Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы
Транспортная связанность территории Якутии является ключевой темой в пятилетней повестке республиканского правительства. Она значима как с экономической точки зрения, так и с точки зрения позитивных социальных эффектов.
Усилия якутской управленческой команды, направленные на строительство дорог и расширение железнодорожного сообщения, позитивно сказываются на качестве жизни населения, особенно в отдаленных районах. Кроме этого, активная работа над решением «транспортного вопроса» содействует поступательному экономическому росту.
Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) подготовил анализ социально-экономического развития республики за пять лет. В частности, эксперты рассмотрели развитие в области транспортной доступности в регионе.
Дороги и Ленский мост
В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» удалось нарастить темпы модернизации дорожной сети, с 2018 года построено более 2.500 км дорог, возведено и реконструировано более 47 мостов.
Это рекордные показатели для республики: к концу 2022 года дорожное строительство выросло более чем в 1,5 раза по сравнению с 2018 годом.
В 2020 году был сдан один из дорожных «долгостроев» — автомобильная дорога регионального значения «Кобяй», строительство которой велось более 30 лет.
Благодаря завершению строительства путь для жителей Кобяйского и Горного районов республики до центральной части региона сократился с нескольких суток до пяти часов. Завершение проекта позволило закончить строительство мостового перехода через реку Тюгене — ранее для пересечения водной артерии использовались зимники.
Инфраструктурное окружение Якутии значительно отличается от других регионов России — суровые климатические условия способствуют удорожанию дорожного строительства и затрудняют использование ледовых, речных переправ. Каждый возведенный мостовый переход и километр дорог может сэкономить жителям несколько десятков часов в пути.
В 2021 году ввели в эксплуатацию еще один долгожданный объект — окружное шоссе в Якутске. Работы начались еще в 2016 году, четырехполосное шоссе стало полноценной транспортной артерией, обеспечивающей доступность столицы региона в том числе и для большегрузов.
Одним из проектов повышенного внимания является обеспечение круглогодичного сообщения по трассам «Вилюй», «Колыма» и «Лена».
«Лена» обеспечивает транспортную связанность республики с соседней Амурской областью и также используется для транспортировки грузов от Транссиба и БАМа. «Колыма» соединяет Якутию с Магаданской областью и гарантирует выход к Тихому океану. «Вилюй» является «мостиком» между Якутией и Иркутской областью, строительство этой трассы сегодня находится на завершающей стадии.
Еще одной инициативой, направленной на снижение транспортных издержек в реализации крупных энергетических проектов, становится модернизация автодороги «Яна», которая свяжет месторождения северо- востока Якутии с портом Северного Морского пути Найба. Завершить проект планируется в 2024 году.
«Одним из основных посылов на сегодня является опережающее развитие экономики республики и повышение качества жизни. Устаревшая транспортная и энергетическая инфраструктура ограничивает это развитие.
Поэтому сегодня выделяется комплексное, системное и, самое главное, опережающее развитие отрасли. Это накладывает дополнительную ответственность.
Уверен, что новым проектам, строительству дорог и мостов будет уделяться дополнительное внимание и будут привлекаться все возможные источники финансирования», — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Сивцев.
Один из главных инфраструктурных проектов — строительство Ленского моста, который включен в пятилетний план дорожного развития страны. Вековая мечта якутян близка к реализации: впервые строительство моста отражено в федеральном бюджете на трехлетний период. Предполагается, что открытие моста в три раза повысит объем грузоперевозок в регионе — до 6 млн тонн в год.
- Представитель дирекции по Ленскому мосту, инженер-строитель мостов и тоннелей Олег Бычков подчеркнул, что строительство моста в условиях Якутии — это уникальная практика в мировом масштабе.
- “В сравнении с подобными мостовыми переходами, построенными в России, строительство Ленского моста, думаю, займет не менее 4 лет”.
- По словам мостостроителя, ввод Ленского моста повысит транспортную доступность. Жители северного региона смогут круглогодично получать своевременную квалифицированную медицинскую и социальную помощь в столице республики:
Якутск станет транспортным хабом, соединяющим авиа, речные и железнодорожные пассажирские перевозки.
Разработку проектной документации ведет передовой в России проектный институт АО “Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург”.
На его счету множество успешно реализованных проектов мостовых переходов в России, в том числе – Крымский мост, мосты на озере Русский и через бухту “Золотой рог” в городе Владивосток.
Железнодорожное сообщение
Якутия совместно с Амурской областью реализует проект модернизации Восточного Полигона БАМа — железнодорожного мостового перехода Джалинда-Мохэ.
Этот узел позволит значительно упростить логистику с одним из наиболее перспективных торговых партнеров — Китаем и позволит доставлять грузы в южные порты восточного соседа.
