Срок уплаты по требованию
- Главная ›
- Статьи ›
- Образец заполнения платежного поручения по требованию ИФНС
Платежные поручения по налоговым платежам в бюджет нужно оформлять по правилам. Расскажем, как заполнить документ и приведем образец заполнения платежного поручения по требованию ИФНС.
С нового года изменится сразу несколько реквизитов в налоговой платежке
Платежное поручение по требованию ИФНС Посмотреть Скачать
Прочие реквизиты платежного поручения
Реквизиты получателя платежа, помимо указанных выше, включают:
- ИНН, КПП налоговой инспекции;
- наименование территориального УФК, а в скобках – наименование и номер ИФНС, которая является администратором соответствующего платежа.
Обязательны к заполнению поля платежного поручения, в которых отражаются реквизиты плательщика:
- ИНН, КПП для организаций, ИНН для ИП,
- наименование компании, ФИО предпринимателя;
- номер расчетного счета,
- БИК и корсчет банка.
В поручении в соответствующих полях указывается его порядковый номер, дата и сумма (цифрами и прописью).
Платежное поручение: требование налоговой получено – какие реквизиты заполнять
Платежное требование ИФНС содержит информацию о суммах недоимки по налогу, пеней, начисленных на момент направления требования, а также о сроке исполнения требования налогоплательщиком. Если в требовании не указан срок его исполнения, перечислить задолженность необходимо в течение 8 дней со дня получения документа (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Заполнение платежного поручения по требованию ИФНС имеет свои особенности.
Необходимо правильно указать коды: 20-значный КБК (поле 104) и состоящий из 8 или 11 знаков ОКТМО (поле 105).
Следует учитывать, что для налогов, пеней и штрафов применяются разные КБК – актуальные коды можно найти на сайте ФНС, кроме того, КБК будет указан в самом требовании. КБК на 2021 год утверждены Приказом Минфина № 99н от 08.06.2020.
Код территории ОКТМО тоже указывается в требовании. Также его можно найти по адресу налогоплательщика — на сайте ФИАС.
Следующие поля отражают непосредственно реквизиты документа:
- В поле 106 указывается буквенный код основания платежа «ТР» — требование налоговиков о погашении задолженности. С 1 октября 2021 г. вместо данного кода нужно будет указывать другой код – «ЗД» (погашение задолженности по истекшим периодам).
- Срок уплаты, указанный в требовании, отражают в поле 107 в формате вида «дд.мм.гггг». Если срок не указан, ставится «0».
- Поля 108 и 109 отведены соответственно для указания номера и даты требования. С 01.10.2021 г. номер требования в поле 108 будет указываться по-новому, а именно в формате «ТР0000000000000», где вместо нулей прописывается номер документа.
- Еще один реквизит, который следует указать в платежке – код УИН (поле 22). Это уникальный идентификатор начисления, который состоит из 20-25 цифр и присваивается требованию налоговиками. Если такого кода в требовании нет, нужно поставить в данном поле «0».
Платежное поручение — пени по требованию ИФНС
В качестве наглядного образца приведем пример заполнения в 2021 году платежки на уплату пеней по требованию, выставленному налоговиками.
Образец платежного поручения по требованию ИФНС
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
© 2006 — 2023 Все права защищены.
При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения правил перепечатки.
Требование об уплате налога и сбора
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Требование об уплате налога и сбора
- Вопрос требований налогоплательщикам регулируется налоговым законодательством.
- Содержание
- Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.
Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса.
При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.
- Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.
- В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.
- Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.
- Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.
- Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:
- неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
- решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.
Что содержится в требовании
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое направляется налоговым органом, должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:
- сумма долга по налогу;
- пени, которые были начислены за просрочку платежа по налогу;
- основания, по которым был применен налог;
- ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос налогообложения и взыскания налогов.
В некоторых случаях могут быть указаны дополнительные требования, которые носят факультативный характер:
- индивидуальный срок выполнения требования;
- меры, согласно которым будет произведено взыскание с должника;
- срок уплаты налога, по которому произошла задержка.
Форма, порядок, способ передачи требования
Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.
Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.
Существует несколько способов передачи требования плательщику:
- лично;
- путем отправки почтового отправления;
- через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
- через интернет в электронной форме.
При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.
Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).
Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.
Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:
- уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
- прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.
