Согласование с контрольным органом
Федеральным законом от 28.04.2023 № 154-ФЗ внесены масштабные поправки в 44-ФЗ. Поправки затронули в том числе сроки согласования закупки у единственного поставщика с контрольным органом по 44-ФЗ, их сократили до восьми рабочих дней с даты, следующей за днем направления обращения контролерам.
Нормативным актом, регулирующим правила о согласовании заключения контракта с едпоставщиком, является постановление Правительства РФ № 961 от 30.06.2020.
Оно утвердило положения, по каким закупкам у единственного поставщика требуется согласование с контрольными органами, размеры НМЦК, при превышении которых заказчики согласовывают заключение госконтрактов с контрольными органами, правила согласования и необходимые формы. Обращение направляется одному из контролеров:
- ФАС, в случае если закупка проводится для федеральных нужд и при использовании закрытых конкурентных процедур;
- контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, в случае ее проведения для нужд региона;
- муниципальный контрольный орган либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ в тендерах для муниципальных нужд.
Основные правила по согласованию мы отразили в приведенной таблице.
Стоит обратить внимание, что по старым правилам предельных размеров НМЦК для согласования с контрольным органом контракта с единственным поставщиком не было. В настоящее время согласование необходимо при проведении конкурентных процедур, в том числе электронных и закрытых. До 1 июля 2024 года контракт заключается без использования ЕИС и электронной площадки. Постановление № 961 устанавливает, нужно ли согласовывать у контрольного органа контракт с едпоставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки — да, но с учетом ряда особенностей. В указанном случае обращение направляется на бумажном носителе, а если торги связаны с гостайной, то способом, позволяющим обеспечить ее защиту. Если проводился электронный конкурс или аукцион, то составьте и подпишите документ с использованием ЕИС, он отправится контролеру автоматически. Если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не нужно. Это указано в п. 4 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ. Вот от каких сумм согласовывают контракт по результатам несостоявшегося аукциона, конкурса и запроса предложений:
Такие суммы для согласования несостоявшихся аукционов установлены постановлением № 961. |
Форму обращения утвердили постановлением № 961, обязательно используйте ее. Не забудьте подписать у лица, которое уполномочено действовать от имени заказчика. Документ направляется в срок не позднее пяти рабочих дней с момента размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся. В обращении за согласованием с ФАС единственного поставщика по 44-ФЗ в 2023 году указывайте сведения о контрольном органе, заказчике, несостоявшейся закупке, едпоставщике. Закрытый список сведений закреплен в п. 3–6 ПП № 961. Прописали и подробный список информации и документов, которые придется приложить к документу. Потребуются, например, заявки (их копии) на участие в госзакупке, документация (копия) о торгах при закрытом способе. |
Если обращение о согласовании несостоявшегося аукциона по 44-ФЗ с контрольным органом в 2023 году составлено правильно и направлено надлежащему контролеру, то он в срок, не превышающий восьми рабочих дней:
|
Контрольный орган зафиксирует факт приема обращения о согласовании с УФАС заключения контракта с единственным поставщиком и оценит его на предмет подведомственности и содержания. Документ оставят без внимания, если в нем нет установленной информации, к примеру:
В этих случаях контрольный орган уведомит о несоответствии документа. У заказчика есть 2 рабочих дня после получения уведомления, чтобы подкорректировать документ. В противном случае его оставят без рассмотрения. Считают, что обращение поступило со дня его регистрации (если оно корректно составлено) или с даты, когда заказчик подкорректировал его (если оно изначально было с ошибками). |
Решают согласовывать или нет в течение 8 рабочих дней после дня его поступления. В эти сроки контролеры рассмотрят его и внепланово проверят закупку. Если принимают положительное решение, но обнаружат нарушения в положениях госконтракта, то заказчик получит предписание. В нем пропишут действия, которые придется сделать при заключении контракта. Не заключайте контракт, пока не исполните предписание Контракт заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения в ЕИС протокола о признании процедуры несостоявшейся и не позднее двадцати дней с даты получения решения о согласовании. Если заключение контракта не согласовали, то придется изменять план-график и проводить новые торги. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ закупка у единственного поставщика осуществляется заказчиком на основании указа или распоряжения президента или правительства РФ. Порядок рассмотрения обращений, содержащих предложения об определении едпоставщика, регулируется постановлением Правительства РФ № 1649 от 10.10.2020. Постановлением урегулировано и то, сколько по времени займет согласование контракта специальным региональным органом по пункту 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. При поступлении из администрации президента обращения, соответствующего предъявленным к нему требованиям, такое обращение подлежит направлению в заинтересованные органы государственной власти в двухдневный срок. |
Согласование и уведомление ФАС: в чем разница
После заключения договора с единственным поставщиком, сообщите об этом контролирующему органу. Уведомить контролеров необходимо не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта.
