Природа судебной власти
- Наукой и практикой разработаны способы устранения юридических коллизий, среди которых основными являются следующие:
- – замена коллизионных нормативных правовых актов на новые;
- – отмена одного из коллизионных нормативных правовых актов;
- – изменение либо дополнение коллизионных нормативных правовых актов;
- – приостановление действия коллизионных нормативных правовых актов;
- – разработка и применение коллизионных норм и принципов;
- – судебное урегулирование;
- – судебное толкование;
- – согласительно-примирительные процедуры;
- – оптимизация правопонимания.
Основы разрешения правовых коллизий закрепляются в законодательстве. В частности, такой механизм закреплен в ст. 76 Конституции РФ. Преодолеваются коллизии при помощи трех основных правил:
- – «lex posterior derogat legi priori» («последующий закон отменяет предыдущий»);
- – «lex specialis derogat generali» («специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон»);
- – «lex superior derogate legi inferior» («закон высшей юридической силы отменяет действие акта низшей юридической силы»).
12. Природа и назначение судебной власти в современном государстве
- Властью называется возможность понуждения человека к определенному поведению вне зависимости от его воли.
- Государственной властью называется форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население страны.
- Базой для построения современного правового государства является реализация принципа разделения властей.
- Разделение властей – не однопорядковый феномен. Разделение властей предполагает два направления государственно-волевой деятельности:
- 1) Разделение властей по вертикали;
- 2) Разделение властей по горизонтали.
- По вертикали государственная власть делится на федеральную и региональную. Разделение властей по горизонтали, в свою очередь, существует в трех аспектах:
- а) функциональном;
- б) институциональном;
- в) персональном.
Функциональное разделение властей – один из аспектов разделения государственной власти по горизонтали, в котором подлежат отделению друг от друга функции нормотворчества, принятия административно-управленческих решений и осуществления государственного принуждения. При этом функция нормотворчества составляет содержание законодательной ветви власти, функция принятия административно-управленческих решений – исполнительной, а функция осуществления государственного принуждения – судебной.
Институциональное разделение властей – один из аспектов разделения государственной власти по горизонтали, в котором подлежат отделению между собой государственные учреждения, специализированные для отправления одного из видов власти. При этом законодательная власть относится к компетенции законодательных органов власти, исполнительная – исполнительных, а отправление правосудия – судебных.
Персональное разделение властей – один из аспектов разделения государственной власти по горизонтали, предполагающий, что функции нескольких ветвей власти не могут исполняться одновременно одним и тем же должностным лицом.
Современное российское законодательство, например, предписывает, что мировой судья одного судебного участка может совмещать занимаемую должность с должностью мирового судьи другого судебного участка, но не может совмещать ее с выборной должностью в представительном органе власти любого уровня.
В последнем случае одно и то же должностное лицо совместило бы в одной персоне исполнение функций судебной и законодательной ветвей власти, что противоречило бы конституционному принципу разделения властей.
https://www.youtube.com/watch?v=srQJ0bMwrUc\u0026pp=ygUs0J_RgNC40YDQvtC00LAg0YHRg9C00LXQsdC90L7QuSDQstC70LDRgdGC0Lg%3D
В полномочия законодательной власти входит разработка и принятие высших нормативных правовых актов национальной правовой системы: законов.
Исполняет законы исполнительная власть. Конечно, законы исполняют и граждане, и представитель иных ветвей власти, но исполнение законов является основным видом деятельности именно исполнительной власти.
- В случае возникновения правовых конфликтов в дело вступает судебная власть, выступающая независимым арбитром в спорах.
- Концепция разделения властей признана руководящей для организации Российского государства следующими нормативными правовыми актами:
- – Конституция РФ;
– Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ;
В настоящее время судебная система рф состоит из следующих судов:
Правовая природа и назначение судебной власти в современном государстве
Конституция Российской Федерации установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ведущим принципом является самостоятельность органов каждой из них.
