Полезное

Создание мировой юстиции

19 ноября, 16:05

Создание мировой юстиции

К 20-летию со дня создания мировой юстиции в России

Впервые мировая юстиция в России была введена в 1864 году в ходе судебной реформы императора Александра II, в корне преобразовавшей существовавшую структуру судебной системы Российской империи и весь процесс судопроизводства. Реформа ввела в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», сформировала институты, которые действуют и в наши дни: мировой суд, суд присяжных, адвокатуру, нотариат.

Учреждение мировых судей по судебным уставам от 20 ноября 1864 года было обусловлено необходимостью сделать правосудие доступным для населения, стремлением увеличить количество судей и уменьшить нагрузку вышестоящих судов.

Мировой суд являлся судом первой инстанции по рассмотрению незначительных гражданских и уголовных дел, осуществлял свою деятельность в рамках мирового округа, состоявшего из уезда с входящими в него городами. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и го­родскими думами, утверждались Сенатом.

Апелляционной инстанцией для мирового суда выступал съезд мировых судей. При­говор съезда мировых судей считался окончательным и мог быть об­жалован лишь в кассационном порядке в Сенате.

Судебные преобразования в Российской империи растянулись на длительный период. Так, в Сибири институт мировых судей был введен только в 1897 году и имел ряд особенностей.

Мировые судьи в Сибири назначались министром юстиции, функции, компетенция и круг их обязанностей были шире, чем в европейской части России. На своем судебном участке мировой судья дополнительно выполнял обязанности следователя и нотариуса.

Функции съезда мировых судей в Сибири были возложены на окружные суды, которые одновременно осуществляли надзорные функции за деятельностью мировых судей в Сибири.

Мировая юстиция в дореволюционной России функционировала до 1917 года (в Сибири до 1919 года), когда Декретом №1 «О суде» были упразднены все ранее существовавшие судебные учреждения, а вместо мировых судей созданы местные суды, действовавшие в составе одного судьи и двух заседателей.

Возрождение мировой юстиции в России относится к концу XX века. В 1998 году был принят Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а 29 декабря 1999 года – Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

История создания мировой юстиции в России

        Мировая юстиция в России впервые появилась в результате судебной реформы 1864 г. Ее возникновение объяснялось как необходимостью устранения судебной волокиты, так и повышением эффективности уголовного судопроизводства в целом.

      С 17 мая 1866 года впервые мировые судьи приступили к работе в Петербурге и в Москве.

      В 1886 г. был издан указ Сената по соединенному присутствию Первого и Кассационных департаментов «О мерах по устранению медлительности в делопроизводстве мировых учреждений». После чего судьба мировых судов, как известно, была нелегкой. Законам 1889 г.

вместо мировых судов на большей части территории Российской империи были введены судебно-административные установления (земские начальники, городские судьи, губернские собрания), которые обладали, как судебной, так и административной властью с сильным перевесом административных функций.

В итоге после 1917 года в России деятельность мирового суда, как и подавляющего большинства государственных структур, была прекращена.

      На рубеже 20-21 веков с осознанием необходимости первостепенного уважения и защиты именно прав человека интересов деятельности личности были инициированы реформы, в том числе и судебная реформа, реализация которой и обеспечила восстановление в России мировой юстиции.

        В 1775 году обнародована первая часть «Учреждение управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности. Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти сто лет, претерпевая различные изменения.

         Ко второй половине 19 века стало очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: гласности, всесословности, обеспечении права на защиту, и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

       20 ноября 1864 года были обнародованы «судебные уставы», вводились новые суды – мировые.

       Мировая юстиция представляла собою максимально приближенную к населению, обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до одного года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до пятисот рублей) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25- летнего возраста, имевших высшее и среднее образование или стаж работы не менее трех лет, преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога 6 тыс. рублей в столицах и три тыс. рублей в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные судьи утверждались Сенатом.

        Право избрания мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную и общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела.

Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

       Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного круга, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

       Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При возможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решения или приговор по делу.

        Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах.

В остальных городах вместо выборных судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.

В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.

      В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.

       Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.

       17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

      А 19 лет назад решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 24 мая 2000 года № 527 в г.Кувандыке и Кувандыкского района был образован судебный участок № 1 г.Кувандыка, мировым судьей была  назначена  Новикова Ильвира Маратовна, которая в настоящее время работает судьей Кувандыкского районного суда.

     26.02.2003 г. постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области на должность мирового судьи судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района назначена Миронова Ольга Николаевна, которая по  настоящее время на судебном участке отправляет правосудие.

      В декабре 2001 года решением Законодательного Собрания Оренбургской области был образован судебный участок № 2 Кувандыкского района, мировым судьей была назначена Жабагенова М.А.

  В последующие годы мировыми судьями на образованном судебном участке работали мировые судьи Усманов К.Х., Удотов С.Л., который в настоящее время работает судьей Медногорского городского суда, а также Этманова Т.Е.

, которая в настоящее время работает судьей Новотроицкого городского суда.

         В настоящее время на судебном участке № 2 г. Кувандыка и Кувандыкского района отправляет правосудие мировой судья Швецова Инна Валерьевна.

       У каждого мирового судьи есть свой аппарат, куда входят секретарь судебного заседания  секретарь суда и помощник  мирового судьи – люди, которые оказывают судье значительную помощь при рассмотрении дел. В настоящее время на судебных участках №1, 2 г.

Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области в должности помощников мировых судей трудятся Браилова Людмила Александровна  и Сабангулова Римма Равильевна, в должности  секретарей судебного заседания трудятся Ибрагимова Рита Шамиловна и Кичаева Юлия Михайловна, в  должности  секретарей суда трудятся Богомолова Елена Ивановна и Нафикова Мадина Булатовна.

       Секретарь суда —  Богомолова Елена Ивановна  продолжает нести свою трудовую вахту с момента основания судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района.

     На судебных участках созданы все условия для полного и эффективного осуществления правосудия. Все мировые судьи и работники судебных участков обеспечены компьютерной техникой и имеют доступ к информационно-правовым ресурсам.

        Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.

Читайте также:  Соглашения по оздоровлению финансов

Полномочия, порядок деятельности, порядок создания должностей мировых судей, устанавливается федеральным законодательством. Порядок избрания – назначения на должность и деятельность мирового судьи, устанавливается так же законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Правосудие мировые судьи, осуществляют именем Российской Федерации. Мировые суды, являются наиболее низовым звеном судебной системы, но это не означает ее малой значимости во всей судебной системе Российской Федерации, это означает наиболее приближенность данного инструмента отправления правосудия к населению.

Мировой судья берет на себя большинство сравнительно «мелких» категорий гражданских дел, административные, и уголовные дела, общественная опасность, которых не велика. Несмотря на многочисленные проблемы, мировые судьи играют важную роль в обеспечении защиты прав граждан.

Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.

       Пресс-служба судебного участка.

Глава 1. Общая правовая характеристика института мировых судей в российской федерации

Созданная
в 1864 году в современных условиях, на
основании целого ряда уставов мировая
юстиция в отличии от окружных судов,
судебных палат и Сената (прообраза
нынешних федеральных судебных органов)
изначально планировалось именно как
институт местной судебной власти8.

Изучаемый
институт был также призван реализовать
идеи приближения суда к населению за
счет сокращения сроков рассмотрения
дел, простоты производства. На достижении
подобных целей был направлен соответствующий
указ, утвердивший судебные уставы 20
ноября 1864 года.

17
мая 1866 года. Первые в России учреждения
в Петербурге и в Москве приступили к
работе.

https://www.youtube.com/watch?v=gj3nT3jIf8o\u0026pp=ygUu0KHQvtC30LTQsNC90LjQtSDQvNC40YDQvtCy0L7QuSDRjtGB0YLQuNGG0LjQuA%3D%3D

О
тяжести труда, который приходилось
нести столичным мировым судьям, можно
судить по количеству находящихся на
долю каждого из них дел. В 1886 г. был издан
указ Сената по соединенному присутствию
Первого и Кассационных департаментов
«О мерах по устранению медлительности
в делопроизводстве мировых учреждений».

