договоров, а это значит, что неаккуратность в перечислении авторов учебника, к примеру, может быть серьезным препятствием для покупки этого учебника на бюджетные деньги.
Еще далеко не везде указано количество частей учебника; это тоже беда, так как, если иное не указано, органы контроля считают, что учебник имеет одну часть. И в рамках бюджетной закупки вы получаете набор первых томов учебника по русскому языку, — а как же том два? Неизвестно.
Зато известно, что в таком случае закупка второго тома по закону может караться штрафом. Книгоиздатели направили в министерство длинные списки поправок и уточнений.
Слово редактора. Артем Соловейчик. «Учебник в школе»
Оцениваем обстановку в сообществе
В феврале в течение одной недели на портале корпорации «Российский учебник» проходил добровольный опрос учителей и представителей школьной администрации. На вопросы анкеты ответили 6693 человека. Результаты опроса таковы:
В феврале в течение одной недели на портале корпорации «Российский учебник» проходил добровольный опрос учителей и представителей школьной администрации. На вопросы анкеты ответили 6693 человека. Результаты опроса таковы:
- Недовольны изменениями, прошедшими в ФПУ — 64% директоров школ;
- Считают процедуру принятия нового ФПУ непрозрачной и необъективной — 76% директоров и 66% учителей-предметников;
- Хотят, чтобы в ФПУ вернулись изъятые в 2019 году учебники — 85% директоров и 77% учителей-предметников;
- Уверены, что изменения в ФПУ негативно повлияют на их работу — 69% директоров и 54% учителей-предметников. При этом и те и другие прогнозируют, что в связи с изменениями в перечне у учащихся снизятся образовательные результаты, усложнится работа учителя, увеличатся расходы бюджетных средств.
- Наконец, 93% всех директоров школ, прошедших опрос, не хотят переходить с выпавшей из перечня линии УМК на какую-либо другую. Из них 23% собираются искать любой легальный способ продолжить работу по старому учебнику, еще 18% предпочтут подождать нового перечня (у нас есть всего три года, но они наши: имеем полное право продолжать курс).
Другие варианты ответов: «затрудняюсь ответить», «не хочу менять линию, но придется», «а что делать — ведь все равно через три года будем обязаны».
Здесь важно задать себе вопрос: а точно ли придется? Точно ли будем обязаны? Где заканчиваются факты и начинается наша усталая покорность? Самое главное — действительно ли возможно угодить системе, прямо сейчас ответив сменой УМК на новые, пока еще одобренные?
Дорогие педагоги и директора школ! Это не ваша война. Это война государства с бизнесом, унитаризма с многообразием, резких управленческих решений с заботливыми сервисами. Ваши книгоиздатели осознают ответственность за ваш комфорт и ваш выбор их учебников. Они сделают все возможное, чтобы вы не пали жертвами этой войны.
Консолидируемся. Ищем решение
Что можно сделать педагогам и директорам школ прямо сейчас?
Сохранять спокойствие. У нас есть три года, чтобы довести все классы, не меняя УМК. Эти три года нужно использовать по максимуму, а поэтому не стоит совершать резких движений и срочно переходить на новые линии УМК.
Изыскать способ получить нужные учебники за бюджетные деньги. Воображение рисует страшные картины о сжигаемых тоннах учебных книг — но на самом деле все они скорее всего есть на складах издательств.
Не спешите сокрушаться, что в статусе учебных пособий книги окажутся недоступны.
Обязательно и как можно скорее наведите в издательствах справки о наличии нужных вам учебных пособий — и о том, каким образом можно их получить.
Не стесняться просить о помощи. Обратитесь в районные методические центры, в издательства: вам расскажут, какой судьбы изъятых линий УМК можно ожидать, как и на какую линию лучше всего осуществить переход, как добыть книги, нужные для завершения курсов. Вы не одни: мы все готовы поддержать вас в этой ситуации управленческой катастрофы.
Так, корпорация «Российский учебник» уже развернула свой «полевой госпиталь» для преодоления сложностей в связи с новым федеральным перечнем. Вероятно, ее примеру последуют и другие издатели.
Во-первых, на сайте корпорации открыта горячая линия методической помощи: специалисты рассказывают учителям, какие линии учебников уцелели, как можно с минимальными потерями продолжить работу по линиям УМК, изъятым из перечня.
Во-вторых, специалисты корпорации уже продумывают специальные предложения и акции, которые позволят педагогам, пожелавшим остаться верными своим УМК, вовремя закупить необходимые книги. К счастью, в фондах корпорации есть достаточно запасов, чтобы новый перечень не стал большой проблемой для учителей и учеников.
В-третьих, если уж переход для вас неизбежен — то их специалисты подскажут, на какую линию удобнее всего перейти именно вам, какие использовать электронные ресурсы, на что обратить внимание и куда обратиться в случае затруднений.
Наконец, корпорация ведет работу, чтобы нужные и полезные, уникальные, легендарные учебники вернулись в перечень.
Судя по рейтингам, экспертным заключениям и вашим отзывам, изъятие многих линий УМК было чистым недоразумением. Исправить ситуацию — дело чести.
Впереди три года, чтобы защитить ваше право преподавать так, как вам удобно. Все, что требуется от вас, — сохранять спокойствие и ждать возвращения учебников.
