Приостановить действие акта
- При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.
- Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие своей незаконности, не может породить и не порождает юридических последствий, его незаконность настолько очевидна, что он не подлежит исполнению.
- Привлечение лиц к ответственности за неисполнение ничтожных актов незаконно.
- Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.
- Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
- В качестве основания для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений могут выступать:
- · несоответствие содержания акта действующему законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов);
- · несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов (например, отказ в государственной регистрации);
- · необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;
- · истечение срока действия акта управления.
- · нецелесообразность правового акта управления.
Последнее из приведенных оснований может быть основанием для отмены только в том случае, когда решение об отмене принимается непосредственно издавшим органом или должностным лицом, а также вышестоящей инстанцией, наделенной соответствующими полномочиями. Так, акты Правительства РФ не могут быть отменены Президентом РФ иначе как по основанию их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
- Решение об отмене акта государственного управления может быть принято:
- · по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управления;
- · по инициативе вышестоящего органа государственного управления или должностного лица;
· в результате опротестования, т.е. по инициативе органов прокуратуры;
· в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст. 46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствующими полномочиями по обжалованию актов государственного управления.
- Принятие решения об отмене или приостановлении действия акта государственного управления может быть принято:
- · органом, принявшим акт государственного управления;
- · вышестоящим органом, имеющим на это специальные полномочия;
- · судом (в том числе Конституционным Судом РФ).
В частности, Гражданским процессуальным кодексом РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.
В соответствии с Конституцией РФ право отмены актов Правительства РФ предоставлено Президенту РФ. Со своей стороны, Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти.
- Отмена акта государственного управления влечет за собой утрату актом юридической силы с момента отмены или с момента издания.
- Кроме отмены правовых актов, законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения.
- Приостановление действия (исполнения) правовых актов управленияне влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта.
Временно, т.е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение. Затем, уже в зависимости от результатов, акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.
- Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие.
- · Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.
- · Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
- · Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.
- · Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.
- Сравнительная таблица по УК и КоАП
Критерии сравнения | УК | КоАП |
Предмет правового регулирования | общее | |
особенное | особенное | |
Структура кодексов Субъекты ответственности, возраст ответственности Виды наказаний Смягчающие обстоятельства Отягчающие обстоятельства |
Мы поможем в написании ваших работ!
37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления
Отмена
правового акта управления
может быть осуществлена как органами
(должностными лицами), которые приняли
данный акт управления (а также вышестоящими
органами или должностными лицами), так
и органами, имеющими право отмены акта
управления в случае обнаружения его
несоответствия принципу законности.
Особое
значение в системе современного
административного права имеет возможность
признания
административных актов недействующими
или незаконными в судах.
Главная причина прекращения действия
актов управления судом и федеральными
органами исполнительной власти обшей
компетенции (по отношению к актам
нижестоящих органов исполнительной
власти) — нарушение принципа законности
при их подготовке и издании, а также
нарушение законности в самом тексте
административных актов.
Органы
исполнительной власти специальной
компетенции вправе отменять акты
управления нижестоящих органов или
должностных лиц не только по причине
нарушения актом управления законности,
но и учитывая его полезность и
целесообразность для социальной
практики.
Конституционный
Суд РФ
рассматривает жалобы уполномоченных
субъектов права (граждан и других лиц,
а также органов государственной власти)
и дела о соответствии Конституции РФ
нормативных актов Президента РФ и
Правительства РФ, а также актов органов
исполнительной власти субъектов РФ.
Постановлениями Конституционного Суда
РФ акты управления или отдельные их
части и положения могут быть признаны
неконституционными; в этом случае они
утрачивают свою юридическую силу.
Суды
общей юрисдикции и арбитражные суды
(в случае признания недействующими
индивидуальных актов управления)
фактически обладают правом
отмены правовых актов управления.
Законодательные
(представительные) органы
государственной власти края, области
и других субъектов РФ в соответствии с
действующим федеральным и региональным
законодательством могут
отменять правовые акты
управления соответствующих государственных
администраций.