То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.
Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).
Непринятое требование
Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа.
Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.
За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.
- Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.
- При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.
- Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).
Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.
Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.
Способы обеспечения исполнения
Налоговым законодательством предусмотрены несколько способов обеспечения исполнения требований по выплате налогов, пени и сборов:
- под залог имущества;
- под ответственность поручителя;
- пени;
- арест на имущество;
- замораживание операций по счету в банке.
Залоговое соглашение составляется между плательщиком-должником или его представителем и налоговым органом.
При этом залоговое имущество по сумме может превышать сумму задолженности, но быть меньше нее – нет.
Налоговый орган в случае неисполнения плательщиком требования может продать имущество должника по рыночной стоимости, удержав с вырученной суммы необходимые для погашения средства, а затем возврата разницы от продажи плательщику. Касается данная мера не только организаций – юридических лиц и ИП, но и физических лиц.
Поручитель может исполнить обязательства плательщика, к которому выдвинуто требование, в полном объеме, а не частично.
При этом данная практика применяется чаще всего в отношении организаций, за которых в качестве поручителя выступает другая организация, деятельность которой тесно связана с деятельностью должника.
Возврат уплаченных по требованию средств обговаривается в данном случае индивидуально между поручителем и должником.
Замораживание движение средств по счету должника в банке налоговый орган вправе только на основании вынесенного соответствующего решения.
При этом банк отказать в исполнении решения не может. Средства должника замораживаются, а затем с них перечисляются в государственный бюджет средства, необходимые для погашения задолженности.
Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.
Пени начисляются к основной сумме задолженности и указываются в требовании, которое направляется плательщику-должнику. Обязанность уплатить пени является обязательной к исполнению, поскольку даже при погашении налога, сбора или штрафа, при непогашении пени, они будут продолжать накапливаться.
Изменение обязанности уплаты налога, равно как и его применения к плательщику, происходит только на основании действующего налогового законодательства, включающего в себя не только Налоговый кодекс, но и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения, применения того или иного налога, в том числе региональные и местные законы и нормативные акты.
Обязанности по уплате возникают у налогоплательщика тогда, когда к нему применяется установленный налог, подлежащей уплате.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
О том, как налоговый орган произвольно трактует срок для принудительного взыскания недоимки с граждан
Недаром мудрость народа гласит, что чёрт кроется в деталях. Именно тонкие детали играют решающую роль в мире юриспруденции и права.
О таких деталях и нюансах пойдёт речь в настоящей статье применительно к неправомерным и недобросовестным действиям налоговых органов, которые, преследуя цель нивелировать и скрыть свои должностные упущения и неэффективность в деятельности, произвольно толкуют срок, в течение которого налоговая служба имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением к гражданину о взыскании долга по уплате налогов и страховых взносов. В настоящей публикации привожу большое количество практики судов по обозначенному вопросу, а в конце на конкретном примере показываю как должны применяться соответствующие нормы права. Теперь обо всём этом по порядку.
- В действующем Налоговом кодексе России имеется две важные нормы права, которые регулируют существо и порядок взыскания в судебном порядке долга с гражданина по обязательным платежам в публичный бюджет.
Первая норма права определяет срок для направления налоговым органом в адрес гражданина требования об уплате долга по налогу и страховому взносу. Согласно п.1 ст. 70 Налогового кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное прямо не предусмотрено данным законом.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (страхового взноса) (абз. 3 п. 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса).
Обратите внимание на данный факт, именно с истечением этого периода начинается отсчёт срока для принудительного взыскания налога (страхового взноса) с гражданина в судебном порядке (условный срок исковой давности в административном судопроизводстве для названной категории дел)! Однако именно здесь есть деталь, которую налоговый орган старательно умалчивает и неправомерно трактует, что существенно нарушает права и свободы граждан-налогоплательщиков.
Вторая норма права, которая определяет сроки для взыскания в судебном порядке задолженности по обязательным платежам с граждан в публичный бюджет, содержится в абз. 1 п. 2 ст.
48 Налогового кодекса: заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса), санкций, если иное не предусмотрено данным пунктом закона.
И здесь начинается самое интересное. Налоговый орган зачастую, пропуская надлежащие сроки направления требования в адрес гражданина об уплате налога (страхового взноса), которые установлены п. 1 ст.
