Развитие промышленности в хабаровском крае
- ОКВЭД:
- 28 Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
- 29 Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
- 30 Производство прочих транспортных средств и оборудования
- 33 Ремонт и монтаж машин и оборудования
- ОКВЭД:
- 13 Производство текстильных изделий
- 14 Производство одежды
- 15 Производство кожи и изделий из кожи
ОКВЭД:
21 Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
ОКВЭД:
20 Производство химических веществ и химических продуктов
ОКВЭД:
27 Производство электрического оборудования
ОКВЭД:
16 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
ОКВЭД:
26 Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
- ОКВЭД:
- 24 Производство металлургическое
- 25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
- ОКВЭД:
- 10 Производство пищевых продуктов в части промышленных биотехнологий
- 17 Производство бумаги и бумажных изделий
- 22 Производство резиновых и пластмассовых изделий
- 23 Производство прочей неметаллической минеральной продукции
- 31 Производство мебели
- 32 Производство прочих готовых изделий
- Соответствие принципам наилучших доступных технологий либо импортозамещаемая продукция или продукция с экспортным потенциалом.
- Устойчивое финансовое состояние.
- Экономическая обоснованность.
- Приобретение лицензий и патентов (не более 10% от суммы займа).
- Приобретение и монтаж промышленного оборудования.
- Общехозяйственные расходы по проекту (не более 10% от суммы займа).
Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» — ежемесячное деловое издание — Власть — Политика — Экономика — Бизнес
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Смотреть PDF
Открыть тему номера
Почему Хабаровский край так и не стал промышленным гигантом. Территория кризисов
Хабаровский край – один из главных промышленных центров Дальнего Востока
Хабаровский край – один из главных промышленных центров Дальнего Востока. Металлургия, самолетостроение, судоремонт – разнообразие производств в регионе просто зашкаливает.
В то же время большая часть местных заводов являются проблемными. Причины такого положения дел самые разные, но итог одинаковый.
Подробнее – в материале «ФедералПресс» в рамках спецпроекта «Паспорт регионов Дальнего Востока».
Губернаторский завод
Пожалуй, наиболее распиаренным предприятием Хабаровского края является металлургический завод «Амурсталь». Причина понятна: оно неразрывно связано с экс-губернатором Сергеем Фургалом и политическим скандалом вокруг него. Из-за медийной активности у многих складывается впечатление, что металлургический завод является чуть ли не основой экономики региона.
Это совсем не так: по большому счету, история «Амурстали» насчитывает около четырех лет. Большую часть нулевых и десятых предприятие находилось на грани гибели. После развала Союза завод ждала черная полоса. Он стал банкротом, имел многомиллиардные долги, на месяцы останавливал производство. Вместо миллиона тонн продукции в год «Амурсталь» к 2016 году выдавала меньше сотни тысяч.
В 2017 году завод приобрела металлургическая компания «ТОРЭКС», основанная Сергеем Фургалом. За несколько лет завод удалось разогнать до прежних мощностей. На руку предприятию играло то, что оно было единственным на Дальнем Востоке, – в других регионах ДФО металлургических предприятий нет. Так что «Амурсталь» действительно стала одним из самых значимых предприятий Хабаровского края.
Сейчас завод вновь оказался на грани банкротства. Его делят между собой супруга Сергея Фургала и новый мажоритарный владелец Станислав Бальский. Проблемы с кредитами, арест экс-губернатора и масса иных проблем поставили «Амурсталь» на грань краха. Выйдет ли она из этого кризиса, сказать трудно.
«Суперджеты» и распиаренные истребители
Куда более значимый вклад в экономику края вносит авиационная промышленность. В Комсомольске-на-Амуре собирают как военные, так и гражданские самолеты. Однако здесь тоже не все так гладко.
«Гвоздем программы» является SSJ-100 – тот самый проблемный «Суперджет». С 2008 года предприятие выпустило уже 200 самолетов, включая опытные образцы.
