Соглашение с королевством нидерландов
За это 11 мая проголосовала Госдума, хотя то, что решение о денонсации будет принято, было понятно еще в прошлом году. Теперь прописанным в Нидерландах российским компаниям придется искать иную схему оптимизации налогов
depositphotos.com
У России и Нидерландов были шансы договориться. Это означало бы повышение налога на дивиденды и проценты по займам для российских компаний, прописанных в Нидерландах.
Но договориться не удалось, и поэтому Москва денонсирует соглашение с Амстердамом об избежании двойного налогообложения. Это государство, в отличие от Кипра, с которым мы договорились, не так уж популярно у российского бизнеса.
Но для ряда компаний произошло знаковое событие, объясняет член правления РСПП Игорь Юргенс.
Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей
Самые известные российские компании, зарегистрированные в Нидерландах, — это X5 Retail («Пятерочка» и «Перекресток»), Veon, владеющий «Билайном», «Связной» и «Яндекс». Кстати, прописка последнего стоила ему реорганизации после внесенного в Госдуму резонансного закона о значимых интернет-компаниях (в итоге документ был отозван).
То, что Россия, скорее всего, денонсирует соглашение с Нидерландами, стало понятно еще в прошлом году. Это не значит, что компаниям придется менять юрисдикцию. И, например, в X5 в конце апреля говорили, что пока не планируют это делать.
О том, как компании будут жить в новой реальности, рассказывает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK
Но показательно и заявление замминистра финансов Алексея Сазанова. В апреле, комментируя возможные проблемы российских компаний, он сказал (цитата): «Мы своих не бросим».
Конечно, у бизнеса всегда есть возможность переехать. И еще есть время, соглашение, видимо, будет действовать до конца следующего года. Но переезжать — дорого. Для этого предстоит заплатить налоги. А они могут составить десятки процентов от стоимости активов, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group
Нидерланды — не последний пункт в планах российских финансовых властей. Теперь, как сообщили в российском Минфине, на очереди Гонконг, Сингапур и Швейцария. И особенно интересно, как Россия выстроит отношения с последней страной.
Как прошлым летом отмечали «Ведомости», в случае разрыва соглашения могут пострадать наши экспортеры нефти и удобрений. Все-таки Швейцария — мировой банковский центр, иметь счета в швейцарских банках всегда считалось престижным для российского бизнеса.
Да и для любого другого тоже.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Минфин сообщил о неудачной попытке Голландии вернуться к переговорам по налогам
Входить из России в зарубежные проекты через Амстердам стало невыгодно / Depositphotos / PhotoXPress
В конце прошлого года Нидерланды направили в правительство проект нового соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Россией, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина.
По его словам, коллеги из Голландии предложили заключить СИДН, по сути, на тех же условиях, которые ранее были отвергнуты российской стороной (на данный момент между странами не действует никакого соглашения, оно было расторгнуто в 2021 г. – «Ведомости»), уточнил собеседник.
«Соответственно, сейчас нет основы для начала переговоров, мы не наблюдаем перспектив для быстрого прогресса в этом вопросе», – резюмировал представитель Минфина.
1 февраля правительство Нидерландов опубликовало письмо минфина королевства в парламент. В документе депутатам предлагалось ознакомиться с планами подписания новых налоговых соглашений и ходом переговоров по этому вопросу.
Представитель минфина напоминал парламенту о том, что в июне прошлого года СИДН с Россией было расторгнуто. Российские предложения по перезаключению соглашения на новых условиях пошли гораздо дальше, чем просто борьба с уклонением от уплаты налогов, говорится в письме.
Нидерланды, по его словам, внесли ряд фундаментальных инициатив, направленных на предотвращение злоупотреблений договором, но в то же время защищающих интересы реальных голландских компаний. Но предложения королевства были отвергнуты, сообщалось в документе.
В настоящее время Нидерланды договорились с Россией о проведении нового раунда переговоров и представили первое предложение по будущему соглашению, сообщал голландский минфин.
«Ведомости» направили запрос в минфин Нидерландов.
Переговоры с Амстердамом, которые велись с 2020 г., провалились, поскольку в стране настаивали на сохранении отдельных каналов для вывода средств из России, сообщал ранее российский Минфин.
Голландцы сразу же отвергли инициативу России перезаключить СИДН на тех же условиях, которые Минфин предлагал закрепить в новых соглашениях другим государствам, популярным для оптимизации налогов у российского бизнеса. Типовые договоры уже подписаны с Кипром, Мальтой и Люксембургом.
Минфин даже готов был пойти навстречу нидерландской стороне и улучшил условия СИДН по сравнению с базовым вариантом. Для частных компаний, которыми владели резиденты королевства, планировалось предусмотреть льготу, аналогичную послаблению для публичных организаций, писали СМИ.
Но голландцы на эти уступки не согласились: власти королевства настаивали на сохранении льготы для компаний, занимающихся недвижимостью, сообщали «Известия».