Принцип самостоятельности судебной власти базируется прежде всего на собственных государственно-властных функциях в системе государственной власти, обособленных и принадлежащих только ей. Сам Термин «функция» неоднозначно воспринимается различными представителями правовой науки, вопрос о его использовании до сих пор остается спорным.
Не входя в детальное исследование этой полемики, отметим лишь, что присоединяемся к сторонникам употребления этого термина для определения основных направлений деятельности судебной власти .
При этом придерживаемся мнения о том, что функции судебной власти не только напрямую производны от функций государства, но и в своем содержании базируются на функциях права.
В правовой науке под функциями государства понимают такие направления его деятельности, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления .
В функциях государственных органов раскрывается конкретная деятельность каждого отдельного звена в механизме государства.
Кроме того, функции государства носят эволюционный характер, изменяются по мере развития общественных отношений и государственно-правовой системы
Как утверждал Л.А. Григорян, государство и органы государственной власти выполняют регулятивную, организаторскую и охранительную функции, то есть государство регулирует общественные отношения и охраняет их .
Суд являлся одним из таких органов и выполнял функции социалистического государства, причем его функции не выделяются, а, наоборот, утверждают, что этот орган государства участвует в реализации всех государственных функций наравне с другими государственными органами .
Цели и назначение, функции, основные ценностные ориентиры в организации любого цивилизованного государства определяются уровнем развития общественных отношений, уровнем «зрелости» государственных институтов, общеправовой и общечеловеческой культурой самого общества.
Нельзя не согласиться с А.Д. Сахаровым, который видел назначение государства в обеспечении прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене . Развивая эту идею, профессор М.И.
Байтин говорит о том, что общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечивать общесоциальную направленность в содержании всех осуществляемых им функций .
Доктрина разделения властей предполагает распределение функций государства между его ветвями, поскольку деятельность каждой из них имеет специфический характер, обусловленный «специализацией» данной власти в системе управления обществом.
Каждая из ветвей власти занимает в этом функциональном механизме свое место. Законодатель создает регулирующий инструмент для поведения социума, исполнительная власть проводит его в жизнь. Основная же нагрузка по «отлаживанию» механизма, разработанного двумя названными ветвями власти, ложится на судебную власть.
В сложных условиях реформирования российской государственности она обеспечивает такое направление в механизме государства как разрешение социального и правового конфликта, то есть основная функциональная нагрузка по достижению социального мира выполняется судом.
В самой сущности правосудия как основной функции судебной власти заложена идея разрешения общественных противоречий, достижение социального компромисса на основе права.
К числу функций правового государства относится и судебная защита прав и свобод. При этом функция судебной власти заключается в разрешении возникающих в обществе конфликтов правового характера
Из данного понимания функций государства и права следует вывод о том, что функции судебной власти не только являются частью направлений деятельности государства по организации современного социума (разрешение социальных конфликтов, сохранение социального мира и правопорядка как основное направление деятельности судебной власти). Они также содержательно определяются регулятивной и охранительной функцией права, поскольку функции судебной власти осуществляются исключительно правовыми средствами, в правовом пространстве и направлены на реализацию права в целом. Функциональная самостоятельность судебной власти определяется как выделением ее собственных, специфических направлений деятельности в системе государственного управления обществом, так и жесткой связанностью их с действием права. Эти основные теоретические постулаты приводят к выводам о своеобразии и особенностях функций судебной власти.
Конституция или законодательство не указывают прямо на перечень функций судебной власти. Однако функции правосудия и конституционного судебного контроля прямо закреплены в ст. ст. 118 и 125 Конституции Российской Федерации.
Это исключительные функции судебной власти, никакая другая власть или ее отдельные органы или общественные институты не вправе их осуществлять. Конституционно также закреплены некоторые из важнейших форм реализации функции судебного контроля в уголовном судопроизводстве, которые также принадлежат исключительно суду.