Надеяться на лучшее
Каждый педагог знает, почему он выбрал тот или иной учебник — знает его достоинства, смыслы, уникальные черты. Каждый книгоиздатель тоже уверен, что его работа хороша — особенно если об этом говорят результаты подробнейшей экспертизы. А хороший учебник никогда не пропадает всуе: он через два-три года возвращается — и вновь радует нас и помогает учить детей.
Мы уверены, что вы не станете предпринимать никаких нелегальных мер. Нельзя игнорировать закон, каким бы он ни был: новый федеральный перечень — это данность, наша задача — принять ее и побеждать с тем, что имеем.
Однако никто не запретит нам сражаться за признание качества нашей работы. Впереди новые экспертизы, заключения, комиссии, упорная работа и, надеемся, успех.
Лучшие учебники должны вернуться в школу — и мы убеждены, что они вернутся.
Новый ФГОС для школ 3 поколения: что изменилось и как работают образовательные госстандарты в 2023
Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разбираемся, что изменилось для учеников, учителей и родителей
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, уже учатся по новым стандартам.
Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и в учебной нагрузке.
С января 2023 года применяются федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования. Школы должны привести свои основные образовательные программы в соответствие с федеральными к 1 сентября 2023 года.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим основные изменения подробно.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя комуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновили старые стандарты. Некоторые вещи стали необязательными, а другие были конкретизированы. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
ФГОС третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программы
Вариативность. Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход затрагивает все уровни школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Теперь понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы
- Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.
- Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.
Права учителя в школе | Роскачество
На что имеет право учитель, а что недопустимо для педагога?
Мы уже рассказали о правах детей и родителей в школе, а что же учителя? Что им разрешает и запрещает закон, имеет ли право учитель на те ли иные действия в отношении ученика? Рассказываем вместе с экспертами в этой статье, какие права у учителя в школе не могут быть нарушены ни администрацией, ни учениками.
Права учителя в образовательном учреждении
Многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников. Но права учителя по закону тоже есть, и они должны соблюдаться.
Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей
Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.
Перечислим основные права учителя.
Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.
Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками.
Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем.
Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).
Получать условия для организации учебного процесса.
Рабочее место учителя и учеников обеспечивает и поддерживает администрация учебного заведения. Мебель, техника, учебные пособия должны быть предоставлены, никто не вправе требовать, чтобы что-либо из этого приобреталось учителем или родителями учеников за свои деньги.
Возможность отказаться от поручений, не связанных с должностными обязанностями учителя.
Все обязанности педагога перечисляются в его должностной инструкции, подписываемой вместе с трудовым договором. Привлекать персонал для выполнения других работ администрация не вправе.
Поэтому если учителя заставляют, например, самостоятельно убирать класс, территорию школы, выполнять ремонтные работы, это является нарушением его прав! В этом случае можно смело отказываться от дополнительной нагрузки, которая в обязанности не входит.
У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью
А именно:
- Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
- Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
- Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
- Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
- Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Свобода в выборе оценки знаний учащихся, а также установление требований к поведению на занятиях.
Очень важный аспект в этом случае – соблюдение баланса и прав самих учеников, в том числе уважение их чести и достоинства. Нередко случаются спорные ситуации, касающиеся полномочий учителя относительно учеников, особенно в ситуации с наказаниями. Не стоит забывать, что учитель НЕ имеет права:
- Кричать на ученика, оскорблять или унижать его.
- Не пускать его на занятия в случае опоздания или при отсутствии формы.
- Выгонять ученика с занятия (учитель не имеет права на такое действие, так как это нарушает правила безопасности).
- Отбирать телефон или другие личные предметы.
Но учитель может действовать в рамках устава учебного заведения, не нарушая при этом никаких других законов. Конфликтные ситуации, если их невозможно разрешить с учеником, лучше решать с администрацией и родителями – таким образом, чтобы интересы и права всех сторон были соблюдены.
При этом учитель вправе требовать, чтобы учащийся соблюдал правила школы, а родители или опекуны обеспечивали ему все возможности для обучения (в том числе, материальные и психологические).
Помните! В случае с конфликтами руководство зачастую предпочитает вставать на сторону родителей, так как обвинения в превышении полномочий со стороны учителя или проявлении насилия по отношению к несовершеннолетнему – серьезны и ударят по репутации школы. Поэтому учителю очень важно держаться в рамках закона и решать все вопросы цивилизованно, даже в том случае, если ученик совершенно неуправляем.
Вообще в любом случае конфликты лучше решать полюбовно, таким образом, чтобы интересы обеих сторон был учтены, а права не нарушены. Именно к этому должна стремиться администрация, которая обязана учитывать как права учеников, так и своих работников.
Смена преподаваемого предмета среди учебного года
Здравствуйте!
Ситуация такая, в нашей школе сразу 2 учителя биологии ушли в декрет, меня просят взять параллель 8 классов (4 класса).Elenaменя просят взять параллель 8 классов (4 класса).
Имеют ли право они совсем забрать часы английского? Могут ли дать мне меньшее количество часов? И нужно ли менять запись в трудовой книжке?Elena
Такой перевод с учителя английского на учителя биологии возможен только с Вашего согласия, по Вашему заявлению. В этом случае и в трудовой вносится запись.
Директор все мотивирует производственной необходимостью.Elena
В данном случае нет производственной необходимости. Случаи производственной необходимости указаны в ТК РФ:
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
ТК РФ, Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение
Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
10 февраля 2016, 10:08