Полезное

Срок контрольного мероприятия

Плановых проверок будет мало. Но предписания снова выдают при любых нарушениях, и для этого достаточно профилактического визита, от которого нельзя отказаться

Срок контрольного мероприятия

Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372. Это значит, что:

  • плановые контрольно-надзорные мероприятия (КНМ) и плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также опасных производственных объектов II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса опасности (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336);
  • вместо плановых КНМ проводятся профилактические визиты, от которых нельзя отказаться, в отношении образовательных учреждений дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, чьи объекты отнесены к категориям высокого или чрезвычайно высокого риска (п. 11(4) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

Мораторий не касается налогового контроля, прокурорского надзора и других проверок, которые не подпадают под регулирование федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.

Отменили норму, которая позволяла надзорному органу выдавать предписания об устранении нарушений только в том случае, если нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных (подп. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

Если предписание выдано до 1 марта 2023 г. и срок его исполнения истек, то в 2023-м внеплановая проверка или внеплановый инспекционный визит могут проводиться лишь по согласованию с прокуратурой.

И только в том случае, когда предписание выдано в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (подп. «а» п.

6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

По общему правилу профилактический визит проводится при наличии «джентльменских договоренностей» между проверяемым и надзорным органом (ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ). То есть, несмотря на то что профилактический визит называют «обязательным», организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет (ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ).

Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336.

Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства (подп. «ж» п.

6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).

Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.

Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов.

На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня.

Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.

До конца 2030 г. компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа (подп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, глава 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Надо указать в заявлении номер объекта контроля из единого реестра видов контроля и подать его в орган, который присваивал категорию риска. Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня регистрации. Подать заявление в таком порядке можно будет с 15 мая 2023 г.

У каждого надзорного органа свои критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска компании, которые обрабатывают специальные или биометрические персональные данные и привлекались к административной ответственности за нарушения в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1046).

Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604. Например, теперь надзорный орган не вправе проводить плановое КНМ, если заблаговременно не внес его в реестр.

Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам КНМ и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.

Фатима Зангиева, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»:

Благодаря мораторию госорганы стали реже внепланово проверять бизнес. Но, вероятно, это происходит за счет увеличения количества внеплановых проверок прокуратуры и документарных проверок, которые госорганы проводят после поступления заявлений о нарушениях.

Мораторий распространяется на проверки, которые подпадают по действие федеральных законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ. Данные законы не касаются, в частности, прокурорского надзора, правосудия и проведения административного расследования.

Соответственно, органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий в период действия моратория.

В результате происходит следующее: госорган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру, которая затем принимает решение и проверяет компанию или предпринимателя.

Приведу пример из области применения миграционного законодательства. Полиции становится известно, что иностранец работает без патента. Его везут в суд и привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 18.

10 КоАП РФ. Затем сотрудник полиции направляет рапорт в миграционный орган, который следом проводит документарную проверку. В этом случае компании грозит штраф до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Раньше миграционные органы действовали на основании вышеупомянутых федеральных законов и Приказа МВД от 28 июня 2022 г. № 468: выносили распоряжения о проведении проверки на территории объекта. А сейчас они действуют на основании Приказа МВД от 29 августа 2014 г. № 736: вызывают представителей компаний по заявлениям, поступающим в КУСП (книгу учета сообщений о правонарушениях).

Есть еще одна проблема – компаниям и ИП отказывают в преференциях, которые недавно предусмотрели в КоАП РФ для снижения административной нагрузки. Это происходит, когда прокуратура проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении.

Например, нам отказывают в объединении дел по ст. 4.4 КоАП РФ и предоставлении 50-процентной скидки при уплате штрафа по ст. 32.2 КоАП РФ. Поэтому сейчас мы ходатайствуем о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ и будем обращаться туда сами.

фотобанк Freepik/@katemangostar

Стандарт проведения мероприятий внутреннего госфинконтроля

Срок контрольного мероприятия

Новый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финконтроля регламентирует порядок назначения и проведения проверок, ревизий и обследований, а также оформления их результатов.

Стандарт нужно применять в отношении контрольных мероприятий, которые начаты 24 августа и позднее. С 2021 года Минфин утвердит единые формы акта проверки (ревизии) и заключения, которое оформляется по результатам обследования.

  • В какой срок передаются документы в ходе контроля
  • Документы (копии), которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий, проверяющие должны вручить или направить проверяемому в следующие сроки:
  • ⦁ копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении такого мероприятия — не позднее 24 часов до даты его начала;⦁ запрос проверяемому — не позднее дня, следующего за днем подписания этого документа;⦁ справка о завершении контрольных действий — не позднее последнего дня срока их проведения;
  • ⦁ иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.