Глава администрации субъекта
РФ имеет право отменять приказы органов
и структурных подразделений данной
администрации. Глава администрации при
соответствующем обращении к нему
руководителей законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъекта Федерации обязан
отменить не соответствующие законодательству
акты органов администрации.
Администрация
субъектов
РФ имеет право внесения в Правительство
РФ представления о признании
недействительными правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти (федеральных министерств,
государственных комитетов, федеральных
служб и т. д.).
В соответствии с
законодательством республик, входящих
в состав Российской Федерации, главы
исполнительной власти этих республик
имеют право отменять или приостанавливать
действие нормативных и иных правовых
актов управления, принятых органами
исполнительной власти этих республик.
Правовой
акт утрачивает юридическую силу, когда
он:
—признан
судом (Конституционным Судом РФ,
конституционными (уставными) судами
субъектов РФ, судом общей юрисдикции,
арбитражным судом) не соответствующим
Конституции РФ и иным федеральным
законам или признан незаконным
(недействительным);
—отменен
органом, его издавшим, или вышестоящим
органом, уполномоченным на совершение
таких действий.
Органы исполнительной
власти имеют право пересмотра принятых
ими административных актов, их изменения
и отмены в связи с их незаконностью,
необоснованностью, отсутствием
позитивного действия, нецелесообразностью.
Сам орган управления (или должностное
лицо) может отменить свое решение только
в том случае, если будет подтверждено,
что принятие этого решения опиралось
на незаконные основания (подделаны
документы; недостоверная информация о
лицах, в отношении которых принимался
документ).
- Основаниями
для отмены акта управления или для
внесения в них изменений и дополнений
являются: - —незаконность
акта управления (противоречие нормам
законодательства); - —практическая
нецелесообразность; отсутствие
положительных результатов действия
актов управления; - —необходимость
замены устаревшего акта управления
новым или внесения в него многочисленных
существенных изменений и дополнений; - —истечение
срока действия акта управления.
Приостановление
акта управления
— официальное временное прекращение
действия данного акта до момента
рассмотрения и принятия по нему
окончательного решения органом, имеющим
право отменять или изменять правовой
акт управления. Акт управления не
подлежит применению, т. е.
временно не действует
(однако он не утрачивает своей юридической
силы), когда, например:
Президент
РФ приостанавливает действие актов
органов исполнительной власти субъектов
РФ (актов высшего должностного лица
субъекта РФ или акта органа исполнительной
власти субъекта РФ) в случае их противоречия
Конституции РФ, федеральным законам,
международным обязательствам России
или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции
РФ; ст. 29 Федерального закона «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации»). В соответствии
со ст. 15 Федерального конституционного
закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном
положении» Президент
РФ вправе приостанавливать действие
правовых актов
органов государственной власти субъектов
Рф, правовых актов органов местного
самоуправления, Действующих на территории,
на которой введено чрезвычайное
положение, в случае противоречия этих
актов указу Президента РФ о введении
на данной территории чрезвычайного
положения;
Правительство
РФ может принять решение о приостановлении
действия актов федеральных органов
исполнительной власти или внести
предложения Президенту РФ о приостановлении
действия актов органов исполнительной
власти субъектов РФ;
суд
общей юрисдикции вправе приостановить
действие оспариваемого решения органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица,
государственного или муниципального
служащего до вступления в законную силу
решения суда по заявлению гражданина
или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе
с тем подача заявления об оспаривании
нормативного правового акта в суд не
приостанавливает действие оспариваемого
нпа (ч.7 ст.251 ГПК РФ);
принесение
протеста прокурора на вступившее в
законную силу постановление по делу об
административном правонарушении
приостанавливает его исполнение до
рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 и ст.
30.11 КоАП РФ).
Судья, орган, должностное лицо,
вынесшие постановление о назначении
административного наказания,
приостанавливают исполнение постановления
в случае принесения протеста.
О
приостановлении исполнения постановления
выносится определение, которое при
необходимости немедленно направляется
в орган, должностному лицу, для исполнения.
Статья 85 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 85 Конституции РФ гласит:
1.
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Комментарий к Ст. 85 КРФ
1.
Президент наделен Конституцией правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.