Дальнейшая
судьба мировых судов, как известно, была
нелегкой. Популярные у народа учреждения
не соответствовали общему бюрократическому
строю государства, и Законам 1889 г.

Вместо
мировых судов на большей части территории
Российской империи были введены судебно-
административные установления (земские
начальники, городские судьи, губернские
собрания), которые обладали, как судебной,
так и административной властью с сильным
перевесом административных функций.

Дальнейшие события всем хорошо известны:
после 1917 года в России деятельность
мирового суда, как и подавляющего
большинства государственных структур,
была прекращена.

И
только на рубеже 20-21 веков с осознанием
необходимости первостепенного уважения
и защиты именно прав человека интересов
деятельности личности были инициированы
реформы, в том числе и судебная реформа,
реализация которой и обеспечила
восстановление в России мировой юстиции,
получивших уважение среди широких слоев
населения9.

Следующим
шагом в развитии судебной системы были
реформы Екатерины II. В 1775 году обнародована
первая часть «Учереждение управления
Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной
власти, основанной на началах
коллегиальности.

Созданная Екатериной II
судебная система просуществовала почти
сто лет, претерпевая различные изменения.

Ко
второй половине 19 века стало очевидной
необходимость коренной реформы судебной
системы в соответствии с общепринятыми
принципами организации судопроизводства:
всесословности, гласности, обеспечении
права на защиту, и т.п., что и было
осуществлено в рамках общих либеральных
реформ, проводимых Александром II.

20
ноября 1864 года были обнародованы
«судебные уставы», которые по-новому
организовывали судебную власть. В
частности в судебную систему вводились
новые суды – мировые.

Мировая
юстиция представляла собою максимально
приближенную к населению, обособленную
и замкнутую систему, построенную на
началах выборности, всесословности,
независимости и несменяемости судей в
пределах выборного срока, гласности и
состязательности.

Мировой
судья был первой инстанцией для
рассмотрения мелких уголовных (до одного
года лишения свободы) и гражданских (с
ценой иска до пятисот рублей) дел.

Участковый
мировой судья избирался сроком на три
года уездным земским собранием из числа
граждан, достигших 25- летнего возраста,
имевших высшее и среднее образование
или стаж работы не менее трех лет,
преимущественно по судебному ведомству,
владеющих землей не менее 400 десятин,
недвижимой собственностью, оцененной
для взимания налога 6 тыс. рублей в
столицах и три тыс. рублей в других
городах. Списка кандидатов в мировые
судьи составлялись местным предводителем
дворянства и утверждались губернатором.
Избранные судьи утверждались Сенатом10.

Право
избрания мировых судей было признано
за выходцами из всех слоев населения.
Участковые мировые судьи получали
содержание и не могли сочетать с этой
должностью никакую другую государственную
и общественную службу.

Одновременно
с участковыми были учреждены должности
почетных мировых судей, которые по
просьбе сторон или ввиду отсутствия
участковых мировых судей рассматривали
подсудные им дела. Почетные мировые
судьи избирались в том же порядке, что
и участковые, но не получали денежного
содержания и исполняли свои обязанности
в случае необходимости.

Кассационной
и апелляционной инстанцией по отношению
к единоличным мировым судьям был уездный
съезд мировых судей, в который входили
все мировые судьи определенного круга,
в том числе и почетные мировые судьи.
Съезд мировых судей избирал из своего
состава председателя сроком на три
года. В заседаниях съезда мировых судей
участвовал помощник прокурора, который
давал свои заключения по конкретным
делам.

Благодаря
мировой юстиции, существовавшей
обособленно от общих судебных установлений,
мелкие уголовные и гражданские дела не
переходили до бесконечности из одной
судебной инстанции в другую.

