Полезное

Район падения отделяющихся частей ракет

АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» поручена эксплуатация районов падения отделяющихся частей ракет-носителей при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур «Восточный», расположенных на территории Российской Федерации.

Район падения отделяющихся частей ракет

АО «ЦЭНКИ» – головное предприятие по экологическому мониторингу территории космодрома Байконур.

О работе Отделения  районов падения АО «ЦЭНКИ» при запусках космических аппаратов

Запуски космических аппаратов сопровождаются падением на землю отделяющихся частей (ОЧ) ракет-носителей (РН) (отработавшие ступени, головные обтекатели, соединительные отсеки и т. п.), обеспечивающих их выведение на орбиты.

Размеры и местоположение районов падения (РП) этих частей для каждой ракеты-носителя определяются требованиями к орбитам космических аппаратов (КА), их массой, энергетическими характеристиками РН.

Места районов падения располагаются в местностях наименее заселенных и с отсутствием или минимальным ведением хозяйственной деятельности.

Использование районов падения ОЧ РН осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» и от 24 марта 1998 г.

№ 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г.

№ 536» и на условиях договоров, заключаемых Федеральным космическим агентством с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.

Условиями договоров предусмотрено при каждом пуске РН проведение в районах падения мероприятий по обеспечению безопасности людей, экологическому мониторингу, охране окружающей природной среды и т.д.

Выполнение условий заключенных договоров и эксплуатация районов падения при проведении запусков космических аппаратов с космодрома Байконур поручено АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (АО «ЦЭНКИ»), а непосредственное проведение организационно-технических мероприятий по эксплуатации районов падения и обеспечение безопасности в них организовано и проводится головным отделом районов падения АО «ЦЭНКИ», как правило во взаимодействии с соответствующими структурами МЧС России на территории субъектов Российской Федерации, местными природоохранными органами и другими организациями по согласованию с Правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.

Отделение районов падения предназначено для выполнения работ и решения задач по обеспечению пусков РН  трассами выведения и районами падения отделяющихся частей и отвечает за своевременное проведение мероприятий и работ по выбору, оборудованию и использованию трасс выведения РН и районов падения отделяющихся частей РН, организационно-техническое обеспечение безопасности космической деятельности в районах падения ОЧ РН,  обеспечению безопасности в них и очистке от упавших фрагментов РН. Отделение районов падения входит в состав филиала АО «ЦЭНКИ»-НИИ СК.

Работы по обеспечению безопасности на территории районов падения отделяющихся частей ракет и ракет-носителей, в том числе и экологический мониторинг, проводятся в соответствии с техническими заданиями на обеспечение запуска КА, которые оформляются на каждый запуск КА. В этих технических заданиях предусмотрен исчерпывающий и конкретный перечень мероприятий по обеспечению безопасности как на территории района падения ОЧ РН, так и на трассе полёта ракет и ракет-носителей.

Районы падения расположены на территории 13-ти субъектов Российской Федерации: в Алтайском, Пермском и Хабаровском краях, Свердловской, Новосибирской, Омской, Томской, Амурской, Магаданской областях, Республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия). Всего на территории России при пусках с космодрома Байконур и «Восточный» находятся более 30 районов падения ОЧ РН, а на территории Республики Казахстан более 40 районов падения ОЧ РН.

Эксплуатация районов падения на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с  Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 г.

, а также принятым в его развитие российско-казахстанскими межправительственными соглашениями. Для этих целей на территории Республики Казахстан в городах Жезказган и Усть-Каменогорск созданы специальные организации – Базы падения.

В настоящее время Базы и районы падения находятся в ведении Госкорпорации Роскосмос и структурно входят в состав головного предприятия по их эксплуатации – АО «ВПК «НПО машиностроения».

Базы падения укомплектованы подготовленным и обученным персоналом, современными средствами поиска, связи, высокопроходимой специальной автомобильной и гусеничной техникой, а также специальными механизмами для разделки ОЧ РН.