Статья 22, к примеру, устанавливает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Судебная власть выполняет и другие функции в государственно-правовой системе Российской Федерации. К примеру, М.Р.
Чарыев относит к ним правосудие, судебный контроль, конституционный контроль, толкование Конституции РФ (основные) и судебный надзор, воспитательную функцию, функцию предупреждения правонарушений, выступление с законодательной инициативой, обобщение судебной практики и анализ судебной статистики и др. (вспомогательные) .
Другие авторы определяют круг функций судебной власти иначе , однако для целей нашего исследования важно, что в их составе все исследователи выделяют те направления деятельности, которые представляют собой исключительные прерогативы судебной власти и подтверждают наш вывод о функциональной обособленности судебной власти.
Соответственно наш постулат о функциональной составляющей принципа самостоятельности судебной власти базируется не только на конституционных нормах, но и на анализе природы функций государства и права и находит свое подтверждение в конституционных и теоретических положениях правовой науки.
Природа организации и деятельности судебной власти в современной российской государственно-правовой системе базируется на основополагающей идее ее самостоятельности, что призвано обеспечить реализацию названных функций в целях достижения сущностных задач судебной власти как гаранта социального мира и господства права. Функции как основные направления деятельности судебной власти обусловливают состав ее полномочий в системе государственно-властного механизма.
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость.
В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.
Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.
Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти.
Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти.
Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.
Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
-конституционного; -гражданского; -административного; -уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона.
Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В настоящее время судебная система рф состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции.
Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Мы поможем в написании ваших работ!
Характер судебной власти
Понятие «судебная власть» используется в различных значениях, поэтому, можно сказать, что судебная власть является системой определенных государственных учреждений, судебных органов.
Судебная власть — это ветвь государственной власти, которая осуществляется органами власти и реализует волю государства.
Отличие судебной власти от других видов власти, которые влияют на жизнь людей, таких, как средства массовой информации и общественное мнение, заключается в том, что данная ветвь государственной власти установлена законодательством и Конституцией.
В государстве существует правило, в соответствии с которым, и государство, и отдельные личности обязаны соразмерять поступки с правами. Однако, неоднозначное понимание права и конфликты интересов порождают конфликты правового характера.
+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться
Суды, являясь независимым звеном власти в государстве, несут функцию по предотвращению подобных конфликтов. Осуществляется регулятивная деятельность по защите прав, свобод граждан и утверждению законности и справедливости посредством специфических средств и определенной системой.
Задачи и особенности судебной власти
Судебная власть несет в себе универсальный характер, так как выполняет все основные функции государства и одновременно с этим, обретает независимость относительно остальных ветвей власти.
Независимость судебной власти это основа правового государства и конституционализма и является основной гарантией свободы народа.
Благодаря правосудию обществу обеспечена возможность урегулирования всевозможных конфликтов между гражданами и государством мирным путем. Данная цель достижима с использованием общеизвестных правил, применяемых в праве.
https://www.youtube.com/watch?v=srQJ0bMwrUc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Рассматривая эту сторону вопроса, можно сказать, что право – это также, определенная мера принуждения. Однако, необходимо отметить, что данная мера скоординирована с обществом и реализована в форме закона.
«Характер судебной власти» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость
Гражданин должен быть уверен в том, что меры принуждения к нему могут быть применены лишь со стороны суда. Одновременно с этим, он обладает возможностью защиты от обвинений, и воспользоваться демократическими процессуальными правами.
Судебная власть, представляя собой один из видов власти, одновременно с исполнительной и законодательной, самостоятельна в реализации своей деятельности посредством судебных органов. В своей деятельности по осуществлению правосудия суды никому не подотчетны, они объединены с законодательной и исполнительной властями обязательством использовать законодательные и иные процессуальные акты.
При этом, в ситуациях, если они будут признаны не соответствующими Конституции, судебная власть имеет право отменять:
- законы,
- указы Президента РФ
- постановления Правительства РФ,
Судебная власть абсолютно самостоятельна при вынесении решений и приговоров, при этом, вопросы их исполнения относятся к обязанностям исполнительной власти.
