Полезное

Проект закона о контроле

Правительство утвердило проект поправок к законопроекту о внесении изменений в федеральные законы в части правил проведения контрольной (надзорной) деятельности, разработанный Минэкономразвития РФ для того, чтобы  более 120 положений федеральных законов соответствовали принятому летом 2020 года Федеральному закону о государственном и муниципальном контроле.  

«Принятие проекта поправок к закону о контроле (надзоре) – важнейший шаг в реформе контрольной (надзорной) деятельности, который позволит осуществить её системно, своевременно и в соответствии с запросом времени», — подчеркнул глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Предложенные изменения подготовлены исходя из рекомендаций федеральных ведомств, органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления и направлены на реформирование контрольной (надзорной) деятельности в разных сферах — образование, ветеринария, защита инвалидов, транспорт и др.   Всего проект поправок изменяет регулирование по 123 видам контроля. В их число входят 87 видов федерального контроля (надзора), включая 18 видов лицензионного, 29 видов регионального, 1 вид лицензионного, а также 7 видов муниципального.  

В рамках проекта определяются названия и предмет каждого вида контроля. Это сделано для исключения дублирования и предоставления возможности контроля действий предпринимателей разными контролерами.

Максим Решетников отметил, что «основной задачей реформы контроля является снижение количества допускаемых нарушений, а не привлечение бизнеса к ответственности».

Таким образом каждое контрольное (надзорное) мероприятие будет ограничено набором обязательных требований и можно будет провести анализ статистики по их нарушениям. Его результаты могут стать основанием для принятия решений, связанных с необходимостью смягчения тех или иных требований.

Отдельный блок изменений связан с регулированием сферы лицензирования. Глава ведомства подчеркнул, что несмотря на то, что по лицензированию есть собственный закон, тем не менее новым законом уточняется достаточно много вопросов.

«В том числе, наделяем Правительство правом сокращать сроки предоставления лицензий в три раза, даем органам власти полномочия самостоятельно вносить изменения в реестр лицензий, чтобы сократить деньги и время бизнеса на переоформление документов.

Например, теперь будет возможность сохранить лицензии без переоформления в случае реорганизации юрлиц», — заключил Максим Решетников.

Значительные изменения также произойдут в цифровой трансформации контрольной (надзорной) деятельности. В рамках закона вводится система цифровизации, которая позволит полноценно работать с данными.

По словам Максима Решетникова, у бизнеса будет возможность коммуникации с государством в онлайн-формате, а обжаловать действия контролёров можно будет на едином портале госуслуг. Проект предусматривает возможность применения современных цифровых технологий, обеспечивающих возможность проводить контроль дистанционно.

Принятие проекта позволит достичь основные цели: создание системы для обеспечения соблюдения обязательных требований с их последующей аналитикой; снижение административной нагрузки за счёт создания исчерпывающего перечня видов контроля и применения единообразных, в том числе снижающих нагрузку на бизнес контрольных (надзорных) мероприятий.  

Напомним, что ранее принятый Закон о контроле вступит в силу с 1 июля 2021 года. В сфере контроля произойдут существенные изменения, отвечающие требованиям современности. В частности, вводятся 7 профилактических и 9 контрольных (надзорных) мероприятий.

2 апреля 2021 Ссылка: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_izmeneniya_v_zakone_o_provedenii_kontrolnoy_nadzornoy_deyatelnosti_pomogut_v_budushchem_obladatelyam_bolee_1_mln_licenziy.html Вид шрифта: Межбуквенный интервал: Размер шрифта: Цвет сайта: Изображения:

Новый закон о госконтроле избавит бизнес от избыточных требований — новости Право.ру

Минэкономразвития представило для общественного обсуждения проект нового закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ опубликовали на портале нормативных и правовых актов в четверг, 16 мая. Проект соответствует заявленным ранее целям «регуляторной гильотины» и призван устранить избыточное и дублирующее регулирование. 