Алгоритм выполнения мероприятий по обеспечению безопасности в районах падения ОЧ РН включает в себя:

  • заблаговременное оповещение местных администраций, на территории которых находятся районы падения ОЧ РН, о предстоящем пуске РН. Предпусковое обследование территории РП с использованием наземного транспорта или авиасредств. Эвакуация в безопасный район людей (охотников, рыболовов, сборщиков ягод, ученых, туристов и других лиц), обнаруженных в РП, наблюдение за пуском РН (падением ОЧ);
  • послепусковое обследование территории района падения ОЧ РН, поиск фрагментов ОЧ РН, их нейтрализацию от остатков компонентов ракетного топлива (КРТ), экологический мониторинг, эвакуацию и утилизацию фрагментов ОЧ РН, возвращение эвакуированных людей на место их прежнего пребывания, а также актирование последствий падения ОЧ РН.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О космической деятельности» при всех пусках ракет-носителей осуществляется страхование материального ущерба третьим лицам, к которым могут быть отнесены как физические, так и юридические лица, осуществляющие природопользование или управление (для федеральных земель) на территориях, отведенных под районы падения.

Госкорпорация «Роскосмос» и АО «ЦЭНКИ» регулярно проводят мероприятия по сокращению количества и размеров районов падения ОЧ РН и предпринимают все необходимые меры по обеспечению безопасности в районах падения.

Правовой режим земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет

  • Правовой режим земель, занятых наземными объектами космической инфраструктуры.
  • Понятие земель для обеспечения космической деятельности.
  • Земли для обеспечения космической деятельности.

Согласно ст.

92 Земельного кодекса данным видом земель признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций или объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полётами космических объектов, пункты приёма, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлётно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для обработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые в космической деятельности. Земли для обеспечения космической деятельности делятся на два основных подвида: земли, занятые различными наземными объектами космической инфраструктуры, и земли, включенные в состав районов падения отделяющихся частей ракет.

https://www.youtube.com/watch?v=1xpLN0Cbnh4\u0026pp=ygVK0KDQsNC50L7QvSDQv9Cw0LTQtdC90LjRjyDQvtGC0LTQtdC70Y_RjtGJ0LjRhdGB0Y8g0YfQsNGB0YLQtdC5INGA0LDQutC10YI%3D

Порядок использования этих земель регулируется Законом РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»[15].

Статья 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относит космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приёма, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлётно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для обработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые в космической деятельности. Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Такие земельные участки используются в качестве мест падения отделяющихся частей ракет эпизодически. Поэтому они у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ (п. 3 ст. 92 ЗК).

Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет»[16] определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.

Органы исполнительной власти субъектов РФ выделяют Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет с космодромов и полигонов. Районы падения используются на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.

Министерство обороны РФ обязано возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендатором прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.

Читайте также:  Раздел 3 строка 010

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г.

№ 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет»[17] утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах бороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

Земли для обеспечения космической деятельности

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли для обеспечения космической деятельности

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Содержание

Земельное законодательство предусматривает существование специальной категории, которая включает в себя земли для обеспечения космической деятельности.

Это территории, которые непосредственно используются или целевым предназначением относятся к деятельности государственных и коммерческих заведений по осуществлению космической деятельности.

К данным организациям относятся все учреждения, которые проводят работы по исследованию, изучению и рациональному использованию пространства космоса.

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Права на участки, которые используются при запуске космических и баллистических ракет, могут принадлежать любым частным лицам, государственным органам и ведомствам. Факт использования территорий при проведении космических ракетных исследований не является основанием для изъятия участков из личного пользования.

Состав и использование земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности имеют конкретное целевое предназначение, которое является основополагающим фактором при определении состава данной земельной категории.