Исходя из этого, можно отметить, что функционал полномочий судебной власти является противовесом по отношению к двум ветвям власти, при этом, объединяясь с ними и представляя единую государственную власть.
Граждане Российской Федерации не имеют полноценного доверия к судебной власти, поскольку не сформирован взгляд на судебные органы, как на защитный инструмент. Данная ситуация сложилась по причине недостаточного финансового обеспечения судебных органов и юридической подготовки определенного числа действующих судей.
В общем, судебная власть способствует установлению правового государства и обеспечению защиты прав и свобод граждан.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Природа и назначение судебной власти в современном государстве
Природа и назначение судебной власти в её современном понимании
Природа и назначение судебной власти – очередной теоретический вопрос в целях подготовки к экзамену на должность судьи. Предлагается рассмотреть два аспекта суд-й ветви власти в РФ:
и их значение для функционирования современного государства.
Для начала нужно сказать пару слов о том, что такое судебная власть. С.в. в её первом образе сформировалась, по мнению историков, в Древней Греции в результате появления первых правовых норм.
Эти нормы ограничивали власть высших должностных лиц, вершивших суд. Начало регулирования и его дальнейшее развитие привело к выделению с.в. из общей властной массы.
Однако, это долгий процесс и тема для отдельного исследования.
История становления с.в. в нашей стране содержит в себе много поворотов, вроде феодальной раздробленности, Смуты, построения командно-административной системы и её разрушения, а также много другого что так или иначе влияло на формирование государственной системы.
В современной России начало становления с.в. датируется 24м октября 1991 года с принятием ВС РСФСР концепции судебной реформы. Именно эта концепция рассматривала с.в.
как самостоятельную влиятельную силу. Этим же документом с.в. рассматривалась как независимая от исполнительной и законодательной.
Независимый суд сравнён с совестью человека, позиционирован гарантом законности и справедливости.
Логическим продолжением концепции стал N 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации”. Здесь с.в. получила закрепление в качестве самостоятельной и независимой, в развитие положений ст. 10 и части 3 ст. 118 Конституции РФ.
Природа судебной власти*
В философском понимании природой чего-либо можно считать единство пространства, времени, материи и процессов, обеспечивающих это единство. Соответственно, под природой с.в. может быть понято единство процессов, происходящих в связи с осуществлением государством с.в. – отправлением правосудия.
судебная власть – элемент конституционного строя РФ, вид госвласти, осуществляющий правосудие от имени государства
Большинство исследователей отмечают конституционную природу с.в. в современной России. Здесь есть прямая связь – существование с.в. возможно в силу прямого изъявления воли народом, зафиксированной в Основном законе страны. Это фундамент доверия народа к той власти, что осуществляет суд. Это, можно сказать, природа происхождения, появления, начала с.в.
https://www.youtube.com/watch?v=E9H-OhSTATQ\u0026pp=ygUs0J_RgNC40YDQvtC00LAg0YHRg9C00LXQsdC90L7QuSDQstC70LDRgdGC0Lg%3D
Происхождение как основа – это важно, но, поскольку речь идёт о современном государстве, то есть смысл сказать о текущей природе с.в. Под последней в этом разрезе можно понимать совокупность проявлений её сегодняшней, текущей сущности.
О сущности с.в. существует довольно много мнений**. И. Кант писал о том, что с.в. говорит о том, что соответствует праву, а что нет. Гегель в своих трудах отмечает, что с.в. познаёт и осуществляет право без субъективного интереса. Актуальность этих высказываний, в целом, является довольно высокой.
Современные авторы раскрывают определение. Так, судья КС РФ в отставке Н.В. Витрук полагает, что призвание суда – это разрешение на основе закона и Конституции конфликтов участников общественных отношений. А.В. Циховский полагает, что сущность с.в. выражается в том, что суд в рамках определённой процедуры решает вопрос применения права и определяет права и обязанности сторон спора.
Частными элементами именно выражения сущности можно признать следующее:
- самостоятельность и независимость от каких-либо проявлений других властных ветвей всех уровней
- осуществление непосредственной защиты прав, законных интересов и свобод граждан и организаций, защиты, осуществляемой именно судом
- исключительность с. в., выражающаяся в отправлении правосудия только судом и никем более, решения судов однозначны и непреклонны, решение суда не в состоянии умалить ни парламент, ни исполнительная власть
- участие суда в регулировании взаимоотношений, возникающих между двумя другими властными ветвями (в силу обязательности суд-х решений, в т.ч., для законодателя и правительства)
- отправление судом исключительно суда – создание, изменение норм или иное регулирование общественных правоотношений (несмотря на то, что у высших судов в России есть право законодательной инициативы)
- реализация судом существующих норм применительно к возникающим в обществе правоотношениям, а значит, претворение в жизнь воли государства
- чёткая регламентация суд-ого процесса и самого обращения в суд, обязанность суда и сторон руководствоваться этими регламентами
- профессионализм судей, основанный на повышенных требованиях к квалификации кандидатов в судьи, их образованию и знаниям (квалификационный экзамен для кандидата, принимаемый коллегией судей, обязанность для судьи повышать квалификацию – ч. 2 ст. 20.1 ФЗ «О статусе судей в РФ»)
Совокупность приведённых сущностных проявлений с.в. можно рассматривать в качестве её текущей, т.е., настоящей природы.
В любом случае природа с.в. представляется сложной. Ряд исследователей отмечает, что природа с.в. выражается в слиянии права и власти***, другие указывают на способность формировать общеобязательные последствия****.
Назначение судебной власти
Ряд авторов полагает, что назначением с. власти является непосредственно отправление правосудия. Другие авторы придерживаются мнения, что назначение с.в. – разрешение юридических конфликтов в определённом порядке. Но это наиболее общий подход к вопросу. Назначение с.в. включает в себя группу понятий.
Так, назначение с.в. как одной из ветвей власти – претворение в текущую жизнь общества воли государства, а также защита прав, законных интересов и свобод граждан и организаций. Под назначением с.в. можно понимать саму возможность выполнять определённые задачи, которые ставит перед государством общество.
Одной их таких задач, помимо непосредственно решения юридических конфликтов, является, например, балансирование двух других властных ветвей. Это пресловутая, но, тем не менее, важная система сдержек и противовесов, продиктованная острой социальной необходимостью.
Необходимость эта выражается в минимизации социальных катаклизмов, революций и подобных явлений. Т.е., стабильности и долговечности государства как механизма. Такие соображения выразил, например, Ш. Монтэскье в своём трактате «О духе законов».
Однако можно с уверенностью сказать, что мысль эта намного древнее, её следы можно найти и гораздо более ранних рукописях.
Таким образом, с. власть – значимый фактор самого существования конституционного строя. Реализуется это через оценку именно судом степени соответствия актов власти исполнительной и законодательной Основному закону государства.
В РФ такими полномочиями наделены конституционные суды Федерации и республик. Конституционные суды (советы) имеются во многих государствах Мира, например, в Германии, Франции, Иране, Южной Корее и других. В США, Японии и ещё ряде государств (в т.ч.
, непризнанных) роль конституционного суда выполняет Верховный Суд.
Сюда же можно отнести и судебный контроль исполнения действующих национальных законодательств. Выражается он в соблюдении законности и справедливости при применении того или иного закона, иных НПА.
На практике осуществляется применением судом к спорным правоотношениям норм, подлежащих применению. Либо же применения нормы в «верном» её понимании, поскольку суд вправе официально толковать нормы.