Он сократит путь для якутских грузов по БАМу и Транссибу на 2 тыс. километров.
Прорабатывается перспектива строительства железной дороги от Нижнего Бестяха до Магадана.
Объем грузов, перевозимых АО «Железные дороги Якутии», также стабильно растет, в 2018 году по железнодорожным маршрутам республики было перевезено 5,5 млн тонн грузов, в 2019 — 6,6 млн тонн, 2020 — 5,97 млн тонн, 2021 год — 7,4 млн тонн, 2022 — 8,2 млн тонн. В 2022 году интенсивность грузопотока выросла в 1,5 раза по сравнению с показателями 2018 года, республика эффективно использует новые возможности.
«Сегодня есть обоснование инвестиций, и мы активно проводим мероприятия по строительству новой железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан. Первым этапом рассматриваем строительство силами нашей Акционерной компании «Железные дороги Якутии» железной дороги до Хандыги.
Сама трассировка железной дороги до Магадана будет параллельна ФАД «Колыма», и, соответственно, после предпроектных работ, дополнительных изысканий и определения источников финансирования мы готовы вместе с нашей компанией приступить к строительству этой железной дороги», — сказал министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Владимир Сивцев.
В Якутии реализуется уникальный по масштабам ДФО и России проект — строительство частной железной дороги. Предприятие ООО «Эльгауголь» запустило строительство железнодорожного узла, который свяжет Эльгинское месторождение с побережьем Охотского моря. Новый хаб позволит ускорить транспортировку угля с территории Якутии до ключевых логистических маршрутов.
безопасные дорогидорогижелезная дорогаЛенский мостНацпроектЯкутия
«Развитие транспортного комплекса — важное направление Якутии»
«Развитие транспортного комплекса — важное направление Якутии» 24.08.2020 11:05
Поделиться
Министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев — о главных проектах и проблемах отрасли
Самый важный и громкий транспортный проект Якутии — строительство Ленского моста. Однако республика также готова включиться в альянс дальневосточных авиакомпаний и развивать другие проекты в сфере дорог и транспорта. О них и главных проблемах отрасли рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев.
—
— В силу специфики и особенностей Якутии транспортная отрасль требует повышенного внимания и особого подхода. Расскажите о самых острых проблемах, с которыми столкнулись за период работы?
— Транспортная отрасль — хозяйство очень большое и разнообразное. Включает в себя разные направления, много людей задействовано.
По разным направлениям реализуются всевозможные проекты, направляется большой объем средств, начиная от строительства дорог, аэропортов, железной дороги, реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Подготовка инвестпроектов, строительство мостов по трассе «Вилюй», реконструкция международного терминала, мост через Лену. В целом, обширная отрасль, которой нужно уделять 24 часа в сутки.
События нынешнего года в первую очередь сказались на резком падении доходов: пандемия в связи с коронавирусной инфекции отразилась на финансово-хозяйственной деятельность предприятий. Упали показатели по пассажироперевозкам в авиационной отрасли. Испытываем проблемы по речному транспорту в части круизных перевозок.
Долгое время были ограничения по пассажирским перевозкам. Немало времени ушло на вывоз заболевших с Чаяндинского месторождения. На фоне этого мы выработали определенный регламент, и теперь знаем, как действовать.
Флагманы транспортной отрасли – такие, как авиакомпании «Якутия», «АЛРОСА», «Полярные авиалинии», АО «ЛОРП», АО «Железные дорогие Якутии» включены в перечень системообразующих предприятий федерального значения.
За этот период мы столкнулись с такими проблемами, как стабилизация, принятие мер по снижению негативных последствий для финансово-хозяйственной деятельности предприятий, вызванной пандемией коронавируса и ограничительными мерами.
— Какую роль Якутия хотела бы исполнить в создании альянса дальневосточных авиакомпаний? Верно ли, что республика становится лидером авиации ДФО?
— Первая командировка главы Якутии Айсена Николаева после снятия ограничений по коронавирусу в Москве и работа федеральных органов власти были посвящены вопросам транспортного комплекса. Это Ленский мост, по которому проведен ряд встреч на высшем уровне.
Обсуждены вопросы создания дальневосточной авиакомпании, дорожной отрасли, состоялась встреча с заместителем председателя правительства РФ Маратом Хуснуллиным.
Мы доложили о реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», обсудили проект Ленского моста, южный вариант трассировки федеральной автодороги «Вилюй».
Напомню, она предполагает наибольший охват населения круглогодичной дороги через Ленск, Пеледуй, Витим. На сегодняшний день первый вариант проходит через поселок Таас-Юрях, где население составляет 447 человек.