При камеральной проверке ответить на запрос контролеров о представлении документов, информации и материалов нужно в течение 10 рабочих дней со дня его получения. При выездной проверке, ревизии, обследовании или встречной проверке контролеры сами установят такой срок, однако он не может быть менее 3 рабочих дней.

Если запрошены пояснения, контролеры определят срок не менее 1 рабочего дня. На предоставление им доступа к информационным системам у проверяемого будет не менее 3 рабочих дней.

  1. Если не ответить на запрос вовремя, ответить не в полном объеме или не ответить вовсе, контролеры в течение 3 рабочих дней составят об этом акт.
  2. Во время контрольных мероприятий проверяющие могут изучать:
  3. ⦁ финансовые, бухгалтерские и отчетные документы;⦁ документы о планировании и проведении госзакупок;⦁ иные документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого, в том числе документы, полученные в ходе встречных проверок, обследований или на основании официальных запросов от иных организаций;
  4. ⦁ данные информационных систем.
Читайте также:  Оплатить 24 и 1

Они также могут проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры и совершать другие действия по контролю, в том числе проводить исследования, испытания, измерения и совершать иные действия, требующие специальных знаний (навыков).В ходе проверки может быть назначена экспертиза. Ее поручают провести независимому эксперту или иному специалисту. Его экспертное заключение прилагается к акту или заключению по итогам контрольного мероприятия.

При проведении контрольных действий проверяющие могут использовать фото-, видео- и аудиотехнику, а также иные виды техники и приборов (в том числе измерительных).

Проверяющие вправе неоднократно приостанавливать контрольное мероприятие (например, на период проведения встречных проверок или обследований). При этом общий срок приостановлений не может превышать 2 лет.

Какими сроками ограничена продолжительность контрольных мероприятий

По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия — не более 40 рабочих дней. Проверяющие могут продлить эти сроки: для камерального контроля — до 50 рабочих дней, а для выездного — до 60.

Если в ходе контрольных мероприятий невозможно получить необходимую информацию (документы, материалы), дополнительно могут назначить обследование либо встречную проверку. Их продолжительность также регламентирована стандартом — не более 20 рабочих дней. При этом обследование контролеры вправе продлить на 20 рабочих дней, а встречную проверку — на 15.

Если обследование проводится отдельно от других контрольных мероприятий, то его срок ограничен 40 рабочими днями и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.

Как проверяющие оформляют результаты контрольных мероприятий

Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены не более чем за 15 рабочих дней после их окончания. Такой же срок установлен для встречных проверок и обследований, которые провели в рамках другого контрольного мероприятия. Результаты иных обследований оформляют не позднее последнего дня срока их проведения.

Акты и заключения не должны содержать:

  • информацию, которая не относится к теме контрольного мероприятия либо не соответствует проверяемому (обследуемому) периоду. Она допустима, только если нужна для понимания сути нарушений;
  • бездоказательные выводы, сведения и информацию;
  • морально-этическую оценку действий сотрудников объекта контроля.

Также при оформлении актов и заключений проверяющие обязаны соблюдать следующие требования:

  • результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, которые указаны в приказе (распоряжении) о его назначении, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам контроля;
  • в описании каждого нарушения должны быть указаны положения законодательных и иных НПА, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем оно выражается и какова его сумма (при наличии);
  • специальные термины и сокращения должны быть объяснены.

Контролеры могут дополнять документ приложениями, например экспертным заключением.

Акт или заключение составят в одном экземпляре. Копию документа направят проверяемому. Последний вправе представить письменные замечания, возражения и пояснения в ответ на акт или заключение. Сделать это он может в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта (заключения).

Памятка о порядке проведения контрольных мероприятий

Памятка о порядке проведения контрольных мероприятий

С 1 июля 2021 года вступил в новый Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
(далее – Закон № 248-ФЗ). Федеральным законом № 248-ФЗ урегулированы отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ, статьей 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» постановлением правительства Российской Федерации от 25.06.

2021 № 997 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее — государственный контроль (надзор).

Составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры

Федеральным законом № 248-ФЗ за органами прокуратуры сохранены функции согласования ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Во исполнение части 3 статьи 61 Закона № 248-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.

2020 № 2428, которым утверждены Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года (далее — Правила).

Данный нормативный правовой акт регулирует порядок формирования планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ежегодный план) начиная с планов на 2022 год.

Он принят взамен действующих в настоящее время Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Выбор объектов контроля и включение их в План проверок обусловлен риск-ориентированным подходом. Объекты государственного контроля (надзора) прежде чем попасть в план проверок подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — категории риска).