К уведомлению приложите копию договора и обоснование его заключения. За просрочку или ненаправление документов предусмотрен штраф.
Форма такого уведомления законодателем не определена и составляется в произвольной форме.
В этом случае речь идет именно об уведомлении, а не о согласовании. По сути, это два разных юридических понятия.
При уведомительном характере заказчик ставит контролеров в известность о факте совершения юридически значимого действия, в то время как при согласовании ФАС дает разрешение на совершение таких действий, и юридические последствия наступают исключительно после получения соответствующего разрешения.
Согласование контракта с контролирующим органом по 44-ФЗ 2023 г
Содержание
- 1. Согласование контракта при проведении закупок: основные причины
- 2. Согласование контракта с контролирующим органом
- 3.Сроки обращения в контролирующий орган по согласованию контракта
У Юрия Никулина есть такая глобальная мысль о клоунах: в мире существует всего два типа клоунов, Белый и Рыжий. Белый клоун всегда прав, самоуверен и важен, одет с иголочки и хорошо пострижен.
Рыжий, напротив, неряшливый, непутевый и беспомощный. Белый клоун – это родители, школа, власть, государство. Рыжий – это мы сами. Поэтому зрители всегда на стороне Рыжего клоуна, хотя правым, по сути, остается Белый.
Контролирующие органы – это тоже Белый клоун, регламентирующий деятельность Рыжих клоунов – предпринимателей. Мы можем по-разному к ним относиться, но ссориться с ними нельзя. Об этом мы и будем говорить в данной статье.
1. Согласование контракта при проведении закупок: основные причины
- 1) признание процедуры закупки несостоявшейся, когда все поданные заявки были отклонены, либо заявок не было подано совсем;
- 2) объявление о проведении открытого конкурса;
- 3)организация конкурса с ограниченным участием;
- 4) проведение конкурс из двух этапов;
- 5) повторная организация конкурса;
- 6) запрос котировок;
- 7)запрос предложений;
- 8) несостоявшиеся закупки закрытым способом определения поставщика.
Возникли сложности с заполнением документов?
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
https://www.youtube.com/watch?v=FE-UHeTpdUI\u0026pp=ygVB0KHQvtCz0LvQsNGB0L7QstCw0L3QuNC1INGBINC60L7QvdGC0YDQvtC70YzQvdGL0Lwg0L7RgNCz0LDQvdC-0Lw%3D
Обратиться к специалистам
2. Согласование контракта с контролирующим органом
В зависимости от уровня и масштаба закупки и заказчика согласование на федеральном уровне будет проводить УФАС РФ, на региональном, областном или муниципальном уровнях вопрос будут решать соответствующие структуры местной исполнительной власти.
Правовая основа для согласования контракта – это приказ Министерства экономического развития России, определяющий форму обращения в контролирующий орган, за номером 189 от 31.03.2015 г. Приложение №1 к этому приказу содержит алгоритм согласования закрытых закупок, Приложение №2 регламентирует подобную процедуру для открытых закупок.
2.1.Форма документации по согласованию контракта
- Обращение в контролирующий орган по форме является письмом, подписанным руководителем организации заказчика, где кратко и доступно излагается суть вашей просьбы: согласовать подписание контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закупки.
- К обращению должны прилагаться следующие документы:
- 1) копии протоколов по несостоявшейся закупке;
- 2) дата и кодовый номер уведомления о закупке, распечатанный из ЕИС;
- 3)копии проектных закупочных документов с приложением изменений (при наличии таковых), при повторной процедуре следует присовокупить копии документов предыдущей закупки;
- 4) заявки (копии) участников торгов (если таковые имелись);
- 5)сведения об единственном поставщике с приложением его письменного согласия на участие в закупке.
3. Сроки обращения в контролирующий орган по согласованию контракта
Выслать соответствующий пакет документов можно в день публикации протокола несостоявшейся сделки в ЕИС. В случае неполноты пакета поданных документов обращение возвращается обратно заказчику в течение 5 дней с указанием причины возврата.
- Если документация полная и верная, в период до 10 рабочих дней будет получен либо отказ в заключении контракта, либо отказ в согласовании.
- В случае согласия контролирующего органа организатор торгов обязан заключить контракт с единственным поставщиком в течение двадцати дней со времени получения уведомления о согласии.
- При отказе в согласовании нужно ознакомиться с выявленными нарушениями законодательства и, выполнив, предписанные контролирующим органом действия, написать новое обращение.
Если заказчик решит заключить контракт без согласования с контролирующим органом, он попадает под административную ответственность, согласно части1 статьи 7.29 Кодекса административных правонарушений РФ, в виде штрафа до 30 тысяч рублей.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации
В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.
Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это рассмотрение самых актуальных тем. Вы сможете освежить знания, узнать все нововведения или разобраться, как правильно участвовать в электронных торгах.
Выбор способа определения поставщика по 44-ФЗ
Все способы определения поставщика подразделяются на:
- конкурентные (конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений;
- неконкурентные (закупка у единственного поставщика).
Чаще всего неконкурентный способ закупки — это право заказчика. Исключение составляют ситуации:
- по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
- в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, электронном аукционе или запросе котировок признанными несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».
Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся.
При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.
Согласование заключения контракта и содержание обращения
Согласование проводится в следующих органах:
- В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
- В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
- В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
Какие документы нужны для согласования?
- Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
- Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
- Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.
Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.
Процедура обращения:
- Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
- Прием обращения(возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
- Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
- Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.
Возврат обращения осуществляется:
- в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
- в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.
Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.
Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика.
Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении.
Иные основания не предусмотрены!
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».
Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры.
Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры.
Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.
Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.
По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:
- Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
- Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
- Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.
- Материалы по теме:
- Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать
- Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ
Основание для закупки у единственного поставщика
На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.
Чаще же всего на практике используются следующие пункты:
- объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
- закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
- сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
- закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
- закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
- закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
- закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
- принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
- оказание услуг для направления работника в служебную командировку.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Закупки у монополистов и центрального депозитария
Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).
Особенности:
- Писать отчет-обоснование: не нужно.
- Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
- Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
- Нет необходимости уведомлять контрольный орган.
Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».
Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии.
Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ).
Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать.
Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.
Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии
Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
- ж/д перевозки;
- услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
- общедоступные электро- и почтовая связь;
- передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
- захоронение радиоактивных отходов;
- ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.
Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93.
В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст.
94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).
Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ
Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Особенности:
- Размещать извещение в ЕИС: нужно.
- Писать отчет-обоснование: не нужно.
- Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
- Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
- Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.
- Уведомить контрольный орган: не нужно.
Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.
Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»
Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Особенности:
- Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
- Писать отчет-обоснование: не нужно.
- Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
- Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
- Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
- Уведомить контрольный орган: не нужно.
Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.
Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти
Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Особенности:
- Размещать извещение в ЕИС: нужно.
- Писать отчет-обоснование: нужно.
- Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
- Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
- Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
- Уведомить контрольный орган: нужно.
Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.
Например, заказчик имеет право заключить контракт:
- на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
- госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
- проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
- выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).
Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС
С 1 июля 2020 года существенно изменились правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания закупки несостоявшейся (был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»). Расскажем, как было принято раньше и что теперь нужно учитывать в работе.
В каких случаях и как согласовывались с контрольным органом контракты, заключаемые с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся процедур до 1 июля 2020 года?
- Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
- Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:
- — на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;
- — только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;
- — ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;
- — комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;
- — только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.
В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
Согласовывать с контрольным органом в сфере закупок возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки несостоявшейся теперь приходится по новым правилам.
- Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:
- — закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
- — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- — электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- — электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;
- — запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.
Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.
Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.
И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.
Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Что необходимо предпринять, чтобы получить согласие на заключение контракта с единственным поставщиком?
Чтобы получить такое согласие, потребуется направить соответствующее обращение в контрольный орган.
Сделать это необходимо не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 утверждена форма такого обращения, а также перечень информации и документов, прилагаемых к нему.
Допускается направление такого обращения как на бумажном носителе, так и в электронной форме, сведения в которых должны быть идентичными.
Вы сможете направить такое обращение исключительно с использованием ЕИС в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса предложений в электронной форме.
Какие органы уполномочены на принятие решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании?
ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;
контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)
Возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки по Закону №44-ФЗ несостоявшейся
- Пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания открытой конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшейся.
- Основания признания такой процедуры несостоявшейся закреплены частью 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ.
- Случаи, когда закупка признается несостоявшейся можно условно разделить на два «вида», когда:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) определен — комиссией по осуществлению закупок признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, одна заявка (единственная заявка) (пункты 1, 2 части 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ);
- определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не привело к заключению контракта по причине отсутствия заявок на участие в закупке, их отклонения комиссией по осуществлению закупок или уклонения всех участников от заключения контракта (пункты 3 — 6 части 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ).
При этом, когда закупка не привела к заключению контракта в случаях, определенных в пунктах 3 — 6 части 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ либо осуществить новую закупку (часть 8 статьи 52 Закона №44-ФЗ).
В случае, если заказчик захочет провести новую закупку, поскольку закупка была признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок (отклонением всех поданных заявок) заказчику необходимо в своем личном кабинете через контекстное меню извещения о несостоявшейся закупке войти в раздел «Результаты определения поставщика». В указанном разделе необходимо выбрать один из следующих признаков:
- для высвобождения финансового обеспечения и осуществления новой закупки — «Осуществление новой закупки»;
- для дальнейшего заключения контракта с единственным поставщиком — «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ».