К землям космической сферы относятся территории, которые используются для постройки и эксплуатации объектов специализированной инфраструктуры космической сферы на поверхности земли. Данная категория включает:

  • космодромы;
  • объекты экспериментальной базы, которые используются для проверки и испытания космической техники;
  • центры, которые предназначены для управления полетами космического летного транспорта;
  • пункты, которые используются для приема, надежного хранения и последующей обработки полученных научно-исследовательских данных;
  • базы для хранения космической летной и исследовательской техники;
  • центры и оборудование, которое используется для предварительной подготовки и профессиональных тренировок космонавтов;
  • районы приземления отделяющихся ракетных элементов;
  • стартовые комплексы;
  • взлетные и посадочные полосы;
  • пусковые установки;
  • командно-измерительные комплексы;
  • полигоны для приземления космических механизмов.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет

Государственное правительство всячески способствует развитию обороноспособности и защиты территориальных границ страны. Одним из основных направлений в данной сфере является космическая деятельность, которая важна для решения различных научных, технических, социальных и экономических задач.

Освоение космоса и разработка летальных аппаратов предусматривает проведение определенных исследований и испытаний, поэтому на территории государственных земель регулярно осуществляются плановые запуски космических и баллистических ракет.

Такие мероприятия не только благоприятно сказываются на развитии данной области, но и имеют определенные последствия – падение отделяющейся части от конструкции ракеты.

Для удачного совершения запуска ракетного оборудования требуется значительная земельная площадь, экологическое состояние и естественные свойства которой могут быть нарушены.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет, необязательно должны принадлежать государственным учреждениям космической сферы, ведомствам по обороне и безопасности, так как для таких целей могут использоваться территории любых категорий и форм собственности. Основным условием для возможности использования участков для запуска ракет с последующим падением отделяющихся элементов является составление специальных договоров.

Порядок эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет

Территории, на которых возможно будут размещаться отделяющиеся ракетные части, должны выделяться муниципальными органами в распоряжение федерального Министерства обороны. Основаниями для выделения таких земельных участков являются:

  • запуск ракет с космодромов;
  • проведение космических ракетных испытаний в полигонных условиях;
  • запуск межконтинентальных ракет с территории специальных оборонных баз.

Эксплуатация территорий для падения отделяющихся элементов конструкции космических ракет возможно при условии заключения специального договора между федеральным Министерством обороны и исполнительными государственными органами муниципального масштаба, на территории которых находятся данные участки.

В договорах, которые определяют территории для падения частей космических ракет, должны быть предусмотрены следующие нюансы:

  • Указание точного расположения, размеров необходимого земельного участка, а также уточнение периодичности и продолжительности всех этапов испытаний. Для обеспечения безопасности местного населения космические структуры должны утверждать порядок оповещения жителей о предстоящих запусках;
  • Определение порядка и сроков проведения экологических исследований территорий, которые стали местом падения отделяющихся ракетных элементов, а также информирования о результатах данных экспертиз органов местного самоуправления;
  • Установление процедуры выплаты компенсационных возмещений собственникам, владельцам и пользователям территорий, а также разработка процедуры возврата территорий в хозяйственное использование в надлежащем состоянии;
  • Безопасность местного населения, которое проживает в пределах и вблизи участков для падения элементов космических ракет, обеспечивается Министерством обороны и органами местного самоуправления. Данные меры включают в себя возмещение затрат, которые возникают в связи с оповещением и эвакуацией местных жителей в период проведения ракетных испытаний;
  • Проведение всех необходимых работ для немедленной эвакуации и полноценной утилизации ракетных элементов;
  • Выплата финансового возмещения федеральным субъектам за одноразовое использование территорий при проведении ракетных испытаний. Исключением являются случаи запусков, связанные с обеспечением интересов безопасности и обороны государства, а также соблюдением государственной космической программы.

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам причиненного ущерба, возникающего в результате падения отделяющихся частей ракет

Федеральное Министерство по обеспечению обороны, которое выступает организатором, контролером и исполнителем запусков космических и баллистических ракет, обязуется возмещать ущерб, который был причинен последствиями падения отделяющихся ракетных частей на земельные участки. Основные разновидности ущерба, которые подлежат выплате и возмещению:

  • материальный;
  • экологический.

Субъектами получения материального и экологического возмещения являются следующие лица:

  • собственники земельных территорий;
  • пользователи земельных отрезков;
  • владельцы земельной недвижимости;
  • арендаторы участков.