  • КРИТЕРИИ
  • ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
  • (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ
  • ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
Критерии отнесения объектов контроля Категория риска
I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее — образовательная деятельность контролируемых лиц) низкий риск
II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа высокий риск
  1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
  2. для категории высокого риска — один раз в 3 года;
  3. для категории среднего риска — один раз в 4 года;
  4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
  5. для категории высокого риска — один раз в 3 года;
  6. для категории среднего риска — один раз в 4 года;
  7. в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Читайте также:  Пекинские правила 1985 года

К числу основных нововведений следует отнести изменение срока и способа представления проектов ежегодных планов на согласование в органы прокуратуры, а также внесения корректив в утвержденные планы.

Согласно пункту 9 Правил данные проекты будут представляться до 1 октября года, предшествующего году их реализации, посредством размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом, в машиночитаемом формате в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее — ЕРКНМ).

Предложения прокуроров по включению или не включению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план представляются посредством ЕРКНМ, подлежат рассмотрению и учету органами контроля (надзора) до 20 ноября и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Ежегодный план будет утверждаться также в машиночитаемом формате до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана, и размещаться в течение 5 рабочих дней на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Внесение изменений в ежегодный план (в том числе его дополнение новыми мероприятиями по контролю) будет осуществляться с использованием ЕРКНМ уполномоченными должностными лицами органов контроля (надзора).

Прокурор разъясняет — Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура

Проверки субъектов предпринимательской деятельности проводятся органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля
в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020

№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

  • Виды контрольных (надзорных) мероприятий
  • Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий (далее-КНМ): 1) контрольная закупка; 2) мониторинговая закупка;3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка.
  • Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие КНМ (далее – КНМ без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
  • Основанием для проведения КНМ может быть:
  • 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  • 2) наступление сроков проведения КНМ, включенных в план проведения;
  • 3) поручение Президента, Правительства РФ о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • 4) требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 248-ФЗ;
  • 6) наступление события, указанного в программе проверок, если законом о виде контроля установлено, что КНМ проводятся на основании программы проверок.
  • КНМ без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
  • Требования к проведению проверок
  • Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением тех, что проводятся без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми, следующих действий: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) отбор проб (образцов); 7) инструментальное обследование; 8) испытание; 9) экспертиза; 10) эксперимент.
  • Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках конкретного вида КНМ.
  • КНМ подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению КНМ.
  • Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля не может превышать один рабочий день.
  • Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
  • При проведении КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении КНМ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер КНМ в едином реестре.
  • По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения КНМ, в целях подтверждения полномочий.
  • В случае, если проведение КНМ оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения мероприятия.
  • В указанном случае уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
  • Уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
  • Срок проведения КНМ, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.
  • Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (в случае наступления события, указанного в программе проверок – не более 40 часов).

  1. Ваши права
  2. Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право:
  3. 1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, КНМ, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
  4. 2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, КНМ и предоставление которой предусмотрено законами;
  5. 3) получать информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового КНМ, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
  6. 4) знакомиться с результатами КНМ, сообщать органу о своем согласии или несогласии с ними;
  7. 5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законом;
  8. 6) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении КНМ (за исключением тех, что не требуют взаимодействия).
  9. Инспектор не вправе:
  10. 1) оценивать соблюдение обязательных требований, если она не относится к полномочиям органа;
  11. 2) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением гос.органа;
  12. 3) проводить КНМ, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением тех, что не требуют взаимодействия;
  13. 4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе требований к количестве, правил отбора, методов исследования и измерений;
  14. 5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету КНМ, а также изымать оригиналы таких документов;
  15. 6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов;
  16. 7) распространять информацию и сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
  17. 8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения КНМ;
  18. 9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет КНМ и совершении контрольных (надзорных) действий;
  19. 10) превышать установленные сроки проведения мероприятий;
  20. 11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, КНМ, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
  21. Оформление результатов КНМ
  22. По окончании проведения КНМ, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
Читайте также:  Пп.1 п.1 ст.219

В случае, если по результатам мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом установлено. В случае устранения нарушения до окончания проведения КНМ в акте указывается факт его устранения.

Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

  • Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
  • Ознакомление с результатами
  • Вы либо Ваш представитель вправе знакомится с содержанием акта на месте проведения КНМ.

Контролируемое лицо подписывает акт. При отказе или невозможности подписания акта в нем делается соответствующая отметка.

Решения, принимаемые по результатам КНМ

В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при КНМ сведения об этом вносятся в единый реестр. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

  1. В случае выявления нарушений контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
  2. 1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
  3. 2) незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении КНМ установлено, что деятельность представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
  4. 3) при выявлении в ходе КНМ признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в гос.орган или принять меры к привлечению виновных к ответственности;
  5. 4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
  6. 5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
  7. Возражения в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия
  8. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте Вы вправе направить жалобу.