Таким образом, чтобы разместить новое извещение по несостоявшейся закупке, необходимо в извещении о несостоявшейся закупке в разделе «Результаты определения поставщика» проставить признак «Осуществление новой закупки».
Если же заказчик хочет заключить контракт на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, то он должен проставить признак «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ» и действовать в соответствии с требованиями части 5 указанной статьи.
- Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по указанному основанию заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в порядке, установленном Законом №44-ФЗ для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (далее — НМЦК), а также цену контракта, предложенную участником закупки, либо в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона №44-ФЗ, по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона №44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта.
- При этом заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) необходимо согласовать с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона (за исключением запроса котировок для него такая необходимость отсутствует), если НМЦК превышает предельный размер (предельные размеры) НМЦК, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 961 (далее — Постановление № 961):
- 500 млн. рублей — при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд (пункты 1, 2 части 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ), при наличии одной заявки;
- 250 млн. рублей — если поставщик (подрядчик, исполнитель) определен (пункты 1, 2 части 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ), при наличии одной заявки;
1 тыс. рублей — если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не привело к заключению контракта (пункты 3-6 части 1 статьи 52 Закона №44-ФЗ), при отсутствии заявок либо их отклонении.
Для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ (в случае если НМЦК превышает предельный размер, установленный Постановлением № 961) заказчик с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) направляет обращение о согласовании заключения такого контракта в соответствующий контрольный орган: для федеральных заказчиков ФАС России и его территориальные управления, для региональных заказчиков это орган уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, для муниципальных заказчиков орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
Форма обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и порядок проведения контрольным органом в сфере закупок такого согласования (далее — Правила согласования) установлены Постановлением № 961.
Обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком с 01.01.
2022 года должны направляться в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС) в соответствии с пунктом 3 Постановления № 961.
В связи с этим, в ЕИС для заказчиков обеспечено формирование в личном кабинете 44-ФЗ такого обращения и направление его в контрольный орган.
Для подачи обращения через личный кабинет в ЕИС пользователь заказчика должен обладать соответствующими правами, назначаемыми Администратором организации в разделе «Администрирование» во вкладке «Пользователи организации», где должны быть отмечены пункты, указанные на скриншоте.
Для подачи обращения в контрольный орган уполномоченному заказчиком лицу на вкладке закупки «Результаты определения поставщика» необходимо будет нажать соответствующую кнопку, после чего отобразится форма обращения с автоматически заполненной информацией на основе извещения и протокола определения поставщика. Для завершения формирования обращения пользователю необходимо выбрать контрольный орган в сфере закупок, в который будет направлено обращение. Просмотр обращений возможен в новом разделе «Обращения в контрольный орган в сфере закупок».
- Заключение контракта с единственным поставщиком возможно только после размещения в реестре результатов контроля контрольным органом в сфере закупок решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.
- Подробно с информацией о работе функционала можно ознакомиться в руководстве пользователя, размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» — «Руководства пользователя и видеоролики» — «Контроль и аудит» — «Реестр обращений заказчиков по согласованию заключения контракта с единственным поставщиком».
- Согласно Правил согласования заказчик направляет обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствующий контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.
- В случае признания несостоявшимся совместного конкурса или аукциона согласование заключения контракта осуществляется каждым заказчиком самостоятельно, если НМЦК превышает предельный размер (пункт 5 части 1 статьи 25 Закона №44-ФЗ, пункт 3 письма Минфина России от 25 августа 2020 года № 24-06-05/74463).
- Контрольный орган в сфере закупок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения рассматривает его и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ, по результатам рассмотрения принимает и направляет заказчику решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или решение об отказе в согласовании заключения такого контракта.
Положениями Правил согласования не устанавливается запрет на направление обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заявка которого была отклонена комиссией по осуществлению закупок ввиду непредоставления последним документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в составе заявки на участие (их несоответствия требованиям), но который фактически соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки (при условии, если обстоятельства, ставшие причиной отклонения устранены к моменту направления обращения). Так, согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 11 мая 2022 года № 240607/42951 (приложение 4), в случае если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки, заказчик вправе осуществить закупку у любого единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по согласованию с контрольным органом в сфере закупок.
В зависимости от решения, принятого контрольным органом в сфере закупок, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или проводит новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ.
При этом заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании решения контрольного органа в сфере закупок до 1 июля 2023 года осуществляется без использования ЕИС, электронной площадки (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ).
В отношении несостоявшегося электронного запроса котировок закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ осуществляется без согласования с контрольным органом в сфере закупок (пункт 5.2 письма Минфина России от 14 февраля 2022 года № 24-01-09/10138).