Основаниями для возмещения материальных убытков и экологического ущерба являются заключения, составленные экспертными комиссиями следующих ведомств:

  • Минобороны РФ;
  • исполнительных органов муниципальных субъектов;
  • министерства, которое занимается решением дел гражданской обороны;
  • министерства по охране окружающей среды.

Порядок возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования

Территории, которые использовались при испытании космических и баллистических ракет и пострадали в результате падения отделяющихся частей техники, не подлежат обязательному изъятию, так как могут использоваться космическими учреждениями на основании соответствующего договора.

Важным условием такого документа является возврат территорий в пользование законных собственников, владельцев, арендаторов и пользователей в первоначальном состоянии, которое пригодно для хозяйственной эксплуатации в соответствии с целевым предназначением. Для этого после запуска ракет и осуществления всех испытаний проводятся следующие действия:

  • эвакуация останков отделяющихся ракетных частей;
  • утилизация элементов ракет, которые падали после запуска.

Финальным этапом возврата территорий является проведение экологических исследований и составление соответствующих заключений о состоянии земель, которые свидетельствуют о пригодности почвы для целевого использования.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Новая технология определения характеристик районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на основе страхования рисков нанесения ущерба

Проведение запусков с российских космодромов требует отведения по трассе полета ракет-носителей специальных территорий, предназначенных для падения их отработавших элементов.

Такие территории, расположенные на больших дальностях — сотнях и тысячах километров, от точки старта, после согласования с местными администрациями их характеристик — местоположения и линейных размеров, на долгосрочной основе закрепляются межправительственными договорами (ряд районов расположен на территории Казахстана и Туркмении) или договорами с субъектами РФ, на них вводятся ограничения на хозяйственную деятельность, а также, на время пусков соответствующих ракет-носителей, осуществляется комплекс дополнительных мер безопасности [1]. При этом зачастую отведенный в результате такого согласования район оказывается не «наилучшим» с точки зрения эффективного использования возможностей ракеты-носителя, а результатом компромисса, поскольку не обеспечивает максимум массы выводимого полезного груза (космического аппарата), значение которой, наряду с показателем надежности, является важнейшей характеристикой ракеты-носителя. Таким образом, частная задача отведения районов падения оказывает значимое влияние на эффективность запуска ракеты-носителя в целом. Нередки случаи, когда из-за невозможности отвести тот или иной район падения,  запуск конкретного космического аппарата вообще не может быть осуществлен.

Заметим, что данная проблема практически не касается запусков ракет-носителей, проводимых США или Францией, поскольку все их космодромы расположены вблизи побережья, и поэтому возможные точки падения отработавших элементов ракет располагаются в морской (океанской) акватории [2].

Проблемы образования и эксплуатации районов падения были подробно изложены в работе [3], здесь же предлагается новое — экономическое —решение проблемы открытия районов падения отделяющихся частей ракет-носителей с учётом сокращения отводимых для них территорий.

  • Сама технология определения требуемых линейных размеров отводимых районов падения, принятая в России (а ранее в СССР), остается неизменной на протяжении десятилетий — они выбираются таким образом, чтобы падение отделяющейся части носителя происходило в пределах данного района с заданной вероятностью Рт. Поскольку распределение точек падения подчинено двухмерному нормальному закону распределения, то требуемый район падения представляет собой эллипс рассеивания с полуосями, определяемыми как
  • ат = I(Рт) × σL; bт = I(Рт) × σZ,
  • где ат, bт — полуоси эллипса рассеивания по «дальности» и в «боковом направлении»; I(Рт) — квантиль нормального распределения, соответствующий вероятности Рт; σL, σZ — среднеквадратические отклонения точек падения по «дальности» и в «боковом направлении».
Читайте также:  План работы архива

При этом значение вероятности Рт, не оговариваемое никакими юридическими документами, традиционно назначается достаточно высоким — не менее 0,993, т. е.

«вылет» за пределы района возможен в 0,7 % случаях или не более чем в 7 пусках из 1000 (заметим, что в год Россия осуществляла не более 25–35 космических запусков).