Налоговое соглашение с Нидерландами перестало действовать с 2022 г. Накопленная прибыль распределялась в 2021 г. еще с действующим соглашением и налоговыми льготами. За время действия соглашения в Нидерланды были выведены значительные ресурсы в виде выплат процентов и дивидендов, отмечал Минфин. В 2017 г. объем таких выплат превысил 457 млрд, в 2018 г.
– 412 млрд, а в 2019 г. составил более 339 млрд руб. После денонсации налог на дивиденды из России вырос до 13%, в то время как соглашение позволяло выводить прибыль по эффективной ставке в 2–3%. Налог на проценты по займам вырос до 20%, на роялти – с 0 до 20%. Крупный бизнес просил правительство смягчить удар от денонсации соглашения.
В частности, список предложений готовил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). «Мы своих не бросим», – уверял статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов. Минфин предлагал правительству сохранить на уровне национального законодательства преференции для публичных компаний с большой долей розничных инвесторов.
«Окончательное решение за правительством и администрацией президента», – подчеркивал Сазанов.
https://www.youtube.com/watch?v=lzq5QyfUXIU\u0026pp=ygVH0KHQvtCz0LvQsNGI0LXQvdC40LUg0YEg0LrQvtGA0L7Qu9C10LLRgdGC0LLQvtC8INC90LjQtNC10YDQu9Cw0L3QtNC-0LI%3D
Впоследствии чиновники отказались смягчить удар от денонсации, сообщал Forbes со ссылкой на письмо министра финансов Антона Силуанова президенту Владимиру Путину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову.
«Ненормальной» ситуацию отсутствия налогового соглашения с Нидерландами называл вице-премьер Алексей Оверчук. «Страдает добропорядочный бизнес», – подчеркивал он в интервью «Известиям». При этом Оверчук признал, что переговоры по таким соглашениям обычно затягиваются на годы.
Отмена соглашения совпала с геополитической напряженностью, отметил партнер PwC Михаил Филинов. Впрочем, пока прошло мало времени, чтобы сказать, что на те или иные решения повлияло именно отсутствие соглашения, добавил он.
Отменять налоговые льготы Россия начала с 2020 г. для пополнения бюджета. Новые соглашения с Кипром и Мальтой вступили в силу с 2021 г., с Люксембургом – с 2022 г. В конце февраля Минфин рассчитывает достичь договоренностей об изменении соглашения со Швейцарией. Также правительство планировало пересмотреть соглашения с Гонконгом и Сингапуром.
Денонсация соглашения привела к возникновению, по сути, двойного налогообложения – бизнес начал платить одни и те же виды налогов как в России, так и в Нидерландах. В первую очередь пострадали публичные голландские холдинги – вырос налог на дивиденды из России.
Специальные компании в Нидерландах, через которые структурировали выпуски еврооблигаций, потеряли льготы по налогу у источника в России на проценты, отмечает партнер EY Марина Белякова.
Кроме того, стало невыгодно входить из России в зарубежные проекты через Амстердам, так как дивиденды в Россию теперь облагаются налогом в королевстве, добавила Белякова.
Денонсация затронула не только бизнес, но и физлиц – владельцев акций зарегистрированных в Нидерландах компаний. Когда действовало соглашение, розничные инвесторы должны были заплатить налог 15% только в Нидерландах.
С 2022 г. им придется сначала заплатить 15% налога в Нидерландах и повторно 13% (или 15% при доходе от 5 млн руб. в год) в России – возникнет то самое «двойное налогообложение», которое устранял договор между странами.
Для поощрения сотрудников некоторые компании создают опционные программы – резервируют часть своих акций для последующей передачи сотрудникам ниже рыночной цены или бесплатно при определенных достижениях.
Среди компаний с головными организациями в Нидерландах одна из самых массовых в России программ поощрения сотрудников опционами у «Яндекса», она действует с 2012 г. Ценными бумагами владеют почти 8000 сотрудников – более 50%.
На опционную программу предусмотрено до 20% капитала «Яндекса», сообщал ранее «Ведомостям» представитель компании.
Также среди российских компаний, которые структурированы через Нидерланды, в свое время опционные программы реализовывали X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и др.
), «Вымпелком» (бренд «Билайн», принадлежит Veon в Нидерландах), «Связной» (Svyaznoy N.V.). «Ведомости» направили запросы в эти компании, представитель «Яндекса» отказался от комментариев.
X5 следит за развитием ситуации в части возможных изменений налогового законодательства, сообщил представитель ретейлера.
Минфин планировал засчитывать налоги физлиц-инвесторов, уплаченные за рубежом, при налогообложении в России. Такое положение было в проекте Основных направлений налоговой политики на 2022–2024 гг. – программном документе Минфина. Но впоследствии этот пункт исключили из документа.