Устаревшие нормы под запретом

Документом вводится запрет на контроль по требованиям, которые уже вступили или вступят в силу до 1 января 2021 года. Это же относится к правовым актам СССР и РСФСР. А неясности и противоречия требований должны толковаться «в пользу контролируемых лиц», отмечается в документе.

Кроме того, запрещается проводить проверки «с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица».

Однако положения документа не распространяются на налоговый, валютный и таможенный контроль, сферу госзаказа, мероприятия ЦБ, ФАС и др.

Частота проверок

Объекты контроля поделят на шесть категорий риска (причинения ущерба) – от низкого до чрезвычайно высокого. Для каждой категории, за исключением низкой, установят точную периодичность проверок. Самые опасные объекты будут проверять 1–2 раза в год, остальные – раз в 4–6 лет. Для объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые мероприятия не предусмотрены.

Нагрузка на бизнес

В отличие от принятого в феврале 2018 года в первом чтении проекта Федерального закона № 332053-7 «О государственном надзоре и муниципальном контроле в РФ» новый документ предусматривает более детальное регулирование контрольно-надзорной деятельности. Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого каждый шаг инспектора и действия контролируемых лиц должны иметь процессуальное обоснование.

https://www.youtube.com/watch?v=QN4tOU3BwgE\u0026pp=ygUt0J_RgNC-0LXQutGCINC30LDQutC-0L3QsCDQviDQutC-0L3RgtGA0L7Qu9C1

Для снижения нагрузки на бизнес авторы инициативы предлагают также ограничить основания для внепланового контроля.

При этом вместо универсальной проверки внедряются нескольких видов мероприятий, большая часть которых содержит существенные ограничения для органов.

Законопроект устанавливает возможность дистанционного контроля (с использованием информационных систем) и систему отсрочки, обжалования или прекращения исполнения предписаний.

Законодательство Путин согласовал план реформы контрольно-надзорной деятельности

Разработчики также ставят своей целью обеспечить превентивный подход вместо «карательного», запретить «палочную систему» (когда оценка эффективности контроля дается по количеству выявленных нарушений и взысканных штрафов).

Кроме того, законопроектом предусматривается альтернатива контрольным мероприятиям. В отдельных сферах можно будет проводить независимую оценку соблюдения обязательных требований, страховать ответственность.

Нюансы планируется предусмотреть в других законах и актах об отдельных видах надзора, но в рамках, установленных предлагаемым проектом.

Ранее реформу контрольно-надзорной деятельности обсудили на полях Санкт-Петербургского международного юридического форума. Его участники и представители власти признали, что действующие акты не отвечают требованиям времени. 

Практика В кабмине назвали главного «врага» реформы надзора

«Бизнес предложил каждый год пересматривать пакет старых законов. Но мы нашли в себе силы признать, что это путь в никуда, нам нужен принципиально новый акт.

Мы поняли, что гораздо эффективнее отменить все старое и принять новую систему, в которой нуждается наша страна.

Пересмотр требований, которым мы занимались несколько предыдущих лет, не был успешным», – сообщил зампред правительства, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко.

В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев предложил запустить «регуляторную гильотину». Председатель правительства пообещал избавить бизнес от устаревших требований со стороны государства, количество которых необоснованно завышено.

Также Медведев рассказал, что будет разработана концепция нового КоАП, потому что нынешний, по мнению премьер-министра, устарел. Новый КоАП планируют сделать более «компактным и чётким».

Кроме того, продолжается разработка так называемого Инвестиционного кодекса.

В России контролем и надзором занимаются 44 органа власти, требования к бизнесу содержатся более чем в 9000 нормативных актов. Самые зарегулированные сферы – это транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. Для проведения «регуляторной гильотины» в аппарате правительства создали специальный департамент.

Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Новости регионов — Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу

  • 20 июля 2022, 10:08
  • Прокуратура Саратовской области

Внесенный прокурором области законопроект о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов принял областной думой

Сегодня, 20 июля 2022 года принят на заседании региональной думы внесенный прокурором области законопроект о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов.