По мнению приверженцев такого подхода, это «гарантирует» отсутствие какого-либо ущерба за пределами отведенных районов.

https://www.youtube.com/watch?v=1xpLN0Cbnh4\u0026pp=YAHIAQE%3D

В условиях, когда движение отделившейся части носит неуправляемый характер, что приводит к большому рассеиванию точек падения σL и σZ, следствием высокого уровня вероятности Рт являются значительные требуемые линейные размеры районов падения а и b, составляющие десятки километров.

В результате площадь территории (Spn = π × a × b), отводимой только для одной отделяющейся части одной из ракет-носителей, имеет величину от 750 км2 (для дальности падения около 350 км) до 2500 км2 (для дальности падения около 1500 км).

Принимая во внимание, что такие районы надо отводить для каждой отделяющейся части (а их число от 2 до 4) каждой из ракет-носителей (а сейчас в России их эксплуатируется 5 типов) и на каждой разрешенной для нее трассе полета, то территория, требуемая к отчуждению в интересах выполнения российских космических программ и проведения коммерческих запусков, возрастает многократно.

Однако заметим, что при столь больших потребностях существующая технология, назовем ее «гарантирующей», не учитывает реальные риски нанесения ущерба падением отделяющихся частей, обусловленные, например, их «поражающими факторами», интенсивностью запусков, экономическими и демографическими особенностями отводимой территории и т. д.

Вместе с тем, в последние годы проблемы с эксплуатацией уже отведенных районов и пролонгацией договоров на их дальнейшее использование значительно обострились, что связано, в первую очередь, со следующим:

  • неизбежным введением платы за пользование землей;
  • хозяйственным освоением ранее пустующих территорий;
  • повышением внимания к вопросам экологии.

Все это свидетельствует об актуальности постановки и решения задачи сокращения земель, отводимых в интересах выполнения космических программ. При этом сложность решения данной задачи усугубляется еще и тем, что создание новых ракет-носителей и коммерческое освоение новых трасс запуска требуют отведения и соответствующих новых районов падения.

Простой анализ показывает, что в рамках принятой — «гарантирующей» технологии к назначению районов падения, решение задачи сокращения отводимых земель в таких условиях практически невозможно.

Следует отметить, что существуют и рассматриваются технические пути решения данной задачи — от предложений по стабилизации или управлению движением отделившихся частей, что приведет к уменьшению рассеивания их точек падения, до проектов создания ракет-носителей с возвращаемыми к месту старта ступенями (ракета-носитель «Байкал») или воздушно-космических самолетов, вообще не имеющих отделяемых элементов. Однако все они связаны либо с уменьшением массы выводимого полезного груза — например, в проекте «Байкал» на 20…30 %, а следовательно, и соответствующим снижением эффективности применения ракеты-носителя, либо являются проектами далекой технической перспективы — как воздушно-космический самолет [4].

Для решения проблемы сокращения отводимых территорий предлагается изменить саму технологию назначения потребных характеристик — линейных размеров районов падения, а именно, перейти к определению и страхованию реальных рисков нанесения ущерба падением отделившихся частей ракет-носителей, т. е.

перевести саму проблему и процедуру принятия того или иного решения по выделению районов падения в «экономическую» плоскость. (в настоящее время страхуются только риски ущербов от аварийных запусков ракет-носителей и вылетов отделившейся части за пределы отведенного для нее района падения).

В обобщенном виде новая технология, назовем ее «экономической», применительно к задаче отведения какого-либо района падения основывается на рассмотрении следующего неравенства:

ACspn + АСпн > Сстр                          (*)

Здесь величина ACspn(Рэ) есть снижение арендных платежей (в пересчете на один пуск) за отводимую территорию вследствие уменьшения потребных линейных размеров района падения, обусловленного меньшим значением «экономического» уровня вероятности Рэ по сравнению с «гарантирующим» уровнем Рт. Так, снижение доли распределения, например, с 0,993 до 0,944, соответствующее увеличению вероятности вылета отделившейся части за пределы такого района с 0,7 до 5,6 %, приведет к снижению линейных размеров района в 1,4 раза, а его площади в 2 раза!