70 Налогового кодекса, предъявляет такое требование налогоплательщику за истечением трёх месяцев (который по умолчанию должен отсчитываться со дня истечения срока для уплаты публичного обязательного платежа) и автоматически с этой даты (то есть со дня истечения срока для добровольной уплаты налога по «просроченному» требованию) определяет срок в шесть месяцев (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса) для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки с гражданина. Такой подход налоговой службы грубо и прямо нарушает нормы налогового законодательства и соответствующие разъяснения отечественных высших судов.
2. С какого периода (факта, дня) необходимо отсчитывать срок давности в шесть месяцев, установленный в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса для принудительного взыскания долга по уплате налога, страховых взносов в судебном порядке?
Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику.
Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.
Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.
Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 — 2 статьи 70, статьями 46 — 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно — в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона (абз. 7 п. 11 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.
4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации (абз. 1 п. 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней
Подробный гайд по ЕНС. Как платить налоги в 2023 году
С 2023 года физлица, юрлица и ИП обязаны платить налоги через Единый налоговый счет (ЕНС).
Новшество призвано ускорить обмен данными между бизнесом и налоговой. Юристы компании Intana Legal Артем Французов и Геннадий Митин — о том, как устроен ЕНС.
Единый налоговый счет — своего рода кошелек организации, из которого налоговая инспекция забирает деньги. Налогоплательщику нужно указать в платежном поручении всего два реквизита: ИНН налогоплательщика и сумму. При этом средств на счете должно быть достаточно до того, как наступит срок уплаты налогов.
ЕНС придет на смену привычным платежным поручениям и карточкам расчета с бюджетами разного уровня. С 1 января 2023 года такой счет обязано будет иметькаждое физическое и юридическое лицо.
До этого физические лица и индивидуальные предприниматели в течение трех лет использовали ЕНС добровольно.
Единым налоговым платежом (ЕНП) именуются деньги, которые налогоплательщик переводит на ЕНС, и деньги, которые налоговая забирает оттуда. Общая сумма налогов, которую обязан уплатить налогоплательщик, признается совокупной обязанностью.
Разница между ЕНП и совокупной обязанностью образует на счете сальдо, которое может быть положительным, отрицательным или нулевым.В качестве ЕНП на ЕНС также учитываются и другие операции. Многие из таких действий являются новшеством.
К операциям, признаваемым ЕНП и подлежащим учету на ЕНС, относятся и суммы:
- возмещенного и налога или предоставленного и вычета;
- зачет излишних средств одного плательщика в счет обязанности другого — новшество;
- полные или частичные отмены операций зачетов или возвраты денег в связи с недостаточностью средств на счете — новшество;
- начисление процентов на излишне взысканные суммы, образующие положительное сальдо на счете.
Налоговая формирует совокупную обязанность на основании:
- первичных и уточненных налоговых деклараций;
- уведомлений об исчисленных налогах — они направляются налогоплательщику, когда он платит авансовые платежи или когда подача декларации не предусмотрена в принципе;
- налоговых уведомлений — направляются после наступления срока уплаты налога и формирования положительного сальдо;
- сообщений о транспортном, земельном налогах и налоге на имущество;
- решений о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- решений по результатам проверок;
- судебных актов, исполнительных документов или решений вышестоящего налогового органа;
- расчетов суммы налога при использовании налоговых режимов «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» и «Налог на профессиональный доход»;
- сведений о разрешениях на добычу объектов животного мира или водных биологических ресурсов;
- решений о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
- иных документов, предусматривающих возникновение, изменение или прекращение обязанности по уплате налогов.
При этом в совокупную обязанность не включаются:
- фиксированные платежи (патент), которые вносят граждане некоторых категорий, работающие по найму в РФ. Однако возврат излишне внесенных платежей за патент производится через ЕНС;
- государственная пошлина, в отношении уплаты которой суд не выдал исполнительный документ. При этом уплата госпошлины по исполнительному документу суда учитывается на ЕНС
Как уплатить налоги через ЕНС.
Уплатить налоги через ЕНС должен сам налогоплательщик — физическое, юридическое лицо или ИП. Однако, как и раньше, это может сделать за него кто-то другой. Единый срок уплаты — 28 число месяца. Исключение сделано только для авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН). Его надо вносить 25 числа.