Проект закона области «О региональном государственном контроле в области технического состояния и эксплуатации аттракционов» подготовлен в целях организации данного вида контроля на территории региона.

В настоящее время федеральный закон, определяющий предмет указанного вида регионального контроля, не принят.

При наличии данного пробела в правовом регулировании у правительства области отсутствует возможность издать положение, определяющее порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в обозначенной сфере.

Ранее действующие региональные акты Гостехнадзора (Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием, самоходных машин и других видов техники, аттракционов Саратовской области) отменены в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, данный вид надзора в 2022 году фактически не организован и не осуществляется, что может повлечь негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате использования аттракционов, не отвечающих установленным требованиям качества и безопасности. Только за последние два года было зарегистрировано 4 несчастных случая из-за неисправностей работы аттракционов, в результате пострадали люди.

Читайте также:  Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы

При отсутствии федерального регулирования, необходимые положения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Поэтому представляется необходимым до принятия федерального закона о региональном надзоре урегулировать данные правоотношения путем принятия областного закона, определив в нем предмет контроля в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Данный подход соответствует принципу опережающего правового регулирования.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Сегодня, 20 июля 2022 года принят на заседании региональной думы внесенный прокурором области законопроект о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов.

Проект закона области «О региональном государственном контроле в области технического состояния и эксплуатации аттракционов» подготовлен в целях организации данного вида контроля на территории региона.

В настоящее время федеральный закон, определяющий предмет указанного вида регионального контроля, не принят.

При наличии данного пробела в правовом регулировании у правительства области отсутствует возможность издать положение, определяющее порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в обозначенной сфере.

Ранее действующие региональные акты Гостехнадзора (Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием, самоходных машин и других видов техники, аттракционов Саратовской области) отменены в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности.

Таким образом, данный вид надзора в 2022 году фактически не организован и не осуществляется, что может повлечь негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате использования аттракционов, не отвечающих установленным требованиям качества и безопасности. Только за последние два года было зарегистрировано 4 несчастных случая из-за неисправностей работы аттракционов, в результате пострадали люди.

При отсутствии федерального регулирования, необходимые положения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Поэтому представляется необходимым до принятия федерального закона о региональном надзоре урегулировать данные правоотношения путем принятия областного закона, определив в нем предмет контроля в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Данный подход соответствует принципу опережающего правового регулирования.

В россии грядет реформа государственного и муниципального контроля

В Госдуме прошёл финальное чтение проект Федерального закона № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

С какой целью разработан проект?

Закон призван устранить недостатки действующего правового регулирования госконтроля (надзора), муниципального контроля, в том числе недостаточное регулирование профилактики нарушений, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием.

https://www.youtube.com/watch?v=QN4tOU3BwgE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Главные задачи поправок: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и предоставить компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с надзорными органами.

Как будут стимулировать не нарушать закон?

Чтобы стимулировать подконтрольных субъектов к добросовестному соблюдению обязательных требований предполагается проводить следующие профилактические мероприятия.

  • информирование
  • обобщение правоприменительной практики
  • меры стимулирования добросовестности
  • объявление предостережения
  • консультирование
  • самообследование
  • профилактический визит

К примеру, самообследование — это самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Меры стимулирования добросовестности — это нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП.

Стоит отметить, что одобренный Госдумой проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.

Какие возможны контрольно-надзорные мероприятия?

Снизить количество проверок хотят не только за счёт усиленной профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий.

Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:

  • мониторинговая закупка. В отличие от контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу;
  • выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности и качеству;
  • инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет;
  • выездное обследование. Во время него инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.

Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Такой подход обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Могут ли результаты этих мероприятий признать недействительными?

Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Перечень таких нарушений состоит из 11 пунктов.