Величина АСпн(Рэ) есть денежный эквивалент повышения эффективности применения ракеты-носителя в данном запуске — увеличения массы выводимого полезного груза, вследствие «ослабления» требований к районам падения и появления дополнительных возможностей для их «наилучшего» выбора в ходе баллистических расчетов. Отметим, что данная величина может изменяться в пределах от нуля, когда увеличения выводимой массы не происходит, до стоимости всего пуска в случаях, когда в рамках старой — «гарантирующей» технологии район падения вообще не мог быть отведен, а запуск космического аппарата, соответственно, осуществлен.

Величина Сстр(Рэ) есть значение страховой премии, назначаемой страховщиком для данного района падения в конкретном запуске ракеты-носителя, исходя из рассмотрения реальных рисков нанесения ущерба падением соответствующей отделившейся части, зависящих, в том числе от уровней Рэ и Рт, «поражающих факторов», экономических и демографических особенностей отводимой территории, даты и времени пуска и т. д.

Очевидно, что сумма величин ACspn и АСпн представляет собой «прибыль» Страхователя от предлагаемого изменения технологии выделения районов падения, а величина страховой премии Сстр, напротив, его «убыток».

Следовательно, при выполнении неравенства (*), что достигается согласованным выбором уровня вероятности Рэ, страхователь, помимо уменьшения площади отводимого района падения — так как заведомо (Рэ < Рт), имеет прямую материальную выгоду.

Таким образом, новая — «экономическая» — технология позволяет достичь поставленную цель — размеры районов падения сокращаются, при этом страхователь заведомо находится «в выигрыше», а для Страховщика открывается новый сегмент на рынке страхования космической деятельности.

Все отделяющиеся части по своим физическим параметрам и соответствующим «поражающим факторам» могут быть разделены на две характерные группы:

  • «ступени» — ракетные блоки всех носителей, сбрасываемые после выработки в них рабочих запасов топлива. Имеют большую массу — до нескольких десятков тонн и, следовательно, значительную кинетическую энергию. Могут содержать высокотоксичные остатки компонентов ракетного топлива, а также большое число массивных элементов — камеры двигателей, шар-баллонов и т. д., представляющих самостоятельную опасность в случае разрушения ступени на участке падения.
  • «обтекатели» — головные обтекатели всех ракет-носителей и другие элементы, выполняющие защитную роль при прохождении плотных слоев атмосферы, после чего они могут быть сброшены. Изготовлены из легких сплавов или углепластика; имеют большую площадь поверхности и относительно небольшую массу, как правило, сотни килограммов; не содержат токсичных компонентов и массивных элементов.

Одновременно, в силу таких своих физических особенностей «обтекатели» имеют, при прочих равных условиях, значительно большие характеристики рассеивания, чем «ступени», что в рамках принятой «гарантирующей» технологии означает и значительно большие размеры отводимых для них районов падения. Так, площади районов падения «обтекателей» и «ступеней», для одной и той же дальности падения от точки старта, отличаются в 3–5 раз!

Таким образом, внедрение новой «экономической» технологии целесообразно начать с изменения требований к районам падения именно группы «обтекателей» — головных обтекателей всех ракет-носителей и хвостовых отсеков ракет-носителей, поскольку для них характерно:

  • малый наносимый ущерб;
  • относительно большие размеры.
  1. Предлагаемое изменение технологии определения характеристик районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, основанное на рассмотрении и страховании реальных рисков нанесения ущерба, позволяет на долговременной основе решать актуальную задачу сокращения территорий, отводимых в интересах выполнения российских и коммерческих программ.
  2. Новая технология не требует проведения дорогостоящих конструктивных изменений и обеспечивает материальную выгоду страхователя.
  3. Внедрение новой технологии целесообразно начать с районов падения головных обтекателей всех ракет-носителей.
Читайте также:  П.п.3 п.1 ст.219.1

2. Районы падения отделяющихся частей ракет — носителей

2.

Районы падения отделяющихся частей ракет — носителей

N п/п Номер района Номер зоны Форма участка Координаты центра Размеры осей эллипса (км) Азимут большой оси эллипса (град.) Площадь участка (млн. га) Административная принадлежность (область)
северная широта (град., мин., сек.) восточная долгота (град., мин., сек.)
1. 191 Ю-1 Огиб. эллипсов 48 37 30 64 37 30 30*16 26,5 0,0713 Карагандинская
2. 192 48 36 00 64 42 00 30*16 26,5 Костанайская
3. 148 Ю-2 Эллипс 48 22 00 65 26 30 50*30 40 0,11775 Карагандинская
4. 27 Ю-3 Огиб. эллипсов 48 51 00 65 37 00 +20*22-22 29 0,17584 КарагандинскаяКостанайская
5. 30 48 56 00 65 48 00 +20*22-22 28
6. 31 48 58 00 65 50 00 +30*30-27 28
7. 45 48 55 00 65 41 00 +20*22-22 29
8. 46 49 00 00 65 52 00 +20*22-22 28
9. 71 48 55 00 66 03 00 50*20 38
10. 26 Ю-4 Огиб. эллипсов 48 34 00 66 14 00 +20*22-22 39 0,3257 Карагандинская
11. 32 48 36 00 66 14 00 +30*30-27 39
12. 34 48 36 00 66 23 00 +20*22-22 39
13. 35 48 33 00 66 18 00 +30*30-27 39
14. 42 48 28 00 66 27 00 +30*30-27 42
15. 43 48 39 00 66 18 00 +20*22-22 39
16. 44 48 36 00 66 22 00 +20*22-22 39
17. 56 48 32 00 66 11 00 +20*22-22 39
18. 77 Ю-5 Эллипс 49 26 30 66 43 30 50*20 39 0,0785 КарагандинскаяКостанайская
19. 75 Ю-6 Огиб. эллипсов 49 08 00 67 03 00 50*20 43 0,172 Карагандинская
20. 53 48 59 00 66 39 00 50*25 37,5
21. 215 Ю-7 Огиб. эллипсов 50 45 00 67 23 00 60*40 31 0,23864 Костанайская
22. 216 50 39 00 67 14 00 60*40 31
23. 116 Ю-8 Огиб. эллипсов 49 53 00 67 55 00 60*40 40 0,8315
  • Карагандинская
  • Акмолинская
  • Костанайская
24. 117 49 56 00 67 51 00 60*40 40
25. 150 50 03 00 67 34 00 50*30 40
26. 224 50 16 00 68 21 00 60*40 40
27. 225 50 14 00 68 24 00 60*40 40
28. 119 49 41 00 68 08 00 60*40 43
29. 227 50 31 00 68 37 00 100*56 37,5
30. 210 Ю-9 Эллипс 52 21 00 71 35 00 40*20 45 0,0628 Акмолинская
31. 218 Ю-10 Эллипс 53 18 00 71 14 00 30*20 43 0,0471 Акмолинская
32. 202 Ю-11 Эллипс 53 15 00 72 10 00 38*20 43 0,0596 Акмолинская
33. 207 Ю-12 Эллипс 53 10 00 72 55 00 +36*20-16 44 0,08164 Акмолинская
34. 208 Ю-13 Эллипс 52 40 00 72 48 00 60*20 45 0,0942 Акмолинская
35. 213 Ю-14 Эллипс 54 09 40 75 47 00 56*22 50 0,0443 Павлодарская
36. 15 Ю-24 Огиб. эллипсов 47 20 00 66 46 30 27*18 65 0,16 Карагандинская
37. 25 47 14 00 66 23 00 60*30 65
38. 16 Ю-25 Огиб. эллипсов 47 18 00 67 14 00 50*30 64 0,2251 Карагандинская
39. 49 47 22 00 67 28 00 50*30 64
40. 67 47 23 00 67 28 00 +20*22-22 65
41. 70 47 27 00 67 42 00 +20*22-22 65
42. 1 47 22 30 68 13 30 40*20 68
43. 4 Ю-26 Эллипс 47 58 00 68 48 00 40*30 66 0,0942 Карагандинская
44. 69 Ю-27 Эллипс 48 02 00 69 37 00 60*40 67 0,1884 Карагандинская
45. 2 Ю-28 Эллипс 48 19 00 71 40 00 60*30 68 0,141 Карагандинская
46. 226 Ю-29 Эллипс 48 45 00 74 36 00 50*30 73 0,1177 Карагандинская
47. 306 Ю-30 Огиб. эллипсов 50 52 00 83 00 00 60*20 78 0,1812 Восточно-Казахстанская
48. 307 50 54 00 83 16 00 60*20 78
49. 309 50 56 00 83 35 00 80*40 79
50. 310 50 55 30 83 37 40 80*40 81
51. 6 Ю-23 Эллипс 46 40 00 64 51 00 160*50 69 0,628 КарагандинскаяКызылординская
Итого: 4,13647