Неплохая, на первый взгляд, цифра, если не вдаваться в детали.
Масштабы производства «Суперджетов» довольно скромные – во всяком случае, по сравнению с первоначальными замыслами. В 2007–2013 годах планировалось выпустить почти 240 машин. К этой цифре завод не приблизился до сих пор. Из 199 серийных самолетов заказчики получили 164, сейчас из них летает всего 127.
Основная причина такого положения дел – масса проблем с конструкцией «Сухого», из-за которой от машины стали отказываться многие авиакомпании. Как зарубежные, так и отечественные. Например, компания «Ямал» в прошлом году рассказала, что половина закупленных ею SSJ-100 попросту сломалась.
Ими в итоге перестали пользоваться.
Так что сейчас будущее проекта под вопросом, а это неизбежно повлияет на экономику всего Хабаровского края. Впрочем, назвать перспективы совсем уж мрачными нельзя.
Одним из лоббистов «Суперджета» является Игорь Шувалов, возглавляющий госкорпорацию «ВЭБ.РФ». Не исключено, что именно ему передадут полномочия упраздненных институтов развития ДФО.
В этом случае производство SSJ-100 наверняка будут поддерживать.
Ничуть не лучше обстоит дело с военным производством – речь идет про Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ). С одной стороны, сейчас он находится на острие армейских технологий: там собирается новейший истребитель Су-57. Однако на деле с реализацией проекта есть сложности.
Первый серийный образец нового самолета потерпел крушение в декабре прошлого года. Как скоро предприятие действительно начнет презентовать готовые истребители, не очень понятно.
Не исключено, что машину постигнет судьба разрекламированного танка «Армата», производство которого до сих пор толком не началось.
Никакого производства
Значимой отраслью для Хабаровского края является судостроительство. В регионе работает сразу несколько крупных предприятий. Прежде всего это Амурский судостроительный завод (АСЗ) и Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ). Все они до последнего времени пребывали в глубоком кризисе.
Взять, например, АСЗ – некогда крупный производитель атомных подводных лодок. С 2008 года предприятие несло многомиллионные убытки, стояло на грани банкротства.
Нормального производства не было много лет: с 2006 по 2016 год завод построил всего четыре корабля.
Нормальные заказы начали поступать на него совсем недавно: за последние 2 года АСЗ выпустил четыре корабля, последний из которых спустили на воду летом.
Хабаровский завод также переживает непростые времена: в последние годы предприятие в основном судилось с разными коммунальными компаниями.
Предприятие, ранее являвшееся флагманом производства, стало выпускать лишь мелкие пассажирские суда и военные десантные катера.
Ситуация немного улучшилась в прошлом году: сейчас ХСЗ занимается строительством краболовов. Необходимость в таких судах возникла после введения крабовых аукционов.
В погоне за прибылью
Еще одно крупное хабаровское предприятие – завод «Дальхимфарм», производящий лекарства. Казалось бы, такое нужное производство должно стать одной из опор местной экономики. Тем более сейчас, когда в стране бушует эпидемия. Однако этого так и не произошло.
Причина – цены на продукцию предприятия. Уже несколько лет подряд хабаровские аптеки закупают большую часть лекарств где угодно, только не в «Дальхимфарме».
Это просто дешевле: банальный аспирин выгоднее купить в Перми и привезти в Хабаровск, чем закупать его в регионе.
Именно во время коронакризиса эта проблема стала наиболее ощутимой. Например, с началом второй волны пандемии предприятие вдвое увеличило цены на антибиотик «Левофлоксацин». Лекарство сейчас стоит под 800 рублей – еще месяц назад его отпускали за 400.
В самой компании объясняют подорожание «ажиотажным спросом». Однако такой ход стал, как говорит один известный любитель ракет, выстрелом в ногу. Продукцию «Дальхимфарма» попросту стали меньше покупать.