У многих российских групп уже есть план на случай затягивания переговоров о новом соглашении, рассказал Филинов из PwC. В качестве вариантов, по его словам, бизнес рассматривает сквозной подход к выплате дивидендов, переезд на Кипр и в другие страны, а также опцию редомициляции в специальные административные районы (САР) в Калининграде и Владивостоке и, наконец, вовсе ликвидацию.
Например, «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в 2021 г. ликвидировал свою материнскую компанию The Breakers Investments B.V. в Нидерландах. «Процесс этот начали давно, и он чудесным образом совпал [с денонсацией]. Оказалось, мы провидчески поступили», – объяснял гендиректор ТМХ Кирилл Липа. Теперь акционерная компания Transmashholding Ltd зарегистрирована на Кипре.
Ряд крупных российских компаний начали процесс «переезда», сообщал вице-премьер Оверчук, в том числе в САР в Калининграде и Владивостоке.
В частности, «Газпром» заявлял о планах перевести Gazprom EP International (оператор зарубежных апстрим-проектов) из Нидерландов в САР. Однако прямая редомициляция – смена корпоративной прописки – из Нидерландов в Россию невозможна. Допускается «транзитная» редомициляция через промежуточную юрисдикцию.
Сейчас Gazprom EP International находится в состоянии присоединения к кипрской компании группы Gazfin Cyprus Ltd, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на реестр Dun & Bradstreet. Sovco Capital Partners (владеет 86,5% акций Совкомбанка) в 2021 г.
переехала в САР в Калининграде из Нидерландов с временной «остановкой» в Люксембурге.
Пока случаи переезда в Россию компаний из Нидерландов единичны, сообщал глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров в интервью РБК в конце 2021 г.: «Я бы не спешил делать вывод, что это масштабное потоковое движение». Он охарактеризовал ситуацию как «замирание»: «Бизнес оценивает и ищет новую точку равновесия».
Бизнес, безусловно, анализирует вариант переезда из Голландии, отмечает Белякова: «Но не всегда выбор делается в пользу изменения структуры, тем более возврата в Россию – ведь при переезде из Голландии может возникнуть высокий налог, да и сама процедура непростая». Во всех случаях менять Нидерланды на другую страну затруднительно из-за регуляторных и контрактных ограничений, добавила она.
Неопределенность добавляет то, что Россия с 2023 г. отстранит от бюджетного финансирования компании, более чем на 25% прямо или косвенно принадлежащие офшорам и «транзитным» юрисдикциям, через которые капитал утекает из России. Минфин предложил включить в список «лишенцев» Кипр и Швейцарию.
Кроме того, Нидерланды рассматривают возможность ввести «налог на выход». В основном его хотят направить на переход из Нидерландов в Великобританию, но, возможно, он будет применяться и в других случаях, отмечает Филинов.
Многие группы сохранили голландские холдинги и подготовились к ситуации, когда существенных трансграничных платежей, облагаемых налогом у источника, не ожидается, полагает партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов.
Оставшиеся бизнесы готовы выждать пару лет, чтобы понять перспективы заключения нового соглашения, отметил он.
Вероятно, аналогичные с голландским вопросы встанут и в российско-швейцарских переговорах и, возможно, швейцарский кейс станет моделью для решения и в голландском сценарии, резюмировал Вахитов.
Денонсенс: бизнес просит не рвать налоговое соглашение с Нидерландами
Бизнес попросил власти не разрывать с Нидерландами соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). Обращение к премьеру Михаилу Мишустину направил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он отметил, что Нидерланды не могут считаться транзитной юрисдикцией, а выступают источником прямых инвестиций из реального частного сектора.
Аналогичную позицию занимают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) — организация также направляла правительству предложения по поиску компромиссного варианта СИДН. Минфин РФ пока придерживается ультимативной риторики: если Голландия не принимает российские условия, соглашение будет денонсировано.
Эксперты полагают, что опасения бизнеса в целом оправданны, хотя в ряде случаев и несколько преувеличены.
Европейская солидарность
В РСПП предупреждают, что если СИДН с Нидерландами будет разорван, это может привести к ряду негативных последствий.
В частности, к сокращению инвестиционной активности, снижению котировок компаний, выбравших Голландию юрисдикцией для выхода на IPO, к сокращению дивидендного потока из этой страны в Россию, проблемам с определением резидентства и двойному налогообложению физлиц, получающих доходы из королевства.
https://www.youtube.com/watch?v=lzq5QyfUXIU\u0026pp=YAHIAQE%3D
Более того, денонсация соглашения — необязательный и избыточный шаг с учетом новых изменений в российском законодательстве, следует из обращения Александра Шохина (письмо есть у «Известий»).
В частности, с начала 2021 года между РФ и Нидерландами начали применяться положения Многосторонней конвенции (MLI), которые предполагают тестирование получателя дохода на добросовестность.
В ситуациях, когда бизнес структурируется через зарубежную юрисдикцию (в данном конкретном случае — через Голландию) ради оптимизации налогов, ему отказывают в льготах.
Аналогичной в целом позиции придерживаются в АЕБ. Ее гендиректор Тадзио Шиллинг сообщил «Известиям», что ассоциация выступает за сохранение соглашения, поскольку его разрыв приведет к снижению экономической активности в России иностранных инвесторов.
По его словам, АЕБ уже обращалась с предложениями по доработке СИДН и, по крайней мере, по увеличению переговорного периода, чтобы не допустить разрыва договора.
Справка «Известий»
Минфин РФ предложил Амстердаму пересмотреть СИДН в августе прошлого года — на условиях, аналогичных уже заключенным соглашениям с Кипром, Мальтой и Люксембургом.
Согласно этим «базовым» договорам, если иностранный резидент по крайней мере один год владеет не менее 15% в российском предприятии и при этом является публичной компанией, акции которой котируются на бирже, то он платит 5%, а не 15%.
Кроме этого, ряд преференций вплоть до полного освобождения от налога в стране источника доходов предусмотрен для госструктур, банков и эмитентов облигаций. Во всех остальных случаях ставка на вывод капитала в той или иной форме составляет не менее 15%.
В правительстве на просьбу «Известий» прокомментировать обращение бизнеса предложили обратиться в Минфин.
В ведомстве на аналогичный вопрос ответили следующее: «Коллегам из Нидерландов в части изменения налогового соглашения были предложены те же условия, что и Мальте, Люксембургу, Кипру, но прийти к компромиссу с этой страной пока не удалось. Последние инициативы голландской стороны сохраняли каналы вывода доходов из России по низким ставкам».
Условия, которые РФ предлагает «транзитным» юрисдикциям, в том числе и Нидерландам, согласованы на всех уровнях власти. Потому в случае недостижения согласия с государством-партнером соглашение подлежит денонсации, настаивают в Минфине.
В финансовом ведомстве Нидерландов на запрос «Известий» сообщили, что та версия соглашения, которую Москва направила Амстердаму, не в достаточной степени учитывает интересы реального голландского бизнеса.
В частности, по его условиям, публичные компании, котирующиеся на бирже Нидерландов, обязаны иметь в России «дочку» для применения льготы.
Кроме этого, частные компании, например, семейные, вовсе отсечены от преференций, хотя не служат целям вывода капитала из РФ.
Так или иначе, Голландия нацелена на продолжение диалога, недавно министр финансов страны направил соответствующее письмо российской стороне, добавили в ведомстве.
Ждем разрыва
Маловероятно, что российские фискальные органы пойдут навстречу голландским коллегам и предусмотрят в новой редакции договора преференции для реального частного голландского бизнеса, полагает Юрист Forward Legal Федор Закабуня. Вероятнее всего, любые льготы будут рассматриваться как возможное поле для злоупотреблений, пояснил он.
Влияние на российско-нидерландский бизнес может быть значительным, СИДН всё же будет разорвано, уверена партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова.
Например, голландские компании, в свое время инвестировавшие в Россию на условиях возможной репатриации доходов в виде дивидендов или процентов, исходя из действующих на тот момент ставок налогообложения в 5% или 0%, столкнутся с новыми дополнительными издержками, пояснила она.
И если российский бизнес с холдингами в Амстердаме сможет адаптироваться к политике Минфина, то нидерландский вряд ли станет это делать и в ряде случае просто пересмотрит свои проекты, резюмировала эксперт.
Хотя разрыв соглашения действительно способен негативно сказаться на вложениях из Голландии в РФ, это может усилить институт инвестирования в российскую экономику уже внутри страны, а не из-за рубежа, добавил член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Этого, по всей видимости, и добивается правительство.
«Базовый» вариант соглашения, по всей видимости, придется корректировать или уточнять интерпретации отдельных его положений, уверен партнер практики международного налогового планирования PwC в России Михаил Филинов.
Например, в кипрской версии предусмотрены льготы в случаях, если на фондовом рынке обращаются акции компании. На депозитарные расписки они не распространяются, хотя экономический смысл у инструментов один и тот же.
Разрыв соглашения с Нидерландами — это, по сути, игра с нулевой суммой, считает эксперт. В ней участвуют три стороны — налогоплательщики, российский и голландский бюджеты.
Первый тип интересантов однозначно пострадает, но в пользу как отечественной, так и зарубежной казны.
Иными словами, произойдет просто перераспределение потоков, но инвестиционная привлекательность РФ ухудшится, полагает Михаил Филинов.
Проблемные вопросы, на которые обратили внимание представители бизнеса, действительно актуальны, хотя, возможно, некоторые из них и несколько преувеличены, добавил партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев.
Установление преференций для четко определенных категорий компаний выглядит более оправданным, хотя встречаются случаи, когда в СИДН прописаны индивидуальные льготы. Например, такие преференции включены в соглашения Дании, Норвегии и Швеции в отношении «Скандинавских авиалиний» (SAS).
Но в таком случае возникнут вполне резонные вопросы, почему одни компании могут применять льготы, а другие дискриминируются.
Власти РФ одобрили разрыв налогового соглашения с Нидерландами | Аврора Медиа
Накануне премьер-министр России Михаил Мишутин подписал постановление о прекращении налогового соглашения с Королевством Нидерландов. Соответствующий проект закона уже внесен в Государственную Думу Российской Федерации.
В документе от 9 апреля 2021 года говорится об одобрении предложения о денонсации договора между двумя странами. Теперь предпринимателям, работающим через Королевства Нидерландов, может грозить двойное налогообложение.
Внесенный и уже подписанный документ в Госдуме был опубликован Минфином еще в декабре 2020 года, но тогда переговоры с голландским министром финансов Вопке Хукстра еще продолжались. Как сообщают два федеральных чиновника «прелиминарии уже прекращены». Сейчас все ожидают дальнейших действий от представителей голландского и российского правительств.
Денонсировать соглашение, функционирующее с конца 1996 года, решили только из-за того, что Амстердам не согласился увеличивать налог на дивиденды до 15% для россиян.
Раннее в российском Минфине уточняли, что РФ предлагала Нидерландам такие же условия как Мальте, Кипру и Люксембургу. Однако королевство Нидерландов не раз настаивала на дополнительных льготах для крупного бизнеса на их территории.
В итоге, Мальта, Кипр и Люксембург согласились с условиями России, а Нидерланды, не получив желаемого, решили отказаться.
Пока еще существующий договор с Нидерландами предусматривает достаточно привлекательные налоговые условия для бизнесменов. Эту возможность использовали ряд российских организаций («Яндекс» и X5 Retail Group).
Условия помогли предпринимателям вывести прибыль из России, уплачивая налог в 2-3%, в то время, как в РФ, к примеру, для юридических лиц эта ставка намного выше — 15% по дивидендам и 20% по процентам.
Если судить по источникам в сети Интернет, то в 2017 году размер таких выплат составил более 457 млрд, а в 2019 около 400 млрд рублей.
Если все же соглашение будет разорвано, то уже уплаченный налог в РФ, вероятнее всего, в королевстве Нидерландов можно зачесть только частично.
Консультанты также предупреждают, что по некоторым сделкам тяжесть налогов вырастет очень сильно, что в итоге перекроет всю прибыль самой сделки.
Не стоит забывать, что российским налоговым резидентам придется заплатить налог дважды, чтобы получить зарплату в Нидерландах.
- ™️
- Информационные ресурсы AURORA
- ©️Telegram | AURORA_MEDIA©️YouTube | AURORA_MEDIA©️Phone | +7 (4212) 900-900©️WhatsApp Telegram WeChat | +79098007111©️MediaGroup | @group_aurora @aurora_group©️E-mail | [email protected]
- ©️Web | AURORA.RED
Госдума денонсировала налоговое соглашение с Нидерландами
© РИА Новости
В конце марта 2020 года президент России Владимир Путин поручил обложить налогом в размере 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом. Это потребовало корректировки соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами, существующие договоренности с которыми позволяют выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке в 2-3%, либо прекращения действия таких договоров в случае, если договоренности о внесении соответствующих изменений не будут достигнуты.
https://www.youtube.com/watch?v=lzq5QyfUXIU\u0026t=353s
Королевство Нидерландов не согласилось с предложением Российской Федерации, настаивая на расширении перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам.
В связи с тем, что через голландскую юрисдикцию осуществляются существенные выплаты доходов российского происхождения, во исполнение поручения президента Минфином РФ проведены переговоры с министерством финансов Королевства Нидерландов по внесению изменений в соглашение. Российская сторона предложила нидерландской стороне условия, аналогичные тем, которые были согласованы с Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург и Мальтой.
«Королевство Нидерландов не согласилось с предложением Российской Федерации, настаивая на расширении перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам.
Данное предложение министерства финансов Королевства Нидерландов не могло быть согласовано российской стороной, поскольку принятие данного подхода означало бы сохранение каналов вывода значительных финансовых ресурсов российского происхождения с территории РФ с применением пониженных налоговых ставок в отношении таких выплат.
Одновременно предложения министерства финансов Королевства Нидерландов по сути размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также не позволяют выполнить поручение президента», — указывают в кабмине.
Принимая во внимание, что в переговорах с Королевством Нидерландов компромисса достигнуть не удалось, соглашение подлежит денонсации, указано в сопроводительных материалах к документу.