Процедура разрешения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, включает проведение переговоров, использование Президентом согласительных процедур на основе ФЗ от 6 октября 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005, с изм.). Обеспечение проведения согласительных процедур Указом Президента от 21 июня 2004 г. N 791 возложено на Управление Президента по внутренней политике в пределах его полномочий (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2650).
В силу Конституции разногласия между органами государственной власти могут разрешаться путем передачи Президентом спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения взаимоприемлемого решения на стадии использования согласительных процедур.
При этом ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом (часть 3 статьи 125 Конституции России).
В соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» допустимость обращения ставится в зависимость от предварительного использования Президентом согласительных процедур для разрешения разногласий в споре о компетенции (ч. 2 ст. 93).
Высший Арбитражный Суд рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации в соответствии с ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; с изм.).
В качестве меры, направленной на обеспечение единства правового пространства России, следует назвать создание федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации в соответствии с Указом Президента от 10 августа 2000 г.
N 1486 (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356; 2003. N 25. Ст. 2515), а также возложение Указом от 13 октября 2004 г. N 1313 на Министерство юстиции РФ государственного учета нормативных правовых актов субъектов РФ (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108; с изм.
).
2. Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции, федеральным законам (имеются в виду и федеральные конституционные законы), международным обязательствам России, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент вправе приостанавливать действие таких актов.
Это полномочие Президента проистекает из его конституционного статуса гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Указы Президента приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но не отменяют их. В случае спора вопрос решается судом.
ФЗ от 6 октября 1999 г.
Президент наделен правом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации, а в соответствующих случаях ставить вопрос о его роспуске, предупреждать высшее должностное лицо субъекта и отрешать его от должности при издании ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам, нарушающих права граждан (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; с изм.).
Полномочный представитель Президента в федеральном округе в соответствии с Положением о его статусе в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации Конституции и федеральным законам, нарушения прав и свобод человека и гражданина вносит Президенту предложения о приостановлении действия этих актов (Указ от 13 мая 2000 г. N 849//СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; с изм.). Предложения о приостановлении действия таких актов вносятся также Государственно-правовым управлением Президента (СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2147) и Управлением Президента по внутренней политике (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2650).
В качестве примеров использования Президентом своего статуса гаранта Конституции можно привести издание им только в 2000 г. ряда указов о приостановлении действия противоречащих Конституции и федеральным законам актов: Президента и Правительства Республики Ингушетии (СЗ РФ. 2000. N 19. Ст. 2060, 2061, 2064; N 36. Ст.
3635); глав администраций Амурской, Смоленской и Оренбургской областей (СЗ РФ. 2000. N 19. Ст. 2064; N 21. Ст. 2164; N 36. Ст. 3637); Президента Республики Адыгеи (СЗ РФ. 2000. N 24. Ст. 2544; N 38. Ст. 3777, 3778); губернатора Тверской и Тульской областей (СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2676; N 34. Ст.
3436), других подобных актов.
Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие
- Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.
- Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
- Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.
- Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.
43. К числу административно-правовых форм государственного управления относятся и административно-правовые договоры. В теории административного права выделяются следующие признаки административного договора.
— Заключение административного договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия, чем административный договор отличается от актов управления.
— Административный договор заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения). Так, согласно ст.
13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации по соглашению (договору) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
— Содержание административно-правового договора составляют управленческие отношения. Целью указанного договора, в отличие, например, от гражданско-правового договора, является урегулирование отношений, складывающихся в сфере государственного управления, отношений управленческого характера. Так, в частности, ст.
28 Устава Московской области от 11 декабря 1996 г.
N 55/96-ОЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Московской области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
— Одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен.
- Таким образом, административный договор — это основанное на нормах административного права соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, заключаемое с целью урегулирования отношений управленческого характера.
- Основным критерием классификации административных договоров является предмет договора, по которому выделяются:
- — договоры компетенции;
- — договоры о сотрудничестве;
- — договоры о поступлении граждан на государственную службу.
- К договорам о компетенции относятся договоры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении компетенции, а также о делегировании полномочий.
- Договоры о сотрудничестве определяют различные сферы управленческой деятельности, в частности, обмен информацией, проведение совместных мероприятий и ряд других.