Достаточно
простая процедура судебного разбирательства
в мировом суде и специфика источников
права, которыми должны руководствоваться
мировые судьи, не требовали пребывания
на этих должностях лиц с юридическим
образованием.

Во главу угла ставились
личные качества мирового судьи, его
авторитет и уважение в обществе.

Ему
вменялось в обязанность «просьбы…принимать
везде и во всякое время, а в необходимых
случаях и разбирать дела на местах, где
оные возникли».

В
гражданском судопроизводстве мирового
судьи были подсудны:

1.
Иски по личным обязательствам и договорам,
иски о недвижимости с ценой не выше
пятисот рублей;

2.
Иски о вознаграждении за ущерб и убытки,
когда размер их не превышал 500 руб. или
же во время предъявления иска не мог
быть положительно известен;

  • 3.
    Иски о личных обидах и оскорблениях;
  • 4.
    Иски о восстановлении нарушенного
    владения, когда со времени нарушения
    прошло не более 6-ти месяцев;
  • Кроме
    того, мировым судьям были подсудны все
    дела частного обвинения.

Основная
задача мирового судьи заключалась в
том, чтобы склонить стороны к примирению
и принятию мирового соглашения. При
возможности достичь мирового соглашения
мировой судья своей властью выносил
решения или приговор по делу.

С
целью сделать низовое звено судебной
системы максимально доступным для
широких масс законодатель предусмотрел
упрощенный характер процедуры в мировом
суде, где все формальности были сведены
до минимума.

В гражданском судопроизводстве
обращение к мировому судье не требовало
уплаты пошлин, употребления гербовой
бумаги, решения записывались в
установленную законом книгу. Судья
обязан был реагировать как на устные,
так и на письменные жалобы. Протокол
судебного заседания оформлялся в
произвольной форме.

Если дело оканчивалось
вынесением приговора, то он заносился
в протокол. Сторонам разрешалось
приводить свидетелей и представлять
доказательства в апелляционную инстанцию,
которой являлся съезд мировых судей.

Съезд либо утверждал состоявшееся
решение или приговор мирового судьи,
либо в пределах отзыва постановлял
новое. При этом наказание обвиняемого
не могло быть усилено без требования
обвинителя11.

Таким
образом, мировой суд обеспечивал
доступность, простоту, быстроту
судопроизводства. Это был демократический
институт не только по способу формирования
и характеру рассмотрения дел, но и по
степени приближенности к населению.

Просуществовав
в таком виде 25 лет, мировые судьи были
упразднены. Закон от 12 июня 1889 года
сохранил их только в столицах и нескольких
крупных городах. В остальных городах вместо выборных судей были введены
городские судьи, назначаемые и увольняемые
министром юстиции. В уездах же судебная
власть перешла к земским начальникам,
являвшимся одновременно чинами
административного ведомства.

В
1912 г. был принят закон о преобразовании
местного суда, уничтоживший судебную
власть земских начальников, заменивший
их и городских судей мировыми судьями,
выбираемыми земскими собраниями, даже
с некоторым расширением пределов их
полномочий. Мировая юстиция возродилась,
но ненадолго.

Мировой
суд бы окончательно упразднен вместе
со всей царской системой суда Декретом
о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.

И
вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17
декабря 1998 г. принят Федеральный закон « О мировых судьях Российской Федерации»,
которым в судебной системе страны
возрожден институт мировых судей.
Введение института мировой юстиции
является возвращением к осуществлению
правосудия в Российской Федерации на
основе общедемократических принципов12.

Читайте также:  Плата за резервирование

Таким
образом, институт мировой юстиции не
являются изобретением современной
России. Мировые
судьи в России существовали ранее, но
развитие государства повлияло на
появление других подходов к организации
отечественной судебной системы и
реализации мировыми судьями своих
полномочий по отправлению правосудия.

Возникновение мировой юстиции в России

Омельченко, А. И. Возникновение мировой юстиции в России / А. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47987/ (дата обращения: 21.07.2023).



При рассмотрении истории формирования института мировых судей, необходимо уточнить, что понимается под понятием «мировой судья».