К примеру, это отсутствие оснований для проведения мероприятия, нарушение сроков его проведения, совершение в ходе мероприятия действий, не предусмотренных законодательством.

Можно ли будет избежать контрольно-надзорных мероприятий?

Проектом установлено, что федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации.

Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Помимо этого, можно будет избежать проверочных мероприятий, выступая добровольным членом СРО. Такое возможно при соблюдении ряда условий.

Также в проекте упоминается возможность для контролируемого лица освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования соответствующих рисков.

Как сократят сроки проведения проверок?

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ он составляет максимум 20 рабочих дней.

Как проверяющие будут взаимодействовать с подконтрольными лицами?

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг.

При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна.

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля.

Какие виды контроля реформа не коснется?

Сферы контроля, на которые не будут распространяться положения рассматриваемого законопроекта, перечислены в ч. 4 и 5 ст. 2 документа. Всего их 42. Это, в частности, налоговый, валютный, таможенный контроль, контроль в сфере ПОД/ФТ, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Когда заработает реформа госконтроля?

Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года.

Об изменениях с 1 июля 2021 года Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

09.04.2021 14:09

С 1 июля 2021 года вступит в силу       Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Исключение составят отдельные положения, для которых определены другие даты.

  • Новые нормы документа позволят продолжить реализацию механизма «регуляторной гильотины», снизив административное давление на бизнес.
  • Акцент с проверок предпринимателей смещается на профилактику и предупреждение нарушений.
  • Профилактика, а не наказание

Особое внимание будет обращено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

  1. Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены:
  2. 1. Информирование
  3. Означает размещение на официальном сайте министерства, в сети «Интернет» следующей информации:
  4. 1) тексты нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих осуществление государственного, муниципального контроля;
  5. 2) сведения об изменениях, внесенных в вышеуказанные НПА;
  6. 3) перечень обязательных требований;
  7. 4) руководства по соблюдению обязательных требований.
  8. Здесь необходимо отметить, что министерством информирование осуществляется на постоянной основе как на странице органа исполнительной власти Приморского края в сети интернет, так и путем направлений информационных сообщений в личный кабинет лицензиатов.
  9. 2. Обобщение правоприменительной практики
  10. Это документ, который разрабатывается контрольно-надзорными органами и представляет собой анализ типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений. Данный документ также раннее разработан и размещен министерством на официальном сайте органов исполнительной власти Приморского края
  11. 3. Меры стимулирования добросовестности
  12. Под мерами стимулирования добросовестности подразумеваются мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.

Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля.

Здесь следует отметить, что типовые положения о видах контроля в будут разработаны на федеральном уровне после принятия проекта Закона спутника к 248-ФЗ, далее они будут доведены до регионов.

Поэтому пока вопрос по мерам стимулирования добросовестности остается открытым.

4. Объявление предостережения.

Законом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований.

Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий (статья 49 Зкона).

5. Консультирование.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Читайте также:  Правовой режим контртеррористической операции

Вопрос о консультирования часто возникает в ходе осуществления лицензионного контроля в сфере продажи алкогольной продукции. Ранее такая функция как консультирование действующим законодательством не была предусмотрена.

6. Самообследование.

Самообследование будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований.

В случае, если оценка будет высокой, подконтрольный субъект вправе нам сообщить о соблюдении обязательных требований.

7. Профилактический визит.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС. В ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

  • Контрольно-надзорные органы должны предложить провести профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
  • Вместе с тем, согласно Закону контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
  • При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.
  • Новое в проверках

Меняется и сам подход к проведению проверок. Так, в Законе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам — выездной и документарной проверкам — добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий.

В частности, появляется контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

1. Контрольная и мониторинговая закупки.

  1. Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной или мониторинговой закупки не может превышать один рабочий день.
  2. После завершения контрольной закупки инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки.
  3. Мониторинговая закупка проводится в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу или исследования.

2. Инспекционный визит.

Контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом по месту его нахождения.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок его проведения не может превышать один рабочий день.

  • В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  • 1) осмотр;
  • 2) опрос;
  • 3) получение письменных объяснений;
  • 4) инструментальное обследование;
  • 5) истребование документов, которые должны находиться на месте осуществления деятельности контролируемого лица.
  • Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев:
  • — если основанием для его проведения являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, поручение Президента, требование прокурора.
  • То есть по сути это ограниченная во времени внеплановая проверка.

3. Рейдовый осмотр.

  1. Мероприятие, проводимое в целях оценки совершения действий неограниченного круга контролируемых лиц на определенной территории.
  2. Рейдовый осмотр может проводиться в форме межведомственного контрольного мероприятия.
  3. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
  4. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
  5. 1) осмотр;
  6. 2) досмотр;
  7. 3) опрос;
  8. 4) получение письменных объяснений;
  9. 5) истребование документов;
  10. 6) отбор проб (образцов); (может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки без отбора проб. Порядок возмещения лицу стоимости продукции, утраченной в ходе рейдового осмотра, устанавливается Правительством Российской Федерации)
  11. 7) инструментальное обследование;
  12. 8) испытание;
  13. 9) экспертиза;
  14. 10) эксперимент.
  15. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
  16. По результатам рейдового осмотра акт составляется только в отношении лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.
  17. Рейдовый осмотр, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением тех же случаев которые предусмотрены для   инспекционного визита.
  18. На сегодняшний день, проведение рейдовых осмотров предусмотрено 294 Федеральным законом лишь для сферы экологии — обследований особо охраняемых природных территорий и транспорта.
  19. Основания для проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий одинаковые:
  20. 1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  21. 2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  22. 3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  23. 4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  24. 5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований — в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;
  25. 6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
  26. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
  27. В Законе предусмотрена возможность осуществления контрольно-надзорных мероприятий на основании данных дистанционного мониторинга (статья 96).

Эти способы будут применяться в зависимости от ситуации. В некоторых случаях будет достаточно дистанционного автоматизированного контроля с использованием фото- и видеофиксации.

  • Кроме того, в Законе предусмотрено создание на федеральном уровне специальных информационных систем, которые аккумулируют все сведения о проверках.
  • К примеру, в срок до 01 января 2022 года будет введен в эксплуатацию единый реестр видов контроля, также планируется создание единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и информационной системы досудебного обжалования.
  • Обжалование результатов контрольного мероприятия.
  • Статьей 43 Закона прописан порядок досудебного рассмотрения жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения такой системы утверждаются Правительством РФ. Уполномоченный орган будет определен в положении о виде контроля, после принятия проекта Закона-спутника к 248-ФЗ.

  1. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  3. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  4. 2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
  5. 3) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными.
  6. Для реализации положений Федерального закона №248-ФЗ Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект «закона-спутника», который направлен на приведение отраслевого регулирования в соответствие положениям Федерального закона № 248-ФЗ, что позволит внедрить в жизнь новую модель государственного контроля (надзора).

Законопроектом предусмотрены поправки, затрагивающие более ста законов. В их числе: Закон о защите прав потребителей; Закон об алкогольном регулировании; Закон о рекламе; Закон о персональных данных; Закон об обращении лекарств; Закон об основах охраны здоровья граждан; Закон об аудиторской деятельности.

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы в части установления видов федерального, регионального и муниципального государственного контроля (надзора). Новыми редакциями статей для каждого вида контроля устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному, региональному или муниципальному контролю, а по каждому виду – его предмет.

Кроме того, законопроект предусматривает поправки в Закон о лицензировании №99-ФЗ. В частности, в положении о лицензировании конкретного вида деятельности можно будет сократить срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии (статья 85).

Правила о переоформлении лицензий будут заменены нормами о внесении изменений в реестр лицензий. Причем проект предусматривает только электронную выписку из реестра. Также предусмотрены нормы о возможности частичного приостановления лицензии.

