Работы по сохранению культурного наследия
Предприятие автосервиса (НТО)
Проект реконструкции здания 1917 года
Проект реконструкции нежилого здания в Санкт-Петербурге
Приспособление чердачного пространства под офисы
Якорная 17
Реконструкция многоквартирного жилого дома
Проект реконструкции жилого многоквартирного дома
Реконструкция здания ресторана
Проект реконструкции административного здания
Торговые павильоны(НТО)
Бесконтактная автомобильная мойка(НТО)
Мойка самообслуживания (НТО)
Нестационарный торговый объект(НТО)
Выполнен проект реконструкции исторического здания
Выполнен проект сохранения ОКН на Васильевском острове
Гаража для служебного автотранспорта
Реконструкция здания под арт-галерею
Предприятие автосервиса (НТО)
Сохранение объектов культурного наследия
Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях.
Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия.
Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.
Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия
Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.
Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:
- Ремонт – мероприятия, направленные на поддержание эксплуатационных свойств архитектурного памятника с сохранением его особенностей.
- Консервация – комплекс операций по укреплению элементов и защите памятника от негативных внешних факторов. Важное условие проведения работ – сохранность облика.
- Реставрация – операции, направленные на сохранение исторической ценности и улучшение облика объекта, в том числе доведение до экспозиционного внешнего вида.
- Приспособление для применения в современном мире – комплекс производственных работ, которые помогают адаптировать историческое здание для эксплуатации в текущих условиях.
На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.
Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.
Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности
При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.
Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:
- Предварительный визуальный осмотр и детальное обследование для оценки степени сохранности объекта. Сбор сведений для оформления проекта.
- Реализация противоаварийных мероприятий.
- Дополнительное обследование памятника, создание проектно-научной документации.
- Консервация памятника.
- Реставрация памятника, включающая в себя воссоздание подлинного образа и доведение до экспозиционного внешнего вида.
Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.
Правила создания проектной документации
Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.
Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:
- Документ разрабатывается для отдельных операций или весь комплекс мероприятий.
- Проект должен отвечать государственным стандартам, нормам закона и обеспечивать сохранность ценных архитектурных памятников и исторических сооружений.
- Заказчик должен предоставить исполнителю полный перечень сведений, необходимый для реализации эффективных ремонтно-реставрационных мероприятий.
- При создании проекта подрядная организация обязана помнить, что во время реставрационных операций должен быть полностью сохранен образ здания, скульптуры, живописи историко-культурного наследия.
- Прочностные параметры и устойчивость строительных конструкций должны соответствовать установленным требованиям и отвечать стандартам безопасности.
- Выбранные технологии, методики и материалы для реставрационно-ремонтных операций должны гарантировать сохранность подлинности ценного историко-культурного объекта.
К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.
На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.
Принципы предварительного исследования
Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.
Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:
- изучение архивных сведений о периоде создания и истории исследуемого объекта;
- лабораторные исследования для выявления физико-химических свойств, оценка ряда параметров методами неразрушающего контроля;
- бактериологические и микологические пробы;
- экспериментальные ремонтно-восстановительные мероприятия.
Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.
Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.
Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:
- Бактериологические и микологические анализы для оценки степени поражения материала микроорганизмами.
- Пробные работы помогают подобрать оптимальный материал, состав краски, сплав и технологии для реставрации и консервации. Их проводят на наименее значимых местах исследуемого объекта.
- Изучение микроклимата состоит из анализа температурно-влажностных параметров, технического состояния ограждающих конструктивных элементов, условий эксплуатации.
Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.
Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий
После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы – обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.
Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.
Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:
- Ликвидация поздних наслоений допускается только после обеспечения прочности подлинной живописи.
- Используемые краски, оборудование и технологии не должны негативно влиять на текущее состояние памятника историко-культурного наследия. Желательно выбирать технологии, которые будут способствовать улучшению технического состояния элементов.
- Обязательный и первый этап реставрационно-консервационных мероприятий на памятнике из сплава и металла – удаление поверхностных загрязнений.
- Для ликвидации дефектов используют материал, который по составу идентичен основному. Металлические элементы следует заменить на материал, устойчивый к коррозии.
- Для воссоздания утраченных крупных фрагментов памятника используют объемные аналоги или иконографические данные.
- Для создания защитно-декоративных покрытий следует выбирать состав, устойчивый к погодным факторам и влаге, обеспечивающий прочность и возможность регенерации.
Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.
Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?
К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.
Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.
Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов.
Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий.
Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции.
С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.
Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период.
Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.
Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.
Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.
Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.
Гост р 58169-2018 сохранение объектов культурного наследия. положение о порядке производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия
- ГОСТ Р 58169-2018
- ОКС 97.195
- Дата введения 2019-01-01
- 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», Федеральным государственным казенным учреждением «Центрреставрация», Государственным казенным учреждением «Мосреставрация», Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «МОСК», Федеральным государственным бюджетным научно-исследовательским учреждением «Государственный научно-исследовательский институт реставрации», Региональной общественной организацией содействия развитию реставрационной отрасли «Союз реставраторов Санкт-Петербурга», Акционерным обществом «Отделстрой»
- 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»
- 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2018 г. N 397-ст
- 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации«. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
- Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку подготовки, производства и приемки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- Настоящий стандарт предназначен для применения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, их подведомственными организациями, собственниками и пользователями объектов культурного наследия, государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55528 Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования
https://www.youtube.com/watch?v=LGfYwis5-PQ\u0026pp=ygVO0KDQsNCx0L7RgtGLINC_0L4g0YHQvtGF0YDQsNC90LXQvdC40Y4g0LrRg9C70YzRgtGD0YDQvdC-0LPQviDQvdCw0YHQu9C10LTQuNGP
ГОСТ Р 55627 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.
1 объекты культурного наследия: Объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и другими предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпохи цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
3.
2
сохранение объекта культурного наследия: Меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.[Федеральный закон [1], статья 40.1*] |
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
3.
3
консервация объекта культурного наследия: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.[Федеральный закон [1], статья 41] |
3.
4
ремонт памятника: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.[Федеральный закон [1], статья 42] |
3.
5
реставрация памятника или ансамбля: Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.[Федеральный закон [1], статья 43] |
3.
6
приспособление объекта культурного наследия для современного использования: Научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.[Федеральный закон [1], статья 44] |
3.
7
предмет охраны объекта культурного наследия: Описание особенностей объекта, являющихся основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.[Федеральный закон [1], статья 18, пункт 2] |
3.
8
технический надзор: Комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью проверок соответствия выполняемых работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, результатам инженерно-геологических изысканий и исследований, а также нормативных требований к данным видам работ.(ГОСТ Р 56254-2014, пункт 3.1) |
3.
9
журнал технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (журнал технического надзора): Документ, заполняемый по установленной форме и фиксирующий результаты контрольных наблюдений, требования и указания лиц, осуществляющих технический надзор на объекте.(ГОСТ Р 56254-2014, пункт 3.2) |
3.
10
исполнительная документация: Комплект рабочих чертежей на выполнение производственных работ по сохранению предъявляемого к приемке объекта культурного наследия с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за выполнение работ, и в соответствии с рекомендациями по составлению исполнительной документации при проведении производственных работ на объектах культурного наследия.[ГОСТ Р 55528-2013, пункт 3.1.28] |
3.
11
научно-проектная документация: Единый комплекс научно-исследовательской, научно-изыскательской, проектной, сметной и отчетной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (консервации, ремонта, реставрации, приспособления объекта для современного использования), а также воссозданию. |
Какие работы относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия? Когда нужна Лицензия Минкульта на реставрацию?
Объекты культурного наследия перечислены в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее Реестр). В отношении работ по сохранению таких объектов законодатель установил специальные правила:
- работы производятся при наличии разрешения, выданного органом охраны объектов культурного наследия, с учетом проектной документации, согласованной данным органом;
- к проведению таких работ допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (лицензию Минкультуры на реставрацию).
Подчеркнем, что перечисленные правила применяются в отношении работ, направленных на сохранение физического состояния и историко-культурной ценности объекта.
Такая деятельность включают в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. К ним относятся:
При этом под ремонтом объекта культурного наследия понимаются работы, проводимые для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
(Предмет охраны представляет собой совокупность количественных и качественных характеристик объекта культурного наследия, отражающих его особенности, послужившие основанием для включения данного объекта Реестр).