Законодатель установил последовательность признания денежных средств для исполнения обязанностей:
- недоимка, начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы, — с момента возникновения обязанности по их уплате;
Если у налогоплательщика на счете недостаточно средств для оплаты всех налогов, ЕНП распределится пропорционально суммам обязанностей. Однако если налогоплательщик находится в процедуре банкротства, то указанный порядок не действует, применяются положения федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Обязанность считается исполненной со дня перечисления ЕНП или зачета положительного сальдо на счете. Обязанность считается не исполненной, если:
- банк отозвал платежное поручение или не исполнил и вернул его;
- почта, МФЦ или местная администрация, через которые деньги были направлены в бюджет, вернула их;
- в платежном поручении неверно указан номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя в результате чего платеж не попал в бюджет;
- к счету налогоплательщика предъявлены иные требования, которые должны быть исполнены в первоочередном порядке, согласно гражданскому законодательству.
Как контролировать состояние счета.
Налогоплательщик вправе провести сверку с налоговым органом сумм, перечисленных им в качестве ЕНП.
Он также может запросить справку:
- о наличии положительного и отрицательного или нулевого сальдо на счете по состоянию на дату запроса;
- о принадлежности сумм, перечисленных в качестве единого налогового платежа;
- об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Налоговая предоставит справки и акты сверок в пятидневный срок
Когда сдавать налоговую декларацию.
Законодатель ввел единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа месяца.
https://www.youtube.com/watch?v=-lhrLwK_FSk\u0026pp=ygUv0KHRgNC-0Log0YPQv9C70LDRgtGLINC_0L4g0YLRgNC10LHQvtCy0LDQvdC40Y4%3D
Для распределения ЕНП среди налогов с авансовой системой расчетов налогоплательщикам нужно будет представлять Уведомления об исчисленных суммах в налоговую по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты.
Для компаний, которые платят НДФЛ, установлен особый порядок. Они должны определять исчисленную и удержанную сумму НДФЛ за период с 23-го числа месяца, предшествующего подаче уведомления, по 22-е число месяца подачи уведомления.
Что будет считаться недоимкой.
Понятие недоимки как неуплаченной в установленный срок суммы налогов не будет существовать в отрыве от понятия «задолженности»
Задолженность — это общая сумма недоимок, пеней, штрафов и процентов, а также налогов, подлежащих возврату в бюджет, соразмерных отрицательному сальдо ЕНС.
В случае неуплаты налоговая будет взыскивать всю задолженность, а не недоимку по каждому налогу в отдельности.
Если у налогоплательщика возникло отрицательное сальдо ЕНС, то налоговая направит ему требование об уплате задолженности.
Она должна будет сделать это не позднее, чем через три месяца со дня формирования отрицательного сальдо. У налогоплательщика будет восемь дней для уплаты.
Если он в течение 75 дней не переведет на ЕНС достаточно денег для погашения задолженности, то налоговая сможет направить информацию об этом в следственные органы. На это у нее будет десять дней.
Как налоговая будет взыскивать долги с ИП и компании.
Налоговая имеет право потребовать от банка «заморозки» денег на счетах организаций и действующих индивидуальных предпринимателей (ИП). Долги инвестиционных товариществ буду взыскиваться со счетов товариществ, а при недостаточности средств — последовательно со счетов управляющих товарищей и остальных товарищей пропорционально их доле.
Налоговая разместит в специальном Реестре решение о взыскании задолженности и поручение банкам исполнить его. В поручении ведомство перечислит все счета, по которым банк должен будет приостановить операции. На это ему отводится один день, если счет рублевый, и два — если валютный или металлический.
Счет будет заморожен до тех пор, пока сальдо налогоплательщика в ЕНС не станет положительным. Банки будут обязаны сверяться с Реестром задолженности ежедневно.ФНС должна будет принять решение о взыскании не позднее чем через два месяца после истечения срока по требованию об уплате задолженности.
В случае опоздания задолженность будет исключена из совокупной обязанности. Взыскать ее можно будет только через суд. На подачу заявления законодатель отвел шесть месяцев с момента неисполнения требования.
Информация о том, что задолженность погашена, будет размещена в Реестре решений о взыскании задолженности и доведена до налогоплательщика через телекоммуникационные каналы связи (ТКС) или личный кабинет, в крайнем случае — почтой.