Поднят вопрос авиации, в том числе эксплуатации имеющихся судов Sukhoi Superjet авиакомпании «Якутия». И, соответственно, в рамках поручения президента страны – участие в создании дальневосточной авиакомпании.
Важный момент, это глава государства четко обозначил в поручении, что создание дальневосточной авиакомпании подразумевает эксплуатацию в основном судов отечественного производства.
Ну и в рамках этого поручения проведен ряд встреч с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом, с полпредом Юрием Трутневым, с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Александром Козловым, а также с главой корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.
Нами предложен вариант альянса с другими дальневосточными авиакомпаниями. Напомню, Минтрансом РФ совместно с Минвостокразвития подготовлен проект создания модели дальневосточной авиакомпании на базе авиакомпании «Аврора».
На сегодняшний день мы превосходим «Аврору» по мощностям, парку воздушных судов. Более того, мы имеем компетенции и лицензии, техническое обслуживание по отечественным воздушным судам, чего нет у «Авроры».
И к тому же модель «Авроры» предполагает лишь использование воздушных судов иностранного производства — AirbusA320 (Франция) и КУ600 Бомбардиа канадского производства.
А ведь президент страны дал четкое поручение поддержать наш отечественный авиапром. Предлагаем все-таки альянс, где мы не входим в капитал авиакомпании как, допустим, Skyteam или Oneworld, но имеем единую тарифную политику, единый центр продаж, делим маршрутную сеть. И, соответственно, предлагаем создание центров технического обслуживания воздушных судов отечественного производства.
В следующем году должны были поступить три новых лайнера Sukhoi Superjet. Но в последнем интервью Мантуров обещал уже в этом году. В целом, наша предложенная модель предполагает порядка десяти Sukhoi Superjet и порядка 15-ти судов Ил-114. Обсуждение идет, работа продолжается. В данный момент проводим переговоры с другими регионами по их включению в альянс.
— Одна из самых важных тем для Якутии — строительство моста через реку Лена. Когда его ждать? Какие возможности и перспективы он принесет для региона?
— Полным ходом ведутся проектно-изыскательные работы, разработка проектно-сметной документации (ПСД) в рамках заключенного концессионного соглашения. ПСД разделена на два этапа: подготовка территории и сам непосредственно мостовой переход.
По первому ожидаем получение ПСД уже в конце сентября. На подготовительные работы планируем выйти в четвертом квартале 2020 года, что включает в себя подготовку строительной площадки, намыв островов, причалов, завоз инертных материалов.
Согласно подписанному концессионному соглашению строительство Ленского моста должно начаться в следующем году. В эксплуатацию объект планируется сдать в 2025 году. Однако в настоящее время рассматривается вопрос о завершении работ по строительству моста не в 2025 году, а уже в 2024 году.
Ленский мост должен соединить пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока — это более четверти всей территории России. Он свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.
Ленский мост обеспечит круглогодичный доступ к месторождениям республики, а с учетом строительства мостовых переходов на федеральных автодорогах «Вилюй», «Колыма», также включенных в «лист ожидания» КПМИ, повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 21 до 83%. С повышением транспортной доступности прогнозируется приток более 200 млрд рублей инвестиций в проекты, ежегодная экономия расходов бюджетов на северный завоз составит не менее 4,1 млрд рублей.
По многим параметрам Ленский мост соответствует не просто уровню объекта жизнеобеспечения — социально-экономические эффекты от его строительства и использования должны превзойти инвестиции более чем в 1,6 раза. Реализация глобального проекта влечет за собой дополнительные налоговые поступления во все уровни бюджетов и отчислений во внебюджетные фонды.
Остановлюсь подробнее на встрече с вице-премьером Хуснуллиным. Он ранее поручал рассмотрение возможности смещения сроков строительства на более ранние. Мы дали соответствующее предложение.
Оно позволит сэкономить определенные средства. Соответствующие технические решения представлены Техническому совету Росавтодора.
Хуснуллин поручил проработать вопрос дополнительного финансирования Минфином РФ.
— Ранее один из участников рынка транспортно-логистических услуг критиковал ваших предшественников, которым не удалось разработать интегральную стратегию Якутского транспортно-логистического узла. Как вы ведете эту работу сейчас, получается ли создать «живую стратегию»?
— Совместно с Центром стратегических исследований мы изучали развитие железной дороги, развитие грузовых терминалов, оптово-распределительных центров. Администрации муниципальных образований должны подключиться.
Многие проекты в рамках стратегии ЯТЛУ, в том числе инициированы при непосредственном участии Агентства. Ранее, когда я работал в министерстве экономики, курировал Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, мы инициировали и прорабатывали много совместных проектов, включая «Грузовой терминал Нижний Бестях», СПГ и Старвей.
В целом хочу отметить, что развитие транспортного комплекса является одним из стратегически важных направлений республики.