Договоры о поступлении граждан на государственную службу определяют в соответствии с законодательством условия поступления и прохождения различных видов государственной службы.
Например, порядок поступления граждан на военную службу по контракту определяется разделом V «Поступление граждан на военную службу по контракту» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и разделом II «Порядок заключения контракта и прекращения его действия» Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие правовых актов управления. Порядок отмены, изменения и приостановления актов государственного управления. Особенности актов с административными санкциями
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 15Следующая ⇒
Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.
Особое значение в системе современного административного права имеет возможность признания административных актов недействующими или незаконными в судах.
Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти обшей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов.
Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.
Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае они утрачивают свою юридическую силу.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае признания недействующими индивидуальных актов управления) фактически обладают правом отмены правовых актов управления.
Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации.
Глава администрации при соответствующем обращении к нему руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации обязан отменить не соответствующие законодательству акты органов администрации.
Администрация субъектов РФ имеет право внесения в Правительство РФ представления о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. д.).
В соответствии с законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, главы исполнительной власти этих республик имеют право отменять или приостанавливать действие нормативных и иных правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти этих республик.
Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:
—признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным);
—отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным на совершение таких действий. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими
административных актов, их изменения и отмены в связи с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью.
Сам орган управления (или должностное лицо) может отменить свое решение только в том случае, если будет подтверждено, что принятие этого решения опиралось на незаконные основания (подделаны документы; недостоверная информация о лицах, в отношении которых принимался документ).
- Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются:
- —незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);
- —практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления;
- —необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;
- —истечение срока действия акта управления.
Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:
Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Рф, правовых актов органов местного самоуправления, Действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения;
Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе с тем подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нпа (ч.7 ст.251 ГПК РФ);
принесение протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 и ст. 30.11 КоАП РФ).
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста.
О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, для исполнения.
Акты с административной санкцией издаются с целью регулирования однотипных общественных отношений и обязательны для всех субъектов таких отношений.
Акты могут издаваться только по тем вопросам государственного управления, которые специально определены в законодательстве. Данные акты носят общенормативный характер, т.е.
распространяются на граждан, должностных лиц, организации, общественные объединения независимо от ведомственной подчиненности.
Ввиду того, что эти акты содержат санкции, применение которых существенно затрагивает интересы граждан, должностных лиц или организаций, закон ограничивает круг органов, наделенных правом их издания. Полномочия органов государства на издание таких актов закреплены в ст.
4 и 5 КоАП Республики Беларусь.
Такие акты издаются как органами власти, так и органами государственного управления (Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, местными Советами, исполнительными комитетами, исключая сельские, поселковые Советы, исполнительные комитеты).
Нормативные акты, регламентирующие поведение всех граждан, организаций и должностных лиц в ряде областей общественной жизни, имеющие большое значение, всегда содержат санкции за их неисполнение. Принятие подобных актов имеет своей целью охрану жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан, охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности.
Районные и городские Советы депутатов в пределах, определенных законодательными актами, могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность: по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил, за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов.
Исполкомы вплоть до районного звена принимают решения только по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Они вступают в силу в особом порядке, не ранее чем через десять дней после опубликования.
Решения местных Советов издаются на срок их полномочий, при стихийных бедствиях, эпидемиях – на срок их ликвидации.
Акты, нормы которых содержат административные санкции, должны быть доведены до всеобщего сведения (публикация в местной печати, объявление по радио и т.п.) лишь при исключительной срочности (например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями). Они вводятся в действие со дня опубликования.
⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒ |
Отмена и приостановление действия правовых актов управления
Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правового акта управления является основанием для признания его недействительным и соответственно утраты им юридической силы. При этом утрата правовым актом управления юридической силы возможна лишь в результате отмены акта в установленном порядке.
- В основном имеются три возможных варианта отмены таких актов:
- 1) отмена правовых актов управления в результате их оспаривания;
- 2) отмена правовых актов управления вышестоящими органами государственной власти по своей инициативе;
- 3) отмена правовых актов управления по инициативе субъектов, их издавших.