Гражданам, которые не сталкиваются непосредственно с правом, смысл рассматриваемого термина до сих пор остается не ясным, они понимают его как синоним к слову «всемирный», думая, что речь идет о каком-либо международном органе.

Однако и профессиональные юристы не обладают обширными познаниями о его содержании и формах. Российское законодательство сформулировало определение термина «мировой судья» как судью общей юрисдикции субъектов РФ, входящего в единую судебную систему Российской Федерации [1].

В разных справочниках и словарях определение мирового суда многообразно, все же сходится в том, что это суд первой инстанции по мелким уголовным и гражданским делам [2, с. 395], низшее звено судебной системы [3, ст. 102].

Первоначально авторы, разрабатывающие законопроекты, рекомендовали основать мировой суд в 19 веке. В 1858 году инициатива об образовании мирового суда была одобрена.

Спустя пару лет в России начался непростой процесс с технической и организационной, юридической точки зрения, отмена крепостного права и освобождение крестьян, это событие побудило огромное количество имущественных споров помещиков с крестьянами о распределении усадеб на наделы, вопросов по оформлению и претворению в жизнь уставных грамот и т. д. И в 1864 году для решения этих конфликтов интересов Александр II формирует мировой суд, его компетенция регулировалась Уставом уголовного судопроизводства, Уставом гражданского судопроизводства, Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Учреждением судебных установлений.

Территория государства делилась на мировые округа, последние подразделялись на участки, в каждом участке имелся участковый мировой судья. Судебные участки формировались исходя из численности населения, на один судебный участок предполагалось от 25 до 35 тысяч жителей [4, с. 69]. Мировые судьи реализовывали свою власть единолично или коллегиально.

Мировая юстиция была выборного типа, судьи выбирались уездными земскими собраниями и городскими думами, впрочем низшие классы общества не имели доступа на рассматриваемую должность из-за большого имущественного и образовательного ценза, кроме того, рассматриваемая должность не всегда финансировалась, за свою деятельность плату получали участковые и добавочные судьи, а не получали вознаграждение почетные и участковые, поэтому ее могли себе позволить только состоятельные граждане. Рассматриваемая модель мировой юстиции относилась к непрофессиональному типу, она не предполагала наличия юридического образования. К кандидатам на должность судьи предъявлялись и нравственные требования: не избирались лица, которые находились под следствием или судом за преступления и проступки, а также лица подвергавшиеся заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию по судебным приговорам за противозаконные действия, а также те, кто был привлечен к ответственности за преступления и проступки, влекущие за собой такие наказания, и не был оправдан судебным приговором, исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, а также из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат, лица, объявленные несостоятельными должниками, состоящие под опекой за расточительство, священнослужители, церковнослужители [5, с. 96]. Почетные и участковые мировые судьи исполняли свои полномочия 3 года.

Мировые судьи разбирали дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие наказания, как кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей, дела по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 руб.), дела, связанные с возмещением ущерба на сумму не свыше 500 руб., иски за оскорбление и обиду, дела об установлении прав на владение.

Надзор за решениями мировых судов осуществлял Сенат в виде его кассационных департаментов, в связи с этим мировые суды не образовывали автономную и обособленную систему.

Съезд мировых судей — это скопление участковых и почетных судей, выполняющих роль высшей судебно-мировой инстанции, работающий в периодическом режиме.

В соответствии со статьей 51 Учреждений судебных установлений съезд принимал окончательное решение по делу, рассматривал просьбы и протесты в кассационном порядке, таким образом одновременно выполнял роль апелляционной и кассационной инстанции.

Съездом избирался председатель, который обладал стандартными организационными полномочиями, закон не предполагал должности заместителя председателя, поэтому в случае если съезд подразделялся на гражданское и уголовное отделения, то одно возглавлялось председателем, а другое временным председателем, избираемым съездом [6, с. 144].