— На ваш взгляд какие инвестиционные проекты нужно реализовать в Якутии в сфере транспорта и логистики?
— Безусловно, самый главный проект — это Ленский мост. В листе ожидания комплексного плана магистральной инфраструктуры нам нужно реализовать четыре моста по федеральной автодороге «Вилюй». Дополнительно есть большой проект моста через реку Алдан по трассе Колыма.
Нужно завершить проект строительства Жатайской судоверфи. Это позволит обеспечить замену устаревших судов на наших реках.
Необходимо довести до режима постоянной эксплуатации железнодорожную линию Беркакит — Томмот — Нижний Бестях. И обязательно для наших экспортно-ориентированных предприятий – таких, как резидент ТОР «Южная Якутия» – «Колмар», «ЯкутУголь» – увеличить пропускную способность в южной части железной дороги на отрезке от Нерюнгри до Тынды.
Для увеличения потока въездного туризма должен быть современный функциональный международный терминал аэропорта «Якутск».
Я перечислил проекты грузовых терминалов. В целом, проекты внутри транспортного узла позволяют создать мультимодальный транспортный хаб, позволяющий снизить затраты на перевалку грузов. Можно минимизировать расходы на этапах перевалки грузов.
Если говорить о дорогах, необходимо повысить качество дорог до 85%. Снизить количество ДТП на дорогах, в том числе со смертельным исходом, путем более качественной организации дорожного движения. Это и средства фото- и видеофиксации, дорожные знаки, ограждения, интеллектуальная транспортная система, разметка и т.д. Чтобы по нашим дорогам было безопасно передвигаться.
— Расскажите о нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Какие объекты запланированы на этот год? Какие инновации используются при выполнении работ?
— В этом году будет доведено до нормативного состояния 186 км региональных автомобильных дорог и 23,5 км улично-дорожной сети в городской агломерации города Якутска. Порядка 21 км выделено по государственной программе «Комплексное развития сельских территорий».
На сегодняшний день разрабатываем интеллектуально-транспортную систему в Якутске. Кроме того, занимаемся транспортным планированием. Это нам необходимо для расчетов потока, даст возможность участвовать в распределении средств на обновление автобусного парка в рамках нацпроекта.
В целом по нацпроекту все контракты заключены, финансирование идет достаточно ритмично. Единственный момент, задержка с подрядчиками в Якутске. Есть ряд серьезных проблем, отставания. Надеюсь, ситуация прошлого года не повторится. Что хочется отметить сейчас? Мы переходим на долгосрочные контракты, во-вторых, планируем заключать их по объектам на 2021-2022 годы уже сейчас.
Что касается новых технологий, ставлю это в приоритет в своей работе. Все-таки снизить нормативы себестоимости автомобильных дорог путем применения инновационных решений – дело более чем важное. Провел ряд встреч, изучаю технологии, думаю в скором времени их применим на практике.
— Якутская железная дорога – единственная в России, проинтегрированная с производством сжиженного природного газа. Какие это дает синергетические эффекты?
— «Железные дороги Якутии» рассматривают возможность перевода дизельных двигателей на сжиженный природный газ. Технически это возможно. Они изучают проект и хотят в ближайшее время реализовать и, более того, производить эти двигатели в Алдане.
Использование СПГ взамен существующего топлива могло бы дать существенную экономию по расходу топлива. Эти вопросы очень плотно прорабатываются специалистами ЖДЯ.
В ил тумэне обсужден ход реализации госпрограммы по развитию транспортного комплекса якутии
Правительственный час прошел под руководством председателя постоянного комитета Ил Тумэна по предпринимательству туризму и развитию инфраструктуры Игоря Григорьева. Участие приняли народные депутаты республики, представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства, Управления автомобильных дорог.
С 2018 года в Якутии началась реализация 23 госпрограмм, направленных на достижение 7 стратегических целей Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года. Основные направления развития транспортной отрасли республики обозначены в госпрограмме «Развитие транспортного комплекса РС (Я) на 2018-2022 годы».
С основной информацией о ходе реализации данной программы участников правительственного часа ознакомил министр транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Александр Тарасов.
Так, в 2018 году из 36 индикаторов госпрограммы исполнено 32. Всего разными видами транспорта перевезено 29,4 млн. тонн груза, что составляет 105% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года (без учета трубопроводного транспорта). Наблюдается рост показателя на железнодорожном транспорте на 21%, и на автомобильном — на 3%.
Грузооборот транспорта составил 5,2 млрд. км, или 102% по сравнению с прошлым годом. Отмечается снижение показателя на воздушном транспорте — на 29%. При этом в структуре грузооборота существенную долю занимают автомобильный (45%) и водный транспорт (42%). Объем перевозок пассажиров составил 95,5 млн. человек (97% к 2017году).