«Офшорная реформа» дошла до Нидерландов
финансы
12.05.202117:34
Коммерсант/Легион медиа
Накануне депутаты Госдумы проголосовали за денонсацию налогового соглашения с Нидерландами. Российские власти хотят, чтобы дивиденды на счетах за рубежом облагались по ставке в 15% вместо нынешних 2-3%. Решение, принятое депутатами единогласно, вызывает у экспертов опасения. Подробнее о том, что оно значит для бизнеса и россиян, — в материале журнала «Компания».
Решение Госдумы касается соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН). Власти России и Нидерландов заключили его в 1996 году. Соглашение действует в отношении налогов по всем видам доходов: премиям, гонорарам, доходам от авторских прав. В частности, оно касается процентов и дивидендов.
В России при получении дивидендов платится налог по ставке в 13-15%. Однако, если их получает резидент страны, с которой у России есть СИДН, он может платить налоги по более низкой ставке. Такие соглашения у России заключены с 80 странами. Среди них — Норвегия, Италия, Дания и США.
Весной прошлого года президент РФ Владимир Путин решил несколько изменить правила, проведя «офшорную реформу». Дивиденды и проценты, которые переводятся за рубеж, было поручено обложить налогом в 15%. Президент потребовал пересмотреть соглашения с «транзитными» странами, а с несогласными их разорвать. После этого Россия пересмотрела договоренности с Люксембургом, Мальтой и Кипром.
От коррекции к денонсации
С Нидерландами российские власти хотели пойти по тому же пути. В Минфине РФ отмечали, что соглашение со страной предусматривает довольно привлекательные условия. Оно позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по ставке в 2-3%. При этом в России эта ставка в разы выше.
В Нидерландах с резким повышением ставки не согласились. Голландская сторона настаивала на сохранении каналов вывода доходов из России в пользу структур без реального экономического присутствия в Нидерландах. Не достигнув договоренностей, российское правительство одобрило предложение о денонсации. В апреле 2021-го законопроект внесли в Госдуму.
«Принимая во внимание, что в переговорах с Королевством Нидерландов компромисса достигнуть не удалось, Соглашение подлежит денонсации», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Если Россия успеет с процедурами по разрыву соглашения до 30 июня, то изменения вступят силу в начале 2022 года. Помимо ставки по дивидендам, российских игроков ждут изменения в части процентов и роялти — ставка налога по ним вырастет с 0% до 20%.
«Основной заслон к тому, чтобы компании, которые ведут агрессивную налоговую политику, не выводили огромные объемы дивидендов, роялти или процентов в низконалоговые юрисдикции», — объяснил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Он добавил, что запрета на вывод дивидендов за рубеж нет, однако налоговый режим должен быть справедливым.
Под ударом Минфина
За время действия соглашения между Россией и Нидерландами этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По данным Минфина, в 2017 году в Нидерланды в виде выплаты процентов и дивидендов поступило свыше 457 миллиардов рублей. Через год эта сумма превысила 412 миллиардов, а в 2019-м — 339 миллиардов.
https://www.youtube.com/watch?v=lzq5QyfUXIU\u0026t=455s
Аналогичную оценку представила накануне Елена Панина, член думского комитета по международным делам. Она заявила, что с 2017 по 2019 год объемы выплат из РФ в Нидерланды превысили 1,2 триллиона рублей. По пониженным ставкам было выплачено налогов на 33,1 миллиарда. «При ставке 15% в бюджет РФ могло бы поступить 180 миллиардов рублей», — сказала она.
Панина также добавила, что на переговорах голландский Минфин не только не пошел на условия России, но и предложил свои изменения. Так, было предложено расширить перечень доходов, которые облагаются по пониженным ставкам.
прочитать весь текст
В Нидерландах зарегистрированы головные компании сразу нескольких компаний из российского топ-200. Одна из них — X5 Retail Group, управляющая такими розничными сетями, как «Перекресток» и «Пятерочка». Вместе с ритейлером в Амстердаме зарегистрирован телеком-гигант VEON. В его состав входят сотовые операторы «Вымпелком», «Билайн» и «Киевстар».
Головная компания «Яндекс» — Yandex N.V. — также зарегистрирована в Нидерландах. Российской группой «Связной» владеет голландская Svyaznoy N.V. Также под удар попадет группа Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). Транспортный холдинг одного из богатейших россиян Владимира Лисина, по аналогии с другими участниками списка, является налоговым резидентом Амстердама.
Потери бизнеса и людей
Денонсация налогового соглашения с Нидерландами не станет для российского бизнеса большой проблемой, считает управляющий партнер юридической компании «Закон и Налоги» Алексей Гатин. На его взгляд, для бизнесменов нет принципиальной разницы, какой процент налогов платить.
«В любом случае налоговое бремя ложится в себестоимость: чем больше нам государство ставит налогов, тем больше становится стоимость услуги. Раньше бизнес выводил средства на дивиденды за один процент, теперь за другой, а учредители хотят получать ту же самую прибыльность. Как они это сделают? Просто увеличат стоимость товара», — уверен он.