- реставрация;
- приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Таким образом, работы, не направленные на сохранение физического состояния и историко-культурной ценности объекта, не относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия. Например, изменение цвета стен во внутренних помещениях, если это не связанно с восстановлением историко-культурного состояния объекта, не является работой по сохранению объекта культурного наследия.
Требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в Реестр, перечислены в Охранном обязательстве, обязательной частью которого является Паспорт объекта культурного наследия. В этом Паспорте (при его отсутствии — непосредственно в Охранном обязательстве) содержится описание предмета охраны объекта культурного наследия.
Собственник объекта культурного наследия, а в определенных случаях лица, которым объект передан на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязаны выполнять требования, перечисленные в охранном обязательстве.Если объект культурного наследия был передан во владение или пользование, в том числе по Договору аренды, новые владельцы должны исполнять Охранное обязательство.
Порядок и условия выполнения Охранного обязательства необходимо предусмотреть в Договоре аренды, к которому необходимо приложить копию этого Охранного обязательства. Без этого Договор будет считаться ничтожным.
Если на момент заключения Договора аренды Охранное обязательство, еще не утверждено, к нему необходимо приложить следующие охранные документы:Охранно-арендный договор;Охранный договор или Охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры;Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия;Паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).Таким образом, арендатор объекта культурного наследия обязан соблюдать требования, установленные Охранным обязательством на данный объект.Подведем итоги. Обязанности по соблюдению специальных требований к производству работ, включая наличие лицензии Минкультуры, возникает в случаях, предусмотренных в Охранном обязательстве. При этом необходимо учесть, что в Охранном обязательстве может быть установлено требование о соблюдении данного порядка, как в отношении только предмета охраны, так и соблюдение данного порядка в отношении всего объекта культурного наследия.
Какой порядок проведения работ на объектах культурного наследия? — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга
В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.
2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.
- В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
- Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
- Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
- В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
- К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ). Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.
Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013.
Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).
- Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.
- В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.
- Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:
-
Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);
-
Проектировщику, лицензированному Минкультуры России, разработать проектную документацию (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);
-
Провести государственную историко-культурную экспертизу проектной документации (Эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертиз, аттестованные Минкультуры России);
-
Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);
-
Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);
-
Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);
-
Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);
-
Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);
-
Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);
-
Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).
-
Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).
Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.
В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:
- Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;
- Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;
Проведение Государственной экспертизы и объекты культурного наследия
К полномочиям Главгосэкспертизы России – в соответствии с положениями пункта 5.
1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации – наряду с проектной документацией иных объектов капитального строительства относится и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Уже сегодня Екатеринбургский филиал Главгосэкспертизы России фиксирует неуклонный рост числа заявлений на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства, являющихся объектами культурного наследия федерального и регионального значения (в случае, если финансирование работ осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета). По информации застройщиков и представителей уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), они прогнозируют, что этот рост будет продолжаться в ближайшем будущем. Опыт работы Екатеринбургского филиала в этой сфере показал несогласованность законодательства о градостроительной деятельности и законодательства в области охраны объектов культурного наследия, а также подзаконных актов при их прямой и тесной взаимосвязи. Так, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с градостроительной деятельностью, регулируются законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а работы по сохранению объекта культур- ного наследия, согласно требованиям части 4 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями указанного закона и Градостроительного кодекса. В соответствии с положениями упомянутого выше пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса и пункта 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения подлежат государственной экспертизе, причем в случае финансирования работ за счет средств федерального бюджета проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов культурного наследия регионального и местного значения относится к полномочиям Главгосэкспертизы России на основании постановления Правительства от 23 сентября 2013 года № 840.
Следует отметить, что положениями главы V Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ устанавливается обязательность проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до начала работ по его сохранению. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
В соответствии с требованиями части 1 указанной статьи работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании:
- задания на проведение указанных работ;
- разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия;
- проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия определен в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 8 июня 2016 года № 1278. В соответствии с указанным по- рядком задание на выполнение работ утверждается уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, а собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия лишь согласовывает задание, так как задание составляется с учетом его мнения, как устанавливает часть 3 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
И в этом заключается первая несогласованность, так как в градостроительных отношениях именно застройщику (техническому заказчику) – лицу, ответственному за эксплуатацию здания, сооружения, региональному оператору переданы полномочия утверждать задание на проектирование в случае подготовки проектной документации на условиях договора, а в законодательстве об охране объектов культурного наследия этим лицам отводится в лучшем случае согласующая роль. Следующее противоречие заложено в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, когда проведение такой экспертизы обязательно. В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определен статьей 49 Градостроительного кодекса и Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 (далее – Положение).