В целом на развитие транспорта и дорожного хозяйства в 2018 году направлено 28,7 млрд. рублей, из них более половины приходится на федеральный бюджет — 21 млрд. рублей. Наибольший удельный вес приходится на дорожное хозяйство — 70% (20 млрд. рублей).
Отвечая на вопросы парламентариев, министр транспорта и дорожного хозяйства подробно остановился на планах и перспективах развития малой авиации в регионе. Он подчеркнул, что ведомство готово рассмотреть любые варианты, которые можно использовать для развития сферы.
В частности, Александр Тарасов сообщил, что руководство авиакомпании «Полярные авиалинии» подписало соглашение по изучению вертолета «Ансат», который значительно меньше по размерам от МИ-8.
У него на сегодняшний день есть конструктивные недостатки по расстоянию полетов, несоответствию температурному режиму и климатическим условиям республики, но по возможности полярники будут рассматривать данную модель для выполнения внутрирегиональных авиаперевозок.
Большие надежды по развитию малой авиации связаны с 14-местным одномоторным самолетом «Байкал», который собирается приобретать республика. Сегодня начались подготовительные работы по организации взлетных площадок. В селах Амга и Борогонцы авиационные площадки открыты. На очереди — Чурапча и Ытык-Кюель. Это населенные пункты самых густонаселенных центральных районов Якутии, отметил министр.
Также в качестве оптимального варианта в сфере малой авиации рассматривается самолет L-410 сборки Уральского металлургического комбината. Пять самолетов этого типа сегодня уже находятся в «Полярных авиалиниях». Всего для содержания и открытия новых авиационных площадок для самолетов малого типа в бюджете республики заложено 9,5 млн. рублей.
«Правительство республики приняло концепцию развития малой авиации, на основе которой необходимо создать две рабочие группы. Одна должна заниматься юридическими вопросами и работать с федеральным центром, а другая — авиационными делами. Считаю, что идет бюрократическое сдерживание по авиации общего назначения, поэтому нам нужно будет изменить нормативную базу.
Второй момент — это подготовка лётного состава. Сегодня остро стоит вопрос с обучением вертолётных пилотов. Их готовят только в Омском училище. Чтобы получить удостоверение коммерческого пилота, ребята должны отлетать 100 часов практики.
Сегодня думаем над тем, чтобы на базе Якутского авиационного технического училища открыть отделение вертолетчиков», — обозначил ряд вопросов Александр Тарасов.
Подводя итоги правительственного часа, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по предпринимательству туризму и развитию инфраструктуры Игорь Григорьев пожелал, чтобы все пункты госпрограммы по развитию транспортного комплекса продолжали выполняться, и чтобы она шла в одной линии со Стратегией социально-экономического развития республики.
Пресс-служба Ил Тумэна
Рассмотрены итоги работы транспортного комплекса Якутии на 2022 год и задачи на 2023 год
15 ноября 2022 года прошло совместное расширенное заседание Коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) и Общественного совета Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).
15 ноября 2022 года прошло совместное расширенное заседание Коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) и Общественного совета Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я).
В расширенном заседании Коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) приняли участие Председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко, министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Сивцев, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дмитрий садовников, народные депутаты Якутии, представители дорожно-транспортной отрасли.
Заседание началось со вступительного слова Председателя Правительства РС (Я) Андрея Тарасенко. По его словам, в условиях ограничений, разорванных налаженных связей, у нас продолжает развиваться авиация, мы продолжаем летать, перевозить пассажиров и грузы.
«Да есть трудности, но сейчас мы уже ведем переговоры с нашими поставщиками и заводами для закупки новых самолетов, со странами, которые ищут возможности для открытия перелётов и новых линий. Благодаря этому мы не будем летать за рубеж через Москву. Например, ведем переговоры с Турцией для возможности открытия прямого рейса.
Также и с другими странами, например, с Южной Кореей», – подчеркнул он.
Андрей Тарасенко отметил, что в республике реализуется большая федеральная программа по ремонту аэропортов, зданий систем обслуживания, чтобы у жителей республики появилось больше возможностей для перелетов внутри республики и за ее пределами. Стоит огромная задача по обеспечению и созданию комплекса услуг.
По словам Андрея Владимировича, идёт повышение цен, срывы контрактов. Но наша сплоченность позволила выполнить и довести все запланированное и включить новые аэропорты, для обеспечения транспортной доступности республики.
Председатель Правительства Якутии отметил, что по малой авиации в работу включаются такие организации как ДОСААФ, которые выполняют заказы республики по лесоохране, пожаротушении, доставке продуктов питания в отдаленные районы республики.