По словам Гатина, происходящее в большей степени затронет потребителя. В последнее время контроль за доходами и расходами граждан тоже ужесточен.
Юрист международной юридической компании «Ильяшев и Партнеры» Руслан Маннапов с Гатиным не согласился. На его взгляд, сильнее всего пострадает реальный существующий бизнес. Вместе с тем вырастет ставка налога при выплате процентов в пользу нидерландских банков за пользование заемными средствами российскими компаниями.
«Многие иностранные инвесторы владеют холдингами, в структуре которых есть компании в Нидерландской юрисдикции. Денонсация вынуждает их пересматривать сложившуюся структуру владения как можно скорее. Эта проблема актуальна для компаний из США, Соединенного Королевства и прочих юрисдикций, которые инвестируют в российский бизнес», — заметил эксперт.
Физлица, которые получают доход от компаний, инкорпорированных в Нидерландах, тоже оказываются в зоне риска. Они почувствуют увеличение налогового бремени. Дополнительно к уплаченным налогам заграницей может потребоваться уплатить, например, 13% в России без возможности зачета уплаченных за рубежом сумм.
Другим немаловажным последствием может стать утрата возможностей международного обмена информацией между налоговиками. Российской стороне может стать сложнее проводить проверки.
«Это создаст проблемы, связанные с беспрепятственным распределением прибыли, которое могло облагаться налогом по льготной ставке.
Компании будут вынуждены увеличить финансовые затраты, а часть бизнеса вовсе может не выдержать такой нагрузки», — считает Маннапов.
Выходы есть?
Путей решения проблемы, которая встанет перед бизнесом после денонсации, несколько. Один из них — уйти в другую юрисдикцию, соглашение с которой не расторгнуто. Например, компанию можно перерегистрировать в Венгрии или Швейцарии. В последней ставка налога на дивиденды составляет 5%, а на проценты — 0%.
Вторым вариантом может быть перевод иностранной структуры в «российские офшоры». Речь идет о специальных административных районах (САР), созданных, в частности, для репатриации капитала.
В России их всего два — на острове Октябрьский Калининградской области и острове Русский Приморского края.
Однако переход потребует дополнительных расходов, так как напрямую переехать в САР из Нидерландов нельзя.
Перевезти бизнес из Нидерландов не так просто, рассказывала VTimes* партнер EY Марина Белякова. Даже от холдинговых компаний могут потребовать заплатить налог на выход. При этом существует риск пересмотра соглашения с другими странами. Как сообщили в российском Минфине, теперь на очереди Швейцария, Сингапур и Гонконг.
Пойдя на принцип на переговорах с Россией, Нидерланды выиграли для своих налогоплательщиков целый год, напомнил «Компании» гендиректор NOA Circle Александр Непомнящий. В это время соглашение будет действовать по старым ставкам, что дает инвесторам возможность переструктурировать бизнес.
«Во многом сейчас Нидерланды — это надежное европейское право и «мостик» для привлечения иностранных инвестиций на фондовом рынке, что совершенно не изменится после окончания действия соглашения», — уверен он.
* признано в России СМИ-иноагентом финансовый рынок новости бизнеса Минфин налоги
Первый сбитый офшор: в чем польза от разрыва налогового соглашения с Нидерландами — Дмитрий Лекух — КОНТ
Правительство внесло в Госдуму законопроект о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, следует из базы данных нижней палаты парламента.
Если его примут, с 2022 года у компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка.
Дмитрий Лекух — о том, для чего Россия расторгает это налоговое соглашение и как это повлияет на внутреннюю экономику страны.
Что тут можно сказать: поскольку для довольно приличной части отечественных деловых элит денонсация соглашения об избежании двойного налогообложения с правительством Королевства Нидерландов поважнее сбитого малайзийского боинга, сразу же пошли версии о «политической подоплеке происходящего» и о каком-то специальном «неправовом давлении на власти королевства» с целью, естественно, получения благоприятного решения местного суда.
Поэтому сразу же этих «элитных наших», излишне деловых господ попробую решительно разочаровать: во-первых, на решение местного суда по боингу плевать даже самой Малайзии. О чем малайзийские власти, напомним, неоднократно и вполне официально заявляли.
А во-вторых, причина денонсации соглашения лежит в ряду прочих проблемных «офшорных зон», разобраться с которыми в свое время поручил российский президент Путин.
Но вот только Мальта, Великое Герцогство Люксембург и Республика Кипр вполне разумные, надо отдать должное, условия российских фискальных органов приняли и компромисса с Российской Федерацией достигли. А с Королевством Нидерландов договориться так и не смогли.
Как следствие происходящего, правительство внесло в Госдуму законопроект «О денонсации Соглашения между правительством РФ и правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».
Почему? А вот немного официальной статистики.