  • Министерство промышленности и торговли Приморского края

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter

С 1 июля 2021 года вступает в силу федеральный закон, направленный на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в рф

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
  • Основные положения:
  • Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
  • Федеральным законом устанавливаются:
  • полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля; полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора); полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля;
  • принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые и организационные основы информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правовые основы организации и деятельности контрольных (надзорных) органов, должностных лиц контрольных (надзорных) органов, включая виды контрольных (надзорных) мероприятий, основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, требования к проведению контрольных (надзорных) мероприятий и к контрольным (надзорным) действиям;
  • гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;
  • комплекс профилактических мероприятий;
  • правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований;
  • правовые основы исполнения решений контрольных (надзорных) органов;
  • специальные режимы государственного контроля (надзора): мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор).
  1. Понятие государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  2. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Федеральном законе понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, по устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до нарушений.
  3. Предмет правового регулирования
  4. Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
  • соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
  • соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
  • соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Читайте также:  Пункт весового контроля

С учетом предмета правового регулирования определены исключения из сферы его применения.

Документом предусматривается, что:

  • в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерацией и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор);
  • в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по предметам ведения субъектов Российской Федерации — региональный государственный контроль (надзор);
  • в рамках полномочий по решению вопросов местного значения — муниципальный контроль.
  • Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
  • Система нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • Федеральный закон определяет систему нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Для деятельности контрольно-надзорных органов всех уровней будет создана обширная нормативно-правовая база.

При этом порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля будет устанавливаться на подзаконном уровне различными положениями.

Такой порядок может существенно различаться как по субъектам Российской Федерации, так и по муниципальным образованиям внутри одного региона.

  1. Использование информационных технологий при проведении контроля
  2. Федеральным законом предусмотрено широкое использование информационных технологий при проведении контроля.
  3. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются:
  • единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • информационная система досудебного обжалования;
  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Правила формирования и ведения указанных реестров утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.

  • Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба)
  • Важной основой осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля является применение системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), исходя из которого выбираются профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
  • Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты контроля относятся к одной из шести категорий риска:
  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Профилактические мероприятия

Федеральный закон содержит широкий набор профилактических мероприятий, которые направлены на внедрение системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований и стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.
  1. Проведение профилактического мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, возможно только с согласия контролируемого лица.
  2. Контрольные (надзорные) мероприятия
  3. Федеральным законом предусматриваются следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
  • контрольная закупка;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.
  • Основания для проведения контрольных (надзорных мероприятий)
  • Федеральным законом устанавливается закрытый перечень оснований для проведения контрольных (надзорных мероприятий) в целях ограничения возможности осуществления злоупотреблений при проведении государственного контроля (надзора).
  • В соответствии с положениями Федерального закона контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся на плановой и внеплановой основе.
  • Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением указанных в Федеральном законе случаев, может быть:
  • наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  • наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
  • поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
  1. При этом в целях обеспечения законности контрольных (надзорных) мероприятий закрепляется механизм участия органов прокуратуры в согласовании их проведения.
  2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
  3. Периодичность проверок
  4. Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска.
  5. При этом должно быть учтено, что:
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год;
  • для категории высокого или значительного риска — средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
  • для категории среднего и умеренного риска — минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся для объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.

Положения с более поздними сроками вступления в силу

  • До 31 декабря 2023 года информирование контролируемых лиц, а также подготовка документов в рамках муниципального контроля может осуществляться на бумажных носителях.
  • Федеральным законом предусмотрено введение обязательного досудебного обжалования действий (бездействий) контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Данное положение вступает в силу с 1 января 2023 года.
  • С 1 января 2022 года Правительство Российской Федерации ежегодно направляет в Совет Федерации и в Государственную Думу сводный доклад о государственном и муниципальном контроле

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 июля 2020 г.

Действие: с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений).