Полезное

Результаты контрольных мероприятий

Результаты контрольных мероприятий

Новый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финконтроля регламентирует порядок назначения и проведения проверок, ревизий и обследований, а также оформления их результатов.

Стандарт нужно применять в отношении контрольных мероприятий, которые начаты 24 августа и позднее. С 2021 года Минфин утвердит единые формы акта проверки (ревизии) и заключения, которое оформляется по результатам обследования.

  • В какой срок передаются документы в ходе контроля
  • Документы (копии), которые оформляются при назначении и проведении контрольных мероприятий, проверяющие должны вручить или направить проверяемому в следующие сроки:
  • ⦁ копия приказа (распоряжения) органа контроля о назначении такого мероприятия — не позднее 24 часов до даты его начала;⦁ запрос проверяемому — не позднее дня, следующего за днем подписания этого документа;⦁ справка о завершении контрольных действий — не позднее последнего дня срока их проведения;
  • ⦁ иные документы — не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.

При камеральной проверке ответить на запрос контролеров о представлении документов, информации и материалов нужно в течение 10 рабочих дней со дня его получения. При выездной проверке, ревизии, обследовании или встречной проверке контролеры сами установят такой срок, однако он не может быть менее 3 рабочих дней.

Если запрошены пояснения, контролеры определят срок не менее 1 рабочего дня. На предоставление им доступа к информационным системам у проверяемого будет не менее 3 рабочих дней.

  1. Если не ответить на запрос вовремя, ответить не в полном объеме или не ответить вовсе, контролеры в течение 3 рабочих дней составят об этом акт.
  2. Во время контрольных мероприятий проверяющие могут изучать:
  3. ⦁ финансовые, бухгалтерские и отчетные документы;⦁ документы о планировании и проведении госзакупок;⦁ иные документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого, в том числе документы, полученные в ходе встречных проверок, обследований или на основании официальных запросов от иных организаций;
  4. ⦁ данные информационных систем.

Они также могут проводить осмотр, инвентаризацию, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры и совершать другие действия по контролю, в том числе проводить исследования, испытания, измерения и совершать иные действия, требующие специальных знаний (навыков).В ходе проверки может быть назначена экспертиза. Ее поручают провести независимому эксперту или иному специалисту. Его экспертное заключение прилагается к акту или заключению по итогам контрольного мероприятия.

При проведении контрольных действий проверяющие могут использовать фото-, видео- и аудиотехнику, а также иные виды техники и приборов (в том числе измерительных).

Проверяющие вправе неоднократно приостанавливать контрольное мероприятие (например, на период проведения встречных проверок или обследований). При этом общий срок приостановлений не может превышать 2 лет.

Какими сроками ограничена продолжительность контрольных мероприятий

По общим правилам камеральная проверка может длиться не более 30 рабочих дней, выездная проверка или ревизия — не более 40 рабочих дней. Проверяющие могут продлить эти сроки: для камерального контроля — до 50 рабочих дней, а для выездного — до 60.

Если в ходе контрольных мероприятий невозможно получить необходимую информацию (документы, материалы), дополнительно могут назначить обследование либо встречную проверку. Их продолжительность также регламентирована стандартом — не более 20 рабочих дней. При этом обследование контролеры вправе продлить на 20 рабочих дней, а встречную проверку — на 15.

Если обследование проводится отдельно от других контрольных мероприятий, то его срок ограничен 40 рабочими днями и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.

Как проверяющие оформляют результаты контрольных мероприятий

Результаты проверок и ревизий должны быть оформлены не более чем за 15 рабочих дней после их окончания. Такой же срок установлен для встречных проверок и обследований, которые провели в рамках другого контрольного мероприятия. Результаты иных обследований оформляют не позднее последнего дня срока их проведения.

Акты и заключения не должны содержать:

  • информацию, которая не относится к теме контрольного мероприятия либо не соответствует проверяемому (обследуемому) периоду. Она допустима, только если нужна для понимания сути нарушений;
  • бездоказательные выводы, сведения и информацию;
  • морально-этическую оценку действий сотрудников объекта контроля.

Также при оформлении актов и заключений проверяющие обязаны соблюдать следующие требования:

  • результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, которые указаны в приказе (распоряжении) о его назначении, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам контроля;
  • в описании каждого нарушения должны быть указаны положения законодательных и иных НПА, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, в чем оно выражается и какова его сумма (при наличии);
  • специальные термины и сокращения должны быть объяснены.

Контролеры могут дополнять документ приложениями, например экспертным заключением.

Акт или заключение составят в одном экземпляре. Копию документа направят проверяемому. Последний вправе представить письменные замечания, возражения и пояснения в ответ на акт или заключение. Сделать это он может в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта (заключения).

Акт по результатам проверки/контрольного (надзорного) мероприятия по Закону № 248-ФЗ с 2021 года

Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, в т. ч. документарной и выездной проверки, регулирует ст. 87 гл. 16 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Вообще к результатам контрольного (надзорного) мероприятия, которые отражают в акте, Закон № 248-ФЗ относит:

  • оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований;
  • создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и/или прекращения их нарушений;
  • восстановление нарушенного положения;
  • направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности;
  • применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ.

В последнем случае речь идёт о незамедлительном принятии мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием:

  • о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды;
  • о запрете эксплуатации и использования зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов;
  • о доведении до сведения граждан и организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) и способах ее предотвращения, если при проведении мероприятия установлено, что деятельность гражданина/организации, владеющих и/или пользующихся объектом контроля, эксплуатация и использование ими зданий/строений/сооружений/помещений/оборудования/транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары/выполняемые работы/оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда или что такой вред причинен.

Акт контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляют по его окончании.

Также см. «Какие виды контрольно-надзорных мероприятий могут проводить органы контроля (надзора) с 2021 года».

СИТУАЦИЯ ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В АКТЕ
По результатам мероприятия с взаимодействием выявлено нарушение обязательных требований Какое именно обязательное требование нарушено
Каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Выявленное нарушение устранено до окончания проведения такого контрольного (надзорного) мероприятия Факт его устранения

В акте проверки обязательно указывают вид мероприятия – плановое/внеплановое/плановое дистанционное/внеплановое дистанционное.

Если итоги контрольного (надзорного) мероприятия содержат государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, акт оформляют с соблюдением соответствующих требований.

Контрольный (надзорный) орган не предоставляет по запросам третьих лиц акты проверок и иных мероприятий, если (ч. 5 ст. 12 Закона № 248-ФЗ) в их ходе:

  • не было выявлено нарушений обязательных требований;
  • не затронуты права обратившегося с запросом.

Закон № 248-ФЗ допускает, что некоторые виды контроля (надзора) или отдельные соответствующие полномочия могут осуществлять государственные или муниципальные учреждения. Но их инспекторы по общему правилу не вправе составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий. Хотя иное может быть установлено федеральными законами о видах контроля, региональными законами.

Форма акта проверки

Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 утверждены типовые формы акта:

  • контрольной закупки (Приложение № 8);
  • мониторинговой закупки (Приложение № 9);
  • выборочного контроля (Приложение № 10);
  • инспекционного визита (Приложение № 11);
  • рейдового осмотра (Приложение № 12);
  • документарной проверки (Приложение № 13);
  • выездной проверки (Приложение № 14).

Подробнее об этом см. «Новые формы решений и актов по проверкам с 1 июля 2021 года».

Что прикладывают к акту

Это:

  • документы и иные материалы, доказывающие нарушения обязательных требований;
  • заполненные при проведении мероприятия проверочные листы.

Место и время оформления акта проверки

Акт заполняют по общему правилу на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения. Но иной порядок оформления акта может быть установлен Правительством РФ.

Если проведение контрольного (надзорного) мероприятия было согласовано с прокуратурой, акт сразу после его оформления направляют в органы прокуратуры через Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Читайте также:  П. 24.1 ст. 255

Также см. «Что такое Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с 1 июля 2021 года».

Ознакомление с актом

По общему правилу контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Однако в следующих случаях акт направляют контролируемому лицу в порядке ст. 21 Закона № 248-ФЗ:

  • проведение документарной проверки;
  • проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия – т. е. наблюдения за соблюдением обязательных требований или выездного обследования;
  • составление акта на месте невозможно по причине отбора проб (образцов), испытания, экспертизы.

По правилам указанной статьи инспекторы направляют акт в форме электронного документа и подписывают усиленной квалифицированной подписью.

Они размещают его в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доводят через личный кабинет сайта Госуслуг (при наличии полной учётной записи и завершённой регистрации на нём).

Также есть возможность отправки акта физлицу (не ИП) на электронную почту.

Но до 31 декабря 2023 года остаётся возможность направить акт проверки на бумаге обычной почтой в случае:

  • невозможности сделать это в электронной форме;
  • наличия такого запроса контролируемого лица (срок исполнения такого запроса – до 10 рабочих дней).

Однако Правительством РФ или положением о виде контроля (надзора) может быть установлено иное.

Подписание акта

Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым он изготовлен. То есть, электронной подписью или от руки.

В акте делают соответствующую отметку при отказе или невозможности подписания акта контролируемым лицом или его представителем.

Возражения на акт проверки

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, его можно обжаловать.

Направить жалобу можно в порядке, предусмотренном ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ.

Подробнее об этом см. «Как обжаловать решения инспекторов контроля (надзора) с 2021 года: порядок и правила подачи жалоб».

Если проверка невозможна

В силу ч. 10 ст. 65 Закона № 248-ФЗ инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие, по 3-м основаниям:

  • контролируемое лицо отсутствует по месту нахождения (ведения деятельности);
  • фактическое неосуществление деятельности;
  • иные действия/бездействием контролируемого лица, повлекшие невозможность проведения или завершения мероприятия.

При этом в акте обязательно указывают причины и информирует об этом контролируемое лицо. Тогда инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного мероприятия в любое время до его завершения.

Кроме того, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении такого же мероприятия без предварительного уведомления и без согласования с прокуратурой.

Выдача предписания

Если проверка выявила нарушение обязательных требований, после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу выдают предписание об устранении этих нарушений с указанием разумных сроков и/или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ).

Оформление результатов контрольного мероприятия

  • Результаты контрольного мероприятия на объекте контроля оформляются актом, который должен иметь следующую структуру:
  • · основание для проведения контрольного мероприятия;
  • · форма и тема контрольного мероприятия;
  • · проверяемый период деятельности объекта контроля;
  • · срок проведения контрольного мероприятия;
  • · ответственные должностные лица за финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля;
  • · результаты контрольных действий по каждому вопросу программы контрольного мероприятия;
  • · выводы по результатам контрольного мероприятия, которые должны содержать краткую характеристику выявленных нарушений и недостатков в использовании государственных средств или деятельности объекта контроля, с указанием ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные нарушения и недостатки, а также оценку ущерба, причиненного государству;
  • · предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, которые формируются на основе выводов контрольного мероприятия.
  • При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. В случае выявления случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба (убытков) они отражаются в акте с указанием:
  • · наименований, статей и пунктов законов, иных нормативных правовых актов и актов Минюста России, требования которых нарушены;
  • · видов и сумм выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по видам средств (бюджетные и внебюджетные средства) и по годам (бюджетным периодам) с расшифровкой их по кодам бюджетной классификации расходов, а в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств также указываются коды бюджетной классификации расходов, на которые следовало их отнести;
  • · причин допущенных нарушений и недостатков, их последствий;
  • · видов и сумм выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба;
  • · конкретных должностных, материально-ответственных или иных лиц, допустивших нарушения;
  • · принятых в период проведения контрольного мероприятия мер по устранению выявленных нарушений и их результатов.
  • В акте не допускаются:
  • · выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;
  • · морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля;
  • · помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
  • Помимо этого, выявленные проверкой нарушения с денежными и материальными средствами отражаются в справке о результатах контрольного мероприятия, подписываемой руководителем ревизионной группы (проверяющим), руководителем объекта контроля и должностным лицом, ответственным за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета на объекте проверки, которая прилагается к акту контрольного мероприятия.

Ознакомление руководителя объекта контроля с актом производится под расписку в срок от 1 до 3 суток включительно по усмотрению руководителя ревизионной группы (проверяющего) в зависимости от характера, объема и сложности контрольного мероприятия. В случаях, если у должностных лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность, имеются разногласия по акту, они при подписании акта делают соответствующую отметку и прикладывают к нему свои мотивированные письменные возражения.

Акт составляется в двух, а при необходимости — и в большем количестве экземпляров. Первый экземпляр акта направляется директору Департамента организации и контроля или начальнику Главного управления, второй — руководителю объекта контроля.

В необходимых случаях один экземпляр акта направляется в правоохранительный или контрольный орган, по обращению которого проводилось контрольное мероприятие. Каждый экземпляр акта подписывается руководителем ревизионной группы (проверяющим).

К акту прилагаются составленные и подписанные участниками ревизионной группы справки по результатам осуществленных ими контрольных действий по вопросам программы контрольного мероприятия. Информация, изложенная в справках, учитывается при составлении акта контрольного мероприятия.

Руководитель ревизионной группы (проверяющий) в срок до 5 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту контрольного мероприятия рассматривает их обоснованность и дает по ним письменное заключение.

Один экземпляр заключения после его утверждения директором Департамента организации и контроля или начальником Главного управления направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением либо вручается под расписку руководителю объекта контроля, второй — приобщается к материалам контрольного мероприятия.

Результаты контрольного мероприятия рассматриваются на совещании объекта контроля, а его руководителем подписывается приказ и утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.

Руководитель объекта контроля обеспечивает выполнение внесенных ревизионной группой (проверяющим) предложений и в установленный срок представляет руководителю, назначившему контрольное мероприятие, информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков.

Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по актам контрольных мероприятий осуществляется структурными подразделениями Департамента организации и контроля или главных управлений, на которые возложено осуществление контрольной деятельности.

Руководитель ревизионной группы (проверяющий) не позднее 10 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия составляет докладную записку по его результатам соответствующему начальнику Главного управления или директору Департамента организации и контроля для последующего представления ее Министру.

Помимо акта по результатам проверки, в период контрольного мероприятия могут составляться промежуточные акты по результатам ревизии наличия денег, ценных подарков и ценных бумаг в кассе, бланков строгой отчетности и инвентаризации имущества в случае выявления расхождений между данными учета и фактическим наличием. Промежуточные акты подписываются руководителем ревизионной группы (проверяющим) и должностными лицами, непосредственно отвечающими за участок деятельности, где выявлены нарушения, и докладываются руководителю объекта контроля для принятия мер. Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в общий акт.

Промежуточные акты, справки по результатам контрольных действий по отдельным вопросам, другие оправдательные документы, в том числе подлинные письменные объяснения должностных лиц, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в использовании государственных средств и деятельности объекта контроля, прилагаются к основному акту контрольного мероприятия.

В случае, когда в действиях должностных лиц, повлекших причинение ущерба государству, содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, руководитель ревизионной группы (проверяющий) информирует об этом директора Департамента организации и контроля или начальника Главного управления для принятия решения о передаче материалов контрольного мероприятия в правоохранительные органы.

Читайте также:  Пленум ВС о возмещении издержек

Отчетность о результатах контрольных действий как один из элементов оценки эффективности деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля

Трунова, О. И. Отчетность о результатах контрольных действий как один из элементов оценки эффективности деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля / О. И. Трунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89322/ (дата обращения: 21.07.2023).