Андрей Тарасенко также обратил внимание на развитие железнодорожного транспорта. Он сообщил, что подготовлен план строительства железной дороги от Якутска до Магадана, здесь ведутся переговоры с РЖД. Как отметил Андрей Тарасенко, республика намерена начать проектирование участка перспективной железной дороги.
«Это поможет нам решить также задачи по доставке грузов к Охотскому морю», – заметил здесь премьер республики. Известно, что компания «Эльга Уголь» намерена вести строительство порта и дороги до Охотского моря. Ведутся работы по логистике, перевозке грузов из Республики Саха (Якутия) в направлении Китая.
На железнодорожном транспорте открываются новые пассажирские направления из Якутска, увеличивается количество вагонов в пассажирских составах, отправляющихся из Якутии.
Премьер республики остановился на задачах, касающихся в речного транспорта – таких как обустройство причалов на реках, строительство Жатайской судостроительной верфи. Ведутся работы по обустройству глубоководного порта в Найбе на территории Булунского улуса и строительству дороги от Найбы до Усть-Куйги. Здесь идет совместная работа республики с компанией «Росатом».
Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев подчеркнул, что за 2022 год сделано много. Несмотря на это были и проблемы, на которых зампред Госсобрания остановился подробнее.
По его словам, только в этом году начали реконструкцию взлётно-посадочной полосы аэропорта «Черский», но не были решены некоторые вопросы – в итоге страдают пассажиры. «Во-первых, нагрузка на бюджет. Пришлось несколько десятков миллионов рублей выделить на осуществление стыковочных рейсов из Среднеколымска до села Андрюшкино и посёлка Черский.
И мне кажется, что если мы тут наметили что-то, то и следовало сделать все, чтобы выполнить. И тут многое зависит от нас. Потому что за этим решением стоят люди», – сказал Виктор Николаевич.
Также парламентарий отметил, что глава республики, народные депутаты, правительство постоянно проводят совещания по поддержке транспорта. «При утверждении бюджета на 2022 год мы записали в постановлении пункт о дополнении стратегии по малой авиации.
В части ремонта ВВП, реконструкции портов в этой части она выполняется, но что касается воздушных судов, то по ней мы не сдвинулись. Есть планы, на какой технике определиться, как организовать процесс, чтобы они она быстрее вошла – здесь, я считаю, нет конкретики.
Проводятся совещания, заседания в Государственной Думе, работаем с Росавиацией, но по малой авиации подвижек нет. А она связана с поддержкой нашего населения», — подчеркнул заместитель председателя Ил Тумэна.
Виктор Губарев отметил, что на «правительственном часе» в парламенте республики рассмотрели ситуацию с транспортным сообщением с Нижнеянском, в правительстве взяли этот вопрос на контроль.
Там есть аэропорт, есть работники, но в то же время, в течении года было выполнено всего лишь 2-3 рейса в Нижнеянск.
И сегодня вопросы развития транспорта, стратегия развития транспортного обеспечения в Российской Федерации, вопросы развития и поддержки малых арктических территорий стоит на повестке дня.
«Я думаю, что, несмотря на тяжелейшие условия в стране, мы выстоим. Все мероприятия, которые мы проводим в парламенте республики, на них мы приглашаем всех с конкретными предложениями решений тех или иных проблем. Такое взаимодействие у нас есть и налажено.
Но нам нужно и взаимодействие по исполнению принимаемых решений.
И сегодня мне хочется поблагодарить работников транспортного комплекса и поздравить от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики с вашим профессиональным праздником!», – заключил Виктор Николаевич.
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дмитрий Садовников поздравил работников транспорта с профессиональным праздником.
Он поблагодарил их за профессиональный труд, опыт, ответственный подход к делу, вклад в дело повышения эффективности работы транспортного комплекса РС (Я).
Также он отдельно выразил благодарность и признательность предприятиям транспортного комплекса, которые внесли свой неоценимый вклад в Год 100-летия ЯАССР.
«Сегодня не простое время. И многие коллеги из транспортного комплекса ушли выполнять свой мужской долг по защите Родины, находясь в зоне проведения Специальной военной операции.
И сейчас наши коллеги, наши предприятия отрасли принимают активное участие в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи жителям Луганской и Донецкой Народных Республик, в материально-техническом оснащении наших мобилизованных, участвующих в СВО.
Сейчас нашей стране как никогда нужна наша сплоченность, совместная работа во благо достижения наших целей. И я уверен, что мы докажем нашу сплочённость и в этом наша сила», – отметил Дмитрий Дмитриевич, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.