Ну и, конечно же, в обязательности судебного решения для исполнения:
- госорганами, органами местного самоуправления
- должностными лицами, объединениями, а также
- всеми видами физических и юридических лиц
Обеспечение реализации закреплённых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина является главным содержанием деятельности с.в. (ст. 18 Конституции РФ). С.в. имеет непосредственное отношение к конституционным гарантиям прав на жизнь, свободу, неприкосновенность, а также тайну. Указанное можно прямо отнести к назначению с.в.
* Конституционное право России. Учебный курс (учебное пособие в двух томах, том второй; издание седьмое, перераб. и доп.) (Авакьян С.А.). – М.: “Норма: ИНФРА-М”, 2021. – 936 с.
** Ткачёва Н.В. Предназначение судебной власти, Вестник ЮУрГУ, № 19, 2011, стр. 61
*** Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 12; Власов А.А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. 2004. N 2. С. 13-20.
**** Горская Н.И., Козлов О.В. Административная и судебная власть в России второй половины XIX в. // История государства и права. – 2009. – N 13. С. 23-27; Корякин Е.А. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Российский судья. 2008. N 2. С. 7-8.
Ещё по теме “Природа и назначение судебной власти в современном государстве”:
Сущность судебной власти в Российской Федерации
Статья раскрывает сущность судебной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: власть, государственная власть, судебная власть, сущность, Российская Федерация.
В Российской Федерации существует три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из которой является самостоятельной и независимой, но одновременно сдерживает друг друга. Каждая ветвь государственной власти содержит в себе сущность, т. е. внутреннее содержание, которое раскрывает правовую природу судебной власти в частности.
Для того, чтобы понять, что является сущностью судебной власти в Российской Федерации, автору необходимо провести анализ и сравнение категорий, которые вытекают одна из другой, а именно власть, государственная власть и судебная власть.
Власть, по Толковому словарю Ожегова С. И., это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле; политическое господство, государственное управление и его органы; властные функции главы государства [4].
По Большому юридическому словарю Борисова А. Б.
государственная власть — это разновидность социальной власти, имеющая волевой характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц или делегирована либо санкционирована им, т. е. осуществляется от его имени, по его уполномочию и при его поддержке [3].
Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т. е.
полномочий по рассмотрению и разрешению гражданских, административных, уголовных и конституционных дел в порядке, установленном процессуальным законом, полномочий по обязательному толкованию норм права, контрольных полномочий и некоторых других, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия, по Большому юридическому словарю Сухарева А. Я. [5]
Как видно из вышеуказанных определений, власть как в широком смысле, так и в узком — это совокупность полномочий государственных органов и должностных лиц, оказывающие воздействие на поведение и деятельность других субъектов тех или иных правоотношений.
Следует отметить, что на основании ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации [1].
Соответственно, общее понятие «государственная власть» включает в себя и законодательную, и исполнительную, и судебную власти.
Они функционируют через определённые государственные органы в лице должностных лиц, в частности судебная власть представлена судами Российской Федерации, что подтверждает вышесказанное.
Помимо субъектов, которые осуществляют судебную власть, последняя содержит в себе и другие элементы, которые раскрывают её правовую природу, а именно объекты (то, на что и на кого направлена судебная власть), содержание (права, обязанности, ответственность субъектов), функции (компетенция) и место (роль) в системе разделения властей.
Данные элементы тесно взаимосвязаны между собой и образуют правовые институты, которые также являются элементами судебной власти, например, такие как судебная система, судопроизводство, правоотношения в сфере судебной власти и т. п.
По мнению автора, сущность судебной власти раскрывают именно её функции, которые определяют и образуют направления деятельности судебных органов, а именно их компетенцию (полномочия), цели и задачи.
Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти
Судебная власть — один из видов государственной власти РФ. Это самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отделенный от других видов государственной власти РФ.
Существование судебной власти в качестве самостоятельной ветви власти предусмотрено Конституцией РФ. В ст.
10 Конституции РФ закреплены концептуальные положения-нормы, устанавливающие, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, тесно взаимодействующие между собой.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой.