Постановление Правительства РФ от 28.04.2021
№ 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. В перечне содержатся 62 вида наиболее распространенных видов государственного контроля (надзора).

Подать жалобу на решения контрольно-надзорных органов и их должностных лиц в досудебном порядке можно с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг через специальный цифровой сервис «Жалоба на решение контрольного органа».

При подаче жалобы ИП она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

К жалобе может быть приложена позиция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

О нарушениях прав предпринимателей и фактах коррупции можно сообщить в Волжскую прокуратуру по адресу: г. Тверь, ул. Дарвина,
д. 9, а также в электронной форме через Единый портал прокуратуры Российской Федерации (epp.genproc.gov.ru) либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)

Требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий по ст. 65 Закона № 248-ФЗ с 2021 года

Общие требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий содержит ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Согласно ей, контрольные (надзорные) мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Их проводят только путем совершения инспектором и привлекаемыми им лицами следующих контрольных (надзорных) действий:

  • осмотр;
  • досмотр;
  • опрос;
  • получение письменных объяснений;
  • истребование документов;
  • отбор проб (образцов);
  • инструментальное обследование;
  • испытание;
  • экспертиза;
  • эксперимент.

Это исчерпывающий перечень из 10 допустимых действий. Исключение составляют наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, так как это мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

Положение о виде контроля устанавливает конкретный перечень совершаемых действий, допустимых в рамках каждого контрольного мероприятия из числа предусмотренных Законом № 248-ФЗ для того же вида мероприятия.

Также см. «Какие виды контрольно-надзорных мероприятий могут проводить органы контроля (надзора) с 2021 года».

Учёт внутренних условий

Проведение контрольных (надзорных) действий должно учитывать:

  • внутренние правила и/или установления контролируемых лиц;
  • режим работы объекта контроля.

Но эти моменты учитывают только в случае, если они не создают непреодолимого препятствия для проведения контрольных мероприятий.

Лимит контакта с проверяющими

Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день в рамках проведения внеплановых:

  • контрольной закупки;
  • мониторинговой закупки;
  • выборочного контроля.

Документальное оформление

Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражают в документах (протокол, акт, заключение), которые составляют инспектор и лица, привлекаемые им.

Фиксация доказательств

В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторы и привлекаемые ими лица могут использовать:

  • фотосъемку;
  • аудио- и видеозапись;
  • иные способы фиксации доказательств.

Порядок применения соответствующих гаджетов устанавливает положение о виде контроля.

Что должны предъявить проверяющие

При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте ведения последним деятельности контролируемого лица, инспектор, в том числе руководитель группы инспекторов, должен предъявить:

  1. Служебное удостоверение.
  2. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия – копию на бумаге с печатью или электронное с квалифицированной подписью.
  3. Сообщает учетный номер контрольного мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Также по требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию о привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертах, экспертных организациях и иных лицах. Цель – подтверждение их полномочий.

Если проверка затруднена

Иногда проведение контрольного (надзорного) мероприятия может оказаться невозможным. Это следующие случаи (ч. 10 ст. 65 Закона № 248-ФЗ):

  • отсутствие контролируемого лица по месту нахождения (ведения деятельности),
  • фактическое отсутствие деятельности;
  • иные действия (бездействие) контролируемого лица, повлекшие невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия.

Об этом инспектор составляет акт с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия.

Это даёт инспектору право совершить контрольные (надзорные) действия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.

Причём в этой ситуации орган контроля (надзора) может принять решение о проведении такого же мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с прокуратурой (ч. 11 ст.

65 Закона № 248-ФЗ).

Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование ему влечет ответственность.

Приостановление контроля: срок

Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный Законом № 248-ФЗ, может быть приостановлен.

Такое право есть у уполномоченного должностного лица контрольного органа на основании мотивированного представления инспектора. Условие – если срок экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Приостановка проверки происходит ровно на срок осуществления экспертиз или испытаний. А его в свою очередь определяют соответствующие правовые акты.

Кого должны привлечь к проверке

Контрольный орган привлекает к участию в контрольном (надзорном) мероприятии по соответствующему виду контроля следующие структуры:

ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО КОГДА ПРИВЛЕКАЮТ
Независимый орган аккредитованной инспекции Если он проводил независимую оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований
Саморегулируемая организация (СРО) Если контролируемое лицо – член СРО с обязательным членством и в рамках контрольного (надзорного) мероприятия идёт оценка обязательных требований, контроль (надзор) за которыми курирует СРО.

Также см. «Как независимо подтвердить соблюдение обязательных требований».