Оспаривание означает процедуру поиска доказательств, свидетельствующих о том, что правовой акт управления дефектен, т. е. что он не соответствует установленным требованиям к его юридическому содержанию или к порядку издания. На этой основе выделяются оспоримые акты. Вариантами оспаривания правовых актов управления являются обжалование и опротестование.
Существуют три варианта обжалованияправовых актов управления.
Во-первых, подача жалобы гражданами на содержание акта, нарушающего их права и свободы.
Это может быть жалоба либо в вышестоящий орган исполнительной власти, в любой другой вышестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу (административное обжалование), либо в суд (судебное обжалование).
Порядок обжалования гражданами действий и решений, нарушающих их права и свободы, будет рассмотрен в главе 11 учебника.
Во-вторых, жалобу в суд вправе подать и общественные объединения. Они могут обратиться с жалобой в судебном порядке, если их права, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, в частности, в результате издания правового акта управления.
В-третьих, законодательство предусматривает случаи, когда правовые акты управления могут быть обжалованы в судебном порядке органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Так, решения Правительства РФ, нарушающие права органов исполнительной власти субъектов РФ, могут быть обжалованы законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ в Конституционный Суд РФ или в Высший Арбитражный Суд РФ (в соответствии с их компетенцией).
Решения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке нижестоящими исполнительными органами (краевыми или областными комитетами, департаментами, службами, управлениями).
Также в судебном порядке могут быть обжалованы правовые акты этих нижестоящих органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права органов местного самоуправления.
Опротестование — это принесение протестов на акты органами прокуратуры. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.
В частности, прокурор или его заместитель опротестовывают противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъекта РФ правовые акты, изданные: а) высшим должностным лицом субъекта РФ (например, губернатором); б) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, правительством); в) руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (например, главой администрации); иными органами государственной, в том числе исполнительной, власти субъекта РФ, и их должностными лицами.
Как обжалование, так и опротестование правовых актов управления сами по себе не влекут признания данных актов недействительными. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответствующий акт отменяется и теряет свою юридическую силу. Но жалоба и протест могут быть оставлены и без удовлетворения, тогда акт продолжает действовать.
Законодательными и подзаконными актами в ряде случаев специально предусматривается порядок отмены изданных органами исполнительной власти правовых актов вышестоящими органами государственной власти и должностными лицами.
При этом отмена правового акта далеко не во всех случаях является результатом его оспаривания (обжалования акта в данный вышестоящий орган или должностному лицу), а может быть осуществлена при наличии к тому оснований по собственной инициативе вышестоящего органа государственной власти или должностного лица.
Так, например, постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).
В ряде случаев президенты республик в составе России могут отменять акты правительств этих республик, а законодательные органы краев и областей при наличии к тому оснований вправе либо отменить акты органов их администраций, либо обязать сделать это главу администрации (губернатора).
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти.
Это может быть сделано, в частности, по предложению Министерства юстиции РФ в случае обнаружения в акте несоответствия его положений Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.
Отмена правового акта управления возможна и по инициативе субъекта, его издавшего. Это может произойти как в силу того, что самим субъектом в изданном акте обнаружены те или иные отклонения от установленных требований, так и в силу того, что принятый акт оказался неудачным, нецелесообразным, преждевременным или по данному вопросу издан новый акт.
Отмена правового акта управления в любом варианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения которых он был издан.
Однако кроме такого варианта, влекущего за собой полную утрату актом юридической силы, возможны некоторые более «мягкие» решения по акту.
В основном это внесение соответствующих изменений и дополнений в его текст (что встречается довольно часто в управленческой практике) или подготовка новой редакции данного акта.
Кроме отмены правовых актов действующее законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения.
Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату приостановленным правовым актом юридической силы. Временно, т. е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение.
Затем уже в зависимости от результатов акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.
Так, Президент РФ вправе до решения вопроса соответствующим судом приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (например, губернатора), органа исполнительной власти субъекта РФ (например, правительства), руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (например, главы администрации) в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.
Рассмотрим еще один пример. Правительство РФ вправе приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае обнаружения в них несоответствий законодательству, нарушений процедуры принятия этих актов и правил юридической техники, нарушений в области реализации полномочий самих органов, а также по ряду других оснований.