Примечание.

Порядок использования земель в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей в обеспечение запусков космических аппаратов и в интересах хозяйственной деятельности Республики Казахстан определяется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке использования земельных участков комплекса «Байконур», переданного в аренду Российской Федерации, от 27 апреля 1996 г.

  1. Приложение N 3
  2. к Договору
  3. аренды комплекса «Байконур»
  4. между Правительством Российской
  5. Федерации и Правительством
  6. Республики Казахстан
  7. от 10 декабря 1994 года
  8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ АРЕНДЫ

1.

Государственные органы Российской Федерации и Республики Казахстан признают имеющими силу нормативно-технические и другие руководящие документы, устанавливающие порядок работы с ракетно — космической техникой, а также порядок эксплуатации объектов обеспечивающей инфраструктуры, утвержденные государственными органами Российской Федерации и бывшего СССР, а также квалификационные документы, выданные ими персоналу космодрома.

2.

Финансирование деятельности юридических лиц Российской Федерации на комплексе «Байконур», выплата заработной платы работникам комплекса и денежного содержания военнослужащим, расчетные операции между резидентами и нерезидентами, находящимися на комплексе «Байконур», покупка и продажа тенге и российских рублей юридическими лицами, находящимися на территории комплекса «Байконур» осуществляется в соответствии с Соглашением.

3. Порядок взимания налогов, сборов и других платежей, не предусмотренных настоящим Договором, связанных с деятельностью юридических и физических лиц на комплексе «Байконур», определяется дополнительным соглашением между министерствами финансов Российской Федерации и Республики Казахстан.

4. Для проезда персонала космодрома, а также командируемых для выполнения работ на космодроме специалистов организаций, учреждений и предприятий Российской Федерации и членов семей персонала космодрома по территории и в воздушном пространстве Российской Федерации и Республики Казахстан сохраняется безвизовый режим.

5. Персонал космодрома и члены семей персонала космодрома пересекают границу между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по предъявлению документов, удостоверяющих личность и принадлежность к персоналу космодрома.

Стороны предоставляют право этим лицам провозить через границу между Российской Федерацией и Республикой Казахстан личные вещи в соответствии с заключенными соглашениями без ограничений и взимания пошлин, налогов и сборов.

6. Провоз персонала космодрома и грузов комплекса «Байконур» для целей настоящего Договора по территории и через воздушное пространство Российской Федерации и Республики Казахстан оплачивается в размерах и порядке, установленных для организаций Сторон.

Таможенное оформление осуществляется на территории каждой из Сторон один раз.

7. Арендодатель сохраняет за лицами, входящими в состав персонала космодрома, и членам их семей право собственности на принадлежащее им имущество, находящееся на территории комплекса «Байконур».

Персоналу космодрома и членам их семей, выезжающим за пределы Республики Казахстан на постоянное жительство, Арендодатель предоставляет возможность свободной продажи, вывоза принадлежащего им имущества, а также перевода принадлежащих им вкладов и активов в банковские учреждения Российской Федерации.

Арендодатель сохраняет право проживания персоналу космодрома и членам их семей на жилой площади, занимаемой ими на день подписания настоящего Договора.

8. Сроки и порядок разработки и подписания отдельных соглашений, протоколов и регламентов, связанных с реализацией настоящего Договора, определяются План — графиком, утверждаемым сопредседателями Российско-Казахстанской Межправительственной комиссии по комплексу «Байконур».