На непременного члена мирового суда возлагались приготовительные распоряжения по делам, которые подлежащие рассмотрению съездом, и другие обязанности, порученные на него уставами уголовного и гражданского судопроизводства [7, ст. 57].

В работе съезда принимал участие товарищ прокурора окружного суда, который предъявлял прокурорские заключения, зафиксированные в Уставе гражданского судопроизводства и Уставе уголовного судопроизводства. Техническое обеспечение работы съезда обеспечивалось секретарями и помощниками, проведение в жизнь решений вверялось судебным приставам, пребывающим при мировых съездах.

В 1866–1890 годах мировой суд реализовывал роль суда-примирителя.

Безусловно, судебная реформа 1864 года не была одновременно осуществлена в жизнь сразу на всей территории Российской империи, в 1870 году мировые суды сформированы в 23 губерниях, хотя запланировано было ввести в 44.

В Польше и девяти западных губерниях мировые суды функционировали в 1871–1875 гг., в Северо-Западном и Юго-Западном краях — в 1880-х, в Сибири — в 1890-х [8, с. 87]. Судебная реформа была завершена с принятием в 1899 году указа о ее завершении.

Законом от 15 июня 1912 г.

«О преобразовании местного суда» были исправлены ошибки в организации деятельности мирового суда, а именно, волостные суды были включены в единую систему местной юстиции, изменились цензовые требования к мировым судьям, изменился порядок определения судебных участков и т. п., впрочем реформирование судоустройства на базе данного нормативно-правового акта коснулось некоторые регионы страны, первая мировая война и революционные события начала века стали препятствиями в реализации закона в полном объеме.

Институт мировых судей проработало вплоть до 1917 года, безусловно, за этот период он корректировался и изменялся, однако Декретом No1 «О суде» принятым Совнаркомом 24 ноября 1917 года деятельность мировых судей была приостановлена на период существования советской власти [9, с. 237], так окончился первый этап формирования института мировых судей в нашем государстве, все-таки этим актом мировая юстиция практически была уничтожена и заменена местными судами, которые состояли из 2 очередных заседателей и постоянного местного судьи [6, с. 141].

Следующий этап формирования института мировых судей вытекает из остро обозначавшийся в конце 1990-х годов необходимостью модификации судебной системы, последняя стала не в состоянии обработать тот объем работы и возложенные на нее задачи.

Возрождение мировой юстиции вначале закрепила Концепция судебной реформы РСФСР от 24 октября 1991 года No1801–1, этот документ подразумевал более важное положение мировых судов чем существующее в современное время и выделял участковых (территориальных) мировых судей и специализированных [10, с. 337].

Следующим шагом было принятие 23 октября 1996 года Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», закрепившим мировые суды в системе судов России.

17 декабря 1998 года Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» был принят, в современной России идеи института мировых судей стали реализовываться, в порядке воплощения рассматриваемого закона был принят Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в Российской Федерации», а также в субъектах Российской Федерации были приняли законы о мировых судьях субъектов Российской Федерации.

В общем, изучая исторический опыт реформ Александра II, необходимо заметить их схожесть с современной судебной системой.

Проводя дальнейшую модификацию мировой юстиции, на наш взгляд, необходимо продолжать усваивать основные тенденции ее реформирования, заложенные в XIX веке, о также необходимо избегать ошибок законодателей, и на законодательном уровне закрепить терминологию рассматриваемого института, в том числе дать определение понятию «мировой судья».

При формировании определения «мировой судья» необходимо указать, что это должностное лицо, назначаемое центральными или местными органами власти, осуществляющее правосудие единолично.

На данный момент существует много проблем с функционированием мирового суда, но увеличение числа заявлений, рассматриваемых мировыми судами, говорит о росте доверия к нему со стороны населения. На наш взгляд, создание двухуровневой системы мировой юстиции, в которой мировые судьи исполняли правосудие как суд первой инстанции, а мировой суд взял на себя роль апелляционной инстанции, уменьшило бы нагрузку на федеральных судей.

Читайте также:  Перенос мокрой зоны

Литература:

К 20-летию со дня создания мировой юстиции в российской федерации

К 20-летию со дня создания мировой юстиции в российской федерации.