Так что отечественную фармакологию в Хабаровском крае развивать пока тоже не очень получается.
Туманное будущее
В Хабаровском крае складывается почти парадоксальная ситуация. Регион обладает огромными производственными мощностями и легко мог бы стать «дальневосточным Челябинском».
Однако за последние десятилетия этого так и не произошло. Более того, флагманы местной промышленности только-только начинают выбираться из кризиса.
Ни времена нефтедолларов, ни реформы, ни смена властей никак не помогли решить имеющиеся проблемы.
Как отмечают эксперты, во многом здесь играет роль отсутствие нормального баланса между политикой и экономикой. Во времена Виктора Ишаева край был политически стабильным, но промышленность переживала мощнейший кризис.
При Вячеславе Шпорте единственным успешным промышленным предприятием стала «Амурсталь», при этом экономика региона рухнула в пропасть из-за набранных кредитов. После двух лет правления Фургала, превратившихся в затяжную политическую войну, на грань гибели встала и «Амурсталь».
Чтобы прекратить этот порочный круг, будущему губернатору края предстоит навести порядок и в политике, и в экономике. Без этого регион попросту растеряет все остатки своего потенциала.
amurstal.com, srhk.ru, khabkrai.ru, knaaz.org
Добыча в Хабаровском крае: объёмы, перспективы, задачи | Добывающая промышленность
21.02.2023
Хабаровский край занимает 4 место по площади среди субъектов нашей необъятной страны. И здешние недра богаты полезными ископаемыми. О том, как сейчас развивается горнодобывающая отрасль региона, на международном конгрессе «Золото России и СНГ» рассказал первый заместитель министра природных ресурсов края Андрей Ковальчук.
polymetalinternational.com
Про Хабаровский край можно с уверенностью сказать, что это один из российских регионов, важное место в экономике которого занимает горнодобывающая отрасль. Посудите сами: на её долю приходится более 7% ВРП и более 11% дохода от общего бюджета края, сообщил Андрей Ковальчук. Регион стабильно располагается на верхних строчках рейтинга по добыче золота среди субъектов РФ.
«Хабаровский край занимает одну из лидирующих позиций по добыче, 3 место в ДФО и 4 место в РФ, объём добычи по итогам прошлого года вышел практически 27 тонн», — отметил г-н Ковальчук.
По данным Государственного баланса запасов ископаемых, в 2020 году в недрах края находилось670,7 т золота.
Значимость золотодобычи можно увидеть и по количеству работающих в отрасли предприятий. Если говорить конкретно, 36 из 39 промышленных предприятий края — золотодобывающие. Из них большинство (27) специализируется на рассыпном золоте.
Общая мощность всех золотоизвлекательных фабрик края составляет около 9 млн т руды в год. При этом число предприятий в регионе постоянно увеличивается, например, 19 сентября 2022 года в эксплуатацию ввели Кутынский ГОК — одно из подразделений «Полиметалла».
Как сообщил г-н Ковальчук, на территории края расположены 12 обогатительных предприятий, из них 9 — это ЗИФ.
Не золотом единым
Хотя о горнодобывающей отрасли Хабаровского края и можно сказать, что золото — «всему голова», это не единственный ресурс, приносящий региону прибыль. Из трёх предприятий, которые не заняты переработкой золота, два специализируются на работе с оловом и ещё одно — с платиной.
Всего в крае расположено 13 оловянных месторождений, на которых, как правило, сосредоточены и запасы меди, а их, по данным Госбаланса, в 2020 году насчитывалось 5416, 9 тыс. т.
«Производственный потенциал отрасли представлен 9 подземными рудниками, в том числе 2 рудниками цветных металлов. Добыча олова в промышленных масштабах осуществляется только в Хабаровском крае, в перспективе мы планируем войти в число ведущих регионов и по добыче меди», — отмечает Андрей Ковальчук.