Порядок внесения сведений в Реестр задолженности пока не определен, но в проекте Приказа ФНС России предусмотрено обновление сведений два раза в сутки.
Если у организации или ИП недостаточно денег на счетах, то взыскание производится за счет имущества и на основании постановления. Постановление размещается в Реестре решений о взыскании задолженности.
С этого момента начинает отсчитываться девятимесячный срок, в течение которого постановление должно быть отправлено судебному приставу-исполнителю. Постановление, размещенное с нарушением срока, исполнению не подлежит, а взыскание происходит в судебном порядке.
Заявление должно быть подано в течение двух лет со дня истечения сроков на направление постановления судебному приставу-исполнителю.Последовательность взыскания задолженности за счет имущества (деньги, имущество не участвующее в производстве, готовая продукция, сырье, имущество в доверительном управлении и другое) осталась прежней.
Если госрегистрация ИП утратила силу, а в Реестре задолженности не размещено поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о ее взыскании, то заявление подается в суд.
Срок подачи заявления — шесть месяцев со дня утраты регистрации или со дня вступления в силу решения налогового органа, послужившего причиной задолженности.
Как налоговая будет взыскивать долги с физлиц.
Если физлицо не исполнило налоговую обязанность в срок, налоговая обращает взыскание на его имущество.
https://www.youtube.com/watch?v=-lhrLwK_FSk\u0026pp=YAHIAQE%3D
Для этого она размещает в Реестре решений о взыскании задолженности (по аналогии с ИП и организациями), информацию о судебном акте, вступившем в законную силу, и поручение банку перечислить сумму задолженности.
Решение принимается в течение двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании, и в течении шести дней отправляется налогоплательщику через личный кабинет. Если у налогоплательщика нет доступа к кабинету, то — по почте.
Для взыскания задолженности с физлица за счет иного имущества налоговая должна обратиться в суд общей юрисдикции. Она вправе сделать это:
- в течение шести месяцев со дня истечения срока по требованию, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тыс. руб.;
- до 1 июля года, следующего за тем, в котором подан иск, если сумма отрицательного сальдо возросла;
- не позднее 1 июля года, на 1 января которого сумма задолженности превысила 10 тыс. руб.;
- не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года по требованию об уплате, а задолженность не превысила 10 тыс руб.;
Взыскание недоимки в переходный период имеет особенности.
Налоговая отзовет: требования об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности за счет средств на счетах, а также о приостановлении операций по счетам и поручения о списании денежных средств со счетов, направленные до 31 декабря 2022 года. А в 2023 году направит новые требования и решения.
Постановления о взыскании задолженности за счет имущества организации, направленные судебным приставам до 31 декабря 2022 года, подлежат исполнению.
Налогоплательщики вправе распорядиться положительным сальдо следующим образом:
- провести возврат денежных средств на расчетный счет;
- провести зачет уплаты за другое лицо;
- провести зачет в счет предстоящей уплаты налога или в счет исполнения решений налоговых органов;
- провести зачет в счет погашения задолженности по платежам, не учитываемые на ЕНС.
Для возврата переплаты нужно представить в инспекцию по месту учета заявление в бумажном или электронном виде. Срок подачи не ограничен.
Налоговый орган рассмотрит заявление и на следующий день направит в Федеральное казначейство поручение о возврате средств либо откажет.
Если деньги не поступят налогоплательщику в течение десяти дней, то он может получить проценты. Зачесть переплату можно в аналогичном порядке
Исключения сделаны для переплат, возникших:
- в связи с переквалификацией сделок или деятельности плательщика;
- по результатам контроля за ценами.
Зачет по ним можно сделать только после того, как суд проверит правильность доначислений.
Кроме того, исключения сделаны для решений, в отношении которых вышестоящие органы или суды приняли обеспечительные меры, и для недоимки с истекшим сроком взыскания, о восстановлении которого налоговая подала иск.
В таких случаях заявление можно подать не позднее дня, предшествующего дню вступления в силу судебного акта о взыскании задолженности. Оно будет исполнено не позднее следующего рабочего дня после его получения.
К каким проблемами переходного периода надо быть готовыми налогоплательщикам.
Налоговая будет формировать начальное сальдо по ЕНС на основании информации о неисполненной обязанности по налогам и переплате налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2022 года. Для этого она будет использовать информационный ресурс Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ), где сейчас фиксируются начисление налогов и данные об уплате.
Чтобы избежать неправильного определения начального сальдо ЕНС налогоплательщику стоит провести сверку расчетов по всем налогам. Для этого:
1. Запросите в налоговой выписку операций по расчетам с бюджетом и акт сверки (или провести сверку в личном кабинете):
- Проверьте правильность отражения начислений и платежей. Учтите, что неотраженные платежи могут попасть на «невыясненные».
- Проведите инвентаризацию недоимок и переплат.
- Посмотрите, нет ли у вас задолженности с истекшим сроком взыскания.
- Определите, нет ли у вас неисполненной обязанности в связи с уплатой через проблемный банк.
2. По результатам анализа:
- Представьте возражения по акту сверки (в случае необходимости).
- Подайте заявление об уточнении платежа (в случае необходимости).
- Постарайтесь привести сальдо к нулевому — зачтите или верните переплаты (сделайте это до 31 декабря 2022 года).
- Потребуйте от ФНС справку о состоянии расчетов с бюджетом, где в отношении задолженности с истекшим сроком взыскания будет соответствующая пометка.
- После формирования начального сальдо запросите справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Руководство по Единому налоговому счету опубликовано на сайте РБК для подписчиков РБКPro.
Сохраните эту статью или поделитесь в соцсетях
Укажите удобный способ связи, и мы ответим в кратчайшие сроки
https://www.youtube.com/watch?v=jW3VOxx2GlI\u0026pp=ygUv0KHRgNC-0Log0YPQv9C70LDRgtGLINC_0L4g0YLRgNC10LHQvtCy0LDQvdC40Y4%3D
Нажимая на кнопку «Свяжитесь со мной», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных
Порядок формирования и направления требования об уплате налога
Не погашенное своевременно налогоплательщиком требование об уплате налога является основанием для принудительного взыскания недоимки. Однако юридическую силу имеет не всякое такое требование, а лишь составленное и направленное плательщику в установленном законом порядке.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование составляется в письменной форме, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Содержание требования об уплате налога определяется как самим федеральным законом, так и ведомственными нормативными актами.
Как указано в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса, рассматриваемое требование должно содержать сведения:
- о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования;
- о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
- о сроке исполнения требования;
- о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
- подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Также в настоящее время действует Приказ ФНС от 1 декабря 2006 г.
№ САЭ-3-19/825@ «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации». Данный приказ предусматривает две самостоятельные формы требования об уплате налога. Одна из них предназначена для направления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю, а вторая — только физическим лицам, не относимым действующим законодательством к индивидуальным предпринимателям (их круг, помимо прочих субъектов, образуют частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатский кабинет).
Текстуально эти две формы различаются лишь ссылками на законодательство, применимое к лицам, имеющим специальный налоговый статус.
Вместе с тем следует признать направление требования об уплате налога в адрес юридического лица на бланке, адресованном физическому лицу, существенным нарушением, ставящим под сомнение правомерность предъявления такого требования.
Ведь в таком случае налоговый орган будет считаться не исполнившим надлежащим образом обязанности, возложенные на него статьей 32 Налогового кодекса.
А именно: он не разъяснил в действительности правовые последствия неисполнения указанного требования, сославшись на не имеющие отношение к налогоплательщику правовые нормы. Таким образом, в настоящее время требование об уплате налога есть формализованный (шаблонный) документ, несоблюдение типовой структуры которого способно повлечь его недействительность.
Данный вывод подтверждается и практикой нижестоящих арбитражных судов. Так, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2007 г.