Чтобы не было каких-либо пересудов и искажений, просто процитируем текст из пояснительной записки к законопроекту: «Объем выплат из Российской Федерации в Королевство Нидерландов составляет: за 2017 год в виде дивидендов — 271,9 млрд рублей (сумма удержанного налога — 15,04 млрд рублей), в виде процентов — 185,3 млрд рублей (сумма удержанного налога — 52,4 млн рублей); за 2018 год в виде дивидендов — 296,1 млрд рублей (сумма удержанного налога — 8,1 млрд рублей), в виде процентов — 116,8 млрд рублей (сумма удержанного налога — 57,4 млн рублей); за 2019 год в виде дивидендов — 182,8 млрд рублей (сумма удержанного налога — 9,4 млрд рублей), в виде процентов — 157,06 млрд рублей (сумма удержанного налога — 12,5 млн рублей)». Согласитесь, цифры впечатляющие.
Какое-нибудь условное государство Украина могло бы на них более или менее безбедно существовать. При этом переговоры с местным правительством по поводу наведения в этих весьма существенных финансовых потоках недурно организованного вывоза капитала хотя бы относительного порядка зашли в конкретный тупик. В общем, неудивительно.
Нидерланды усиленно торговались, пытаясь всеми правдами и неправдами расширить список перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам.
Как следствие, опять цитируем Пояснительную записку, «предложение Министерства финансов Королевства Нидерландов не могло быть согласовано российской стороной, поскольку принятие данного подхода означало бы сохранение каналов вывода значительных финансовых ресурсов российского происхождения с территории РФ с применением пониженных налоговых ставок в отношении таких выплат».
И в какой-то момент терпение у российской стороны, судя по всему, просто-напросто лопнуло. И теперь, поскольку в переговорах с Королевством Нидерландов компромисса достигнуть не удалось, соглашение подлежит денонсации, о чем премьер Мишустин и известил.
Теперь будем ждать результатов, а пока напомним историю вопроса.
Реклама
Одним из символических поручений президента России Владимира Путина новому правительству Мишустина было исправление перекосов «в пользу бизнеса», серьезно искореживших саму структуру экономики государства, и первой «болевой точкой» в марте 2020 года как раз был знаменитый «налог на работодателей» (прямые собираемые государством отчисления в страновые фонды), который президент поручил сократить с 30% до 15%. Ну и едва ли не самое главное — вместо активно рекламируемой социально настроенными оппонентами «прогрессивной шкалы налогообложения» президент поручил обложить специальным налогом в размере 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом.
И да, это, безусловно, потребовало либо корректировки многочисленных соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами — за долгие годы «офшорной экономики» мы были обвешаны, как елка новогодними игрушками, самыми разнообразными международными, юридически обязательными документами в этой сфере, — существующее соглашение с которыми позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по так называемой эффективной ставке в 2–3%, что даже со стороны выглядит не только несправедливо, но и просто смешно. Либо вообще прекращения действия таких договоров. Если потребуется, то в одностороннем порядке — в случае, если договоренности о внесении соответствующих изменений не будут достигнуты.
Нужно отдать должное, расстроилась не только наша новоявленная «офшорная аристократия», привыкшая жить по принципу «зарабатываем в России — тратим на Западе». Расстроились еще и все «международные партнеры», за долгие десятилетия привыкшие на экспорте капитала из России пользоваться всеми теми замечательными ништяками, которые этому «экспорту» сопутствуют.
Но если Мальта, Люксембург и Кипр, в общем, через какое-то время одумались, быстро сообразив, что лучше потерять часть, но сохранить самое дорогое сердцу, то Нидерланды не то чтобы уперлись, но, скажем мягко, конструктива переговорам не добавили.
И это, знаете ли, очень и очень хорошо. Потому как с этой частью президентского послания премьер Мишустин, судя по всему, намерен справиться любыми, даже самыми решительными и, если потребуется, довольно радикальными мерами, несмотря на всю лоббистскую активность «экономически активного меньшинства». Налоговик все-таки. А их бывших, как и бывших разведчиков и десантников, не бывает.
Словом, данный правительственный законопроект — действительно добрый знак, но связан он исключительно с нашими внутренними, давно необходимыми нашей стране реформами в экономике и социальной сфере.
Просто потому, что прекращение бесконтрольного и «дешевого» вывода из страны заработанного здесь капитала по льготным ставкам — это просто необходимое условие этих реформ: тут же нет никакого секрета, все эти бесконечные «льготы» пробивались под приход «настоящего западного инвестора».
Который, кстати, так и не пришел, зато денег из России за эти годы выкачали столько, что просто страшно себе представить. И, да, вот этим «инвесторам» будет и вправду непросто.
И никакой голландский суд и малайзийский боинг, как и позиция Нидерландов по отношению к узнику Навальному например, тут, просто поверьте, совершенно точно ни при чем.
https://ruposters.ru/news/16-0…