    Институт мировой юстиции не является новым для российской правовой системы. Впервые мировые судьи были учреждены в 1864 году в рамках судебной реформы. Упразднен мировой суд был вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.

Спустя почти 80 лет в рамках современной судебной реформы началось возрождение института мировых судей в системе судов общей юрисдикции. Законодательно он был закреплен со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», учредившего в качестве судов субъектов РФ мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Для реализации данного закона был издан Федеральный закон от 17 декабря 1998 г.

№ 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

    Формирование института мировых судей на федеральном уровне завершилось изданием Федерального закона от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», в котором для Тамбовской области было установлено общее число мировых судей и соответствующее им число судебных участков в количестве 57.

    В начале 2000-х в результате совместной работы всех ветвей государственной власти региона осуществлен комплекс мероприятий по созданию в Тамбовской области судебных участков и введению должностей мировых судей.

    Итогом стало принятие областной Думой основных нормативных актов, определяющих организационные основы деятельности мировых судей и количество судебных участков — Закон Тамбовской области от 24 марта 2000 г.

№ 104-З «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области» и Закон Тамбовской области от 26 апреля 2000 г.

№ 110-З «О границах судебных участков мировых судей на территории области»

  •     На заседании 23 июня 2000 г. Тамбовская областная Дума назначила первых мировых судей области:
  • — мировым судьей Первомайского района Анисимову Валентину Федоровну
  • — мировым судьей Петровского района Бочкову Валентину Ивановну
  • — мировым судьей Советского района г. Тамбова Бучневу Оксану Александровну
  • — мировым судьей Советского района г. Тамбова Головачеву Елену Ивановну
  • — мировым судьей Советского района г. Тамбова Иванову Ольгу Николаевну
  • — мировым судьей Ржаксинского района Ивашенцеву Людмилу Валентиновну
  • — мировым судьей Ленинского района г. Тамбова Изгареву Ирину Васильевну
  • — мировым судьей Никифоровского района Козлову Наталью Михайловну
  • — мировым судьей Гавриловского района Макарова Олега Геннадьевича
  • — мировым судьей Ленинского района г. Тамбова Ознобкину Ирину Юрьевну
  • — мировым судьей Советского района г. Тамбова Уварову Ирину Анатольевну
  • — мировым судьей Уметского района Юдкину Елену Викторовну
  • — мировым судьей Знаменского района Юрьева Игоря Ивановича
  •     В том же 2000 году были назначены мировыми судьями Баранов Петр Михайлович, Расстрыгин Олег Владимирович, Овчинников Олег Владимирович, Емельянов Валерий Викторович, Моргунов Борис Васильевич, Андреева Ирина Анатольевна, Баранов Василий Валерьевич, Бучнева Светлана Владимировна, Гансиор Игорь Владиславович, Липатова Нина Михайловна.
  •     До настоящего времени продолжает работать мировым судьей Пичаевского района  Баранов Петр Михайлович.
  •     Сейчас в области действуют 60 мировых судей, деятельность которых обеспечивают свыше 200 сотрудников аппарата.

    В 2005 году законом области от 30.03.

2005 № 303-3 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области» обеспечение деятельности мировых судей было возложено на управление по обеспечению деятельности мировых судей Тамбовской области, в структуру которого входили организационный и финансовый отделы, отдел материально-технического обеспечения и отдел государственной службы и правовой работы.

    Основной задачей Управления являлось создание на территории области надлежащих условий для осуществления правосудия мировыми судьями, участие в разработке правовых актов области, материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппарата.

В штат Управления входили аппарат мировых судей и персонал по обслуживанию и содержанию зданий и помещений судебных участков мировых судей.

Финансовое обеспечение деятельности мировых судей, за исключением оплаты труда мировых судей и социальных выплат им, осуществлялось за счет бюджета области.