№ А40-43842/06-126-187 были удовлетворены исковые требования организации о признании недействительным требования инспекции об уплате налога и пени в связи с тем, что вместо данных об основаниях взимания налога и нормах закона о налоге, который устанавливает обязанность заявителя уплатить налог, в оспариваемом требовании указана статья 45 Налогового кодекса. Напомним, что данная статья определяет момент исполнения обязанности по уплате налога и случаи, при которых взыскание налога с организаций (индивидуальных предпринимателей) производится исключительно в судебном порядке. В указанном деле суд справедливо посчитал, что оспариваемое требование об уплате налога и пени нарушает права и интересы заявителя, поскольку не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Время — деньги
Действующее законодательство определяет четкий временный срок как для налогового органа, в течение которого он имеет право выставить требование об уплате налога или сбора, так и для налогоплательщика, в течение которого последний под угрозой новых санкций обязан выполнить соответствующее предписание налогового органа.
https://www.youtube.com/watch?v=jW3VOxx2GlI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки либо в течение 10 дней с момента принятия решения по результатам налоговой проверки. При этом в первом случае составляется специальный документ о выявлении недоимки у налогоплательщика, а во втором основанием для предъявления требования служит акт выездной или камеральной проверки.
Законодательство не предусматривает возможности продления или восстановления срока для направления требования налогоплательщику. И в этом плане практика арбитражных судов неукоснительна. Так, решением Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2007 г.
№ А40-48744/07-129-310 было установлено, что пропуск налоговым органом срока, установленного для направления требования об уплате налога, а также отсутствие в указанном требовании подробных данных об основаниях взимания налога влекут признание такого требования недействительным.
Увы, того же нельзя сказать о судах общей юрисдикции, склонных принимать любые требования от налоговых органов. В немалой степени этому способствует существующий в гражданском процессе институт приказного производства, отсутствие которого в арбитражном процессе определенно идет на пользу налогоплательщикам.
Со стороны налогоплательщика требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Несогласный с предъявленным требованием налогоплательщик может его оспорить, подав заявление в суд.
Оставлять же вовсе без внимания требование об уплате налога, надеясь на забывчивость налоговых инспекторов, нежелательно, так как в этом случае обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора, вероятнее всего, изменится, что повлечет новый расчет пеней и направление новых требований.
Отправил и забыл
В качестве приоритетного способа направления требования налогоплательщику пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса называет вручение требования законному или уполномоченному представителю лица, указанного в требовании, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. И только в том случае, если личное вручение не представляется возможным, требование об уплате налога направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Данное законоположение представляется спорным, так как по разным причинам не может однозначно свидетельствовать о том, что в действительности налогоплательщик получил направленное ему требование.
Однако в этом положении проявляется следование налогового законодательства общей тенденции развития процессуальных принципов, основанных на принятии презумпции извещения. Аналогичные нормы, касающиеся порядка извещения ответчика, существуют и в гражданском, и в арбитражном процессе.
Поэтому во избежание негативных последствий налогоплательщикам и их представителям рекомендуется поддерживать регулярные информационные связи с территориальным налоговым органом.
Иван Кузьмин, адвокат, к.с.н.
- комментарий
- Менеджер практики налогового консультирования компании «Энерджи Консалтинг» Юлия Гладышева:
- — Анализ существующей арбитражной практики демонстрирует, что суды, как правило, склонны прислушиваться к доводам налогоплательщиков о нарушении инспекциями ФНС норм, регламентирующих как содержание требования об уплате налога, так и срок его направления налогоплательщику.
Так, можно упомянуть ряд судебных постановлений, в которых требования об уплате налога признавались недействительными полностью либо в части по причине того, что в них был указан не основанный на законодательстве срок уплаты налога, отсутствовали сведения о размере недоимки, дате начала начисления пени и ставке пеней (постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2008 г. № КА-А41/804-08, от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/638-08 и др.).
Нередки и случаи пропуска налоговиками установленных сроков направления требования налогоплательщику, что суды также считают весомым аргументом для признания данного требования недействительным и не подлежащим исполнению (см.
, например, постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/661-08).
Инспекторы ФНС зачастую пытаются обойти нормы о сроках выставления требования об уплате налога путем проявления удивительной настойчивости, неоднократно предъявляя требования по одной и той же сумме за пределами не только трехмесячного, но даже трехлетнего срока, то есть по истечении срока исковой давности. Известны примеры, когда претензии в виде требований по налоговым платежам, «зависшим» в проблемных банках в 90-е годы прошлого столетия, налогоплательщики получали спустя 9—10 лет.
В связи с этим можно сделать вывод: получив требование, налогоплательщику в первую очередь следует внимательно изучить, насколько правильно оно составлено, обращая внимание на даты и текст. Возможно, другие действия, связанные с оспариванием оснований для предъявления требования по существу, в данном конкретном случае не понадобятся.