Данная норма, помещенная в гл. 1 Конституции РФ, дает основания для общего вывода о том, что наличие судебной власти является одним из неотъемлемых атрибутов конституционного строя Российской Федерации.
Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).
Следует отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти».
Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.
Исходя из сказанного, судебную власть можно определить как элемент конституционного строя России, самостоятельный вид государственной власти РФ, охватывающий специальную систему органов, задача которых — осуществляемое от имени государства правосудие, т. е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобязательным.
Расшифровывая данное понятие, отметим следующие моменты.
1) Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.
2) Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты законных интересов граждан, организаций, общества и государства, в том числе и, в особенности, от противоправных действий. Конечно, такие задачи стоят перед всеми субъектами права, но именно для суда они являются предопределяющими в его природе и назначении.
3) Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие, какими бы экстренными ни были обстоятельства; нельзя оправдывать подмену судебной власти и благородными мотивами. Судебную власть осуществляют специальные государственные органы.
Разумеется, есть вопросы, примыкающие к правосудию, которые решают парламенты, их палаты (например, амнистия), главы государств (в частности, помилование). Однако такие вопросы не относятся к судебной власти.
Ни парламент, ни глава государства, ни другие органы не ставят под сомнение акт правосудия, не оценивают его, а исходят из непреклонного действия судебного решения.
4) Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законы, указы и т. д.
, нормативное регулирование общественных отношений как специальная функция не ее предназначение, хотя решения определенных, прежде всего высших, судов могут иметь нормоустанавливающее значение в том смысле, что они отражают позиции судов, становящиеся обязательными для тех, кто вступает в соответствующие отношения. Судебная власть не вправе также выполнять и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причины их зарождения и принятия, это не ее задача, она воспринимает документ таким, каким он представлен суду для оценки. Рассматривая уголовные дела, судебная власть не подменяет органы, которые выполняли близкие задачи — дознание, следствие.
5) Из сказанного следует еще одно проявление назначения судебной власти — она занимает свое место в системе сдержек и противовесов в отношениях между властями в государстве. При этом надо иметь в виду, что судебная власть многогранна. Рассматривая уголовные дела, разрешая имущественные споры и т. п.
, суды реализуют одну часть своих задач, когда о сдерживающих факторах в отношении других властей можно говорить лишь в плане обязательности судебного решения.
Но вот когда суд разрешает споры между иными властями либо оценивает их акты, тогда и проявляется роль судебной власти как элемента системы сдержек и противовесов.
6) В конституционно-правовой природе и сущности судебной власти заложено и то, что базой ее решений являются конституция и законы (в расширительном значении данного слова) государства. Если совершено преступление, если стороны приходят в суд со своим спором, все ждут не просто мнения суда, а его решения, основанного на нормах права.
Конституция укрепляет авторитет суда не только тем, что он, суд, действует от имени государства, но также и тем, что его решения есть интерпретация закона для конкретной ситуации.
Отсюда вытекает и такое требование, как обязательность судебного решения не только для участников соответствующего процесса, но и для иных субъектов права.
7) Особенностью конституционно-правовой природы судебной власти является и то, что она осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил.
Это означает следующее: а) каждое из обращений в суд имеет свои форму и параметры, предполагает вид как суда, так и производства; б) у каждого вида судопроизводства есть много общего с другими, но есть и особенное, откуда вытекают собственные процессуальные правила, и суд обязан ими руководствоваться.
8) Судебная власть осуществляется преимущественно на профессиональной основе. Судьи — специальные государственные служащие, получившие необходимое юридическое образование, достигшие определенного возраста и доказавшие свою профессиональную и жизненную подготовленность для данного вида работы.
Судейство является основным видом их трудовой деятельности.
В осуществлении судебной власти могут участвовать и специально не подготовленные граждане — в виде заседателей; их участие сочетается с работой судей-профессионалов, помогающих этим лицам в формулировании и выражении позиции данных лиц при оценке соответствующих обстоятельств.
Алжеев.