В статье автор рассматривает отчетность о результатах контрольных действий, утвержденного федеральным стандартом, в качестве элемента для оценки деятельности контрольных органов

Ключевые слова: постановление Правительства, контрольные действия, отчетность

Подготовка и оформление итоговых результатов контрольных действий осуществляется в качестве завершающего этапа, проводимого на основании данных, полученных в течение всего отчетного периода.

Изучив основные подходы и проблематику оценки эффективности деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля (далее — ВМФК), можно сказать, что отчетность о результатах контрольных действий обязательно должна являться одним из элементов оценки, которую впоследствии можно использовать при сравнении итогов разных муниципальных образований.

Постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1478 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности» (далее — Постановление № 1478) установлены правила составления вышеназванной отчетности, указаны сроки представления и опубликования в сети «Интернет» [1].

Ранее, до принятия единого для всей страны стандарта отчетности, каждый орган ВМФК разрабатывал для себя внутренний ведомственный стандарт, в соответствии с которым предоставлялся итоговый отчет. Таким образом получалось, что каждое муниципальное образование подходило к данному вопросу по-разному, не было единообразия, что давало размытое представление об итогах деятельности органа ВМФК.

  • В соответствии с Постановлением № 1478 отчетным периодом составления документа считается календарный год, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря включительно, в который входят все проверки, оконченные в указанный период, вне зависимости от того, когда они были начаты.
  • Дополнительно к отчету предоставляется пояснительная записка, содержащая данные, указанные в таблице 1, составленную автором на основании Постановления.
  • Таблица 1
  • Информация, содержащаяся в пояснительной записке отчетности о результатах контрольных мероприятий
п/п Сведения Примечание
1 Наличие у органа контроля кадровых ресурсов Общее количество сотрудников у органа контроля, количество должностных лиц, участвовавших при проведении контрольных мероприятий, количество вакантных мест у органа контроля, сведения о мероприятиях по повышению квалификации у проверяющих
2 Сумма средств бюджета, использованная на содержание контролирующего органа Сумма отражается в тысячах рублей
3 Сумма средств бюджета, использованная при проведении экспертиз При проведении проверок возможно проведение экспертиз и привлечение независимых экспертов
4 Количество выявленных нарушений Сумма отражается в тысячах рублей
5 Результаты проверок Представления/предписания, сведения для передачи в правоохранительные органы, прокуратуру, прочим органам, заявления в суды, производство о нарушениях в части КоАП, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (вся указанная информация предоставляется при наличии)
6 Жалобы/исковые заявления на орган контроля При наличии

Сроком предоставления всех сведений является 1 марта года, следующего за отчетным. Для органа ВМФК вся отчетность представляется главе местной администрации муниципального образования с обязательным размещением на официальном сайте органа ВМФК в сети «Интернет» не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

  1. Приложением к Постановлению № 1478 установлена типовая форма отчета с перечнем показателей, характеризующих результаты контрольной деятельности органа ВГ(М)ФК (приложение 1). К перечисленным показателям относятся:
  2. — объем проверенных средств при реализации ВГ(М)ФК (федеральные средства, средства субъекта, местного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов);
  3. — объем проверенных средств при проведении контроля в сфере закупок;
  4. — объем выявленных нарушений (федеральные средства, средства субъекта, местного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов);
  5. — объем выявленных нарушений при проведении контроля в сфере закупок;
  6. — количество ревизий/проверок в отчетном периоде, отдельно выделяя плановые и внеплановые;
  7. — количество камеральных проверок, включая проверки в сфере закупок;
  8. — количество обследований отдельно выделяя плановые и внеплановые.

Изучив отчетность, утвержденную федеральным стандартом, делаются выводы, что указанные в ней показатели не в полной мере отражают реализацию ВМФК и являются только количественными.