То есть в будущем хабаровчанам придётся посоревноваться с недропользователями Красноярского края, Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей, лидирующими по добыче меди.
https://www.youtube.com/watch?v=Lv0CSnRQPOQ\u0026pp=ygVQ0KDQsNC30LLQuNGC0LjQtSDQv9GA0L7QvNGL0YjQu9C10L3QvdC-0YHRgtC4INCyINGF0LDQsdCw0YDQvtCy0YHQutC-0Lwg0LrRgNCw0LU%3D
В крае добывают и другие драгметаллы, помимо золота, а именно серебро и платину.
По данным Госбаланса за 2020 год, запасы серебра в регионе составляли 2 198 т (27 комплексных месторождений), запасы платины — 8 206 кг (5 россыпных месторождений).
Также на государственном балансе числится пока единственное выявленное в Хабаровском крае газовое месторождение Адниканское, балансовые запасы которого оценивают в 2 млрд м3 газа. Кроме того, как сообщил г-н Ковальчук, в крае уже выдали 3 лицензии на геологоразведку углеводородного сырья.
Если говорить о других видах топлива, то в регионе добывают уголь, прежде всего каменный. На 6 угольных месторождениях сосредоточено 2 300,305 млн т сырья. То есть точки роста добывающей промышленности обозначены.
Планы развития
Перспективы горнодобывающей отрасли Хабаровского края видятся не только в открытии новых производств, но и в усовершенствовании уже действующих. Так, например, на ГОКе компании «Геопроминвест», кроме медного, планируют получать и оловянный концентрат.
В сфере добычи олова планируют выполнить ещё несколько проектов: ГОК на Правоурмийском месторождении и сопутствующий металлургический комбинат в Амурске для переработки оловянных концентратов.
Как считает г-н Ковальчук, строительство металлургического комбината «позволит вовлекать в производство дополнительные месторождения олова и меди, находящиеся в статусе разведки и консервации, а также закроет внутреннюю потребность в металлическом олове». Однако завершения этого проекта придётся ждать до 2028 года.
Конечно, не останется без внимания и гордость региона — золотодобывающая промышленность. В ближайшие годы в крае намерены завершить модернизацию Амурского гидрометаллургического комбината («Полиметалл»), закончить освоение месторождения Малютка, построить ГОКи на золоторудных месторождениях Дяппе и Чульбаткан.
«Особое значение для края имеет поэтапный ввод в эксплуатацию ГОКа на Малмыжском месторождении, чьи балансовые запасы оцениваются в 5,2 млн т меди и 278 т золота. С его вводом Хабаровский край станет крупным центром по добыче медного концентрата», — делится планами г-н Ковальчук.
polymetalinternational.com
Как отметил спикер, в регионе применяют весь комплекс инвестиционных мер федеральной поддержки, в том числе налоговых. Правительство края оказывает добывающим предприятиям организационную поддержку, например, проводя информационно-консультационные мероприятия.
«В настоящее время поддержкой в виде субсидирования на создание объектов инфраструктуры воспользовались 2 предприятия, сумма субсидий составляет более 430 миллионов рублей. В результате в отрасли реализуется 9 проектов высокой и средней степени готовности общей стоимостью более 560 миллиардов рублей», — рассказывает г-н Ковальчук.
Вложения, несомненно, нужны и для расширения минерально-сырьевой базы края. Как сообщил спикер, инвестиции в поисковые и геологоразведочные работы в 2022 году уже составили порядка 7,6 млрд рублей.
Так, местное Министерство природных ресурсов наладило взаимодействие с компанией «Росгеология» для доразведки перспективных участков добычи, например месторождения платиновых руд Кондёр.
Кроме того, недропользователи края планируют сосредоточиться на разведке редкоземельных металлов. В частности, добычу апатитов могут начать на Улканском рудном узле, рассказал г-н Ковальчук.
Не всё так гладко
Конечно же, горнодобывающая промышленность Хабаровского края, как и любая сфера деятельности, не может обойтись без подводных камней. Г-н Ковальчук отметил, что сейчас недрользователям необходима поддержка на федеральном уровне.
В частности, спикер упомянул широко обсуждаемую проблему цены золота, ведь существующие дисконты подчас делают добычу вовсе нерентабельной.
Другие вопросы, волнующие промышленников края — это невозможность проводить геологоразведку и разработку месторождений в резервных лесах и длительные сроки перевода земель лесного фонда из одной категории в другую. Кроме того, между лесопромышленниками и недропользователями часто возникают конфликты, потому что совместное пользование участками леса никак не регулируется.
По словам г-на Ковальчука, Министерство природных ресурсов края уже вносит свои предложения по разрешению вопросов в вышестоящий орган — Министерство природы РФ.
Открыты для сотрудничества
«На территории края реализуется проект строительства Тихоокеанской железной дороги, она как раз будет проходить по перспективным площадям добычи. Поэтому, если есть предприятия, которые заинтересованы вложиться в разведку Хабаровского края, добро пожаловать.
Текущая обеспеченность ресурсами и дальнейшая доразведка перспективных площадей позволяют нам говорить о созданных условиях по дальнейшему наращиванию добычи драгоценных и цветных металлов с прицелом на редкие металлы», — приглашал к сотрудничеству во время форума г-н Ковальчук.
Как видите, перед горнодобывающей отраслью Хабаровского края на сегодняшний день открываются различные перспективы. Что из запланированных проектов будет реализовано и насколько успешно, покажет время. Однако сдавать свои позиции среди отечественных «добытчиков» недропользователи этого региона явно не собираются.
Дарья Ципотан
Два года работы Михаила Дегтярева: промышленность Хабаровского края уверенно развивается — МК Хабаровск
На прошлой неделе, 20 июля, исполнилось ровно два года с тех пор, как Михаил Дегтярев возглавил Хабаровский край. Как развивалась промышленность в Хабаровском крае, какие изменения произошли — читайте в материале о главных итогах работы главы региона.
Прежде чем говорить о работе Михаила Дегтярева на посту главы Хабаровского края, стоит отметить, что губернатору не только удалось выстроить баланс приоритетов работы исполнительной власти.
Под его руководством краю удается решать и масштабные экономические задачи, заниматься строительством социальных и инфраструктурных объектов, при этом он не забывает о людях — расширяются программы оказания социальной помощи, поощряются общественные инициативы, решаются застарелые проблемы, волновавшие жителей края не один год.
В плане развития промышленности хорошие результаты показали ключевые отрасли — авиастроение и судостроение. Так, в 2021 году запустили 22 самолета «Сухой СуперДжет-100», отправили на достроечную базу корвет «Резкий», произвели закладку корветов «Грозный», «Буйный», «Бравый», стартовал проект легкого тактического самолета Су-75.
Авиастроение
Изменения наметились в строительстве сверхманевренных многофункциональных истребителей поколения «4++» Су-35С. Был подписан новый государственный контракт. Так, в августе 2020 года в ходе шестого Международного военно-технического форума «Армия-2020» было решено, что новый контракт позволит обеспечить загрузку предприятия до 2028 года.
Также в 2021 году КнААЗ включен в активную работу над проектом легкого тактического самолета Су-75 (Checkmate), первый экземпляр-демонстратор которого представлен на авиасалоне МАКС-2021. В планах решение вопроса по определению предприятия единственным поставщиком нового самолета.
В условиях санкционных ограничений в 2022 году усилена работа производственного центра «Корпорации «Иркут» в Комсомольске-на-Амуре по подготовке производства нового самолета SSJ-NEW с комплектующими российского производства (включая двигатель), что сделает поставки самолета независимыми от санкционных мер. Первый полет нового самолета запланирован в следующем 2023 году. Кроме того, серийные поставки российским авиакомпаниям планируются с 2024 года.
Промышленность Хабаровского края уверенно развивается
«Байкал на Амуре»
Также прорабатывается вопрос размещения производства легкомоторного самолета «Байкал» в Комсомольске-на-Амуре с применением режима ТОСЭР «Комсомольск». Отмечается, что новое производство обеспечит с 2025 года серийное производство до 20 самолетов в год.
Кроме того, планируется увеличить объем выручки в гражданском авиастроении на 2,5 миллиарда рублей в год, создать 80 новых рабочих мест.
Инвестиции по проекту составляют 2,5 миллиарда рублей — это средства федерального бюджета, вложенные в создание инфраструктуры и производственных объектов.
Еще 0,5 миллиарда рублей — частные инвестиции в оснащение производства технологическим оборудованием.
- Судостроение
- Что касается судостроения, то на судостроительных предприятиях края размещены новые заказы, активизирована работа по финансовой поддержке предприятий.
- Так, в результате работы с федеральными органами исполнительной власти по загрузке судостроительных производств в декабре 2020 года ПАО «Амурский судостроительный завод» подписаны новые контракты с Минобоpоны России на строительство серии корветов проектов 20380 и 20385 из шести единиц, что позволит обеспечить загрузку предприятия по линии гособоронзаказа в период до 2028 года.
Наметились сдвиги по сдаче третьего корвета в 2020 году проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».
С 2021 года и по настоящее время прошла закладка пяти многоцелевых сторожевых кораблей ближней морской зоны (корветов) проектов 20380, 20385.
Также завершены основные этапы строительства двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов проекта CNF11CPD, суда направлены на сдаточную базу предприятия во Владивосток для проведения окончательных работ.
До конца 2022 года планируется сдать корвет проекта 20380 «Резкий» Тихоокеанскому флоту.
Отметим, что по результатам проработки вопроса финансового оздоровления судостроительных предприятий края в 2020 году проведена частичная докапитализация ПАО «АСЗ» в размере 37,4 процента от необходимого объема вложений. Работа по данному вопросу продолжается в настоящее время.
В декабре 2021 года подписан новый контракт на строительство дноуглубительного несамоходного землесоса проекта 4395 для ПАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», в конце июня 2022 года проведена закладка судна. Также 14 мая текущего года спущено на воду краболовное судно проекта 03141 «Омолон», построенное по заказу магаданской компании.
Фонд развития промышленности Хабаровского края
Правительство края и Минпромторг России проработали вопросы докапитализации краевого фонда из федерального бюджета в 2022 году.
Так, 80 миллионов рублей ушло на займы предприятиям для реализации проектов по развитию производств. Денежные средства в размере 51,2 миллиона рублей — на гранты предприятиям для возмещения процентов по кредитам на пополнение оборотных средств.
Министерство подготовило проект заявки для участия в июле 2022 года в конкурсном отборе Минпромторга России на получение в 2023 году субсидии из федерального бюджета для докапитализации фонда в размере 116,8 миллиона рублей (из них: краевой бюджет — 23,4 миллиона рублей, федеральный бюджет — 93,4 миллиона рублей).
Лесной комплекс
В 2021 году для охраны лесов от пожаров приобретено 84 единицы лесопожарной техники, 143 единицы оборудования и 39 единиц инвентаря на сумму 235, 99 миллиона рублей. Кроме того, одна единица лесохозяйственной техники, 25 единиц оборудования и 72 единицы инвентаря на сумму 24,34 миллиона рублей.
Выращено в 54 теплицах и лесных питомниках 18,6 миллиона штук саженцев для лесовосстановления. В 2022 году в рамках национального проекта «Экология» Хабаровскому краю выделено 80,65 миллиона рублей на закупку техники
Промышленность хабаровского края кратко
Обновлено: 20.07.2023
Промышленное производство — одна из важнейших составляющих в экономике Хабаровского края. У нас производят машины и транспортные средства, химическое, металлургическое и электрооборудование.