  1.     В 2011 году управление по обеспечение деятельности мировых судей было реорганизовано в управление по организации деятельности мировых судей Тамбовской области с образованием Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Учреждение по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Тамбовской области».
  2.   Позднее произошло еще ряд преобразований: в марте 2015 г. Управление было упразднено с передачей функций управлению по вопросам безопасности и правопорядка администрации области;
  3. с апреля 2017 организационное обеспечение деятельности мировых судей передали управлению региональной безопасности области, которое действует по настоящее время.
  4.     Несмотря на такие изменения в организационной структуре, работа по созданию на территории области надлежащих условий для осуществления правосудия мировыми судьями, участию в разработке правовых актов области, материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и их аппарата продолжилась.
  5.     На современном этапе мировая юстиция функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода на качественно новый уровень деятельности.

    В этой связи администрация области особое внимание уделяет финансированию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, ежегодно увеличивая его. В 2017 году было выделено 44361,9 тыс. руб., 2018 – 49467,5 тыс. руб., 2019 – 62443,1 тыс. руб., на 2020 запланировано 74633,1 тыс. руб.

    За последние четыре года судебные участки (25 судебных участка) Бондарского, Жердевского, Кирсановского, Мордовского, Петровского, Рассказовского, Ржаксинского районов области, г.Котовска, Октябрьского, Советского районов г.Тамбова переведены в здания (помещения), отвечающим требованиям безопасности и комфортности для граждан, с оборудованными залами судебных заседаний.

    Важнейшим фактором надлежащего отправления правосудия, ведения судопроизводства и делопроизводства является поддержание на должном уровне профессиональной подготовки мировых судей.

Во исполнение Закона области от 01 июля 2011 года №16-З «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области» Управление ежегодно организует профессиональную переподготовку, вновь назначенных, мировых судей и повышение квалификации.

Так за последние пять лет на профессиональную переподготовку было направленно 43 мировых судьи, на повышение квалификации 24 мировых судьи.

    Большое значение в эффективности работы мирового судьи играет его аппарат.

В настоящее время сформирован стабильный и высококвалифицированный кадровый состав, общую численность сотрудников аппарата мировых судей области составляют 168 государственных гражданских служащих Тамбовской области, в том числе: главные специалисты – 8 ед., секретари судебного заседания – 60 ед., секретари мировых судей – 52 ед., старшие специалисты 1 разряда – 13 ед. и помощников мировых судей – 35 единиц.

    Мировые судьи оказывают существенное влияние на социально – экономическое развитие области.

    Анализ деятельности мировых судей области свидетельствует о ежегодном увеличении рассматриваемых ими дел, в 2016 году было рассмотрено 131627 дел и материалов, в 2017 году — 138863, в 2018 году – 167 215.

    В последнее годы произошел информационно-технологический прорыв в организационном обеспечении судебных участков. Все мировые судьи и работники аппаратов обеспечены современной компьютерной техникой. Программные продукты (ПИ «Амирс», ПИ «Судимость-2008») обеспечивают автоматизацию судебного делопроизводства.

Успешно используются СМС-сообщения для извещения участников судебного процесса, функционирует постоянно обновляемая информационно-справочная система «Гарант», у граждан появилась возможность направлять в суд электронные документы и электронные образы (скан-копии) бумажных документов, что способствует сокращению сроков рассмотрения судебных дел, повышению качества и эффективности деятельности мировых судей.

    Управление региональной безопасности области продолжает работу по повышению качества организационного обеспечения деятельности мировых судей и их аппарата, созданию условий для полного и независимого отправления правосудия мировыми судьями региона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Работа мирового судьи является сложной и ответственной, требующей от судей и сотрудников аппарата судебных участков глубоких знаний и профессионализма, принципиальности и умения работать с людьми, полной самоотдачи и колоссальной работоспособности.

    За 20 лет работы мировая юстиция зарекомендовала себя, заняв достойное место в судебной системе России. Можно с уверенностью сказать, что она успешно прошла сложный путь становления, и сегодня эффективно решает задачи по обеспечению доступности правосудия, защите конституционных прав и свобод человека.