Для наиболее развернутой картины видения результатов контрольной деятельности всех контролирующих органов муниципальных образований необходимо законодательно расширить данный отчет, что дало бы полную картину действий контролирующих органов в муниципальных образованиях с возможностью сравнения и анализа их друг с другом как в отчетном периоде, так и в динамике.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1478 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности».

Основные термины (генерируются автоматически): орган контроля, отчетный период, сфера закупок, федеральный стандарт, контрольная деятельность, местный бюджет, муниципальное образование, постановление Правительства, проведение контроля, проведение экспертиз.

Приоритетными направлениями деятельности Федерального казначейства на стадии предварительного контроля является процесс

Фактически данный вид контроля происходит в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов

Контроль в сфере закупок, анализ и обработка результатов контрольных мероприятий осуществлялся следующими структурными подразделениями Управления: — контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы

Контрольный орган муниципального образования выступает особым институтом муниципального контроля, организация и деятельность которого своим юридическим первоначалом имеют конституционные нормы, которые оформляют государственно значимую…

Контроль в сфере государственных закупок служит формой реализации контрольной функции органов

В соответствии с анализом результатов контрольной деятельности в сфере закупок 6

трансфертов, имевших целевое назначение, из федерального бюджета, в сфере

Контрольно-счетный орган муниципального образования — это постоянно действующий орган внешнего муниципального

Помимо перечисленных вариантов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля законодатель впервые наделил…

Порядок осуществления контроля государственного контроля, включая проведение проверок, закреплены в № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7].

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Они образуются по решению представительных органов муниципального образования.

Представляя интересы государства, органы Федерального казначейства берут под контроль деятельность участников процесса исполнения бюджета.

плановый период 2020 и 2021 годы не внесены и проект изменений в Минкомсвязь России на заключение не направлен

Ключевые слова: муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы

Проблемы правового регулирования муниципального финансового контроля в настоящее

муниципального контроля», федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих…

Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности

Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности — документ с таким названием может оформляться после окончания контрольных мероприятий в отношении любого хозяйствующего субъекта. Когда и как он составляется — узнайте из нашего материала.

Когда оформляется отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности

Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности оформляется на заключительном этапе контрольных мероприятий — эти мероприятия могут проводиться в рамках бюджетно-финансового контроля в отношении бюджетных учреждений, а также в иных ситуациях (при контроле вышестоящей организации деятельности своих подразделений, при выполнении надзорных функций, по специальным заданиям учредителей и др.).

Документ с таким же названием может появиться и в результате внутренних проверок коммерческих фирм, проводимых для управленческих целей — его составление регламентируется отдельными внутрифирменными актами (положением о внутреннем финансовом контроле, положением о ревизионной службе и др.).

В последующих разделах статьи рассмотрим подробнее процесс оформления отчета о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) бюджетных учреждений.

Какие учреждения относятся к бюджетным — см. в материале «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Требования к содержанию отчета

Отчет по результатам проверки ФХД учреждения должен отвечать следующим требованиям:

  • полноты — содержать достаточный объем доказательств для адекватного понимания изложенной в отчете информации, а также соответствовать регламентированной структуре отчета;
  •  точности — приведенные в отчете доказательства должны быть правдивыми, а сделанные на их основе выводы обоснованными;
  • объективности — информация в отчете должна быть изложена беспристрастно и убедительно, без излишнего подчеркивания выявленных недостатков (акцент должен быть не на критике, а на рекомендациях по улучшению работы);
  •  ясности — информация в отчете должна быть изложена в простой понятной форме и логической последовательности, а применяемые специальные технические термины и сокращения — расшифрованы;
  • наглядности — текст отчета должен быть сопровожден графиками, схемами, таблицами, фотографиями и другими наглядными средствами отображения информации;
  • лаконичности — отчет не должен превышать регламентированных объемов, а также содержать повторений и излишней детализации.
Читайте также:  Понятие контроля и надзора

Знакомьтесь с разнообразными требованиями, которые обязан исполнять хозяйствующий субъект, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Какая информация отражается в отчете

Информация в отчете по результатам проверки ФХД учреждения может группироваться следующим образом:

  • заглавная часть отчета, включающая информацию:
    • о цели проверки (оценка соответствия организации и ведения бухгалтерского учета требованиям действующих нормативно-правовых актов и особенностям деятельности учреждения, проверка правильности составления и анализ исполнения плана ФХД учреждения и др.);
    • об основании для проведения проверки (например, положение о порядке финансового контроля, утвержденное соответствующим органом, план проверок, распоряжение о проведении проверки и иные распорядительные документы);
    • о календарных границах (проверяемый период, срок осуществления проверки);
    • об объекте проверки (наименование учреждения);
    • о составе рабочей группы проверяющих (руководитель проверки и члены группы);
  • доказательно-описательная часть отчета (описание нарушений, обоснование их доказательствами, ссылки на нарушенные требования нормативных документов и др.);
  • заключительная часть отчета (краткое изложение замечаний, выводы и предложения по улучшению работы учреждения, подписи ответственных лиц, адреса представления отчета).

По результатам проверки, отраженным в данном отчете, проводится комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений, применению мер дисциплинарного воздействия к допустившим нарушения лицам и пр.

Итоги

Отчет о результатах проверки деятельности организации составляется после завершения контрольных мероприятий. Он должен содержать в лаконичной и понятной форме перечень выявленных нарушений, ссылки на нарушенные нормы законодательства, а также выводы и предложения по результатам проверки.

Памятка о порядке проведения контрольных мероприятий

Памятка о порядке проведения контрольных мероприятий

С 1 июля 2021 года вступил в новый Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
(далее – Закон № 248-ФЗ). Федеральным законом № 248-ФЗ урегулированы отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ, статьей 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» постановлением правительства Российской Федерации от 25.06.

2021 № 997 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее — государственный контроль (надзор).

Составление ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры

Федеральным законом № 248-ФЗ за органами прокуратуры сохранены функции согласования ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Во исполнение части 3 статьи 61 Закона № 248-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 31.12.

2020 № 2428, которым утверждены Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года (далее — Правила).

Данный нормативный правовой акт регулирует порядок формирования планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ежегодный план) начиная с планов на 2022 год.

Он принят взамен действующих в настоящее время Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Выбор объектов контроля и включение их в План проверок обусловлен риск-ориентированным подходом. Объекты государственного контроля (надзора) прежде чем попасть в план проверок подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — категории риска).

  • КРИТЕРИИ
  • ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
  • (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ
  • ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
Критерии отнесения объектов контроля Категория риска
I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее — контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее — образовательная деятельность контролируемых лиц) низкий риск
II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска средний риск
4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа высокий риск
  1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
  2. для категории высокого риска — один раз в 3 года;
  3. для категории среднего риска — один раз в 4 года;
  4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
  5. для категории высокого риска — один раз в 3 года;
  6. для категории среднего риска — один раз в 4 года;
  7. в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

К числу основных нововведений следует отнести изменение срока и способа представления проектов ежегодных планов на согласование в органы прокуратуры, а также внесения корректив в утвержденные планы.

Согласно пункту 9 Правил данные проекты будут представляться до 1 октября года, предшествующего году их реализации, посредством размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом, в машиночитаемом формате в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (далее — ЕРКНМ).

Предложения прокуроров по включению или не включению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план представляются посредством ЕРКНМ, подлежат рассмотрению и учету органами контроля (надзора) до 20 ноября и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Ежегодный план будет утверждаться также в машиночитаемом формате до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана, и размещаться в течение 5 рабочих дней на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Внесение изменений в ежегодный план (в том числе его дополнение новыми мероприятиями по контролю) будет осуществляться с использованием ЕРКНМ уполномоченными должностными лицами органов контроля (надзора).