Итоги работы транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) по итогам работы за 2020 год
mintrans.sakha.gov.ru
Деятельность Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) в 2020 году была сконцентрирована на реализации стратегических задач, поставленных Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия). Кроме того, в текущем году работа Министерства кратно усилилась в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, когда от быстрой и слаженной работы транспортного комплекса зависит жизнь и здоровье граждан республики. Проведена работа с региональными авиакомпаниями, судоходными компаниями и предприятиями автомобильного транспорта в части своевременной доставки СИЗов, лекарственных средств до муниципальных образований, транспортировки анализов из муниципальных районов до Якутска.
В кратчайшие сроки были утверждены Регламент по перевозке лекарственных средств в труднодоступные населенные пункты Республики Саха (Якутия) и инструкция по организации перевозки контейнеров с пробами (анализами) коронавирусной инфекции (COVID-19) на борту воздушного судна.
Организовано осуществление Авиакомпанией «Якутия» 70 рейсов по вывозу из Чаяндинского месторождения вахтовых работников в количестве 7 180 человек из-за крупной вспышки коронавируса.
В период межсезонья была организована перевозка лекарственных средств и кислорода в баллонах для нужд здравоохранения на паромах в сопровождении ледоколов.
Пандемия негативно повлияла на развитие транспортного комплекса – в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вошли предприятия транспортной отрасли. В целях снижения негативных последствий для отрасли оказана государственная поддержка.
В перечень системообразующих организаций российской экономики непосредственно при участии Минтранса РС (Я) включены АО «АК «Якутия», АО «АК «Алроса», АО «АК «Полярные Авиалинии», АО «Аэропорт Якутск», ПАО «ЛОРП» и АК «Железные дороги Якутии», в рамках участия в данном перечне:
— АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» получен льготный кредит на выплату заработной платы со сроком на 1 год на сумму 196,5 млн рублей под 2% годовых (договор с ПАО «Сбербанк» от 11.06.2020 г.), при соблюдении условий кредитования кредит оплачивается государством.
— АО «Аэропорт Якутск
Якутская пятилетка: бум в дорожном строительстве — Российская газета
Огромную помощь в исполнении этой задачи оказал приоритетный национальный проект «Безопасные качественные дороги».
Благодаря колоссальной федеральной поддержке Якутия в последние годы активно ремонтирует и строит автодороги, устанавливая новые рекорды.
С 2018 по 2022 годы объемы дорожного строительства возросли более чем в два раза, построено 2,5 тысячи километров дорог и 47 мостов, из которых 11 возведены в арктических районах, 24 — на республиканских и 12 — на муниципальных дорогах.
Ежегодно на огромной территории, на которой могут разместиться пять с половиной Франций, вводится не менее полутысячи километров автодорог. Сегодня северный регион занимает второе место на Дальнем Востоке по укладке дорожного покрытия.
Благодаря нацпроекту в Якутии заасфальтировали 2,6 млн дорог, несмотря на то, что стоимость дорожных работ здесь вдвое выше, чем в центральной России.
Короткий строительный сезон, труднодоступность, болота, вечная мерзлота, огромные расстояния — все это значительно усложняет любое строительство, включая и дорожное.
Новые рекорды
Особенным в этой сфере стал минувший год, когда региону удалось привлечь из федерального бюджета дополнительный 1 млрд рублей. Общий объем федерального финансирования дорожного строительства в 2022 году составил 4,4 млрд рублей. Для сравнения в 2021 году было выделено 1,6 миллиарда, а в 2020 — 1 миллиард рублей.
Как результат — в 2022 году в республике ввели 582 км дорог и 7 мостовых переходов, завершили асфальтирование федеральной автодороги «Колыма» от Нижнего Бестяха до Чурапчи.
Что сделано
Итоги пятилетней работы впечатляют. Нацпроект «Безопасные качественные дороги» в Якутии начался с капитального ремонта крупнейших улиц Якутска. Труднодоступный Кобяйский район с вводом автодороги «Кобяй» и моста через речку Тюгюэне обрел долгожданную круглогодичную связь.
Обновленный четырехполосный участок автомобильной дороги «Нам» стал первой в республике дорогой второй технической категории.
Уникальный мостовой переход через реку Аллах Юнь на республиканской дороге «Амга» в Усть-Майском районе связал круглогодичным сообщением поселки Эльдикан, Солнечный и Югоренок.
Планы на 2023-й
В текущем году республика также не планирует отступать от намеченных планов. Здесь намерены ввести еще 266 километров автодорог, продолжить реконструкцию автодорог «Умнас», «Нам», улично-дорожной сети городской агломерации «город Якутск», ввести в эксплуатацию 4 мостовых перехода и запустить интеллектуальную транспортную систему на улицах столицы республики.
Пожалуй, одним из самых значимых результатов дорожного бума является снижение количества дорожно-транспортных происшествий.