- Промышленное производство
- В структуре промышленного производства добыча полезных ископаемых занимает 18,9 %, обрабатывающие производства – 61,2 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 19,9 процента.
- Перечень наиболее крупных промышленных предприятий Хабаровского края, определяющих развитие соответствующей отрасли
Обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес среди обрабатывающих производств занимают: машиностроительный комплекс (41,2 %), нефтепереработка (21,9 %), производство пищевых продуктов, включая напитки (13,5 %), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (12,1 %).
Увеличены объемы производства колбасных изделий, масла сливочного, мороженого. Улучшились показатели производителей мяса и субпродуктов, хлеба и кондитерских изделий. Возросла переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов.
Промышленность Хабаровского края на нашем сайте представлена следующими предприятиями:
Информация
Хабаровский край – субъект Российской Федерации, расположенный на Дальнем Востоке России. Административный центр края – город Хабаровск. На севере граничит с Магаданской областью и Якутией (республика Саха), на юго-востоке – с Приморским краем, на западе – с Амурской областью, на юго-западе – с Еврейской автономной областью и Китаем.
Основную долю в промышленности Хабаровского края занимают машиностроение, производство электро- и электронного оборудования, металлургия и металлообработка, химическое производство. Значительную часть занимает лесная промышленность, необработанное сырье и изделия из дерева поставляются в другие регионы России и за рубеж. Разрабатываются и эксплуатируются месторождения драгоценных металлов.
Пищевая промышленность представлена производством и переработкой различных продуктов. В пищевой сфере основную часть занимает промысел и переработка рыбы, присутствуют молочные и пивоваренные заводы.
– Хм. Вообще-то, текстиль, но тоже пойдет. А Хабаровский край?
– Эммм. Уссурийские тигры. Купюры по 5000 рублей.
Нет, ну реально. Спросите обычного гражданина и он навряд ли ответит, чем же именно знаменит Хабаровский край. Что он даёт для страны?
Нам не известны Хабаровские продукты питания, хабаровская одежда, электроника или автомобили. «Нам» – я имею в виду противоположной части страны. Дальний Восток для нас действительно «дальний» и что там происходит мы можем узнавать только из СМИ и Интернета.
Если посмотреть на карту, то Хабаровский край занимает огромнейшую территорию почти в 800 000 квадратных километров.
Это так много, что превышает площадь любого европейского государства, включая Украину и Францию. Германия, например, уместится в Хабаровском крае дважды.
При этом, если мы соберем, скажем, все хабаровские пахотные земли, то они займут всего лишь 1/1000 часть территории края (0,1%). Короче говоря, сельским хозяйством регион не славится.
Но зато славится лесом. Представьте Испанию, в которой нет городов, дорог, виноградников, полей, рек, озер.
Ничего. Представьте Испанию, целиком заросшую лесом. От края до края. Это и будет лесной массив Хабаровского края. 520 000 квадратных километров леса.
Процентное соотношение леса в крае – 66% от всей территории
Лесная промышленность – одна из ведущих отраслей местной экономики. Правда, до 90% добытой древесины уходило и уходит в Китай (в т.ч. и благодаря Фургалу). Так что, имеется практически нулевая вероятность того, что стул или шкаф-купе в вашей квартире изготовлены из хабаровского леса. Ну, если только это не китайский стул или шкаф-купе.
В итоге, лесную промышленность Хабаровского края мы тоже отметаем.
Что там еще остаётся?
По карте видно, что регион имеет огромную береговую линию. Настолько большую, что именно Хабаровский край стоило бы назвать истинным «приморьем».
И т.к. соседство с морем непременно приносит рыбу, то рыбная промышленность – еще одна из главных строчек местной экономики.
В регионе существует до 10 крупных рыбоперерабатывающих заводов, еще несколько десятков мелких. Порядка 80 рыболовецких судов ходят по всему Охотскому и Японскому морях, добираясь даже до Камчатки и дальше.
- Хабаровские рыбаки ходят даже в Берингово море
- В общем, рыбная промышленность как таковая существует и даже развивается (особенно в последние годы), но всё же – потенциал Хабаровского края в этом плане реализован едва ли на четверть.
- Достаточно сказать, что даже если всю добытую хабаровскую рыбу продавать внутри России, то каждому россиянину будет доставаться всего лишь 150 грамм хабаровской рыбы в месяц.
- Согласитесь, этот не тот объем, который способен давать регион, имеющий бОльшую береговую линию, чем Южная Корея.
- Так неужто там совсем ничего не производят?
На самом деле, всё не так плохо. Не могу сказать, что прям очень-очень хорошо, но и не прям «конец».
Например, именно в Хабаровском крае выпускают знаменитый самолёт Сухой Супер Джет (SSJ-100), ставший одним из немногих современных российских самолетов для гражданской авиации.
- Авиационный завод расположен в Комсомольске-на-Амуре и производит еще и современнейшие истребители:
- – Су-35 (поколение 4++)
- – Су-57 (5 поколение)
Кстати, немногие знают, но на этом же авиационном заводе производят и гражданскую продукцию. Например, в одно время там выпускался велосипед «Космос». Так что, если увидите такой – потрогайте. Он родственник истребителя.
Судостроение
В Комсомольске-на-Амуре строят еще и военные корабли. Занимается этим Амурский судостроительный завод.
Раньше завод строил даже подводные лодки (всего было выпущено несколько десятков атомных и дизельных лодок). Сейчас же строят только надводные корабли типа «корвет» (фрегат).
Причем, после распада СССР никакого производства долгое время не было. Лишь в 2006 году заложили очередной корвет «Совершенный». А всего за последнее время было заложено 8 корветов.
Сейчас идет процесс подписания контракта на постройку еще 10 современных корветов. Этот контракт загрузит завод на 15 лет непрерывной работы.
Что еще?
Хабаровский край может похвастаться крупным аккумуляторным заводом, кабельным заводом. Нескольким заводами гражданского судостроения.
Здесь же выпускают запчасти для «Боинга», а например, завод «ДальЭнергоМаш» производит современные газовые турбины и компрессоры.
Стоит сказать и про «АмурМеталл» – единственный на Дальнем Востоке металлургический завод. Правда, работает он как-то не очень хорошо.
Дальний Восток сейчас переживает бум спроса на чёрный металл. Он требуется на космодром «Восточный». На строительство крупнейшего в мире ГПЗ «Амурский». На один из крупнейших в мире судостроительных заводов «Звезда» (который производит корабли водоизмещением по 300 000 тонн).
Металл нужен и на возрождение БАМа, да хотя бы на те же авиационные и судостроительные заводы Комсомольска.
Но, несмотря на такой рынок, «Амурметалл» дышит на ладан и совершенно не вырабатывает свой потенциал. Видимо, за это тоже нужно сказать спасибо Фургалу (о его серых схемах с «АмурМаталлом» сказано уже не мало).
В целом, Хабаровский край, пока еще, – спящая сокровищница. Мы как-то привыкли, что Дальний Восток – это реально одна тайга и медведи, которые дерутся с тиграми.
Но ведь там же, всего в нескольких сотнях километров находятся развитые, сверхнаселённые государства – Япония, Южная Корея, Китай. Их наличие демонстрирует, что эта часть света вполне пригодна для проживания и построения мощной экономики. Да, климат похуже, но зато не трясет так сильно как в Японии.
В общем, я считаю, что разворот России на Восток – очень грамотный стратегический шаг. 21-22 века должны стать эпохой Дальнего Востока. Точнее, он будет уже не «дальним», а самым что ни на есть Центральным.