Положением установлен исчерпывающий список документов, предоставляемых заявителем для проведения государственной экспертизы, исключающий возможность истребования дополнительных документов. На сегодняшний день перечень документов, представляемых для одновременного проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, определен пунктом 13 Положения.
Очевидно, что перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, не содержит требований к предоставлению документов, необходимых для подготовки документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, точнее, не учитывает особенностей подготовки проектной документации, разрабатываемой применительно к объектам культурного наследия. В первую очередь в перечне не учтены особенности подготовки, утверждения и согласования задания на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, о чем говорилось ранее. А это приводит к неопределенности: с одной стороны, задание на проектирование утверждает застройщик или иные лица, определенные Градостроительным кодексом, с другой стороны, не учитываются требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Кроме того, перечень документов, определенный пунктом 13 Положения, не содержит требований к предоставлению разрешения на выполнение работ по со- хранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ), а, как было описано выше, разрешение является одним из оснований для выполнения этих работ. Нет в перечне и еще одного важного документа, подтверждающего про- хождение историко-культурной экспертизы, – заключения (акта) историко-культурной экспертизы, которое в любом случае, согласно требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сопровождает документацию, разработанную применительно к объекту культурного наследия. И, наконец, в перечне документов отсутствует указание на необходимость предоставления проектной документации, которая уже прошла согласование в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия.
Из этого следует, что проектная документация, разработанная применительно к объекту культурного наследия и представляемая на государственную экспертизу, может полностью соответствовать требованиям Положения к составу документов, представляемых для проведения государственной экспертизы, но не соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством об охране объектов культурного наследия. Как следствие, на стадии проверки документов выдать мотивированный отказ в приеме проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по основаниям, изложенным в части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса, невозможно. При проведении государственной экспертизы проектной документации выполняется оценка соответствия проектной документации, в том числе и требованиям государственной охраны объектов культурного наследия в силу положений части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса. В случае выявления уже в процессе проведения экспертизы несоответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, когда, например, отсутствуют результаты историко-культурной экспертизы или разрешение на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ), положительное заключение также не может быть выдано ввиду невозможности устранения такого рода недостатков в период проведения государственной экспертизы. С такого рода проблематикой, вызванной описанной выше несогласованностью законодательства о градостроительной деятельности и законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подзаконных актов, Екатеринбургский филиал Главгосэкспертизы России сталкивался, например, при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий «Объект культурного наследия «Комплекс зданий Ново-Тихвинского монастыря: Собор» (Успенская церковь)», подготовленных для объекта культурного наследия федерального значения. Заявителем был представлен комплект документов, определенный перечнем, установленным Положением, в связи с чем оснований для отказа в принятии проектной документации не было. В процессе проведения государственной экспертизы были выявлены несоответствия представленных документов требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия, связанные с отсутствием:
- разрешений на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ);
- заключения (акта) историко-культурной экспертизы в отношении представленной проектной документации;
- согласования проектной документации соответствующим уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Одновременно с выдачей замечаний заявителю в соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Положения был сделан запрос в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области о предоставлении необходимых документов. В ответе на запрос сообщалось, что разрешения на проведение работ Управлением не выдавалось, а процедура согласования проектной документации прекращена.
Таким образом, представленная на государственную экспертизу документация не могла получить положительное заключение ввиду невозможности устранения выданных заявителю замечаний. Договор на проведение государственной экспертизы был расторгнут по инициативе заявителя.
Очевидно, что сложившаяся ситуация требует совершенствования соответствующих нормативно-правовых актов, что позволит устранить существующие противоречия.
Однако до того, как необходимые изменения будут подготовлены и внесены, представляется, что было бы целесообразно, чтобы заявитель на стадии представления заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации самостоятельно дополнял подаваемый комплект документами, не предусмотренными перечнем, но обязательными с точки зрения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Такой подход позволит создать основу для благополучного прохождения государственной экспертизы.