Если в 2018 году происходило 1002 ДТП, то в 2022 их количество сократилось почти на треть, как следствие пропорционально сократилась и смертность на дорогах.
Не говоря о том, как радуются новым дорогам простые жители Якутии, в чьи села не было круглогодичных дорог в советские годы.
Ленский мост — не мечта, а реальность
Важнейшим результатом автодорожной пятилетки должен стать Ленский мост, без которого немыслимо исполнение поручения президента РФ Владимира Путина об обеспечении к 2030 году круглогодичного бесперебойного транспортного сообщения по федеральным автодорогам «Вилюй», «Колыма» и «Лена».
Ленский мост включен в мастер-план городской агломерации как важнейший транспортный узел, который должен соединить три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.
Ленский мост включен в пятилетний план дорожной деятельности страны, согласно которому мост должны начать строить в 2025 году. Но республика планирует начать строительство раньше, после прохождения госэкспертизы.
В якутии началась расстановка приоритетов бюджета на 2018 год
Егор Борисов начал серию совещаний с органами исполнительной власти по рассмотрению приоритетных направлений и расходов бюджета республики в 2018 году.
Первыми о ситуации доложили представители министерств и ведомств, курируемых заместителем председателя правительства Алексеем Колодезниковым.
Глава напомнил, что доходы государственного бюджета республики в 2018 году составляют 188 млрд. 676 млн. рублей, расходы – 190 млрд. 203 млн. рублей, дефицит – 1 млрд. 527 млн. рублей.
Как отмечалось ранее, Якутия остаётся регионом с управляемым государственным долгом и не войдёт в программу реструктуризации долгов.
«Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) является главным распорядителем бюджетных средств по государственной программе «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2020 годы», – говорится на сайте главы республики.
По данным министра Данила Саввинова, объём бюджетных ассигнований программы на 2018 год составляет 16 млрд. 602 млн. рублей.
Данные средства направляются на поддержание платёжеспособности населения за потреблённые жилищно-коммунальные услуги, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, обращение с отходами производства и потребления, благоустройство индивидуального жилья.
Участники мероприятия рассказали о проведении энергоэффективных мероприятий в посёлках Депутатский и Жатай, благодаря чему достигнуты заметные результаты по экономии средств.
Положительный итог ожидается от внедрения комплексных мероприятий «генерация – потребитель» в Ожулунском наслеге Чурапчинского улуса и посёлке Тикси Булунского района. Плановая экономия должна составить 8,3 млн. рублей для потребителей и 36,3 млн. рублей для котельных.
Также Данил Саввинов поделился с итогами и планами по предоставлению компенсации отдельным категориям граждан за оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Семен Винокуров сообщил, что ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» составляет 16 млрд. 161,2 млн. рублей. По поручению главы республики в этом году предстоит завершить строительство дороги «Амга».
«На участке «Амга – Усть-Майя» осталось 34 километра, по Вашему второму поручению, Егор Афанасьевич, в этом году должны построить 10 километров дороги «Кобяй», а в 2019 году завершить оставшиеся 8 километров», – сообщил министр.
Средства для строительства участков дорог в бюджете республики в подпрограмме «Дорожное хозяйство» заложены. Также предусмотрены средства на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на 2018 год. Кроме того, Семен Винокуров доложил о мероприятиях по подпрограммам «Железнодорожный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт» и «Автомобильный транспорт».
По данным председателя Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрия Зайцева, ресурсное обеспечение госпрограммы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» составляет 2 млрд. 987 млн. 812 тыс. рублей.
По поручению Егора Борисова в 2015-2017 годах в государственную собственность из муниципальной принято 30 объектов пожарных депо, требуется принятие в госсобственность ещё 42 объектов. В 2018 году планируется принять 10 объектов, на их содержание дополнительно понадобится 30 млн. 751,5 тыс. рублей.
Между тем накануне на встрече Ил Дархана с главами наслегов и улусов вновь прозвучало предложение о необходимости передачи пожарных депо на республиканский уровень.
Финансирование подпрограммы «Развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы» на 2018 год составляет 1 млрд 115 млн. рублей – 353 млн. из республиканского бюджета, 627 – из федерального бюджета.
«В 2017 году на землях лесного фонда зарегистрировано 634 лесных пожара на общей площади 1,7 млн. гектаров. В период действия режима ЧС в лесах регионального характера с 3 июля по 28 августа ликвидировано 189 лесных пожаров на общей площади 88 тыс. гектаров.
Ущерб от лесных пожаров составил 209 млн. рублей», – сообщил руководитель департамента Вячеслав Попов.
Докладчик внёс предложения об увеличении финансирования мероприятий на подготовку к пожароопасному сезону 2018 года, на приобретение специализированной техники на лизинговой основе для «Якутлесресурса» и на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на 2018 год.